Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черняева
А.
В. Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
231–235. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54306.htm.
Аннотация. В статье анализируется проблема воспитания культуры психологического здоровья личности в условиях инновационного развития общества. Автор рассматривает роль камнетерапии в обеспечении психологического здоровья личности в образовательном пространстве; обосновывает процесс познания ценностей мировых традиций в воспитании общечеловеческой культуры в безопасном становлении поведения личности в современном мире; раскрывает содержание камнетерапии, способствующей формированию психологического здоровья личности в социуме.
Ключевые слова:
образовательное пространство, ценности, личность, инновации, культура, психологическое здоровье, культ камня, камнетерапия, социум
Похожие статьи
- БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
- Формирование общекультурных компетенций у студентов во внеучебной деятельности
- НОВАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- Представления о психологической безопасности образовательной среды у педагогов как фактор успешности профессиональной деятельности
- Формирование общекультурных компетенций у студентов во внеучебной деятельности
Текст статьи
Черняева Анна Валерьевна,заведующаясоциальнопсихологического центра, старший преподаватель кафедры педагогики и методики профессионального обучения,ФГБОУ ВПО «Волгоградскийгосударственныйаграрный университет», г.ВолгоградAMBA81@mail.ru
Камнетерапия как общечеловеческаяценность в обеспечении психологического здоровья личности вкультурнообразовательном пространстве
Аннотация.В статье анализируется проблема воспитания культуры психологического здоровьяличности в условиях инновационного развития общества. Автор рассматривает роль камнетерапиив обеспечениипсихологического здоровьяличности в образовательном пространстве; обосновывает процесс познания ценностей мировыхтрадиций в воспитании общечеловеческой культуры в безопасном становлении поведения личности в современном мире; раскрывает содержание камнетерапии, способствующейформированию психологического здоровьяличности в социуме.Ключевые слова:культ камня,камнетерапия, психологическое здоровье, образовательное пространство, инновации, ценности, культура, личность, социум.
В современных условиях инновационного развития общества актуальной,на наш взгляд,является проблема сохранения психологического здоровья личности. Связаноэто, прежде всего, с тем, что современный российский человек оказался в ситуации глобальной коммуникации. Результатом можно считать такие факторыкак ядерные угрозы, моральная безответственность, переоценка роли пола, эксперименты с генными кодами имногие другие, чтоявляется не только следствием внутриличностных проблем людей, а ведет кусловиям, в которых человек может потерять не только свои социальные, но и биологически видовые свойства. Эта тенденция создает благоприятную среду для негативной автономии, дезинтеграции и отсутствию жизненных ориентиров, то есть обнаруживает себя в различных формах: депрессии, апатии, бессмысленной жестокости, всевозможныхформах зависимости, беспомощности, стремления убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, употреблении алкоголя и наркотиков, сексуальных извращениях.Ситуацияглобализации и информатизации современного мира в образовательном пространстве социума позволяет переосмыслитьвесь уклад жизни и деятельности людей в определенном культурноисторическом пространстве.По утверждению исследователей В. И. Гинецинского, Ю. С. Давыдова, А.П. Лиферова следует признать необходимость построения стратегии интеграции мирового образования на выборе для каждой части мирового образовательного пространства наиболее доступных на данный момент форм участия, с признанием разноуровневости этого процесса. Стремление к международной интеграциив образовании, по нашему мнению, будет результатомразвития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем, которые будут способствовать снижению психологической напряженностисоциума, конфликтности в обществе, обеспечению безопасности и поликультурной компетентности личности.Интерактивное взаимодействие субъектов образовательной системы качественно изменяет ориентацию образования и способствует сохранениюпсихологического здоровья, созданию единого культурнообразовательного пространства. Понятие интерактивности в данном случае означает, чтоодной из ведущих особенностей выступает взаимодействие между ее участниками посредствам вербального канала коммуникации и визуальных образов. При этом основой для интеграции и координации совместной деятельности и развития интересов каждой личности в образовательном пространстве являются: изучение психолого педагогических инноваций;обмен научнойинформацией о достижениях и передовомопыте в области образования;соотнесение, адаптация и конкретизацияпсихолого педагогических явленийи процессов.Обращение к процессу познания ценностей камнетерапии с точки зрения общечеловеческой культуры содержательно обеспечит психологическое здоровьеличности в современном мире.Помимо того, что у людей одно и то же строение, трудно себе представить, какие общие психологические свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.На всем протяжении своей истории человечество сначала в верованиях, затем и в фактах использовало разнообразные представления о влиянии определенного ритуала, обряда, культа на целебную силу в лечении души и тела. Заметную роль в этом сложном пучке духовных практик, которые впоследствии приведут к развитию камнетерапиикак детерминанты социокультурного и психологического становления личности, как пути «врастания» в культуру, как социальноадаптивного процесса в условиях образовательного пространства, в качестве своеобразной точки отсчетаиграет культ камня.С целью определить, с чем ассоциируется упоминание камня, в том числе и в образовательном пространстве, мы провели опрос среди студентов Волгоградского государственного аграрного университета.В опросе, который проводился в сентябре декабре 2012 года, приняли участие студенты очной формы обучения 1 3 курсов в возрасте от 17 до 20 лет. В ходе опроса у респондентов в 98% ответов присутствует сравнение камня с твердостью, силой, мощью, твердыней. Камень в образовательном пространстве у 85% респондентовсопоставляетсяс познанием:«грызть гранит науки», «Сизифов труд». В чем причина такихассоциаций?Многочисленные камни, усеивающие земли, связаны с религиозными традициями, которые уходят в седую древность, тянутся непрерывно через неолит и бронзовый век, через кельтский и римский периоды вплоть до эпохи средневековья и сохраняются в народных обычаях Европы нового времени. Культ камней является одной из самых древних религий человечества. Для первобытного человека не было ничего более вечного, более благородного или внушающего больший ужас, чем величественная скала или имеющая какиенибудьстранные очертания гранитная глыба. В величии камня, в его твердости, в его форме и цвете человеку чудились реальность и сила какоготоиного мира. Люди поклонялись камням, потому что видели в них средоточие сверхъестественной энергии, которая может помочь, защитить ихсамих или их мертвых. Свидетельством о древности самой традиции культа камней является ее важное место в мифологической традиции различных народов. Однако «древняя» отнюдь не означает «примитивная». От упреков в примитивности культа камней защищал французский философ Рене Генон (18861951), один из самых оригинальных мыслителей XX в., создатель теории традиционализма. Эта теория получила название от слова «традиция», которым Генон обозначал особое философское понятие, разработке которого он посвятил всю свою жизнь. По мнению Генона, наш земной мир, с одной стороны, является лишь частью сложной системы универсума, с другойон представляет собой уменьшенную проекцию архетипапринципа. Развитие мира и человечества происходит циклами. В начале цикла, которыйв грекоримской традиции отождествляется с «золотым веком», изначальная (примордиальная) традиция и представляющие ее принципы предстают во всей своей полноте [1]. Таким образом, доисторические народы находились в состоянии, гораздо более близком к Принципу, чем пришедшие после них. То, что низшая мифология упорно сохраняет культ камней и символы, с ним связанные, свидетельствует о том, что она тоже не утратила связи с принципами изначальной традиции.Психологи и культурологи признают, что культ камня какпрообраз камнетерапии обращается к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру создаваемых образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызывает представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через средства камнетерапии, способны захватить человека с особенной полнотой и силой[2]. Этим в большой мере определяется социокультурная ценность культа камня, еговоспитательная и преобразующая роль (М.Ф. Альбедилъ, 1996; Л.С. Выготский, 1991; В.В. Дементьев, 2008; Е.Е. Левкиевская, 2000;Н.С. Широкова, 2005; К.Г.Юнг, 1961 и др.)[3]. Открывая внутренний мирличности средствами камнетерапии, мыприобщаемсяк наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Использование средств камнетерапии способствует актуализации коммуникативной деятельности особого рода, познания в чувственных образах, передаваемых посредством образа, в образной форме. Специфика деятельности с камнем вовсе не состоит просто в познании науровне чувственных образов и еще менее в переводе его на язык образов, которые в этом случае становятся символами. Камнетерапия направлена на творческое преобразование и совершенствование действительности и самого себя. Ценность камнетерапии в коммуникативной деятельности и развитии личности, заключается именно в ее образовательном, воспитательном, общекультурном значении при актуализации духовноэстетических и творческих сил человека.Исследования С.Л.Рубинштейна, С.Н.Шабалина, Ф.С. Розенфельда обнаружиливнутреннюю связь «активного осязания» слепоглухонемых детей в построении скульптур отражающих окружающую действительность. Воздействие на сенсомоторный уровень тонкой моторики рукс учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций(П.Н. Анохин, В.М. Бехтерев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.Р. ЛурияИ.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Л.Сиротюк, В.А. Сухомлинский)[4]. Актуализация и закрепление любых телесных навыков оптимизирует эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции. С.Л.Рубинштейн рассматривает это как специфическое чувство познания материального мира «работающей и познающей рукой», с эмоциональным переживанием в сознании, свойственное человеку. Автор указывает на важное значение совместных мышечносуставных и кинестетических ощущений в жизненном, психологическом, общекультурном опыте личности.Система психологических занятий с камнем, позволяет не только актуализироватьличностный, творческий потенциал человека, но и способствуетэстетическомуотношениюк окружающей действительности.Причудливые культовые каменные изваяния созданные игрой природы (скульптуры Вологодского Кремля) и воображением нижегородских мастеров («Музей камня» с.Борнуково) являются ярким духовных стимулом для воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Арттерапевтические занятия на которых основным материальным носителем является камень, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях.
К.Г.Юнг в начале ХХ в. уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые он использует в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта.Психотравмирующий опыт, который таится в глубине бессознательного может ожить в игре с камнем наряду с личными знаковыми понятиями [5]. М.Л.фон Франц (2012) указывает, что «люди с незапамятных времен собирали камешки необычного цвета или формы … почитали некоторые из них обителью жизненной силы, окруженной загадочностью».Камнетерапия воссоздает одну из некогда утерянных форм психотерапии, являясь способом предъявления изменений психологических особенностей современного человека. Так, по мнению С.Л.Рубинштейна действительность: «…вырастает на основе опосредования историческим человеком всей прошлой общественной практики, в процессе которой переделывается и чувственность человека» [6]. Мы придерживаемся того мнения, что рассмотрение влияния средств камнетерапии на творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию личности. Возможно на первый взгляд это весьма спорное утверждение, все же следует признать, что данный инновационный подход, применим к категориям человеческого опыта, как анализ ситуативных переживаний, а также развития личностных качеств студентов в различных сферах в частности психологической, психосоматической и духовной. С другой стороны, психологическое обеспечение личностного развития, стремится к постоянной готовности пересматривать старую информацию сквозь призму настоящего момента.Очень важным моментом следует считать обращение камнетерапии к личному творческому началу личности, стремление к психологическим изменениям, выражая при этом утраченные традиции мировой культуры.Видимая причина переживаний характерных для личности, как правило, вытеснена и обнаруживается при детальном анализе предшествующих возникновению причин и условий этих переживаний. В связи с тем что психологическая жизнь человека в системе материальных и духовных ценностей занимает лидирующее положение, следует предполагать, что и неосознаваемые внутренние переживания связанные с субъектами образовательного пространства, занимают в личностном опыте исключительную позицию. Только будучи пережитым и «выстраданным» переживание включается и приобретает определенный смысл в личностном плане, как существенный фактор в формирование личности и уже в контексте личной жизни индивида открывает такие аспекты внешнего мира как единство чувственного и логического, индивидуального и социального [7].Как отмечает Л.С. Выготский: «…наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим» [8]. К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много исследований отечественными и зарубежными ученымив области психологии, целостнаяконцепцияпсихологического воздействия камня, которая отвечала бы запросам философской, культурологической, психологической и т.д. мыслиотсутствует. Это определяет особенности камнетерапии как технологии обеспечивающей личности баланс и помощь выявления «величайших страстей, которые не нашли себе» выхода. Камнетерапия способствует развитию личности и одухотворению интерактивных взаимоотношений субъектов образовательного пространства.В целом можно сказать, что, когда мы постигнем первозданность как независимое бытие, как то, что одушевляет и пронизывает глубочайшую жизнь человека, перед нами откроются пути, которые прежде невозможно было вообразить. Камнетерапия способна обратиться к этой врожденной духовной, творческой сущности в самой сердцевине личности.Взаимодействие с камнем, создание или отказ от созданияобраза, проговариваниев этом момент все несет определенную информацию. Созданный «образ внутреннего мира» отражается во внешнее пространство в виде символической картины, то есть происходит отреагирование существующих нерешенных проблем. Осмыслениесодержаниябессознательногопри созданиикаменных образов, целительныхпо своей сущности, так как они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. С точки зрения М.Л.фон Франц, К.Г.Юнга происходит самолечение, самоисцеление, «отрабатывание» своих проблеми таким образом преодоление внутреннего кризиса. В народных традициях каждого народапридавалось большое значение сохранению здорового поколения, физически полноценного человека как фактора обеспечения его безопасности в развитии рода. Идея гармонии человека основывалась на эмпирических, религиозных, магических представлениях и имеетприродоохранительный характер. Ориентация камнетерапиина гармонию с природой, прежде всего, способствовала стремлению сохранить природу, обеспечить ей безопасность и осознанию зависимости человеческой жизни от природных сил.В народных традициях общечеловеческих ценностейкамень служил неиссякаемым источником и гарантом безопасной жизни. Именно в единстве с природой воспитывалось умение человека разумно относиться к своему здоровью, исходя не только из религиозных и мировоззренческих установок, но и из своей жизненной практики, внутренней культуры личности.Следовательно, ценности воспитательного воздействия камнетерапии способствуют формированию самосознания в образовательном пространстве.Таким образом, камнетерапия рассматривается нами как источник обеспечения психологического здоровья, что позволило сделать следующие выводы. Вопервых, камнетерапия отражает идеи ориентации человека в сторону психологического здоровьяличности. Вовторых, в камнетерапиизаключен нравственный идеал, нравственный образец, который способствует обеспечениюпсихологического здоровьячеловека в культуре психолого педагогическогообщения как общечеловеческойценности. Совокупность камнетерапии как средства воспитаниясоставляет социальную и психологопедагогическую систему, которая органическивзаимосвязана с национальной культурой и общей культурой человечества. Познание особенного в народных традициях позволяетличности безопасно адаптироваться в образовательном пространстве, проявляя толерантностьи уважение, быть своим в этом социуме. Единство уникальности и всеобщности вфункционирующих ценностях культуры человека и создает условия для развитияздоровой картинымира. Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всегочеловечества, в которых выражено представление о добре, мире, прекрасном,истинном. Общечеловеческие ценности являются специфическими объектамипознания, благодаря чему повышается эффективность их освоения личностью.Следовательно, обеспечение психологического здоровья вобразовательном пространственаоснове камнетерапиив развитии личности призвано: возвысить и приумножить человеческий потенциал;сформировать у каждого активного носителя человеческого капиталасистему общеобразовательных знаний, трудовых умений, приемов творческой деятельности на основе мировыхтрадиций;обеспечить интерактивное взаимодействие людей в формировании системыпрофессиональных знаний и умений;создать условия для реализации интеллектуальныхпотребностей человека и его всестороннего развития.
Ссылки на источники1.Широкова Н.С. Мифы кельтских народов[Текст]/ Н.С. Широкова. М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005. C. 566.2.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа [Текст]/ Е.Е. Левкиевская. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. C. 528.3.Черняева, А.В. Социокультурные и психологические предпосылки камнетерапии как объекта психической реальности// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. №7, с.107120.4.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]/ А.Л.Сиротюк. М.: ТЦ «Сфера», 2008.128 с.5.Юнг К.Г. Человек и его символы [Текст]/ Карл Густав Юнг, МарияЛуиза Фон Франц, Джозеф Л. Хендерсон; Пер.с нем. И.Н.Сиренко М.: Медков, 2013. 352 с.6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2009. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2009. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).8.Выготский Л.С. Педагогическая психология[Текст]/Под ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова. М. ПедагогикаПресс, 1999. 536с.
Anna Chernyaeva,
head of the socialpsychological center, a senior lecturer inpedagogy and methodology ofvocationaltrainingFGBOU VPOVolgograd StateAgricultural University, VolgogradAMBA81@mail.ruStone therapy as the common value inmental healthof theperson in thecultural andeducational spaceAbstract.In articleanalyzesthe problem ofa culture ofpsychological healthof the person interms of innovativedevelopment.The author examines therolestone therapyin providingmentalhealth of individualsin the educational space, justifiesthe process of learningthe valuesof worldtraditionsin the education ofhuman cultureinthe formation ofa safebehavior of the individualin the modern world, reveals the content stone therapy conducive tothe formationof the psychologicalhealth ofthe individual insociety.Keywords:cultstones, stone therapy,psychological health, educational space, innovation, values, culture, personality, society.
Камнетерапия как общечеловеческаяценность в обеспечении психологического здоровья личности вкультурнообразовательном пространстве
Аннотация.В статье анализируется проблема воспитания культуры психологического здоровьяличности в условиях инновационного развития общества. Автор рассматривает роль камнетерапиив обеспечениипсихологического здоровьяличности в образовательном пространстве; обосновывает процесс познания ценностей мировыхтрадиций в воспитании общечеловеческой культуры в безопасном становлении поведения личности в современном мире; раскрывает содержание камнетерапии, способствующейформированию психологического здоровьяличности в социуме.Ключевые слова:культ камня,камнетерапия, психологическое здоровье, образовательное пространство, инновации, ценности, культура, личность, социум.
В современных условиях инновационного развития общества актуальной,на наш взгляд,является проблема сохранения психологического здоровья личности. Связаноэто, прежде всего, с тем, что современный российский человек оказался в ситуации глобальной коммуникации. Результатом можно считать такие факторыкак ядерные угрозы, моральная безответственность, переоценка роли пола, эксперименты с генными кодами имногие другие, чтоявляется не только следствием внутриличностных проблем людей, а ведет кусловиям, в которых человек может потерять не только свои социальные, но и биологически видовые свойства. Эта тенденция создает благоприятную среду для негативной автономии, дезинтеграции и отсутствию жизненных ориентиров, то есть обнаруживает себя в различных формах: депрессии, апатии, бессмысленной жестокости, всевозможныхформах зависимости, беспомощности, стремления убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, употреблении алкоголя и наркотиков, сексуальных извращениях.Ситуацияглобализации и информатизации современного мира в образовательном пространстве социума позволяет переосмыслитьвесь уклад жизни и деятельности людей в определенном культурноисторическом пространстве.По утверждению исследователей В. И. Гинецинского, Ю. С. Давыдова, А.П. Лиферова следует признать необходимость построения стратегии интеграции мирового образования на выборе для каждой части мирового образовательного пространства наиболее доступных на данный момент форм участия, с признанием разноуровневости этого процесса. Стремление к международной интеграциив образовании, по нашему мнению, будет результатомразвития и углубления процесса интернационализации и доведения его до уровня интеграции национальных образовательных систем, которые будут способствовать снижению психологической напряженностисоциума, конфликтности в обществе, обеспечению безопасности и поликультурной компетентности личности.Интерактивное взаимодействие субъектов образовательной системы качественно изменяет ориентацию образования и способствует сохранениюпсихологического здоровья, созданию единого культурнообразовательного пространства. Понятие интерактивности в данном случае означает, чтоодной из ведущих особенностей выступает взаимодействие между ее участниками посредствам вербального канала коммуникации и визуальных образов. При этом основой для интеграции и координации совместной деятельности и развития интересов каждой личности в образовательном пространстве являются: изучение психолого педагогических инноваций;обмен научнойинформацией о достижениях и передовомопыте в области образования;соотнесение, адаптация и конкретизацияпсихолого педагогических явленийи процессов.Обращение к процессу познания ценностей камнетерапии с точки зрения общечеловеческой культуры содержательно обеспечит психологическое здоровьеличности в современном мире.Помимо того, что у людей одно и то же строение, трудно себе представить, какие общие психологические свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.На всем протяжении своей истории человечество сначала в верованиях, затем и в фактах использовало разнообразные представления о влиянии определенного ритуала, обряда, культа на целебную силу в лечении души и тела. Заметную роль в этом сложном пучке духовных практик, которые впоследствии приведут к развитию камнетерапиикак детерминанты социокультурного и психологического становления личности, как пути «врастания» в культуру, как социальноадаптивного процесса в условиях образовательного пространства, в качестве своеобразной точки отсчетаиграет культ камня.С целью определить, с чем ассоциируется упоминание камня, в том числе и в образовательном пространстве, мы провели опрос среди студентов Волгоградского государственного аграрного университета.В опросе, который проводился в сентябре декабре 2012 года, приняли участие студенты очной формы обучения 1 3 курсов в возрасте от 17 до 20 лет. В ходе опроса у респондентов в 98% ответов присутствует сравнение камня с твердостью, силой, мощью, твердыней. Камень в образовательном пространстве у 85% респондентовсопоставляетсяс познанием:«грызть гранит науки», «Сизифов труд». В чем причина такихассоциаций?Многочисленные камни, усеивающие земли, связаны с религиозными традициями, которые уходят в седую древность, тянутся непрерывно через неолит и бронзовый век, через кельтский и римский периоды вплоть до эпохи средневековья и сохраняются в народных обычаях Европы нового времени. Культ камней является одной из самых древних религий человечества. Для первобытного человека не было ничего более вечного, более благородного или внушающего больший ужас, чем величественная скала или имеющая какиенибудьстранные очертания гранитная глыба. В величии камня, в его твердости, в его форме и цвете человеку чудились реальность и сила какоготоиного мира. Люди поклонялись камням, потому что видели в них средоточие сверхъестественной энергии, которая может помочь, защитить ихсамих или их мертвых. Свидетельством о древности самой традиции культа камней является ее важное место в мифологической традиции различных народов. Однако «древняя» отнюдь не означает «примитивная». От упреков в примитивности культа камней защищал французский философ Рене Генон (18861951), один из самых оригинальных мыслителей XX в., создатель теории традиционализма. Эта теория получила название от слова «традиция», которым Генон обозначал особое философское понятие, разработке которого он посвятил всю свою жизнь. По мнению Генона, наш земной мир, с одной стороны, является лишь частью сложной системы универсума, с другойон представляет собой уменьшенную проекцию архетипапринципа. Развитие мира и человечества происходит циклами. В начале цикла, которыйв грекоримской традиции отождествляется с «золотым веком», изначальная (примордиальная) традиция и представляющие ее принципы предстают во всей своей полноте [1]. Таким образом, доисторические народы находились в состоянии, гораздо более близком к Принципу, чем пришедшие после них. То, что низшая мифология упорно сохраняет культ камней и символы, с ним связанные, свидетельствует о том, что она тоже не утратила связи с принципами изначальной традиции.Психологи и культурологи признают, что культ камня какпрообраз камнетерапии обращается к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру создаваемых образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызывает представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через средства камнетерапии, способны захватить человека с особенной полнотой и силой[2]. Этим в большой мере определяется социокультурная ценность культа камня, еговоспитательная и преобразующая роль (М.Ф. Альбедилъ, 1996; Л.С. Выготский, 1991; В.В. Дементьев, 2008; Е.Е. Левкиевская, 2000;Н.С. Широкова, 2005; К.Г.Юнг, 1961 и др.)[3]. Открывая внутренний мирличности средствами камнетерапии, мыприобщаемсяк наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Использование средств камнетерапии способствует актуализации коммуникативной деятельности особого рода, познания в чувственных образах, передаваемых посредством образа, в образной форме. Специфика деятельности с камнем вовсе не состоит просто в познании науровне чувственных образов и еще менее в переводе его на язык образов, которые в этом случае становятся символами. Камнетерапия направлена на творческое преобразование и совершенствование действительности и самого себя. Ценность камнетерапии в коммуникативной деятельности и развитии личности, заключается именно в ее образовательном, воспитательном, общекультурном значении при актуализации духовноэстетических и творческих сил человека.Исследования С.Л.Рубинштейна, С.Н.Шабалина, Ф.С. Розенфельда обнаружиливнутреннюю связь «активного осязания» слепоглухонемых детей в построении скульптур отражающих окружающую действительность. Воздействие на сенсомоторный уровень тонкой моторики рукс учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций(П.Н. Анохин, В.М. Бехтерев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.Р. ЛурияИ.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Л.Сиротюк, В.А. Сухомлинский)[4]. Актуализация и закрепление любых телесных навыков оптимизирует эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции. С.Л.Рубинштейн рассматривает это как специфическое чувство познания материального мира «работающей и познающей рукой», с эмоциональным переживанием в сознании, свойственное человеку. Автор указывает на важное значение совместных мышечносуставных и кинестетических ощущений в жизненном, психологическом, общекультурном опыте личности.Система психологических занятий с камнем, позволяет не только актуализироватьличностный, творческий потенциал человека, но и способствуетэстетическомуотношениюк окружающей действительности.Причудливые культовые каменные изваяния созданные игрой природы (скульптуры Вологодского Кремля) и воображением нижегородских мастеров («Музей камня» с.Борнуково) являются ярким духовных стимулом для воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Арттерапевтические занятия на которых основным материальным носителем является камень, можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущую в себе традицию из глубокой древности, продолжающую и развивающую ее в иных исторических условиях.
К.Г.Юнг в начале ХХ в. уделил особое внимание психотерапевтическим возможностям игр с камнем, которые он использует в качестве одного из методов работы «элементов сознания в подсознании», связанных с творческой жизнью, посредством отреагирования подавленных эмоций через обогащение сенсорного опыта.Психотравмирующий опыт, который таится в глубине бессознательного может ожить в игре с камнем наряду с личными знаковыми понятиями [5]. М.Л.фон Франц (2012) указывает, что «люди с незапамятных времен собирали камешки необычного цвета или формы … почитали некоторые из них обителью жизненной силы, окруженной загадочностью».Камнетерапия воссоздает одну из некогда утерянных форм психотерапии, являясь способом предъявления изменений психологических особенностей современного человека. Так, по мнению С.Л.Рубинштейна действительность: «…вырастает на основе опосредования историческим человеком всей прошлой общественной практики, в процессе которой переделывается и чувственность человека» [6]. Мы придерживаемся того мнения, что рассмотрение влияния средств камнетерапии на творческий подъем оказывает мощное влияние на психологию личности. Возможно на первый взгляд это весьма спорное утверждение, все же следует признать, что данный инновационный подход, применим к категориям человеческого опыта, как анализ ситуативных переживаний, а также развития личностных качеств студентов в различных сферах в частности психологической, психосоматической и духовной. С другой стороны, психологическое обеспечение личностного развития, стремится к постоянной готовности пересматривать старую информацию сквозь призму настоящего момента.Очень важным моментом следует считать обращение камнетерапии к личному творческому началу личности, стремление к психологическим изменениям, выражая при этом утраченные традиции мировой культуры.Видимая причина переживаний характерных для личности, как правило, вытеснена и обнаруживается при детальном анализе предшествующих возникновению причин и условий этих переживаний. В связи с тем что психологическая жизнь человека в системе материальных и духовных ценностей занимает лидирующее положение, следует предполагать, что и неосознаваемые внутренние переживания связанные с субъектами образовательного пространства, занимают в личностном опыте исключительную позицию. Только будучи пережитым и «выстраданным» переживание включается и приобретает определенный смысл в личностном плане, как существенный фактор в формирование личности и уже в контексте личной жизни индивида открывает такие аспекты внешнего мира как единство чувственного и логического, индивидуального и социального [7].Как отмечает Л.С. Выготский: «…наши переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть канализирована посредством экспрессивных искусств, являющихся мощным средством для обнаружения, проживания и принятия «темных» аспектов нас самих, а самопринятие имеет первостепенное значение для развития способности к сочувствию и состраданию другим» [8]. К настоящему времени в отечественной психологической практике накоплен значительный опыт использования разных видов творчества в терапевтических, корректирующих и развивающих целях. Несмотря на тот факт, что проведено много исследований отечественными и зарубежными ученымив области психологии, целостнаяконцепцияпсихологического воздействия камня, которая отвечала бы запросам философской, культурологической, психологической и т.д. мыслиотсутствует. Это определяет особенности камнетерапии как технологии обеспечивающей личности баланс и помощь выявления «величайших страстей, которые не нашли себе» выхода. Камнетерапия способствует развитию личности и одухотворению интерактивных взаимоотношений субъектов образовательного пространства.В целом можно сказать, что, когда мы постигнем первозданность как независимое бытие, как то, что одушевляет и пронизывает глубочайшую жизнь человека, перед нами откроются пути, которые прежде невозможно было вообразить. Камнетерапия способна обратиться к этой врожденной духовной, творческой сущности в самой сердцевине личности.Взаимодействие с камнем, создание или отказ от созданияобраза, проговариваниев этом момент все несет определенную информацию. Созданный «образ внутреннего мира» отражается во внешнее пространство в виде символической картины, то есть происходит отреагирование существующих нерешенных проблем. Осмыслениесодержаниябессознательногопри созданиикаменных образов, целительныхпо своей сущности, так как они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. С точки зрения М.Л.фон Франц, К.Г.Юнга происходит самолечение, самоисцеление, «отрабатывание» своих проблеми таким образом преодоление внутреннего кризиса. В народных традициях каждого народапридавалось большое значение сохранению здорового поколения, физически полноценного человека как фактора обеспечения его безопасности в развитии рода. Идея гармонии человека основывалась на эмпирических, религиозных, магических представлениях и имеетприродоохранительный характер. Ориентация камнетерапиина гармонию с природой, прежде всего, способствовала стремлению сохранить природу, обеспечить ей безопасность и осознанию зависимости человеческой жизни от природных сил.В народных традициях общечеловеческих ценностейкамень служил неиссякаемым источником и гарантом безопасной жизни. Именно в единстве с природой воспитывалось умение человека разумно относиться к своему здоровью, исходя не только из религиозных и мировоззренческих установок, но и из своей жизненной практики, внутренней культуры личности.Следовательно, ценности воспитательного воздействия камнетерапии способствуют формированию самосознания в образовательном пространстве.Таким образом, камнетерапия рассматривается нами как источник обеспечения психологического здоровья, что позволило сделать следующие выводы. Вопервых, камнетерапия отражает идеи ориентации человека в сторону психологического здоровьяличности. Вовторых, в камнетерапиизаключен нравственный идеал, нравственный образец, который способствует обеспечениюпсихологического здоровьячеловека в культуре психолого педагогическогообщения как общечеловеческойценности. Совокупность камнетерапии как средства воспитаниясоставляет социальную и психологопедагогическую систему, которая органическивзаимосвязана с национальной культурой и общей культурой человечества. Познание особенного в народных традициях позволяетличности безопасно адаптироваться в образовательном пространстве, проявляя толерантностьи уважение, быть своим в этом социуме. Единство уникальности и всеобщности вфункционирующих ценностях культуры человека и создает условия для развитияздоровой картинымира. Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всегочеловечества, в которых выражено представление о добре, мире, прекрасном,истинном. Общечеловеческие ценности являются специфическими объектамипознания, благодаря чему повышается эффективность их освоения личностью.Следовательно, обеспечение психологического здоровья вобразовательном пространственаоснове камнетерапиив развитии личности призвано: возвысить и приумножить человеческий потенциал;сформировать у каждого активного носителя человеческого капиталасистему общеобразовательных знаний, трудовых умений, приемов творческой деятельности на основе мировыхтрадиций;обеспечить интерактивное взаимодействие людей в формировании системыпрофессиональных знаний и умений;создать условия для реализации интеллектуальныхпотребностей человека и его всестороннего развития.
Ссылки на источники1.Широкова Н.С. Мифы кельтских народов[Текст]/ Н.С. Широкова. М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005. C. 566.2.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа [Текст]/ Е.Е. Левкиевская. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000. C. 528.3.Черняева, А.В. Социокультурные и психологические предпосылки камнетерапии как объекта психической реальности// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. №7, с.107120.4.Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]/ А.Л.Сиротюк. М.: ТЦ «Сфера», 2008.128 с.5.Юнг К.Г. Человек и его символы [Текст]/ Карл Густав Юнг, МарияЛуиза Фон Франц, Джозеф Л. Хендерсон; Пер.с нем. И.Н.Сиренко М.: Медков, 2013. 352 с.6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2009. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии[Текст]/С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2009. 713 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).8.Выготский Л.С. Педагогическая психология[Текст]/Под ред. Л. М. Штутина, Л. М. Малова. М. ПедагогикаПресс, 1999. 536с.
Anna Chernyaeva,
head of the socialpsychological center, a senior lecturer inpedagogy and methodology ofvocationaltrainingFGBOU VPOVolgograd StateAgricultural University, VolgogradAMBA81@mail.ruStone therapy as the common value inmental healthof theperson in thecultural andeducational spaceAbstract.In articleanalyzesthe problem ofa culture ofpsychological healthof the person interms of innovativedevelopment.The author examines therolestone therapyin providingmentalhealth of individualsin the educational space, justifiesthe process of learningthe valuesof worldtraditionsin the education ofhuman cultureinthe formation ofa safebehavior of the individualin the modern world, reveals the content stone therapy conducive tothe formationof the psychologicalhealth ofthe individual insociety.Keywords:cultstones, stone therapy,psychological health, educational space, innovation, values, culture, personality, society.