Возвращение к истокам семейного творчества
Выпуск:
ART 54206
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мещан
В.
М. Возвращение к истокам семейного творчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
471–475. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54206.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность воспитания не только учеников, но и целых семей в духе любви к творчеству, создания семейных традиций. Опыт создания таких творческих мастерских, к работе которых может быть привлечена вся семья ребенка, представлен в данном материале.
Текст статьи
Мещан Вилена Михайловна,учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 15,г. Нерюнгри РС (Я)sh15@nerungri.edu.ru
Возвращение к истокам семейного творчества
Аннотация. В статье рассматривается возможность воспитания не только учеников, но и целых семей в духе любвик творчеству, создания семейных традиций. Опыт создания таких творческих мастерских, к работе которых может быть привлечена вся семья ребенка, представлен в данном материале. Ключевые слова: творчество, воспитание в школе, работа с семьёй.
Практически во всех музеях мира есть работы выполненные руками наших предков. Это не произведения высокого искусства, а предметы быта, изготавливалисьремесленниками или просто домохозяинами. Они отражалитепло домашнего очага и красоту окружающего мира, делались с любовью и заботой.На Руси издавна сложилась традиция вечерами собираться у очага за рукоделием. Батюшка, глава семьи, чинил деревянную утварь,матушка штопала одежду детей, девушки на выданье вышивали приданное, бабушка мурлыкала пестушки плачущему младенцу, а дедушка мастерилигрушки шкодным сорванцам.Все вместе пели песни, делились прожитым днем, советовались. Так просто, тепло, подомашнему передавалисьтрадиции, вкладывались духовные ценности, в такой обстановке невозможно вырасти равнодушными ленивым человеком. У такой семьи не может быть нравственных кризисов,пресловутых проблем отцов и детей. Дети воспитывались на трудолюбивом примере предков, они впитывалинеобходимые для жизни знания в процессе интересного, живогосемейного со творчества и труда.
Интересно, какие предметы повседневно быта попадут в музеи и будут характеризовать наше поколение через пару сотен лет? Наверное, это будет телевизор, затертая мышка от компьютера и синтетический свитер в рекламируемых катышках. Нашим потомкам, надеюсь,будет забавно знакомиться с устным народным творчеством по статусам из социальных сетей, а не по пословицам и поговоркам. Читатель, наверное, ждет, что сейчас я опишу вечер современной семьи и глобальные проблемы нашего общества. Раскритикую нас, бездуховных лодырей. Нет, я этого делать не буду. Мы с вами люди грамотные все и так прекрасно знаем и понимаем, вот только сделать ничего не можем. Или не хотим?Конечно, в современных условиях ведения домашнего хозяйства трудно сохранить древний уклад семейного творчества, да и смысла не имеет такой глубокий временной поворот,поэтому нам можноорганизовывать похожиеусловия. В виде семейных творческих мастерских, где семья может получить опыт и навыки семейного сотворчества, вернуться к своим народным, духовнымтрадициям. Россия многонациональное государство, в ней испокон веков вместе живут разные народы. Практически в каждом городе естьрелигиозные объединения, национальные общества, культурные автономии, образовательные учреждения, где преподавание ведется на народном языке, этно центры, музеи, библиотеки этот список можно долго продолжать. На базе такихзаведений и можно открывать семейные творческие мастерские, гдев комфортной, дружеской
обстановке, при помощи педагогов и психологов будутрешаться тяжелые проблемы современной семьи.В сотрудничестве с родителей педагогов хранятся большие воспитательные возможности. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения –становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовнонравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, как партнер.Без соучастия, сопереживания маленьких радостей невозможно создать крепкие, доверительные семейные отношения.Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка –главная ошибка семейного воспитания.
Хочется закончить статью словами святителя Тихона Задонского нужно учить собственным примером,«ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова».
ПЛАНКОНСПЕКТучебного занятия в творческом объединении «Самоделкин»
Раздел: Ювелирное ремесло.Тема: Чеканка искусство обработки металла.Тип урока: изучения и усвоения нового материала (первый в разделе)Форма: нетрадиционная.Оборудование: Телевизор, диск с видеопрезентацией.Наглядность: Работы чеканщиков в разных стилях.Материалы:алюминиевая фольга разных видов (поделочная, пищевая, образцы металлов медь, алюминии), шариковые ручки, коврики, монеткиоттиски для чеканки, ножницы.Цель: Изучение чеканки, как способа обработки металла.Задачи:ОбразовательнаяНаучить приемам работы с алюминиевой фольгой разного вида, продавливанию, тиснению, придания объемной формы. Познакомить с видами чеканки,инструментами, историей чеканки и творчеством Нерюнгринского мастера.РазвивающаяРазвивать умение делать выводы, использовать жизненный опыт в решении творческих задач.ВоспитательнаяСоздать условия для воспитания личностных качеств, таких как любознательность, интерес к истории Родного края, уважение к культуре другого народа.
Таблица 1Ход урока
ЭтапСодержание. Приемы и формы работы.Время1 Организационная частьПриветствие. Проверка готовности учеников и рабочего места.23 минуты2 Основная часть.
Техника безопасности.
Озвучивание темы и обозначение ее места в разделе и процессе обучения.Ребята мы с вами приступаем к изучению большогораздела «Ювелирное искусство».Ювелирное искусство –это искусство изготовления украшенийиз драгоценных и полудрагоценных металлов.Одним из видов ювелирного искусства является –чеканка.Чеканка –это рельефное изображение на поверхности железа. Вот с ней мы сегодня и познакомимся, научимся основным приемам чеканки.Наша тема: «Чеканка –искусство обработки металла».Мы с вами услышали новое слово –Чеканка.А теперь давайте познакомимся с материалом, на котором можно делать чеканку.Ребята мы сегодня будем работать ножницами. Напоминаю, что их нужно подавать острым концом к себе. Руками не махать, быть внимательными в работе с острыми предметами.
Посмотрите, перед каждым из вас лежат образцы (фольга алюминиевая, фольга для чеканки, листовой метал).Потрогайте их, какими свойствами они обладают, метал и фольга?Где в обычной жизни вам встречается фольга? (шоколад, запекание мяса)Как можно нанести изображение на фольгу?Ответ. Продавить изображение.
Просмотр видео презентации о видах иистории чеканки. Педагог комментирует слайды.
Погружение в среду «реставраторы».Вносится старинный туесок.Дети в нашем городе был найден клад.А что такое клад?Ответ. Это давно зарытые богатства в землю, а потом через много лет эти богатства находят.А что считается богатством?Ответ. Золото, деньги, украшения.Есть такая профессия РЕСТАВРАТОРэтот человек, умеет восстанавливать древние вещи.Какими качествами должен обладать реставратор?Это требует особой аккуратности и бережливости. Наш клад долго пролежал под землей и некоторые вещи потерялись. Достаю сережку из шкатулки.
Практическая часть 1.Посмотрите ребята, в нашем кладе найдена сережка, но только одна, давайте ей сделаем пару. Каким способом нанесено изображение? Продавливание.Обязательно старайтесь, что бы ваша сережка, не отличалась одна от другой.
Ребята самостоятельно выберите материал для реставрации сережки.Педагог показывает способ нанесения узора на железо. Дети самостоятельно выполняют задание.Во время выполнения вашей работы, представьте хозяйку этой сережки. Предположите, как она могла выглядеть?
35мин.34мин.
23мин.
7мин.
Подведение итогов.
Из сделанных сережек дети самостоятельно выбирают наиболее подходящую пару.Молодцы реставраторы, смогли восстановить сережку.
Практическая часть 2.Что же еще есть в нашей шкатулке.Достаю чайник без крышки.Ребята посмотрите, у чайника нет крышки, надо ему помочь.
Зачем чайнику нужна крышка? ( Она сохраняет тепло, и чай лучше заварится)
Выберите вид материала, из которого мы сделаем крышку.Дети выбирают вид фольги.Педагог демонстрирует способ сжимания фольги и придания ей объемной формы крышки чайника.
Пока вы выполняете этозанятие, представьте, кому принадлежал этот чайник?
Ребята, а теперь вы реставрируете чайник и делаете, крышку способом объемного моделирования.Дети делают крышку, педагог помогает.Посмотрите на наши крышки, давайте примерим, какая больше всего подходит чайнику?Дети выбирают.Мы с вами настоящие реставраторы! Выполнили такую сложную работу. Молодцы.
Практическая часть 3.В нашем кладе остался последний предмет, это мешочек с деньгами. Но на них совсем не осталось изображения. Как же нам быть?Возможно, дети предложат решение.Педагог показывает, как с помощью оттиска делается изображение на монетке.Дети складывают монетки в мешочек.Педагог. Какие мы с вами молодцы, настоящие реставраторы! Что мы с вами сегодня сделали? Чему научились? Азы, какой профессии освоили?Ребята, вам понравилось быть реставраторами?Представьте, что мы с вами попали в будущее, и у нас берут интервью.Вы откуда родом? Из какого вы времени?Из какого материала сделана ваша домашняя посуда?В нашем мире все из пластикаи резины, расскажите о неизвестном нам материале железе?Говорят, что металл можно чинить, а как это делается.Как называется человек, который умеет восстанавливать старые вещи? (Реставратор) Мы свами сегодня освоили профессию реставратора, ювелира, восстановили много вещей, познакомились с искусством чеканки. Молодцы справились с трудными заданиями.Давайте приготовим письмо для людей из будущего, напишем его на бумаге, сделаемэлектронное на диске, где расскажем о железе и о других материалах.Педагог достает подготовленное письмо, дети приклеивают смайлики, вместо подписи. Письмо и диск кладем в конвертА где в нашем городе вы могли видеть чеканку? В нашем театре кукол чеканкой украшены многие помещения. Это работа Нерюнгринского мастера Бориса Егоровича Корнилова. На следующем занятии мы сходим на экскурсию в театр, сфотографируем работы Бориса Егоровича, вклеим в наше письмо и отправим по исторической почте.
7мин.
5мин.
Возвращение к истокам семейного творчества
Аннотация. В статье рассматривается возможность воспитания не только учеников, но и целых семей в духе любвик творчеству, создания семейных традиций. Опыт создания таких творческих мастерских, к работе которых может быть привлечена вся семья ребенка, представлен в данном материале. Ключевые слова: творчество, воспитание в школе, работа с семьёй.
Практически во всех музеях мира есть работы выполненные руками наших предков. Это не произведения высокого искусства, а предметы быта, изготавливалисьремесленниками или просто домохозяинами. Они отражалитепло домашнего очага и красоту окружающего мира, делались с любовью и заботой.На Руси издавна сложилась традиция вечерами собираться у очага за рукоделием. Батюшка, глава семьи, чинил деревянную утварь,матушка штопала одежду детей, девушки на выданье вышивали приданное, бабушка мурлыкала пестушки плачущему младенцу, а дедушка мастерилигрушки шкодным сорванцам.Все вместе пели песни, делились прожитым днем, советовались. Так просто, тепло, подомашнему передавалисьтрадиции, вкладывались духовные ценности, в такой обстановке невозможно вырасти равнодушными ленивым человеком. У такой семьи не может быть нравственных кризисов,пресловутых проблем отцов и детей. Дети воспитывались на трудолюбивом примере предков, они впитывалинеобходимые для жизни знания в процессе интересного, живогосемейного со творчества и труда.
Интересно, какие предметы повседневно быта попадут в музеи и будут характеризовать наше поколение через пару сотен лет? Наверное, это будет телевизор, затертая мышка от компьютера и синтетический свитер в рекламируемых катышках. Нашим потомкам, надеюсь,будет забавно знакомиться с устным народным творчеством по статусам из социальных сетей, а не по пословицам и поговоркам. Читатель, наверное, ждет, что сейчас я опишу вечер современной семьи и глобальные проблемы нашего общества. Раскритикую нас, бездуховных лодырей. Нет, я этого делать не буду. Мы с вами люди грамотные все и так прекрасно знаем и понимаем, вот только сделать ничего не можем. Или не хотим?Конечно, в современных условиях ведения домашнего хозяйства трудно сохранить древний уклад семейного творчества, да и смысла не имеет такой глубокий временной поворот,поэтому нам можноорганизовывать похожиеусловия. В виде семейных творческих мастерских, где семья может получить опыт и навыки семейного сотворчества, вернуться к своим народным, духовнымтрадициям. Россия многонациональное государство, в ней испокон веков вместе живут разные народы. Практически в каждом городе естьрелигиозные объединения, национальные общества, культурные автономии, образовательные учреждения, где преподавание ведется на народном языке, этно центры, музеи, библиотеки этот список можно долго продолжать. На базе такихзаведений и можно открывать семейные творческие мастерские, гдев комфортной, дружеской
обстановке, при помощи педагогов и психологов будутрешаться тяжелые проблемы современной семьи.В сотрудничестве с родителей педагогов хранятся большие воспитательные возможности. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения –становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовнонравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, как партнер.Без соучастия, сопереживания маленьких радостей невозможно создать крепкие, доверительные семейные отношения.Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка –главная ошибка семейного воспитания.
Хочется закончить статью словами святителя Тихона Задонского нужно учить собственным примером,«ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова».
ПЛАНКОНСПЕКТучебного занятия в творческом объединении «Самоделкин»
Раздел: Ювелирное ремесло.Тема: Чеканка искусство обработки металла.Тип урока: изучения и усвоения нового материала (первый в разделе)Форма: нетрадиционная.Оборудование: Телевизор, диск с видеопрезентацией.Наглядность: Работы чеканщиков в разных стилях.Материалы:алюминиевая фольга разных видов (поделочная, пищевая, образцы металлов медь, алюминии), шариковые ручки, коврики, монеткиоттиски для чеканки, ножницы.Цель: Изучение чеканки, как способа обработки металла.Задачи:ОбразовательнаяНаучить приемам работы с алюминиевой фольгой разного вида, продавливанию, тиснению, придания объемной формы. Познакомить с видами чеканки,инструментами, историей чеканки и творчеством Нерюнгринского мастера.РазвивающаяРазвивать умение делать выводы, использовать жизненный опыт в решении творческих задач.ВоспитательнаяСоздать условия для воспитания личностных качеств, таких как любознательность, интерес к истории Родного края, уважение к культуре другого народа.
Таблица 1Ход урока
ЭтапСодержание. Приемы и формы работы.Время1 Организационная частьПриветствие. Проверка готовности учеников и рабочего места.23 минуты2 Основная часть.
Техника безопасности.
Озвучивание темы и обозначение ее места в разделе и процессе обучения.Ребята мы с вами приступаем к изучению большогораздела «Ювелирное искусство».Ювелирное искусство –это искусство изготовления украшенийиз драгоценных и полудрагоценных металлов.Одним из видов ювелирного искусства является –чеканка.Чеканка –это рельефное изображение на поверхности железа. Вот с ней мы сегодня и познакомимся, научимся основным приемам чеканки.Наша тема: «Чеканка –искусство обработки металла».Мы с вами услышали новое слово –Чеканка.А теперь давайте познакомимся с материалом, на котором можно делать чеканку.Ребята мы сегодня будем работать ножницами. Напоминаю, что их нужно подавать острым концом к себе. Руками не махать, быть внимательными в работе с острыми предметами.
Посмотрите, перед каждым из вас лежат образцы (фольга алюминиевая, фольга для чеканки, листовой метал).Потрогайте их, какими свойствами они обладают, метал и фольга?Где в обычной жизни вам встречается фольга? (шоколад, запекание мяса)Как можно нанести изображение на фольгу?Ответ. Продавить изображение.
Просмотр видео презентации о видах иистории чеканки. Педагог комментирует слайды.
Погружение в среду «реставраторы».Вносится старинный туесок.Дети в нашем городе был найден клад.А что такое клад?Ответ. Это давно зарытые богатства в землю, а потом через много лет эти богатства находят.А что считается богатством?Ответ. Золото, деньги, украшения.Есть такая профессия РЕСТАВРАТОРэтот человек, умеет восстанавливать древние вещи.Какими качествами должен обладать реставратор?Это требует особой аккуратности и бережливости. Наш клад долго пролежал под землей и некоторые вещи потерялись. Достаю сережку из шкатулки.
Практическая часть 1.Посмотрите ребята, в нашем кладе найдена сережка, но только одна, давайте ей сделаем пару. Каким способом нанесено изображение? Продавливание.Обязательно старайтесь, что бы ваша сережка, не отличалась одна от другой.
Ребята самостоятельно выберите материал для реставрации сережки.Педагог показывает способ нанесения узора на железо. Дети самостоятельно выполняют задание.Во время выполнения вашей работы, представьте хозяйку этой сережки. Предположите, как она могла выглядеть?
35мин.34мин.
23мин.
7мин.
Подведение итогов.
Из сделанных сережек дети самостоятельно выбирают наиболее подходящую пару.Молодцы реставраторы, смогли восстановить сережку.
Практическая часть 2.Что же еще есть в нашей шкатулке.Достаю чайник без крышки.Ребята посмотрите, у чайника нет крышки, надо ему помочь.
Зачем чайнику нужна крышка? ( Она сохраняет тепло, и чай лучше заварится)
Выберите вид материала, из которого мы сделаем крышку.Дети выбирают вид фольги.Педагог демонстрирует способ сжимания фольги и придания ей объемной формы крышки чайника.
Пока вы выполняете этозанятие, представьте, кому принадлежал этот чайник?
Ребята, а теперь вы реставрируете чайник и делаете, крышку способом объемного моделирования.Дети делают крышку, педагог помогает.Посмотрите на наши крышки, давайте примерим, какая больше всего подходит чайнику?Дети выбирают.Мы с вами настоящие реставраторы! Выполнили такую сложную работу. Молодцы.
Практическая часть 3.В нашем кладе остался последний предмет, это мешочек с деньгами. Но на них совсем не осталось изображения. Как же нам быть?Возможно, дети предложат решение.Педагог показывает, как с помощью оттиска делается изображение на монетке.Дети складывают монетки в мешочек.Педагог. Какие мы с вами молодцы, настоящие реставраторы! Что мы с вами сегодня сделали? Чему научились? Азы, какой профессии освоили?Ребята, вам понравилось быть реставраторами?Представьте, что мы с вами попали в будущее, и у нас берут интервью.Вы откуда родом? Из какого вы времени?Из какого материала сделана ваша домашняя посуда?В нашем мире все из пластикаи резины, расскажите о неизвестном нам материале железе?Говорят, что металл можно чинить, а как это делается.Как называется человек, который умеет восстанавливать старые вещи? (Реставратор) Мы свами сегодня освоили профессию реставратора, ювелира, восстановили много вещей, познакомились с искусством чеканки. Молодцы справились с трудными заданиями.Давайте приготовим письмо для людей из будущего, напишем его на бумаге, сделаемэлектронное на диске, где расскажем о железе и о других материалах.Педагог достает подготовленное письмо, дети приклеивают смайлики, вместо подписи. Письмо и диск кладем в конвертА где в нашем городе вы могли видеть чеканку? В нашем театре кукол чеканкой украшены многие помещения. Это работа Нерюнгринского мастера Бориса Егоровича Корнилова. На следующем занятии мы сходим на экскурсию в театр, сфотографируем работы Бориса Егоровича, вклеим в наше письмо и отправим по исторической почте.
7мин.
5мин.