Краеведческая работа как эффективное средство организации патриотического воспитания школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осмиева Л. И., Подгребельная Н. И. Краеведческая работа как эффективное средство организации патриотического воспитания школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 601–605. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54237.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания школьников на примере краеведческой работы в МКОУ «СОШ №1» г. Малгобек Республики Ингушетия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Осмиева Лидия Ибрагимовна,заместитель директора по учебной работе, учитель истории, ГКОУ «СОШ №1», г. Малгобек РеспубликиИнгушетияSoh1@pochta.ru

Подгребельная Наталья Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент,Институт образования и социальных наукФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольvvalna@yandex.ru

Краеведческая работа как эффективное средство организации патриотического воспитания школьников

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации патриотического воспитания школьников на примере краеведческой работы в МКОУ «СОШ №1» г. Малгобек Республики Ингушетия.Ключевые слова: патриотическоевоспитание, краеведческая работа, школьный музей, ветераны Великой отечественной войны.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России. Постановлением Правительства республики Ингушетия от 19 февраля 2013 г. была утверждена республиканская целевая программа «Духовнонравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 20132015 годы». Целью Программы является создание системы духовнонравственного воспитания граждан Республики Ингушетия, духовное развитие общества, становление граждан, обладающих общественнозначимыми ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства.Впрограмме определены стратегические и тактические задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели. Среди них:

формирование бережного отношения к культурному наследию народов России, истории и традициям народов Республики Ингушетия;

сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

гармоничное духовное развитиекаждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о людях, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

формирование национального самосознания, ответственного отношения и уважения к русскому языку как к государственному, таки к своему родному языку;

сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование духовнонравственных качеств личности;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, развитие культуры межэтнических отношений.Следует отметить, что патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений Ингушетии, а в настоящее время оно еще более актуализировалось.Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческой работой ‬это сложная социальнопедагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей. Школьная поисковая работа является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материаловисточников по истории села, региона, окружающей природы, имеющих воспитательную и научнопознавательную ценность. Нравственнопатриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В СОШ №1 г. Малгобеккраеведческая работа ведется давно. В 197080е годы в школе действовал богатый материалами Музей Боевой Славы. Руководила работой музея учитель истории Новак Мария Иванова. Она на протяжении долгих лет совместно с учащимися школы собирала документальные,вещественные, письменные первоисточники времен Второй Мировой войны. В 90е годы Новак М.И. ушла на пенсию и уехала в г. Владикавказ, а весь материал, экспонаты музея передала в музей ВГПЗ и в музей Боевой Славы города Малгобек.Сегодня работа по сбору материала ведется учащимися 511 классов под руководством учителей школы. В музее накоплен материал не только об участниках войны, но и о вдовах ветеранов войны, работниках тыла.На основе имеющегося обширного материала созданы тематические электронные презентации, включающие видео и аудио ‬записи которые используются при проведении не только воспитательных мероприятий, но и учебных занятий.История войны не обошла и саму школу. Именно в ней 1942 году находились военные, санчасть, под крышей нынешнего спортзала прятали «Катюши», которые выезжали на высотки ст. Вознесенской и оттуда обстреливали врага, наступающего со стороны г. Моздок. После обстрела они быстро спускались к школе и заезжали под крышу. Немцы долгое время не могли их обнаружить с воздуха. Каждую весну в школе проводится акция «Я помню! Я горжусь!», включающая различные мероприятия. Вся работа и поисковая, и оформительская, и художественноисполнительская выполняется учащимися с большой ответственностью. Важную роль в этом играет то, что те, люди, о ком они рассказывают, кому поют славу являются родственниками, соседями или знакомыми людьми. Город Малгобек небольшой, но велики дела наших героев. Многолетний опыт приобщения учащихся школы №1 г. Малгобека к краеведческой поисковой работе, направленной на сбор сведений о землякахучастниках Великой Отечественной войны, позволил констатировать то факт, что данная работа лучше всяких нравоучений и убеждений формирует у учащихся подлинное чувство патриотизма, гордости за свой народ, земляков.

Ссылки на источники1.Постановление Правительства РИ от 19.02.2013 N 31 (ред. от 11.06.2013) "О республиканской целевой программе «Духовнонравственное воспитание населения Республики Ингушетия на 20132015 годы» .http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW471;n=11521