Показатели эффективности деятельности воспитателя ГПД в системе управления качеством образования
Выпуск:
ART 54196
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горшкова
Е.
Б. Показатели эффективности деятельности воспитателя ГПД в системе управления качеством образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
421–425. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54196.htm.
Аннотация. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая воспитателем ГПД, в рамках системы образования и воспитания в НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром», направленная на развитие общекультурных интересов школьников, на формирование и развитие личности детей на основе общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова:
воспитательная работа, педагог-воспитатель, группа продленного дня, младший школьник.
Текст статьи
Горшкова Елена Борисовна,воспитатель группы продленного дня, НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром», г. Москваgd060275@mail.ru
Показатели эффективности деятельностивоспитателя ГПД в системе управления качествомобразования
Аннотация.Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая воспитателем ГПД, в рамках системы образования и воспитания в НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром», направленная на развитие общекультурных интересов школьников, на формирование и развитие личности детей на основе общечеловеческих ценностей.Ключевые слова:педагогвоспитатель, воспитательная работа, группа продленного дня, младший школьник.
Стратегический уровень управленияОбразовательная программа Образовательного центра ОАО «Газпром» на 20122016 г.г. [1] является системой тактических задач по реализации стратегических целей в образовательной деятельности. Образовательная программа определяет содержание, организацию образовательного процесса на каждой ступени обучения, планируемые результаты. Она ориентирована не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности каждого, на развитие разносторонних творческих способностей в пространстве выбора, умения осуществлять осознанный ответственный нравственный выбор. Воспитательная работа в группе продленного дня (ГПД) строится в соответствии cосновными разделами Программывоспитания, социализации и духовнонравственного развития обучающихся Образовательного центра [2], с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Согласованность плана воспитательной работы в группе с перспективными планами школы, библиотеки, с графиком проведения предметных недель и, конечно, с планом работы классного руководителя позволяет воспитателю ГПД сформировать детский коллектив и сделать учащихся участниками разнообразной школьной деятельности, в процессе которой происходит «конструирование» системы ценностных ориентаций каждого ребёнка, и наблюдается «обмен» ценностями. Единство урочной ивнеурочной деятельности учащихся обеспечивает в группе продленного дня высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственное самочувствие детей. Деятельностный уровень управленияПроектное обучение в начальной школе позволяет создать условия для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся, достичь высокого образовательного результата и сочетать работу в приоритетных направлениях: «Гражданин и патриот», «Экология и здоровье», «Спешите делать добро», «Мы –дети Газпрома», «Культура и досуг». Участие в проектной деятельности учащихся, посещающих группу продленного дня, –это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать результаты. Учебный проект с точки зрения педагогавоспитателя –это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у воспитанников, а именно учить:формулированию ведущей проблемы и постановке задач (проблематизация);целеполаганию и планированию содержательной деятельности;самоанализу и рефлексии; поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;представлению результатов своей деятельности и хода работы;презентации в различных формах;практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях.Как показалапрактика, проектная деятельность легко организуется во внеурочное время, т.к. во второй половине дня учащиеся не ограничены во времени, работа в проектах наполняет досуг занятиями по интересу. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Проектная деятельность помогает перевести ученика в активную позицию: даёт возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с педагогом организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора. Вторая половина дня в группе продленного дня представляет собой чередование общеразвивающих занятий, игр (на свежем воздухе и в классе), кружковых занятий и мероприятий (общешкольных, на параллель, в классе). В своей работе использую разные формы организации воспитательного процесса: занятия, беседы, чтение вслух, викторины, встречи, библиотечные уроки, экскурсии по Москве и Подмосковью, экскурсии в школьный зимний сад. Они интересны и полезны младшим школьникам, способствуют их интеллектуальному и физическому развитию, обогащают их эмоционально. А также способствуют повышению и поддержанию учебной мотивации, развитию познавательной активности каждого учащегося, формированию коллектива, развитию умения детей работать в группе, культуре поведения. В своих отчётах отмечаю, что сбалансированное регулирование отдельных режимных моментов, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена улучшает возможности образовательного процесса, делает педагогическое воздействие более устойчивым. Режим работы школы позволяет педагогувоспитателю равномерно в течение дня распределить учебную, психологопедагогическую, динамическую нагрузку учеников. Создать комфортные условия для нахождения каждого ребенка в общеобразовательном учреждении. Для учащихся составляю индивидуальный план работы, который включает в себя режимные моменты школы (прогулки, дополнительные занятия, самоподготовку и т.д.) и занятия в секциях и студиях Образовательного центра с учетом склонностей ребенка и запроса родителей. Таким образом, удается избежать перегрузки детей и помочь каждому из них ежедневно организовать разноплановую деятельность. Одна из задач воспитателя –организация качественной подготовки домашних заданий во 24 классах. В условиях перехода на ФГОС образовательный результат, зафиксированный в Образовательной программе, предполагаетовладение каждым учащимся учебнопознавательными компетенциями на максимально возможном уровне. Домашнее задание рассматривается, как способ применения полученных знаний, а «профессионализм учителя выражается в количестве и качестве домашних заданий, которое он выдает, и в отношении к этим заданиям, которое демонстрируют дети». [3] В Образовательном центре эффективно организована система индивидуальных домашних заданий. В связи с этим установление определённого времени на самоподготовку дисциплинирует учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, приучает беречь время. Определённая последовательность в выполнении заданий, также приучает к режиму, прилежному отношению к изучению всех школьных предметов, помогает осуществлять действенный контроль над работой учащихся и оказывать им индивидуальную помощь. Необходимо отметить, что не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни добросовестно и самостоятельно выполняют домашние задания, других приходится контролировать, направлять и, в отдельных случаях, отступать от рекомендованного порядка, оказывать помощь. Ведётся работа по формированию умения правильно, аккуратно работать в тетради, пользоваться учебниками и различными справочными материалами. По мере необходимости каждый ребенок получает консультации по оформлению заданий. Применяется самои взаимопроверка с целью развития самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.При организации самоподготовки стараюсь, чтобы учащиеся внимательно проверяли и самостоятельно исправляли допущенные и обнаруженные ими ошибки. На доступных примерах показываю ученикам, что проверка помогает лучше запомнить правила правописания и тот или иной вариант решения задач, экономит рабочее время. Очень полезно установить в группе такой порядок: воспитатель не проверяет работу ученика до тех пор, пока он сам не ещё раз не просмотрит выполненное им задание. Это нужно для того, чтобы школьник сам нашёл и понял свои ошибки. Самоподготовка –это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. В режиме продлённого дня специальное определённое для самостоятельной учебной деятельности учащихся время позволяет организовать её под контролем педагога. Самоподготовка органически связана с образовательными уроками, развивающими ивоспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. Регулярное обсуждение прошедшего учебного дня совместно с классным руководителем, выработка единых требований к учащимся, планирование совместных мероприятий по работе со всей группой или отдельными учениками способствует успешному обучению учащихся. Хочется отметить, что работа в тесном контакте с классными руководителями существенно отражается на качестве обученности детей, посещающих ГПД. Однако настоящее взаимодействие и содружество между учителем и воспитателем устанавливается не только из их встреч и бесед, а так же из взаимных посещений занятий. Посещая уроки, появляется возможность прочувствовать систему и методику изложения материала учителем, его манеру вести урок и проверять учащихся и какой при этом проводится инструктаж. Вместе с тем на уроке можно увидеть результаты своего руководства самостоятельной работой учащихся. Не менее важно посещение учителемпредметником часов самоподготовки учащихся. Он сможет оценить по существу характер и объём своего задания на дом, выяснить, какие затруднения испытывают школьники, выполняя домашнее задание.Хочу отметить, что моё профессиональное общение с классным руководителем является сердцевиной коммуникативной компетентности, оно всегда предполагает общность, сходство, взаимное стремление понимать и принимать другого, не только рационально соизмеряться и реагировать, но эмоционально сопереживать.Очень важно, чтобы дети приступали к домашней работе бодрыми и отдохнувшими. Поэтому прогулки требуют более тщательной подготовки, т. к. проведение активного отдыха на свежем воздухе способствует восстановлению работоспособности младших школьников в промежутке между двумя очень трудными видами учебной деятельности. Подвижные, спортивные игры снимают напряжение и усталость, но, в тоже время, не следует допускать чрезмерной интенсивности физических нагрузок –это может привести к сильному возбуждению и переутомлению.Во время обсуждения литературных произведений, бесед, подвижных игр на свежем воздухе и в классе, а так же выполнения специальных упражнений во время занятий по развитию познавательной активности у детей формирую положительное отношение к здоровому образу жизни.Забота о здоровье учащихся, на мой взгляд, является критерием оценки работы воспитателя и связана с выполнением приоритетного направления «Здоровье и здоровый образ жизни как выбор». Эта неотъемлемая часть педагогического процесса содействует укреплению здоровья, нормальному физическому развитию учащихся, повышению работоспособности школьников, а также активному отдыху и содержательному досугу ребят.В течение учебного дня осуществляется внимательный контроль за состоянием здоровья учащихся и своевременное принятие мер в случае необходимости; контроль за соблюдением учащимися гигиенических требований; контроль за соблюдением учащимися требований по ношению соответствующей обуви и школьной формы и своевременное информирование родителей о допущенных нарушениях. Беседы и классные часы направлены на формирование и развитие ответственной личной позиции у учащихся за своё здоровье и свою жизнь.Наиболее доступными для использования в педагогической деятельности являются следующие виды физкультурнооздоровительной работы: подвижные игры, прогулки, посещение спортивных секций и участие детей в соревнованиях.С целью профилактики детского травматизма и для обеспечения безопасной жизнедеятельности учащихся выполняю следующие требования:инструктаж по технике безопасности на занятиях и экскурсиях;постоянный контроль над поведением учащихся вовторой половине дня;визуальный контроль за потенциально травмоопасными местами в школе и предотвращение травмоопасных ситуаций;интеграция вопросов профилактики детского травматизма в классные часы;регулярное проведение бесед с учащимися о правильном поведении;проведение среди учащихся игр и викторин с включением тематики по соблюдению правил техники безопасности и дорожного движения.С целью профилактики близорукости у учащихся во время самоподготовки и занятиях по интересам воспитателем осуществляетсяконтроль над рабочей позой, контроль над соблюдением режима зрительных нагрузок, контроль над соблюдением достаточного уровня освещённости в учебных кабинетах.Первостепенное значение в группе продлённого дня имеет организация детского питания. Наблюденияврачей показали, что длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние детского организма, а чёткое соблюдение режима дня, установленного в Образовательном центре, способствует организации рационального питания учащихся в школе.В ходе организации и проведения полдника ведется контроль над соблюдением учащимися культурогигиенических правил. За столом во время еды допустимы спокойные разговоры. Во время полдника наблюдаю за тем, чтобы дети не вертелись и не отвлекались, кушали, не торопясь, хорошо пережёвывали пищу, правильно пользовались столовыми приборами, научились правильно сидеть за столом, кушать красиво и аккуратно. В рамках санитарнопросветительской пропаганды уделяю внимание вопросу бережного отношения к труду сотрудников столовой.От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце учебного дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма. В это время ученики, посещающие группу продленного дня, занимаются в различных кружках и секциях (хореография, самбо, шахматы, каратэ, фортепиано, ансамбль народных инструментов, бассейн и др.). Ребята участвуют в подготовке к школьным праздникам, мероприятиям в классе, работают с книгой, периодической печатью, беседуют на разнообразные темы. Анализируя занятия по интересам, организованные в группе продленного дня,хочется отметить, что работа направлена на органическое включение деятельности в целостную систему воспитательной работы Образовательного центра, на создание благоприятной дружеской обстановки, и на расширение познаний ребят о реальном мире, на развитие навыков работы с различными материалами, на расширение и углубление читательских интересов.При планировании воспитательной работы в группе необходимо избегать шаблонов, организацию игры и отдыха сочетать с интересной работой по корпоративному воспитанию. Компания «Газпром» является одним из лидеров мировой экономики. Значит, направление воспитательной деятельности «Мы –дети Газпрома» является важным в Программе социализации, т.к. влияет на формирование лидерских качеств, корпоративного духа, формирует ценностные основы. Младшим школьникам интересно узнавать о профессиях нефтегазовой отрасли из рассказов родителей, ветеранов труда, студентов РГУ им.И.М.Губкина.Режим продлённого дня в Образовательном центре создаёт большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, организаторских умений и навыков. В течение школьного дня важно развивать интересы, потребности личности, чтобы учащиеся умели разумно использовать все те материальные и духовные возможности, которые предоставляются им в ОЦ, в немалой степени этому должна способствовать группа продлённого дня. К сожалению, не справедливо забыта такая форма работы как творческая игра. В игровых комнатах созданы условия для организации бытовых игр – «Семья», «Гости», «День рождения», «Столовая», «Кукольный театр». Для проведения игр на сюжеты из жизни детей –«Детский сад», «Школа»; игр с профессиональными сюжетами –во врачей, в учителей, в воспитателей. Воспитатели забыли, что эмоционально приподнятое настроение, которое сопутствует творческой игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения, опрятности, трудолюбия, инициативности. Но для того, чтобы игра могла развернуться, педагогу необходимо наметить план совместных действий в воображаемой ситуации, ввести новые роли, оборудование.Итак, соблюдение расписания учебных занятий и режима дня, отвечающего психологопедагогическим, гигиеническим и возрастным особенностям учащихся благоприятно влияет на повышение работоспособности младших школьников, на сохранение высокого уровня функционального состояния организма детей не только в течение дня, недели, триместра, но и всего учебного года влиял единый гармонический процесс учебновоспитательной работы и отдыха.Каждому ребенку создаются условия, чтобы он мог выразить себя в творчестве при изготовлении поделок из различных материалов, создании классных газет, написании статей для школьного журнала «Факел» и на сайт школы,во время выступлений для родителей в классе, параллели и на общешкольных мероприятиях.Считаю, что сотрудничество учащихся, педагогов и родителей –наиболее эффективный и адекватный способ раскрытия потенциала ребёнка и оптимизации его взаимоотношений с окружающим миром.Таким образом, педагогвоспитатель организует свою деятельность с учётом интересов как учащихся и их родителей, так и других преподавателей школы. Взаимодействие с родителями в группе продленного дня носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.Показатели продуктивности общепедагогической и управленческой деятельности оцениваю как высокие, т.к. 100% занятость учащихся, посещающих ГПД, в системе дополнительного образования, ведётся работа с родителями учащихся, социальнопсихологический климат в коллективе положительный.Информационный уровень управленияКомпетентностный подход является одним из концептуальных положений обеспечения единого образовательного пространства и обновления содержания образования и требует от педагогавоспитателя социальной и профессиональноймобильности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению квалификации, профессиональному развитию.Моя профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.Интересуюсь общетеоретическими основами управления процессом развития воспитания в системе образования (стратегия развития воспитания в системе образования РФ, принципы государственной политики в области воспитания; теоретические основы управления, ведущие управленческие школы и концепции; особенности управления воспитательной системой, нормативноправовые основы функционирования и развития воспитательной системы), основных категорий воспитания (цели, задачи, закономерности, принципы, содержание, методы и формы воспитания, современных теорий, концепций и технологий воспитания и принципов построения воспитательных систем, их анализа и методов планирования.Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: работаю над темами по самообразованию, активно участвую в работе методического объединения воспитателей начальной школы, посещаю внутришкольные семинары и деловые игры. Дистанционная система повышения квалификации создаёт условия для самоактуализации, помогает совершенствовать приёмы самообразования на основе имеющегося профессионального опыта, позволяет легко и быстро овладевать новыми востребованными способами деятельности. Полученные теоретические знания использую при планировании работы, выбора методов воспитания, проведении занятий с детьми, организации внеклассных мероприятий, проведении рефлексии и анализа.Стандарты впервые определили требования к ИКТкомпетенции педагогов и коренным образом изменили подходы к формированию информационной среды. Применение интерактивной доски SMART Board в группе продленного дня помогает воспитателю поновому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным. Презентация –мощное средство наглядности, направленное на развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ педагогавоспитателя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности.Овладениепрограммой NetSchoolвывело управление образовательным процессом на новый информационный уровень. NetSchoolпозволяет вести новый формат общения с родителями по электронной почте, обеспечивает ведение электронного портфолио, дает возможность организациидистанционного обучения. Систематически провожу анализ воспитательной деятельности за прошедший период по вкладу в реализацию Образовательной программы школы, который фиксируется в отчетах.Аналитический уровень управленияКак известно, в качестве наиболее распространённого критерия эффективности воспитательной работы выступает уровень воспитанности учащихся.Проблема оценки эффективности воспитательного процесса рассматривается во многих источниках информации. Однако общего мнения не существует. Мы решили изучить материалы, направленные на «измерение» уровня воспитанности учащихся и совместно с коллегами пришли к выводу, что воспитанность не подлежит измерению, поскольку понятие «измерение» претендует на точность количественных показателей. Есть другой подход к оценке эффективности воспитательного процесса, поддающийся измерению –блок знаний (знания о ценностях, этические знания, о нормах морали, нравственности), имеющий особое воспитательное значение.Нами были проанализированы результаты исследований младших школьников и выявлен хороший и высокий уровни воспитанности детей, но правильнее сказать высокий уровень понимания предложенных ценностей, т.к. метод наблюдения свидетельствует о том, что ежедневное поведение не всегда подтверждает теоретические показатели.В своей работе мы опирались на методики Н.П.Капустина [4] и Л.М. Фридмана [5]. Применение данных анкет показало, что подход к оценке эффективности воспитательного процесса через оценивание блока знаний, не совсем результативен, т.к. знание теории не является воспитанностью. «Знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. Личностный рост школьника –это еще развитие позитивного отношения к базовымобщественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт ее эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания ценности может возникнуть ушкольника в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объединении, классном коллективе, группе продленного дня, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде». [6]Таким образом, возникает необходимость проводить коррекционную работу, другими словами повышать практический уровень воспитанности.Изучать нормы поведения следует не заучиванием, а через понимание, обдумывание. Задача воспитателя в данном случае научить каждого ребенка анализировать свои поступки, развить такие качества как увлеченность, разумность, сердечность, доброжелательность, уважение. Дети учатся прощать, любить, сопереживать, жить в согласии друг с другом.В процессе работы над данной темой стало понятно, что воспитанность –интегративное свойство, которое не подлежит измерению, так же как духовность и нравственность, поскольку измерения претендуют на точность количественных показателей или «количественный стандарт» и не позволяют создать условия для развития личности и самореализации.На наш взгляд, следует перейти от термина «измерение» к термину «анализ», так как это позволяет не только изучать ребенка, его личный жизненный социальный опыт, отношение к окружающему миру, систему ценностных установок и ориентаций, но и проводить занятия по повышению уровня воспитанности.Воспитанность необходимо анализировать, изучать ребёнка необходимо для определения жизненного личного социального опыта, личной позиции, отношения к окружающему миру, системы ценностных установок, другие качества учащихся из которых складывается понятие «воспитанность». Диагностика воспитанности–это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.Одним из наиболее значимых для школы показателем воспитанности является дисциплинированность учащихся, которая включает в себя сознательное соблюдение норм и правил поведения не только в Образовательном центре, но и в повседневной жизни (мы можем это наблюдать во время выездных мероприятий).Показателем воспитанности является и участие во всехосновных видах деятельности, соответствующих возрасту наблюдаемых детей: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. –и результаты этого участия, т.к. о людях судят, прежде всего, по их действиям. О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: усвоение норм поведения, Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценить себя и события, происходящие в классе или школе.С первыми результатами работы мы выступали на заседании методического объединения воспитателей и на научнометодическом совете школы.В настоящее время продолжается работа по теме: «Определение уровня воспитанности и путей её повышения», т.к. одна из ведущих функций воспитателя –углублённая систематическая диагностика индивидуального развития школьника. Думаю, что наличие четкой программы воспитательной деятельности, с четким отражением решаемых задач, прогнозируемым результатом, сопоставление «стартового уровня» деятельности воспитателя ГПД и результата в конце учебного года и есть методика оценки, как самой программы, так и результативности воспитательной работы.Необходимо подчеркнуть, что воспитательный процесс в начальной школе организован как совокупность деятельностей, без разрывания на отдельные не стыкующиеся и не взаимосвязанные элементы. Классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования понимают, что набором воспитательных мероприятий многого не добьёшься, только воспитательная система способствует развитию личности ребёнка.
Ссылки на источники1.Образовательная программа Образовательного центра ОАО «Газпром» на 20122016 г.г. –
URL: http://www.gazpromschool.ru/vizitka/documents/obraz_progr12.html(дата обращения: 24.01.2014)2.Там же.3.Лизинский В.М. Органиционнодокументальное сопровождение учебновоспитательного процесса (методическое пособие)//Центр «Педагогический поиск» Библиотека администрации школы. 2011. С.1454.Капустин. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. –160 с.5.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей.М, 2003. –480 с.6.Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей образовательных учреждений. М., 2011. С.34.
Показатели эффективности деятельностивоспитателя ГПД в системе управления качествомобразования
Аннотация.Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая воспитателем ГПД, в рамках системы образования и воспитания в НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО «Газпром», направленная на развитие общекультурных интересов школьников, на формирование и развитие личности детей на основе общечеловеческих ценностей.Ключевые слова:педагогвоспитатель, воспитательная работа, группа продленного дня, младший школьник.
Стратегический уровень управленияОбразовательная программа Образовательного центра ОАО «Газпром» на 20122016 г.г. [1] является системой тактических задач по реализации стратегических целей в образовательной деятельности. Образовательная программа определяет содержание, организацию образовательного процесса на каждой ступени обучения, планируемые результаты. Она ориентирована не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности каждого, на развитие разносторонних творческих способностей в пространстве выбора, умения осуществлять осознанный ответственный нравственный выбор. Воспитательная работа в группе продленного дня (ГПД) строится в соответствии cосновными разделами Программывоспитания, социализации и духовнонравственного развития обучающихся Образовательного центра [2], с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Согласованность плана воспитательной работы в группе с перспективными планами школы, библиотеки, с графиком проведения предметных недель и, конечно, с планом работы классного руководителя позволяет воспитателю ГПД сформировать детский коллектив и сделать учащихся участниками разнообразной школьной деятельности, в процессе которой происходит «конструирование» системы ценностных ориентаций каждого ребёнка, и наблюдается «обмен» ценностями. Единство урочной ивнеурочной деятельности учащихся обеспечивает в группе продленного дня высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственное самочувствие детей. Деятельностный уровень управленияПроектное обучение в начальной школе позволяет создать условия для формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся, достичь высокого образовательного результата и сочетать работу в приоритетных направлениях: «Гражданин и патриот», «Экология и здоровье», «Спешите делать добро», «Мы –дети Газпрома», «Культура и досуг». Участие в проектной деятельности учащихся, посещающих группу продленного дня, –это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать результаты. Учебный проект с точки зрения педагогавоспитателя –это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у воспитанников, а именно учить:формулированию ведущей проблемы и постановке задач (проблематизация);целеполаганию и планированию содержательной деятельности;самоанализу и рефлексии; поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;представлению результатов своей деятельности и хода работы;презентации в различных формах;практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях.Как показалапрактика, проектная деятельность легко организуется во внеурочное время, т.к. во второй половине дня учащиеся не ограничены во времени, работа в проектах наполняет досуг занятиями по интересу. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Проектная деятельность помогает перевести ученика в активную позицию: даёт возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с педагогом организовывать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора. Вторая половина дня в группе продленного дня представляет собой чередование общеразвивающих занятий, игр (на свежем воздухе и в классе), кружковых занятий и мероприятий (общешкольных, на параллель, в классе). В своей работе использую разные формы организации воспитательного процесса: занятия, беседы, чтение вслух, викторины, встречи, библиотечные уроки, экскурсии по Москве и Подмосковью, экскурсии в школьный зимний сад. Они интересны и полезны младшим школьникам, способствуют их интеллектуальному и физическому развитию, обогащают их эмоционально. А также способствуют повышению и поддержанию учебной мотивации, развитию познавательной активности каждого учащегося, формированию коллектива, развитию умения детей работать в группе, культуре поведения. В своих отчётах отмечаю, что сбалансированное регулирование отдельных режимных моментов, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена улучшает возможности образовательного процесса, делает педагогическое воздействие более устойчивым. Режим работы школы позволяет педагогувоспитателю равномерно в течение дня распределить учебную, психологопедагогическую, динамическую нагрузку учеников. Создать комфортные условия для нахождения каждого ребенка в общеобразовательном учреждении. Для учащихся составляю индивидуальный план работы, который включает в себя режимные моменты школы (прогулки, дополнительные занятия, самоподготовку и т.д.) и занятия в секциях и студиях Образовательного центра с учетом склонностей ребенка и запроса родителей. Таким образом, удается избежать перегрузки детей и помочь каждому из них ежедневно организовать разноплановую деятельность. Одна из задач воспитателя –организация качественной подготовки домашних заданий во 24 классах. В условиях перехода на ФГОС образовательный результат, зафиксированный в Образовательной программе, предполагаетовладение каждым учащимся учебнопознавательными компетенциями на максимально возможном уровне. Домашнее задание рассматривается, как способ применения полученных знаний, а «профессионализм учителя выражается в количестве и качестве домашних заданий, которое он выдает, и в отношении к этим заданиям, которое демонстрируют дети». [3] В Образовательном центре эффективно организована система индивидуальных домашних заданий. В связи с этим установление определённого времени на самоподготовку дисциплинирует учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, приучает беречь время. Определённая последовательность в выполнении заданий, также приучает к режиму, прилежному отношению к изучению всех школьных предметов, помогает осуществлять действенный контроль над работой учащихся и оказывать им индивидуальную помощь. Необходимо отметить, что не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни добросовестно и самостоятельно выполняют домашние задания, других приходится контролировать, направлять и, в отдельных случаях, отступать от рекомендованного порядка, оказывать помощь. Ведётся работа по формированию умения правильно, аккуратно работать в тетради, пользоваться учебниками и различными справочными материалами. По мере необходимости каждый ребенок получает консультации по оформлению заданий. Применяется самои взаимопроверка с целью развития самостоятельности детей при подготовке домашних заданий.При организации самоподготовки стараюсь, чтобы учащиеся внимательно проверяли и самостоятельно исправляли допущенные и обнаруженные ими ошибки. На доступных примерах показываю ученикам, что проверка помогает лучше запомнить правила правописания и тот или иной вариант решения задач, экономит рабочее время. Очень полезно установить в группе такой порядок: воспитатель не проверяет работу ученика до тех пор, пока он сам не ещё раз не просмотрит выполненное им задание. Это нужно для того, чтобы школьник сам нашёл и понял свои ошибки. Самоподготовка –это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. В режиме продлённого дня специальное определённое для самостоятельной учебной деятельности учащихся время позволяет организовать её под контролем педагога. Самоподготовка органически связана с образовательными уроками, развивающими ивоспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. Регулярное обсуждение прошедшего учебного дня совместно с классным руководителем, выработка единых требований к учащимся, планирование совместных мероприятий по работе со всей группой или отдельными учениками способствует успешному обучению учащихся. Хочется отметить, что работа в тесном контакте с классными руководителями существенно отражается на качестве обученности детей, посещающих ГПД. Однако настоящее взаимодействие и содружество между учителем и воспитателем устанавливается не только из их встреч и бесед, а так же из взаимных посещений занятий. Посещая уроки, появляется возможность прочувствовать систему и методику изложения материала учителем, его манеру вести урок и проверять учащихся и какой при этом проводится инструктаж. Вместе с тем на уроке можно увидеть результаты своего руководства самостоятельной работой учащихся. Не менее важно посещение учителемпредметником часов самоподготовки учащихся. Он сможет оценить по существу характер и объём своего задания на дом, выяснить, какие затруднения испытывают школьники, выполняя домашнее задание.Хочу отметить, что моё профессиональное общение с классным руководителем является сердцевиной коммуникативной компетентности, оно всегда предполагает общность, сходство, взаимное стремление понимать и принимать другого, не только рационально соизмеряться и реагировать, но эмоционально сопереживать.Очень важно, чтобы дети приступали к домашней работе бодрыми и отдохнувшими. Поэтому прогулки требуют более тщательной подготовки, т. к. проведение активного отдыха на свежем воздухе способствует восстановлению работоспособности младших школьников в промежутке между двумя очень трудными видами учебной деятельности. Подвижные, спортивные игры снимают напряжение и усталость, но, в тоже время, не следует допускать чрезмерной интенсивности физических нагрузок –это может привести к сильному возбуждению и переутомлению.Во время обсуждения литературных произведений, бесед, подвижных игр на свежем воздухе и в классе, а так же выполнения специальных упражнений во время занятий по развитию познавательной активности у детей формирую положительное отношение к здоровому образу жизни.Забота о здоровье учащихся, на мой взгляд, является критерием оценки работы воспитателя и связана с выполнением приоритетного направления «Здоровье и здоровый образ жизни как выбор». Эта неотъемлемая часть педагогического процесса содействует укреплению здоровья, нормальному физическому развитию учащихся, повышению работоспособности школьников, а также активному отдыху и содержательному досугу ребят.В течение учебного дня осуществляется внимательный контроль за состоянием здоровья учащихся и своевременное принятие мер в случае необходимости; контроль за соблюдением учащимися гигиенических требований; контроль за соблюдением учащимися требований по ношению соответствующей обуви и школьной формы и своевременное информирование родителей о допущенных нарушениях. Беседы и классные часы направлены на формирование и развитие ответственной личной позиции у учащихся за своё здоровье и свою жизнь.Наиболее доступными для использования в педагогической деятельности являются следующие виды физкультурнооздоровительной работы: подвижные игры, прогулки, посещение спортивных секций и участие детей в соревнованиях.С целью профилактики детского травматизма и для обеспечения безопасной жизнедеятельности учащихся выполняю следующие требования:инструктаж по технике безопасности на занятиях и экскурсиях;постоянный контроль над поведением учащихся вовторой половине дня;визуальный контроль за потенциально травмоопасными местами в школе и предотвращение травмоопасных ситуаций;интеграция вопросов профилактики детского травматизма в классные часы;регулярное проведение бесед с учащимися о правильном поведении;проведение среди учащихся игр и викторин с включением тематики по соблюдению правил техники безопасности и дорожного движения.С целью профилактики близорукости у учащихся во время самоподготовки и занятиях по интересам воспитателем осуществляетсяконтроль над рабочей позой, контроль над соблюдением режима зрительных нагрузок, контроль над соблюдением достаточного уровня освещённости в учебных кабинетах.Первостепенное значение в группе продлённого дня имеет организация детского питания. Наблюденияврачей показали, что длительные перерывы в приёме пищи отрицательно влияют на функциональное состояние детского организма, а чёткое соблюдение режима дня, установленного в Образовательном центре, способствует организации рационального питания учащихся в школе.В ходе организации и проведения полдника ведется контроль над соблюдением учащимися культурогигиенических правил. За столом во время еды допустимы спокойные разговоры. Во время полдника наблюдаю за тем, чтобы дети не вертелись и не отвлекались, кушали, не торопясь, хорошо пережёвывали пищу, правильно пользовались столовыми приборами, научились правильно сидеть за столом, кушать красиво и аккуратно. В рамках санитарнопросветительской пропаганды уделяю внимание вопросу бережного отношения к труду сотрудников столовой.От организации второго периода внеучебного времени, который наступает в конце учебного дня после приготовления домашних заданий, во многом зависит степень восстановления работоспособности детского организма. В это время ученики, посещающие группу продленного дня, занимаются в различных кружках и секциях (хореография, самбо, шахматы, каратэ, фортепиано, ансамбль народных инструментов, бассейн и др.). Ребята участвуют в подготовке к школьным праздникам, мероприятиям в классе, работают с книгой, периодической печатью, беседуют на разнообразные темы. Анализируя занятия по интересам, организованные в группе продленного дня,хочется отметить, что работа направлена на органическое включение деятельности в целостную систему воспитательной работы Образовательного центра, на создание благоприятной дружеской обстановки, и на расширение познаний ребят о реальном мире, на развитие навыков работы с различными материалами, на расширение и углубление читательских интересов.При планировании воспитательной работы в группе необходимо избегать шаблонов, организацию игры и отдыха сочетать с интересной работой по корпоративному воспитанию. Компания «Газпром» является одним из лидеров мировой экономики. Значит, направление воспитательной деятельности «Мы –дети Газпрома» является важным в Программе социализации, т.к. влияет на формирование лидерских качеств, корпоративного духа, формирует ценностные основы. Младшим школьникам интересно узнавать о профессиях нефтегазовой отрасли из рассказов родителей, ветеранов труда, студентов РГУ им.И.М.Губкина.Режим продлённого дня в Образовательном центре создаёт большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, организаторских умений и навыков. В течение школьного дня важно развивать интересы, потребности личности, чтобы учащиеся умели разумно использовать все те материальные и духовные возможности, которые предоставляются им в ОЦ, в немалой степени этому должна способствовать группа продлённого дня. К сожалению, не справедливо забыта такая форма работы как творческая игра. В игровых комнатах созданы условия для организации бытовых игр – «Семья», «Гости», «День рождения», «Столовая», «Кукольный театр». Для проведения игр на сюжеты из жизни детей –«Детский сад», «Школа»; игр с профессиональными сюжетами –во врачей, в учителей, в воспитателей. Воспитатели забыли, что эмоционально приподнятое настроение, которое сопутствует творческой игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения, опрятности, трудолюбия, инициативности. Но для того, чтобы игра могла развернуться, педагогу необходимо наметить план совместных действий в воображаемой ситуации, ввести новые роли, оборудование.Итак, соблюдение расписания учебных занятий и режима дня, отвечающего психологопедагогическим, гигиеническим и возрастным особенностям учащихся благоприятно влияет на повышение работоспособности младших школьников, на сохранение высокого уровня функционального состояния организма детей не только в течение дня, недели, триместра, но и всего учебного года влиял единый гармонический процесс учебновоспитательной работы и отдыха.Каждому ребенку создаются условия, чтобы он мог выразить себя в творчестве при изготовлении поделок из различных материалов, создании классных газет, написании статей для школьного журнала «Факел» и на сайт школы,во время выступлений для родителей в классе, параллели и на общешкольных мероприятиях.Считаю, что сотрудничество учащихся, педагогов и родителей –наиболее эффективный и адекватный способ раскрытия потенциала ребёнка и оптимизации его взаимоотношений с окружающим миром.Таким образом, педагогвоспитатель организует свою деятельность с учётом интересов как учащихся и их родителей, так и других преподавателей школы. Взаимодействие с родителями в группе продленного дня носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.Показатели продуктивности общепедагогической и управленческой деятельности оцениваю как высокие, т.к. 100% занятость учащихся, посещающих ГПД, в системе дополнительного образования, ведётся работа с родителями учащихся, социальнопсихологический климат в коллективе положительный.Информационный уровень управленияКомпетентностный подход является одним из концептуальных положений обеспечения единого образовательного пространства и обновления содержания образования и требует от педагогавоспитателя социальной и профессиональноймобильности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению квалификации, профессиональному развитию.Моя профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.Интересуюсь общетеоретическими основами управления процессом развития воспитания в системе образования (стратегия развития воспитания в системе образования РФ, принципы государственной политики в области воспитания; теоретические основы управления, ведущие управленческие школы и концепции; особенности управления воспитательной системой, нормативноправовые основы функционирования и развития воспитательной системы), основных категорий воспитания (цели, задачи, закономерности, принципы, содержание, методы и формы воспитания, современных теорий, концепций и технологий воспитания и принципов построения воспитательных систем, их анализа и методов планирования.Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: работаю над темами по самообразованию, активно участвую в работе методического объединения воспитателей начальной школы, посещаю внутришкольные семинары и деловые игры. Дистанционная система повышения квалификации создаёт условия для самоактуализации, помогает совершенствовать приёмы самообразования на основе имеющегося профессионального опыта, позволяет легко и быстро овладевать новыми востребованными способами деятельности. Полученные теоретические знания использую при планировании работы, выбора методов воспитания, проведении занятий с детьми, организации внеклассных мероприятий, проведении рефлексии и анализа.Стандарты впервые определили требования к ИКТкомпетенции педагогов и коренным образом изменили подходы к формированию информационной среды. Применение интерактивной доски SMART Board в группе продленного дня помогает воспитателю поновому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным. Презентация –мощное средство наглядности, направленное на развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ педагогавоспитателя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности.Овладениепрограммой NetSchoolвывело управление образовательным процессом на новый информационный уровень. NetSchoolпозволяет вести новый формат общения с родителями по электронной почте, обеспечивает ведение электронного портфолио, дает возможность организациидистанционного обучения. Систематически провожу анализ воспитательной деятельности за прошедший период по вкладу в реализацию Образовательной программы школы, который фиксируется в отчетах.Аналитический уровень управленияКак известно, в качестве наиболее распространённого критерия эффективности воспитательной работы выступает уровень воспитанности учащихся.Проблема оценки эффективности воспитательного процесса рассматривается во многих источниках информации. Однако общего мнения не существует. Мы решили изучить материалы, направленные на «измерение» уровня воспитанности учащихся и совместно с коллегами пришли к выводу, что воспитанность не подлежит измерению, поскольку понятие «измерение» претендует на точность количественных показателей. Есть другой подход к оценке эффективности воспитательного процесса, поддающийся измерению –блок знаний (знания о ценностях, этические знания, о нормах морали, нравственности), имеющий особое воспитательное значение.Нами были проанализированы результаты исследований младших школьников и выявлен хороший и высокий уровни воспитанности детей, но правильнее сказать высокий уровень понимания предложенных ценностей, т.к. метод наблюдения свидетельствует о том, что ежедневное поведение не всегда подтверждает теоретические показатели.В своей работе мы опирались на методики Н.П.Капустина [4] и Л.М. Фридмана [5]. Применение данных анкет показало, что подход к оценке эффективности воспитательного процесса через оценивание блока знаний, не совсем результативен, т.к. знание теории не является воспитанностью. «Знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. Личностный рост школьника –это еще развитие позитивного отношения к базовымобщественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт ее эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания ценности может возникнуть ушкольника в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объединении, классном коллективе, группе продленного дня, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде». [6]Таким образом, возникает необходимость проводить коррекционную работу, другими словами повышать практический уровень воспитанности.Изучать нормы поведения следует не заучиванием, а через понимание, обдумывание. Задача воспитателя в данном случае научить каждого ребенка анализировать свои поступки, развить такие качества как увлеченность, разумность, сердечность, доброжелательность, уважение. Дети учатся прощать, любить, сопереживать, жить в согласии друг с другом.В процессе работы над данной темой стало понятно, что воспитанность –интегративное свойство, которое не подлежит измерению, так же как духовность и нравственность, поскольку измерения претендуют на точность количественных показателей или «количественный стандарт» и не позволяют создать условия для развития личности и самореализации.На наш взгляд, следует перейти от термина «измерение» к термину «анализ», так как это позволяет не только изучать ребенка, его личный жизненный социальный опыт, отношение к окружающему миру, систему ценностных установок и ориентаций, но и проводить занятия по повышению уровня воспитанности.Воспитанность необходимо анализировать, изучать ребёнка необходимо для определения жизненного личного социального опыта, личной позиции, отношения к окружающему миру, системы ценностных установок, другие качества учащихся из которых складывается понятие «воспитанность». Диагностика воспитанности–это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.Одним из наиболее значимых для школы показателем воспитанности является дисциплинированность учащихся, которая включает в себя сознательное соблюдение норм и правил поведения не только в Образовательном центре, но и в повседневной жизни (мы можем это наблюдать во время выездных мероприятий).Показателем воспитанности является и участие во всехосновных видах деятельности, соответствующих возрасту наблюдаемых детей: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. –и результаты этого участия, т.к. о людях судят, прежде всего, по их действиям. О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: усвоение норм поведения, Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценить себя и события, происходящие в классе или школе.С первыми результатами работы мы выступали на заседании методического объединения воспитателей и на научнометодическом совете школы.В настоящее время продолжается работа по теме: «Определение уровня воспитанности и путей её повышения», т.к. одна из ведущих функций воспитателя –углублённая систематическая диагностика индивидуального развития школьника. Думаю, что наличие четкой программы воспитательной деятельности, с четким отражением решаемых задач, прогнозируемым результатом, сопоставление «стартового уровня» деятельности воспитателя ГПД и результата в конце учебного года и есть методика оценки, как самой программы, так и результативности воспитательной работы.Необходимо подчеркнуть, что воспитательный процесс в начальной школе организован как совокупность деятельностей, без разрывания на отдельные не стыкующиеся и не взаимосвязанные элементы. Классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования понимают, что набором воспитательных мероприятий многого не добьёшься, только воспитательная система способствует развитию личности ребёнка.
Ссылки на источники1.Образовательная программа Образовательного центра ОАО «Газпром» на 20122016 г.г. –
URL: http://www.gazpromschool.ru/vizitka/documents/obraz_progr12.html(дата обращения: 24.01.2014)2.Там же.3.Лизинский В.М. Органиционнодокументальное сопровождение учебновоспитательного процесса (методическое пособие)//Центр «Педагогический поиск» Библиотека администрации школы. 2011. С.1454.Капустин. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. –160 с.5.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей.М, 2003. –480 с.6.Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей образовательных учреждений. М., 2011. С.34.