Кросс-культурные исследования молодежной субкультуры: аксиологический подход
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чибисова
О.
В. Кросс-культурные исследования молодежной субкультуры: аксиологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54271.htm.
Аннотация. В данной статье проблема системы ценностей молодежной субкультуры рассматривается через призму теории межкультурной коммуникации. Ценности являются обобщенными ориентирами поведения индивидов и групп людей, поэтому их знание помогает добиться положительных результатов взаимодействия. Особый интерес сегодня представляют исследования локальных особенностей межкультурных контактов.
Ключевые слова:
взаимодействие, субкультура, кросс-культурные исследования, базовая культура, пирамида ценностей, локальные особенности
Текст статьи
Ольга Владимировна Чибисова,кандидаткультурологии, доцент кафедры лингвистикии межкультурнойкоммуникации, ФГБОУ ВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный техническийуниверситет», г. КомсомольскнаАмуреolgachibisova@yandex.ru
Кросскультурные исследования молодежной субкультуры:аксиологический подход
Аннотация.В данной статье проблема системы ценностей молодежной субкультуры рассматривается через призму теории межкультурной коммуникации. Ценности являются обобщенными ориентирами поведения индивидов и групп людей, поэтому их знание помогает добиться положительных результатов взаимодействия. Особый интерес сегодня представляют исследования локальных особенностей межкультурных контактов.Ключевые слова:кросскультурные исследования, субкультура, базовая культура, пирамида ценностей, взаимодействие, локальные особенности.
Рассмотрение взаимодействиймолодежной субкультуры с доминирующей культурой как процесс межкультурной коммуникации представляет собой попыткуопределить новые подходы к пониманию сущности молодежных субкультур.
Известно, что процессы интеграции способствовали возникновению глобальной культуры, которая распространилась на все мировое население, вне зависимостиотвозраста, пола, вероисповедания и другихфакторов.По отношению к этойглобальной культуре все национальные культуры, со своим незначительнымчисломприверженцев, со своими представлениями и ценностями, являются субкультурами. Между глобальной культурой и ее элементами, национальными культурами в роли субкультур, выстраиваются противоречивыеи сложныевзаимоотношения.Изменение точки отсчета привело к тому, что в соответствии спостмодернистской точкойзрения, все составляющиеструктуры культуры являются равноценнымии равнозначными, и, следовательно,понятие «субкультура» равнозначно понятию культураили сокультура, так как оно подчеркиваетналичие несколькихкультур в пределаходного сообщества[1]. Что касается молодежной субкультуры, то ранее ее рассматривали как автономное образование внутри доминирующей культуры, которое могло вступать с культурой большинства в отношениясогласия или противостояния.На основании этого данное образование получалоназваниемолодежная субкультура или молодежная контркультура соответственно.Если же исследовать применение этих терминов в научной литературе, то можно выявить некоторые расхождения в их употреблении. Термин «контркультура» изобрел американский социолог Т. Роззак для описания молодежного движения 60х годов прошлого века. Под ним он понимал набор ценностных установок, которые влияют на нетрадиционный образ жизни и манеру поведения молодежи.Термин «субкультура» обозначал неофициальную часть доминирующей культуры, которая отличается от мейнстрима в отдельных аспектах.В данных определениях нет упоминания конфликта субкультур/контркультур с господствующими ценностями. В кратком тематическом словаре «Культурология» [2] дано определение субкультуры как образований, критически или даже оппозиционно настроенных к доминирующей культуре. Там же под контркультурой понимается культурный протест против доминирующих культурных ценностей. И в том, и в другом определении в качестве примера субкультуры или контркультуры приводится движение хиппи.Последние исследования в этой области показали, что некоторые контркультуры могут являться частью мейнстрима или же находиться в согласии с ним, в то время как субкультуры (при определенных обстоятельствах) могут вступить в конфликт с доминирующей культурой. В таком случае, понятие «молодежная культура» в достаточноймереотражает объективно существующий порядок вещей [3].Вовторых, если в начале становления кросскультурных исследований под межкультурной коммуникацией предполагалось взаимодействие представителей разных стран, к тому же говорящих на разных языках. Позднее обязательность использования иностранного языка в подобных коммуникациях была поставлена под сомнение, потому что один и тот же язык может использоваться в разных культурах (например, немецкий–в немецкоговорящих странах) или, напротив, разные языки –в одной культуре (например, коммуникация на уроках английского языка в русскоговорящих школах). На современном этапе развития науки в межкультурную коммуникациювключают взаимодействие между специфическими формами культур (право, наука, философия), между субкультурами и доминирующей культурой, между представителями одной страны, принадлежащими к разным субкультурам. Данная публикация рассматривает два последнихвида взаимодействия. Втретьих, при рассмотрении взаимодействия культур даже в рамках одной доминирующей культуры необходимо учитывать процессы глобализациии регионализации, так как нарастающие глобальные процессы придают дополнительный стимул для развития локальных культур и традиций.Действительно, появление электронной среды предоставило реальную возможность представителям субкультур находить друг друга в любой точке земного шара.Это привело к тому, что культурные заимствования стали неотъемлемым способом формирования и развития субкультур. Причем, от появления новшества в одной культурной среде до его ассимиляции другими проходит гораздо меньше времени, чем требовалось, например, во времена хиппи. Например, среди многочисленных увлечений российской молодежи в настоящее время можно найти такое хобби, как скрапбукинг, посткроссинг, кардмейкинг и квиллинг, и такие виды спорта, как сноуборд, страйкбол, пейнтбол и картинг. Зародившись в Англии и Америке, они проникли во многие страны, в том числе и в Россию, включая ее провинциальные города [4].Глобализация не обходит стороной и молодежные субкультуры, проявляя себя в их укрупнениипосредством интеграции на основе общего коммуникативного пространства и культурного кода.Так, мы можем отметить появление «darkкультуры», объединившей фриков, готов, Jрокеров, блэкметаллистов и риветхедов.Кроме того, обмен культурными фондами размываетграницысубкультур, что делает невозможным их противопоставление по отсутствию или наличию того или иного признака, но зато упрощает создание новой субкультуры на основе элементов сразу нескольких других.Особый интерес для кросскультурных исследований представляют сегодня локальные особенности взаимодействия культур, поскольку они обусловлены как относительной самостоятельностью региональной культуры, так и ее включенностью в глобальные процессы. В этих условиях взаимодействие субкультур представляет собой один из основных элементов развития цивилизации.Признание равноценности и равнозначности культур и провозглашение их сосуществования в единомкультурном пространствееще не означает их желания понимать друг друга, а тем более взаимодействовать. Некоторые нонконформистские субкультуры провозглашают свое радикальное отличие от других, то есть культурное разнообразие может превратиться в источник конфликтов[5].Установлению контактов и разрешению конфликтов в определенной мере способствуют знания особенностей ценностных ориентаций партнера, потому что именно ценности являются обобщенными ориентирами поведения индивидов, социальных общностей, территориальных сообществ и больших обществ.Под ценностью в данном исследовании понимается значимость для людей какихлибо объектов или процессов с точки зрения их полезности, необходимости или приятности, и разделяемые людьми на нечто, имеющее положительное или отрицательное значение. Ценность является объектом интересов человека и играетроль ориентира в окружающей его действительности. Ценности могут подразделяться на: антропологические ценности (психические и физические); социальные ценности (семья, государство); ценности культуры (научные, художественные); ценности общения (любовь, дружба); ценности природы (флора,фауна)[6, с. 16]. Они представляют собой упорядоченную систему, в центре которой находятся высшие ценности, объединяющие их в единую модель и обусловливающие существоостальных ценностей.Важность исследования ценностных ориентаций молодежиможно объяснить тем, что исследованияпирамиды ценностей индивида или группы людейнапрямую связаны с исследованием идентичности(самосознания) личности.Действительно, молодежная субкультура одного сообщества опираетсяна фундамент ценностных ориентаций доминирующей культурыиоперирует совместнымс ней набором ценностей.Тем не менее, ряд молодежных субкультур, к примеру в нашей стране, формируются на основе элементов чужих доминирующих культур (аниме –Япония), одновременно заимствуя и некоторые их ценности. В таком случае мы можем говорить о транскультурности молодежной субкультуры, то есть об ееспособности осваивать культурный опыт разных стран и быть одновременно представителем нескольких культур.
Признание взаимодействия молодежной субкультуры и доминирующейкультуры одним из типов межкультурной коммуникации позволяет нам использовать для его изучения кросскультурные методики исследования ценностей.Онидолжны соответствоватьтаким критериям, как научнообоснованное определение культурного уровня измерения ценностей; корректный выбор главногометода исследованияи адекватный перевод вопросов или заданийдляанкетировании представителейразных культур.В кросскультурных исследованиях используются как количественные, так и качественные методы (оценкавысказывания,парноесопоставление, ранжирование, выбор ответа из нескольких вариантов), при чем не исключается возможностьиспользованиянескольких методоводновременно.Проблема адекватности перевода опросников на разные языки некоторыми исследователями решается методом многократногообратного перевода до полного совпадения смысла.В сравнительных межкультурных исследованиях ценностей имеется достаточное количество методик, соответствующих этим требованиям, рассмотрим некоторые из них. Метод ценностных ориентаций, предложенныйФ. Клакхономи Ф. Стродтбеком, построен на следующемосновании, позволяющем сравнитьглавные ценностивсего человечества. Они сформулированы в форме пяти вопросовс тремя вариантами ответов на каждый. Хотя общечеловеческих ценностей намногобольше, ученые посчитали, что для понимания межкультурных различий выделенных ими пяти будет достаточно, так каккаждаякультура ответит на предложенныевопросы, по меньшеймере, тремя способами, используявсе варианты ответов. Ранговый порядок ответов позволит определить характер культуры.Согласно теории Ш. Шварцакросскультурное ценностное пространствоимеет круговую структуруи определяется двумя осями. По мнению ученого, разработанноеим пространство универсально, и в его пределахмогут быть сопоставленылюбые культуры.Все ценности объединены в соответствии с мотивационнымицелями, например, достижению цели «стимуляция» способствуетсоблюдениетакихценностей, как глубокие переживания и новизна. Внутри круга они расположены в зависимости от своей взаимообусловленности или несовместимости: достижение противоположно доброте. В первой части теста необходимопроградуировать57 ценностейот 1 до 7, учитываястепеньих важности для респондента в качестверуководящего принципа жизни.Во второй части теста предлагается рассмотреть 40 двойных утвержденийна предмет их схожести с жизненной позицией анкетируемого и оценить ихпо шестибалльной шкале.Семьценностных дилемм, являющихся ключевыми для описания культур, положены в основу ценностногоопросникаФ.Тромпенаарса. В их ряду находятся дилеммы «универсализм –партикуляризм»,«достижение –предопределение», «эмоциональность –нейтральность», «конкретность –диффузность», «индивидуализм –коллективизм». Как видно из примеров, каждый показатель содержитподва противоположных полюса.Так, дилемма «предопределение –достижение» противополагает восприятиестатусачеловекав обществекак результатаего собственных усилийили как данность в силу определенныхобстоятельств или характеристик.А.П. Вардомацкий предложил аксиобиографическуюметодику исследования ценностей, определяющихжизненный путь человекана протяженныхотрезках биографии.Тестирование проходит в виде полуструктурированного интервью, при помощи которого исследователь выявляет ценностную составляющую каждого из 15 событий,являющихся наиболее важными с точки зрения респондента. После этого он устанавливает ценность самого высокойстепениобобщения, последовательно проникая вовсе более глубокие слои сознания респондента.Для кросскультурных исследований ценностных ориентаций, на наш взгляд, наиболее подходящей является «Опросник ценностей Рокича» [7]. Он построен на методе ранжирования в порядке их важности для респондентаинструментальных и терминальных ценностей, которые также могут именоваться ценностисредства и ценностицели. Инструментальными ценностями считаются личностные свойства людей, которые помогают им в достижении терминальных ценностей –жизненных ориентиров. Терминальные ценности важнысами по себеи их выбор понятен безобоснования.Свое исследование мы провели с помощью данной методики,так каконавсесторонняя, но не избыточная, универсальна и удобна как для проведения, так и для обработки результатов и специально адаптирована для исследований в нашей стране.Специально оговорим, что мы рассматриваем соотношение ценностей молодежных субкультури доминирующейкультуры как соотношение частного и общего. Хотя это соотношение неизменно в течениевсего периода существования каждой отдельно взятойсубкультуры, сами ценности подвержены инезначительным, и кардинальные изменениям. Это вызвано тем, что ценности субкультуры находятся в непрерывном взаимодействии с ценностями доминирующейкультуры общества и входящих в нее другихсубкультур, а также с ценностями инородныхкультур, находящихся за пределами данного общества.В проведенном нами опросе в городе КомсомольскнаАмуре приняло участие 368 молодых людей, из которых 197 являлосьшкольниками, а171 –студентами вузов; 270 –представителямиконформной молодежии 98 –членамимолодежныхсубкультур. В качестве иерархии ценности базовой культуры рассмотренаиерархияценностей конформной молодежи, которые, конечно же, не совпадают полностью, но эти колебания незначительны, и в данном исследовании мы ими пренебрегли.Нравственными ориентирами, принимаемыми и конформной, и субкультурной молодежью, стали любовь/дружба и обеспеченная жизнь, причем эти ценностицели намного опережают по количеству выборов все остальные. 69% респондентов стимулом своей жизненной активностиназвали материальное благополучие, за ним следуют «верные друзья» и «любимый человек». Необходимо,однако, отметить, что высоко оценивая роль любви в своей жизни, молодые люди связывают ее скорее с обеспечение жизненного комфорта, чем со своим семейным статусом. Здоровье занимаетпримерно равное и стабильное 34 местои является одновременно ценностью выживания и средством достижения материального благосостояния(высшей цели). Свобода находится на одну позицию ниже здоровья, что отражает непреходящеестремление молодежик независимости от взрослых.В целом приходитсяконстатировать, что у современной молодежи во главе угла находятся ценности, имеющие непосредственную связь с их личной жизнью.Главной ценностьюсредством достижения указанных выше ценностейцелей молодые люди назвалиобразованность, что можно объяснить,вопервых, основной деятельностью респондентов –учебой, а вовторых, перспективойповысить свою конкурентоспособностьна рынке труда. Молодежь считает, что для реализации своих жизненных целей им вполне хватитсобственных сил, поэтому они намерены действовать самостоятельно,полагаясь на себя самого. К отторгаемым ценностям отошли красота природы и искусства,возможность творческой деятельности, благосостояние других людей, что свидетельствует о превалировании потребления над созиданием, ииндивидуализманад альтруизмом.
Оттеснение ценности общественногопризнанияна задний план представителямисубкультурной молодеживыглядит совершенно естественным, так как молодежные субкультуры часто объединяют маргиналов, людей, отвергаемых конкретнымобществом или же, наоборот, отвергающих его.Конформная молодежь единодушнас субкультурной молодежью, чтонепримиримостьк недостаткам в себе и другихне является ценностью в современном мире. Это может быть объяснено переориентацией нравственного сознания современных людей по отношению к еще недавно категорически осуждаемым явлениям: невыполнениюдолга, наркомании,воровству,половойраспущенностии т.п. Может быть поэтому чистоплотность, умение поддерживать порядок в делах, содержатьв порядке вещи тоже не имеет большого значения для современной молодежи.Проанализировавполученные иерархии ценностей, мы заключили, что основания и вершины пирамид ценностейцелей субкультурной и конформной молодежи практически идентичны. И первые, и вторые ставят личныеинтересы выше общественных, то есть индивидуалистический настрой перевешивает альтруистические ценности, а материальное благосостояние преобладает над духовным совершенством.Нами было выявленокак некоторое совпадение средств для достижения этих целей, так и их различие. Общими ценностямисредствами являются независимость,образованность, честность, а специфическикультурными представляются ответственность, жизнерадостность,воспитанность у конформной молодежи и самоконтроль, смелость и твердая воля у субкультурной.Современная молодежь, в отличие от своих родителей, больше не считает непримиримость к недостаткамдругихлюдей, ценным качеством человека. Это можно было бы отнести к возросшей толерантностив современном обществе, но, скореевсего, это просто демонстрацияравнодушияк окружающим, их привычкам и вкусам, поскольку молодые люди поставили терпимость к мнениям и взглядам других, умение прощать людямих заблуждения и ошибки лишь надесятоеместо. Для нас важно не только то, как соотносятся между собой исследуемые пирамиды ценностей, но и то, как они взаимодействуют. С этой целью мы наложилитеориюдинамических отношений между ценностными типамиШварцана полученные результаты. Ученый считает, что «действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей»[8, с. 31]. По его мнению, терминальные ценности здоровьяи счастьядополняютконформность и традиции; а ценности активнойжизни, рационализмаи мудрости не противоречатдругим несовпадающими с ними по рангу ценностями.Ценностьсредствоответственность, которая относится к типу альтруизм и доброта, в некоторых случаях можетвступить в конфликтс ценностью твердая воля («эгоизм и самостоятельность), а самоконтроль и воспитанность (конформность) –со смелостью (эгоизм и самостоятельность).Вдобавок, ценности профессиональной реализации (интересная работа,общественное признание)могут соперничатьс ценностями личной жизни (развлечения); а ценности общения (жизнерадостность,воспитанность) с ценностями дела (смелость,твердая воля,). Несовместимы ценности принятия других людей (широта взглядов и самоконтроль)и ценности самоутверждения (амбициозность).Нами также была поставлена задача выяснить, как молодые люди сами воспринимают собственное поколение. Из созданного ими обобщенногокультурногопортретастановится очевидным, что и субкультурная, и конформная сходятся в принципиальныхопределениях. В качестве наиболее отличительныхпризнаковсвоего поколенияони выделилиравнодушие и скептицизм.При всём том, что духовные ценности отошли на задний планв ценностном пространстве современноймолодежи, уступивпод давлениемпрагматизма, молодые люди предпочитаютсчитать самих себя непрагматиками, аскорее романтиками. Особенно это касается неформалов, которые категорически не признают своей предрасположенностидействовать, исходя из соображенийвыгоды и пользы,узкопрактическихинтересов. Выявленноерасхождение является доказательствомамбивалентности сознания молодых людей, гделегко соседствуютвзаимоисключающие установки.Проведенное сопоставление ценностных пирамид конформной и субкультурной молодежии анализ дифференцирующих и интегрирующих ценностейпоказали, что процессы слияниядуховных ориентиров современной молодежи гораздовесомее их расчленения.Не претендуя на полноту раскрытия вопроса, мы предлагаем другим исследователям критически подойти к предложенному материалу, использовать, скорректировать или опровергнуть его.
Ссылки на источники1. Чибисова О.В. Субкультура: подходы к определению понятия // Вопросы культурологии. 2010. № 5. С. 1620.2. Культурология. Краткий тематический словарь. —Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 192 с. —(Словари XXI века).3. Чибисова О.В. Молодежные суби контркультуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 6. С. 280283.4. Шушарина Г.А. Отражение процессов глобализации в языковом и социокультурном пространстве города КомсомольскнаАмуре // Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. 2012. Т. 2. № 10. С. 6165.5. Чибисова О.В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 198201.6. Воробец Л.В. Аксиологические основания массовой культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии // КомсомольскнаАмуре государственный технический университет. КомсомольскнаАмуре, 20067. Rokeach Value Survey –URL: www.cbe. wwu.edu/kristityran/.../ Rokeach%20Value%20Survey (датаобращения: 10.11.2013).8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство –СПб.: Речь, 2004 –72 с.
OlgaV. ChibisovaPhD in Cultural Studies, Associate Professor at the Department of Linguistics and Intercultural CommunicationKomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur, olgachibisova@yandex.ruCrosscultural research of youth subcultures:axiological approachAbstract.In the given article the problem of youth subculture value system is considered through a prism of Intercultural communication theory. Values are generalised behaviour guidelines of individuals and groups of people; therefore their knowledge helps to achieve positive results in interaction. Researches of intercultural contacts local features are of particular interest today.Key words: crosscultural researches, subculture, base culture, value pyramid, interaction, local peculiarities.
Кросскультурные исследования молодежной субкультуры:аксиологический подход
Аннотация.В данной статье проблема системы ценностей молодежной субкультуры рассматривается через призму теории межкультурной коммуникации. Ценности являются обобщенными ориентирами поведения индивидов и групп людей, поэтому их знание помогает добиться положительных результатов взаимодействия. Особый интерес сегодня представляют исследования локальных особенностей межкультурных контактов.Ключевые слова:кросскультурные исследования, субкультура, базовая культура, пирамида ценностей, взаимодействие, локальные особенности.
Рассмотрение взаимодействиймолодежной субкультуры с доминирующей культурой как процесс межкультурной коммуникации представляет собой попыткуопределить новые подходы к пониманию сущности молодежных субкультур.
Известно, что процессы интеграции способствовали возникновению глобальной культуры, которая распространилась на все мировое население, вне зависимостиотвозраста, пола, вероисповедания и другихфакторов.По отношению к этойглобальной культуре все национальные культуры, со своим незначительнымчисломприверженцев, со своими представлениями и ценностями, являются субкультурами. Между глобальной культурой и ее элементами, национальными культурами в роли субкультур, выстраиваются противоречивыеи сложныевзаимоотношения.Изменение точки отсчета привело к тому, что в соответствии спостмодернистской точкойзрения, все составляющиеструктуры культуры являются равноценнымии равнозначными, и, следовательно,понятие «субкультура» равнозначно понятию культураили сокультура, так как оно подчеркиваетналичие несколькихкультур в пределаходного сообщества[1]. Что касается молодежной субкультуры, то ранее ее рассматривали как автономное образование внутри доминирующей культуры, которое могло вступать с культурой большинства в отношениясогласия или противостояния.На основании этого данное образование получалоназваниемолодежная субкультура или молодежная контркультура соответственно.Если же исследовать применение этих терминов в научной литературе, то можно выявить некоторые расхождения в их употреблении. Термин «контркультура» изобрел американский социолог Т. Роззак для описания молодежного движения 60х годов прошлого века. Под ним он понимал набор ценностных установок, которые влияют на нетрадиционный образ жизни и манеру поведения молодежи.Термин «субкультура» обозначал неофициальную часть доминирующей культуры, которая отличается от мейнстрима в отдельных аспектах.В данных определениях нет упоминания конфликта субкультур/контркультур с господствующими ценностями. В кратком тематическом словаре «Культурология» [2] дано определение субкультуры как образований, критически или даже оппозиционно настроенных к доминирующей культуре. Там же под контркультурой понимается культурный протест против доминирующих культурных ценностей. И в том, и в другом определении в качестве примера субкультуры или контркультуры приводится движение хиппи.Последние исследования в этой области показали, что некоторые контркультуры могут являться частью мейнстрима или же находиться в согласии с ним, в то время как субкультуры (при определенных обстоятельствах) могут вступить в конфликт с доминирующей культурой. В таком случае, понятие «молодежная культура» в достаточноймереотражает объективно существующий порядок вещей [3].Вовторых, если в начале становления кросскультурных исследований под межкультурной коммуникацией предполагалось взаимодействие представителей разных стран, к тому же говорящих на разных языках. Позднее обязательность использования иностранного языка в подобных коммуникациях была поставлена под сомнение, потому что один и тот же язык может использоваться в разных культурах (например, немецкий–в немецкоговорящих странах) или, напротив, разные языки –в одной культуре (например, коммуникация на уроках английского языка в русскоговорящих школах). На современном этапе развития науки в межкультурную коммуникациювключают взаимодействие между специфическими формами культур (право, наука, философия), между субкультурами и доминирующей культурой, между представителями одной страны, принадлежащими к разным субкультурам. Данная публикация рассматривает два последнихвида взаимодействия. Втретьих, при рассмотрении взаимодействия культур даже в рамках одной доминирующей культуры необходимо учитывать процессы глобализациии регионализации, так как нарастающие глобальные процессы придают дополнительный стимул для развития локальных культур и традиций.Действительно, появление электронной среды предоставило реальную возможность представителям субкультур находить друг друга в любой точке земного шара.Это привело к тому, что культурные заимствования стали неотъемлемым способом формирования и развития субкультур. Причем, от появления новшества в одной культурной среде до его ассимиляции другими проходит гораздо меньше времени, чем требовалось, например, во времена хиппи. Например, среди многочисленных увлечений российской молодежи в настоящее время можно найти такое хобби, как скрапбукинг, посткроссинг, кардмейкинг и квиллинг, и такие виды спорта, как сноуборд, страйкбол, пейнтбол и картинг. Зародившись в Англии и Америке, они проникли во многие страны, в том числе и в Россию, включая ее провинциальные города [4].Глобализация не обходит стороной и молодежные субкультуры, проявляя себя в их укрупнениипосредством интеграции на основе общего коммуникативного пространства и культурного кода.Так, мы можем отметить появление «darkкультуры», объединившей фриков, готов, Jрокеров, блэкметаллистов и риветхедов.Кроме того, обмен культурными фондами размываетграницысубкультур, что делает невозможным их противопоставление по отсутствию или наличию того или иного признака, но зато упрощает создание новой субкультуры на основе элементов сразу нескольких других.Особый интерес для кросскультурных исследований представляют сегодня локальные особенности взаимодействия культур, поскольку они обусловлены как относительной самостоятельностью региональной культуры, так и ее включенностью в глобальные процессы. В этих условиях взаимодействие субкультур представляет собой один из основных элементов развития цивилизации.Признание равноценности и равнозначности культур и провозглашение их сосуществования в единомкультурном пространствееще не означает их желания понимать друг друга, а тем более взаимодействовать. Некоторые нонконформистские субкультуры провозглашают свое радикальное отличие от других, то есть культурное разнообразие может превратиться в источник конфликтов[5].Установлению контактов и разрешению конфликтов в определенной мере способствуют знания особенностей ценностных ориентаций партнера, потому что именно ценности являются обобщенными ориентирами поведения индивидов, социальных общностей, территориальных сообществ и больших обществ.Под ценностью в данном исследовании понимается значимость для людей какихлибо объектов или процессов с точки зрения их полезности, необходимости или приятности, и разделяемые людьми на нечто, имеющее положительное или отрицательное значение. Ценность является объектом интересов человека и играетроль ориентира в окружающей его действительности. Ценности могут подразделяться на: антропологические ценности (психические и физические); социальные ценности (семья, государство); ценности культуры (научные, художественные); ценности общения (любовь, дружба); ценности природы (флора,фауна)[6, с. 16]. Они представляют собой упорядоченную систему, в центре которой находятся высшие ценности, объединяющие их в единую модель и обусловливающие существоостальных ценностей.Важность исследования ценностных ориентаций молодежиможно объяснить тем, что исследованияпирамиды ценностей индивида или группы людейнапрямую связаны с исследованием идентичности(самосознания) личности.Действительно, молодежная субкультура одного сообщества опираетсяна фундамент ценностных ориентаций доминирующей культурыиоперирует совместнымс ней набором ценностей.Тем не менее, ряд молодежных субкультур, к примеру в нашей стране, формируются на основе элементов чужих доминирующих культур (аниме –Япония), одновременно заимствуя и некоторые их ценности. В таком случае мы можем говорить о транскультурности молодежной субкультуры, то есть об ееспособности осваивать культурный опыт разных стран и быть одновременно представителем нескольких культур.
Признание взаимодействия молодежной субкультуры и доминирующейкультуры одним из типов межкультурной коммуникации позволяет нам использовать для его изучения кросскультурные методики исследования ценностей.Онидолжны соответствоватьтаким критериям, как научнообоснованное определение культурного уровня измерения ценностей; корректный выбор главногометода исследованияи адекватный перевод вопросов или заданийдляанкетировании представителейразных культур.В кросскультурных исследованиях используются как количественные, так и качественные методы (оценкавысказывания,парноесопоставление, ранжирование, выбор ответа из нескольких вариантов), при чем не исключается возможностьиспользованиянескольких методоводновременно.Проблема адекватности перевода опросников на разные языки некоторыми исследователями решается методом многократногообратного перевода до полного совпадения смысла.В сравнительных межкультурных исследованиях ценностей имеется достаточное количество методик, соответствующих этим требованиям, рассмотрим некоторые из них. Метод ценностных ориентаций, предложенныйФ. Клакхономи Ф. Стродтбеком, построен на следующемосновании, позволяющем сравнитьглавные ценностивсего человечества. Они сформулированы в форме пяти вопросовс тремя вариантами ответов на каждый. Хотя общечеловеческих ценностей намногобольше, ученые посчитали, что для понимания межкультурных различий выделенных ими пяти будет достаточно, так каккаждаякультура ответит на предложенныевопросы, по меньшеймере, тремя способами, используявсе варианты ответов. Ранговый порядок ответов позволит определить характер культуры.Согласно теории Ш. Шварцакросскультурное ценностное пространствоимеет круговую структуруи определяется двумя осями. По мнению ученого, разработанноеим пространство универсально, и в его пределахмогут быть сопоставленылюбые культуры.Все ценности объединены в соответствии с мотивационнымицелями, например, достижению цели «стимуляция» способствуетсоблюдениетакихценностей, как глубокие переживания и новизна. Внутри круга они расположены в зависимости от своей взаимообусловленности или несовместимости: достижение противоположно доброте. В первой части теста необходимопроградуировать57 ценностейот 1 до 7, учитываястепеньих важности для респондента в качестверуководящего принципа жизни.Во второй части теста предлагается рассмотреть 40 двойных утвержденийна предмет их схожести с жизненной позицией анкетируемого и оценить ихпо шестибалльной шкале.Семьценностных дилемм, являющихся ключевыми для описания культур, положены в основу ценностногоопросникаФ.Тромпенаарса. В их ряду находятся дилеммы «универсализм –партикуляризм»,«достижение –предопределение», «эмоциональность –нейтральность», «конкретность –диффузность», «индивидуализм –коллективизм». Как видно из примеров, каждый показатель содержитподва противоположных полюса.Так, дилемма «предопределение –достижение» противополагает восприятиестатусачеловекав обществекак результатаего собственных усилийили как данность в силу определенныхобстоятельств или характеристик.А.П. Вардомацкий предложил аксиобиографическуюметодику исследования ценностей, определяющихжизненный путь человекана протяженныхотрезках биографии.Тестирование проходит в виде полуструктурированного интервью, при помощи которого исследователь выявляет ценностную составляющую каждого из 15 событий,являющихся наиболее важными с точки зрения респондента. После этого он устанавливает ценность самого высокойстепениобобщения, последовательно проникая вовсе более глубокие слои сознания респондента.Для кросскультурных исследований ценностных ориентаций, на наш взгляд, наиболее подходящей является «Опросник ценностей Рокича» [7]. Он построен на методе ранжирования в порядке их важности для респондентаинструментальных и терминальных ценностей, которые также могут именоваться ценностисредства и ценностицели. Инструментальными ценностями считаются личностные свойства людей, которые помогают им в достижении терминальных ценностей –жизненных ориентиров. Терминальные ценности важнысами по себеи их выбор понятен безобоснования.Свое исследование мы провели с помощью данной методики,так каконавсесторонняя, но не избыточная, универсальна и удобна как для проведения, так и для обработки результатов и специально адаптирована для исследований в нашей стране.Специально оговорим, что мы рассматриваем соотношение ценностей молодежных субкультури доминирующейкультуры как соотношение частного и общего. Хотя это соотношение неизменно в течениевсего периода существования каждой отдельно взятойсубкультуры, сами ценности подвержены инезначительным, и кардинальные изменениям. Это вызвано тем, что ценности субкультуры находятся в непрерывном взаимодействии с ценностями доминирующейкультуры общества и входящих в нее другихсубкультур, а также с ценностями инородныхкультур, находящихся за пределами данного общества.В проведенном нами опросе в городе КомсомольскнаАмуре приняло участие 368 молодых людей, из которых 197 являлосьшкольниками, а171 –студентами вузов; 270 –представителямиконформной молодежии 98 –членамимолодежныхсубкультур. В качестве иерархии ценности базовой культуры рассмотренаиерархияценностей конформной молодежи, которые, конечно же, не совпадают полностью, но эти колебания незначительны, и в данном исследовании мы ими пренебрегли.Нравственными ориентирами, принимаемыми и конформной, и субкультурной молодежью, стали любовь/дружба и обеспеченная жизнь, причем эти ценностицели намного опережают по количеству выборов все остальные. 69% респондентов стимулом своей жизненной активностиназвали материальное благополучие, за ним следуют «верные друзья» и «любимый человек». Необходимо,однако, отметить, что высоко оценивая роль любви в своей жизни, молодые люди связывают ее скорее с обеспечение жизненного комфорта, чем со своим семейным статусом. Здоровье занимаетпримерно равное и стабильное 34 местои является одновременно ценностью выживания и средством достижения материального благосостояния(высшей цели). Свобода находится на одну позицию ниже здоровья, что отражает непреходящеестремление молодежик независимости от взрослых.В целом приходитсяконстатировать, что у современной молодежи во главе угла находятся ценности, имеющие непосредственную связь с их личной жизнью.Главной ценностьюсредством достижения указанных выше ценностейцелей молодые люди назвалиобразованность, что можно объяснить,вопервых, основной деятельностью респондентов –учебой, а вовторых, перспективойповысить свою конкурентоспособностьна рынке труда. Молодежь считает, что для реализации своих жизненных целей им вполне хватитсобственных сил, поэтому они намерены действовать самостоятельно,полагаясь на себя самого. К отторгаемым ценностям отошли красота природы и искусства,возможность творческой деятельности, благосостояние других людей, что свидетельствует о превалировании потребления над созиданием, ииндивидуализманад альтруизмом.
Оттеснение ценности общественногопризнанияна задний план представителямисубкультурной молодеживыглядит совершенно естественным, так как молодежные субкультуры часто объединяют маргиналов, людей, отвергаемых конкретнымобществом или же, наоборот, отвергающих его.Конформная молодежь единодушнас субкультурной молодежью, чтонепримиримостьк недостаткам в себе и другихне является ценностью в современном мире. Это может быть объяснено переориентацией нравственного сознания современных людей по отношению к еще недавно категорически осуждаемым явлениям: невыполнениюдолга, наркомании,воровству,половойраспущенностии т.п. Может быть поэтому чистоплотность, умение поддерживать порядок в делах, содержатьв порядке вещи тоже не имеет большого значения для современной молодежи.Проанализировавполученные иерархии ценностей, мы заключили, что основания и вершины пирамид ценностейцелей субкультурной и конформной молодежи практически идентичны. И первые, и вторые ставят личныеинтересы выше общественных, то есть индивидуалистический настрой перевешивает альтруистические ценности, а материальное благосостояние преобладает над духовным совершенством.Нами было выявленокак некоторое совпадение средств для достижения этих целей, так и их различие. Общими ценностямисредствами являются независимость,образованность, честность, а специфическикультурными представляются ответственность, жизнерадостность,воспитанность у конформной молодежи и самоконтроль, смелость и твердая воля у субкультурной.Современная молодежь, в отличие от своих родителей, больше не считает непримиримость к недостаткамдругихлюдей, ценным качеством человека. Это можно было бы отнести к возросшей толерантностив современном обществе, но, скореевсего, это просто демонстрацияравнодушияк окружающим, их привычкам и вкусам, поскольку молодые люди поставили терпимость к мнениям и взглядам других, умение прощать людямих заблуждения и ошибки лишь надесятоеместо. Для нас важно не только то, как соотносятся между собой исследуемые пирамиды ценностей, но и то, как они взаимодействуют. С этой целью мы наложилитеориюдинамических отношений между ценностными типамиШварцана полученные результаты. Ученый считает, что «действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей»[8, с. 31]. По его мнению, терминальные ценности здоровьяи счастьядополняютконформность и традиции; а ценности активнойжизни, рационализмаи мудрости не противоречатдругим несовпадающими с ними по рангу ценностями.Ценностьсредствоответственность, которая относится к типу альтруизм и доброта, в некоторых случаях можетвступить в конфликтс ценностью твердая воля («эгоизм и самостоятельность), а самоконтроль и воспитанность (конформность) –со смелостью (эгоизм и самостоятельность).Вдобавок, ценности профессиональной реализации (интересная работа,общественное признание)могут соперничатьс ценностями личной жизни (развлечения); а ценности общения (жизнерадостность,воспитанность) с ценностями дела (смелость,твердая воля,). Несовместимы ценности принятия других людей (широта взглядов и самоконтроль)и ценности самоутверждения (амбициозность).Нами также была поставлена задача выяснить, как молодые люди сами воспринимают собственное поколение. Из созданного ими обобщенногокультурногопортретастановится очевидным, что и субкультурная, и конформная сходятся в принципиальныхопределениях. В качестве наиболее отличительныхпризнаковсвоего поколенияони выделилиравнодушие и скептицизм.При всём том, что духовные ценности отошли на задний планв ценностном пространстве современноймолодежи, уступивпод давлениемпрагматизма, молодые люди предпочитаютсчитать самих себя непрагматиками, аскорее романтиками. Особенно это касается неформалов, которые категорически не признают своей предрасположенностидействовать, исходя из соображенийвыгоды и пользы,узкопрактическихинтересов. Выявленноерасхождение является доказательствомамбивалентности сознания молодых людей, гделегко соседствуютвзаимоисключающие установки.Проведенное сопоставление ценностных пирамид конформной и субкультурной молодежии анализ дифференцирующих и интегрирующих ценностейпоказали, что процессы слияниядуховных ориентиров современной молодежи гораздовесомее их расчленения.Не претендуя на полноту раскрытия вопроса, мы предлагаем другим исследователям критически подойти к предложенному материалу, использовать, скорректировать или опровергнуть его.
Ссылки на источники1. Чибисова О.В. Субкультура: подходы к определению понятия // Вопросы культурологии. 2010. № 5. С. 1620.2. Культурология. Краткий тематический словарь. —Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 192 с. —(Словари XXI века).3. Чибисова О.В. Молодежные суби контркультуры // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 6. С. 280283.4. Шушарина Г.А. Отражение процессов глобализации в языковом и социокультурном пространстве города КомсомольскнаАмуре // Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. 2012. Т. 2. № 10. С. 6165.5. Чибисова О.В. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 198201.6. Воробец Л.В. Аксиологические основания массовой культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии // КомсомольскнаАмуре государственный технический университет. КомсомольскнаАмуре, 20067. Rokeach Value Survey –URL: www.cbe. wwu.edu/kristityran/.../ Rokeach%20Value%20Survey (датаобращения: 10.11.2013).8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство –СПб.: Речь, 2004 –72 с.
OlgaV. ChibisovaPhD in Cultural Studies, Associate Professor at the Department of Linguistics and Intercultural CommunicationKomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur, olgachibisova@yandex.ruCrosscultural research of youth subcultures:axiological approachAbstract.In the given article the problem of youth subculture value system is considered through a prism of Intercultural communication theory. Values are generalised behaviour guidelines of individuals and groups of people; therefore their knowledge helps to achieve positive results in interaction. Researches of intercultural contacts local features are of particular interest today.Key words: crosscultural researches, subculture, base culture, value pyramid, interaction, local peculiarities.