Туристско-краеведческая деятельность как интеграция «дела для тела» и «дела для ума» (из опыта работы молодежного краеведческого эколого-туристского клуба «Чёрный Дракон»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельников Д. А., Сизова Н. Е. Туристско-краеведческая деятельность как интеграция «дела для тела» и «дела для ума» (из опыта работы молодежного краеведческого эколого-туристского клуба «Чёрный Дракон») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 611–615. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54240.htm.
Аннотация. Авторы данной статьи делятся опытом работы эколого-туристского клуба «Чёрный Дракон», подчёркивая значимость туристической и краеведческой деятельности для развития физической и ментальной культуры обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мельников Дмитрий Александрович,Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД «ДДЮТ»Выборгского района, г. СанктПетербургd_mel@mail.ru

Сизова НадеждаЕвгеньевна,Педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД «ДДЮТ»Выборгского района, г. СанктПетербург

Туристскокраеведческая деятельность какинтеграция «дела для тела» и «дела для ума» (из опыта работы молодежногокраеведческого экологотуристского клуба «Чёрный Дракон»)

Аннотация.Авторы данной статьи делятся опытом работы экологотуристского клуба «Чёрный Дракон», подчёркивая значимость туристической и краеведческой деятельности для развития физической иментальнойкультуры обучающихся.Ключевые слова:туристскокраеведческая деятельность, клуб «Чёрный Дракон»,молодёжь.

В условиях продолжающейся модернизации системы образования очевидна миссия дополнительного краеведческого образования: наполнить конкретными примерами «сухие страницы учебников»,дать детям практический опыт «получения знаний», развить потребность воспитанников во времяпрепровождении как интересном, творчески активном, так и физически здоровом, интеллектуально насыщенном и общественно полезном, наполнить, завершить процесс образования «до полного» (А.К.Бруднов).Однако современный ритм жизни, яркость и дискретность образов Интернета и телевидения, участвующих в формировании мировоззрения наших детей, заставляют подходить очень требовательно и критически к переосмыслению своих образовательных программ, совершенствованию форм и методов работы с воспитанниками. Эта статья ‬попытка анализа деятельности руководителей краеведческого экологотуристского (К.Э.Т.) клуба «Чёрный Дракон» за прошедший с 1998 года период.Геологическое и туристское прошлое авторов априори определило: Туристскокраеведческая деятельность (ТКД)

одна из эффективнейших форм и гражданскопатриотического, и экологического образования, и «образованиядляустойчивогоразвития».

Опыт работы во Дворце, в школах города, в летних полевых туристских лагерях показал, что без практического компонента, без дополнения умных и правильных фактов об экологии, географии, истории практическими действиями по познанию окружающего мира Природы и Общества не добиться формирования т.н. «экологических рефлексов» природосообразного поведения, стиля жизни..Мы должны «держаться корней»… Сегодня нашим детям нужно помочь найти, понять, увидеть и прочувствовать взаимосвязи и взаимозависимости природы, Общества и конкретного Человека. Помочь ощутить жизнь и окружающий мир как целостность и вечность, приобщиться к комплексному знанию о природе, истории и культуре родного края, научиться не только «идти и смотреть», но и «думатьчувствоватьдействовать».Таким образом, была осознана миссия «нашего» туризма, нашей профессиональной деятельности способствование достижению гармонии внутреннего мира молодого (и не очень) Человека с окружающим его внешним миром Природы и Общества.

В результатебыла разработана образовательная программа ДОД «Экологический туризм», ориентированная не только и не столько на подготовку туристовспортсменов, сколько на удовлетворение потребностей детей и подростков в расширении круга знакомств и общения, в двигательной активности и стремлении путешествовать, узнавать чтолибо новое и интересное о родном крае, в самоутверждении и самореализации. В неё мы включили блоки туристской подготовки и основ безопасности жизнедеятельности, блоки основ краеведения, общей экологии, «экологии человека» (медицинская подготовка, психология, физическая культура), блок профориентации и допрофессионального образования, итоговые путешествия, походы и экспедиции. В содержании программы четко просматривается прямая связь данного интегративного вида деятельности с предметами школьного цикла. Программа базируется на типовых по пешеходному, лыжному и водному туризму, географическому, историческому и экологическому краеведению.

Реализация программы предусматривается на базе разновозрастного многопрофильного клуба. Почему клуб? Потому, что мы формировали «коллектив, объединяющий людей с общей целью, общим трудом и общей организацией этого труда, являющийся одновременнои объектом и субъектом образования» (А.С.Макаренко). При этом клубные формы работы рассматриваются в качестве базовых, позволяя молодому человеку, приходящему в объединение, выбирать для себя индивидуальный образовательный маршрут. Таковым может быть разовое, эпизодическое участие в мероприятиях Клуба кандидата в члены Клуба. Да и регулярные занятия члена Клуба возможны с различным уровнем и скоростью освоения программы.КЭТКлуб «Чёрный Дракон» родился в «дальневосточный период жизни» авторов статьи в ходереализациикраевых (Хабаровских) образовательных проектов «Передвижных ноосферных шлюпочных школлагерей» по реке Амур. Тогда, когда эти проекты доказывали «в поле» свою эффективность. Под парусами, по 23 недели, с разновозрастной командой, специалистами (этнограф, историк, геолог, географ).Эти проекты еще раз показали перспективность туристских форм деятельности для гармоничного развития Ребенка. И для его физического развития: грести на веслах, вести туристский быт, проходить сквозь непогоду и жару. И для его интеллектуального роста: в практике конкретных заданий краеведческого музея и комитета экологии «актуализируются» приобретенные в школе и кружке знания, приходит понимание «зачем это нужно», а вслед за этим и социальная активность «А давайте…».И для эмоциональночувственного развития личности через череду социальнопсихологических тренингов, ролевых и деловых игр, творческих мастерских, наконец, «простопосиделокукострасгитаройипесней». Так было сформулировано «педагогическое кредо» авторов и девиз Клуба: «Иди, смотри, думай, чувствуй и действуй». Черный Дракон ‬это древнее метафорическое название реки Амур. КЭТ ‬Краеведение, Экология и Туризм ‬«три кита» нашей работы. Поэтому основным стержнем профессиональной работыявляется календарь экологотуристскокраеведческих мероприятий Клуба, района, города. «К». И вот мы с ребятами готовим реферат и экскурсию на районные и городские краеведческие чтения «Писатель В.К.Арсеньев в СПб» (1999). Поддерживаем отношения с кафедрой гидрогеологии и музеем Горного института, бываем на других экскурсиях. Командой участвуем с 2006 года в Городском историкопатриотическом конкурсе «Наследники морской славы». После каждого категорийного похода члены Клуба готовят отчеты (Вуокса19992002, Онега2002, Ладога2003, Умба2003, Кандалакша2004,Хибины20022005, Пинега2005, Чусовая2006), которые на Городском конкурсе отчетов о походах, экспедициях и путешествиях регулярно занимают призовые места.

«Э». И вот уже в каждом походе организуются субботники на местах стоянок. «После нас лучше, чем до нас». А в Шуваловском парке на День Земли организуютсясоциальноэкологические акции «Друзья Шуваловского парка». С 2003 года выпускается «компьютерная» экологическая газета «Зеленое солнце». Редколлегия газеты дважды была призером городского и межрегионального конкурсов экологических газет под «патронажем» ГУП «Водоканал СПб».

«Т». И команда «Черных Драконов» участвует в районных, городских соревнованиях по спортивному туризму, туристскому многоборью, поисковоспасательным работам, ориентированию, в играх «Зарница» и «Школа безопасности». Ведь определенного туристского профиля у наших детей нет, поэтому на осенних каникулах у нас пешеходный поход по Горному Крыму, зимой ‬лыжные походы по Карельскому перешейку или экскурсионнокраеведческая поездка во Владимир или Ярославль, а весной ‬лыжные походы в Хибины, Кандалакшу или на Онежские Кижи. Или наоборот, снова пешеходный поход в Горный Крым. Ну а летом и учебнотренировочные сборы по ориентированию, скалолазанию, пешеходному, водному, парусному туризму, военноисторическому краеведению в Ленинградской области (Карельский перешеек, форт Красная Горка, Синявинские высоты, река Тосна, Вепсы), водные походы по Ленинградской области (Оять, 2008; Вуокса, 19992011гг., Свирь, 2012), в Мурманскую область (р.Умба, 2003, 2007г.), Карелию (Онега, Ладога, 20022004гг.), Псковскую (р.Великая, 2011), Архангельскую (р.Пинега, 2005г.), Свердловскую и Пермскую (р.Чусовая, 2006г.) области, за границу в государство Украина (р.Юж.Буг, 2008, 2013). До рождения третьего, а теперь и четвертого ребенка, летом мы с командой делали до 4х походов за летний сезон.Попыткой интеграции этих трех «китов»: дела для тела (Т), для ума (К), для души (Э) стали наши маршрутные экспедиции. Более того, все отчеты о водных походах делаются с пометкой «с элементами маршрутной туристскокраеведческой экспедиции». А раз так, то уже у каждого участника появляется не только туристская (завхоз, завснар,штурман, хронометрист и др.), но и краеведческая должность (по компонентам окружающего мира: геолог, гидролог, метеоролог, биолог, историк, социолог, летописец и др.)Но практика показывает, что, в отличие от небольших городов, а также от спальных кварталов и базовых школ нашего мегаполиса, в школах углубленного изучения предметов («продвинутых») ученики находятся под сильным «прессом» родителей и учителей: нужно изучать углубленные предметы, нужно ходить на престижные кружки и секции (компьютерные курсы, курсы иностранного языка, спортивные секции с возможностью спортивного роста и др.). И вот уже на родительских собраниях, а вслед за этим и от учеников старших классов мы слышим на предложение выехать в начале учебного года в осенний лес ответ: «Ну что Вы, в лесу же уже сыро», на предложение выехать зимой: «В лесу жеочень холодно», на предложение выехать весной: «В лесу же уже клещи».Как следствие этих наблюдений, встала необходимость построения «Пирамиды туризма», где в основании ‬массовые формы работы со школьниками, с младшими членами и кандидатами в члены Клуба, в сердцевине ‬кружковцы, а на «острие жизни» старшие воспитанники и выпускники, избравшие своей профессиональной деятельностью «туризми ОБЖсодержащие» специальности: биофак, геофак и геолфак СПбГУ, химфак, факультет БЖД РГПУ, промышленный альпинизм, Политехнический колледж Горного Университета. И поэтому к уже названным делам прибавляется играквест «Прорыв блокады Ленинграда», которую мы опробовали прямо на уроках, игровые программы «Подводный флот» и «Бурная Вода» для младших школьников, Первенство школы по ОБЖ, водные соревнования в Светлановском бассейне, посвященные Ладожской флотилии, проведение школьного тура игры «Зарница», муниципальной «Морской зарницы», экологокраеведческого маршрута по Шуваловскому парку, исторического ориентирования пошколе (СМ. МЕТОД.МАТЕРИАЛЫ), введение Перечня практических заданий для экзамена по курсу ОБЖ с обязательной сдачей нормативов и по разжиганию костра,и по вязанию узлов и носилок, наложению шинных повязок, разработка и реализация третьего урока физкультуры как «урока туризма» с ориентированием, веревками, палатками и пр. Главное ‬«раскачивать ситуацию». Показывать детям разных возрастов, что «туризм (ТКД) ‬это здорово». «Главное ‬чтобы ребенку было интересно». В этом направлении ‬«развитие интереса кучениюсувлечением» мы и продолжаем работать. Ищем новые формы и методы работы, устанавливаем новые контакты и связи, стремимся к общению и интеграции. Готовы присоединиться к любому интересному проекту.