Формирование универсальных учебных действий младших школьников на индивидуально-ориентированных учебных занятиях.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорогина О. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на индивидуально-ориентированных учебных занятиях. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 586–590. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54234.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации учебного процесса по формированию универсальных учебных действий младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются и описываются характерные особенности индивидуально-ориентированной системы обучения в начальной школе. Показано, что применение в учебном процессе индивидуально-ориентированных учебных планов снимает проблему неуспевающих детей, так как ученик сам выбирает уровень заданий. Использование групповых и парных форм работы способствует развитию коммуникативных навыков. Введение в учебный процесс курса схематизации позволяет не только понять и усвоить учебный материал, но и качественно и полноценно его изложить. Работа по доводящим карточкам помогает снять напряжение учащихся в связи с непониманием учебного материала. Данный материал будет интересен не только учителям начальных классов, но и учителям средней и старшей школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дорогина Оксана Викторовна,учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 37»,г. Норильск

dorogina_oksana@mail.ru

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на индивидуальноориентированных учебных занятиях

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации учебного процесса по формированию универсальных учебных действий младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются и описываются характерные особенностииндивидуальноориентированной системы обучения в начальной школе. Показано, что применение в учебном процессе индивидуальноориентированных учебных планов снимает проблему неуспевающих детей, так как ученик сам выбирает уровень заданий. Использование групповых и парных форм работы способствует развитию коммуникативных навыков. Введение в учебный процесс курса схематизации позволяет не только понять и усвоить учебный материал, но и качественно и полноценно его изложить. Работа по доводящим карточкам помогает снять напряжение учащихся в связи с непониманиемучебного материала. Данный материал будет интересен не только учителям начальных классов, но и учителям средней и старшей школы. Ключевые слова:индивидуальноориентированная система обучения, универсальные учебные действия, индивидуальноориентированный учебный план, работа в парах, работа в группах, схематизация, доводящие карточки, разноуровневые задания, рефлексия.

В ситуации динамичного социальноэкономического развития страны от школы требуется развитие и воспитание нравственной, конкурентно способнойличности с учетом ценностей нового времени: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность. Таким образом, задача школы формировать у ученика ряд компетентностей, необходимых для успеха, таких как: 1. готовность к решению проблем, 2. технологическая компетентность, 3. готовность к самообразованию, 4. готовность к использованию информационных ресурсов,5. готовность к социальному взаимодействию,6. коммуникативная компетентность и др.Несмотря на новые стандарты в образовании, дети приходят с разным уровнем развития и учебными возможностями. Возникает потребность в такой системе обучения, при которой как одаренный, так и ученик со средними способностями имели бы равные возможности ичувствовали себя комфортно в учебном процессе. Новые требования к результатам образования подразумевают использование технологий, позволяющих создавать педагогическое пространство обеспечивающее достижение выше указанных компетентностей.[1]Решение поставленной задачи планируется за счёт создания условий, обеспечивающих активность школьника в образовательном процессе, т.е. за счёт выбора учащимися уровня сложности учебного материала и темпа своей деятельности.

К часто используемым учителями технологиям мы предлагаем рассмотреть ещё одну ‬индивидуальноориентированную систему обучения(ИОСО).Технология ИОСО призвана адаптировать классноурочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия в традиционной школе, связанного с групповой формой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.[2]Цельданной системы

включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представленияпо изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков. Для этого необходимо:формировать умение самостоятельно пополнять свои знанияи уметь ориентироватьсявпотоке информации.создать условия для формирования способов самостоятельной деятельности учащихся для овладения учащимися знаниями и умениями по предмету в рамках государственного образовательного стандарта;развивать универсальные и специальные умения и творческие способности,

способствовать саморазвитию и самореализации учащихсяактивизировать мыслительную деятельность учащихся в учебном процессе В индивидуальноориентированнойсистемеобучения ученик не объект, асубъект учебного процесса. Он самостоятельно определяет тему урока, ставит цель, выбирает формы работы на занятии по достижению поставленной цели и проводит рефлексию своей деятельности. Так как данная система способствует формированию познавательной рефлексии ‬важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои рассуждения и поступки, вырабатывать умение различать образ суждений и предпринимать самостоятельные попытки его строить, а также развивать способности как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия.[3]В ИОСОв отличии от других технологий и систем обученияиспользуются: индивидуальноориентированные учебные планы (ИОУПы)работа в парах, группах (с позиционным разделением ролей) по определённым алгоритмамдоводящие карточкисхематизация учебного материала Индивидуальноориентированный учебный план(ИОУП),является основой ИОСОи вовлекает в учебный процесс всех учащихся класса. ИОУП представляет собой разноуровневыезадания, которые предлагаются всем ученикам на выбор. В основе составления планов лежит теория П.Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий: понимание, усвоение, применение. Уровень понимания включает выполнения заданий по образцу, уровень усвоения ‬заданиябез образца и с измененными условиями. Уровень применения ‬заданияориентирыс самоконтролем. Учащиеся сами определяют какое задание они будут выполнять. Если ученик выбрал задание на «5», то он обязательно должен сначала выполнить задание на «3», а затем на «4» и только потом на «5». Данное условие применяется только в начальной школе. Это связано с возрастными особенностями детей. В начальной школе идёт обучение и накопление знаний. умений и усвоений способов работы. Поэтому учащийся должен пройтивсе уровни заданий. В средней и старшей школе учащиеся могут выполнятьзадания по выбору.Индивидуальноориентированный учебный планимеют свои особенности и отличия в каждом классе.

Так, например, в первом классе уровни заданий они получают от сказочных героев.

Все ИОУПы представлены в частично, сокращённом виде.

Таблица 1

Индивидуальноориентированный учебный план (ИОУП) для 1 класса

БабаЯгаАлёнушкаВасилиса Премудрая3+4=5+4=98=75=3+72=6+49=2+83=5+50=Брату Иванушке подарили 8 золотых яблочек. Он3 потерял. Сколько яблочек у него осталось?





Ответ______

Сколько видите квадратов?а) 9 б) 10в) 14 г)12







Во втором и третьем классах названия заданий можно изменить на «внимательный», «добросовестный», «молодец»Таблица 2Индивидуальноориентированный учебный план (ИОУП) 23классов

предметдататема урокаэто надо знать и уметьвнимательныйдобросовестныймолодецконтрольсамооценкаоценкаросписьматематика13 сенОднозначные и двузначные числа.Учащиеся должны знать названия и последовательность чисел от 1 до 100; уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; знать единицы длины и стоимости.с.9 № 2с.9 № 3с.9 № 5, поля



16 сенконтрольная работа № 1 «Проверка прочности усвоения материала за 1 класс»проверка прочности усвоения материала курса математики 1 класса. Сложение и вычитание в пределах 10, решение задачи на нахождение суммы, сравнение чисел и выражений.16 сенРабота над ошибками. Наименьшее трехзначное число. Сотня.с.12 № 3с.12 № 5с.12 № 6



17 сенМетр. Таблица единиц длины.с.13 № 2с.13 № 4с.13 № 5



20 сенСложение и вычитание вида 35+5, 3530, 355.с.14 № 1с.14 № 5с. 14 № 4



21 сенЗамена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.с.15 № 1с.15 № 3поля с.1415



23 сенЕдиницы стоимости.Рубль, копейка.с.16 № 3с. 16 играс.16 № 4



24 сенНумерациячисел от 1 до 100. Закрепление.с.20 № 9с.20 № 8с.20 № 11



В данном плане темы уроков даны на часть раздела учебника для того, чтобы ученикам было видно, сколько уроков отводится на изучение той или иной темы, в какой день запланирована контрольная работа и какие знания, умения и навыки будут контролироваться. Перед контрольной работой рекомендуется провести занятие по выполнению подобных заданий, которые будут включены в контрольную работу. Это поможет снять напряжение, страх перед работой и позволит выявить задания вызывающие затруднение у учащихся.Для 4 класса задания по уровню сложности делятся на «3», «4», «5»Таблица 3Индивидуальноориентированный учебный план (ИОУП)для 4класса

датапредметтема урокаэто надо знать и уметь«3»«4»«5»контрольсамооценкароспись6 октматематикаСравнение чиселзапись и чтение чисел, образование чисел, решение задач, примеровна порядок действий.№ 121№ 122ребус, зад. на смек.таб умн.

7 октУвеличение числа в 10, 100, 1000 раззначение цифры в записи числа, решение уравнений, задач, примеров№ 126, 127№ 130, 140№ 131, 142

9 октКлассы миллионови миллиардовчтение чисел, решение задач, примеров.№ 145№ 147полянахожд. S, Р формула10 октЛуч. Числовой лучотличать луч от прямой и отрезка, решение задач, уравнений, примеров на порядок действий.№ 154№ 153поля, игра

13 октУгол. Виды угловвиды углов, сравнение, изображение, увеличение и уменьшение числа в 100, 1000 раз.№ 163№ 164№162нахожд. компон.

14 октКонтрольная работа №2 по теме «Нумерация»запиши числа и разложи в порядке возрастания, замени суммой разрядных слагаемых, сравни числа, выбери самое маленькое и самое большое число, продолжи ряд чисел, запишичисла, которые содержат: 50тыс.30ед.=,найди закономерность ипродолжи числовой ряд, выпиши числа, у которых в разряде ед. класса тысяч стоит 7.16 октЕдиницы длины. Километррешение задач, примеров на порядок действий.№ 170, 181№ 171(2), 178

ребус, зад. на смек.таб умн.

17 октТаблица единиц длинысравнение величин, решение примеров и задач.№ 175№ 179№ 180



После контроля знаний и умений и анализа работ выявляются темы и задания, которые при решении вызвали затруднение. Для ликвидации пробелов и выработки устойчивых понятий и умений в ИОСО применяются доводящие карточки. Которые необходимо иметь на все темы курса. Доводящая карточка ‬это карточка, содержащая в себе небольшой, труднопонимаемый абзац текста, который учащийся готов понимать и набор посильных для учащегося вопросов и заданий,которые целенаправленно и в совокупности доводят его до состояния понимания смысла, содержащегося в этом абзаце.[4]Ниже приведён пример одной из доводящих карточек на тему «Имя существительное».



Доводящая карточкапо теме«Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?»1.Прочитай вывод.Одушевлённые предметы отвечают на вопрос кто?Неодушевлённые ‬на вопрос что?2.Прочитай слова. Одни отвечают на вопрос кто?другие ‬на вопрос что?Почему?КТО?ЧТО?девочкамашинакотёноккосмоскузнечикдеревоСпиши.3.Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто?или что?Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …4.Повтори пункт 1. Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?в другой ‬на вопрос что?Чарушин, художник, свечка, лыжи, конь, чулки,папа, ромашка.5.Придумай и запиши предложения, заменяя вопросы словами.(что?) , (что?) и (что?) ‬это овощи.

В лесу живут (кто?) , (кто?) и (кто?).6.Вставь в диалоги вместо точек слова ктои что. 

… это?

Забавная мартышка.

… это?

Любимая книжка.К каким словам относятся вопросы кто?и что?Данная работа проводится в парах или группах. Это способствует наилучшему усвоению и закреплению учебного материала. Так как учащиеся во время обсуждения неоднократно его проговаривают.Следующей отличительной особенностью ИОСО является схематизация.Схематизация в учебном процессе играет немаловажную роль, так как обеспечивает эффективное понимание текстов, а так же способствует их смысловому запоминанию. При помощи схем абстрактные и обобщенные понятия можно представить наглядно, в виде объектов, изображенных при помощи условных обозначений, а громоздкий материал разделить на смысловые части, и каждую часть представить в виде отдельной схемы. Все это не только позволит сделать сложный и большой по объему учебный материал доступным и понятным, но и поможет зафиксировать в памяти графические образы объектов, которые послужат опорой для последующей работы с текстом. Поэтому в учебной деятельности нужно создавать условия для формирования умения схематизировать.Особая роль в данном процессе отводится учителю начальных классов, так как он один проводит занятия по всем основным предметам, а, следовательно, сможет на разном предметном материале организовать работу по обучению схематизации.[5]Схематизацияучебного материала необходима так как:повышает интерес к предмету, влияет на скорость восприятия, понимания и усвоение поступающих в мозгсообщений помогает выделить главное в объекте и детализировать, выявить взаимосвязи в предметеизученияпомогает выразить информацию в сжатой формеучит овладевать различными приемами обработки информации,

формирует умение коммуникации,ключевые компетентности (вести диалог, сотрудничество), Использование схем в учебном процессе:способствует целеполаганию и планированию собственной деятельности, помогаетпровести рефлексию своей деятельностислужит опорой для выступающего у доскипровоцирует учащихся на деятельностьпозволяет регулировать темп своей учебной деятельностиВот одна из организационнодеятельностных схем. В данной схеме показано как учащиеся будут работать на уроке с текстом. Сначала ученики получают задание от учителя. Затем в группах идёт обсуждение учебного материала. Причём каждый ученик может иметь свою позицию и точку зрения. Постепенно в ходе обсуждения появляется продукт за результат, которого отвечает вся группа. Один из участников группы (как правило, это докладчик) выходит к доске и представляет работу группы.Так же организационнодеятельностная схема может отображать и другие виды работ на уроке.

Рис. 1. Организационнодеятельностная схема

Так же схематизация используется в табло заказа, которое имеется у каждого ученика. Данное табло позволяет учащимся провести целеполагание (первая колонка), спланировать работуна уроке (24 колонка) в парах, группах, самостоятельная работа по индивидуальноориентированным планам с выбором уровня сложности. Провести рефлексию урока (5колонка) и самооценку (6 колонка) Зафиксировать своё настроение вначале и конце урока (7 колонка)

?????











Рис. 2. Табло заказа

Схематизация учебного материала используется не только учителем в виде опорных таблиц приведённых ниже, но и самими учащимися при работе с текстами.



Рис. 3.А. Схемапо теме «Речь» в первом классеБ. Схема по теме «Перестановка слагаемых» в первом классе

Данные таблицы помогают выразить информацию в сжатой форме. Для схематизации используется специальная методика.Методика обучения учащихся схематизации.1. Отличие рисунка от схемы2. Чтение схем3. Этапы и техника построения схем4. Применение полученных знанийIэтап. Отличие рисунка от схемы.Первое знакомство со схемами.Сравнение рисунков детей и «рисунков» (схем) Отличие рисунков и схем:сложность изображения рисунка от схемы,время, затраченное на выполнение рисунка и схемы,?!передача эмоций, чувств (героев), цвета, действия, своего отношения,На первом этапедети делают вывод, что умение строитьсхемы экономит силы и время в учебном процессе.На следующих урокахдетям самим предлагаютсязадания по отличию схем от рисунков. Преднамеренно допустив ошибки называя схемы рисунками, а рисунки схемами. Для этогона доске помещаетсясхемаи рисунок с перепутанными надписями.IIэтап. Чтение схем.На этапе чтения схем ребятам предлагается:1)рассмотреть схемы, полученные от Карандаша по сказке «Волк и семеро козлят»,2)узнать к какой из изученных сказок относится та или иная схема (перепутали названия сказок)3)узнать сказку по предложенной схеме (без названия)IIIэтап. Построениесхем.Для того, чтобы самим научиться строить схемы к текстам, учебному материалу, необходимо соблюдать определённые правила. При чтении сказки (рассказа, произведения, текста) необходимо:

разделить текст на части (общие),

деление на части (реальное),

выделение значимых частей,

договориться с детьми о единых знаках и символах.Далее проводится работа по алгоритму.Алгоритм1.Прочитай 1 абзац.2.Нарисуй условнымизначками героев. Какнарисовал деда, бабку и Колобка?3.Прочитай 2 абзац. Что произошло с Колобком? Как ты изобразишь это действие?4.Нарисуй это в тетради.5.Прочитай 3 абзац. Кого встретил Колобок на пути? Каким значком ты нарисуешь Зайца? Как можно нарисовать разговор героев?6.Нарисуй это в тетради.7.Прочитай4 абзац. Кого встретил колобок на пути? Каким значком ты нарисуешь Волка? 8.Прочитай 5 абзац. Кого встретил Колобок напути? Каким значком ты нарисуешь Медведя?9.Нарисуй это в тетради.10.Прочитай 6 абзац. Кого встретил Колобокна пути? Каким значком ты нарисуешь Лису?11.Нарисуй это в тетради.12.Соедини последовательно все части рисунка.Вот один из примеров схематизации сказки Курочка ряба учениками.







Таблица 4Схема к сказке Курочка Ряба



Жили ‬были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое.Дед билбил, не разбил.Баба билабила, не разбила.Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.Дед плачет. Баба плачет, а курочка кудахчет. ‬Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам новое яичко. Не золотое, а простое.

В результате деятельности по освоению курса схематизации учащиеся отмечают, что при помощи схем легко запоминается учебный материал по окружающему миру, математике, русскому языку, более точно передаётся содержание текстов при изложении, при пересказе. Ребятам очень нравится составлять схемы к текстам различной сложности. Первые схемы, в отличие от последних,содержали больше слов,чем знаков. Процесс обучения осложнен и погодными условияминашей местности, особенно в начальной школе количество «актированных» дней (когда по погодным условиям дети не могут посещать школу) негативно влияет на прохождение и усвоение программного материала. Учащиеся, занимающиеся самостоятельно в«актированные»

дни, не всегда в состоянии качественно усвоить материал или распределить уровень и объём работы. Многие дети, которые хотели бы в этот период заниматься самостоятельно, не могут организовать процесс обучения в домашних условиях. Эту проблему помогают решить индивидуальноориентированные планы, которые обеспечивают каждому учащемуся объём и сроки прохождения учебного материала самостоятельно.Индивидуальноориентированная система обученияв полном объёмеобеспечиваетформирование и закрепление новых навыков умственной деятельностимладшего школьника.

Ссылки на источники1.Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова, Портфолио в системе педагогической диагностики. Педдиагностика, 2005 №3.2. А.А Ярулов. «Технология индивидуально ‬ориентированной системы обучения»: Методологическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2001.3. А.А Ярулов. «Индивидуально ‬ориентированныйподходв начальной школе»: Учебнометодическое пособие.

Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 4. М.В. Минова. «Доводящие карточки как средство индивидуализации процесса обучения»:Методическое пособие. Красноярск, 2002.5.Л.И.Иволгина. «Схематизация в обучении»:Методическое пособие. Красноярск: ККИПК, 2011.