Исследовательское обучение в современной образовательной практике: материалы из опыта работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Выпуск:
ART 54235
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Блинова
Е.
С. Исследовательское обучение в современной образовательной практике: материалы из опыта работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
591–595. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54235.htm.
Аннотация. В статье автор делится опытом по организации исследовательского обучения в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова:
потребность в исследовательском поиске; стремление к познанию; «метод проб и ошибок»; «способы и приемы исследовательской деятельности»; гипотеза; эксперименты; творчество созидания нового; умение классифицировать, наблюдать; способность; увлеченность; принадлежность к большой науке.
Текст статьи
Блинова Евгения Савватеевна,заместитель директора по УВР,МБОУ «СОШ № 9», г. БирскS9k32a@mail.ru
Исследовательское обучение в современной образовательной практике: материалы из опыта работы заместителя директора по учебновоспитательной работе
Аннотация.В статье автор делится опытом по организации исследовательского обучения в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова:потребность в исследовательском поиске;стремление к познанию;«методпроб и ошибок»;«способы и приемыисследовательской деятельности»;гипотеза;эксперименты;творчество созидания нового;умение классифицировать, наблюдать; способность; увлеченность;принадлежность к большой науке.
Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это внутреннее стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три особенности:•вопервых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;•вовторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;•втретьих всегда определять место изучаемого в системе известного.Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление, которое потребуется для успешного осуществления исследовательскогоповедения в ситуациях неопределенности.Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» посредством преподавания и «учение активное» посредством собственного опыта. Развивать у учащихся навыки исследовательской работы целесообразно начинать с начальных классов. Для формирования у школьников основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения мы используем ряд методик, которые приведены ниже.Возрастной диапазон применения методики развития исследовательских способностей учащихся широк и вариативен. Она хорошо работает как со школьниками среднего звена, так и со старшеклассниками.Творчество созидания нового –преобразование того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя вновь открывающиеся возможности, творец одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему. Развивается умение видеть проблемы при выполнении разных заданий и в разных видах деятельности.Одно из необходимых качеств исследователя в деле выявления проблем –это способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ранее ускользало от взгляда, и не было замечено другими. Одним из главных, базовых уменийисследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Гипотеза –это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза –это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна. Она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией. Если ее опровергнуть, она тут же прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей –важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности. Способы проверки гипотез делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый доступный метод исследования. Постоянно используется наблюдение человеком и в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных данных о мире. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какието новые стороны и специфическиеособенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер –он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и художественном творчестве умение наблюдать связано с умением видеть проблемы.Особое место в науке принадлежит эксперименту. Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба», «опыт». Эксперимент –это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение какихлибо практических действий с целью проверки и сравнения.Научный текст –ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения и обрывы нитей, дыры, плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления автора. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований –лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.Исследовательской деятельностью в школе занимаются школьники в научном обществе. Учителя выступают научными консультантами.Эффективность данной работы учителявидят в развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.Применение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволило повысить интерес обучающихся к изучению предметов, повысить их уровень обученности. Все это отражается в достижении учащимися высоких результатов на олимпиадах, конкурсах. Школьники, занятые исследовательской деятельностью,обучаются языку, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Они знают «взрослую» жизнь не только по школе,побывав на НПК районного и республиканского уровня, они не только приобретают уверенность в себе, но и становятся кумиром для многих ребят. Поэтому потом им гораздо легче быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы –поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Для этой цели в школе № 9 г, Бирска создано научное общество учащихся (НОУ). Главная задача этого общества –дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научноисследовательской деятельности учеников –никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость –пропуск в НОУ. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно даёт возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.НОУ выполняет роль экспертизы одарённости и является средством повышения социального статуса знаний. Особенно благоприятствует научноисследовательской деятельности сотрудничество учителей школы и учащихся. Ученики, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания. Следует иметь в виду, что школьники исследуют не педагогические, а учебные проблемы, что является одним из перспективных средств развития познавательной мотивации учащихся. А под учебноисследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учениками творческой задачи, предполагающей несколько этапов:• постановка проблемы;• ознакомление с литературой по данной теме;• овладение методикой исследования;• сбор материала, его анализ, обобщение, выводы.Задачи НОУ –диагностика одарённых детей, раскрытие интересов и склонностей учащихся к научнопоисковой деятельности, углублённая подготовка к ней, содействие эффективности профориентации выпускников, воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научноисследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, чтобы ребёнок захотел понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек –существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.Можно ли дать ребёнку задание написать доклад, не разбудив в нём желание делать это? Можно ли выступать перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор творчества, на это направлена познавательнопросветительская работа среди членов НОУ. Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т.д. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации –необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательнокоммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволяет сформировать у них коммуникативную культуру, развивает речевые способности, учит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.Организация учебной деятельности одарённых детей.Одарённость рассматривается как особая форма проявления творческой природы. И для реализации её необходимы не только природные задатки, но и соответствующие условия среды. Поэтому основная задача современного образования –в создании образовательной среды развивающего, творческого типа, которая помогла бы снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика.Модель организации учебного процесса, который позволит обеспечить формирование творческого потенциала школьников в процессе обучения, базируется на идее соотношения между тремя видами способов учебной деятельности, отражающими своеобразие преобразования научной информации, заданной для усвоения в процессе обучения, в соответствующую структуру знаний (по И.С. Якиманской). Поступательное развитие творческого потенциала обучающихся осуществляется при применении на уроках современных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельнотворческий характер, направленность на поддержку индивидуальности обучающегося, представление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организации своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающих и обучаемых. Эти требования обладают свойством универсальности, они могут быть отнесены к любой технологии, будь то традиционная или инновационная технология. Важно, чтобы её творческое «рождение» и претворение осуществлялось в контексте этих требований и служило достижению индивидуальных образовательных целей.Важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств являются методы обучения как способы организации учебной деятельности. Применительно к обучению интеллектуально одарённых детей применяем методы творческого характера –проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные –в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.Учащиеся с явно выраженным интересом и чрезвычайно высокой увлечённостью различными учебными предметами объединяются в нашейшколе в научное общество учащихся (НОУ). Научное общество даёт возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научноисследовательской и творческой работы, учит общению со сверстниками и единомышленниками, готовит к обучению в ВУЗах. Большую помощь оказывает психологическая служба школы. Актуальность работы с одарёнными детьми очень значима, она открывает новые возможности, выполняет роль экспертизы одарённости и является средством повышения социального статуса знаний, развивает познавательную мотивацию.Созданию условий для поддержки развития и становления самобытной личности, формированию образовательной среды, способствующей «включению» и «запуску» механизмов её саморегуляции и самореализации способствует профильное обучение. В профильном обучении заложены громадные потенциальные возможности для развития видов одарённости, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Даже поверхностный взгляд на историю развития цивилизации доказывает, насколько важны для наступательного движения общества идеи, открытия, изобретения, созданные талантливыми людьми.Выбрав верно содержание, методы и формы организации учебной деятельности, развивая учебнопознавательные, творческие, художественные способности детей, образование идёт в ногу со временем.Организация научноисследовательской работы в образовательном учреждении –необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, работающего в режиме развития.Вряд ли можно назвать школу инновационной только по её статусу или по наличию разработанных ею новых педагогических идей и технологий. Инновационной она становится тогда, когда педагоги целенаправленно осуществляют поиск по получению нового знания о сущности учебновоспитательного процесса, создают определённую, проверенную опытом систему работы, участвуют в научноисследовательской деятельности, достигают новых образовательных результатов через динамику обучения и развития кадров. Конкурентоспособность, присущая инновационному процессу в целом, заставляет основыватьсяна разумных идеях ценного опыта, с целью организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы а) получить высокие результаты обученности и развития личности учащихся;б) способствовать профессиональному самоопределению учеников;в) выступать гарантом их адаптированности к существующему типу социума;г) стать местом успеха детей и взрослых Научнометодический совет школы определил пути развития и направления деятельности. С целью перевода результатов экспериментальной работы в коллективный опыт инновационного характера были проведены тематические педсоветы по анализу экспериментальной деятельности учителей школы и изучен компетентностный подход в образовании. Ведь в современных условиях качество образования зависит не от объёма фактических знаний человека, а от владения им ключевыми компетентностями это признано мировым педагогическим сообществом.Работу по повышению компетенций учителей осуществляют кафедры учителей предметов гуманитарного цикла, естественноматематического и кафедра семейного воспитания. Важнейшей перспективой исследовательской деятельности предметных кафедр определили создание интеграционных программ, объединяющих образовательные области и учебные дисциплины, разработку информационнометодического сопровождения реализации образовательных стандартов, подготовку учителей к овладению новыми методами и технологиями обучения.Приобщению учителей к поисковой опытноэкспериментальной деятельности служит и работа в методических объединениях по предметам. Их деятельность направляем на создание условий для внедрения методических рекомендаций госстандартов в педагогическую практику, на развитие педагогического сотрудничества, на практические занятия по планированию и совершенствованию содержания образования, на модификацию учебного процесса в связи с введением единых государственных экзаменов.Для проведения исследовательской работы по внедрению новых образовательных технологий в школе работают творческие группы. Научное консультирование осуществляют преподаватели Бирского филиала БГУ.По всем направлениям методических служб в школе продумана система экспериментов, которые направлены на внедрение новых технологий в образовательный процесс.В сфере технологий обучения –концепция развивающего обучения, применение модульной и проектной технологий, крупноблочная подача материала, тестовые и рейтинговые методики контроля знаний обучающихся, разработка учителями авторских программ. То есть применяются те технологии, в основе которых лежит исследовательский подход в обучении. Применение исследовательских технологий является главным способом развития творческих способностей обучающихся.В процессе организации и реализации научноисследовательской деятельности педагога в школе обращается внимание на ряд управленческих решений, направленных наобеспечение условий для этой деятельности:обеспечение информированности о новациях;обучение членов педагогического коллектива по наиболее важным проблемам научноисследовательской работы;структурирование элементов НИД в единую систему;управление НИД путем создания специальных подразделений методической службы ОУ.Исследовательская деятельность оказывает влияние на профессиональноквалификационный рост учителей. У педагогов:повышается квалификация в области методологии и технологии исследований;возрастают инициатива и желание участвовать в различных творческих начинаниях;увеличивается роль самообразования;расширяется сфера обобщения и распространения опыта работы.Это создает условия для развития профессиональной компетентности педагога и, следовательно, способствует повышению его квалификационной категории.Мы уверены, что профессиональная компетентность учителя –главный ресурс качества образовательного процесса, в то время как научноисследовательская деятельность –средство совершенствования и развития.
Ссылки на источники1.Андреев В.И. «Педагогика: учебный курс для творческого самосознания». Казань: Центр инновационных технологий, 2006.2.Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.: Педагогика, 1989.3.Вершловский С.Г. «Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя». –М.: Сентябрь, 2002.4.Выготский Л.С. «Избранные педагогические произведения». М.: издво АПН РСФСР, 1991.
Исследовательское обучение в современной образовательной практике: материалы из опыта работы заместителя директора по учебновоспитательной работе
Аннотация.В статье автор делится опытом по организации исследовательского обучения в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова:потребность в исследовательском поиске;стремление к познанию;«методпроб и ошибок»;«способы и приемыисследовательской деятельности»;гипотеза;эксперименты;творчество созидания нового;умение классифицировать, наблюдать; способность; увлеченность;принадлежность к большой науке.
Психологи утверждают, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это внутреннее стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят, по меньшей мере, три особенности:•вопервых, в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;•вовторых, непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;•втретьих всегда определять место изучаемого в системе известного.Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление, которое потребуется для успешного осуществления исследовательскогоповедения в ситуациях неопределенности.Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» посредством преподавания и «учение активное» посредством собственного опыта. Развивать у учащихся навыки исследовательской работы целесообразно начинать с начальных классов. Для формирования у школьников основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения мы используем ряд методик, которые приведены ниже.Возрастной диапазон применения методики развития исследовательских способностей учащихся широк и вариативен. Она хорошо работает как со школьниками среднего звена, так и со старшеклассниками.Творчество созидания нового –преобразование того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя вновь открывающиеся возможности, творец одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему. Развивается умение видеть проблемы при выполнении разных заданий и в разных видах деятельности.Одно из необходимых качеств исследователя в деле выявления проблем –это способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ранее ускользало от взгляда, и не было замечено другими. Одним из главных, базовых уменийисследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Гипотеза –это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза –это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна. Она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией. Если ее опровергнуть, она тут же прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей –важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счете, прогресс в любой творческой деятельности. Способы проверки гипотез делят на две группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Наблюдение можно без преувеличения квалифицировать как самый доступный метод исследования. Постоянно используется наблюдение человеком и в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных данных о мире. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какието новые стороны и специфическиеособенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер –он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и художественном творчестве умение наблюдать связано с умением видеть проблемы.Особое место в науке принадлежит эксперименту. Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба», «опыт». Эксперимент –это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение какихлибо практических действий с целью проверки и сравнения.Научный текст –ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения и обрывы нитей, дыры, плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления автора. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований –лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.Исследовательской деятельностью в школе занимаются школьники в научном обществе. Учителя выступают научными консультантами.Эффективность данной работы учителявидят в развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.Применение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволило повысить интерес обучающихся к изучению предметов, повысить их уровень обученности. Все это отражается в достижении учащимися высоких результатов на олимпиадах, конкурсах. Школьники, занятые исследовательской деятельностью,обучаются языку, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Они знают «взрослую» жизнь не только по школе,побывав на НПК районного и республиканского уровня, они не только приобретают уверенность в себе, но и становятся кумиром для многих ребят. Поэтому потом им гораздо легче быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы –поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Для этой цели в школе № 9 г, Бирска создано научное общество учащихся (НОУ). Главная задача этого общества –дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научноисследовательской деятельности учеников –никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость –пропуск в НОУ. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно даёт возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.НОУ выполняет роль экспертизы одарённости и является средством повышения социального статуса знаний. Особенно благоприятствует научноисследовательской деятельности сотрудничество учителей школы и учащихся. Ученики, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания. Следует иметь в виду, что школьники исследуют не педагогические, а учебные проблемы, что является одним из перспективных средств развития познавательной мотивации учащихся. А под учебноисследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учениками творческой задачи, предполагающей несколько этапов:• постановка проблемы;• ознакомление с литературой по данной теме;• овладение методикой исследования;• сбор материала, его анализ, обобщение, выводы.Задачи НОУ –диагностика одарённых детей, раскрытие интересов и склонностей учащихся к научнопоисковой деятельности, углублённая подготовка к ней, содействие эффективности профориентации выпускников, воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научноисследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, чтобы ребёнок захотел понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек –существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.Можно ли дать ребёнку задание написать доклад, не разбудив в нём желание делать это? Можно ли выступать перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе? Нельзя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор творчества, на это направлена познавательнопросветительская работа среди членов НОУ. Эти занятия проводят школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умения делать выписки, аннотации, собирать научную информацию и т.д. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации –необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Познавательнокоммуникативная работа психолога с учащимися, работающими в НОУ, позволяет сформировать у них коммуникативную культуру, развивает речевые способности, учит осознавать значение коммуникативного сотрудничества.Организация учебной деятельности одарённых детей.Одарённость рассматривается как особая форма проявления творческой природы. И для реализации её необходимы не только природные задатки, но и соответствующие условия среды. Поэтому основная задача современного образования –в создании образовательной среды развивающего, творческого типа, которая помогла бы снять психологические барьеры в индивидуальном развитии ученика.Модель организации учебного процесса, который позволит обеспечить формирование творческого потенциала школьников в процессе обучения, базируется на идее соотношения между тремя видами способов учебной деятельности, отражающими своеобразие преобразования научной информации, заданной для усвоения в процессе обучения, в соответствующую структуру знаний (по И.С. Якиманской). Поступательное развитие творческого потенциала обучающихся осуществляется при применении на уроках современных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, деятельнотворческий характер, направленность на поддержку индивидуальности обучающегося, представление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организации своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающих и обучаемых. Эти требования обладают свойством универсальности, они могут быть отнесены к любой технологии, будь то традиционная или инновационная технология. Важно, чтобы её творческое «рождение» и претворение осуществлялось в контексте этих требований и служило достижению индивидуальных образовательных целей.Важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств являются методы обучения как способы организации учебной деятельности. Применительно к обучению интеллектуально одарённых детей применяем методы творческого характера –проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные –в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.Учащиеся с явно выраженным интересом и чрезвычайно высокой увлечённостью различными учебными предметами объединяются в нашейшколе в научное общество учащихся (НОУ). Научное общество даёт возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научноисследовательской и творческой работы, учит общению со сверстниками и единомышленниками, готовит к обучению в ВУЗах. Большую помощь оказывает психологическая служба школы. Актуальность работы с одарёнными детьми очень значима, она открывает новые возможности, выполняет роль экспертизы одарённости и является средством повышения социального статуса знаний, развивает познавательную мотивацию.Созданию условий для поддержки развития и становления самобытной личности, формированию образовательной среды, способствующей «включению» и «запуску» механизмов её саморегуляции и самореализации способствует профильное обучение. В профильном обучении заложены громадные потенциальные возможности для развития видов одарённости, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Даже поверхностный взгляд на историю развития цивилизации доказывает, насколько важны для наступательного движения общества идеи, открытия, изобретения, созданные талантливыми людьми.Выбрав верно содержание, методы и формы организации учебной деятельности, развивая учебнопознавательные, творческие, художественные способности детей, образование идёт в ногу со временем.Организация научноисследовательской работы в образовательном учреждении –необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, работающего в режиме развития.Вряд ли можно назвать школу инновационной только по её статусу или по наличию разработанных ею новых педагогических идей и технологий. Инновационной она становится тогда, когда педагоги целенаправленно осуществляют поиск по получению нового знания о сущности учебновоспитательного процесса, создают определённую, проверенную опытом систему работы, участвуют в научноисследовательской деятельности, достигают новых образовательных результатов через динамику обучения и развития кадров. Конкурентоспособность, присущая инновационному процессу в целом, заставляет основыватьсяна разумных идеях ценного опыта, с целью организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы а) получить высокие результаты обученности и развития личности учащихся;б) способствовать профессиональному самоопределению учеников;в) выступать гарантом их адаптированности к существующему типу социума;г) стать местом успеха детей и взрослых Научнометодический совет школы определил пути развития и направления деятельности. С целью перевода результатов экспериментальной работы в коллективный опыт инновационного характера были проведены тематические педсоветы по анализу экспериментальной деятельности учителей школы и изучен компетентностный подход в образовании. Ведь в современных условиях качество образования зависит не от объёма фактических знаний человека, а от владения им ключевыми компетентностями это признано мировым педагогическим сообществом.Работу по повышению компетенций учителей осуществляют кафедры учителей предметов гуманитарного цикла, естественноматематического и кафедра семейного воспитания. Важнейшей перспективой исследовательской деятельности предметных кафедр определили создание интеграционных программ, объединяющих образовательные области и учебные дисциплины, разработку информационнометодического сопровождения реализации образовательных стандартов, подготовку учителей к овладению новыми методами и технологиями обучения.Приобщению учителей к поисковой опытноэкспериментальной деятельности служит и работа в методических объединениях по предметам. Их деятельность направляем на создание условий для внедрения методических рекомендаций госстандартов в педагогическую практику, на развитие педагогического сотрудничества, на практические занятия по планированию и совершенствованию содержания образования, на модификацию учебного процесса в связи с введением единых государственных экзаменов.Для проведения исследовательской работы по внедрению новых образовательных технологий в школе работают творческие группы. Научное консультирование осуществляют преподаватели Бирского филиала БГУ.По всем направлениям методических служб в школе продумана система экспериментов, которые направлены на внедрение новых технологий в образовательный процесс.В сфере технологий обучения –концепция развивающего обучения, применение модульной и проектной технологий, крупноблочная подача материала, тестовые и рейтинговые методики контроля знаний обучающихся, разработка учителями авторских программ. То есть применяются те технологии, в основе которых лежит исследовательский подход в обучении. Применение исследовательских технологий является главным способом развития творческих способностей обучающихся.В процессе организации и реализации научноисследовательской деятельности педагога в школе обращается внимание на ряд управленческих решений, направленных наобеспечение условий для этой деятельности:обеспечение информированности о новациях;обучение членов педагогического коллектива по наиболее важным проблемам научноисследовательской работы;структурирование элементов НИД в единую систему;управление НИД путем создания специальных подразделений методической службы ОУ.Исследовательская деятельность оказывает влияние на профессиональноквалификационный рост учителей. У педагогов:повышается квалификация в области методологии и технологии исследований;возрастают инициатива и желание участвовать в различных творческих начинаниях;увеличивается роль самообразования;расширяется сфера обобщения и распространения опыта работы.Это создает условия для развития профессиональной компетентности педагога и, следовательно, способствует повышению его квалификационной категории.Мы уверены, что профессиональная компетентность учителя –главный ресурс качества образовательного процесса, в то время как научноисследовательская деятельность –средство совершенствования и развития.
Ссылки на источники1.Андреев В.И. «Педагогика: учебный курс для творческого самосознания». Казань: Центр инновационных технологий, 2006.2.Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.: Педагогика, 1989.3.Вершловский С.Г. «Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя». –М.: Сентябрь, 2002.4.Выготский Л.С. «Избранные педагогические произведения». М.: издво АПН РСФСР, 1991.