Инновации в преподавании авторского права в современном высшем учебном заведении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Ж. Б. Инновации в преподавании авторского права в современном высшем учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 486–490. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54209.htm.
Аннотация. Изучение законодательства Российской Федерации в сфере авторского права необходимо каждому гражданину для наиболее полной реализации и защиты своих прав и интересов. В статье раскрыт процессинновационного преподавания студентам курса «Авторское право» в соотношении теории и практики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Жанна Борисовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса,Коми республиканскаяакадемиягосударственной службы и управления, г. Сыктывкарmgbpravo@yandex.ru

Инновации в преподавании авторского права в современном высшем учебном заведении

Аннотация.Изучение законодательства Российской Федерации в сфере авторского права необходимо каждому гражданину для наиболее полной реализации и защиты своих прав и интересов. В статье раскрыт процессинновационного преподавания студентам курса «Авторское право» в соотношении теории и практики. Ключевые слова:студент, творческий подход, инновационная игра, авторское право.

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения –это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей[1]. В современном образовательном процессе преподаватель должен учить студентов, используя активные методы обучения, такие как проблемное обучение, деловые игры,применение приемов и способов, позволяющих активизировать умственную, творческую деятельность студентов, формировать теоретическое, творческое мышление, и, конечно же, получения практических навыков[2].Современные инновационные формы обучения направлены на выработку у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций. Одной из подобных форм обучения, являются интерактивные методики, позволяющие не только реализовывать компетентностный подход, но повышать процент усвоения учебного материала, добиваться обратной информационной связи между студентами и преподавателем, а также заинтересовывать и включать в работу малоактивных студентов. Такое преподавание предоставляет простор педагогическому творчеству, реальные практические результаты освоения студентами навыков будущей профессиональной деятельности. Интерактивное обучение предполагает сотрудничество, взаимодействие преподавателя со студентами, и студентов друг с другом в процессе обучения. Подобное сотрудничество превращается во взаимодействие преподавателя, выполняющего роль «тренера» и участников, которые работают в команде, взаимодействуя друг с другом, обмениваясь информацией, совместно решая проблемы, моделируя ситуации, оценивая действия коллег и собственное поведение. Причем, преподаватель не «диктует» знания, а ставит себя на уровень взаимодействия со студентами в поиске ответов на поставленные вопросы. Преподаватель может выступать в роли более опытного организатора процесса обучения. Студенты погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего юриста.Преподаватель реагирует на все происходящее на занятии, анализирует, корректирует работу студентов и направляет студентов на путь получения учебных результатов. Впроцессе интерактивного обучения решаются практические проблемы, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей дальнейшей профессиональной деятельности.Развивая междисциплинарные связи, интерактивные методики позволяют обучать студентаотраслям права в комплексе. В целях стимулирования активности студентов на занятиях, развития у них профессиональных навыков одним из важнейших правил интерактивных методов обучения, которого должен придерживаться преподаватель, является доминирующее значение положительных оценок. Любая критика студента должна быть конструктивной. Позитивная критика должна начинаться с анализа удач студента, а уже после неудач, причем критика должна сопровождаться предложениями о том, как это можно было бы сделать лучше[3]. Интерактивное преподавание способствует обучению студентов на проблемном материале, т.е.с помощью создания проблемной ситуации профессионального взаимодействия, позволяющем студенту использовать имеющийся у него опыт, и, одновременно, выявлять недостатки имеющегося опыта и необходимость в его развитии. Обязательным элементом интерактивного преподавания является выделение успехов обучающихся.Примером инновационного обученияможет служить интерактивная игра, проводимая в малых группах на практическом занятии по дисциплине «Гражданское право», в которой закрепляются знания студентов гражданского законодательства в области авторского права, полученные на лекционных занятиях.Суть игры заключается в том, чтобы набрать как можно больше баллов, чем у командсоперников.

Весь процесс игры можно разделить на три этапа: первым будет считаться распределение по командам, вторым –ответы команд на предоставленные вопросы, третьим –подведение итогов.

Итак, рассмотрим каждый этап подробнее.

Распределение по командам осуществляется в зависимости от количества участников. Помимо этого, каждая команда должна выбрать капитана, так как в данной игре его значение достаточно велико, потому что в игре присутствуют вопросы, на которые он должен самостоятельно дать ответ от своего имени, причем какоелибо обсуждение вопроса запрещается.

Распределившись по командам, участники выбирают номер задания, на который они хотят ответить (рис.1). Особенность игры заключается в том, что отсутствует распределение заданий на уровни сложности, а также в том, что право выбирать задание переходит поочередно. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, за неполный ответ –1 балл, и, следовательно, за неверный ответ –0 баллов и переход вопроса к другой команде. Но получение баллов может происходить и другим путем. В игре предусмотрены также бонусы, которые команда может получить, делая ставки в вопросеаукционе, либо выбрав задание, которое автоматически начисляет или вычитает 2 балла. Но относительно вопросааукциона есть правило: нельзя делать ставку больше, чем сумма баллов на счету команды.

Рис.1. Вопросы.В данной игре существуют следующие типы заданий:1.Задачи, которые требуют ссылки на законодательный акт (рис.2);

Рис.2. Пример задачи.

2.Задания, где необходимо добавить или убрать слова (рис.3);

Рис.3. Пример задания.

3.Вопросы, на которые необходимо дать ответ (рис.4);

Рис. 4. Ответьте на вопросы.

4.Задания, где необходимо указать к какому товарному знаку относится слоган, либо угадать логотип по описанию (рис.5);

Рис.5. Пример задания.

5.Ребусы, состоящие либо из одного слова, либо из словосочетания (рис.6);

Рис.6. Пример ребуса.

6.Вопросы, связанные с историей. К ним относятся вопросы, где необходимо указать композиторов произведений, художников картин или научный изобретателей (рис.7);

Рис.7. Пример творческого вопроса.

7.Вопросы, ответ, на который должен дать капитан команды самостоятельно и от своего имени (рис.8);

Рис.8. Вопросы к консультанту юридической клиники.

8.Задание, где нужно составить слово из предложенных букв, опираясь на 4 картинки,объединенных одной темой (рис.9).

Рис.9. Пример задания 4 картинки 1 слово.

Ответив на все задания, предусмотренные игрой, происходит подсчет баллов. Это и является заключительным этапом игры. Подведя итоги, становится понятно, какая команда выиграла.Итак, подводя некоторый итог, отметим следующее. Введение интерактивных форм обучения в современном вузе является одним из направлений совершенствования подготовки студентов. Цель процесса обучения студентов передача им полноценных знаний, развитие способностей студентов к непрерывному самообразованию, подготовка их кдальнейшей активной трудовой деятельности. Сегодня уже нельзя работать по старинке, не применяя того нового и инновационного, что дают современные юридическая ипедагогическая науки. Поэтому для повышения интереса студентов к изучаемым дисциплинам и их активности, увеличения взаимодействия студентов не только с преподавателем, но и между собой, а так же с целью проверки их знаний, следует проводить интерактивные занятия, например, в игровых формах. Игра позволит студенту в комфортных условиях почувствовать дух состязательности, применить свои знания и навыки в нестандартных ситуациях, научиться работать в команде. Участники игры вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения и компромиссы.Для успешного проведения занятия необходимо найти наиболее разнообразные методы передачи знаний студенту[4]. При всем многообразии педагогических методов, все они служат выполнению одной из главных задач учебного процесса –расширению и углублению знаний студентов. И в этом преподавателю поможет совершенствование своего педагогического мастерства, заинтересованность в поиске новых форм работы. Только в этом случае освоение материала и усвоение знаний будет эффективным способом преподавания.

Ссылки на источники1.ВайндорфСысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Конспект лекций. 2е изд., пераб. и доп.. –М.: Издательство Юрайт, 2010. –стр.19 2.См. подробнее Иванова Ж.Б. Значение использования творческой активности в методике преподавания дисциплины «Предпринимательское право» // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы XIВсероссийской науч.теорет.конф. (с международным участием) (2526 октября 2012 г., г. Сыктывкар) –Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012, стр. 32363.Плоцкая, О.А.Интерактивноеизучениеисточниковправанапрактических(семинарских)занятияхвусловияхвведенияФГОС/О.А.Плоцкая//«Юридическое образование и наука», Москва, 2012, №4. –стр. 30324.См. подробнее Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б. Интерактивные и активные формы преподавания источников права как основа формирования профессиональных компетенций выпускников юридических вузов // «Право и образование», №1, 2013, стр. 7685