Проектная деятельность на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Розанова Т. А. Проектная деятельность на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 616–620. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54241.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения метода проектов в рамках действующего ФГОС на уроках биологии и экологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
РозановаТатьяна Андреевна,учитель биологии, МОУ «СОШ № 93», г.Саратовrozanchick@mail.ru

Проектная деятельность на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС

Аннотация.В статье рассматриваются возможности применения метода проектов в рамках действующего ФГОС на уроках биологии и экологии.Ключевые слова:проектная деятельность, урок биологии, урок экологии, ФГОС.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научнообоснованного подхода и решения комплекса задач организационноуправленческих, учебнометодических, информационных, дидактических и психологопедагогических. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.Роль лабораторных и практических работ. Как известно, хороший урок –это минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Максимальной творческой деятельности ученики могут достигнуть при проведении собственного исследования.Построение образовательного процесса на основе исследовательской деятельности –привитие интереса учащимся к предмету. Роль лабораторных и практических работ существенным образом влияет на цель обучения, предоставляет возможностьдля формированияумений и навыков, развитие познавательной деятельности учащихся. Кроме того, лабораторные и практические работы увеличивают степень самостоятельности ученического труда, развивают умения работать с источником знаний, развивают коммуникационные способности подростков.Учитывая всё это, я поняла необходимость проведения собственных исследований учениками при изучении биологии. Однако, увеличивать числопрактических работ с учётом малого количества часов в учебном плане невозможно, поэтому для себя я решила, что необходимо внедрение новых педагогических технологий в систему преподавания предмета. Изучив краткий курс «Метод проектов», я решила, что одним из вариантов решения проблемы будет внедрение проектной деятельности на уроках биологии для учеников 5 и 6 классов.Проектная деятельность обучающихся —совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектированияи реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам,изучаемым в ходе учебных курсов, однако возможно проведение метапредметных проектов. В своей практике я проводила метапредметные проекты по биологии и географии, а так же по биологии и информатике. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачемя собираюсь делать этот проект. Следующий шаг —какэтоделать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Исследовательская деятельность обучающихся —деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решениеми предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.Проектная деятельность обучающихся —совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектированияи реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.Проектноисследовательская деятельность —деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования. Однако, ввиду того что в современном обществе не возможно формирование полноценной, адекватной времени личности без знания современных информационных технологий, желательна организация проектной деятельности основанной на использовании информационных компьютерных технологий.Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).Для реализации современных информационных технологий требуется:информатизация процесса обучения и воспитания;оснащение системы образования техническими средствами информатизации;воспитание учеников с соответствующим уровнем подготовки;создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образованияТаким образом, введение проектных методик основанных на применении современных информационных технологий, является одним из первостепенных направлений в организации обучения.В качестве примера я предлагаю несколько проектных разработок для уроков биологии и экологии:1.Проект «Добрая зима», ноябрь2012 г.Цель проекта –помочь птицам в зимнее время года.Задачи проекта:Заинтересовать учеников в решении экологической проблемы при их непосредственном в ней участии.Воспитать доброе отношение учеников к проблеме.Реализация проекта:Постановка проблемы: рост численности птиц ежегодно погибающих в зимний период.Подготовка презентаций о птицах зимующих на территории Саратовской области.Подготовка презентаций с предложениями по решению данной проблемы.Обсуждение проблемы. Реализация возможных из предложенных путей решения.Участники проекта –ученики 5 «в» и 5 «г» классов МОУ «СОШ № 93»2.Проект «Как спасти ёлки?», декабрь 2012 г.Цель проекта –заинтересовать учеников вопросом ежегодного истребления сосен и елей в предновогодний период.Задачи проекта:Побудить их к сохранению лесов для потомков.Предложить альтернативные варианты проведения новогодних торжеств без использования новогоднего дерева.Реализация проекта:Постановка проблемы: ежегодное истребление сосен и елей в предновогодний период.Подготовка презентаций об альтернативных путях решения проблемы в России и за рубежом. Подготовка презентаций с предложениями по решению данной проблемыОбсуждение проблемы. Реализация возможных из предложенных путей решения.Участники проекта –ученики 5 «в» и 5 «г» классов МОУ «СОШ № 93».3.Проект «Сохраним природу для потомков», март 2013 г.Цель проекта –заинтересовать учеников вопросом негативного влияния человека на природу.Задачи проекта:Воспитать у учеников бережное отношение к окружающей среде.Побудить их к сохранению окружающей среды для потомков.Реализация проекта:Постановка проблемы: ухудшение общего состояния окружающей среды. Подготовка презентаций. Обсуждение проблемы.Подготовка презентаций, видеофрагментов, плакатов и листовок отражающих низкий уровень экологической культуры в современном обществе, а так же предложения по решению этой проблемыв будущем.Реализация возможных из предложенных путей решения.Участники проекта –ученики 5 «в» и 5 «г» классов МОУ «СОШ № 93»4.Проект «Зелёный дом»Цель проекта –увеличить число растений в домах учеников и кабинетах школы, помочь людям найти себе «зелёных друзей среди комнатных растений»Экологическая фирма «Зелёный дом» берётся выращивать комнатные цветы, чтобы распространять их в школе и среди жителей своегомикрорайона. Фирме, естественно требуется реклама и это будет одним из этапов проекта. Проводится работа по разведению цветов, а в дальнейшем выставки и ярмарки на которых выращенные цветы распространяются среди желающих.5.Биологический проект «Прорастание семян растений» Цель проекта –изучить прорастание семян разных семейств и отрядов растений.Каждый ученик определяет проращиванием семян, какого растения он будет заниматься. При этом ученики собирают информацию о «своих» растениях, их условиях выращивания, а так же об их значении в природе и жизни человека и готовят паспорт своего растения, как отчёт по проекту.