Интеграционные процессы профессионального образования в контексте развития идей обучающегося города
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исламова
З.
И.,
Шагиева
Л.
И. Интеграционные процессы профессионального образования в контексте развития идей обучающегося города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
286–290. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54317.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены ведущие концепции современного образования, такие как «Обучение на протяжении всей жизни», «Обучение для всех», «Обучение без границ», «Обучающиеся города». Особое внимание обращается на идеи концепции непрерывного профессионального образования, которая лежит в основе деятельности университета БГПУ им. М. Акмуллы. Проанализированы характерные особенности обучающихся городов и регионов, и сделан вывод о том, что только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитие многоуровневого профессионального образования в контексте обучающихся городов.
Ключевые слова:
экономика, непрерывное профессиональное образование, обучающиеся города, обучающееся сообщество, основанная на знаниях, обучение в течение жизни
Текст статьи
Исламова Зульхиза Исмагиловна, кандидат педагогических наукпрофессор, ФГБОУ ВПО«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»,г. Уфа
izi99@mail.ru
Шагиева Ляйсан Ильфатовна,студентка,ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа shagieva92@bk.ru
Интеграционные процессы профессионального образования в контексте развития идей обучающегося города
Аннотация. В статье рассмотрены ведущие концепции современного образования, такие как «Обучение на протяжении всей жизни», «Обучение для всех», «Обучение без границ», «Обучающиеся города». Особое внимание обращается на идеиконцепции непрерывного профессионального образования, которая лежит в основе деятельности университета БГПУ им. М.Акмуллы.Проанализированы характерные особенности обучающихся городов и регионов и сделан вывод о том, что только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитиемногоуровневого профессионального образования в контексте обучающихся городов.Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование,обучающиеся города, обучающееся сообщество, экономика, основанная на знаниях, обучение в течение жизни.
В последние годы проблематика непрерывного образования привлекает внимание не только академического сообщества, но и правительственных организаций. Это связано с тем, что большое количество молодых людей в нашей стране вынуждено после окончания учебного заведения заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. Напротяжении многих лет концепция «Проблема непрерывного образования» привлекала внимание многих академических сообществ. Это связано прежде всего с тем, что ведущим приоритетом, то есть ценностным ориентиром развития молодых людей всегда остается познание знаний, стремление к знаниям и новизне. Однако уровень социальноэкономического развития позволил создать стереотип в обществе, когда достаточно было закончить один вуз и получить один диплом как путевку в профессиональную жизнь. В настоящее время ситуацияизменилась: социальноэкономическая и социальнообразовательная ситуация настолько изменилась, ускорилась, что знания, получаемые ввузе устаревают в стенах вуза. Образовательная,психологопедагогическая ситуация такова, что потребность в постоянном повышении знаний, восполнении технологий приобрелатакие темпы, что выпускник после окончаниявуза и в процессе обучения в нёмуже нуждается в обогащениизнаний других специальностей, профилей, слушании. Настало время, когда должна смениться система вузовскогообразования, но и система образовательной политики в целом. Настало времяинтегрированных вузов, занимающих ключевые позиции консолидации и системообразующие позиции в системе обучающихся сообществ. Изменились темпы и социльноэкономического развития, что позволило восстановить приоритеты знания, постоянного поискановой информации и овладения инновационными технологиями, инициирующими и усиливающими изменениямииного видения многоуровневых моделей образования. Анализпередового опытапоказывает, что наиболее существенныерезультатыв этом направлениидостигли инициации в рамках развития концепции обучающихся городов.
Современное профессиональное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых модернизационными и интеграционными процессами в обществе, ориентированном на экономику знаний. Одной из тенденцийего развития является становление региональной системы непрерывного многоуровневого профессиональногообразования в контексте ведущих парадигм современного образования: «Обучение напротяжении всей жизни», «Обучение для всех», «Обучение без границ», «Обучающиеся города». Понятие "обучающееся сообщество в регионе" следует рассматриватьв одном контекстес широко употребляемыми в настоящее время понятиями: "обучающееся общество", "обучающаяся организация", "обучающиеся города", "обучающиеся регионы", "экономика, основанная на знаниях","инновационная экономика".Именно эти идеи отражают ключевой смысл концепции непрерывного профессионального образования, которая лежит в основе деятельности нашего университета.Наш вуз также осуществляет успешные попытки в рамках концепции непрерывного профессионального образования. В её русленаш вуз функционирует более 20лет. Под непрерывным образованием нами понимается процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих реализацию потребностей личности и общества.Основными педагогическими принципами концепции непрерывного профессионального образования, так же как концепции «Обучающийся регион», выступают интеграция, доступность, открытость, многоуровневость и информатизация. При этом интеграция понимается нами не как формальное объединение структур в количественном укрупнении, а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов в целях качественной подготовки будущих специалистов [1].Для нас важно подчеркнуть, что в контексте непрерывного образования на территории региона формируется единое образовательное пространство, устраняются межведомственные барьеры для решения вопросов развития образования, создаются университетские комплексы, организуется совместная деятельность учреждений профессионального образования разного уровня по учету региональных потребностей. Создание таких систем стало самостоятельным направлением социальной образовательной практики. Данное направление соответствует международной тенденции повышения интегративности системы образования как ведущей концептуальной идеи обучающихся городов в целях оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечения внутренней преемственности между сегментами и уровнями системы, формирования новых типов многоуровневых учебных заведений –образовательных комплексов, которые могут максимально полно удовлетворить потребности в обучении с учетом специфики регионального рынка труда. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование в образовательных комплексах реализуется посредством разработки сопряженных учебных планов по родственным специальностям различных уровней профессионального образования и преемственных рабочих программ учебных дисциплин. Функционирование разноуровневых образовательных комплексов позволяет образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе, адекватно их образовательнокультурной и социальноэкономической направленности, реализуя принципы преемственности и непрерывности, целостности и согласованности, гуманизации и гуманитаризации, интегративности и междисциплинарности, информатизации, вариативности и креативности.Мы убеждены, что только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитиемногоуровневого профессионального образования в контексте обучающихся городов.Мы исходим из того, что устойчивое развитие современной системы профессионального образования возможно лишь в сближении образовательных учреждений, производства, науки и общественных организаций. В этом плане нами создана Педагогическая ассоциация, которая объединила большинство педагогических колледжей, вузов,административных, научных и общественных структур республики.Основной целью БГПУ как координатора и интегратора Педагогической ассоциации выступает аккумуляция и концентрация интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов образовательного пространства для реализации проектов, способствующих социальнокультурному развитию региона в целом и личности в частности.Анализ опыта деятельности Педагогической ассоциации показал, что эффективность интеграционных процессов зависит от успешной реализации следующих задач:
–создание единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и методического сопровождения системы профессионального образования;–координация и управлениеразвитием системы профессионального образованиярегиона;–интеграция науки, образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики знаний Республики Башкортостан;–прогнозирование и мониторинг регионального рынка труда в целях инновационного развития системы непрерывного профессионального образования; –создание депозитария инновационных образовательных информационных ресурсов;–создание системы профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда;–создание специализированного центра подготовки и переподготовки кадрового потенциала системы профессионального образования;–создание консалтинговой службы сопровождения и развития профессиональной компетентности и мобильности субъектов профессионального образования;–информатизация образовательного пространства в условиях многоуровневой интеграции.В практическом плане успешно проводятся конкретные мероприятия по развитию системы непрерывного профессионального образования региона: создание опытноэкспериментальных площадок по разработке новыхмоделей профессионального образования;создание совместных ресурсных центров по проектированию программ подготовки будущих специалистов;совершенствование государственночастного партнерства в сфере подготовки кадров; создание молодежного онлайнфорума «Профессияи карьера»; проведение таких акций и мероприятий, как «Ярмарка вакансий по различным отраслям», «Дни открытых дверей»,Мастерклассы,конкурсы профессионального мастерства; мастерские «Вкус карьеры» по профессиям, востребованным на рынке труда.Модели обучающихся городов весьма разнообразны и зависят от реализуемой концепции. В одних случаях во главу угла ставится подъем культурного уровня и выработка гражданской позиции людей, в других –изучение информационнокоммуникационных технологий, в третьих –содействие экономическому росту в регионе. Есть и другие варианты. Но, как бы то ни было, все они способствуют социальноэкономическому развитию территорий и благотворно воздействуют на людей.Обучающеесясообществоможет быть определено, мы считаем, как "любой город, город или деревня, которые, используя пожизненное обучение,продвигают сотрудничество государственного, частного идобровольногосекторов в процессе достижения согласованной целиобеспечениянадёжного экономическогои социального развития."Обучающиеся города –это те города, которые могут развить динамичное, культурно обогащенное, экономическипроцветающее сообщество, где сохраняются традиционные ценности.Обучающиеся города и регионы особенно активно развиваются в европейских странах. Обучение на протяжении всей жизни –важная часть политики построения активного гражданского общества и социальной интеграции, проводимой Европейским Союзом. Главная стратегическая цель этой международной организации –радикальное преобразование европейской экономики и связанное с ним развитие человеческого капитала. Обучающиеся города и регионы –широко распространенная концепция европейской политики в области образования. Реализуется она в зависимости от особенностей той или иной страны и конкретного территориального образования. Опыт в этой области имеют Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Дания, Италия, Испания, Ирландия, Кипр, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Румыния, Финляндия, Швейцария и другие страны [2].Лидером в развитии идеи обучающихся городов является Япония. В этой стране многие годы доктрина «обучающееся сообщество» развивается как официальная, государственная. Движение городов, население которых учится всю жизнь, началось здесь с маленького городка Какегава, расположенного недалеко от Токио. Для того чтобы люди не уезжали в столицу, власти этого поселения начали привлекать граждан к дальнейшему формальному и неформальному образованию, посещению различных культурных мероприятий и поощрять различные виды коммерческой деятельности. В 1971 году Какегава объявила себя «городом обучения на протяжении всей жизни».В соответствии с этой концепцией пожизненное обучение интерпретируется как культивирование новых отношений, попытка сделать жизнь менее сосредоточенной на работе. Исходя из данной интерпретации, неформальное образование в Какегаве организовано на трех уровнях: городском, районном и подрайонном. Сотрудничество обучающихся городов или регионов –своего рода ключ к достижению поставленных целей. Каждый, действуя в конкретных условиях, накопил опыт создания институтов обучения в течение всей жизни, заинтересованных во взаимодействии и государственночастном партнерстве, научился управлять ими. В ситуации, когда многие европейские страны стремятся децентрализовать основные услуги и передать принятие решений на региональный уровень, опыт одних помогает развитию и процветанию других. К тому же образовательные задачи часто связаны друг с другом и многомерны. Чтобы адекватно их решать, необходимо организовать обмен опытом на уровне государств. Важную роль в этом деле играют европейские сети обучающихся регионов. С одной стороны, они вовлекают в движение новых участников, с другой –способствуют распространению опыта лидеров. Программы обучения,разработанные новыми участниками, субсидируются правительствами европейских стран.Особую значимость в русле концепции обучающихся городов для нас представляет информатизация образовательного пространства региона. В этом плане на базе нашего университета создан и успешно функционирует электронный Информационнообразовательный портал Республики Башкортостан, который представляет собой систему управления и обеспечения образовательного процесса/образования/обучения информационноцифровыми ресурсами (LMS–LearningManagementSystem). Главная цель портала заключается в аккумулировании передового педагогического опыта и статистической информации в едином информационном пространстве для учителей, обучающихся, родителей, а также органов управления образованием.
Рис.1.Информационнообразовательный портал Республики Башкортостан
Анализ зарубежного и российского опыта показал, что в течение последних десятилетий понятие «обучение в течение жизни» («lifelong learning») становится основополагающей целью образовательной политики все большего числа стран. За рубежом традиционный тип студента –молодой человек не старше двадцати пяти лет, обучающийся стационарно, –уходит в прошлое. Уже сейчас в американском высшем образовании 43,5 процента студентов старше этого возраста и 45процентов только частично заняты учебой. Важным стал не столько формальный диплом, сколько гибкость навыков –организация времени, решение проблем, адаптивность.
В мировой педагогике давно утвердились такие понятия: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и другие. К ним тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного обучения в учебном заведении, чередование обучения с другими видами деятельности. Почти все перечисленные термины созвучны с сущностными характеристиками понятия «непрерывное образование», которое традиционно имеет место внедряться на протяжении последних десятилетий. При этом, если раньше НПО нами трактовалось как «профессиональнотехническое», то сейчас это определение приобрело существенную специфику. А именно: направленность на личностное и профессиональное развитие специалиста, непрерывность, последовательность, междисциплинарность, технологии обученияи интегрированный характер.При очевидной направленности всего блока указанных действий на достижение учебного результата подобный алгоритм ориентирован, прежде всего, на преподавателя и, по нашему мнению, функционирует в традиционной модели образования. Вместе с тем важным для личностноориентированной парадигмы является пункт «неопределенность результата», который указывает на невозможность вместить личность в заранее определенные, заданные рамки. Мы считаем, что технология обучения –это система научно обоснованных действий всех, а, прежде всего, активных элементов процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.При организации процесса обучения, с точки зрения технологии С.И. Змеева, активные участники (обучающийся и обучающий) осуществляют определенные операции, которые представляют собой «ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи».Операция выполняется обоими активными участниками процесса обучения и представляет собой сумму их действий. Эти действия являются техническими действиями и рассматриваются как первичные единицы деятельности обучающегося и обучающего. Поскольку данные действия выполняются каждым активным участником процесса обучения самостоятельно, они являются разнонаправленными.Такой подход к пониманию сущности технологии обучения позволяет, на наш взгляд, выделить внутри технологии обучения еще две технологии: технологию преподавания, т.е. организацию процесса обучения как деятельность преподавателя, и технологию учения, т.е. организацию процесса обучения как деятельность обучающегося. Представленные выше структуры технологии обучения соответствуют, в нашем представлении, традиционным, знаниевым технологиям обучения [3].Сегодня любое учебное заведение, в том числе БГПУ им. М. Акмуллы, превращается в конструктора образа жизни, в структуру, дающую личности навыки для непрерывной адаптации. Возникает культура обучения, предполагающая обучение жизни в социуме (social learning), в постоянно меняющейся среде, то есть культура непрерывного обучения.Резюмируя вышесказанное, нам хотелосьбыподчеркнуть, чтодеятельность современного университета, безусловно, ориентирована на реализацию непрерывного профессионального образования, ключевые идеи которой созвучны идеям концепции обучающегося города и региона. Он осуществляетрешительные шаги по пути интеграции, модернизации и информатизации профессионального образования в целях создания эффективных условий для профессионального развития личности и социальнокультурного процветания общества знаний.
Ссылки на источники1.Исламова З.И.,Профессиональное мастерство работников профессиональных учреждений –гарантия компетентности будущих специалистов[Текст] /З.И. Исламова // Педагогический журнал Башкортостана №1 (26), 2010. –С.141148. 2.Олейникова О.Н., А.А. Муравьева, Н.М. Аксёнова «Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии». –М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. –131с.3.Литвинова Н.П., «Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России» / Электронный журнал об образовании, 2012. –URL: http://www.akvobr.ru/obuchenie_vzroslyh_v_evrope_azii_rossii.html.
Zulkhiza Islamova,professor of BSPU, Ufaizi99@mail.ruLyaysan Shagiyeva,the student of BSPU, Ufashagieva92@bk.ruIntegration processes of professional education in the context of the development of ideas student cityAbstract. In this article leading concepts of modern education, such as "Lifelong Learning", "learning for all", "learning without borders", "learning cities" are considered. Special attention is drawn to the fact that these ideas reflect the key implication of theconcept of continuous professional education, which is at the heart of the University of BSPU. M. Akmullah.It focuses on the characteristic features of students cities regions and concluded that only on the basis of the resource centralization and structural integration may develop multilevel professional education in the context of studying cities.Keywords:learning cities, the learning community, continuing education, knowledgebased economy, lifelong learning.
izi99@mail.ru
Шагиева Ляйсан Ильфатовна,студентка,ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа shagieva92@bk.ru
Интеграционные процессы профессионального образования в контексте развития идей обучающегося города
Аннотация. В статье рассмотрены ведущие концепции современного образования, такие как «Обучение на протяжении всей жизни», «Обучение для всех», «Обучение без границ», «Обучающиеся города». Особое внимание обращается на идеиконцепции непрерывного профессионального образования, которая лежит в основе деятельности университета БГПУ им. М.Акмуллы.Проанализированы характерные особенности обучающихся городов и регионов и сделан вывод о том, что только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитиемногоуровневого профессионального образования в контексте обучающихся городов.Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование,обучающиеся города, обучающееся сообщество, экономика, основанная на знаниях, обучение в течение жизни.
В последние годы проблематика непрерывного образования привлекает внимание не только академического сообщества, но и правительственных организаций. Это связано с тем, что большое количество молодых людей в нашей стране вынуждено после окончания учебного заведения заново решать проблему организации своей профессиональной карьеры. Напротяжении многих лет концепция «Проблема непрерывного образования» привлекала внимание многих академических сообществ. Это связано прежде всего с тем, что ведущим приоритетом, то есть ценностным ориентиром развития молодых людей всегда остается познание знаний, стремление к знаниям и новизне. Однако уровень социальноэкономического развития позволил создать стереотип в обществе, когда достаточно было закончить один вуз и получить один диплом как путевку в профессиональную жизнь. В настоящее время ситуацияизменилась: социальноэкономическая и социальнообразовательная ситуация настолько изменилась, ускорилась, что знания, получаемые ввузе устаревают в стенах вуза. Образовательная,психологопедагогическая ситуация такова, что потребность в постоянном повышении знаний, восполнении технологий приобрелатакие темпы, что выпускник после окончаниявуза и в процессе обучения в нёмуже нуждается в обогащениизнаний других специальностей, профилей, слушании. Настало время, когда должна смениться система вузовскогообразования, но и система образовательной политики в целом. Настало времяинтегрированных вузов, занимающих ключевые позиции консолидации и системообразующие позиции в системе обучающихся сообществ. Изменились темпы и социльноэкономического развития, что позволило восстановить приоритеты знания, постоянного поискановой информации и овладения инновационными технологиями, инициирующими и усиливающими изменениямииного видения многоуровневых моделей образования. Анализпередового опытапоказывает, что наиболее существенныерезультатыв этом направлениидостигли инициации в рамках развития концепции обучающихся городов.
Современное профессиональное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых модернизационными и интеграционными процессами в обществе, ориентированном на экономику знаний. Одной из тенденцийего развития является становление региональной системы непрерывного многоуровневого профессиональногообразования в контексте ведущих парадигм современного образования: «Обучение напротяжении всей жизни», «Обучение для всех», «Обучение без границ», «Обучающиеся города». Понятие "обучающееся сообщество в регионе" следует рассматриватьв одном контекстес широко употребляемыми в настоящее время понятиями: "обучающееся общество", "обучающаяся организация", "обучающиеся города", "обучающиеся регионы", "экономика, основанная на знаниях","инновационная экономика".Именно эти идеи отражают ключевой смысл концепции непрерывного профессионального образования, которая лежит в основе деятельности нашего университета.Наш вуз также осуществляет успешные попытки в рамках концепции непрерывного профессионального образования. В её русленаш вуз функционирует более 20лет. Под непрерывным образованием нами понимается процесс роста образовательного (профессионального и общего) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих реализацию потребностей личности и общества.Основными педагогическими принципами концепции непрерывного профессионального образования, так же как концепции «Обучающийся регион», выступают интеграция, доступность, открытость, многоуровневость и информатизация. При этом интеграция понимается нами не как формальное объединение структур в количественном укрупнении, а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов в целях качественной подготовки будущих специалистов [1].Для нас важно подчеркнуть, что в контексте непрерывного образования на территории региона формируется единое образовательное пространство, устраняются межведомственные барьеры для решения вопросов развития образования, создаются университетские комплексы, организуется совместная деятельность учреждений профессионального образования разного уровня по учету региональных потребностей. Создание таких систем стало самостоятельным направлением социальной образовательной практики. Данное направление соответствует международной тенденции повышения интегративности системы образования как ведущей концептуальной идеи обучающихся городов в целях оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечения внутренней преемственности между сегментами и уровнями системы, формирования новых типов многоуровневых учебных заведений –образовательных комплексов, которые могут максимально полно удовлетворить потребности в обучении с учетом специфики регионального рынка труда. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование в образовательных комплексах реализуется посредством разработки сопряженных учебных планов по родственным специальностям различных уровней профессионального образования и преемственных рабочих программ учебных дисциплин. Функционирование разноуровневых образовательных комплексов позволяет образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе, адекватно их образовательнокультурной и социальноэкономической направленности, реализуя принципы преемственности и непрерывности, целостности и согласованности, гуманизации и гуманитаризации, интегративности и междисциплинарности, информатизации, вариативности и креативности.Мы убеждены, что только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитиемногоуровневого профессионального образования в контексте обучающихся городов.Мы исходим из того, что устойчивое развитие современной системы профессионального образования возможно лишь в сближении образовательных учреждений, производства, науки и общественных организаций. В этом плане нами создана Педагогическая ассоциация, которая объединила большинство педагогических колледжей, вузов,административных, научных и общественных структур республики.Основной целью БГПУ как координатора и интегратора Педагогической ассоциации выступает аккумуляция и концентрация интеллектуальных, материальных, экономических, информационных и научных ресурсов образовательного пространства для реализации проектов, способствующих социальнокультурному развитию региона в целом и личности в частности.Анализ опыта деятельности Педагогической ассоциации показал, что эффективность интеграционных процессов зависит от успешной реализации следующих задач:
–создание единого образовательного пространства подготовки, переподготовки и методического сопровождения системы профессионального образования;–координация и управлениеразвитием системы профессионального образованиярегиона;–интеграция науки, образования и рынка труда в условиях формирующейся инновационной экономики знаний Республики Башкортостан;–прогнозирование и мониторинг регионального рынка труда в целях инновационного развития системы непрерывного профессионального образования; –создание депозитария инновационных образовательных информационных ресурсов;–создание системы профориентации и популяризации профессий, наиболее востребованных региональным рынком труда;–создание специализированного центра подготовки и переподготовки кадрового потенциала системы профессионального образования;–создание консалтинговой службы сопровождения и развития профессиональной компетентности и мобильности субъектов профессионального образования;–информатизация образовательного пространства в условиях многоуровневой интеграции.В практическом плане успешно проводятся конкретные мероприятия по развитию системы непрерывного профессионального образования региона: создание опытноэкспериментальных площадок по разработке новыхмоделей профессионального образования;создание совместных ресурсных центров по проектированию программ подготовки будущих специалистов;совершенствование государственночастного партнерства в сфере подготовки кадров; создание молодежного онлайнфорума «Профессияи карьера»; проведение таких акций и мероприятий, как «Ярмарка вакансий по различным отраслям», «Дни открытых дверей»,Мастерклассы,конкурсы профессионального мастерства; мастерские «Вкус карьеры» по профессиям, востребованным на рынке труда.Модели обучающихся городов весьма разнообразны и зависят от реализуемой концепции. В одних случаях во главу угла ставится подъем культурного уровня и выработка гражданской позиции людей, в других –изучение информационнокоммуникационных технологий, в третьих –содействие экономическому росту в регионе. Есть и другие варианты. Но, как бы то ни было, все они способствуют социальноэкономическому развитию территорий и благотворно воздействуют на людей.Обучающеесясообществоможет быть определено, мы считаем, как "любой город, город или деревня, которые, используя пожизненное обучение,продвигают сотрудничество государственного, частного идобровольногосекторов в процессе достижения согласованной целиобеспечениянадёжного экономическогои социального развития."Обучающиеся города –это те города, которые могут развить динамичное, культурно обогащенное, экономическипроцветающее сообщество, где сохраняются традиционные ценности.Обучающиеся города и регионы особенно активно развиваются в европейских странах. Обучение на протяжении всей жизни –важная часть политики построения активного гражданского общества и социальной интеграции, проводимой Европейским Союзом. Главная стратегическая цель этой международной организации –радикальное преобразование европейской экономики и связанное с ним развитие человеческого капитала. Обучающиеся города и регионы –широко распространенная концепция европейской политики в области образования. Реализуется она в зависимости от особенностей той или иной страны и конкретного территориального образования. Опыт в этой области имеют Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Дания, Италия, Испания, Ирландия, Кипр, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Румыния, Финляндия, Швейцария и другие страны [2].Лидером в развитии идеи обучающихся городов является Япония. В этой стране многие годы доктрина «обучающееся сообщество» развивается как официальная, государственная. Движение городов, население которых учится всю жизнь, началось здесь с маленького городка Какегава, расположенного недалеко от Токио. Для того чтобы люди не уезжали в столицу, власти этого поселения начали привлекать граждан к дальнейшему формальному и неформальному образованию, посещению различных культурных мероприятий и поощрять различные виды коммерческой деятельности. В 1971 году Какегава объявила себя «городом обучения на протяжении всей жизни».В соответствии с этой концепцией пожизненное обучение интерпретируется как культивирование новых отношений, попытка сделать жизнь менее сосредоточенной на работе. Исходя из данной интерпретации, неформальное образование в Какегаве организовано на трех уровнях: городском, районном и подрайонном. Сотрудничество обучающихся городов или регионов –своего рода ключ к достижению поставленных целей. Каждый, действуя в конкретных условиях, накопил опыт создания институтов обучения в течение всей жизни, заинтересованных во взаимодействии и государственночастном партнерстве, научился управлять ими. В ситуации, когда многие европейские страны стремятся децентрализовать основные услуги и передать принятие решений на региональный уровень, опыт одних помогает развитию и процветанию других. К тому же образовательные задачи часто связаны друг с другом и многомерны. Чтобы адекватно их решать, необходимо организовать обмен опытом на уровне государств. Важную роль в этом деле играют европейские сети обучающихся регионов. С одной стороны, они вовлекают в движение новых участников, с другой –способствуют распространению опыта лидеров. Программы обучения,разработанные новыми участниками, субсидируются правительствами европейских стран.Особую значимость в русле концепции обучающихся городов для нас представляет информатизация образовательного пространства региона. В этом плане на базе нашего университета создан и успешно функционирует электронный Информационнообразовательный портал Республики Башкортостан, который представляет собой систему управления и обеспечения образовательного процесса/образования/обучения информационноцифровыми ресурсами (LMS–LearningManagementSystem). Главная цель портала заключается в аккумулировании передового педагогического опыта и статистической информации в едином информационном пространстве для учителей, обучающихся, родителей, а также органов управления образованием.
Рис.1.Информационнообразовательный портал Республики Башкортостан
Анализ зарубежного и российского опыта показал, что в течение последних десятилетий понятие «обучение в течение жизни» («lifelong learning») становится основополагающей целью образовательной политики все большего числа стран. За рубежом традиционный тип студента –молодой человек не старше двадцати пяти лет, обучающийся стационарно, –уходит в прошлое. Уже сейчас в американском высшем образовании 43,5 процента студентов старше этого возраста и 45процентов только частично заняты учебой. Важным стал не столько формальный диплом, сколько гибкость навыков –организация времени, решение проблем, адаптивность.
В мировой педагогике давно утвердились такие понятия: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и другие. К ним тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного обучения в учебном заведении, чередование обучения с другими видами деятельности. Почти все перечисленные термины созвучны с сущностными характеристиками понятия «непрерывное образование», которое традиционно имеет место внедряться на протяжении последних десятилетий. При этом, если раньше НПО нами трактовалось как «профессиональнотехническое», то сейчас это определение приобрело существенную специфику. А именно: направленность на личностное и профессиональное развитие специалиста, непрерывность, последовательность, междисциплинарность, технологии обученияи интегрированный характер.При очевидной направленности всего блока указанных действий на достижение учебного результата подобный алгоритм ориентирован, прежде всего, на преподавателя и, по нашему мнению, функционирует в традиционной модели образования. Вместе с тем важным для личностноориентированной парадигмы является пункт «неопределенность результата», который указывает на невозможность вместить личность в заранее определенные, заданные рамки. Мы считаем, что технология обучения –это система научно обоснованных действий всех, а, прежде всего, активных элементов процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.При организации процесса обучения, с точки зрения технологии С.И. Змеева, активные участники (обучающийся и обучающий) осуществляют определенные операции, которые представляют собой «ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи».Операция выполняется обоими активными участниками процесса обучения и представляет собой сумму их действий. Эти действия являются техническими действиями и рассматриваются как первичные единицы деятельности обучающегося и обучающего. Поскольку данные действия выполняются каждым активным участником процесса обучения самостоятельно, они являются разнонаправленными.Такой подход к пониманию сущности технологии обучения позволяет, на наш взгляд, выделить внутри технологии обучения еще две технологии: технологию преподавания, т.е. организацию процесса обучения как деятельность преподавателя, и технологию учения, т.е. организацию процесса обучения как деятельность обучающегося. Представленные выше структуры технологии обучения соответствуют, в нашем представлении, традиционным, знаниевым технологиям обучения [3].Сегодня любое учебное заведение, в том числе БГПУ им. М. Акмуллы, превращается в конструктора образа жизни, в структуру, дающую личности навыки для непрерывной адаптации. Возникает культура обучения, предполагающая обучение жизни в социуме (social learning), в постоянно меняющейся среде, то есть культура непрерывного обучения.Резюмируя вышесказанное, нам хотелосьбыподчеркнуть, чтодеятельность современного университета, безусловно, ориентирована на реализацию непрерывного профессионального образования, ключевые идеи которой созвучны идеям концепции обучающегося города и региона. Он осуществляетрешительные шаги по пути интеграции, модернизации и информатизации профессионального образования в целях создания эффективных условий для профессионального развития личности и социальнокультурного процветания общества знаний.
Ссылки на источники1.Исламова З.И.,Профессиональное мастерство работников профессиональных учреждений –гарантия компетентности будущих специалистов[Текст] /З.И. Исламова // Педагогический журнал Башкортостана №1 (26), 2010. –С.141148. 2.Олейникова О.Н., А.А. Муравьева, Н.М. Аксёнова «Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии». –М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. –131с.3.Литвинова Н.П., «Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России» / Электронный журнал об образовании, 2012. –URL: http://www.akvobr.ru/obuchenie_vzroslyh_v_evrope_azii_rossii.html.
Zulkhiza Islamova,professor of BSPU, Ufaizi99@mail.ruLyaysan Shagiyeva,the student of BSPU, Ufashagieva92@bk.ruIntegration processes of professional education in the context of the development of ideas student cityAbstract. In this article leading concepts of modern education, such as "Lifelong Learning", "learning for all", "learning without borders", "learning cities" are considered. Special attention is drawn to the fact that these ideas reflect the key implication of theconcept of continuous professional education, which is at the heart of the University of BSPU. M. Akmullah.It focuses on the characteristic features of students cities regions and concluded that only on the basis of the resource centralization and structural integration may develop multilevel professional education in the context of studying cities.Keywords:learning cities, the learning community, continuing education, knowledgebased economy, lifelong learning.