Развитие лидерского потенциала подростков через органы самоуправления ВДЦ «Орленок»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Минская А. А. Развитие лидерского потенциала подростков через органы самоуправления ВДЦ «Орленок» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54318.htm.
Аннотация. В данной статье представлен опыт психолого-педагогичекой деятельности по развитию лидерского потенциала подростков через участие их в органах самоуправления детского лагеря «Штормовой» ВДЦ «Орленок».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Минская Алина Александровна,педагогпсихолог, учебнометодический центр, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»alisha01@mail.ru

Развитие лидерского потенциалаподростковчерез органы самоуправления ВДЦ «Орленок»

Аннотация.В данной статьепредставлен опыт психологопедагогичекойдеятельности по развитию лидерского потенциала подростков через участие их в органахсамоуправления детского лагеря «Штормовой» ВДЦ «Орленок».Ключевые слова:органы самоуправления, подростки, лидерский потенциал, детский лагерь.

Всероссийский детский центр «Орлёнок» это Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. «Орлёнок» круглогодично принимает на отдых и оздоровление детей и подростков с 6 до 17 лет из всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, принадлежащих разным социальным слоям и группам. В "Орлёнке" одновременно могут отдыхать 3500 ребят летом и 1200 зимой. Продолжительность смены зимой 21 день или 30 дней, летом 21 день. Все дети, приезжающие в «Орлёнок», распределяются по отрядам по 2530 человек.[4]В «Орлёнок» приезжают подростки из всех регионов России. Здесь реализовываются педагогические программы федерального, международного, регионального уровней. Приезжая в центр, подросток попадает в ситуацию социального выбора, где максимально проявляютсяего характеристикиличности, где необходимо заявить и утвердить свою социальную роль, где сама обстановка заставляет действовать и демонстрировать себя. И все те условия, в которых он живет и действует, становятся для развивающейся личности факторами воспитания и развития, а инструментом поддержки этого развития становится содержание деятельности временного детского объединения. Важным для современного Центра становится многообразие содержания, видов и средств педагогической деятельности, отвечающих требованиям современных вызовов общества. В «Орленке» ведётся системная работа по созданию благоприятной среды для самоопределения ребенка, предоставляющая возможность ему стать лидером в избранной сфере деятельности. Это обеспечивается личностноориентированным подходом к каждому ребенку и учетом особенностей ситуацииего развития.В целях мониторинга социальнопсихологической атмосферы в детских лагерях «Орленка» работает учебнометодический центр по психологопедагогическому направлению.

Основной задачей учебнометодического центра является обеспечение психологопедагогического сопровождения образовательнооздоровительных программ детских лагерей и тематических проектов для адаптации их содержания и способов работы к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям подростков, отдыхающих в «Орленке». В своей деятельности учебнометодический центр выполняет следующие функции: диагностическая, профилактическая, просветительская, развивающая, консультативная,методическая.Направления работ по психологопедагогическому сопровождению:

Психологическое просвещение формирование у всех субъектов образовательнооздоровительного процесса потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности.Осуществляется через: лекционнопрактические занятия, беседы, семинары, работу профориентрационного центра, предоставление возможности работы с методической библиотекой, создание электронной папки специализированных материалов.

Профилактическая работа

предупреждение возникновения явлений дезадаптации всех субъектов образовательнооздоровительного процесса, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогов, пропаганде здорового образа жизни и предупреждению асоциальных явлений в подростковомолодежной среде.Осуществляется через: наблюдения за подростками во время обходов,проведение профилактических акций, разработку рекомендаций работы с различными категориями подростков, проведение профилактических занятий (снятие психоэмоционального напряжения, разрешение конфликтной обстановки в группе) и т.д.

Диагностическая работа –проведение диагностических исследований развития личности субъектов образовательнооздоровительного процесса для определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в личностном и профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Диагностическая работа проводится как с отдельными субъектами образовательнооздоровительного процесса, так и с группами детей, подростков, молодежи и педагогов.Осуществляется через:плановые диагностические исследования, диагностики по запросу подростков, педагогов, административных групп детских лагерей и администрации Центра, мониторинговые исследования.

Развивающая деятельность воздействие на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности всех субъектов образовательнооздоровительного процесса, осуществляемое как самостоятельно специалистами Службы, так и на основе совместной деятельности с врачами, педагогами дополнительного образования, инструкторами по физической культуре и др. категориями специалистов Центра.Осуществляется через:проведение развивающих занятий (по авторизованным программам специалистов Службы или разовым занятиям) для основного контингента детей, коррекционноразвивающих занятий с детьми особых категорий (по специализированным программам сопровождения) и т.д.

Консультативная деятельность –оказание помощи всем субъектам образовательнооздоровительного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.Осуществляется через:проведение индивидуальных и групповых консультаций по индивидуальному обращению подростков, педагогов и сотрудников Центра.Методическая деятельность –обеспечение деятельности педагогов детских лагерей и других воспитательских отделов Центра научнометодическими и учебнометодическими материалами и разработками в области психологии.

Осуществляется через: разработку новых занятий, лекционно практических практикумов и семинаров, листовок, сборников и т.д.[1]Обучаясь в университете, я параллельно работаю в учебнометодическом центре ВДЦ «Орленок» в должности педагогпсихолог. Работая в команде профессионалов уже в течение 2х с половиной лет, мы непосредственно взаимодействуем с детьми и педагогами на протяжении всей смены, как в группе, так и индивидуально, что позволило мне приобрести бесценный опыт работы с детьми разных категорий и возрастных групп.Предлагаю рассмотреть, на примере деятельности детского лагеря «Штормовой» реализуемую мной психологопедагогическую работу с представителями детских органов самоуправления. Для начала, необходимо коротко осветить специфику деятельности детского лагеря «Штормовой» и методы реализации педагогической работы с органами самоуправления. В работе органов самоуправления реализуются различные тематические проекты, в которых принимает участие от 40 до 200 человек. Общее количество ребят делится по отрядам экипажам.В основе тематического проекта смены –элементы несения вахтенной службы на корабле. Вахтенная служба обеспечивает управление судном (детским лагерем), его безопасность, производственную (образовательную и оздоровительную) деятельность, предотвращение загрязнения окружающей среды, дисциплину и порядок на судне и в каждом экипаже (отряде).В течение смены в детском лагере «Штормовой» действуют различные объединения, в состав которых входят представители каждого экипажа: совет командиров, совет боцманов, совет физоргов, совет баталеров, совет экологов, совет хранителей традиций, прессцентр.

Деятельность органов самоуправления направлена на межличностное взаимодействие, развитие и становление личностного и духовного потенциала подростка.

«Совет боцманов» (по два представителя от каждого экипажа: мальчик и девочка) осуществляет решение хозяйственных вопросов жизнедеятельности, а также поддержание чистоты и порядка в лагере. Совет работает во взаимодействии с Заместителем начальника лагеря по административнохозяйственной части, врачом лагеря, дежурным по территории и дежурным администратором.Совет физоргов(по два представителя от каждого экипажа: мальчик и девочка) осуществляет организацию дел спортивной направленности (утренняя зарядка, спортивные часы, соревнования), пропагандирует бережное отношение к своему здоровью, актуальность физического самосовершенствования.«Совет экологов» (по одному представителю от экипажа) –изучает проблемы экологии, проводя прикладные исследования и участвуя как в выездных, так и «орлятских» мероприятиях экологической направленности.«Совет баталеров» (по одному представителю от экипажа) –осуществляет организацию дежурства, поддержание порядка и культуры поведения на камбузе (столовой).«Совет хранителей традиций» (по одному человеку от экипажа) –неуклонно следит за сохранением традиций морского флота в детском лагере «Штормовой».За деятельность прессцентраотвечают «старпомы» 2 представителя от экипажа. В сферу деятельности данного объединения подростков входит освещение происходящих в течение смены ярких и интересных событий, организация встреч с интересными людьми, оперативное оповещение о новостях лагеря.«Совет командиров» (4 представителя от экипажа) осуществляет руководство жизнедеятельностью лагеря, поэтапное планирование жизни экипажа в течение смены, организацию выполнения плана, контроль над выполнением принятых решений. В данной статье я хочу сделать акцент на моей организации психологопедагогической работы с советом командиров. [3]В течение смены мною был разработан и реализован комплекс занятий с элементами тренингана развитие лидерского потенциала подростков:обучающее занятие с элементами тренинга «Возрастные особенности подростков». Ребята получают информацию об особенностях поведения и восприятия окружающего мира подростков младшего, среднего и старшеговозраста; а также на практике проигрывают игровые технологии по различным ведущим видам деятельности возрастных этапов.просветительское занятие с элементами тренинга «Как создать команду», способствующее развитию организаторских навыков. Во время занятия подростки знакомятся с особенностями каждого этапа развитие команды на основе модели развития коллективаА.Н. Лутошкина и знакомятся с игровыми техниками позволяющими организовать команду для достижение поставленной цели.развивающее занятие с элементами тренинга «Команда», направленное наразвитие навыков командного взаимодействия ивыявление лидерского потенциала у подростков. Для более эффективного и слаженного взаимодействия всех членов совета капитанов было разработано данное занятие. Здесь представлены тренинговые технологии, направленные надостижение единой цели совместными усилиями, позволяющие подросткам осознать важность командного взаимодействия и доверительное отношение в команде.обучающее занятие с элементами тренинга «Общение», направленное на развитие навыков конструктивногообщения.Подростки знакомятся с приёмами выстраивания конструктивного взаимодействие с собеседником и техниками активного слушания.развивающее занятие с элементами тренинга «Гармония», направленное на обучение способам сохранения и поддержания психологического здоровья. занятие с элементами релаксации и визуализации «Розовый куст», направленное на знакомство со способами регуляции эмоционального состояния. Ребята узнают о способах регуляции эмоционального состояния. Также данное занятие позволяет снять интеллектуальное и эмоциональное напряжение участников органов самоуправления через элементы арттерапии.Сама работа совета командиров оценивается самими ребятами с помощью ряда психологопедагогических методик: а) диагностика профессиональной направленности личности (опросник Голланда); б) диагностика типа темперамента (модификация опросника Г. Айзенка);в) психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой); г) диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин); д) диагностика «Я лидер» (автор М. Богуславская, адаптация А.А. Минская). В данной статье далее будут представлены результаты методики «Я –лидер». [2]Подросткам предлагается ответить на ряд вопросов, которые отражают качества и умения лидера, такие как: умение управлять собой, осознание цели, наличие творческого подхода, степени влияния на мнение окружающих, умение работать в группе, знание правил организаторской работы, развитость коммуникативных способностей и понимание кто такой «лидер» в целом. По результатам этой диагностики можно сделать вывод о том, насколько развито то или иное качество. Тест проводится в два этапа с целью отследить динамику развития лидерских качеств и умений по результатам работы детей в органах самоуправления. Первый этап проводится на первом собрании командиров, чтобы замерить уровень развития указанных выше качеств и умений. Второй этап проводится на последнем собрании совета в конце смены, позволяет отследить степень развития тех же качеств и умений и на основании этого сделать выводы о том, насколько была эффективна работа с советом командиров в течение смены.В качестве примера в диагностическом исследовании, которое мною проводилось в 12 смену (декабрь) 2013 года, приняло участие20 членов совета командиров. Были получены следующие результаты:творческое начало стало более выраженным по сравнению с первым этапом у 10% подростков; более развитыми стали коммуникативные умения и более ясным стало понимание того, кто такой «лидер» у 15% респондентов; у 20% ребят на втором этапе по сравнению с первым повысился общий уровень развития качеств и умений лидера, «умение управлять собой», «осознание цели»;

на 25% развились такие умения и качества как: «степень влияния на мнение окружающих», «умение работать в группе», «знание правил организаторской работы»;отрицательной динамики зафиксировано не было.Данные результаты могут свидетельствовать о том, что тематический проект смены и созданные педагогическим коллективом условия способствовалиразвитию выше перечисленных качеств и умений лидера.

Ссылки на источники1.Положение об учебнометодическом центреФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».2.Рабочая книга педагогапсихолога детского лагеря: из опыта работы социальнопсихологической службы ВДЦ «Орленок». Авторский коллектив. / Под общей редакцией Джеуса А.В. к.пс.н., Зубахина А.А. к.п.н., Сайфиной А.А., Яблоковой А.В. –ВДЦ «Орленок» 2013 –256 с.3.Тематический проект 12ой смены 2013 года «Во славу героев Андреевскогофлага» комплексной программы педагогической деятельности детского лагеря «Штормовой»на 20132014 гг.4.http://www.centerorlyonok.ru

Alina Minskaya,

teacherpsychologist, educational and methodical center of the RussianChildren's Center"Orlyonok"alisha01@mail.ruDevelopment of leadership skills of teenagersthrough local selfgovernment bodiesof the RussianChildren's Center"Orlyonok"Abstract.The article represents the experience of psychological and pedagogicalactivity aimed to the development of leadership qualities in teenagersby their participation in local selfgovernment bodies of children's camp Shtormovoi at RCC "Orlyonok". Key words:selfgovernment bodies, teenagers, leadership, children's camp.