Внеурочная деятельность по русскому языку: лингвистическая игра «Крепкий орешек»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пальшина Л. М. Внеурочная деятельность по русскому языку: лингвистическая игра «Крепкий орешек» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 491–495. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54211.htm.
Аннотация. Автор статьи предлагает методическую разработку лингвистической игры «Крепкий орешек» для использования на дополнительных занятиях по русскому языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пальшина Любовь Михайловна,учитель русского языка и литературы, МБОУ «Буйская СОШ», с.Буй, Бурятияbischura68@mail.ru

Внеурочная деятельность по русскому языку:лингвистическая игра «Крепкий орешек»

Аннотация.Автор статьи предлагает методическую разработку лингвистической игры «Крепкий орешек»для использования на дополнительных занятиях по русскому языку. Ключевые слова: лингвистическая игра, урок русского языка, внеурочная деятельность.

Лингвистическая игра составлена для совместной деятельности учащихся 67 классов.Такую игру лучше проводить в конце 2 четверти, когда семиклассники заканчивают тему «Причастие».Учащиеся делятся на 4 группы так, чтобы в каждой группе было равное количество шестии семиклассников. Изготавливается в произвольной форме ореховое дерево,на него прикрепляются орешки с заданиями для каждой группы. Капитаны команд срывают орешкизадания по выбору, начиная с нижних веток, и выполняют всей группой задания. На доске ‬табло, отражающее очки, полученные каждой командой.На интерактивной доскеотраженызадания, которые выполняют команды.После выполнения каждого задания команды комментируют свои ответы.Ведущий:Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами не обычный урок, аигра, гдекаждый может проверить свои знания по русскому языку и умения успешно выполнять лингвистические задания. Желаю вам все задания расщёлкиватьлегко, как орешки. Представление команд и ихназваний капитанами.Капитаны команд подходят к ореховому дереву, по сигналу срывают орешки с заданиями и идут к команде, чтобы выполнить задание.Конкурсы и задания.1.Лексическая разминка: составить как можно больше словиз букв словаСЛОВООБРАЗОВАНИЕ.(Каждая команда зачитывает свои слова, баллы даются за каждое слово)2.А) Выписать слова, в которых звуков больше, чем букв: АРМИЯ, КОЛЬЕ, ЮРТА, НЕРПА, АПЕЛЬСИН, ПРЕДМЕТ, ВЬЮГА, ЛЮК, СОЕДИНЕНИЕ,КАЮТА Б) Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков: МОДЕЛЬ, КОЛЬЕ, АНАНАС, ПРАЗДНИК, МЕЛ, МЕБЕЛЬ, ФУНКЦИЯ, СОЛНЦЕ, КОФЕ, АТЕЛЬЕ В)Выписать слова, в которыхколичествозвуковравно количествубукв: АТЕЛЬЕ, ЮРТА, ПРАЗДНИК, АНАНАС, МЕБЕЛЬ, ВЬЮГА, ЛЕСТНИЦА, СТРУИТСЯ, КОЛЬЕ, ОГОНЬ Г)Выписать слова, в которыхвсе согласные мягкие: СИДЕНЬЕ. ЛЮСТРА, КОНЬКИ, ЛЕНЬ, СИЯНИЕ, ПОРТФЕЛЬ,ШКОЛЬНИК, ЛИСТЬЯ, СНЕГ, ПОЛЕ( слова записывают крупно на листочках, показывают жюри, за каждое слово 1 балл)3. Из набора слов составить предложение,указать грамматическую основу, причастный оборот:А) НОГАМИ ЗОЛОТЫЕ ПОД ЛИСТОЧКИ ШЕЛЕСТЯТ ДЕРЕВЬЕВ ОСЕННИЕСОПАВШИЕ.Б) ЗАСЫПА'ТЬХВОЙНЫЙСНЕГОМЛЕС

ПОСТЕПЕННОСТАЛ

ЗАСЫПАННЫЙ.В)ПРОХЛАДУМЫ И ОСТАНОВИЛИСЬ СВЕЖЕСТЬУ ИЗЛУЧАЮЩЕГО РУЧЬЯ.Г)НАКРАСКАМИДРУЖНООСИНКИОСЕННИМИОПУШКЕШЕПТАЛИСЬ

ПОЗОЛОЧЕННЫЕ.4. Указать морфологическиепризнаки слова:А) ОПУШКОЙ( часть речи, склонение, падеж, число, род,соб. или нарицат.)Б) РАСКРАСИЛ ( часть речи, спряжение,время, вид, род, число)В) КРАСИВУЮ

(часть речи, число, род, падеж, разряд)Г) ПРЕЗИДЕНТОМ(часть речи, склонение, падеж, число, род,соб. или нарицат.)5. Расставить орфограммы в корнях с чередованием. Какое слово лишнее?А) ПРИК..САТЬСЯ,К..СНУТЬСЯ, Р..СКОШЬ , К..САТЕЛЬНАЯ, ПРОБ..РАТЬСЯ, Р..СТЕНИЕ, ПРИГ..РЕТЬ.Б) ПРОТ..РЕТЬ,РАССТ..ЛАТЬ, К..САНИЕ. К..СИТЬ, ПРОБ..РУСЬ, БЛ..СТАТЕЛЬНЫЙ, ЗАМ..РЕТЬ.В) ПРИЛ..ЖЕНИЕ, ПОЛ..ГАТЬСЯ, ПРИК..СНОВЕНИЕ, ЗАГ..Р, ПРОР..СТИ, Г..РА,РАЗД..РАТЬ.Г) ПРИЛ..ГАТЕЛЬНОЕ, ПРЕДПОЛ..ЖЕНИЕ, ОБГ..РЕТЬ, БЛ..СТЕТЬ, Л..ЖКА, СТ..ЛИТЬСЯ, ВЫБ..РАТЬ.6. Исправить ошибки в стихотворении, объяснить орфограммы:Дядя, прашутибя,памагиТваей племяннице Оли,А то нибудетеё нагиВ этой пративной школи.Мне вчира за дектант на славаУчитиль паставил «два»А сам скозал, штомаю работуДаженемок прачитать .Папраси иво, дядя, исправить двойкуИ паставитьмне пять. (И. Босев) [1]7. Инсценировать предложения и перестроить их, используя общеупотребительную лексику:А)

Я ВЧЕРАСЬ БУРАКОВ ЦЕЛЬНЫЙ КУЛЬ НАКОПАЛА. ЭТО БРАВО. А У МЕНЯ НОНЧЕ МАРКОВА ВОЗЛЯ ЗАПЛОТА ХРУШКАЯ УРОДИЛАСЬ.Б)

ПРИВЕТ, ТАНЯ. САЛЮТ. КАКТЕБЕ КИНОШКА? КЛЁВО! ПРОСТО ЖЕСТЬ! Да, 3ДЭШКА ‬ЭТО СУПЕР! НУ ЛАДНО, ЧАО.

ДАВАЙ…В) ДАРОВА, ВАВАН! ТЫ СЛИЛДИСК НА КОМП?

ДА НЕ, У МЕНЯ НА КОМПЕ ВИНДА НАВЕРНУЛАСЬ, КЛАВА ТУПИТ, А МЫШЬ ВАШПЕ ТРЕТИЙ ДЕНЬ НАЙТИ НЕ МОГУ.

Г)

СЫНОК, ТЫ ГДЕ?

ДА Я ТУТА, В ЧИПУРЕ ЗАПУТАЛСЯ, ОНА ТУТ, ХОТЬ ЛИТОВКОЙ КОСИ.

А ТЫ ЗАЧЕМ ПО ЧИПУРЕ ИДЁШЬ? ИДИ ВДОЛЬ ЗАПЛОТА.После окончания этого конкурса обязательно нужно сказать, что жаргонизмызасоряют нашу речь и определяют уровень культуры говорящего.8. Прочитать предложение.ШНАА

ДОМАКАН

НАТОЙДСО

БЫДЕПО.[1](Наша команда достойна победы»9.Найти половинку пословицы:

1группа: НЕСПЕШИ ЯЗЫКОМ ,САМПРОПАДАЙ,С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ,ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ,

2 группа:

ГЛАЗА

БОЯТСЯХОЧЕШЬ МНОГО ЗНАТЬ ‬УЧЕНЬЕ ‬СВЕТ,ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ,

3 группа:

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ ‬НЕ СИДИ, СЛОЖА РУКИ,ПТИЦА КРАСНА ПЕНИЕМ,СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ,

4 группа:

ЛОДЫРЬДАБЕЗДЕЛЬНИКЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ,НА БОГА НАДЕЙСЯ,ТИШЕ ЕДЕШЬ,

ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

А САМ НЕ ПЛОШАЙ

ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

ИМ ПРАЗДНИК И В ПОНЕДЕЛЬНИК

ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ

А ЧЕЛОВЕК УМЕНИЕМ

ТАК И НЕ БУДЕТ СКУКИ

ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

А ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ

А НЕУЧЕНЬЕТЬМА

НАДО МАЛО СПАТЬ

А РУКИ ДЕЛАЮТ

А ЛЕНЬ ПОРТИТ

ОТ ТОГО И НАБЕРЁШСЯ

А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ

10.Дать толкование фразеологизмов:СПУСТЯ РУКАВАВТИРАТЬ ОЧКИНАМЫЛИТЬ ШЕЮ

ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦАКРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮПЕРЕЛИВАТЬ ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ

У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИКОТ НАПЛАКАЛ

КОГДАРАКНАГОРЕСВИСТНЕТХОТЬГЛАЗВЫКОЛИКАКБЕЛКАВКОЛЕСЕ11.Чайнворд. ( по данному началу за 1 минуту составить как можно больше слов, используя последний слог в предыдущем слове как первый слог в последующем)ТЕМА,БУКВА,КНИГА,

КОЛЕСО ( например: ОБЛАКО ‬КОЛЕСО ‬СОЛНЦЕ ‬ЦЕЛИНА ‬НАРОД ‬РОДИНА И Т.Д.)



12. Подведение итогов.

Ссылки на источники1.Нетрадиционныеурокипорусскомуязыку. 56 классы/ Авт.сост. Н.О. Крамаренко. ‬Волгоград: Учитель, 2004.92с.

т