Работа с младшими школьниками «группы риска» методом сказкотерапии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чебыкина О. А. Работа с младшими школьниками «группы риска» методом сказкотерапии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 201–205. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54148.htm.
Аннотация. В статье рассматривается теоретическая и практическая часть работы с младшими школьниками («группы риска») методом сказкотерапии. Взаимосвязь между девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна. Выделено влияние сказки на детей. Нами разработаны и реализованы этапы программы: подготовительный, исследовательский, продуктивный, заключительный.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чебыкина Ольга Альбертовна,педагогпсихолог, МКОУ «Лицей №1», Член федерации психологов образования России, Член Российского психологического общества, аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии,Шадринскийгосударственныйпедагогический институт, г.Шадринск OOLGA85@YA.RU

Работа с младшими школьниками «группы риска»

методом сказкотерапии

Аннотация:В статье рассматриваетсятеоретическая и практическая часть работы с младшими школьниками («группы риска») методом сказкотерапии. Взаимосвязь между девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна.Выделено влияние сказки на детей. Нами разработаны и реализованы этапы программы: подготовительный, исследовательский, продуктивный, заключительный. Ключевые слова:деструктивное поведение, причины агрессивности, сказка, сказкотерапия.

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна[7].Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире[2].

Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности приобщении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные. Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коемслучае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия это необходимое и естественное для человека чувство[4].Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.Взаимосвязь между девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего может быть следствием подражания [1].В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение. Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности[5].На формирование отношения к миру влияет много причин:

В первую очередь,это душевное состояние матери в период беременности и после родов.

Вторая причина агрессивностисвязана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образомили с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.Вопервых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.

И, вовторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.Третья причина

это установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни это обретение независимости (в первую очередь, отродителей) и самостоятельности [8].Важно помнить следующее: агрессия это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.Сказка

необходимый элемент воспитания ребенка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй.Сказка первый ориентир, по которому ребенок учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.Сказки влияют на ребёнка:Вопервых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.Вовторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.Втретьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.В сказочных историях можно выделить следующие группы вопросов, которые они поднимают: трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями) чувство неполноценности, потому что практически все агрессивное поведение –результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное страхи и тревоги по самым различным поводам. проблемы, связанные со спецификой возраста: дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным; школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой; подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Работа со сказкой строится следующим образом: чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любоесвое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны[3].Каждый этап обсуждается, так как важны чувства ребенка. Сказкотерапия –направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людямразвить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.Вопервых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступалане только «волшебным зеркалом» реального мира, но –в первую очередь –его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира... Вовторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечиваеткак контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми [6].Втретьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей[9]. Поэтому мы выбрали метод сказкотерапии в разработке программы по профилактике девиантного поведения младших школьниковНапример, в МКОУ «Лицей №1» реализуется программа работы с младшими школьниками («группы риска») методом сказкотерапии.Цельюпрограммы является: профилактика девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия методом сказкотерапии.Задачи программы:1.По результатам диагностики определить учащихся «группы риска», для которых характерна повышенная агрессивность, на которых в последствии будет уделяться особое внимание.2.Разработать занятия по профилактике и коррекции агрессивного поведения [10].3.Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную на просвещение и психопрофилактику агрессивности у детей. 4.Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами. Структура программывключает в себя 4 этапа:1.подготовительный2.исследовательский3.продуктивный4.заключительный Исполнители программы: Социальный педагог, психолог, классные руководители.Структура программы1 этап –подготовительный.На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:девиантное поведение младших школьников;сказкотерапия, формы и особенности работы со сказкой.Так же необходимо приготовить бланки диагностических методик для второго этапа.2 этап –исследовательский.

применение и обработка диагностического материала;

анализ диагностик и составление психологопедагогических характеристикВ диагностических целях используется анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой,тест “Агрессивность” (цельопределение эмоционального состояния), тест Самооценка (цель:изучение степени адекватности оценки подростком самого себя и самопринятии), тест цветового выбора М. Люшер (цель: определение настроения), тест школьной тревожности Филлипса (цель: опеделение уровня тревожности).Все результаты диагностического тестирования детей, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода работы отмечаются в индивидуальных картах. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.3 этап –продуктивный.Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, профилактику агрессивного поведения, психологическом просвещении педагогов и родителей. Занятия с детьми проходят два раза в неделю. Просвещение учителей на педсовете. Просвещение родителей на родительском собрании и при оформлении стенда или уголка психолога.Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:устранения неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;повышения мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;развития способностей и нравственных личностных ориентаций. Принципыкоррекции, которыми пользуются специалисты это дифференцированность, комплексность, последовательность, доступность, преемственность, а функции:1.восстановительная

восстановление положительных качеств;2.компенсаторная –формирование у ребёнка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;3.стимулирующая –оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение к личности ребенка и его поступкам;4.исправительная –исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры и т.д.).Мы проводили такие занятия, как: Занятие «Честность и правдивость»Занятие Доброжелательность. Что это значит?Занятие –«Всегда держи свое слово»Занятие –«Ты и твои друзья».4 этап –заключительный.Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций. Оценка эффективности реализации программы

реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовнонравственному оздоровлению социума.

Ссылки на источники1.Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр.

М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.3.

ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. —СПб.: Златоуст, 1998.4.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитииСанктПетербург, 2003 г.5.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.6.Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.—СПб.: Речь, 2004г.7.Психология формирования и развития личности, М: Наука 1981 г.8.Реан А.А. Психология младших школьниковМ: «Олма пресс» 2003г.9.Умные сказки: сказкотерапия в детской библиотеке / сост. Т.В. Пашкевич. –Псков, 2008. 10.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000