Упражнения для организации тренинга с учащимися с ослабленным здоровьем

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцева Ю. С. Упражнения для организации тренинга с учащимися с ослабленным здоровьем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 536–540. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54220.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тренинга с учащимися, имеющие проблемы эмоционального характера, дискомфорт, связанный с результатами учебной деятельности и с собственным здоровьем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мальцева Юлия Степановна,учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 5»,г. Новый УренгойMaltsevaUS@mail.ru

Упражнения для организации тренинга с учащимися с ослабленным здоровьем

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации тренинга с учащимися, имеющие проблемы эмоционального характера, дискомфорт, связанный с результатами учебной деятельности и с собственным здоровьем.Ключевые слова:доверительные отношения, эмоциональный комфорт, эмоции, чувства.

ЗАНЯТИЕ 1Цели занятия:Создание эмоционального комфорта, доверительных отношений, принятие правил и условий работы в группе.Упражнение ЗНАКОМСТВОРебята располагаются в круге, сидя на стульях. Ведущий предлагает познакомиться друг с другом и рассказать немного о себе. Когда все члены группы представились, он предлагает им выбрать себе имя на время занятий, записать его на карточку и прикрепить себе на грудь.Затем ребята получают кусочки проволоки размером 1520 см и делают себе из проволоки свою эмблему, которая станет их оберегом и талисманом на время участия в тренинге.Упражнение МАСКАУчащиеся получают в руки платки. Под музыку они двигаются с платками по кругу. При этом платки ребята передают друг другу. Как только музыка заканчивается, ребята должны сесть на стул и передача платков прекращается.Каждый ребенок прикладывает платок к лицу и завязывает его, оставляя открытыми только глаза. Ребята поворачиваются к сидящим рядом и «читают» по глазам, отвечая друг другу на вопрос: О чем тебе говорят мои глаза?Упражнение ТАНЕЦУчащиеся встают и берутся за руки с помощью платков. Под музыку они должны поднять руки с платками вверх, присесть, отвести руки за спину, подвигать плечами. Во время выполнения задания руки разрывать нельзя.Упражнение ПОДАРОКУчащиеся должны сложить платок, упаковать его, сделать надпись и подарить соседу слева. При этом нужно сделать так, чтобы человек, получающий подарок получил максимальное удовольствие от его вручения ему.Упражнение ДЖИНУчастники тренинга получают воздушные шарики. Они должны их надуть. Затем ребята пишут записки, в которых описывают все то плохое, с чем им больше не хотелось бы в своей жизни встречаться.Упражнение МЯЧ ГЕРОЯ Учащиеся становятся в круг и перебрасываются мячом. При этом, бросая мяч, они должны давать себе характеристику. Например, «я ‬герой» и т.д.Заключительный этап первого занятия.Учащиеся прощаются друг с другом и «выпускают джина» ‬отправляют шары на улицу.ЗАНЯТИЕ 2Цели занятия:Формирование навыков совместной деятельности в группе, установление доверительных отношений, закрепление ощущения эмоционального комфорта.Упражнение ДОБРЫЙ ДЕНЬРитуал приветствия. В самом начале ритуала приветствия ребята берутся за руки, протягивают руки в круг и мысленно, закрыв глаза, желают себе и другим удачи вовсех делах.Учащиеся рассказывают друг другу о том, что произошло со времени последнего занятия, какие изменения в лучшую или худшую сторону произошли в учении учащихся.Упражнение ИГРА «ПАДЕНИЕ»Ребята становятся в круг, и по очереди каждый из участниковстановится в центр круга. Его раскручивают, и за тем он падает на вытянутые руки всех участников группы. Каждый из участников рассказывает, что он испытывал во время падения.Упражнение «ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО МЯЧА»Ребята получают листы бумаги, фломастеры иликраски (по желанию). В их задачу входит создание мяча из бумаги и придумывание его истории. Дети сами определяют, будут они создавать мяч каждый или в группе. После того, как мяч создан, ребята придумывают ему название, дают объяснение его внешнему оформлению.Упражнение «РАЗМИНКА»Ребята берут в руки платки, кладут их на спинку стула, на платок кладут голову и закрывают глаза. В это время звучит негромкая, спокойная музыка. Учащиеся отдыхают. Спокойная музыка сменяется быстрой и ритмичной. Под эту музыку ребята должны разыграть пантомиму «Пробуждение». Ребята по кругу рассказывают о том, какие мысли их посещали во время спокойной музыки, и какие чувства и эмоции у них появились с включением быстрой и ритмичной музыки.Упражнение «РАДОСТЬ»Учащиеся получаютлисты бумаги, карандаши, фломастеры и краски. В их задачу входит рисование рисунка под названием «Радость». Каждый ученик выполняет задание так, как он это себе представляет. Во время рисования учащимися рисунка звучит музыка. В ходе рисования ведущий не дает никаких пояснений, он старается уходить от оценки выполнения учащимися поставленной задачи. После того, как ребята закончат рисование, рисунки вывешиваются. Ребята садятся в круг и в быстром темпе говорят о своем рисунке, начиная следующим образом: я нарисовал свою радость такой, потому что…Упражнение «ПОЦЕЛУЙ»Ребята получают воздушные шары. Они сидят на стульях. В быстром темпе они должны опустить шар к своим ногам, не выпуская из рук, прокатить его по ногам, крепко прижав к себе, по груди, голове, по спине и сзади передать его другому участнику. Затем точно также получить шарик обратно. Все шары опускаются на пол.Затем ведущий дает первому участнику новый воздушный шар. Он прижимает шар к своему лицу, говорит добрые слова и пожелания всем участникам, касается шарика губами и передает следующему участнику.Ритуал прощания.ЗАНЯТИЕ 3Цели занятия:Закрепление навыков совместной деятельности, развитие двигательной активности и самостоятельности.Упражнение РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯРебята встают, берутся за руки и поднимают руки вверх, «тянутся к солнцу, теплу, добру».Затем они усаживаются на стулья и рассказывают о том, как прошла их рабочая неделя, чем они занимались, какие значимые события произошли в их жизни.Упражнение «ВСТРЕЧА С БУМАЖНЫМ МЯЧОМ»Ребятаберут в руки свои бумажные мячи и демонстрируют свои чувства по поводу встречи с ним. Они должны выполнить с мячом как можно больше движений. Ребята могут покатать его по своим рукам, ногам, голове, шее, груди и т.д.Упражнение «ГРИМЕРЫ»Ребята получают комочки ваты и усаживаются перед воображаемым зеркалом.Они должны снять воображаемый театральный грим: погладить себя по лицу, по голове, по плечам.Затем упражнение выполняется по кругу. Каждый должен помочь сидящему участнику справа с помощью комочка ваты снять остатки грима как можно бережнее: провести комочком ваты по глазам, щекам, бровям, носу, рту, ушам.Затем ребята делятся впечатлением от упражнения.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»Ребята играют в мяч. Для этого они используют свои бумажные мячи. Упражнение выполняется по кругу. Бросая мяч, участник называет слово. Другой игрок, получивший мяч, называют свою ассоциацию на данное слово. Например, мороз ‬зима и т.д.Упражнение «БЕЗМОЛВНЫЙ ДИАЛОГ»Участники тренинга разбиваются на пары, садятся напротив друг друга, получают листы бумаги (лист ватмана, разрезанный на четыре части), фломастеры и выполняют следующее задание: они ведут друг с другом диалог, не разговаривая, а лишь изображая вопросы и ответы на бумаге.После выполнения задания ребята делятся впечатлениями и обмениваются мнением по выполненному упражнению.Ритуал прощания.Упражнение «СЕРДЕЧКИ»Ребята получают маленькие сердечки, вырезанные из бумаги. Они пишут на них свои впечатления от занятия и пожелания на будущее. Сердечки размещаются в помещении на видном месте.ЗАНЯТИЕ 4Цели занятия:Осознание и преодоление негативных эмоций и чувств, эмоциональных переживаний.Ритуал приветствия. Обсуждение событий прошедшей недели.Упражнение «МОИ ЧУВСТВА»Упражнение выполняется по кругу. Первый участник берет за руку следующего и пытается по его руке определить, какие чувства он испытывает. Он называет те чувства, которые испытывает человек. Участник, чувства которого называют, с этим утверждением либо соглашается, либо нет.Упражнение «ПАРОВОЗИК»Участникистановятся друг за другом. Они кладут руки друг другу на плечи. В задачу первого участника, который находится в голове паровозика, двигаться как можно резче, чтобы воображаемые вагоны разорвались между собой, задача всех остальных участников ‬удержаться любой ценой. При этом ни один участник не должен произносить ни одного звука.Обсуждение упражнения участниками.Упражнение «ЧИСТЫЕ ОКНА»Участники выполняют упражнение в паре. Они поворачиваются друг к другу и разыгрывают сценку мытья окна. При этом в их задачу входит угадывание движений друг друга и выполнение «мытья» воображаемого окна синхронно. Во время выполнения упражнения звучит музыка. Участники между собой не общаются. Затем они обмениваются мнением по выполняемому заданию и рассказывают о тех трудностях, с которыми они столкнулись, выполняя задание.Упражнение «КРЕПОСТЬ»Задание выполняется всей группой. Участники должны построить крепость из стаканчиков изпод йогурта. В их задачу входит соблюдение определенных требований к выполнению задания: ребята должны уложится в отведенное время, не ссориться и не ругаться друг с другом и использовать в строительстве все имеющиеся в наличие стаканчики. Обмен мнениями после построения крепости.Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»Участники тренинга берут в руки воздушные шарики и имитируют с их помощью разговор по телефону. При этом они общаются друг с другом по желанию. Главное условие ‬один из партнеров говорит и задает вопросы, а другой должен сыграть роль человека, который ничего не слышит. Затем они меняются ролями.После выполнения упражнения участники делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции они испытывали, выполняя задание.Упражнение ДОМ ПОД НАЗВАНИЕМ «ШКОЛА»Участники получают большой лист ватмана и рисуют совместно школу. Задание выполняетсяпо цепочке. Пока первый участник рисует, (все остальные не должны видеть, что он рисует), участники обсуждают, что он может нарисовать. Задание выполняется всеми участниками группы. Законченный рисунок вывешивается на видном месте.Затем участники обсуждают, насколько трудно или легко было выполнять задание после когото другого.Ритуал прощания. «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА»В помещении стоит склеенная из бумаги огромная шкатулка. В конце занятия каждый участник подходит к ней и выбрасывает в нее все плохие мысли,чувства, негативные эмоции, накопившие в ходе занятия. Шкатулку, (по желанию ребят), можно спрятать за импровизированную ширму. После сброса негативных чувств и эмоций ребята покидают помещение.ЗАНЯТИЕ 5Цели занятия:Принятие спектра эмоциональных переживаний, формирование положительных эмоций, осознание ребенком себя, своих возможностей.Ритуал приветствия. Обсуждение событий прожитой недели.Упражнение «НАДЕЖДА»Участники группы получают в руки маленькие свечи. Ведущий подходит к каждому и зажигает свечу. Ребята встают и соединяют руки со свечами, а затем медленно их разводят и садятся на свой стул. Затем они говорят начало следующей фразы, а затем продолжают ее: «С этим огоньком я связываю надежду на…».Упражнение «ПРОГУЛКА В ЛЕС»По помещению расставляются стулья, маленькие стульчики, стол и столик. Ребята отправляются на воображаемую прогулку. В ходе прогулки они должны преодолеть препятствия: перелезть через лежащий стул, взобраться без посторонней помощи на стол и т.д. Если комуто было очень трудно выполнять задание, ребята помогают друг другу. Обсуждение собственных переживаний после выполнения упражнения.Упражнение «ЛЕПКА»Участники группы берут пластилин и лепят те чувства и эмоции, которые переживают чаще всего: радость, грусть, любовь, злость и т.д.Затем все вместе они лепят гнев и придумывают сказку про появление гнева на земле.Упражнение «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»Группе предлагается отправиться на необитаемый остров. На острове никто не живет и группа должна стать там первым человеческим племенем. Ребята распределяют роли, обязанности и проигрывают один день жизни на острове.Затем группа обсуждает действия каждого на острове, и каждый высказывает свои впечатления об одном дне жизни на острове.Упражнение «ПРОЩАНИЕ»Каждый участник группы получает воздушные шары по количеству участников. Все шары надуваются, и в каждый шарик вкладывается записочка для каждого члена группы. Если в группе 12 участников, то каждый получит 12 записочек и 12 шаров. Все участники обмениваются мнением об участии в занятиях группы.

Ссылки на источники1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., 1993.2.Алфёров А.Д. Проблемы воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. РостовнаДону., 1978.3.Дадонов Б.И. Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности. М., 1981.4.Ковалёв А.Г. Психология личности. М.,1970.5.Кречмер Э. Строение тела и характер: Тексты. М., 1982.6.Парыгин Б.Д. Социальнопсихологический климат коллектива. Л.,1984.7.Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте. СПб., 1994.8.Seitz, D. Sensibilisierung der Wahrnehmung durch Bewegungsspiele, 1982.