Программа элективного курса по немецкому языку «Страноведение»
Выпуск:
ART 54197
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вареникова
Л.
В. Программа элективного курса по немецкому языку «Страноведение» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
426–430. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54197.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации внеурочной деятельности учащихся. Автор предлагает программу элективного курса по немецкому языку «Страноведение». Познавательный аспект курса заключается в приобретении знаний о культуре Германии: архитектуре, истории, искусству; приобретение знаний о строе языка, его системе и особенностях.
Текст статьи
Вареникова Лилия Викторовна,учитель немецкого языка,МБОУ «СОШ №19», х.КоржевскийКраснодарскогокраяvarenikova.liliya@mail.ru
Программа элективного курсапо немецкому языку«Страноведение»
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации
внеурочнойдеятельности учащихся. Авторпредлагает программу элективного курса по немецкому языку «Страноведение». Познавательный аспект курса заключается в приобретении знаний о культуре Германии: архитектуре, истории, искусству; приобретение знаний о строе языка, его системе и особенностях.Ключевые слова:немецкий язык, Германия,страноведение, учебные проекты
Пояснительная запискаВ связи с тем, что в структуру Всероссийской олимпиады по немецкому языку входит раздел «Страноведение» возникла необходимость создания элективного курса по страноведению для расширения лингвострановедческого кругозора учащихся, формированию у них культуры общения. Программа рассчитана на учащихся 10(11) класса, реализуется в течение 1 учебного года.Данный курс строиться на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающейвзаимосвязанное обучение языку и культуре. В процессе курса школьники обогащаются лингвострановедческими реалиями и лексикой, они учатся использовать информационносправочные материалы. Данный курс (в количестве 34 часов) позволяет развивать потребность всамообразовании и стремлении использовать Интернет как международную информационную среду, приобщающую школьников к культуре, политическому и экономическому устройству.
Целями данного элективного курса являются:
расширить познания о стране изучаемого языка;
улучшение произносительных навыков, умений чтения и письма;
обогащение словарного запаса, расширение потенциального словаря и лингвистических знаний,характерных для страноведческого материала и употребляемых в современной жизни;
знакомство с отдельными аспектами страны изучаемого языкав рамках предлагаемых сфер общения и тематики.Познавательный аспект курса заключается в приобретении знаний о культуре Германии: архитектуре, истории, искусству; приобретение знаний о строе языка, его системе и особенностях. В данном элективном курсе большое место отводится групповым видам работ. Совместные творческие задания и проектные работы занимают в учебном процессе значительное место.Исходя изинформационных особенностейкурса, предлагается решить такиеосновные учебные задачи,как:
совершенствованиелексических навыков речи;
совершенствование навыков чтения с различными стратегиями;
приобретение навыков самостоятельной работы, как основы деятельности учащихся для дальнейшего совершенствования уровня владения иноязычной культурой.В то же время данный курс предполагает развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, языковой догадки, логического мышления), развитие психических функций (речевое мышление, память, внимание, восприятие); развитие определенного уровня мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой; приобретение опыта положительного эмоционального отношения к иностранному языку; опыта, ориентированного на систему ценностных ориентаций учащихся, а также понимание значимости владения иностранным языком в современном мире.Обозначенные выше цели определяют содержаниекурса, включающего следующие разделы:Таблица 1
ТемыКоличество часовОсновныесведения о Германии.10Федеральные земли Германии.16Культура Германии.6Обычаи и традиции Германии.2Итого:34
Прогнозируемый результат:
расширение представлений учащихся об истории и культуреГермании;
создание проектов, написание научноисследовательских работ;
участие в олимпиадах, викторинах, научнопрактических конференциях по немецкому языку.Форма подведения итогов реализации программы:1.Участие в научнопрактической конференции «Первые шаги в науку» (2 учащихся февраль).2.Подготовка проектов (презентаций) по одной из представленных тем, защита проектов (вся группа учащихся май).3.Выставка творческих работ учащихся (поделки, рисунки –май).Учебнотематический планэлективного курса «Страноведение»по немецкому языку
№ урокаСодержание (темы)Количество часовДата проведенияОборудование урока1Общие сведения о Германии.14.09
Презентация2История Германии.111.09Презентация3История создания гимна Германии.118.09Презентация, аудиозапись4Президенты Германии. Биография президента Германии
(Иоахим Гаук).125.09Презентация5Канцлеры Германии.
А. Меркель.12.10Презентация6Берлин –столица Германии. Общие сведения. Достопримечательности.19.10Презентация7Денежные единицы Германии.116.10Презентация8
Система школьного образования в Германии.123.10Презентация9Климат Германии. Экология. Защита окружающей среды.130.10Презентация10Литература Германии. Великие писатели и поэты Германии.113.11Презентация11Музыкальная жизнь. Великие музыканты Германии.120.11Презентация, аудиозаписи12Театры Германии.127.11Презентация13Изобразительное искусство. Великие художники Германии.14.12.Презентация14Рождественские обычаи и традиции Германии.111.12Презентация, аудиозапись15Музеи, коллекции, выставки.118.12Презентация16РежиссёрыГермании. Кинофестиваль «Берлинале». Фильмы.125.12Презентация17Средства массовой информации.115.01Презентация18Бавария.122.01Презентация19БаденВюртемберг.129.01Презентация20
Рейнланд Пфальц.15.02Презентация21
Бранденбург.112.02Презентация22
Бремен.119.02Презентация23
Гамбург.126.02Презентация24
Гессен.15.03Презентация25
Мекленбург –Передняя Померания.112.03Презентация26Нижняя Саксония.119.03Презентация27Северный РейнВестфалия.12.04Презентация28Пасхальные обычаи и традиции Германии.19.04Презентация, аудиозапись29Саар.116.04Презентация30Тюрингия.123.04Презентация31ШлезвигГольштейн.130.04Презентация32Саксония.17.05Презентация33Саксония Ангальт.114.05Презентация34Защита проектов учащихся,выставка творческих работ.121.05Презентация
ИТОГО:34
Презентация
Содержание программыВ данный курс включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни общества, которые не освещались или недостаточно освещались в предыдущих классах: литература, музыка, средства массовой информации, образование,политическое устройство.Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком.В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, развивающим все виды речевой деятельности. Ведущим остаётся чтение и говорение.Знакомство с культурой страны происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.Исходя из поставленных целей и задач, и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:1)лингвострановедческий компонент:
знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры), фоновой лексики, фразеологизмы,пословицы как источник национальнокультурной информации.
знание страноведческих тем связанных с общими знаниями о Германии; историей, географией страны; общественными и социальными отношениями, политической системой; обычаями и системой ценностей, окружающей средой; средствами массовой информации.2)общеучебный компонент:
учебноорганизационные умения, связанные с формированием у школьников способности работать самостоятельно, в парах и в режиме учительученик;
формировать способности сравнивать, сопоставлять и анализировать, обобщать учебный материал. Требования к уровню знанийПо окончании курса учащиеся должны уметь:—выбирать информационно оптимальный вариант схематизированного преобразования информации содержащейся в тексте;—вести краткие записи прослушанного с опорой на ключевые слова, читать со словарем тексты страноведческого характера;—подготовить выступление на немецком языке;—сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;—оппонировать и защищать свою позицию при беседе.Учащиеся должны знать:—языковые нормы изучаемого языка;—об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.Учащиеся должны применять полученные знания и умения на практике.Формы контроля и система оцениванияСистема оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.В начале курса обучения проводится викторина (Quiz) с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях. В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение кроссвордов, викторины, составление сравнительных таблиц, перевод, подготовка устныхсообщений, минисочинение, учебная дискуссия.Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита.Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше –«отлично», 75% и выше –«хорошо», 60% и выше –«удовлетворительно», ниже 60% «неудовлетворительно».Для получения зачёта по данному элективному курсу учащимся необходимо выполнить итоговый тест по изученному материалу на оценку «хорошо» или «отлично», создать проектную работу в среде Power Point не менее 15 слайдов и устно защитить работу.
Ссылки на источники1.Байбаков А. http:// www.kommersant.ru/27.05.2004г2.Бергер М.К. Страноведение в европейском контексте. Штуттгарт: Клетт, 2009.3.Воронина Г.И., Карелина И.В. Учебник «Немецкий язык, контакты».4.Всемирный следопыт. –Германия. № 15/2005. 5.Всемирный следопыт. –Германия. № 8/2006. 6.Всемирный следопыт. –Германия. № 17/2006.7.«Германия». Путеводитель. М.: Авангард, 2009
8.Гофман А. «Германия. Факты». 9.Дмитриев В. А. «Роль современной Германии в мировой политике». Горчаковские чтения.10.Ерюхин А. А. «Европейская политика ФРГ при Аденауэре».11.Кузнецов А. «Золотое дно» геральдики. Газета "История" издательского дома "Первое сентября", № 43, 2003.12.Ливанова Т.Н. Опера. Райнхард Кайзер. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебникв 2х тт. 13.
Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. Хрестоматия по страноведению Германии«О Германии вкратце».14.
Павлов И. Германский федерализм: опыт реформирования//МЭ и МО, №10.2007г.15.
Патрушев А.И.«Германия в XX веке»16.
Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата.17.
Шмид Г. «KleineDeutschlandkunde».18.
Wilhelm Schmidt, Geschichte der deutschen Sprache. Ein Lehrbuch für das gemanistische Studium,Stuttgart / Leipzig 1996.
Программа элективного курсапо немецкому языку«Страноведение»
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации
внеурочнойдеятельности учащихся. Авторпредлагает программу элективного курса по немецкому языку «Страноведение». Познавательный аспект курса заключается в приобретении знаний о культуре Германии: архитектуре, истории, искусству; приобретение знаний о строе языка, его системе и особенностях.Ключевые слова:немецкий язык, Германия,страноведение, учебные проекты
Пояснительная запискаВ связи с тем, что в структуру Всероссийской олимпиады по немецкому языку входит раздел «Страноведение» возникла необходимость создания элективного курса по страноведению для расширения лингвострановедческого кругозора учащихся, формированию у них культуры общения. Программа рассчитана на учащихся 10(11) класса, реализуется в течение 1 учебного года.Данный курс строиться на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающейвзаимосвязанное обучение языку и культуре. В процессе курса школьники обогащаются лингвострановедческими реалиями и лексикой, они учатся использовать информационносправочные материалы. Данный курс (в количестве 34 часов) позволяет развивать потребность всамообразовании и стремлении использовать Интернет как международную информационную среду, приобщающую школьников к культуре, политическому и экономическому устройству.
Целями данного элективного курса являются:
расширить познания о стране изучаемого языка;
улучшение произносительных навыков, умений чтения и письма;
обогащение словарного запаса, расширение потенциального словаря и лингвистических знаний,характерных для страноведческого материала и употребляемых в современной жизни;
знакомство с отдельными аспектами страны изучаемого языкав рамках предлагаемых сфер общения и тематики.Познавательный аспект курса заключается в приобретении знаний о культуре Германии: архитектуре, истории, искусству; приобретение знаний о строе языка, его системе и особенностях. В данном элективном курсе большое место отводится групповым видам работ. Совместные творческие задания и проектные работы занимают в учебном процессе значительное место.Исходя изинформационных особенностейкурса, предлагается решить такиеосновные учебные задачи,как:
совершенствованиелексических навыков речи;
совершенствование навыков чтения с различными стратегиями;
приобретение навыков самостоятельной работы, как основы деятельности учащихся для дальнейшего совершенствования уровня владения иноязычной культурой.В то же время данный курс предполагает развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, языковой догадки, логического мышления), развитие психических функций (речевое мышление, память, внимание, восприятие); развитие определенного уровня мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой; приобретение опыта положительного эмоционального отношения к иностранному языку; опыта, ориентированного на систему ценностных ориентаций учащихся, а также понимание значимости владения иностранным языком в современном мире.Обозначенные выше цели определяют содержаниекурса, включающего следующие разделы:Таблица 1
ТемыКоличество часовОсновныесведения о Германии.10Федеральные земли Германии.16Культура Германии.6Обычаи и традиции Германии.2Итого:34
Прогнозируемый результат:
расширение представлений учащихся об истории и культуреГермании;
создание проектов, написание научноисследовательских работ;
участие в олимпиадах, викторинах, научнопрактических конференциях по немецкому языку.Форма подведения итогов реализации программы:1.Участие в научнопрактической конференции «Первые шаги в науку» (2 учащихся февраль).2.Подготовка проектов (презентаций) по одной из представленных тем, защита проектов (вся группа учащихся май).3.Выставка творческих работ учащихся (поделки, рисунки –май).Учебнотематический планэлективного курса «Страноведение»по немецкому языку
№ урокаСодержание (темы)Количество часовДата проведенияОборудование урока1Общие сведения о Германии.14.09
Презентация2История Германии.111.09Презентация3История создания гимна Германии.118.09Презентация, аудиозапись4Президенты Германии. Биография президента Германии
(Иоахим Гаук).125.09Презентация5Канцлеры Германии.
А. Меркель.12.10Презентация6Берлин –столица Германии. Общие сведения. Достопримечательности.19.10Презентация7Денежные единицы Германии.116.10Презентация8
Система школьного образования в Германии.123.10Презентация9Климат Германии. Экология. Защита окружающей среды.130.10Презентация10Литература Германии. Великие писатели и поэты Германии.113.11Презентация11Музыкальная жизнь. Великие музыканты Германии.120.11Презентация, аудиозаписи12Театры Германии.127.11Презентация13Изобразительное искусство. Великие художники Германии.14.12.Презентация14Рождественские обычаи и традиции Германии.111.12Презентация, аудиозапись15Музеи, коллекции, выставки.118.12Презентация16РежиссёрыГермании. Кинофестиваль «Берлинале». Фильмы.125.12Презентация17Средства массовой информации.115.01Презентация18Бавария.122.01Презентация19БаденВюртемберг.129.01Презентация20
Рейнланд Пфальц.15.02Презентация21
Бранденбург.112.02Презентация22
Бремен.119.02Презентация23
Гамбург.126.02Презентация24
Гессен.15.03Презентация25
Мекленбург –Передняя Померания.112.03Презентация26Нижняя Саксония.119.03Презентация27Северный РейнВестфалия.12.04Презентация28Пасхальные обычаи и традиции Германии.19.04Презентация, аудиозапись29Саар.116.04Презентация30Тюрингия.123.04Презентация31ШлезвигГольштейн.130.04Презентация32Саксония.17.05Презентация33Саксония Ангальт.114.05Презентация34Защита проектов учащихся,выставка творческих работ.121.05Презентация
ИТОГО:34
Презентация
Содержание программыВ данный курс включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни общества, которые не освещались или недостаточно освещались в предыдущих классах: литература, музыка, средства массовой информации, образование,политическое устройство.Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе над языком.В основу этого курса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, развивающим все виды речевой деятельности. Ведущим остаётся чтение и говорение.Знакомство с культурой страны происходит путём сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.Исходя из поставленных целей и задач, и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:1)лингвострановедческий компонент:
знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры), фоновой лексики, фразеологизмы,пословицы как источник национальнокультурной информации.
знание страноведческих тем связанных с общими знаниями о Германии; историей, географией страны; общественными и социальными отношениями, политической системой; обычаями и системой ценностей, окружающей средой; средствами массовой информации.2)общеучебный компонент:
учебноорганизационные умения, связанные с формированием у школьников способности работать самостоятельно, в парах и в режиме учительученик;
формировать способности сравнивать, сопоставлять и анализировать, обобщать учебный материал. Требования к уровню знанийПо окончании курса учащиеся должны уметь:—выбирать информационно оптимальный вариант схематизированного преобразования информации содержащейся в тексте;—вести краткие записи прослушанного с опорой на ключевые слова, читать со словарем тексты страноведческого характера;—подготовить выступление на немецком языке;—сопоставлять реалии родной и иноязычной культуры;—оппонировать и защищать свою позицию при беседе.Учащиеся должны знать:—языковые нормы изучаемого языка;—об иностранном языке как средстве получения информации и развития личности.Учащиеся должны применять полученные знания и умения на практике.Формы контроля и система оцениванияСистема оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.В начале курса обучения проводится викторина (Quiz) с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях. В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение кроссвордов, викторины, составление сравнительных таблиц, перевод, подготовка устныхсообщений, минисочинение, учебная дискуссия.Конечным результатом в изучении данного курса может быть такая форма отчётности, как создание проекта в среде Power Point и его устная защита.Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше –«отлично», 75% и выше –«хорошо», 60% и выше –«удовлетворительно», ниже 60% «неудовлетворительно».Для получения зачёта по данному элективному курсу учащимся необходимо выполнить итоговый тест по изученному материалу на оценку «хорошо» или «отлично», создать проектную работу в среде Power Point не менее 15 слайдов и устно защитить работу.
Ссылки на источники1.Байбаков А. http:// www.kommersant.ru/27.05.2004г2.Бергер М.К. Страноведение в европейском контексте. Штуттгарт: Клетт, 2009.3.Воронина Г.И., Карелина И.В. Учебник «Немецкий язык, контакты».4.Всемирный следопыт. –Германия. № 15/2005. 5.Всемирный следопыт. –Германия. № 8/2006. 6.Всемирный следопыт. –Германия. № 17/2006.7.«Германия». Путеводитель. М.: Авангард, 2009
8.Гофман А. «Германия. Факты». 9.Дмитриев В. А. «Роль современной Германии в мировой политике». Горчаковские чтения.10.Ерюхин А. А. «Европейская политика ФРГ при Аденауэре».11.Кузнецов А. «Золотое дно» геральдики. Газета "История" издательского дома "Первое сентября", № 43, 2003.12.Ливанова Т.Н. Опера. Райнхард Кайзер. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебникв 2х тт. 13.
Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. Хрестоматия по страноведению Германии«О Германии вкратце».14.
Павлов И. Германский федерализм: опыт реформирования//МЭ и МО, №10.2007г.15.
Патрушев А.И.«Германия в XX веке»16.
Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата.17.
Шмид Г. «KleineDeutschlandkunde».18.
Wilhelm Schmidt, Geschichte der deutschen Sprache. Ein Lehrbuch für das gemanistische Studium,Stuttgart / Leipzig 1996.