Программа элективного курса «Край ты мой любимый…»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малыхина Т. И. Программа элективного курса «Край ты мой любимый…» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 326–330. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54173.htm.
Аннотация. В данных тезисах в несколько сокращенном варианте представлена авторская программа элективного курса «Край ты мой любимый…». Программа направлена на повышение интереса к изучению истории родного края и развитие исследовательских навыков студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малыхина Татьяна Исаковна,преподаватель, ГБОУ СПО ©Химикотехнологический техникумª, г.Саянскgalkova.i@mail.ru

Программа элективного курса ©Край ты мой любимый…ª

Аннотация.В данных тезисах в несколько сокращенном варианте представлена авторская программаэлективного курса ©Край ты мой любимый…ª. Программа направлена наповышение интереса к изучениюистории родного края и развитие исследовательских навыков студентов.Ключевые слова: элективный курс,краеведение, субрегиональный компонент, поисковая работа, исследовательская работа, интеллектуальное, творческое развитие студентов.

Человек, не знающий своих корней, не может твердо стоять на земле. Твердость и устойчивость каждому придает чувство единства и родства со всем, что его окружает. В подростковом возрасте в процессе самопознания и самоопределения личности потребность приобщения к местной культуре особенно велика. Этот интерес повышает мотивацию у студентов к активному изучению краеведения.Необходимость создания программы “Край ты мой любимый…” вызвана тем, что современные учебнометодические комплексы содержат достаточно материала по приобщению студентов к истории страны, области, но в них не учитывается субрегиональный компонент, содержащий материал о конкретном регионе. Помочь восполнить этот пробел может программа элективного курса “Край ты мой любимый…”. Она содержит материал по истории Зиминского района –малой Родине многих студентов (истории района, села, деревень, деятельности известных земляков и т.д.).Усвоение информации об истории региона, в котором проживает студент способствует воспитанию патриотизма, уважительного отношения к односельчанам, бережному отношению к памятникам истории и культуры, воспитанию ценностной ориентации в условиях диалога культур.Ведущая идея программы –развитие общих компетенцийчерез приобщение к поисковой работе.Программа рассчитана на студентов 1 курса техникума, проявляющих интерес к изучению истории и краеведения.Методологические положения:1.Межпредметность.В курсе тесно переплетены знания, умения, навыки из учебных дисциплин истории и вспомогательных исторических дисциплин (краеведение, нумизматика, топонимика и другие), биология, география Иркутской области.2.В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.3.Практическая деятельность студентов: разработка проектов, исследовательских работ, экскурсии, встречи.Основные понятия курса:Историческое краеведение, исторические источники, археологические исследования, генеалогия, генеалогические источники, деревня, погост, село, промыслы, ярмарки, уезды, волости, традиции.Цель курса:патриотическое и гражданское воспитание через формирование активной гражданской позиции, чувства уважения, гордости, любви к своей малой Родине и содействие становлению человека как духовнонравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности.Задачикурса:1.формировать гражданское и патриотическое мировоззрение, культуру общения, осознанную необходимостьбережного отношения к наследию жителей родного края, уважения к предкам и согражданам;2.воспитывать чувство гордости, сопричастности и ответственности за историю своего края;3.способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни города и района; обеспечивать усвоение знаний по истории семьи, села, исторических личностей, связанных с историей края, изучение основ поисковой, музейной работы;4.формировать навыки поиска информации работы с историческими источниками, схемами, диаграммами, мемуарной, научнопопулярной литературой и периодической печатью, и получение знаний об исторических особенностях развития родного края, закрепление основ культуры, восприятия информации в музее;5.развить потребности к самостоятельному изучению истории родного края, интеллектуальное, творческое развитие студентов.Краткое описание структуры программы.Программа элективногокурса состоит из трех частей: ©Паспорт программыª, ©Учебнотематическое планирование и содержание программыª, ©Условия реализации программыª. ©Паспорт программыª содержит сведения о количестве часов курса, формах и методах проведения занятий, формах текущего контроля и формах отчетности по завершению курса, требования к результатам освоения программы.В части программы ©Учебнотематическое планирование исодержание программыª включен переченьтем занятий, их содержаниес указанием времени, отводимого на их выполнение, и описание организации работы студентов.©Условия реализации программыª содержит предполагаемые результаты образовательного процесса по завершению изучения элективного курса, а также список рекомендуемой литературы и средств обучения. Элективный курс рассчитан на 34 часа и предлагается всем студентам 1курса. Форма проведения занятий:общегрупповые, групповые, индивидуальные.Формы и методыобучения:Чтобы процесс воспитания и обучения происходил эффективнее, наряду с традиционными формами проведения занятий рекомендуется использовать нестандартные формы проведения занятий. Например, беседа с элементами творческопоисковых заданий, заочное путешествие, экскурсия, обмен мнениями, викторина, интегрированный урок, конференция, встреча с интересными людьми, ролевая игра, исследование, презентация, круглый стол. Основные методы работы: поисковый, проблемный, практикум, лекция.Текущий и итоговый контрольпредлагается осуществлять с помощью тестов, викторин, коммуникативных ситуаций, ролевых игр. В течение учебного года студенты готовят сообщения, устные выступления, буклеты, проект, темы которого были предложены на вводном занятии.Основные формы отчетности:тетрадь с конспектами и заданиями, эссе, творческие работы (электронные презентации, рефераты, доклады, тексты). В процессе работы учитываются следующие моменты:1.Заинтересованность студентов. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала;2.Желание. Работают все, кто как может. Если чтото не получается, возможна замена заданий;3.Возрастные особенности. Материал по сложности доступен для понимания;4.Поисковотворческий подход.Требования к результатам освоения программыПо завершению курса студенты должны:

знатьнаиболее яркие моменты из истории края, района;особенности культуры и культовых сооружений;о происхождении сел Зиминского района, о происхождении названий улиц города Зимы, города Саянска, своего села. выдающихся деятелей региональной истории, земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;иметь представление о понятии ©краеведениеª, его описание и собирательствоуметь:давать характеристику исторической личности в контексте истории;писать и выступать перед аудиторией с сообщениями, докладом, презентацией;писать и защищать рефераты; создавать презентации, проектные работы;работать с различными историческими источниками;составлять вопросы для бесед и анкет, вести записи бесед;анализировать,систематизировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, слушать, понимать, рассуждать. Отстаивать свою позицию, основанную на собственных знаниях и представлениях. Соотносить свою позицию с позицией других, корректировать свою точку зрения с учётом новой информации.К ожидаемым результатам следует отнести:осознанное продолжение изучения

истории края;устойчивый интерес к жизни города и района, бережное отношениек наследию жителей родного края, уважение к предкам и согражданам;участие и победа

команды студентов данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх;высокий уровень познавательной активности.По итогам успешного завершения курса (защиты творческой работы) студенты получают сертификат об окончании элективного курса.Таблица 1Учебнотематическое планирование элективного курса “Край ты мой любимый…ª

№Наименование разделов и темОрганизация учебной работыКолво часов

ВведениеИнформационная лекция с элементами беседы. Викторина.1ч.Раздел I©Путешествие в мир музеяª8ч1.1Музейхранитель исторической и социальной памяти.Начать работу со словарем музейных терминов. При характеристике типов и профилей музеев использовать видео или иллюстративные материалы. Самостоятельная работа ©Определение специфики музеевª. Работа с тестом.

1ч.1.2©Я поведу тебя в музейªПроведение урока в историческом музее города Саянска. Познакомить студентов с подразделениями музеев, с направлениями деятельности музейных работников.

1ч.1.3Феномен музейного предметаДиалогическая лекция. Ознакомление студентов с историческими источниками (подлинные и/или иллюстративные материалы), работа с понятиями. Используя метод бесед, преподаватель выделяет 1ч.основные признаки музейного предмета, корректирует, уточняет ответы.Студенты отрабатывают основные понятия. Работа со словарем музейных терминов. Самостоятельная работа ©Атрибуция музейного предметаª.Преподаватель подбирает музейный предмет, дает алгоритм атрибуции музейного предмета.1.4Описание музейных предметов, коллекцийЛабораторнопрактическаяработа. Преподаватель подбирает исторические источники, записывает на доске основные признаки их атрибуции, формирует группы, предоставляет памятки по описанию предметов, проводит индивидуальные консультации во время лабораторной работы.

1ч.1.5©Малая академия исторических наукª (научноисследовательская деятельность музеев)Диалогическая лекция с элементами практической работы.Обсуждение вопросов, касающихся дополнительных исторических дисциплин. Использование методологических приемов дополнительных исторических дисциплин в изучении вещественных источников. Практическая работа. Отработка навыков записи рассказов и воспоминаний ветеранов и очевидцев событий. Преподаватель формирует группы по 23 человека, дает задание студентам составить вопросы к беседе по предложенным темам: ©Моя семейная историяª, ©Моя семья в годы войныª, ©История улицы ( села), на которой я живуª, ©Загадки бабушкиного сундукаª; взять интервью у родственников и знакомых и сделать записи рассказов.

1ч.1.6Музейная студия. Подготовка к защите проекта ©Мы строим музейªИндивидуальная работа со студентами.Изучение методики написания исследовательской работы, методики защиты работы.

1ч1.7Музейная студия. Защита проектов.Защита проектных заданий. Развитие у студентов общеучебных умений и навыков: умения сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историколитературного цикла, материалы из СМИ и периодической печати, статистические данные.2ч.Раздел II©Истрия родного краяª21

2.1©Истрия родного краяªЛекция с элементами творческих заданий. Ознакомление студентов с тематическим планом раздела, темами творческих заданий

1ч.

2.2История города Саянска, ОАО ©СяанскхимпластªЭкскурсия в музей ОАО ©Саянскхимпластª.Ознакомление студентов с основными страницами истории музея и его экспонатами. Отработка навыков записи рассказа экскурсовода.

1ч.2.3Достопримечательности Зиминского района.Заочная экскурсия. Работа с картой Зиминского района. Студенты отрабатывают основные понятия. Работа со словарем.1ч.2.4Население. Традиции и обычаи края.Лекция с применением мультимедийной презентации и элементами беседы. Работа студентов с дополнительным материалом, материалом периодической печати.

1ч.2.5Знакомство с экспонатами исторического музея города Зимы.Экскурсия в исторический музей города ЗимыСтарые фотографии города и его жителей.Жизнь и быт крестьян жителей Зиминского уезда.Документы и вещи из частных семейных архивов.1ч.2.6Знаменитые людикрая. Писатели и Составление студентами вопросов для беседы, ведение беседы.1ч.поэты, художники, руководители… Они прославили наш край.Встреча с поэтессой городаСаянска

Надежой Антипкиной и художником Александром Знаменским.

2.7Ознакомление с экспонатами картинной галереи города Саянска.Экскурсия в картинную галерею города СаянскаОзнакомление студентов с экспонатами картинной галереи 1ч.2.8История названий улиц города Зимы, улиц поселков Зиминского района.Круглый стол ©Топонимика города Зимыª. Защита рефератов, докладов по исследованию истории названий улиц города Зимы, улиц поселков Зиминского района.1ч.2.9История деревень Зиминского района.Путешествие по карте Зиминского района. История сел Кимильтей, Покровка, Центральный Хазан, Баргадай и других.1ч.2.10Знакомство с экспонатами исторического музея села Кимильтей.Экскурсия в исторический музей села Кимильтей.Экспонаты предметы, найденные участниками краеведческих экспедиций.Экспонаты построек 1819 веков.Жизнь и быт крестьян жителей села, каторжан к.19 –начала 20века.1ч.2.11Поклонимся великим тем годамУрок мужества ©Величие подвига. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.1ч.

2.12Отчизны верные сыныЭкскурсия по залу ©Преемственность воинского подвигаª исторического музея города Саянска.Самостоятельная работа с материалами музея.

1ч.2.13Урок мужества на тему ©Выпускники –участники конфликтов XX векаªВстречи с участниками военных конфликтов XX векаª.Самостоятельная работа –интервью участника конфликта

1ч.2.14Творческие люди нашего края.Составление студентами вопросов для беседы, ведение беседы.Встречи с интересными людьми города, района..

1ч.2.15Они прославили наш край.Просмотр презентации ©Они прославили наш крайª. Обмен мнениями.

1ч.2.16Судьба церквей и часовен в нашем крае.Лекция с применением презентации.Зима. Церковь Николая Чудотворца; СвятоНиколаевский храм с.Кимильтей; Саянск. Благовещения Пресвятой Богородицы1ч.2.17История техникумаМиниконференция ©История техникумаª. Выступление студентов с докладами, сообщениями отражающими страницы истории училища, лицея, техникума.1ч.2.18Наш техникум вчера, сегодня, его успехи и проблемы.Встреча с ветеранами педагогического труда.Дебаты.

1ч.2.19Гордость нашего техникума.Встреча с выпускниками техникума, просмотр видеофильма о выпускниках с элементами беседы.

1ч.2.20Являюсь ли я патриотом своего края?

Диспут ©Являюсь ли я патриотом своего края?ª1ч.2.20Город Саянск сегодня.Информационная лекция с элементами беседы.Самостоятельная работа студентов с материалами периодической печати.1чИтоговое занятиеИтоговый контрольЗащита исследовательских работ, проектов, презентаций по тематике, выбранной в начале изучения курса.2чПодведение итогов курса. Самооценка2чВсего34ч.Содержание курсаВведение.Введение в субрегиональное краеведение. Особенности курса. Что изучает краеведение. История края –часть истории России. Исторические источники.Раздел I©Путешествие в мир музеяªТема 1.1 Музейхранитель исторической и социальной памяти.Понятие ©музейª, первые национальные музеи, появление музеев в Иркутской области. Профили музеев: исторический, литературный, естественнонаучный, технический,театральный, музыкальный, мемориальный. Музей образовательного учреждения и его специфика.Тема 1.2 ©Я поведу тебя в музей.Организационная структура музея, основные функции музея, виды музейной деятельности, музейные профессии.Тема 1.3 Феномен музейного предмета.Понятия: ©музейный предметª, ©экспонатª. Особенности и специфика музейных предметов, их классификация: вещественные, изобразительные, кинофотодокументы, фоно –и видеозаписи, компьютерные источники. Основные критерии ценности музейного предмета: научная, художественная и мемориальная значимость. Реликвии ираритеты. Копии музейного предмета: ксерокопия, фотокопия. Атрибуция музейного предмета. Выявление основных признаков музейного предмета.Тема 1.4 Описание музейных предметов, коллекций.Нумизматические материалы: бумажные деньги, монеты, жетоны, значки имедали. Изучение на них изображений (типы), надписей (легенды), размер (метрология), район и время обращения, техника изготовления. Методика создания коллекций. Изобразительные источники: рисунки, чертежи, карты, картины, фотографии. Оформление паспорта изобразительного источника. Этнографические источники. Описание орудий труда, одежды, утвари, жилища: назначение, характерные особенности вещи и отдельной детали.Тема 1.5 ©Малая академия исторических наукª (научноисследовательская деятельность музеев).Исследовательская деятельность музеев. Экспедиции как способы изучения родного края: рассмотрение основных направлений сбора и изучения краеведческих материалов (этнографических, фольклорных, изобразительных источников, нумизматических предметов, памятных значков и медалей, памятников истории и культуры).Тема 1.6 Музейная студия. Подготовка к защите проекта ©Мы строим музейª.Анализ собранной информации, отбор наиболее значимых материалов, мотивация выбора, выстраивание общей логической схемыТема 1.7 Музейная студия. Защита проектов.Защита проектных заданий.Раздел II. Истрия родного краяТема 2.1 История родного края. Понятие краеведение. Задачи краеведения:

Изучение субрегионального исторического материала (истории района, села, деревень, города Зимы, Саянска), жизни и деятельности наиболее известных земляков и т.д.Тема 2.2 История города Саянска, ОАО ©Сяанскхимпластª.История основания города, возведение первых объектов, вклад первостроителей в строительство города Саянска.Тема 2.3 Достопримечательности Зиминского района. Памятники деревянного зодчества и архитектуры города Зимы.Водонапорная башня —памятник транспортной архитектуры начала XX в.Тема 2.4 Население. Традиции и обычаи края.Нации и народности, населяющие территорию края. Особенности их культуры, традиций и обычаев.Тема 2.5 Знакомство с экспонатами исторического музея города Зимы. Старые фотографии города и его жителей.Жизнь и быт крестьян жителей Зиминского уезда.Документы и вещи из частных семейных архивов.Тема 2.6 Знаменитые люди края.Писатели и поэты, художники, руководители… Они прославили наш край.ПоэтессагородаСаянскаНадеждаАнтипкина, художник Александр Знаменский

Тема 2.7 Экспонаты картинной галереи города Саянска.Тема 2.8 История названий улиц города Зимы, улиц поселков Зиминского района.Улицы имени А.Н.Гринчика; А.М.Матросова; Н.Ф.Гастелло и другие.Тема 2.9 История деревень Зиминского района. История сел: Кимильтей, Покровка, Центральный Хазан, Баргадай и других.Тема 2.10 Экспонаты исторического музея села Кимильтей.Экспонаты предметы, найденные участниками краеведческих экспедиций.Экспонаты построек 1819 веков.Жизнь и быт крестьян жителей села, каторжан конца 19 –начала 20 века.Тема 2.11 Поклонимся великим тем годам.Вклад земляков в победу в Великой Отечественной войне. Герой Советского Союза В.Н.Алексеев; В.К.Беломестных, М.И.Барков; С.В. Клименко;Д.М.Перов. Тема 2.12 Отчизны верные сыны.Материал о земляках, совершивших боевые или трудовые подвигиТема 2.13 ©Выпускники –участники конфликтов XX векаª.Выпускники техникума, принимавшие участие в боевых действиях по защите Конституционного строя в Чеченской республике.Тема 2.14 Творческие люди нашего края.Тема 2.15 Они прославили наш край.Тема 2.16 Судьба церквей и часовен в нашем крае.Зима.Церковь Николая Чудотворца; СвятоНиколаевский храм с.Кимильтей; Саянск. Благовещения Пресвятой БогородицыТема 2.17 История техникума.Страницы истории страницы училища, лицея, техникума.

Тема 2.18 Наш техникум вчера, сегодня.Успехи и проблемы техникума. Встреча с педагогами, мастерами –ветеранами труда:Тема 2.19 Гордость нашего техникума: выпускники техникумаТема 2.20 Являюсь ли я патриотом своего края?Интересы современной молодежи, чем они отличаются от интересов молодежи 7080х годов. Что для вас значит патриотизм? Главные ценности современной молодежи. Я и судьба моего края.Тема 2.21 Город Саянск сегодня.Население. Предприятия. Объекты социальнокультурной сферыИтоговое занятие. Итоговый контроль.Защита исследовательских работ, проектов, презентаций по тематике, выбранной в начале изучения курса.Подведение итогов курса. СамооценкаУсловия реализации программыУсловия успешного освоения содержания элективного курса:обеспечение доступа студентов к литературе по краеведению; материалам периодической печати, возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.Продуктивный уровень программыреализуется при помощи таких методов организации образовательного процесса, как эвристические методы получения знаний: учебноисследовательские, учебноигровые, коммуникативнодиалоговые, особое внимание уделяется интеллектуальной, предметнопрактической сферам развития личности. Используются объяснительноиллюстративный, репродуктивный, поисковые методы обучения; фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная формы организации учебной деятельности.С целью устойчивой исторической подготовки для студентов должны быть организованы встречи со студентами исторических вузов, работниками музеев и библиотек, экскурсии по историческим местам, посещение музеев, библиотек, городов Зимы, Саянска. Занятия по курсу должны быть направлены на изучение методики написания исследовательских работ, защиты работы, конструирования рассказа в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции, подготовка и защита сообщений, докладов по определенным вопросам), на развитие умений сравнивать, обобщать, систематизировать полученный материал; использовать дополнительный учебный материал предметов историколитературного цикла, материалы из СМИ, статистические данные.