Развитие интереса к изучению математических дисциплин у школьников разных групп
Выпуск:
ART 54201
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Приходько
Н.
В. Развитие интереса к изучению математических дисциплин у школьников разных групп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
446–450. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54201.htm.
Аннотация. В статье описываются формы работы учителя математики, направленные на стимулирование познавательной и творческой активности школьников. Описана работа по созданию компьютерной программы как части совместной проектной деятельности учителя и учеников. Статья будет полезна учителям школ, гимназий, лицеев, а также другим специалистам, работающим в области педагогики.
Ключевые слова:
творческая активность, познавательная активность, компьютерная программа, элементы проектной деятельности, решение квадратных уравнений, самопроверка работы, помощь родителям в контроле домашних заданий.
Текст статьи
Приходько Наталья Владимировна,учитель математики, МОУ «СОШ № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса, г. РостовнаДону natali.prikhodko@yandex.ru
Развитие интереса к изучению математических дисциплин у школьников разных групп
Аннотация.В статье описываются формы работы учителя математики, направленные на стимулированиепознавательной и творческой активности школьников.Описана работа по созданию компьютерной программы как части совместной проектной деятельности учителя и учеников. Статья будет полезна учителям школ, гимназий, лицеев, а также другим специалистам, работающим в области педагогики.
Ключевые слова.Познавательнаяактивность,творческая активность,элементы проектной деятельности,компьютерная программа,решение квадратных уравнений, самопроверкаработы, помощь родителямв контроле домашних заданий.
Важными аспектами продуктивной работы современного учителя являются:поддержка администрацией школы инновационных форм и методов обучения,широкое использование компьютерных технологий в обучении школьников и внедрение методических разработок в повседневную педагогическую практику.
При проектировании учебного процесса в школе учителя опираются на нормы и требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. «Существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формированиесильнойличности,способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения,осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е.личности саморазвивающейся и самореализующейся».[1 С.1]
Современных школьников уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроках;им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски готовые решения. Обучающиеся ждут новых форм знакомства с учебным материалом, в которых могут воплотиться познавательная активность, тяга к самостоятельности, деятельностный характер мышления. Развивать детей по уровням от первого воспроизводящей активности через интерпретирующую активность к творческой (креативной) активности вот одна из новых задачучителя в современных условиях.
В связи с этим в учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
Одна из основных задач учителя заинтересовать учащихся в предмете, стимулировать их познавательную и творческую активность.По интересу к изучению математики и по качеству освоения предмета класс можноусловно подразделить нанесколько групп.(Рис.1)
Рис. 1
Рис. 1Дифференциация учащихся 89х классов в зависимости от ихинтереса к изучению алгебры и от качества освоения предмета.
Часть коллектива класса («пассивные») учатся пассивно, или даже сопротивляются обучению. Эти учащиесянерегулярновыполняютдомашние задания;их успеваемость чаще всего дома не контролируют. Вниманиешкольников снижено; изза неорганизованностионипостоянно отвлекаются, запоминают материал непрочно.В этом случаенеобходим постоянный контакт классного руководителя и учителя с родителями.
Детямэтой группынужна помощь в освоении и постоянном повторении базовых математических понятий. Учитель может приглашать их на дополнительные занятия, решать вместе с ними аналогичные задания. Чтобы заинтересовать эту группу школьниковистимулировать их познавательную итворческую активность
учитель можетпредлагать этим детям составить математические кроссворды; начертить и склеить объёмные геометрические фигуры. Педагогможет игратьс ними в математическое лото или предложить,чтобы эти дети разработали математическое лото и,как ведущие, играли с одноклассниками. Таким образом, учитель оказывает педагогическую поддержкупассивным на уроках школьниками даёт им возможность реабилитироваться в его глазах и глазах одноклассников.Часть коллектива класса («сомневающиеся»)проявляет интерес кпредмету, но на уроках решают задачимедленно. Работаютосновательно,нопостоянносомневаются,переживают за результат и сильно расстраиваются в случае неуспеха.Чтобы заинтересовать эту группу детей и стимулировать их познавательную и творческую активность,учитель можетпредложитьимобъединиться в пары и выпустить математическую газету;придумать и оформить математические кроссвордыи позднее, предложить одноклассникам разгадатьих.Тем самым, учитель создаётпротяжённую во времени«ситуациюуспеха»:у медлительных школьниковмного времени на отбор, обдумывание материала. Оформить газету можно дома или после уроков; можно советоваться или обращаться за помощью; никто не торопит с принятием решений, есть время на обдумывание. Таким образом,учитель создал все условия, чтобы медлительный ученик хорошо себя проявили заинтересовался математикой.Часть коллектива класса («старающиеся») прилежноработает на уроках математики,проявляет интерес кчтению дополнительной литературы. Но по своимличностным характеристикам они не всегда быстро реагируют на ситуацию на уроке, не всегда успевают быстро отвечать. Коллектив класса средней школы
Пассивные
Сомневающиеся
Старающиеся
Успевающие
Лидеры
Активные
Чтобы заинтересовать эту группу детей и стимулировать их познавательную и творческую активность,учитель может предложить им творческую работу с элементами исследования: поискать исторический материалоб известных математиках; подготовить реферат или презентацию для школьной недели математики и выступить в классе.Тем самым, учитель создаётблагоприятные педагогические условия, чтобы эти обучающиесяреализовали возможность чтения, исследовательской работы и спокойного отбора материала. Школьникивыступаютс докладамивзнакомойобстановке классаи представляют значимость своей исследовательской работы. Благоприятные педагогические условия, созданные учителем,способствуют повышениюих самооценки в собственных глазах, повышению их авторитета в глазах других учеников,повышению интереса всего класса к математическим дисциплинам.Часть коллектива класса («успевающие»)проявляет интерес к игровым, активным, соревновательным действиям. Эту группу детейучителю легче заинтересовать,стимулировать их познавательную и творческую активность,если предложить им участие во внеклассных мероприятиях, уроках типа «КВН»или«Звёздный час». В результате правильно организованной педагогической работы,с удовольствием участвуют и помогают в проведенииуроков и внеклассных математических конкурсовкак«успевающие», так иболее «слабые» школьники.
После участия класса в таких мероприятия в течение двухтрёхнедельу детейсохраняется активная и заинтересованная позицияна урокахматематики.Учитель создал условия (организовал педагогическую поддержку), чтобы и «успевающие», и «слабые» на урокахшкольники проявили свои качества вне формата привычного урока. Творческий труд в качестве организаторов мероприятия, участников,помощников, актёров в сценках, ведущих, повышаетавторитет школьников в глазах одноклассникови формирует устойчивый интересвсего класса к математическим дисциплинам.Часть коллектива класса («активные») постоянно проявляетинтерес кизучаемому предмету. Онихорошо работаютна уроках,интересуютсярешениемболее сложных задач, предполагают обучаться ввузес математической направленностью. Эти школьникис удовольствием решаютмногодополнительных самостоятельных работ. В работе сэтой группой учащихся учитель поддерживаетистимулируетих познавательную и творческую активность.Дляподдержки интереса к математике учитель предлагает школьникамучастие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:районных и городских олимпиадах,областных и Всероссийских конкурсах («Кенгуру»и др.). Учитель создаёт этой группе учащихся максимально благоприятные педагогические условия: готовит к участию в олимпиадах, ищет информацию и своевременно информирует детей о конкурсах; помогает заполнить заявки на участие, сопровождает на олимпиады и конкурсы.Часть коллектива класса («лидеры») нацелена на активное изучение математических дисциплин.Онипостоянно работают на уроках, точно и обстоятельно отвечают на вопросы, проявляютинтерес кдополнительным материалам, читают дополнительную литературу, хорошо контактируют с одноклассниками, обладают задатками неформального лидера, любят выступать, быть организаторами.После окончания школы предполагаютобучаться в вузе, где активно изучаются математические дисциплины.
В работе сэтой группой учащихся задача учителя поддерживатьистимулироватьих познавательную и творческую активность, постоянно развиватьспособности. Учитель и ученики организуют совместные исследовательские проекты, готовят доклады, презентации и выступают с ними на районных и городских конференциях, на заседаниях секций Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ).Школьникимогут изучать дополнительные компьютерные программы, разрабатывать свои программы, интегрирующие знания из информатики и алгебры, информатики и физикии т.д. Принцип уровневой дифференциации учащихсяпозволяет учителю:
формировать интерес к предмету уучащихся, занимающихся на базовом уровне;
поддерживать интерес к предмету, развивать творческий потенциал и желание самосовершенствоваться у учащихся, работающих на уровне возможностей.
Надо отметить, что эти группы внутри класса непостоянны; дети, которые усердно занимаются, переходят на более высокий уровень. Им становятся доступны более сложно организованные работы: участие в конкурсах, исследовательские работы, выступление с докладами на конференциях, написание компьютерных программ и т.д.Учитель постоянно ведёт мониторинг успехов учеников и для детей каждой группы создаёт такие педагогические условия, которые организуют «ситуацию успеха» школьника с учётом его черт личности, умений, успеваемости.
Активное изучение основ компьютерной грамотностипомогает современным школьникамприменять компьютерные программы для учебных работ и досуга, совершать более точные вычисления, заниматься исследовательскими работами, и более осознанно выбирать будущую профессию.
В средней школе обучающиеся изучают основы компьютерной грамотности; знакомятся с широким спектром применения информационных технологий для решения учебных и творческих заданий. В восьмом классе на уроках алгебры,изучая тему «Квадратные уравнения», мы обратили внимание, что задачи, сводящиеся крешению квадратных уравнений, часто являются моделями реальных жизненных ситуаций (задачи на вычисление скоростей транспорта и т. д.). Быстрое и правильное решение таких задач может помочь разным людям в их повседневной жизненной практике.На уроках алгебры и занятиях математического кружка восьмиклассники часто сталкиваются с тем, что корнями некоторых полных и неполных квадратных уравнений являются многозначные целые и дробные числа. Их точное вычисление занимает время, которое может быть потрачено на уроках или консультационныхзанятиях более продуктивно. Например, на тренировку решения логических заданий, обсуждение других (дополнительных) способов решений задач.
Важной составляющейшкольной практики для успешного закрепления знанийвосьмиклассников поматематическим дисциплинам являетсяучастие родителей в процессе обучения их детей. Встречина школьных собраниях и индивидуальные беседы показывают, чтородители многих учениковне полностью помнят материалы обучения и часто не могут помочь своим детям спроверкой домашних заданий. Родителям необходима помощь в виде компьютерной программыдля быстрого контроля правильности решения задач.
Изучив вышеперечисленные условия школьной образовательной практики,учитель математики МБОУ СОШ №60предложилгруппе школьников участвовать в творческом проекте по созданию компьютерной программы, которая соединит знания из алгебры и информатики.
Интеграция информатики в математику позволитучащимсясвязать знания, полученные в ходе изучения этих дисциплин и получить опыт использования их на практике.Творческий проект по созданию компьютерной программыпоможет школьникамприобрести опыт программирования. Выполненная работа способствует формированию у обучающихся:
исследовательских умений и навыков;
творческих способностей;
умения анализировать и исправлять ошибки.При организации творческого проекта по созданиюкомпьютерной программы учитель и группа школьников поставили перед собой следующие цели и задачи.Цель проекта:создать компьютерную программу для нахождения корней полных и неполных квадратных уравнений и генерации квадратного уравненияпо значениям его коэффициентов.Задачипроекта:1.собрать информационный материал по теме «Решение квадратных
уравнений»;2.изучить конструктор программ Scratch[2];
3.написать программу для нахождения корней квадратного уравнения
и генерации квадратного уравнения по значениям его коэффициентов;
4. проверить применение разработанной программы решения квадратных уравнений («РеКвУр»)напрактике. Актуальность проектных работ:разработанная творческой группой школьников программа «РеКвУр» позволяет:
1.быстро находить корни полных и неполных квадратных уравнений;
2. быстро находить сумму и произведение корней полных и неполных квадратных уравнений;
3.быстро находить дискриминант полных и неполных квадратных уравнений.Практическое применение: Разработанная программа «РеКвУр» может найти широкое применение в теории и практике образования в средней школе. Главное достоинство программы в том, что она:
1. облегчает вычисление многозначных целых и дробных чисел;
2. экономит время человека для решения других задач.На рисунке 2представлено главное окно программыдлярешения квадратных уравнений «РеКвУр».
Рис. 2Главное окно программы «РеКвУр».
Лидер творческой группы, ученик 8 класса МБОУ СОШ № 60 г. Ростована Дону, Нечепуренко Я. выступил с докладом о разработанной компьютернойпрограмме «РеКвУр»на 15ой школьной научнопрактической конференции«Проектная деятельность как средство формирования информационнообразовательной среды»в мае 2013 года.Программа«РеКвУр»простав применениии доступна школьникам и их родителям. Справка по работе с программой выглядит так: Для решения квадратныхуравнений пользователюследует:−нажать на квадратную жёлтую кнопку и ввести соответствующее значение первого коэффициентаквадратного уравнения;−выполнить такую же операцию для каждого коэффициентаквадратного уравнения;−нажать на кнопку «Решить». В результате появятся ответы в окнах серого цвета.Для генерацииквадратного уравнения пользователюследует:−нажать картинку шестеренки в нижнем правом углу экрана;−ввести диапазон значений случайного числа.Например, если диапазон равен 10, то случайные числа будут принимать значения от «−10»до «+10»;−нажать на зеленую кнопку «R» в нижнем правом углу экрана.В результате появятсякоэффициентыквадратногоуравнения в окнах светлокоричневого цвета, и уравнение будет сгенерировано.В результате совместнойпроектнойдеятельности учителя и учеников, восьмиклассники выполнили(по терминологии Л. Ю. Саяпиной)«весь цикл работ «от проекта до объекта».[3C.529].Они выявили проектную ситуацию, продумали идею, собрали необходимый теоретический материал, изучили конструктор программ Scratch, написали программу для решения квадратных уравнений, проверили работу программы на практике, внесли исправления и дополнения, подготовили доклад о работе, выступили с докладом на школьной конференции.Разработанная компьютернаяпрограммадля решения квадратных уравнений «РеКвУр» может иметь широкое применение.(Рис. 3)
Рис. 3Область применения
компьютерной программы «РеКвУр» в практике средней школы и в дополнительном образовании.
В процессе интеллектуальной работы над проектом каждый участник творческой группы «…ставит перед собой именно те проблемы, которые интересуют его в данное время. В этом случае он становится не только постановщиком проблем, но и разработчиком идей, способов, средств, методов для решения проблемы.Мы полагаем, что подобный подход к интеллектуальнопознавательному развитию наиболее полно вскрывает внутренние резервы постижения ребёнком окружающего мира».[4C.24]Использование различных методов активизации обучения, постоянный контроль прочности усвоения математических знаний, приобретение опыта решений задачдают положительную динамику результатов обучения.УченикиМБОУ СОШ № 60 г. Ростована Донуежегоднопринимают активное участие в школьных и городскихнаучнопрактических конференциях, Всероссийских математическихконкурсах(«Кенгуру», «Эврика»),являются членами команд городских интеллектуальных игр по математике, занимают призовые места в школьных и городских олимпиадах по математике.
Ссылки на источники1.Романова К. И. «Развитие познавательной активности студентов на основеигровой деятельности»на сайте conf.sfukras.ru, дата доступа 18.01.20142.Руководство для начинающих “Getting started with Scratch version 2.0” на сайте scratch.mit.edu, дата доступа 18.01.20143.СаяпинаЛ.Ю. «Организация ознакомительнотехнологической практики в ИАрхИ ЮФУ» [Текст]. Материалы международнойнаучнопрактической конференции.РостовнаДону: Издательство РТИСТ ЮРГУЭС, 2009. 526 с.4.И.Э Куликовская, М. Я. Арест «Необходимость в смене педагогической парадигмы: от процесса обучения к процессу познания»//Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки.2012 г. № 9 . 170 с.
Развитие интереса к изучению математических дисциплин у школьников разных групп
Аннотация.В статье описываются формы работы учителя математики, направленные на стимулированиепознавательной и творческой активности школьников.Описана работа по созданию компьютерной программы как части совместной проектной деятельности учителя и учеников. Статья будет полезна учителям школ, гимназий, лицеев, а также другим специалистам, работающим в области педагогики.
Ключевые слова.Познавательнаяактивность,творческая активность,элементы проектной деятельности,компьютерная программа,решение квадратных уравнений, самопроверкаработы, помощь родителямв контроле домашних заданий.
Важными аспектами продуктивной работы современного учителя являются:поддержка администрацией школы инновационных форм и методов обучения,широкое использование компьютерных технологий в обучении школьников и внедрение методических разработок в повседневную педагогическую практику.
При проектировании учебного процесса в школе учителя опираются на нормы и требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. «Существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формированиесильнойличности,способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения,осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е.личности саморазвивающейся и самореализующейся».[1 С.1]
Современных школьников уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроках;им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски готовые решения. Обучающиеся ждут новых форм знакомства с учебным материалом, в которых могут воплотиться познавательная активность, тяга к самостоятельности, деятельностный характер мышления. Развивать детей по уровням от первого воспроизводящей активности через интерпретирующую активность к творческой (креативной) активности вот одна из новых задачучителя в современных условиях.
В связи с этим в учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
Одна из основных задач учителя заинтересовать учащихся в предмете, стимулировать их познавательную и творческую активность.По интересу к изучению математики и по качеству освоения предмета класс можноусловно подразделить нанесколько групп.(Рис.1)
Рис. 1
Рис. 1Дифференциация учащихся 89х классов в зависимости от ихинтереса к изучению алгебры и от качества освоения предмета.
Часть коллектива класса («пассивные») учатся пассивно, или даже сопротивляются обучению. Эти учащиесянерегулярновыполняютдомашние задания;их успеваемость чаще всего дома не контролируют. Вниманиешкольников снижено; изза неорганизованностионипостоянно отвлекаются, запоминают материал непрочно.В этом случаенеобходим постоянный контакт классного руководителя и учителя с родителями.
Детямэтой группынужна помощь в освоении и постоянном повторении базовых математических понятий. Учитель может приглашать их на дополнительные занятия, решать вместе с ними аналогичные задания. Чтобы заинтересовать эту группу школьниковистимулировать их познавательную итворческую активность
учитель можетпредлагать этим детям составить математические кроссворды; начертить и склеить объёмные геометрические фигуры. Педагогможет игратьс ними в математическое лото или предложить,чтобы эти дети разработали математическое лото и,как ведущие, играли с одноклассниками. Таким образом, учитель оказывает педагогическую поддержкупассивным на уроках школьниками даёт им возможность реабилитироваться в его глазах и глазах одноклассников.Часть коллектива класса («сомневающиеся»)проявляет интерес кпредмету, но на уроках решают задачимедленно. Работаютосновательно,нопостоянносомневаются,переживают за результат и сильно расстраиваются в случае неуспеха.Чтобы заинтересовать эту группу детей и стимулировать их познавательную и творческую активность,учитель можетпредложитьимобъединиться в пары и выпустить математическую газету;придумать и оформить математические кроссвордыи позднее, предложить одноклассникам разгадатьих.Тем самым, учитель создаётпротяжённую во времени«ситуациюуспеха»:у медлительных школьниковмного времени на отбор, обдумывание материала. Оформить газету можно дома или после уроков; можно советоваться или обращаться за помощью; никто не торопит с принятием решений, есть время на обдумывание. Таким образом,учитель создал все условия, чтобы медлительный ученик хорошо себя проявили заинтересовался математикой.Часть коллектива класса («старающиеся») прилежноработает на уроках математики,проявляет интерес кчтению дополнительной литературы. Но по своимличностным характеристикам они не всегда быстро реагируют на ситуацию на уроке, не всегда успевают быстро отвечать. Коллектив класса средней школы
Пассивные
Сомневающиеся
Старающиеся
Успевающие
Лидеры
Активные
Чтобы заинтересовать эту группу детей и стимулировать их познавательную и творческую активность,учитель может предложить им творческую работу с элементами исследования: поискать исторический материалоб известных математиках; подготовить реферат или презентацию для школьной недели математики и выступить в классе.Тем самым, учитель создаётблагоприятные педагогические условия, чтобы эти обучающиесяреализовали возможность чтения, исследовательской работы и спокойного отбора материала. Школьникивыступаютс докладамивзнакомойобстановке классаи представляют значимость своей исследовательской работы. Благоприятные педагогические условия, созданные учителем,способствуют повышениюих самооценки в собственных глазах, повышению их авторитета в глазах других учеников,повышению интереса всего класса к математическим дисциплинам.Часть коллектива класса («успевающие»)проявляет интерес к игровым, активным, соревновательным действиям. Эту группу детейучителю легче заинтересовать,стимулировать их познавательную и творческую активность,если предложить им участие во внеклассных мероприятиях, уроках типа «КВН»или«Звёздный час». В результате правильно организованной педагогической работы,с удовольствием участвуют и помогают в проведенииуроков и внеклассных математических конкурсовкак«успевающие», так иболее «слабые» школьники.
После участия класса в таких мероприятия в течение двухтрёхнедельу детейсохраняется активная и заинтересованная позицияна урокахматематики.Учитель создал условия (организовал педагогическую поддержку), чтобы и «успевающие», и «слабые» на урокахшкольники проявили свои качества вне формата привычного урока. Творческий труд в качестве организаторов мероприятия, участников,помощников, актёров в сценках, ведущих, повышаетавторитет школьников в глазах одноклассникови формирует устойчивый интересвсего класса к математическим дисциплинам.Часть коллектива класса («активные») постоянно проявляетинтерес кизучаемому предмету. Онихорошо работаютна уроках,интересуютсярешениемболее сложных задач, предполагают обучаться ввузес математической направленностью. Эти школьникис удовольствием решаютмногодополнительных самостоятельных работ. В работе сэтой группой учащихся учитель поддерживаетистимулируетих познавательную и творческую активность.Дляподдержки интереса к математике учитель предлагает школьникамучастие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:районных и городских олимпиадах,областных и Всероссийских конкурсах («Кенгуру»и др.). Учитель создаёт этой группе учащихся максимально благоприятные педагогические условия: готовит к участию в олимпиадах, ищет информацию и своевременно информирует детей о конкурсах; помогает заполнить заявки на участие, сопровождает на олимпиады и конкурсы.Часть коллектива класса («лидеры») нацелена на активное изучение математических дисциплин.Онипостоянно работают на уроках, точно и обстоятельно отвечают на вопросы, проявляютинтерес кдополнительным материалам, читают дополнительную литературу, хорошо контактируют с одноклассниками, обладают задатками неформального лидера, любят выступать, быть организаторами.После окончания школы предполагаютобучаться в вузе, где активно изучаются математические дисциплины.
В работе сэтой группой учащихся задача учителя поддерживатьистимулироватьих познавательную и творческую активность, постоянно развиватьспособности. Учитель и ученики организуют совместные исследовательские проекты, готовят доклады, презентации и выступают с ними на районных и городских конференциях, на заседаниях секций Донской академии наук юных исследователей (ДАНЮИ).Школьникимогут изучать дополнительные компьютерные программы, разрабатывать свои программы, интегрирующие знания из информатики и алгебры, информатики и физикии т.д. Принцип уровневой дифференциации учащихсяпозволяет учителю:
формировать интерес к предмету уучащихся, занимающихся на базовом уровне;
поддерживать интерес к предмету, развивать творческий потенциал и желание самосовершенствоваться у учащихся, работающих на уровне возможностей.
Надо отметить, что эти группы внутри класса непостоянны; дети, которые усердно занимаются, переходят на более высокий уровень. Им становятся доступны более сложно организованные работы: участие в конкурсах, исследовательские работы, выступление с докладами на конференциях, написание компьютерных программ и т.д.Учитель постоянно ведёт мониторинг успехов учеников и для детей каждой группы создаёт такие педагогические условия, которые организуют «ситуацию успеха» школьника с учётом его черт личности, умений, успеваемости.
Активное изучение основ компьютерной грамотностипомогает современным школьникамприменять компьютерные программы для учебных работ и досуга, совершать более точные вычисления, заниматься исследовательскими работами, и более осознанно выбирать будущую профессию.
В средней школе обучающиеся изучают основы компьютерной грамотности; знакомятся с широким спектром применения информационных технологий для решения учебных и творческих заданий. В восьмом классе на уроках алгебры,изучая тему «Квадратные уравнения», мы обратили внимание, что задачи, сводящиеся крешению квадратных уравнений, часто являются моделями реальных жизненных ситуаций (задачи на вычисление скоростей транспорта и т. д.). Быстрое и правильное решение таких задач может помочь разным людям в их повседневной жизненной практике.На уроках алгебры и занятиях математического кружка восьмиклассники часто сталкиваются с тем, что корнями некоторых полных и неполных квадратных уравнений являются многозначные целые и дробные числа. Их точное вычисление занимает время, которое может быть потрачено на уроках или консультационныхзанятиях более продуктивно. Например, на тренировку решения логических заданий, обсуждение других (дополнительных) способов решений задач.
Важной составляющейшкольной практики для успешного закрепления знанийвосьмиклассников поматематическим дисциплинам являетсяучастие родителей в процессе обучения их детей. Встречина школьных собраниях и индивидуальные беседы показывают, чтородители многих учениковне полностью помнят материалы обучения и часто не могут помочь своим детям спроверкой домашних заданий. Родителям необходима помощь в виде компьютерной программыдля быстрого контроля правильности решения задач.
Изучив вышеперечисленные условия школьной образовательной практики,учитель математики МБОУ СОШ №60предложилгруппе школьников участвовать в творческом проекте по созданию компьютерной программы, которая соединит знания из алгебры и информатики.
Интеграция информатики в математику позволитучащимсясвязать знания, полученные в ходе изучения этих дисциплин и получить опыт использования их на практике.Творческий проект по созданию компьютерной программыпоможет школьникамприобрести опыт программирования. Выполненная работа способствует формированию у обучающихся:
исследовательских умений и навыков;
творческих способностей;
умения анализировать и исправлять ошибки.При организации творческого проекта по созданиюкомпьютерной программы учитель и группа школьников поставили перед собой следующие цели и задачи.Цель проекта:создать компьютерную программу для нахождения корней полных и неполных квадратных уравнений и генерации квадратного уравненияпо значениям его коэффициентов.Задачипроекта:1.собрать информационный материал по теме «Решение квадратных
уравнений»;2.изучить конструктор программ Scratch[2];
3.написать программу для нахождения корней квадратного уравнения
и генерации квадратного уравнения по значениям его коэффициентов;
4. проверить применение разработанной программы решения квадратных уравнений («РеКвУр»)напрактике. Актуальность проектных работ:разработанная творческой группой школьников программа «РеКвУр» позволяет:
1.быстро находить корни полных и неполных квадратных уравнений;
2. быстро находить сумму и произведение корней полных и неполных квадратных уравнений;
3.быстро находить дискриминант полных и неполных квадратных уравнений.Практическое применение: Разработанная программа «РеКвУр» может найти широкое применение в теории и практике образования в средней школе. Главное достоинство программы в том, что она:
1. облегчает вычисление многозначных целых и дробных чисел;
2. экономит время человека для решения других задач.На рисунке 2представлено главное окно программыдлярешения квадратных уравнений «РеКвУр».
Рис. 2Главное окно программы «РеКвУр».
Лидер творческой группы, ученик 8 класса МБОУ СОШ № 60 г. Ростована Дону, Нечепуренко Я. выступил с докладом о разработанной компьютернойпрограмме «РеКвУр»на 15ой школьной научнопрактической конференции«Проектная деятельность как средство формирования информационнообразовательной среды»в мае 2013 года.Программа«РеКвУр»простав применениии доступна школьникам и их родителям. Справка по работе с программой выглядит так: Для решения квадратныхуравнений пользователюследует:−нажать на квадратную жёлтую кнопку и ввести соответствующее значение первого коэффициентаквадратного уравнения;−выполнить такую же операцию для каждого коэффициентаквадратного уравнения;−нажать на кнопку «Решить». В результате появятся ответы в окнах серого цвета.Для генерацииквадратного уравнения пользователюследует:−нажать картинку шестеренки в нижнем правом углу экрана;−ввести диапазон значений случайного числа.Например, если диапазон равен 10, то случайные числа будут принимать значения от «−10»до «+10»;−нажать на зеленую кнопку «R» в нижнем правом углу экрана.В результате появятсякоэффициентыквадратногоуравнения в окнах светлокоричневого цвета, и уравнение будет сгенерировано.В результате совместнойпроектнойдеятельности учителя и учеников, восьмиклассники выполнили(по терминологии Л. Ю. Саяпиной)«весь цикл работ «от проекта до объекта».[3C.529].Они выявили проектную ситуацию, продумали идею, собрали необходимый теоретический материал, изучили конструктор программ Scratch, написали программу для решения квадратных уравнений, проверили работу программы на практике, внесли исправления и дополнения, подготовили доклад о работе, выступили с докладом на школьной конференции.Разработанная компьютернаяпрограммадля решения квадратных уравнений «РеКвУр» может иметь широкое применение.(Рис. 3)
Рис. 3Область применения
компьютерной программы «РеКвУр» в практике средней школы и в дополнительном образовании.
В процессе интеллектуальной работы над проектом каждый участник творческой группы «…ставит перед собой именно те проблемы, которые интересуют его в данное время. В этом случае он становится не только постановщиком проблем, но и разработчиком идей, способов, средств, методов для решения проблемы.Мы полагаем, что подобный подход к интеллектуальнопознавательному развитию наиболее полно вскрывает внутренние резервы постижения ребёнком окружающего мира».[4C.24]Использование различных методов активизации обучения, постоянный контроль прочности усвоения математических знаний, приобретение опыта решений задачдают положительную динамику результатов обучения.УченикиМБОУ СОШ № 60 г. Ростована Донуежегоднопринимают активное участие в школьных и городскихнаучнопрактических конференциях, Всероссийских математическихконкурсах(«Кенгуру», «Эврика»),являются членами команд городских интеллектуальных игр по математике, занимают призовые места в школьных и городских олимпиадах по математике.
Ссылки на источники1.Романова К. И. «Развитие познавательной активности студентов на основеигровой деятельности»на сайте conf.sfukras.ru, дата доступа 18.01.20142.Руководство для начинающих “Getting started with Scratch version 2.0” на сайте scratch.mit.edu, дата доступа 18.01.20143.СаяпинаЛ.Ю. «Организация ознакомительнотехнологической практики в ИАрхИ ЮФУ» [Текст]. Материалы международнойнаучнопрактической конференции.РостовнаДону: Издательство РТИСТ ЮРГУЭС, 2009. 526 с.4.И.Э Куликовская, М. Я. Арест «Необходимость в смене педагогической парадигмы: от процесса обучения к процессу познания»//Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки.2012 г. № 9 . 170 с.