Технология проблемного обучения на уроках истории
Выпуск:
ART 54239
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Квитка
А.
В. Технология проблемного обучения на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
606–610. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54239.htm.
Аннотация. В статье раскрываются основные методы и приёмы проблемного обучения; описывается структура и форма организации проблемных уроков, приводятся примеры проблемных заданий, которые используются на уроках истории; указаны недостатки данной технологии.
Текст статьи
Квитка Алла Владимировна,учитель истории,МБОУ «Лянторская СОШ №5», г.п.ЛянторТюменскойобластиkvitkaalla@mail.ru
Технология проблемного обучения на уроках истории
Аннотация.В статье раскрываются основные методы иприёмы проблемного обучения;описывается структураи форма организациипроблемных уроков, приводятся примеры проблемных заданий, которыеиспользуются на уроках истории; указаны недостатки данной технологии.Ключевые слова: проблемное обучение, версионный илабораторный урок, семинары, лекции.
Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно.Конфуций
Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе.Основные задачи образования сегодня не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации(умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей, спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей). Следовательно, учебный процесс должен моделироватьвозникновения и преодоления противоречий. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение.В условиях современной школы, чаще всего ученики не сами приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы. Поэтому проблемное обучение, по большей части, явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя. Преодолевая это положение, учитель сам искусственно создаёт проблемную ситуацию, то есть вызывает такое состояние ученика, когда он в результате сопоставления имеющихся у него знаний или выработанных умений с неизвестным фактом или явлением обнаруживает несоответствие прошлых знаний новому факту, более того выявляет противоречия в имеющихся знаниях.
Итак, исходя из вышеизложенного, цельмоей педагогической системына основе технологии проблемного обучения, научить видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, находить способы решения проблем.При этом задача учителя преподнести материал как неизвестное знание, которое школьники должны для себя открыть сами. Прогнозируемым результатомдостижения цели формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, критического, творческого мышления.1.История развития проблемного обученияВеличайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагогаДж. Дьюи,который в 1894 году основал вЧикагоопытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудоваядеятельность. Существеннуюроль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера [1]. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине 19 начале 20 в.в. к внедрению в преподавание отдельных учебных предметов эвристического (Г.Э. Амстронг), опытноэвристического (А.Л. Герд), лабораторноэвристического (Ф.А. Винтергальтер), метода лабораторных уроков (К.П. Ягодский) и других методов, которые Б.Е. Райков в силу общности их существа заменил термином «исследовательский метод».В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50х гг. XX века [2]. Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:−вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;−эпизодически знакомить учащихся с методами науки;−развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.С начала 60х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам [2].Крупные ученые снова поднимают вопрос о принципах организации проблемного обучения. Встает задача более широкого применения элементов исследовательского метода, а точнее, исследовательского принципа. Задача состоит в том, чтобы постепенно подводить учащихся к овладению методом науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль. Можно ученику формально сообщать знания, и он их усвоит, и можно преподавать творчески, сообщать знания в их развитии и движении.Со второй половины 60х гг. идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.2. Методы проблемного обучения
2.1. Существуют также различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит передсобой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задачиногда выделяют четыре метода: проблемноеизложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение(педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование(педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) и творческое обучение(учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
2.2.М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала(проблемных ситуаций) и степени активности учащихсявыделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий. Первые три из них представляют варианты изложения учебного материала учителем, вторые три варианты организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. В каждой из этих групп методов и в классификации в целом предполагается увеличение активности учащихся и, таких образом, проблемности обучения.
2.3. Бинарные методы обучения.Методы преподавания
Методы ученияа) сообщающийа) исполнительныйб) объяснительныйб) репродуктивныйв) инструктивныйв) практическийг) объяснительнопобуждающийг) частичнопоисковыйд) побуждающийд) поисковый3. Организация проблемного обучения
3.1.Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:1) Учитель сам ставит и решет проблему;2) Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;3) Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;4) Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). 3.2.Требования к выдвигаемой проблеме. 1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. 3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. 4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать интереса. 3.3.Направленияпроблемного обучения
Проблемное обучение реализуется:в рамках урочной деятельности;в рамкахпоисковоисследовательской и проектной деятельности.3.4. Структура проблемного урока
Входе проблемного урокаобычно выделяю четыре взаимосвязанных
этапа:постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на занятии;выдвижение гипотез;поиск решений проблемы, аргументация, изучение; фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала;дискуссия, аргументация,обобщение, выводы.
3.5. Решение проблемной ситуации может осуществляться на протяжении всего занятия, на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении,
контроле знаний.3.5. Поисковоисследовательская и проектная деятельность учащихся Высшей степенью успешности формирования познавательной деятельности являются научноисследовательскиеи проектные работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования. Но, главное, он рассчитан на умение работать с различными источниками информации.В проекте принято выделять несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов или выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.4. Недостатки проблемного обучения Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практикапоказывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний.Исследовательский и проектный метод не может охватить весьпедагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д. Вопервых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать. Вовторых, самостоятельное исследование в определенном смысле "не экономно", оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе. И, втретьих, результаты исследовательского метода "не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться" Исследовательский метод связанс практической деятельностью учащихся, со сбором (дополнительной) информации, новых фактов из различных источников. А это лучше обеспечивается при проведении лабораторных работ и на внеклассных занятиях и не всегда возможно и целесообразно в условиях классноурочных занятий. Иначе говоря, исследовательский метод только как один из путейреализации принципа проблемности.5. Практическоеприменение проблемного обучения на уроках истории5.1.Видыпроблемных уроков и уроков с элементами проблемного обучения.Версионный урок ученикам предлагается ряд альтернативных суждений, оценокдля того, чтобы они выработали собственную точку зрения на решение проблемы.Проблемный семинарформа учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома срекомендованной литературой. (Темы семинара.«М.С.Горбачев:великий реформатор XXвека или человек, разваливший СССР?», « Существует связь между Крымской войной и отменой крепостного права?», «Существовала ли проблема индустриализации в дореволюционной России?») Формы семинаров: семинар развёрнутое собеседование, семинар обсуждение, семинар диспут.Проблемнопоисковый урок
форма проблемного урока, где педагог сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный вариант решения.(Проблемные задания:«Почему русский народ победил в Куликовской битве?»,« Сравните причины образования Русского централизованного государстваи централизованных государств в Западной Европе»)Проблемноисследовательский урокформа проблемного урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения, формулируют оптимальный вариант и подбирают тезис. Это уроки размышления как личного, так и коллективного, это поиск собственного решения обозначенной проблемы.(Исследовательская работа по теме:«Источники изначение победы советского народа в Великой Отечественной войне».)Проблемная лекция
основной задачей которой является не столько передача информации, сколько приобщение учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной. Путём совместных размышлений идёт поиск неизвестного знания.(Темы лекций:«Выступление 17731775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва: война, восстание или бунт?», «Внутрипартийный террор как средство политической борьбы (на материалах РКП (б) и якобинской диктатуры»).Формы лекций: проблемная лекция, лекция визуализация, лекция вдвоём, лекцияпрессконференция, лекцияконсультация, лекциядиалог, лекцияпровокация [3].5.2. Уроки с элементами проблемного обученияУрок с элементами лабораторной работыВыполнение лабораторных работ
это неотъемлемая часть процесса получения любых научных знаний. Отличительной особенностью лабораторной работы по истории является высокая степень самостоятельности учащихся при изучении темы. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант. Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.Урок с элементами дискуссииУрокзаключается в обмене идеями, мнениями, рассуждениями ради поиска истины.Дискуссия позволяет максимально мобилизовать свои знания.Урок с применением тестовых заданийТесты могут применяться как средство проблемного подхода к контролю знанийс
постановкой и решением учебных проблем (задач).Урокс использованием проблемных заданий.Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во времявосприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.
5.3. Виды проблемных заданийА) Задания с недостающими данными: Купцы из городов Греции везли в колониина берегахЧёрного моря товары:
1. _____________2._________________3._______Вывозили из колоний:
1. _____________2._________________3._______Б) Задания, обусловленные разрывом между ранее усвоенными знаниямии требованием задачи (или вопроса):1.Иван Сусанин завел в леса и болота полякови тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловалмужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «за службуи за кровь тестя его» с освобождением его и его потомства от всяких податей.Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?2. В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской.Чем выможете объяснить подобное название?В) Задания на установление многозначных причинноследственных связей.«Некоторые американские историки полагают, что гитлеровский план «Барбаросса» провалился по трем причинам: изза военных и политических ошибок А. Гитлера, неблагоприятных климатических условий и обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли вы этот перечень полным и объективным? Почему? Как вы сформулируете причины провала «Блицкрига»?»Г) Задания, требующие понимания диалектических противоречий:«По итогам второй мировой войны и с согласия США и Англии Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова. Как видим, все это сделано не в одностороннем порядке.Почему же сейчас Японияпредъявляет претензии к России и требует возвращения в ее пользу основных островов Курильской гряды? ПочемуСША и Англия не выступают с осуждением территориальных притязаний японской стороны к России в современных условиях?»Д) Задания, в основе которых лежит научная гипотеза:«П.А. Столынин: консерватор или великий реформатор?»5.4. Фрагмент урока с использованием технологии проблемного обученияТема. Контрреформы или реформы Александра IIIТип урока: урок лабораторная работаЦель: сформировать у учащихся представление о роли и месте эпохи Александра IIIв российской истории.Задачи: А) образовательная: составить характеристику правительственного курса Александра III;Б) развивающая: развивать умение обрабатывать информацию; представлять информацию ввиде таблицы;В) воспитательная: формирование коммуникативных навыков.Результаты деятельности на уроке:А) предметные
развитие умений сопоставлять факты и делать выводы, формулировать оценочные суждения;Б) метапредметные готовность и способность ксамостоятельной информационнопознавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию;В) личностные навыки сотрудничества со сверстниками.Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная.
Таблица 1Технологическая карта урока
Этапы урокаСодержание урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся1.Организационный.
Создаёт благоприятный психологический настрой на работуВключаются в деловой ритм урока2.Создание проблемной ситуации« И друзья, и врагиИмператорской России одинаково признают, что императорАлександрIIIзначительно повысил международный вес России… Он повёл русских корабль иным курсом, чем его отец» ( Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая. М. 1992.«Александра IIIне надо изображать недалёким и тупым, это была яркая личность. Он правил государством удивительно легко и естественно, вполне сознавая всю ответственность монарха» ( А. Боханов. Правил как завещал отец.«Родина».1994. №11)« Ограниченный, грубый и невежественный, Александр IIIбыл человеком крайне реакционныхи шовинистических воззрений» ( Большая советская энциклопедия,3е изд, Т.1, М. 1970)Учитель предлагает рассмотреть портретное изображениеАлександра IIIи ознакомиться с отзывами о нём современников и историков.
Какое противоречие наблюдается в высказываниях об АлександреIII?Читают высказывания об Александре III3.Выдвижение гипотезВыдвижение гипотезФормулировкатемы урока
4.Поиск решений проблемы, аргументацияТаблица.АIIВопросы для сопоставленияАIII
Государственное устройство
Крестьянский вопрос
Экономика
Образование и печать
Инструктаж учителя:
Сопоставьте политические курсы
Александра II
и
Александра III.
Лабораторная работа
Изучение фактического материала.Оформление таблицы.( Работа групп)5.Этап систематизации и обобщения знаний
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чём политика
Александра IIIотступала от эпохи Великих реформ?
В каких вопросахАлександрIIIявился продолжателем тех дел, которые зародились в прежние годы?
Какое мнение сложилось у вас об этом императоре?
Что понимается под словом «контрреформы»?Ответы на проблемные вопросы учителя
Проверка заполнения таблиц.Коллективное обсуждение вопросов.
Подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез6.Этап информации о домашнем задании.
7. Рефлексия.
Какова же оптимизация проблемного обучения? Надо учитывать то, что часто оптимальное для одних, является неоптимальным для других. Поэтому для решения оптимизации проблемного обучения, и на это указывают многие педагоги, необходима вариативность, то есть выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой: в среднем классе выборочно решать проблемы( чтото учитель может объяснить сам), в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и в конце провести фронтальный опрос проблемного характера.Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.И как нельзя стать пилотом или хирургом лишь глядя, как управляют самолётом или оперируют больных, так и ученику нельзя научиться процессу мышления лишь запоминая объяснения учителя. При проблемном обучении познавательные процессы достигают высокой степени активности, и обучение оказывается несравненно более эффективным.
Ссылки на источники1.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // М.: Педагогика. 1972.2.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории // М.: Педагогика. 1975.3.Кулевич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок //Воронеж. 20064.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе // М.: Педагогика. 1977. 5.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе // М. Просвещение, 1985.6.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников//РостовнаДону, 1970.7.Симонов С.Г. Задачник по истории России // М.: Мирос. 1996.
Технология проблемного обучения на уроках истории
Аннотация.В статье раскрываются основные методы иприёмы проблемного обучения;описывается структураи форма организациипроблемных уроков, приводятся примеры проблемных заданий, которыеиспользуются на уроках истории; указаны недостатки данной технологии.Ключевые слова: проблемное обучение, версионный илабораторный урок, семинары, лекции.
Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно.Конфуций
Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе.Основные задачи образования сегодня не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации(умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей, спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей). Следовательно, учебный процесс должен моделироватьвозникновения и преодоления противоречий. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение.В условиях современной школы, чаще всего ученики не сами приходят к учителям с вопросами, а идут в школу учиться в соответствии с программой учебной работы. Поэтому проблемное обучение, по большей части, явление в школе искусственное, идущее не от ученика, ищущего ответ на интересующий его вопрос, а от учителя. Преодолевая это положение, учитель сам искусственно создаёт проблемную ситуацию, то есть вызывает такое состояние ученика, когда он в результате сопоставления имеющихся у него знаний или выработанных умений с неизвестным фактом или явлением обнаруживает несоответствие прошлых знаний новому факту, более того выявляет противоречия в имеющихся знаниях.
Итак, исходя из вышеизложенного, цельмоей педагогической системына основе технологии проблемного обучения, научить видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, находить способы решения проблем.При этом задача учителя преподнести материал как неизвестное знание, которое школьники должны для себя открыть сами. Прогнозируемым результатомдостижения цели формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, критического, творческого мышления.1.История развития проблемного обученияВеличайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагогаДж. Дьюи,который в 1894 году основал вЧикагоопытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудоваядеятельность. Существеннуюроль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера [1]. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний. Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине 19 начале 20 в.в. к внедрению в преподавание отдельных учебных предметов эвристического (Г.Э. Амстронг), опытноэвристического (А.Л. Герд), лабораторноэвристического (Ф.А. Винтергальтер), метода лабораторных уроков (К.П. Ягодский) и других методов, которые Б.Е. Райков в силу общности их существа заменил термином «исследовательский метод».В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50х гг. XX века [2]. Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:−вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;−эпизодически знакомить учащихся с методами науки;−развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.С начала 60х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам [2].Крупные ученые снова поднимают вопрос о принципах организации проблемного обучения. Встает задача более широкого применения элементов исследовательского метода, а точнее, исследовательского принципа. Задача состоит в том, чтобы постепенно подводить учащихся к овладению методом науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль. Можно ученику формально сообщать знания, и он их усвоит, и можно преподавать творчески, сообщать знания в их развитии и движении.Со второй половины 60х гг. идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.2. Методы проблемного обучения
2.1. Существуют также различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит передсобой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задачиногда выделяют четыре метода: проблемноеизложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение(педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование(педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно) и творческое обучение(учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
2.2.М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала(проблемных ситуаций) и степени активности учащихсявыделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий. Первые три из них представляют варианты изложения учебного материала учителем, вторые три варианты организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. В каждой из этих групп методов и в классификации в целом предполагается увеличение активности учащихся и, таких образом, проблемности обучения.
2.3. Бинарные методы обучения.Методы преподавания
Методы ученияа) сообщающийа) исполнительныйб) объяснительныйб) репродуктивныйв) инструктивныйв) практическийг) объяснительнопобуждающийг) частичнопоисковыйд) побуждающийд) поисковый3. Организация проблемного обучения
3.1.Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:1) Учитель сам ставит и решет проблему;2) Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;3) Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;4) Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). 3.2.Требования к выдвигаемой проблеме. 1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. 3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. 4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, это может не вызвать интереса. 3.3.Направленияпроблемного обучения
Проблемное обучение реализуется:в рамках урочной деятельности;в рамкахпоисковоисследовательской и проектной деятельности.3.4. Структура проблемного урока
Входе проблемного урокаобычно выделяю четыре взаимосвязанных
этапа:постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на занятии;выдвижение гипотез;поиск решений проблемы, аргументация, изучение; фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала;дискуссия, аргументация,обобщение, выводы.
3.5. Решение проблемной ситуации может осуществляться на протяжении всего занятия, на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении,
контроле знаний.3.5. Поисковоисследовательская и проектная деятельность учащихся Высшей степенью успешности формирования познавательной деятельности являются научноисследовательскиеи проектные работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, предполагает владение определенными интеллектуальными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования. Но, главное, он рассчитан на умение работать с различными источниками информации.В проекте принято выделять несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов или выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.4. Недостатки проблемного обучения Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практикапоказывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний.Исследовательский и проектный метод не может охватить весьпедагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д. Вопервых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать. Вовторых, самостоятельное исследование в определенном смысле "не экономно", оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе. И, втретьих, результаты исследовательского метода "не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться" Исследовательский метод связанс практической деятельностью учащихся, со сбором (дополнительной) информации, новых фактов из различных источников. А это лучше обеспечивается при проведении лабораторных работ и на внеклассных занятиях и не всегда возможно и целесообразно в условиях классноурочных занятий. Иначе говоря, исследовательский метод только как один из путейреализации принципа проблемности.5. Практическоеприменение проблемного обучения на уроках истории5.1.Видыпроблемных уроков и уроков с элементами проблемного обучения.Версионный урок ученикам предлагается ряд альтернативных суждений, оценокдля того, чтобы они выработали собственную точку зрения на решение проблемы.Проблемный семинарформа учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома срекомендованной литературой. (Темы семинара.«М.С.Горбачев:великий реформатор XXвека или человек, разваливший СССР?», « Существует связь между Крымской войной и отменой крепостного права?», «Существовала ли проблема индустриализации в дореволюционной России?») Формы семинаров: семинар развёрнутое собеседование, семинар обсуждение, семинар диспут.Проблемнопоисковый урок
форма проблемного урока, где педагог сам формулирует проблему и проблемный вопрос. Учащимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный вариант решения.(Проблемные задания:«Почему русский народ победил в Куликовской битве?»,« Сравните причины образования Русского централизованного государстваи централизованных государств в Западной Европе»)Проблемноисследовательский урокформа проблемного урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения, формулируют оптимальный вариант и подбирают тезис. Это уроки размышления как личного, так и коллективного, это поиск собственного решения обозначенной проблемы.(Исследовательская работа по теме:«Источники изначение победы советского народа в Великой Отечественной войне».)Проблемная лекция
основной задачей которой является не столько передача информации, сколько приобщение учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Важнейшая роль в проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности лекции, тем ближе она к проблемной. Путём совместных размышлений идёт поиск неизвестного знания.(Темы лекций:«Выступление 17731775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва: война, восстание или бунт?», «Внутрипартийный террор как средство политической борьбы (на материалах РКП (б) и якобинской диктатуры»).Формы лекций: проблемная лекция, лекция визуализация, лекция вдвоём, лекцияпрессконференция, лекцияконсультация, лекциядиалог, лекцияпровокация [3].5.2. Уроки с элементами проблемного обученияУрок с элементами лабораторной работыВыполнение лабораторных работ
это неотъемлемая часть процесса получения любых научных знаний. Отличительной особенностью лабораторной работы по истории является высокая степень самостоятельности учащихся при изучении темы. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант. Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.Урок с элементами дискуссииУрокзаключается в обмене идеями, мнениями, рассуждениями ради поиска истины.Дискуссия позволяет максимально мобилизовать свои знания.Урок с применением тестовых заданийТесты могут применяться как средство проблемного подхода к контролю знанийс
постановкой и решением учебных проблем (задач).Урокс использованием проблемных заданий.Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во времявосприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.
5.3. Виды проблемных заданийА) Задания с недостающими данными: Купцы из городов Греции везли в колониина берегахЧёрного моря товары:
1. _____________2._________________3._______Вывозили из колоний:
1. _____________2._________________3._______Б) Задания, обусловленные разрывом между ранее усвоенными знаниямии требованием задачи (или вопроса):1.Иван Сусанин завел в леса и болота полякови тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловалмужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни «за службуи за кровь тестя его» с освобождением его и его потомства от всяких податей.Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?2. В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской.Чем выможете объяснить подобное название?В) Задания на установление многозначных причинноследственных связей.«Некоторые американские историки полагают, что гитлеровский план «Барбаросса» провалился по трем причинам: изза военных и политических ошибок А. Гитлера, неблагоприятных климатических условий и обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли вы этот перечень полным и объективным? Почему? Как вы сформулируете причины провала «Блицкрига»?»Г) Задания, требующие понимания диалектических противоречий:«По итогам второй мировой войны и с согласия США и Англии Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова. Как видим, все это сделано не в одностороннем порядке.Почему же сейчас Японияпредъявляет претензии к России и требует возвращения в ее пользу основных островов Курильской гряды? ПочемуСША и Англия не выступают с осуждением территориальных притязаний японской стороны к России в современных условиях?»Д) Задания, в основе которых лежит научная гипотеза:«П.А. Столынин: консерватор или великий реформатор?»5.4. Фрагмент урока с использованием технологии проблемного обученияТема. Контрреформы или реформы Александра IIIТип урока: урок лабораторная работаЦель: сформировать у учащихся представление о роли и месте эпохи Александра IIIв российской истории.Задачи: А) образовательная: составить характеристику правительственного курса Александра III;Б) развивающая: развивать умение обрабатывать информацию; представлять информацию ввиде таблицы;В) воспитательная: формирование коммуникативных навыков.Результаты деятельности на уроке:А) предметные
развитие умений сопоставлять факты и делать выводы, формулировать оценочные суждения;Б) метапредметные готовность и способность ксамостоятельной информационнопознавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию;В) личностные навыки сотрудничества со сверстниками.Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная.
Таблица 1Технологическая карта урока
Этапы урокаСодержание урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся1.Организационный.
Создаёт благоприятный психологический настрой на работуВключаются в деловой ритм урока2.Создание проблемной ситуации« И друзья, и врагиИмператорской России одинаково признают, что императорАлександрIIIзначительно повысил международный вес России… Он повёл русских корабль иным курсом, чем его отец» ( Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая. М. 1992.«Александра IIIне надо изображать недалёким и тупым, это была яркая личность. Он правил государством удивительно легко и естественно, вполне сознавая всю ответственность монарха» ( А. Боханов. Правил как завещал отец.«Родина».1994. №11)« Ограниченный, грубый и невежественный, Александр IIIбыл человеком крайне реакционныхи шовинистических воззрений» ( Большая советская энциклопедия,3е изд, Т.1, М. 1970)Учитель предлагает рассмотреть портретное изображениеАлександра IIIи ознакомиться с отзывами о нём современников и историков.
Какое противоречие наблюдается в высказываниях об АлександреIII?Читают высказывания об Александре III3.Выдвижение гипотезВыдвижение гипотезФормулировкатемы урока
4.Поиск решений проблемы, аргументацияТаблица.АIIВопросы для сопоставленияАIII
Государственное устройство
Крестьянский вопрос
Экономика
Образование и печать
Инструктаж учителя:
Сопоставьте политические курсы
Александра II
и
Александра III.
Лабораторная работа
Изучение фактического материала.Оформление таблицы.( Работа групп)5.Этап систематизации и обобщения знаний
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чём политика
Александра IIIотступала от эпохи Великих реформ?
В каких вопросахАлександрIIIявился продолжателем тех дел, которые зародились в прежние годы?
Какое мнение сложилось у вас об этом императоре?
Что понимается под словом «контрреформы»?Ответы на проблемные вопросы учителя
Проверка заполнения таблиц.Коллективное обсуждение вопросов.
Подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез6.Этап информации о домашнем задании.
7. Рефлексия.
Какова же оптимизация проблемного обучения? Надо учитывать то, что часто оптимальное для одних, является неоптимальным для других. Поэтому для решения оптимизации проблемного обучения, и на это указывают многие педагоги, необходима вариативность, то есть выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой: в среднем классе выборочно решать проблемы( чтото учитель может объяснить сам), в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и в конце провести фронтальный опрос проблемного характера.Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.И как нельзя стать пилотом или хирургом лишь глядя, как управляют самолётом или оперируют больных, так и ученику нельзя научиться процессу мышления лишь запоминая объяснения учителя. При проблемном обучении познавательные процессы достигают высокой степени активности, и обучение оказывается несравненно более эффективным.
Ссылки на источники1.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении // М.: Педагогика. 1972.2.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории // М.: Педагогика. 1975.3.Кулевич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок //Воронеж. 20064.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе // М.: Педагогика. 1977. 5.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе // М. Просвещение, 1985.6.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников//РостовнаДону, 1970.7.Симонов С.Г. Задачник по истории России // М.: Мирос. 1996.