Информационно-коммуникационная предметная среда (ИКПС) как средство организации работы с одаренными и потенциально-одаренными детьми на средней ступени обучения (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панфилова Е. И. Информационно-коммуникационная предметная среда (ИКПС) как средство организации работы с одаренными и потенциально-одаренными детьми на средней ступени обучения (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 596–600. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54236.htm.
Аннотация. Одним из путей решения задачи создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать одаренных детей, обеспечить их образовательные потребности, является создание информационно-коммуникационной предметной среды (ИКПС).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панфилова Елена Ильинична,учитель английского языка, руководитель МО учителей английского языка,МБОУ «СОШ № 6», г. Нефтеюганскpanihelena@yandex.ru

Информационнокоммуникационная предметная среда(ИКПС) как средство организации работы с одаренными и потенциальноодаренными детьми

на средней ступени обучения(из опыта работы)

Аннотация.Одним из путей решениязадачи создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать одаренных детей, обеспечить их образовательные потребности,является создание информационнокоммуникационной предметной среды(ИКПС).

Ключевые слова: одаренные дети, информационнокоммуникационная предметная среда.

В условиях, когда возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели,развитие одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. При этом, важно понимать, что каждый подопечный одарён посвоему, что способности и талант –это понятие индивидуальное. Тогда конечная задача учителяне в том, чтобы выявить, кто одарён больше, а предоставить возможность для развития разных детей.В контексте организации работы с одаренными и потенциальноодаренными детьми автором были определены следующие направления педагогической деятельности:1.Подготовка к олимпиадамразного уровня.2. Подготовка к ГИА(развитие академической одаренности, проявляющейся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка).3. Вовлечение в научноисследовательскую деятельность(развитие интеллектуальной одаренности учся с повышенной любознательностью, исключительной сообразительностью, способностью погрузиться в умственную деятельность и т.д.). 4. Вовлечение в творческую деятельность(развитие творческой одаренностиучся, для которых характерны легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.)

Как отмечает О.Б.Епишева, «для организации педагогического процесса, отвечающего новой парадигме образования, недостаточно переосмысления и преобразования отдельных его звеньев; необходимо совершенствование всей методической системы обучения в целом» [1]. Опираясь лишь на вопрос о пересмотре содержания образования, невозможно решить все задачи, стоящие перед обществом: содержание должно строиться на основе современных средств обучения, названные в работахнекоторых исследователей «педагогическими программными средствами» [2;115].Таким образом, создание среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей представляющей совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между детьми, преподавателем и средствами ИКТ, а также формирование познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием, и было определено как цель внедрения представляемого опыта.Теоретическую концепцию опыта составляют положения, которые продуцируются новой образовательной парадигмойи достижениями психологопедагогической науки, а именно: 1) В учебном процессе основным «рабочим полем» является поле деятельности ученика 2) Одним из эффективных путей обучения учащихся деятельности в учебном процессе является формирование приемов УД, владение которыми: а) вырабатывает и совершенствует умение самостоятельно учиться; б) повышает уровень решения учебных и языковых задач, тем самым влияя на качество знаний по предмету; в) дает возможность для решения таких задач, как осуществление межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации УД; г) изменяет общий стиль умственной деятельности учся.Исходя из вышеизложенных допущений, мы, вслед за О.Б.Епишевой, делаем вывод, что необходимыми условиями совершенствования методической системы работы с одаренными детьми являются: 1) деятельностный подход («от ученика») во всех его компонентах [1]:

а) проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, процессов овладения учся самостоятельной УД и процессами саморазвития на язык действий учся; б) деятельность учителя в учебном процессе требует совмещения поля деятельности учителя с полем УД учся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в УД;

2) формирование приемов УД.Развивать гораздо легче, когда в учебнометодическом комплекте, с которым работает учитель, имеются соответствующие компоненты, характеризующиеся преемственностью языкового материала, определенным стилем его подачи, наличием всех необходимых пособий, справочных материалов, видео, аудио носителей, компьютерного обеспечения.Итак, при организации работы с одаренными и потенциальноодаренными детьми автор представляемого опыта использует различные компоненты ИКПС: 1) лингафонный кабинет «Nord»; 2) разработанный автором данного опыта Электронный Образовательный Ресурс (ЭОР) по предмету «Английский язык» (далее –ЭОР),направленный на формирование познавательных УУД и являющийся дополнением к УМК «Happy English.ru»;3) комплект материалов для интерактивной доски (карточки для изучения правил чтения, схемы грамматических явлений, таблицы, опорные схемы для пересказов) (далее –комплект);

4) копилку дидактических материалов, выполненных в технике PowerPoint(далее –копилка);

5) персональный сайт учителя(далее –сайт).Лингафонный кабинет «Nord» предоставляет широкий спектр режимов работы на ПК для взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем (рисунок 1).

















Рис.1.Спектр режимов работы лингафонного кабинета «Норд».

Автор разделяет позицию о том, что целостность развития и саморазвития творческой личности обеспечиваются совокупностью УУД, лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специальнопредметного содержания. Поэтому при внедрении ЭОР(рисунок 2)автор руководствовался необходимостью решения следующих задач: 1)определить познавательные УУД, которые можно формировать у одаренных и потенциальноодаренных учся; 2) разработатьучебные задачи, направленные на формирование познавательных УУД.3) определить методический инструментарий1формирования познавательных УУД; 4) определить формы взаимодействия субъектов учебного процесса. Автором были выделены следующие познавательные УУД, формирование которых будут способствовать развитию одаренных детей:1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию: а) умение структурировать текст (выделять главное/ второстепенное; представлять информацию в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов); б) заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты; 2) в области освоения методов познания(умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация).Внедряемый автором опыта ЭОР представляет собой различные виды электронных модулей, находящихся в определенной системе, связанныхлогически, подчиненных определенной дидактической идее.Использование ЭОР основано наcognitivestrategy, что предполагает использование приемов индуктивных и дедуктивных умозаключений, сопоставительного анализа, подведения итогов.При этом,материал подбирается в таком объеме, который обеспечивает возможность выбора речевых, лексических, грамматических средств в зависимости от уровня обучения, интересов и способностей учащихся, тем самым, способствуя 1методы и средства реализации педагогических технологий(методы активизации и интенсификации процесса обучения, основы педагогической техники и педагогического мастерства, индивидуализация процесса обучения, модульное обучение, инновационные педагогическиепроцессы, основы научной организации педагогического труда[3].реализации принципа индивидуализации, позволяя учащемуся работать в собственном режиме.



Рис.2.Авторский ЭОР.

Опыт ЭОР в процессе обучения по предмету «Иностранный язык»был представлен автором намуниципальном уровнена Городском экспертном советепо развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования г.Нефтеюганскаи признан инновационным2, а также на региональном в рамках аттестации на высшую квалификационную категорию 3.Разработанныеразноуровневые учебные задачи, направленные на формирование познавательных УУД (рисунок 3)с помощью ЭОР, в полной мере могут решаться при использовании других компонентов ИКПС [4] 4. Социальная направленность опыта использования ЭОР с точки зрения оценки эффективности педагогического опыта по формированию таких метапредметных результатов как познавательныеУУДможет быть оценена: 1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию: а) умение структурировать текст (выделять главное/второстепенное; представлять информацию в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов); б) заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты; 2Решение экспертного совета по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования города Нефтеюганска на 20102011 учебный годот 17.04.2012№ 6 о присвоении статуса инновационной программы.3Приказ Департамента образования и молодежной политики ХантыМансийского автономного округаЮгры от 22.05.12 № 561установлена высшая квалификационная категория.4Подробно в работе принимавшейучастие в конкурсе «Мое ноухау в педагогической деятельности», которая прошла экспертную оценку, получила положительное заключение редакционного совета СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» и была размещена на страницах вышеуказанного СМИ.2) в области освоения методовпознания (умение использовать различные логические действия и операции).

Рис.3. Примеры учебных задач, направленных на формирование умений выполнять логические действия и операции с помощью ЭОР.

Более подробнос моделью ЭОР можно познакомитьсяв статье «Модель электронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку восновной школе»[5], принимавшей участие во Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья –2013», автор которой был удостоен звания лауреата конкурса 5.Выбор методов и средств обучения определяется, с одной стороны, их возможностями в создании в учебном процессе обучения учебнопознавательных ситуаций, с другой, их инструментальностью и воспроизводимостью, возможностями организации и активизации самостоятельнойУД учся [2; 156](рисунок 4). В.И.Боголюбов отмечает, что методы, входящие в методический инструментарий, имеют три отличительных признака: объявленную цель, способ усвоения учебного материала и формы взаимодействия субъектов учебного процесса [6; 18].Обобщенные критерии выбора методов и средств ИКТ в зависимости от типа и целей урока, а также степень взаимодействия субъектов отражены в статье[7], ,автор которой был удостоен звания лауреата Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Современная школа2013»6. 5Научная статья опубликованав специальном приложении «Современные научные исследования» кнаучнометодическому электронному журналу «Концепт» и размещенана сайте www.ekoncept.ru.6Научная статья опубликованав специальном приложении «Современные научные исследования» кнаучнометодическому электронному журналу «Концепт» и размещена на сайте www.ekoncept.ru.

Рис.4. Возможности ИКПС при организации и активизацииУД учащихся.

Еще одним компонентом ИКПС, используемым автором при организации работы с одаренными и потенциальноодареннымидетьми, является персональныйсайт учителя (рисунок 5), представляющий собой систематизированный банк материалов обучающего и развивающего характера.

Рис.5. Персональный сайт.

Использование сайта дает возможность работать с учащимися вовнеурочное время.При этом,работа строится с учетом возрастных особенностей обучающихся, что, безусловно,способствует: 1) овладеванию учсяУД (в т.ч. самостоятельной)в единстве мотивационносмысловогои содержательнооперационного (система ведущих знаний и способов учебнопознавательной деятельности) и волевого (готовность к преодолению познавательных затруднений)компонентов;

2) формированию новой внутренней позиции обучающихся, под которой подразумевается направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; 3) формированию научного типа мышления.В рамках организации внеурочной деятельности автор старается найти интересные и увлекательные конкурсы, олимпиады, викторины и другие интеллектуальные состязания. Все это отличное подспорье в педагогической работе с одаренными воспитанниками. Это увлекательная и эффективная форма занятий. Участие в данных проектах поможет каждому сделать свой собственный выбор и определить для себя собственный путь получения нового знания. Задания предметных Олимпиадне похожи на задания очных.Решая интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета,развивающие мышление, логику, фантазию икреативность, учся раскрывают свои таланты и, конечно, получают еще одну возможностьсамореализоваться. Учся на сайте педагога могут найти ссылкина различные образовательные порталы, такие как:

Центр интеллектуальных и творческих состязаний "Мир конкурсов"

один из лидеров в сфере организации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязаний на территории России и стран ближнего зарубежья (www.mirkonkursov.ru);

Интерактивный научнометодический журнал "Сообщество учителей английского языка" (http://Tea4er.ru);

Портал "Творческие конкурсы" (http://творческиеконкурсы.рф);

Бюро Информационных Проектов организатор международного дистанционного конкурса «Английский в школе» (http://bipooo.ru);

Центр "Снейл" (http://www.nicsnail.ru/otsentre);

Международный портал дистанционных проектов по английскому языку «Европейское англоязычное образование» (http://englishedu.org).

Учся активно участвуют в конкурсах издательства «Просвещение» результаты участия в которых представлены на рисунках6, 7.Кстати, на сайте некоторые учащихся представляют результаты своей проектной деятельности, размещая свои творческие и исследовательские работы в разделе «Творческая работа» и «Публикации моих учеников».

Рис.6.Результатыучастия в Конкурсе издательства «Просвещение».

Рис.7.Результат участия в Конкурсе издательства «Просвещение».

Рис.8. Результативность участия учся в проектах за последние три года.

В рамках подготовки к олимпиадам на сайте создан раздел «Готовимся к олимпиаде», а также предлагаются ссылки на сайты таких олимпиад как «Покори Воробьевы горы», «Успешный учитель». Стоит отметить положительную динамику результатов участия учся в олимпиадах разного уровня: увеличение колва участников, победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады по англ.языку; увеличение колва участников, победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку, увеличение колва участниковпобедителей и призеров Всероссийского игрового конкурса по английскому языку «Британский бульдог»; увеличение колва участниковМеждународной олимпиаде поосновам наук (УРФО), в т.ч. набравших 100 баллов; результативное участие в других дистанционных олимпиадах (среди 8 участников Международной Олимпиады «Colour of Grammar»для учся 58 классов (учредитель Интерактивный научнометодический журнал «Сообщество учителей английского языка.) 1 лауреат и 1 призер).Необходимость сдачи ГИА привела к созданию специального раздела сайта «Подготовка к ГИА».В целом, использованиеИКПСспособствует построению индивидуальной траектории одаренных и потенциальноодаренных детей за счет: 1) совершенствования организации обучения в соответствии с принципом ориентированности на учся и развития ученической автономии;гибкого планирования УД в соответствии с потребностями учся и их индивидуальными особенностями [1; 122]; 2) использования разноуровневых заданийдля учся с;3) разноуровневой системы контроля/оценивания/самоконтроляучся; 4) проведенияавтоматизированного тестирования; 5) обеспечения дополнительными информационными ресурсами (текстовыми материалами, справочными источниками и др., в т.ч. посредством Интернет); 6) участияв сетевых проектах, олимпиадах, викторинах.

По мнению автора,социальная направленность опыта использования ИКПС в работе с одаренными детьми может быть оценена с точки зренияоценки эффективности формирования а)личностных результатов (повышение мотивации к изучению ИЯ и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»); б) предметных результатов, что подтверждается наличием и рейтингом успешности учся в предметных олимпиадах, научных конференциях, конкурсах.Итак, целесообразность использования ИКПС в работе с одаренными детьми обеспечивает: 1) возможность поддержания интереса и мотивации учащихся; 2) интерактивность обучения; 3) вариативность объема учебного материала и уровней его подачи;4) возможность работы в разноуровневом классе, организациидифференцированного обучения; 5) овладевание учся УД (в т.ч. самостоятельной);6) формирование новой внутренней позиции обучающихся (направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества); 7) формирование научного типа мышления.

Ссылки на источники1.Епишева О.Б. Деятельностныйподход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. ... дра пед. наук: 13.00.02: Москва, 1999. –460 c. РГБ ОД, 71:0013/2285.2. Волкова Е.Е. Компетентностный подход к обечению математике учащихся профильной школы в контексте педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / Е.Е.Волкова. –Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. –248с., 15,5 п.л. –Библиогр.: с.5. –500 экз. –ISBN9785996101634. 3. Монахов В.М., Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. –Волгоград: Перемена, 1995. –200 с.4. Панфилова Е.И.Организация учебного процесса по формированию познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения ИКТ в преподавании английского языка // Мое ноухау в педагогической деятельности. –ЗАВУЧ.ИНФО. –2013. URL: http://www.zavuch.info/methodlib/398/84338/Гос. рег. Эл № 7734271. (дата обращения: 01.01.2014).5. Панфилова Е.И.Модель электронного образовательного ресурса как элемента формирования ключевых компетенций в рамках реализации компетентностного подхода к обучению иностранному языку восновной школе// Современные научные исследования. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART53497. –URL: http://ekoncept.ru/article/870/–Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.(дата обращения: 01.01.2014).6. Боголюбов В.И. Методы и средства реализации педагогических технологий // Школьные технологии,№ 5, 2004. –С.1831.7. Панфилова Е.И. Реализация развивающего потенциала образованиясредствами внедрения информационнокоммуникативных технологий в преподавании предмета «Иностранный язык» //Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. Концепт. 2013. ART 54083. URL: http://ekoncept.ru/2013/54083.htm Гос. рег. Эл№ ФС7749965. ISSN 2304120X.(датаобращения: 01.01.2014).