Педагогический проект "Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии"
Выпуск:
ART 54195
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тихонова
Л.
М. Педагогический проект "Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
416–420. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54195.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогического коллектива с одаренными детьми. В 2012 году гимназии был присвоен статус экспериментальной площадки (распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 07.11. 2012 №409-р «Об организации экспериментальных площадок по созданию системы выявления и социально-педагогического сопровождения одарённых детей Самарской области на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №38 городского округа Тольятти»). Программа опытно-экспериментальной работы составлена на основе педагогического проекта «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии». Профиль гимназии – лингвистический. Учащимся предоставляется возможность изучения пяти иностранных языков: английского, немецкого, французского, итальянского и испанского. Учебная и воспитательная работа в учреждении осуществляется в условиях особой поликультурной среды, что позволяет решать задачи поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми.
Текст статьи
Тихонова Людмила Михайловна,заместитель директора по учебновоспитательной работе, МБУ гимназия №38,
г. Тольяттиtihonowa50@yandex.ru
Педагогический проект «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии».
Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогического коллектива с одаренными детьми. В 2012 году гимназиибыл присвоен статус экспериментальной площадки (распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 07.11. 2012 №409р «Об организации экспериментальных площадок по созданию системы выявления и социальнопедагогического сопровождения одарённых детей Самарской области на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №38 городского округа Тольятти»). Программа опытноэкспериментальной работы составлена на основе педагогического проекта «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии». Профиль гимназии –лингвистический. Учащимся предоставляется возможность изучения пяти иностранных языков: английского, немецкого, французского, итальянского и испанского. Учебная и воспитательная работа в учреждении осуществляется в условиях особой поликультурной среды, что позволяет решать задачи поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Ключевые слова: одарённые дети, инновационные формы, поликультурная среда.
ПАСПОРТ опытноэкспериментальной программы «Одаренные дети» МБУ гимназии №38 на 20122014 годыНаименованиеПрограммыПрограмма «Одаренные дети» на 20122014 годы в рамках реализации проекта«Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии»Основание для разработки ПрограммыРаспоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 07.11. 2012 №409р Ведомственная целевая программа «Одарённые дети Самарской области» на 20112013Заказчик ПрограммыМинистерство образования и науки Самарской областиОсновные разработчики программыНаучнометодический совет МБУ гимназии №38Цель ПрограммыСовершенствование и модернизация условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в образовательном учрежденииЗадачи ПрограммыОбеспечение условий для реализации личностного потенциала обучающихся гимназииОрганизация целенаправленной работы с участникамиобразовательного процесса через систему диагностикиОптимальное использование условий поликультурной среды гимназии для развития и поддержки одарённых детейСроки реализации Программы20122014 годыИсполнители мероприятий ПрограммыПедагогический и ученический коллектив МБУ гимназии №38, научнометодический совет гимназии, совет гимназистов, Попечительский СоветОсновные мероприятия ПрограммыРазвитие и поддержкаодаренных детей, создание условий для развития и самореализации одаренных детей, методическая поддержка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, осуществление организационных мероприятий по различным направлениям paботы с одаренными детьми и по обеспечению реализации Программы
Программа опытноэкспериментальной работыИнновационный статус: региональная опытноэкспериментальная площадка.Тема эксперимента: Модернизация и оптимизация системы работы с одарёнными детьми в гимназии.Руководитель эксперимента в МБУ гимназии №38:директор МБУ гимназии.Координаторы эксперимента, автор программы:Тихонова Л.М.–заместитель директора по учебновоспитательной работеМетодическое сопровождение:Региональный центр «Одарённые дети» ГБОУДОД ЦРТДЮ ЦСМ.Состав и функциональные обязанности экспериментальнойгруппы:Л.М. Тихонова–заместитель директора по учебновоспитательной работе. Планирует и организует экспериментальную работу; осуществляет информационное и кадровое обеспечение экспериментальной работы; проводит мониторинг эксперимента; осуществляет контроль за соблюдением временных рамок эксперимента и подготовкой отчётных материалов; занимается собственной исследовательской работой Ф.И.О –заместитель директора по воспитательной работе. Осуществляет методическую, контрольнодиагностическую деятельность воспитательной работы; проводит мониторинг участия и достижений обучающихся в конкурсах творческой направленности; занимается собственной исследовательской работой.Ф.И.О. заместитель директора по учебновоспитательной работе. Осуществляет мониторинг качества знаний учащихся; организует методическое сопровождение всероссийской предметной олимпиады школьников; проводит мониторинг участия и достижений обучающихся в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.Ф.И.О. –заместитель директора по учебновоспитательной работе. Осуществляет методическую, контрольнодиагностическую деятельность дополнительного образования гимназии; организует и контролирует урочную и внеурочную деятельность по иностранным языкам.Ф.И.О. –психолог гимназии. Организует психологодиагностическую деятельность и осуществляет психологическое сопровождение одарённых детей.База эксперимента: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №38 городского округа Тольятти.Объект эксперимента:система работы с одарёнными детьми в МБУ гимназии №38.Предмет эксперимента: организация оптимальных условий для развития одарённости гимназистов.Актуальность темы:В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, одним из основных направлений развития общего образования является развитие системыподдержки талантливыхдетей.Идея основана на том, что одновременно с реализацией стандарта общего образования необходимо выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Целенаправленная работа с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства Ожидаемые результаты реализации ПрограммыСоздание устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личностиСистема организации контроля за исполнением ПрограммыКонтроль за реализацией Программы осуществляется заказчиками Программы
обусловлена кардинальными переменами, которые происходят в социальноэкономическом развитии нашей страны. Обществу необходимы люди, способные нестандартно решать новые проблемы. Одаренные дети дают возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Поэтому важной задачей современного образования в России является развитие и сохранение творческого потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования и воспитания. Это коренным образом измениттворчество, образованность, нравственность идуховность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает создание условий и средств, которые способствуют развитию одаренного ребенка.Цели и задачи работы с одаренными детьми в системе образования гимназииЦель работы с одаренными детьми:создание комплекса условийи средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в гимназии.Анализ особых успехов и достижений обучающихся гимназииНа основе комплексного мониторинга одаренности обучающихся, проведенного в МБУ гимназии № 38 создан электронный банк данных одаренных детей, позволяющий отследить успехи и достижения каждого ученика.В него вошли 500 обучающихся с 1 по 11 класс. Ежегодно организуется участие обучающихся в предметных олимпиадах, научнопрактических конференциях школьного, муниципального и регионального, всероссийского и международного уровней. Ежегодно в МБУ гимназии № 38 проходит гимназический этап всероссийской олимпиады школьников 4 –11 классов по 13 предметам. В школьном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 300человек, в среднем, каждый ученик смог принять участие в трех различных школьных олимпиадах. За три последних года возросло количество участников и призеров школьного этапа олимпиад с 20,4 % до 61,3%. Соответственно возросло и участие муниципальном уровне. Призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам стали 45 обучающихся (70 %). Количество призеров увеличилось на 7 % в сравнении с 2008/2009 учебный год. Победителями муниципального этапавсероссийской олимпиады школьников стали20 человек (45 % от количества участвующих). В городском и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 58 человек, 29 из них стали победителями и призерами по 15 предметам (2011 2012 учебный год). В сравнении за три года произошел ростна 67%. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2012 году приняли участие 5 обучающихся 9 –11 классов,один стал призером по физической культуре. Для подготовки команды школьниковпобедителей муниципального и регионального этапа всероссийской олимпиадыв гимназии были организованы семинарытренинги по основным предметам, организована индивидуальная консультативная деятельность преподавателей с участниками регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Помимо Всероссийской предметной олимпиады, учащиеся гимназии активно приняли участие в Международной олимпиаде по основам наук. В 2009 –2010 учебном году количество участников составило 30 человек, из нихпобедителями 13 степени стало 25 человек. Уже в 2011 –2012 учебном году количество участников возросло до 120 человек, финалистами стало 61, а победителями –58. Учащиеся гимназии принимают активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. В 2011 –2012 учебном годуучащийся гимназии стал победителем международной программы обмена для старшеклассников«FLEX» и продолжил обучение в США.С 2008 года команда учащихся гимназиипринимает участие во Всероссийской научнопрактической конференции по английскому языку «PLAZMA» в городе Обнинск, где учащиеся гимназии неоднократно становились призерами и лауреатами.С 2010 год гимназия становилась победителем городской Спартакиады школьников (2010 г. –3 место, 2011 –2 место,2012 –1 место) В 2012 году спортивная команда гимназии стала победителем Президентских спортивных игр и приняла участие в заключительном этапе в детском центре «Орленок».Ежегодно более30% учащихсяпринимают участие в предметных конкурсах «Русский медвежонок» –языкознание для всех» (620 человек за три года); 35 –обучающихся стали победителями; «Кенгуру –математика для всех» –630 человек за три года, из них 19 –победителей, «КИТ» –82 человек, 18 –победителей, «Золотое руно»247 участников, 29 победителей. Большое внимание в гимназии уделяется выявлению и развитию творческой одаренности. Осуществляется разносторонняя работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы). Ежегодно в гимназии организуютсятворческие конкурсы, в которых участвуют более чем 70% детей.8 учащихся стали победителями городского конкурса «Радуга надежд». Дважды учащиеся гимназии становились победителями регионального этапа Всероссийского конкурса рисунков «Гамаюн –птица вещая». В 2010 году гимназия стала победителем регионального конкурса «Система работы с одарёнными детьми»Общее описание проекта:Развитие детской одаренности рассматривается как одно из приоритетных направлений развитияМБУ гимназии № 38, которое включает в себя осуществление инновационных преобразований в разработке и внедренииновых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров. Анализируя работу гимназии с детьми, имеющими ярко выраженныетворческие способности, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении сложиласьсистема работы в этом направлении.В соответствии с Концепцией и Программой системы работы с одаренными детьми вМБУ гимназии № 38 городского округа Тольяттисозданы условия для развития одаренности: нормативноправовая база («Положение о научном обществе учащихся», «Положение об ассоциациях и предметных кафедрах», «Положение о школьных предметных олимпиадах»; «Положение о кафедре МБУ гимназии №38», «Положение о поощрениях», Программа гимназии «Система работыс одарёнными детьми» (20062011г.);методические обеспечение системы работы с одаренными детьми («Положение о научнометодическом совете», план работы творческих групп учителей по разработке методического сопровождения подготовки обучающихся к конкурсам и олимпиадам);в план работы гимназии включаются вопросы развития одаренности, проводятся тематическиепедагогические советы;
в целях реализации программы созданы условия дляинтеграции основного и дополнительного образования, учащимся предоставляется возможность изучения пяти иностранных языков: английского, немецкого, французского, итальянского, испанского языка;создан банк данныхпо талантливым и одаренным детям;Учебный план гимназии включает углубленное изучение иностранных языков со 2 по 11класс и направлен на индивидуализацию обучения.Таким образом, развитие одаренности обучающихся происходит через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Новый учебный план гимназии и структурного подразделения дополнительного образования «Юниор» позволили создать новую модель поликультурной языковой среды. Режим функционирования реализованной Программы по одарённым детям обеспечивает условия развития детской одарённости. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции –одна из главных задач гимназии.Поэтому, созданные новые условиямотивировали методическую службу гимназии к модернизации системы работы с одаренными детьми. Тема проекта:
Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии. Педагогическая проблема:Оптимизация условий поликультурной среды гимназии для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей. Цель проекта:Создание инновационной системы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии.Задачи проекта:Изучить и применить эффективные инновационные формы и методы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии, ориентированные на развитие интеллектуальнотворческого и социальнопсихологического потенциала личности ребёнка;Создать устойчивую систему партнёрских отношений собразовательными учреждениями города, России и зарубежья длясоздания совместных социальнокультурных проектов, культурнообразовательного обмена и поликультурного воспитания учащихся;Совершенствовать деятельность научнометодического совета и научного общества учащихся, направленного на развитие способностей учеников в связис профилизацией и индивидуализацией обучения;Создать условия для дальнейшего освоения учителямиинновационных технологий, направленных на развитие одаренности;Создать банк данных инновационных педагогических технологий по развитию одаренности;Систематизировать, обобщить и распространить инновационный опытпедагогов в работе с одаренными детьми;Разработать целевую программу «Поликультурная (кросскультурная) грамотность и толерантность в лингвистической образовательной среде» как средство поддержки детской одарённости.(В рамках реализации Программы развития гимназии на 20112015г.);Совершенствовать языковую компетенцию как способ интеграции диалога культур, расширения межкультурной коммуникации.Актуальность проекта:В условиях развития глобального мира очень важно владеть иноязычными компетенциями. Специфика гимназии в создании условий для получения учащимися качественного образования и углубленного образования в гуманитарной сфере. В соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 г. определены цели воспитания и обучения, которые данный проект поможет реализовать формирование навыков самообразования и самореализации личности;формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;преемственность уровней и ступеней образования;реализацию информационных технологий в образовании;развитие традиций в работе с одаренными детьми.Проектбазируется на следующих направлениях:глобального образования;лингвистической образовательной среды;качества и доступности образования;кросскультурной и социкультурной коммуникации;информатизации образования.Проект определяет основные принципы развития гимназии, с учетом ожиданий и потребностей обучающихся в школе детейи их родителей. К числу таких принципов педагогический коллектив относит:
принцип культуросообразности –создание развивающей образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося;
принцип социокультурной открытости образования:уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);развитие социального партнерства и форм государственнообщественного управления.В процессе реализации проекта в рамках идей концепции глобального образования включенность учителя в творческую поисковую, опытноэкспериментальную деятельность создает условия для достижения педагогами высокого уровня профессиональной педагогической культуры –уровня методологической культуры, что очень важно в условиях модернизации современного образования. Современная информационная система развивается очень быстро, появляются новые возможности, которые можно использовать для решения поставленных задач.Оценка проектируемыхрезультатов проекта:Развитие и совершенствование системы поддержки талантливых детей;Мониторинг реализации проекта предполагает: увеличение числа обучающихся, занятых в выполнении творческих и исследовательских работ; увеличение числа обучающихся, участвующих в предметных и надпредметныхолимпиадах и творческих конкурсах различного уровня;Развитие коммуникативных навыков и билингвальных способностей обучающихся;Систематизация инновационных форм работы с одарёнными детьми;Овладение учителями новых технологий, развитие профессиональной компетенции педагогов;Создание мультилингвального пространства как особой среды, влияющей на процесс обучения иностранных языков; Внедрение новых учебных интернетматериалов и информационных технологий в обучение.Необходимо отметить, что показателями эффективности реализации проекта работы с одаренными детьмиявляются: 1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей (психологопедагогическая диагностика);2.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, ккоторым у них есть способности (анализ личных достижений учащихся в банке данных);3.Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем (анализ поступления выпускников в вузы России и зарубежья);4.Повышения уровня владения детьми обще предметнымии социальными компетенциями, увеличение числа таких детей (анализ результатов ЕГЭ и качества знаний обучающихся);Новизна, масштабность, системность проекта:В центре внимания проекта выявление, формирование, развитие и поддержка одаренных детей через образовательную поликультурную среду, внеурочную деятельность,олимпиадное и конкурсное движение, основанное на синтезе традиций и инноваций.Поиск, разработка, внедрение и распространение инновационных форм работы с одарёнными детьми.Возможность диссеминации опыта в рамках Гимназического союза России.Возможность межкультурного обмена с зарубежными партнёрами.Методологическая и организационная системность в работе с одарёнными детьми на основе имеющихся ресурсов.Освоение новых информационных технологий.Практическая значимость:Инновационные формы работы с одарёнными детьми, разработанные и апробированныеколлективом гимназии можно использовать в урочной и внеурочной работе педагогами других образовательных учреждениях. Этапы проекта:20112012 учебный год –аналитический, диагностическийи организационный этап (анализ имеющихся ресурсов, проведение и анализ мониторинга достижений учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней, определение стратегии развития работы с одарёнными детьми, заключение договоров о сотрудничестве) 20122013 учебный год –практическийэтап (разработка новых форм работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды, апробация новых форм, оптимизация партнёрских отношений, повышение квалификации учителей, разработка новых программ) 20132014 учебный год –обобщающийэтап (подведение итогов, обобщение и распространение опыта работы, создание банка данных новых форм и технологий)Таблица 1Сроки реализации проекта и возможные способы внедрения проекта
№МероприятияИсполнители и участникиСрокиОжидаемые результаты1Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровняОргкомитет олимпиад20112014Ростпобедителей различных конкурсов на региональном, Российском и международном уровне2Заключение договора о совместной образовательной деятельности с Yalecollege, Великобритания.Кафедра иностранного языкаОктябрь 2012Установление сотрудничества. Разработка совместного плана3Проведение онлайн уроков с партнёрами из ВеликобританииОбучение и работа с англоязычными сайтами.Кафедра иностранного языка, учащиеся гимназииЕжемесячно20122013гСовершенствование поликультурных и информационных навыков. Создание списка полезных сайтов.4Заключение договора с оргкомитетом Международной Администрация2010г.Гимназия –опорная школа по проведению Международной олимпиады по основам наук (Россия, Чехия, Украина, Казахстан)олимпиады по основам наук5Проведениедля учащихся города и участие гимназистов в Международной олимпиаде по основам наукУчителяпредметники, учащиесяВ течение 20122013 гУвеличение количества участников до 70% и количества победителей6«Конкурс Немецкое подворье»Кафедра иностранных языков, учащиеся20122014 грасширение участников на уровне города и области7Проект «GlobalLanguage». Защита проектов на иностранных языках по теме «Иностранные языки в моей будущей профессии». Разработка положения.Гимназический союз России20112012 гРаспространение опыта работы с одарёнными детьми на Всероссийском уровне.8Проведение вииивидеоконференций по про проекту «GlobalLanguage».Победители научнопрактических конференций20122013 гРасширение сети партнёров в работе с одарёнными детьми.Совершенствование поликультурной коммуникации9Оптимизация сотрудничества с центрами изучения иностранных языков Оптима Стади, АльянсФрансез, ЕF, ГётецентрАдминистрация20112012 гОрганизация зарубежных поездок детейпобедителей олимпиад и конкурсов
10Учебнопознавательные поездки в страны ЕвропыУчащиесяпобедители конкурсов, олимпиад20122013 гСовершенствование языковой компетенции. Получение сертификата международного уровня11Повышение квалификации учителей (включая дистанционно)Администрация20112013 гПовышение квалификации по новым инновационным технологиям до 80%12Участие учителей в международных вебинарахНМС гимназии20122014Повышение квалификации учителей и совершенствование коммуникативных и информационных навыков13Заседания НМС по вопросам совершенствования работы с одарёнными детьми. Создание новой научнометодической базы. Разработка интегрированных программ (литератураанглийский, историяанглийский)Администрация, педагогический коллектив20112013 гВнедрение новых инновационных форм работы с одарёнными детьми. Апробация двух программ через систему дополнительного образования.14Разработать целевую программу «Поликультурная (кросскультурная) грамотность и толерантность в Творческая группа учителей20132014Систематизация поликультурного воспитания учащихся в урочной и внеурочной деятельностилингвистической образовательной среде»15Участие в городском проекте «Тольяттигород мира»Кафедра иностранных языков20132014Новые формы совместной работы учреждений города15Апробация новых форм работы с одарёнными детьмиПредметные кафедры20122014Внедрение в практику16Создание банка данных новых форм работы с одаренными детьми
НМС20132014Активное использование всеми учителями гимназии17Распространение опыта работы с одарёнными детьмиНМС20132014Выступления и публикации учителей на различных уровнях.Ресурсное обеспечение:Интеллектуальное: учителя иностранных языков высшей квалификационной категории, учителяпредметники, иностранные преподаватели, заместитель директора по учебнометодической работе, директор школы.Информационное:сеть Интернет, материалы печати, опыт учителейноваторов, курсы повышения квалификации учителей, собственные наблюдения и разработки.Материальнотехническое:информационнокоммуникативный учебный центр, оборудование для видеосвязи с образовательными учреждениями городов России –членами Гимназического союза,принтеры, сканеры, интерактивныедоски, мультимедиа проекторы, лингафонный кабинет. Циклограмма традиционных мероприятий в рамкахполикультурной образовательной среды,способствующихуспешной реализации проекта1. Городской конкурс «Немецкое подворье» организатор МБУ гимназия №38;2. «Английский четверг», «Немецкаяи французская пятница»;3. Тьюторство;4. Встречи с носителями языка;5. Видеоконференции с зарубежными партнёрами;6. Проведение лингвистических турниров;7. Совместные мероприятия с «Альянс –Франсез»;8. Участие в международных игровых конкурсах «Британский бульдог», «Золотое Руно», «ЕF»; FLEX.9. Участие в заочных иочных этапах Всероссийского конкурса«Познание и творчество»;10. Участие в научнопрактических конференциях «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее»;11. Участие в городских межвузовских конкурсах, олимпиадах, научнопрактических конференциях»;12. Неделя иностранных языков;13. Радиопередачи на иностранных языках.Таким образом, проект «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии»,направлен на развитие и совершенствование работы педагогического коллектива с обучающимися. Реализация проектапоможет воспитать высокообразованную личность, способнойк творческой деятельности, готовой к самореализации и самоопределению в профессиональной, общественной и личной сферах жизнедеятельности, ориентированной на гуманистические ценности при выборе решения и способа действия. Достижение цели проекта позволит создать условия для воспитания социальной толерантности в процессе познания культурных традиций других стран и народов.
г. Тольяттиtihonowa50@yandex.ru
Педагогический проект «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии».
Аннотация. В статье представлен опыт работы педагогического коллектива с одаренными детьми. В 2012 году гимназиибыл присвоен статус экспериментальной площадки (распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 07.11. 2012 №409р «Об организации экспериментальных площадок по созданию системы выявления и социальнопедагогического сопровождения одарённых детей Самарской области на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №38 городского округа Тольятти»). Программа опытноэкспериментальной работы составлена на основе педагогического проекта «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии». Профиль гимназии –лингвистический. Учащимся предоставляется возможность изучения пяти иностранных языков: английского, немецкого, французского, итальянского и испанского. Учебная и воспитательная работа в учреждении осуществляется в условиях особой поликультурной среды, что позволяет решать задачи поиска новых форм и методов работы с одарёнными детьми. Ключевые слова: одарённые дети, инновационные формы, поликультурная среда.
ПАСПОРТ опытноэкспериментальной программы «Одаренные дети» МБУ гимназии №38 на 20122014 годыНаименованиеПрограммыПрограмма «Одаренные дети» на 20122014 годы в рамках реализации проекта«Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии»Основание для разработки ПрограммыРаспоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 07.11. 2012 №409р Ведомственная целевая программа «Одарённые дети Самарской области» на 20112013Заказчик ПрограммыМинистерство образования и науки Самарской областиОсновные разработчики программыНаучнометодический совет МБУ гимназии №38Цель ПрограммыСовершенствование и модернизация условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в образовательном учрежденииЗадачи ПрограммыОбеспечение условий для реализации личностного потенциала обучающихся гимназииОрганизация целенаправленной работы с участникамиобразовательного процесса через систему диагностикиОптимальное использование условий поликультурной среды гимназии для развития и поддержки одарённых детейСроки реализации Программы20122014 годыИсполнители мероприятий ПрограммыПедагогический и ученический коллектив МБУ гимназии №38, научнометодический совет гимназии, совет гимназистов, Попечительский СоветОсновные мероприятия ПрограммыРазвитие и поддержкаодаренных детей, создание условий для развития и самореализации одаренных детей, методическая поддержка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, осуществление организационных мероприятий по различным направлениям paботы с одаренными детьми и по обеспечению реализации Программы
Программа опытноэкспериментальной работыИнновационный статус: региональная опытноэкспериментальная площадка.Тема эксперимента: Модернизация и оптимизация системы работы с одарёнными детьми в гимназии.Руководитель эксперимента в МБУ гимназии №38:директор МБУ гимназии.Координаторы эксперимента, автор программы:Тихонова Л.М.–заместитель директора по учебновоспитательной работеМетодическое сопровождение:Региональный центр «Одарённые дети» ГБОУДОД ЦРТДЮ ЦСМ.Состав и функциональные обязанности экспериментальнойгруппы:Л.М. Тихонова–заместитель директора по учебновоспитательной работе. Планирует и организует экспериментальную работу; осуществляет информационное и кадровое обеспечение экспериментальной работы; проводит мониторинг эксперимента; осуществляет контроль за соблюдением временных рамок эксперимента и подготовкой отчётных материалов; занимается собственной исследовательской работой Ф.И.О –заместитель директора по воспитательной работе. Осуществляет методическую, контрольнодиагностическую деятельность воспитательной работы; проводит мониторинг участия и достижений обучающихся в конкурсах творческой направленности; занимается собственной исследовательской работой.Ф.И.О. заместитель директора по учебновоспитательной работе. Осуществляет мониторинг качества знаний учащихся; организует методическое сопровождение всероссийской предметной олимпиады школьников; проводит мониторинг участия и достижений обучающихся в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.Ф.И.О. –заместитель директора по учебновоспитательной работе. Осуществляет методическую, контрольнодиагностическую деятельность дополнительного образования гимназии; организует и контролирует урочную и внеурочную деятельность по иностранным языкам.Ф.И.О. –психолог гимназии. Организует психологодиагностическую деятельность и осуществляет психологическое сопровождение одарённых детей.База эксперимента: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №38 городского округа Тольятти.Объект эксперимента:система работы с одарёнными детьми в МБУ гимназии №38.Предмет эксперимента: организация оптимальных условий для развития одарённости гимназистов.Актуальность темы:В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, одним из основных направлений развития общего образования является развитие системыподдержки талантливыхдетей.Идея основана на том, что одновременно с реализацией стандарта общего образования необходимо выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Целенаправленная работа с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства Ожидаемые результаты реализации ПрограммыСоздание устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личностиСистема организации контроля за исполнением ПрограммыКонтроль за реализацией Программы осуществляется заказчиками Программы
обусловлена кардинальными переменами, которые происходят в социальноэкономическом развитии нашей страны. Обществу необходимы люди, способные нестандартно решать новые проблемы. Одаренные дети дают возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Поэтому важной задачей современного образования в России является развитие и сохранение творческого потенциала человека. Решение этой проблемы актуализирует необходимость формирования инновационной системы образования и воспитания. Это коренным образом измениттворчество, образованность, нравственность идуховность людей. Формирование инновационной системы образования предполагает создание условий и средств, которые способствуют развитию одаренного ребенка.Цели и задачи работы с одаренными детьми в системе образования гимназииЦель работы с одаренными детьми:создание комплекса условийи средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в гимназии.Анализ особых успехов и достижений обучающихся гимназииНа основе комплексного мониторинга одаренности обучающихся, проведенного в МБУ гимназии № 38 создан электронный банк данных одаренных детей, позволяющий отследить успехи и достижения каждого ученика.В него вошли 500 обучающихся с 1 по 11 класс. Ежегодно организуется участие обучающихся в предметных олимпиадах, научнопрактических конференциях школьного, муниципального и регионального, всероссийского и международного уровней. Ежегодно в МБУ гимназии № 38 проходит гимназический этап всероссийской олимпиады школьников 4 –11 классов по 13 предметам. В школьном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 300человек, в среднем, каждый ученик смог принять участие в трех различных школьных олимпиадах. За три последних года возросло количество участников и призеров школьного этапа олимпиад с 20,4 % до 61,3%. Соответственно возросло и участие муниципальном уровне. Призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам стали 45 обучающихся (70 %). Количество призеров увеличилось на 7 % в сравнении с 2008/2009 учебный год. Победителями муниципального этапавсероссийской олимпиады школьников стали20 человек (45 % от количества участвующих). В городском и региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 58 человек, 29 из них стали победителями и призерами по 15 предметам (2011 2012 учебный год). В сравнении за три года произошел ростна 67%. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2012 году приняли участие 5 обучающихся 9 –11 классов,один стал призером по физической культуре. Для подготовки команды школьниковпобедителей муниципального и регионального этапа всероссийской олимпиадыв гимназии были организованы семинарытренинги по основным предметам, организована индивидуальная консультативная деятельность преподавателей с участниками регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Помимо Всероссийской предметной олимпиады, учащиеся гимназии активно приняли участие в Международной олимпиаде по основам наук. В 2009 –2010 учебном году количество участников составило 30 человек, из нихпобедителями 13 степени стало 25 человек. Уже в 2011 –2012 учебном году количество участников возросло до 120 человек, финалистами стало 61, а победителями –58. Учащиеся гимназии принимают активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. В 2011 –2012 учебном годуучащийся гимназии стал победителем международной программы обмена для старшеклассников«FLEX» и продолжил обучение в США.С 2008 года команда учащихся гимназиипринимает участие во Всероссийской научнопрактической конференции по английскому языку «PLAZMA» в городе Обнинск, где учащиеся гимназии неоднократно становились призерами и лауреатами.С 2010 год гимназия становилась победителем городской Спартакиады школьников (2010 г. –3 место, 2011 –2 место,2012 –1 место) В 2012 году спортивная команда гимназии стала победителем Президентских спортивных игр и приняла участие в заключительном этапе в детском центре «Орленок».Ежегодно более30% учащихсяпринимают участие в предметных конкурсах «Русский медвежонок» –языкознание для всех» (620 человек за три года); 35 –обучающихся стали победителями; «Кенгуру –математика для всех» –630 человек за три года, из них 19 –победителей, «КИТ» –82 человек, 18 –победителей, «Золотое руно»247 участников, 29 победителей. Большое внимание в гимназии уделяется выявлению и развитию творческой одаренности. Осуществляется разносторонняя работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы). Ежегодно в гимназии организуютсятворческие конкурсы, в которых участвуют более чем 70% детей.8 учащихся стали победителями городского конкурса «Радуга надежд». Дважды учащиеся гимназии становились победителями регионального этапа Всероссийского конкурса рисунков «Гамаюн –птица вещая». В 2010 году гимназия стала победителем регионального конкурса «Система работы с одарёнными детьми»Общее описание проекта:Развитие детской одаренности рассматривается как одно из приоритетных направлений развитияМБУ гимназии № 38, которое включает в себя осуществление инновационных преобразований в разработке и внедренииновых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров. Анализируя работу гимназии с детьми, имеющими ярко выраженныетворческие способности, мы пришли к выводу, что в нашем учреждении сложиласьсистема работы в этом направлении.В соответствии с Концепцией и Программой системы работы с одаренными детьми вМБУ гимназии № 38 городского округа Тольяттисозданы условия для развития одаренности: нормативноправовая база («Положение о научном обществе учащихся», «Положение об ассоциациях и предметных кафедрах», «Положение о школьных предметных олимпиадах»; «Положение о кафедре МБУ гимназии №38», «Положение о поощрениях», Программа гимназии «Система работыс одарёнными детьми» (20062011г.);методические обеспечение системы работы с одаренными детьми («Положение о научнометодическом совете», план работы творческих групп учителей по разработке методического сопровождения подготовки обучающихся к конкурсам и олимпиадам);в план работы гимназии включаются вопросы развития одаренности, проводятся тематическиепедагогические советы;
в целях реализации программы созданы условия дляинтеграции основного и дополнительного образования, учащимся предоставляется возможность изучения пяти иностранных языков: английского, немецкого, французского, итальянского, испанского языка;создан банк данныхпо талантливым и одаренным детям;Учебный план гимназии включает углубленное изучение иностранных языков со 2 по 11класс и направлен на индивидуализацию обучения.Таким образом, развитие одаренности обучающихся происходит через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Новый учебный план гимназии и структурного подразделения дополнительного образования «Юниор» позволили создать новую модель поликультурной языковой среды. Режим функционирования реализованной Программы по одарённым детям обеспечивает условия развития детской одарённости. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции –одна из главных задач гимназии.Поэтому, созданные новые условиямотивировали методическую службу гимназии к модернизации системы работы с одаренными детьми. Тема проекта:
Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии. Педагогическая проблема:Оптимизация условий поликультурной среды гимназии для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей. Цель проекта:Создание инновационной системы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии.Задачи проекта:Изучить и применить эффективные инновационные формы и методы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии, ориентированные на развитие интеллектуальнотворческого и социальнопсихологического потенциала личности ребёнка;Создать устойчивую систему партнёрских отношений собразовательными учреждениями города, России и зарубежья длясоздания совместных социальнокультурных проектов, культурнообразовательного обмена и поликультурного воспитания учащихся;Совершенствовать деятельность научнометодического совета и научного общества учащихся, направленного на развитие способностей учеников в связис профилизацией и индивидуализацией обучения;Создать условия для дальнейшего освоения учителямиинновационных технологий, направленных на развитие одаренности;Создать банк данных инновационных педагогических технологий по развитию одаренности;Систематизировать, обобщить и распространить инновационный опытпедагогов в работе с одаренными детьми;Разработать целевую программу «Поликультурная (кросскультурная) грамотность и толерантность в лингвистической образовательной среде» как средство поддержки детской одарённости.(В рамках реализации Программы развития гимназии на 20112015г.);Совершенствовать языковую компетенцию как способ интеграции диалога культур, расширения межкультурной коммуникации.Актуальность проекта:В условиях развития глобального мира очень важно владеть иноязычными компетенциями. Специфика гимназии в создании условий для получения учащимися качественного образования и углубленного образования в гуманитарной сфере. В соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 г. определены цели воспитания и обучения, которые данный проект поможет реализовать формирование навыков самообразования и самореализации личности;формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;преемственность уровней и ступеней образования;реализацию информационных технологий в образовании;развитие традиций в работе с одаренными детьми.Проектбазируется на следующих направлениях:глобального образования;лингвистической образовательной среды;качества и доступности образования;кросскультурной и социкультурной коммуникации;информатизации образования.Проект определяет основные принципы развития гимназии, с учетом ожиданий и потребностей обучающихся в школе детейи их родителей. К числу таких принципов педагогический коллектив относит:
принцип культуросообразности –создание развивающей образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося;
принцип социокультурной открытости образования:уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);развитие социального партнерства и форм государственнообщественного управления.В процессе реализации проекта в рамках идей концепции глобального образования включенность учителя в творческую поисковую, опытноэкспериментальную деятельность создает условия для достижения педагогами высокого уровня профессиональной педагогической культуры –уровня методологической культуры, что очень важно в условиях модернизации современного образования. Современная информационная система развивается очень быстро, появляются новые возможности, которые можно использовать для решения поставленных задач.Оценка проектируемыхрезультатов проекта:Развитие и совершенствование системы поддержки талантливых детей;Мониторинг реализации проекта предполагает: увеличение числа обучающихся, занятых в выполнении творческих и исследовательских работ; увеличение числа обучающихся, участвующих в предметных и надпредметныхолимпиадах и творческих конкурсах различного уровня;Развитие коммуникативных навыков и билингвальных способностей обучающихся;Систематизация инновационных форм работы с одарёнными детьми;Овладение учителями новых технологий, развитие профессиональной компетенции педагогов;Создание мультилингвального пространства как особой среды, влияющей на процесс обучения иностранных языков; Внедрение новых учебных интернетматериалов и информационных технологий в обучение.Необходимо отметить, что показателями эффективности реализации проекта работы с одаренными детьмиявляются: 1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей (психологопедагогическая диагностика);2.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, ккоторым у них есть способности (анализ личных достижений учащихся в банке данных);3.Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем (анализ поступления выпускников в вузы России и зарубежья);4.Повышения уровня владения детьми обще предметнымии социальными компетенциями, увеличение числа таких детей (анализ результатов ЕГЭ и качества знаний обучающихся);Новизна, масштабность, системность проекта:В центре внимания проекта выявление, формирование, развитие и поддержка одаренных детей через образовательную поликультурную среду, внеурочную деятельность,олимпиадное и конкурсное движение, основанное на синтезе традиций и инноваций.Поиск, разработка, внедрение и распространение инновационных форм работы с одарёнными детьми.Возможность диссеминации опыта в рамках Гимназического союза России.Возможность межкультурного обмена с зарубежными партнёрами.Методологическая и организационная системность в работе с одарёнными детьми на основе имеющихся ресурсов.Освоение новых информационных технологий.Практическая значимость:Инновационные формы работы с одарёнными детьми, разработанные и апробированныеколлективом гимназии можно использовать в урочной и внеурочной работе педагогами других образовательных учреждениях. Этапы проекта:20112012 учебный год –аналитический, диагностическийи организационный этап (анализ имеющихся ресурсов, проведение и анализ мониторинга достижений учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней, определение стратегии развития работы с одарёнными детьми, заключение договоров о сотрудничестве) 20122013 учебный год –практическийэтап (разработка новых форм работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды, апробация новых форм, оптимизация партнёрских отношений, повышение квалификации учителей, разработка новых программ) 20132014 учебный год –обобщающийэтап (подведение итогов, обобщение и распространение опыта работы, создание банка данных новых форм и технологий)Таблица 1Сроки реализации проекта и возможные способы внедрения проекта
№МероприятияИсполнители и участникиСрокиОжидаемые результаты1Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровняОргкомитет олимпиад20112014Ростпобедителей различных конкурсов на региональном, Российском и международном уровне2Заключение договора о совместной образовательной деятельности с Yalecollege, Великобритания.Кафедра иностранного языкаОктябрь 2012Установление сотрудничества. Разработка совместного плана3Проведение онлайн уроков с партнёрами из ВеликобританииОбучение и работа с англоязычными сайтами.Кафедра иностранного языка, учащиеся гимназииЕжемесячно20122013гСовершенствование поликультурных и информационных навыков. Создание списка полезных сайтов.4Заключение договора с оргкомитетом Международной Администрация2010г.Гимназия –опорная школа по проведению Международной олимпиады по основам наук (Россия, Чехия, Украина, Казахстан)олимпиады по основам наук5Проведениедля учащихся города и участие гимназистов в Международной олимпиаде по основам наукУчителяпредметники, учащиесяВ течение 20122013 гУвеличение количества участников до 70% и количества победителей6«Конкурс Немецкое подворье»Кафедра иностранных языков, учащиеся20122014 грасширение участников на уровне города и области7Проект «GlobalLanguage». Защита проектов на иностранных языках по теме «Иностранные языки в моей будущей профессии». Разработка положения.Гимназический союз России20112012 гРаспространение опыта работы с одарёнными детьми на Всероссийском уровне.8Проведение вииивидеоконференций по про проекту «GlobalLanguage».Победители научнопрактических конференций20122013 гРасширение сети партнёров в работе с одарёнными детьми.Совершенствование поликультурной коммуникации9Оптимизация сотрудничества с центрами изучения иностранных языков Оптима Стади, АльянсФрансез, ЕF, ГётецентрАдминистрация20112012 гОрганизация зарубежных поездок детейпобедителей олимпиад и конкурсов
10Учебнопознавательные поездки в страны ЕвропыУчащиесяпобедители конкурсов, олимпиад20122013 гСовершенствование языковой компетенции. Получение сертификата международного уровня11Повышение квалификации учителей (включая дистанционно)Администрация20112013 гПовышение квалификации по новым инновационным технологиям до 80%12Участие учителей в международных вебинарахНМС гимназии20122014Повышение квалификации учителей и совершенствование коммуникативных и информационных навыков13Заседания НМС по вопросам совершенствования работы с одарёнными детьми. Создание новой научнометодической базы. Разработка интегрированных программ (литератураанглийский, историяанглийский)Администрация, педагогический коллектив20112013 гВнедрение новых инновационных форм работы с одарёнными детьми. Апробация двух программ через систему дополнительного образования.14Разработать целевую программу «Поликультурная (кросскультурная) грамотность и толерантность в Творческая группа учителей20132014Систематизация поликультурного воспитания учащихся в урочной и внеурочной деятельностилингвистической образовательной среде»15Участие в городском проекте «Тольяттигород мира»Кафедра иностранных языков20132014Новые формы совместной работы учреждений города15Апробация новых форм работы с одарёнными детьмиПредметные кафедры20122014Внедрение в практику16Создание банка данных новых форм работы с одаренными детьми
НМС20132014Активное использование всеми учителями гимназии17Распространение опыта работы с одарёнными детьмиНМС20132014Выступления и публикации учителей на различных уровнях.Ресурсное обеспечение:Интеллектуальное: учителя иностранных языков высшей квалификационной категории, учителяпредметники, иностранные преподаватели, заместитель директора по учебнометодической работе, директор школы.Информационное:сеть Интернет, материалы печати, опыт учителейноваторов, курсы повышения квалификации учителей, собственные наблюдения и разработки.Материальнотехническое:информационнокоммуникативный учебный центр, оборудование для видеосвязи с образовательными учреждениями городов России –членами Гимназического союза,принтеры, сканеры, интерактивныедоски, мультимедиа проекторы, лингафонный кабинет. Циклограмма традиционных мероприятий в рамкахполикультурной образовательной среды,способствующихуспешной реализации проекта1. Городской конкурс «Немецкое подворье» организатор МБУ гимназия №38;2. «Английский четверг», «Немецкаяи французская пятница»;3. Тьюторство;4. Встречи с носителями языка;5. Видеоконференции с зарубежными партнёрами;6. Проведение лингвистических турниров;7. Совместные мероприятия с «Альянс –Франсез»;8. Участие в международных игровых конкурсах «Британский бульдог», «Золотое Руно», «ЕF»; FLEX.9. Участие в заочных иочных этапах Всероссийского конкурса«Познание и творчество»;10. Участие в научнопрактических конференциях «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее»;11. Участие в городских межвузовских конкурсах, олимпиадах, научнопрактических конференциях»;12. Неделя иностранных языков;13. Радиопередачи на иностранных языках.Таким образом, проект «Инновационные формы работы с одарёнными детьми в условиях поликультурной среды гимназии»,направлен на развитие и совершенствование работы педагогического коллектива с обучающимися. Реализация проектапоможет воспитать высокообразованную личность, способнойк творческой деятельности, готовой к самореализации и самоопределению в профессиональной, общественной и личной сферах жизнедеятельности, ориентированной на гуманистические ценности при выборе решения и способа действия. Достижение цели проекта позволит создать условия для воспитания социальной толерантности в процессе познания культурных традиций других стран и народов.