Концепция воспитательной системы современной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова Н. Л. Концепция воспитательной системы современной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 581–585. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54232.htm.
Аннотация. Автор описывает собственную концепцию воспитательной работы школы №9 города Бирска и модель выпускника школы. В основе концепции лежит морально-этическое воспитание детей и подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СмирноваНадежда Леонидовна,заместитель директора по воспитательной работе,МБОУ «СОШ № 9»г. Бирск

s9vospit@mail.ru

Концепция воспитательнойсистемы современной школы

Аннотация.Автор описывает собственную концепцию воспитательной работышколы №9 города Бирскаи модель выпускника школы. В основе концепции лежит моральноэтическое воспитание детей и подростков.Ключевые слова:концепция, воспитательная система, современная школа, школа №9 города Бирска.

Цель воспитательной работы школы:Развитие воспитательной системы, создающей условия для формированияценностных ориентаций у обучающихся, необходимых для становления здорового человека с активной гражданской позицией.Задачи:Создание в школе культурного пространства;Создание благоприятных условий для самопознания, самореализации и развития личности;Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и формирования адекватного этим ценностям поведения школьника;Формирование гражданского самосознания и патриотизма;Формирование культуры здорового образа жизни.В основе воспитательной программы лежитпоследовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.Направленность программы:воспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении.Время действия программы: 20132015 Способ разработки: авторская Контингент: обучающиеся 111 классов средней общеобразовательной школыСрок реализации: 20132015гг.Ключевые слова: концепция, направления работы,самообразование, жизненные перспективы, здоровый образ жизни, категория нравственности, патриотизм, уроки доброты, активная гражданская позиция.Модель выпускника школы:

Обладает сформированной положительной Яконцепцией, чувством собственного достоинства и потребностью в самореализации.Знает свои способности и возможности.Владеет рефлексивными умениями, занимается самообразованием, умеет определять свои жизненные перспективы.

Владеет знаниями и умениями, соответствующими требованиям учебных программ.Владеет культурой общения и поведения, ведет здоровый образ жизни. Моральноэтическое воспитание детей иподростков

одно из самых сложныхнаправлений современной воспитательной работы. Сегодня, когда и школьники, и учителя перегружены требованиями по освоению образовательных дисциплин, воспитаниедуховности и нравственности, потребности делать добро, умения сострадать уходят на второй план. Важнейшим категориям нравственности не хватает места в школьной программе. Отдельных уроков добротыи нравственностив школе нет. Но юный человек 3ежедневно проходит ихв школе, на улице и дома. И не всегда они со знаком «плюс». Современный социальный контекст мало способствует естественному освоению нравственных ценностей. Между тем, школа –это почти единственное место, где взрослые могут целенаправленно помочь детям сформировать и усвоить вечные ценности доброту,отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети –будущее России, но именно от взрослых зависит, каким будет это будущее.Важнейшиминаправлениямивоспитательной работы в образовательном учреждении является формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих, патриотическое воспитание.Для реализации этой цели разработана и реализуется программа «Здоровое поколение».Опыт пятилетнего участия в Международном Общественном Движении «Добрые Дети Мира»показал положительный эффект этой работы. Участие в проектах Движения предоставляет каждому ребенку возможность самореализации. Программы и проекты разработаны Лабораторией технологий социального партнёрства Международной Академии Меценатства под руководством А.Ф. Векслер, кандидата политических наук и Центром психологического сопровождения «Точка ПСИ» (г. Москва) под руководством М.Р. Битияновой, кандидата психологических наук. Используя материалы семинаров составлены авторские программы воспитания и развития школьников .Проект «Фестиваль добрых дел» этодолгосрочнаяПрограмма, направленнаянарешениепроблем нравственного воспитания школьников.Также важнейшимнаправлением воспитательной работы является формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих. С этой целью реализуется программа «Здоровое поколение».Руководящими документами в организации внеурочной и внешкольной деятельности, кроме нормативных актов, являются:1.Концепция развития духовнонравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодёжи «Молодёжь –стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006 –2015 годы.2.Программа «Наши дети –будущее России» Международного общественного движения «Добрые Дети Мира». 2008 2012г.3.Программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на территории муниципального района Бирский район РБ на 2011 год.4.Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в муниципальном районе Бирский район РБ на 20102011 годы.5.Программа «Здоровое поколение» МБОУ СОШ № 9 г. Бирска.Воспитательная работа строитсяпо шести традиционным направлениям: самоуправление, учение, нравственность, досуг, здоровье, трудовое воспитание и профессиональная ориентация.Общаяцель воспитательных направлений заключается в следующем:1. Формирование личности, способной легко адаптироваться в быстроменяющемся мире, настоящего патриота России, родной республики и своей малой родины.2. Создание для каждого учащегося ситуации успеха.I. ШкольноесамоуправлениеЗадачи: 1. Развитие организаторских способностей, инициативы, творчества и самостоятельности учащихся.2. Воспитание культуры общения.II. Направление «Учение»

4III. Направление «Нравственность»IV. Направление «Здоровье»Задачи: 1. Укрепление физического состояния детей.2. Формирование навыков здорового образа жизни.V. Направление «Досуг»Задачи: 1. Сделать жизнь детей яркой, насыщенной, разнообразной, отвечающей интересам и возрасту учащихся.2. Повыситьинтерес учащихся к делам и проблемам школы, города,страны.VI. Направление «Трудовое воспитание и профориентация»Задачи:1. Закрепление и развитие трудовых навыков.2. Обеспечение учащихся информацией о возможностях выбора жизненного пути.Воспитательная работа по всем направлениям включает в себя несколько традиционных КТД:

День Знаний,

Осенний бал;

День пожилых людей;

День учителя;

День Республики;

Месячник историка и правоведа;

Урок России,

Новогодние праздники;

Слёт отличников и ударников;

Конкурс «Ученик года»;

Вечер школьных друзей;

Месячник гражданскопатриотической работы;

Дни Салавата Юлаева;

классные часы «День весны и труда», День Победы;

Сабантуй;

Последний звонок.Приложение 1(схемаплан)3.ПРОЕКТ «ФЕСТИВАЛЬ ДОБРЫХ ДЕЛ»включает 14 модулей.

Таблица 1Модули проекта «Фестиваль добрых дел»

№Название модуляПериод реализацииСодержание модуля

АДиагностическийВ начале и в финале ФестиваляДиагностика школьников до и после проектаТестирование педагогов до и после проектаПодготовка итогового аналитического отчета1Послания добраНачало проектаПлакаты с цитатами о добреАкция «Добрые слова»Акция «Дерево добра»Плакат «10 заповедей человечности»2Копилка добрых идейВ период проектаСоздание творческой лабораториидля работы с «Копилкой добрых идей»3Сказочный конкурс

Творческий конкурс сказоко Добром ангеле мира4Фотоконкурс «Вижу мир добрыми глазами»1 месяцФотоконкурс под девизом «Мой мир –добрый!»5Подари радость1 неделяОрганизация конкурса рисунков для детейинвалидов 6Рукотворный ангел 1 месяцКонкурс прикладных творческих работ

5мира7Пригласи друга в гости1 выходной деньПригласить в гости ребенка из детского дома8Весенняя неделя добрых дел1 неделя1 день «Чистотакрасота!» Старт проектов «Мешочек чудес» для младших школьников и «Урок доброты» для старших2 день –День открытых сердец3 день –День благотворителя4 день Сила и здоровье –доброты условья!5 день Доброго пути!6 день День доброты и дружбы9Неделя «Правовой компас»Ноябрь 22 ноября или 1016 ноября (16 ноября –Всемирный день толерантности20 ноября –Всемирный день ребенка1 день День толерантности Старт проектов «Адвокат для ребят», «Допрос» населения», «Право на каждый день2 день Права и обязанности школьников3 день Права и проблемы школьников4 день Правильные правила5 день В добрый путь6 день Применяя правоИзготовление плаката «Декларация прав ребенка»10Стихотворный конкурсмесяцКонкурс стихов о Добром ангеле мира11Неделя пожилого человекаВозможно: 24 февраля 2 марта2 марта –День бабушек (национальный праздник во Франции)1 день Десанты помощи пожилым людям2день Организация помощи пожилым людям3 день Творческий конкурс «А нука, бабушки!»

4 день «Клуб интересных дедушек»5 день Генеалогическое древо семьи6 день Жизнь дана на добрые дела12Неделя интересных встреч1 неделя

13 Живой мир рядом с нами1 неделяЗнакомство школьников с ситуаций в городе с беспризорными животнымиИзготовление плаката Всеобщей декларации прав животныхПроведение исследования об отношении жителей к проблеме беспризорных животныхСочинения о живом миреЧтение книг о живом мире в младших классахСбор различных вещей для приютов для бездомных животныхОрганизация встречи с директором местного зоопаркаОрганизация фотовыставки и конкурса рисунков о живой природеОрганизация выставки домашних растений в школе14Неделя благотворителя1 неделяЗнакомство с благотворителями и меценатами своего города и районаВыпуск стенгазеты о благ. прошлого и настоящего

Программа «Здоровое поколение» включает10 модулей:1.Диагностический модуль 2.Старт проекта

63.Диагностический модуль Плюс4.Творческая лаборатория школы5.Информационные стенды «Здоровье как стиль жизни»6.Конкурс коллажей и плакатов «Быть здоровым –здорово!»7.Месяц «Добрые привычки»8.Месяц «Марафон здоровья»9.Акция «12 недель здоровья»10.

Финал проектаПо решению августовского педагогического совета на 20122013год составлен план работы по программе общественного движения «Добрые Дети Мира»,посвящённыйтеме «Практическая педагогика здоровья».

Гражданскопатриотическое воспитание является частью нравственного воспитания. В школе действует 13кружков и спортивных секций с общим охватом 227обучающихся.Кроме того, учитывая возможностиучреждений дополнительного образования и спорта нашего небольшого города, общая занятость обучающихся всеми формами внешкольной и внеурочной работы составляет 72%.Характер взаимоотношений с окружающей средойШкола работает в тесном контакте с общественностью, государственными учреждениями. Имеются: план совместной работы с ОДН Бирского ГРОВД; план работы совета профилактики; план мероприятий по предупреждению злоупотребления психоактивных веществ; план работынаркологического поста; план совместной работы с отделением медицинской профилактики ЦРБ; план совместной работы с СПЦ № 3; план совместной работы с ОГИБДД. Социальный педагог является членом кустового женсовета.Методическая работа с педагогическими кадрами.С целью полноценной организации деятельности по вышеназваннымнаправлениям работает Кафедра семейного воспитания.

Задачи:1. Педагогическое обеспечение процессов, направленных на раскрытие личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса.2. Создание в школе рефлексивноинновационной среды, направленной на формирование у педагогов гуманистической позиции, овладение современными педагогическими технологиями.Направления работы:1.Научнометодический семинар классных руководителей.Темы работы семинара определяютсяисходя из проводимых диагностических исследований и требований времени, например:диагностика уровня воспитанности,диагностика «Уровень удовлетворенности школьной жизнью», диагностика «Определение психологического климата в классе».

Ежегодно обобщаетсяопыт работы учителей.2. Лекционнопропагандистская работа с родителями.Лекционнопропагандистская работа с родителями является вторым аспектом деятельности кафедры и организуется как на общешкольном уровне (раз в четверть), так и по классам и параллелям (ежемесячно). Классным руководителям рекомендуются темы родительских собраний. Контроль и руководство воспитательным процессом в школе осуществляется в соответствии с Планом работы МБОУ СОШ №9, ежегодно принимаемым педагогическим советом. Вопросы состояния воспитательной работы рассматриваются на педагогическом совете ( один раз в четверть), на заседаниях кафедры семейного воспитания (ежемесячно) и научнометодического семинара классных руководителей (один раз в четверть), на малых педсоветах (один раз в четверть) и совещаниях при директоре (еженедельно).

7Мотивационные схемы, методы и формы оценки педагоговНа основании Приказов о выходных, замене, поощрениях и взысканияхвкачестве оценки работы персонала применяютсяследующие виды поощрений за добросовестный труд:награждение учителей Почетными грамотами, Дипломами;дополнительные выходные дни к отпуску в размере 3 дней за работу без больничных листов;стимулирующие надбавки к зарплате;положительные рекомендации дляпрохождения аттестации педагога;За нарушения Правил внутреннего трудового распорядка и Должностных инструкций предусмотрены взыскания.