Специфика эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Климов
В.
И. Специфика эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
306–310. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54321.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам процесса эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора и его специфическим особенностям.
Текст статьи
1
Климов Владимир Игоревич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории, методики музыкального воспитания и исполнительства,ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г.Елецautentichnyi25@yandex.ru
Специфика эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора
Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам процесса эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора и его специфическим особенностям.Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, русский музыкальный фольклор.
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности. Оно открывает возможностиприобщения молодого поколения к духовным богатствам общества и красоте природы. В разработку теории и практики эстетического воспитания личности внесли вклад: В.Г. Белинский, А.И.Буров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М.Неменский,А.Ж.Овчинникова,Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Н.Г.Чернышевский и другие.Для обоснования сущностных характеристик эстетического воспитания студентов были проанализированыпонятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Как показывают исследования учёных (А.Баумгартена, Г.Гегеля, И.Канта, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, Ю.Б.Борева, В.В.Бычкова, М.С.Кагана, Л.П.Печко и других) существует три основные точки зрения, раскрывающие понятие «эстетика».Первая точка зрения принадлежит А. Баумгартену, который впервые ввёл данный термин в научный обиход. Он рассматривал его как низший уровень познания –чувственное познание. Другая точка зрения связана с определением эстетики философами ХVIIIХIХ вв. как науки о прекрасном, то есть с позиций эстетического идеала: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг и др. Третья точка зрения опирается на категорию выразительного: М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Л.П. Печко, А.Ф. Лобова (Яфальян).Таким образом, эстетика рассматривается, с одной стороны, как наука, изучающая чувственную культуру человека, с другой –с точки зрения эстетического идеала, который связан с основными эстетическими категориями, а с третьей –с позиций выразительного. Эти положения являются основополагающими в осмыслении понятия «эстетическое воспитание». Рассматривая генезис понятия «эстетическое воспитание», следует отметить различные стороныего осмысления. Известные русские мыслители (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский) считали, что наилучшие возможности воспитания, в том числе и эстетического, заложены в «реализации путей формирования хороших сторон», а главная задача воспитания: это «гармоническое развитие личности» [12, 190]. Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, Н.О. Лосский сущность эстетического воспитания видели в ориентации содержания образования на знание базовых основ русской культуры. Они связывали, ценностные основания и цели личностноориентированного образования с воспитанием гражданина России, нравственно впитавшего ценности отечественной культуры, с его духовным развитием и приобщением к культурным ценностям [3, 80].2
П.А. Флоренский придавал большое значение воспитательным возможностям народного творчества, народной мудрости в эстетическом развитии личности, считая, что именно народное творчество «служит живымсвидетелем чистоты нравов» [11, 675]. К.Д. Ушинский, будучи педагогомпатриотом, ратовал также за принцип народности. Он писал, национальное образование «имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях» [10, 328].Рассмотрение генезиса данного понятия позволило акцентировать внимание на несколько важных для нас позиций в понимании сущности эстетического воспитания студентов вуза. Первая позиция связана с развитием личностных эстетических качеств человека (В.Г. Крысько, Н.В. Савин, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая). В содержание понятия «эстетическое воспитание» эти учёные вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств. Так, представители гуманистической психологии Р. Бернс, А.Маслоу,К.Роджерс главным источником эстетического воспитания личности считали самоактуализацию, целью которой является достижение человеком высшего уровня развития, полного использования своих талантов и способностей. Важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией эстетического опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений впроцессе воспитания» [1]. Н.З. Богозов, И.Г. Гoзман, Г.В. Сахаров раскрывают содержание понятия «эстетическое воспитание» через выделение ряда характеристик. Они определяют эстетическое воспитание как процесс воспитания эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.Вторую позицию занимают учёные, рассматривающие данный процесс с позиции не только личностного, но и деятельностного подходов, то есть они отображают его нацеленность на развитие эстетической деятельности(Ю.К. Чабанский, А.И. Буров, Б.Т. Лихачёв, Л.П. Печко). В частности,А.И. Буров иБ.Т. Лихачев, усиливают педагогическую направленность данного процесса и характеризуют его как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования у обучаемых эстетического отношения к действительности [6, 12].Л.П. Печко рассматривает эстетическое воспитание как процесс развития эстетического сознания личности и соответствующей ему деятельности на уровне эмоций, представлений, мировоззрения и ценностей.Третья позиция основана на ценностях, выработанных наукой, идеологией и теорией художественноэстетического познания, которые определяют особенности эстетического мышления, эстетических установок, оценок и самооценок личности (С.П.Баранов, А.Ж.Овчинникова). Мы придерживаемся этой точки зрения и опираемся на положения А.Ж. Овчинниковой, которая считает, что эстетическое воспитание «связано с осознанием богатейшего мира эстетических ценностей с позиций категорий прекрасного и безобразного, возвышенного инизменного, комического и трагического, драматического» [9; 99].При описании данных категорий мы опираемся на их характеристики:Прекрасное –категория эстетики, дескрипцирующая феномены реальности по признаку высшей степени проявления совершенства. К данным феноменам реальности относятся практически все её объекты, обладающие признаками 3
гармоничности (содержание и форма), высшей степени развития. Данные признаки могут быть интерпретированы через категорию «закон красоты» [9; 99].Безобразное есть антипод прекрасного, оно возникает как самостоятельная деформированная сущность либо как разрушение прекрасного, гармонического, его деградация и распад [9; 99].Возвышенное –это высшая степень проявления прекрасного. Возвышенное характеризует величественные явления природы, обладающие неистовой энергией; одухотворенную деятельность личности в рубежные, ключевые моменты личной и социальной перспективы и ретроспективы[9; 99].Низменное –эстетическая категория, как правило, противопоставляемая возвышенному. Даннуюкатегорию применяют для дескрипции феноменов натурной и социальной реальности, обладающих разрушительным воздействием, несущих отрицательный импульс [9; 99]. Трагическое –эстетическая категория, обозначающая противоречивое состояние субъекта, которое обусловлено конфликтом свободы, необходимости, личного и общественного, временного и вечного, идеального и реального, которое выражается с предельной силой энергетического напряжения и, как следствие, влечёт за собой непреодолимые, экзистенциальные коллизии,доставляющие высшую степень страдания субъекту [9; 99].Комическое –категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности с точки зрения несоответствия здравому смыслу. Отражение комического в искусстве происходит в жанрах юмора, иронии, сарказма, сатиры» [9; 99].Драматическое –это эстетическая категория, которая обобщает противоречивые процессы, конфликты личности с её взаимоотношениями с окружающей общественной и природной средой. Данная категория характеризуется неблагополучием, неустроенностью, неудовлетворенностью личности, общественным положении, глубокими переживаниями, связанными свозникшими противоречиями, тревогой [9]. Обобщая различные точки зрения, мы рассматриваем эстетическое воспитание студентов вуза как целенаправленный процесс развития и формирования личности, способной эстетически воспринимать и оценивать явления в жизни, природе, искусстве как совершенные, гармоничные, жить и творить «по законам красоты».Опираясь на основные характеристики эстетического познания действительности (мера, гармония, многообразие, целостность, выразительность, целесообразность, лаконичность, непрагматичность), были определены следующие особенности эстетического воспитания студентов средствами русского музыкального фольклора:
непрагматичность восприятия произведений русского музыкального фольклора;
осмысление фольклора с позиций эстетических категорий прекрасного и выразительного;
музыкальнообразное описание действительности в соответствии с мерой и гармонией;
неповторимость и многозначность музыкального образа;
одухотворённое, очеловеченное бытие, связанное с воображением и фантазией;
нравственный смысл в соответствии с Истиной, Красотой и Добром;
недоговоренность и недосказанность образа;
многоплановость, оригинальность, выразительность и субъективность.Для эстетического воспитания студентов важно истолкование смыслов произведений, которые формируют их внутренний, духовный мир. Этот процесс духовного становления личности рассматривается нами в системе «человек − природа − общество» и «прошлое − настоящее –будущее». 4
Взаимосвязь человека, природы и общества воспринимается как неразрывное целое, определяющее эстетическое отношение личности к миру. Эстетическое воспитание студентов всегда обращено к человеку, его внутреннему миру, его творчеству, фантазии и вдохновению.В этой связи можно согласиться с пониманием Гегеля того, что истинный художник не ставит своей целью изображение внешнего, как такового, а овладевает своим предметом со всейсилой душевного переживания [2].Природа открывает огромные возможности для эстетического воспитания студентов, воздействуя на них гармоничным, то есть соразмерным сочетанием красок, линий, звуков, создающих, по мнениюН. Рериха, «Музыку Сфер», «Музыку Жизни». Понимание красоты природы происходит в зависимости от постижения различных состояний живой и неживой природы в разное время года, отраженных в образах искусства. Здесь выражение категории «прекрасного» соприкасается с материальным и духовным началом. Особенно ярковзаимодействие материального и духовного происходит при изучении русского музыкального искусства.В определении природных объектов важна роль общества, как продукта цивилизации, в котором отражены процессы технического прогресса. Художественнотворческое осмысление студентом эстетических явлений осуществляется благодаря их духовной потребности в постижении смысла природных и общественных явлений. Оно опирается, с одной стороны, на эстетический опыт личности, ее художественноэстетические и нравственные предпочтения, с другой стороны, на общественные идеалы.Эстетическое понимание триады: «человекприродаобщество» в единстве «прошлогонастоящегобудущего» в нашем исследовании связано с мысльюД.С. Лихачева о том, чтокультура является созидательным потенциалом личности. Эстетическое воспитание вне культуры, вне осмысления его с позиций прошлого, настоящего и будущего лишается всякого смысла. В этой связи формирование художественных образов в искусстве и действительности происходит в соответствии с конкретнымиисторическими потребностями общества в процессе преобразования эстетических восприятий и представлений человека в новых связях и сочетаниях. В системе данной триады определяются следующие структурные компоненты эстетического воспитания студентов вуза: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетические суждения, эстетическая оценка, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое сознание, эстетическое отношение, творчество. Остановимся на них подробнее.Эстетическое восприятие –это исходный этап эстетического познания действительности и искусства, основа эстетического отношения к миру. В эстетическом словаре оно рассматривается как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности [9,171]. Е.В. Назайкинский определил рассматриваемое понятие как «направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический,художественный феномен» [8,9192].В.В. Медушевский вводит понятие «адекватное восприятие» [7,141155], связанное с приобретением для слушателя личностного смысла. Восприятие русского музыкального фольклора у студентов позволяет установить личностнозначимую сущность народного искусства, самореализоваться в эмоциональнообразном сопереживании музыки, в сотворчестве с композитором, оценить музыкальное произведение как явление действительности. Таким образом, эстетическое восприятие способствует систематизации чувственного опыта студентов, обеспечивает пополнение их художественных впечатлений. Эстетическое чувство –непосредственное эмоциональное переживание студентом своего эстетического отношения к действительности и произведениям 5
русского музыкального фольклора. Это отклик человека на эстетический объект[9; 99]. Онвыражается: в экспрессии, жестикуляции, мимике, движении; в эмоциональных состояниях (от позитивных до негативных); в оценочных суждениях студента. Таким образом, в эстетическом чувстве имплицитно и эксплицитно содержится миропонимание человека, логос бытия, где на духовном плане при восприятии народного искусства пересекается личное и общественное.Эстетические суждения –важнейший компонент эстетического познания. В процессе суждения высказывается эстетическая оценка, опосредованная эстетическим идеалом. В ней проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или антипатию [9;99].Эстетическая оценка –определение аксиологической значимости какоголибо феномена, явления в результате его эстетического восприятия личностью [9,172]. Анализ научной литературы (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Е.П. Крупник, А.И. Репринцев) позволил нам выделить следующие черты эстетической оценки студентов вуза при восприятии и осмыслении русского музыкального искусства:‒наличие субъективного и объективного аспектов, где объективный аспект ориентирован на эстетические свойства предметов или явлений, рассматриваемых с позиций эстетического идеала, а субъективный связан с эмоциональночувственной реакцией студента на эстетический объект и предполагает его положительное или отрицательное отношение к объекту. Они тесно взаимосвязаны, так как субъект, оценивая музыкальное произведение, опирается на своё отношение к нему, а также на личностно значимые для него эстетические признаки, которые позволяют ему определить данное произведение как ценность;‒наличие внутренней и внешней сторон в эстетической оценке. Внутренняя сторона связана с эмоциональным переживанием, образным представлением и отражает культурнотворческое своеобразие личности. Внешняя сторона связана с «опредмечиванием» своего внутреннего переживания в ярком эмоциональном высказывании или творческой деятельности. Они определяются психическими особенностями, происходящими в субъекте в результате оценивания:‒
процессуальный характер, вытекающий из самого феномена русского музыкального фольклора и особенностей эстетического сознания студентов; ‒наличие содержательного и формального уровней оценивания произведений искусства. По мнению М.С. Кагана, содержанием выступает смысловоезначение ценности, а формой «психический процесс, в котором ценность схватывается сознанием» [5,68];‒
выражение эстетической оценки в различных формах эмоционального отклика, вербальной и невербальной формы. К содержательному уровню эстетической оценкиотносится способность студентов оценить художественное совершенство произведений музыкального фольклора на основе соотнесения личностных ценностных ориентиров с исторически сложившимися нормами и эталонами.Эстетический идеал (идея, первообраз) –феномен,явление или объект действительной или мыслительной реальности, который оценивается с эстетической точки зрения наивысшим критерием, в котором субъективно или объективно множественные характеристики доведены до совершенства; выступает в качестве эталона для эстетической оценки объектов реальности. Эстетический идеал детерминирован, вопервых, эстетическим вкусом субъекта эстетического восприятия действительности, вовторых, эстетическими взглядами, интегрирующими социокультурные и индивидуальные установки косознанию ивоспроизведению прекрасного [9,172].Эстетический вкус –способность студентов к эстетической оценке объектов реальности, основанная на индивидуальном эстетическом опыте. Термин «вкус» 6
впервые употребил испанский мыслитель Б. Грасиан в качестве когнитивной способности человека, которая ориентирована на восприятие и осознание прекрасного, и, прежде всего произведений искусств. Э. Бёрк, И.И.Винкельман,Ф. Хатчерсон, Э. Шефтсбери, Д. Юм связывали эстетическийвкус со способностью чувствовать и осмысливать прекрасное в различной степени. Итог размышлениям учёных над проблемой вкуса подвёл И. Кант, который полагал, что «вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным»[4,123].Во второй половине ХIХ века эстетический вкус определяется в связи с типом культуры, целиком зависящий от потребителя. Так, Г. Гэнс, вычленяя,пять типов «вкусовой культуры», связывает их с различными вкусами социальных групп, выражающимися, прежде всего, в потребительской психологии.В нашем пониманииэстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности. Он отражает уровень самоопределения студентов и характеризуетприсвоение или отрицаниеими эстетической ценности русского музыкального искусства.Эстетическое сознание определяется как совокупность идей, теорий, взглядов, критериев эстетических суждений, вкусов, формирующаяся в процессе прямого взаимодействия индивидуума с социокультурной реальностью. Оно влияет на восприятие, постижение, оценку окружающей действительности, на эмоциональные переживания [9;56].В ходе исследования были выявлены специфические особенности формирования эстетического сознания студентов разных факультетов. На музыкально–педагогическом факультете этот процесс осуществлялся в профессиональной и художественнотворческой деятельности студентов в учебной и внеучебной деятельности студентов и ансамбле. На факультете иностранных языков акцент делался на ассоциативность восприятия, выделении общего и особенного понимании русского и зарубежного музыкального фольклора в процессе проведения спецкурса «Русский музыкальный фольклор». На факультете педагогики и методики начального обучения эстетическое сознание формировалось на основе эмоционального постижения народного искусства, понимания ценностных смыслов, заложенных в фольклоре, в развитии воображения и творческой деятельности в процессе обучения, и понимания роли народного искусства в духовнонравственном становлении студентов вуза.Эстетическое отношение –система субъективного отражения действительности, содержащая все компоненты эстетического сознания и проявляющаяся в эмоциональнообразной, художественнотворческой и оценочнопознавательной деятельности [9;78].Творчество –высшая форма проявления активности и самостоятельной деятельности студента. Оно предполагает создание новых, оригинальных, неповторимых образов и решений, субъективное видение проблемы, ассоциативность мышления. Исходя из содержания данных компонентов, мы определили следующие задачи эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора: ‒формирование эстетического восприятия произведений русского музыкального фольклора;‒формирование эстетических суждений и оценок произведений русского музыкального фольклора;‒формирование эстетического вкуса средствами русского музыкального фольклора;7
‒формирование эстетического отношения к произведениям русского музыкального фольклора.Эстетическое воспитание будущих учителей музыки является частью их профессиональной подготовки и осуществляется как в учебной деятельности в процессе изучения следующих дисциплин (вокальная подготовка, класс сольного пения, хоровой класс и практическая работа с хором, коллективное исполнительство, элементарная теория музыки, спецкурс «Русский музыкальный фольклор»), так и в системе дополнительного образования. В соответствии со стандартами ВПО третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» профиль «Музыка» оно связано с формированием общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и осуществляется на основе положений музыкальнопедагогической деятельности (Э.Б. Абдуллин,Ю.Б. Алиев,Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин). В связи с этими положениями акцент делаетсяна организацию такой деятельности студентов, которая направлена на раскрытие внутренних резервов духовнонравственного, эстетического, творческого развития и саморазвития личности в образовательном процессе вуза средствами русского музыкального фольклора.
Исходя из вышеизложенного, мы определили ряд специфических особенностей эстетического воспитания студентов вуза.Первая особенность заключается в специфике профессиональной направленности факультета, тематики дисциплин по учебному плану, наличие в расписании дисциплин связанных с изучением народных традиций и их влиянием на эстетическое развитие личности. В процессе экспериментальной работы и применения программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» мы заметили, что базовый уровень знаний о народном творчестве и его эстетическом осмыслении в большинстве своём зависит от профессиональной направленности факультета. Вторая особенность заключается в специфике восприятия, осмысления, оценки студентами произведений русского народного творчества, русского музыкального фольклора с эстетических позиций.В связи с засильем в средствах массовой информациипопулярной музыки и, наоборот, нехваткой русской народной музыки мы наблюдаем отречение молодёжи от своих корней, непонимание национальной мелодики, интонаций, ритмов, напевов. Таким образом, эстетическое воспитание как категорию педагогическую и философскую можно оценитькак целенаправленный процесс развития и формирования у студентов вуза эстетического сознания, мышления, деятельности и духовнонравственного отношения к действительности. Отсюда следует, что одной из главных целей эстетического воспитания студентов является формирование эстетической, духовнонравственной личности. В достижении поставленной цели одним из средств является русский музыкальный фольклор.
Ссылки на источники1.Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная Педагогика. –2006. –№ 5. –66с. 2.Борев, Ю.В. Эстетика [Текст] / Ю.В. Борев.–М., 1988. 496с. 3.Гессен, С.И. Основы педагогики Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. –М., 1995. –254с. 4.Кант, И. Сочинения [Текст]: в 6ти т. / И. Кант.М., 1984.1т.237с. 5.Каган, М.С. Человеческая деятельность [Текст] / М.С. Каган. –М., 1974.386с. 6.Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев. –М., 1985. 175с. 7.Медушевский, В.В. Духовнонравственное воспитание средствами музыки [Текст] / В.В. Медушевский // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкантпедагог»). –2001. –№ 6. 8.Назайкинский, Е.В. Стиль в музыке. Жанр в музыке [Текст]/ Е.В. Назайкинский // Методологическая культура педагогамузыканта; под. ред. Э.Б. Абдуллина. –М., 2002.8
9.Овчинникова, А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников [Текст]: монография / А.Ж. Овчинникова. –М., 1997. –105с. 10.Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д.Ушинский // Избранные педагогические произведения. –М., 1968. –272с. 11.Флоренский, П.А., Священник у водоразделов мысли [Текст]: приложение к журналу «Вопросы философии» / П. А. Флоренский: в 2х−Т.2. –М., 1990. –446с. 12.Чернышевский, Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности [Текст] / Н.Г.Чернышевский.–М., 1955.
Vladimir Klimov,
Doctor of Pedagogy, a senior lectureat the TheoryandMethods of Musical Education and Performance Department of Yelets Bunin State University,Yeletsautentichnyi25@yandex.ru
Abstract.The articleraises the important questions of using Russian musical folklore in the college students’ aesthetic education and tells about the peculiarities of this process.Keywords:aesthetics, aesthetic education, Russian musical folklore.
Климов Владимир Игоревич, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории, методики музыкального воспитания и исполнительства,ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г.Елецautentichnyi25@yandex.ru
Специфика эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора
Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам процесса эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора и его специфическим особенностям.Ключевые слова: эстетика, эстетическое воспитание, русский музыкальный фольклор.
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности. Оно открывает возможностиприобщения молодого поколения к духовным богатствам общества и красоте природы. В разработку теории и практики эстетического воспитания личности внесли вклад: В.Г. Белинский, А.И.Буров, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М.Неменский,А.Ж.Овчинникова,Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Н.Г.Чернышевский и другие.Для обоснования сущностных характеристик эстетического воспитания студентов были проанализированыпонятия «эстетика» и «эстетическое воспитание». Как показывают исследования учёных (А.Баумгартена, Г.Гегеля, И.Канта, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, Ю.Б.Борева, В.В.Бычкова, М.С.Кагана, Л.П.Печко и других) существует три основные точки зрения, раскрывающие понятие «эстетика».Первая точка зрения принадлежит А. Баумгартену, который впервые ввёл данный термин в научный обиход. Он рассматривал его как низший уровень познания –чувственное познание. Другая точка зрения связана с определением эстетики философами ХVIIIХIХ вв. как науки о прекрасном, то есть с позиций эстетического идеала: И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг и др. Третья точка зрения опирается на категорию выразительного: М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Л.П. Печко, А.Ф. Лобова (Яфальян).Таким образом, эстетика рассматривается, с одной стороны, как наука, изучающая чувственную культуру человека, с другой –с точки зрения эстетического идеала, который связан с основными эстетическими категориями, а с третьей –с позиций выразительного. Эти положения являются основополагающими в осмыслении понятия «эстетическое воспитание». Рассматривая генезис понятия «эстетическое воспитание», следует отметить различные стороныего осмысления. Известные русские мыслители (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский) считали, что наилучшие возможности воспитания, в том числе и эстетического, заложены в «реализации путей формирования хороших сторон», а главная задача воспитания: это «гармоническое развитие личности» [12, 190]. Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, Н.О. Лосский сущность эстетического воспитания видели в ориентации содержания образования на знание базовых основ русской культуры. Они связывали, ценностные основания и цели личностноориентированного образования с воспитанием гражданина России, нравственно впитавшего ценности отечественной культуры, с его духовным развитием и приобщением к культурным ценностям [3, 80].2
П.А. Флоренский придавал большое значение воспитательным возможностям народного творчества, народной мудрости в эстетическом развитии личности, считая, что именно народное творчество «служит живымсвидетелем чистоты нравов» [11, 675]. К.Д. Ушинский, будучи педагогомпатриотом, ратовал также за принцип народности. Он писал, национальное образование «имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях» [10, 328].Рассмотрение генезиса данного понятия позволило акцентировать внимание на несколько важных для нас позиций в понимании сущности эстетического воспитания студентов вуза. Первая позиция связана с развитием личностных эстетических качеств человека (В.Г. Крысько, Н.В. Савин, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая). В содержание понятия «эстетическое воспитание» эти учёные вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств. Так, представители гуманистической психологии Р. Бернс, А.Маслоу,К.Роджерс главным источником эстетического воспитания личности считали самоактуализацию, целью которой является достижение человеком высшего уровня развития, полного использования своих талантов и способностей. Важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией эстетического опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений впроцессе воспитания» [1]. Н.З. Богозов, И.Г. Гoзман, Г.В. Сахаров раскрывают содержание понятия «эстетическое воспитание» через выделение ряда характеристик. Они определяют эстетическое воспитание как процесс воспитания эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.Вторую позицию занимают учёные, рассматривающие данный процесс с позиции не только личностного, но и деятельностного подходов, то есть они отображают его нацеленность на развитие эстетической деятельности(Ю.К. Чабанский, А.И. Буров, Б.Т. Лихачёв, Л.П. Печко). В частности,А.И. Буров иБ.Т. Лихачев, усиливают педагогическую направленность данного процесса и характеризуют его как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования у обучаемых эстетического отношения к действительности [6, 12].Л.П. Печко рассматривает эстетическое воспитание как процесс развития эстетического сознания личности и соответствующей ему деятельности на уровне эмоций, представлений, мировоззрения и ценностей.Третья позиция основана на ценностях, выработанных наукой, идеологией и теорией художественноэстетического познания, которые определяют особенности эстетического мышления, эстетических установок, оценок и самооценок личности (С.П.Баранов, А.Ж.Овчинникова). Мы придерживаемся этой точки зрения и опираемся на положения А.Ж. Овчинниковой, которая считает, что эстетическое воспитание «связано с осознанием богатейшего мира эстетических ценностей с позиций категорий прекрасного и безобразного, возвышенного инизменного, комического и трагического, драматического» [9; 99].При описании данных категорий мы опираемся на их характеристики:Прекрасное –категория эстетики, дескрипцирующая феномены реальности по признаку высшей степени проявления совершенства. К данным феноменам реальности относятся практически все её объекты, обладающие признаками 3
гармоничности (содержание и форма), высшей степени развития. Данные признаки могут быть интерпретированы через категорию «закон красоты» [9; 99].Безобразное есть антипод прекрасного, оно возникает как самостоятельная деформированная сущность либо как разрушение прекрасного, гармонического, его деградация и распад [9; 99].Возвышенное –это высшая степень проявления прекрасного. Возвышенное характеризует величественные явления природы, обладающие неистовой энергией; одухотворенную деятельность личности в рубежные, ключевые моменты личной и социальной перспективы и ретроспективы[9; 99].Низменное –эстетическая категория, как правило, противопоставляемая возвышенному. Даннуюкатегорию применяют для дескрипции феноменов натурной и социальной реальности, обладающих разрушительным воздействием, несущих отрицательный импульс [9; 99]. Трагическое –эстетическая категория, обозначающая противоречивое состояние субъекта, которое обусловлено конфликтом свободы, необходимости, личного и общественного, временного и вечного, идеального и реального, которое выражается с предельной силой энергетического напряжения и, как следствие, влечёт за собой непреодолимые, экзистенциальные коллизии,доставляющие высшую степень страдания субъекту [9; 99].Комическое –категория эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности с точки зрения несоответствия здравому смыслу. Отражение комического в искусстве происходит в жанрах юмора, иронии, сарказма, сатиры» [9; 99].Драматическое –это эстетическая категория, которая обобщает противоречивые процессы, конфликты личности с её взаимоотношениями с окружающей общественной и природной средой. Данная категория характеризуется неблагополучием, неустроенностью, неудовлетворенностью личности, общественным положении, глубокими переживаниями, связанными свозникшими противоречиями, тревогой [9]. Обобщая различные точки зрения, мы рассматриваем эстетическое воспитание студентов вуза как целенаправленный процесс развития и формирования личности, способной эстетически воспринимать и оценивать явления в жизни, природе, искусстве как совершенные, гармоничные, жить и творить «по законам красоты».Опираясь на основные характеристики эстетического познания действительности (мера, гармония, многообразие, целостность, выразительность, целесообразность, лаконичность, непрагматичность), были определены следующие особенности эстетического воспитания студентов средствами русского музыкального фольклора:
непрагматичность восприятия произведений русского музыкального фольклора;
осмысление фольклора с позиций эстетических категорий прекрасного и выразительного;
музыкальнообразное описание действительности в соответствии с мерой и гармонией;
неповторимость и многозначность музыкального образа;
одухотворённое, очеловеченное бытие, связанное с воображением и фантазией;
нравственный смысл в соответствии с Истиной, Красотой и Добром;
недоговоренность и недосказанность образа;
многоплановость, оригинальность, выразительность и субъективность.Для эстетического воспитания студентов важно истолкование смыслов произведений, которые формируют их внутренний, духовный мир. Этот процесс духовного становления личности рассматривается нами в системе «человек − природа − общество» и «прошлое − настоящее –будущее». 4
Взаимосвязь человека, природы и общества воспринимается как неразрывное целое, определяющее эстетическое отношение личности к миру. Эстетическое воспитание студентов всегда обращено к человеку, его внутреннему миру, его творчеству, фантазии и вдохновению.В этой связи можно согласиться с пониманием Гегеля того, что истинный художник не ставит своей целью изображение внешнего, как такового, а овладевает своим предметом со всейсилой душевного переживания [2].Природа открывает огромные возможности для эстетического воспитания студентов, воздействуя на них гармоничным, то есть соразмерным сочетанием красок, линий, звуков, создающих, по мнениюН. Рериха, «Музыку Сфер», «Музыку Жизни». Понимание красоты природы происходит в зависимости от постижения различных состояний живой и неживой природы в разное время года, отраженных в образах искусства. Здесь выражение категории «прекрасного» соприкасается с материальным и духовным началом. Особенно ярковзаимодействие материального и духовного происходит при изучении русского музыкального искусства.В определении природных объектов важна роль общества, как продукта цивилизации, в котором отражены процессы технического прогресса. Художественнотворческое осмысление студентом эстетических явлений осуществляется благодаря их духовной потребности в постижении смысла природных и общественных явлений. Оно опирается, с одной стороны, на эстетический опыт личности, ее художественноэстетические и нравственные предпочтения, с другой стороны, на общественные идеалы.Эстетическое понимание триады: «человекприродаобщество» в единстве «прошлогонастоящегобудущего» в нашем исследовании связано с мысльюД.С. Лихачева о том, чтокультура является созидательным потенциалом личности. Эстетическое воспитание вне культуры, вне осмысления его с позиций прошлого, настоящего и будущего лишается всякого смысла. В этой связи формирование художественных образов в искусстве и действительности происходит в соответствии с конкретнымиисторическими потребностями общества в процессе преобразования эстетических восприятий и представлений человека в новых связях и сочетаниях. В системе данной триады определяются следующие структурные компоненты эстетического воспитания студентов вуза: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетические суждения, эстетическая оценка, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое сознание, эстетическое отношение, творчество. Остановимся на них подробнее.Эстетическое восприятие –это исходный этап эстетического познания действительности и искусства, основа эстетического отношения к миру. В эстетическом словаре оно рассматривается как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности [9,171]. Е.В. Назайкинский определил рассматриваемое понятие как «направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический,художественный феномен» [8,9192].В.В. Медушевский вводит понятие «адекватное восприятие» [7,141155], связанное с приобретением для слушателя личностного смысла. Восприятие русского музыкального фольклора у студентов позволяет установить личностнозначимую сущность народного искусства, самореализоваться в эмоциональнообразном сопереживании музыки, в сотворчестве с композитором, оценить музыкальное произведение как явление действительности. Таким образом, эстетическое восприятие способствует систематизации чувственного опыта студентов, обеспечивает пополнение их художественных впечатлений. Эстетическое чувство –непосредственное эмоциональное переживание студентом своего эстетического отношения к действительности и произведениям 5
русского музыкального фольклора. Это отклик человека на эстетический объект[9; 99]. Онвыражается: в экспрессии, жестикуляции, мимике, движении; в эмоциональных состояниях (от позитивных до негативных); в оценочных суждениях студента. Таким образом, в эстетическом чувстве имплицитно и эксплицитно содержится миропонимание человека, логос бытия, где на духовном плане при восприятии народного искусства пересекается личное и общественное.Эстетические суждения –важнейший компонент эстетического познания. В процессе суждения высказывается эстетическая оценка, опосредованная эстетическим идеалом. В ней проявляется то, что поразило, удивило, вызвало симпатию или антипатию [9;99].Эстетическая оценка –определение аксиологической значимости какоголибо феномена, явления в результате его эстетического восприятия личностью [9,172]. Анализ научной литературы (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Е.П. Крупник, А.И. Репринцев) позволил нам выделить следующие черты эстетической оценки студентов вуза при восприятии и осмыслении русского музыкального искусства:‒наличие субъективного и объективного аспектов, где объективный аспект ориентирован на эстетические свойства предметов или явлений, рассматриваемых с позиций эстетического идеала, а субъективный связан с эмоциональночувственной реакцией студента на эстетический объект и предполагает его положительное или отрицательное отношение к объекту. Они тесно взаимосвязаны, так как субъект, оценивая музыкальное произведение, опирается на своё отношение к нему, а также на личностно значимые для него эстетические признаки, которые позволяют ему определить данное произведение как ценность;‒наличие внутренней и внешней сторон в эстетической оценке. Внутренняя сторона связана с эмоциональным переживанием, образным представлением и отражает культурнотворческое своеобразие личности. Внешняя сторона связана с «опредмечиванием» своего внутреннего переживания в ярком эмоциональном высказывании или творческой деятельности. Они определяются психическими особенностями, происходящими в субъекте в результате оценивания:‒
процессуальный характер, вытекающий из самого феномена русского музыкального фольклора и особенностей эстетического сознания студентов; ‒наличие содержательного и формального уровней оценивания произведений искусства. По мнению М.С. Кагана, содержанием выступает смысловоезначение ценности, а формой «психический процесс, в котором ценность схватывается сознанием» [5,68];‒
выражение эстетической оценки в различных формах эмоционального отклика, вербальной и невербальной формы. К содержательному уровню эстетической оценкиотносится способность студентов оценить художественное совершенство произведений музыкального фольклора на основе соотнесения личностных ценностных ориентиров с исторически сложившимися нормами и эталонами.Эстетический идеал (идея, первообраз) –феномен,явление или объект действительной или мыслительной реальности, который оценивается с эстетической точки зрения наивысшим критерием, в котором субъективно или объективно множественные характеристики доведены до совершенства; выступает в качестве эталона для эстетической оценки объектов реальности. Эстетический идеал детерминирован, вопервых, эстетическим вкусом субъекта эстетического восприятия действительности, вовторых, эстетическими взглядами, интегрирующими социокультурные и индивидуальные установки косознанию ивоспроизведению прекрасного [9,172].Эстетический вкус –способность студентов к эстетической оценке объектов реальности, основанная на индивидуальном эстетическом опыте. Термин «вкус» 6
впервые употребил испанский мыслитель Б. Грасиан в качестве когнитивной способности человека, которая ориентирована на восприятие и осознание прекрасного, и, прежде всего произведений искусств. Э. Бёрк, И.И.Винкельман,Ф. Хатчерсон, Э. Шефтсбери, Д. Юм связывали эстетическийвкус со способностью чувствовать и осмысливать прекрасное в различной степени. Итог размышлениям учёных над проблемой вкуса подвёл И. Кант, который полагал, что «вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным»[4,123].Во второй половине ХIХ века эстетический вкус определяется в связи с типом культуры, целиком зависящий от потребителя. Так, Г. Гэнс, вычленяя,пять типов «вкусовой культуры», связывает их с различными вкусами социальных групп, выражающимися, прежде всего, в потребительской психологии.В нашем пониманииэстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности. Он отражает уровень самоопределения студентов и характеризуетприсвоение или отрицаниеими эстетической ценности русского музыкального искусства.Эстетическое сознание определяется как совокупность идей, теорий, взглядов, критериев эстетических суждений, вкусов, формирующаяся в процессе прямого взаимодействия индивидуума с социокультурной реальностью. Оно влияет на восприятие, постижение, оценку окружающей действительности, на эмоциональные переживания [9;56].В ходе исследования были выявлены специфические особенности формирования эстетического сознания студентов разных факультетов. На музыкально–педагогическом факультете этот процесс осуществлялся в профессиональной и художественнотворческой деятельности студентов в учебной и внеучебной деятельности студентов и ансамбле. На факультете иностранных языков акцент делался на ассоциативность восприятия, выделении общего и особенного понимании русского и зарубежного музыкального фольклора в процессе проведения спецкурса «Русский музыкальный фольклор». На факультете педагогики и методики начального обучения эстетическое сознание формировалось на основе эмоционального постижения народного искусства, понимания ценностных смыслов, заложенных в фольклоре, в развитии воображения и творческой деятельности в процессе обучения, и понимания роли народного искусства в духовнонравственном становлении студентов вуза.Эстетическое отношение –система субъективного отражения действительности, содержащая все компоненты эстетического сознания и проявляющаяся в эмоциональнообразной, художественнотворческой и оценочнопознавательной деятельности [9;78].Творчество –высшая форма проявления активности и самостоятельной деятельности студента. Оно предполагает создание новых, оригинальных, неповторимых образов и решений, субъективное видение проблемы, ассоциативность мышления. Исходя из содержания данных компонентов, мы определили следующие задачи эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора: ‒формирование эстетического восприятия произведений русского музыкального фольклора;‒формирование эстетических суждений и оценок произведений русского музыкального фольклора;‒формирование эстетического вкуса средствами русского музыкального фольклора;7
‒формирование эстетического отношения к произведениям русского музыкального фольклора.Эстетическое воспитание будущих учителей музыки является частью их профессиональной подготовки и осуществляется как в учебной деятельности в процессе изучения следующих дисциплин (вокальная подготовка, класс сольного пения, хоровой класс и практическая работа с хором, коллективное исполнительство, элементарная теория музыки, спецкурс «Русский музыкальный фольклор»), так и в системе дополнительного образования. В соответствии со стандартами ВПО третьего поколения по направлению «Педагогическое образование» профиль «Музыка» оно связано с формированием общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций и осуществляется на основе положений музыкальнопедагогической деятельности (Э.Б. Абдуллин,Ю.Б. Алиев,Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин). В связи с этими положениями акцент делаетсяна организацию такой деятельности студентов, которая направлена на раскрытие внутренних резервов духовнонравственного, эстетического, творческого развития и саморазвития личности в образовательном процессе вуза средствами русского музыкального фольклора.
Исходя из вышеизложенного, мы определили ряд специфических особенностей эстетического воспитания студентов вуза.Первая особенность заключается в специфике профессиональной направленности факультета, тематики дисциплин по учебному плану, наличие в расписании дисциплин связанных с изучением народных традиций и их влиянием на эстетическое развитие личности. В процессе экспериментальной работы и применения программы спецкурса «Русский музыкальный фольклор» мы заметили, что базовый уровень знаний о народном творчестве и его эстетическом осмыслении в большинстве своём зависит от профессиональной направленности факультета. Вторая особенность заключается в специфике восприятия, осмысления, оценки студентами произведений русского народного творчества, русского музыкального фольклора с эстетических позиций.В связи с засильем в средствах массовой информациипопулярной музыки и, наоборот, нехваткой русской народной музыки мы наблюдаем отречение молодёжи от своих корней, непонимание национальной мелодики, интонаций, ритмов, напевов. Таким образом, эстетическое воспитание как категорию педагогическую и философскую можно оценитькак целенаправленный процесс развития и формирования у студентов вуза эстетического сознания, мышления, деятельности и духовнонравственного отношения к действительности. Отсюда следует, что одной из главных целей эстетического воспитания студентов является формирование эстетической, духовнонравственной личности. В достижении поставленной цели одним из средств является русский музыкальный фольклор.
Ссылки на источники1.Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная Педагогика. –2006. –№ 5. –66с. 2.Борев, Ю.В. Эстетика [Текст] / Ю.В. Борев.–М., 1988. 496с. 3.Гессен, С.И. Основы педагогики Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. –М., 1995. –254с. 4.Кант, И. Сочинения [Текст]: в 6ти т. / И. Кант.М., 1984.1т.237с. 5.Каган, М.С. Человеческая деятельность [Текст] / М.С. Каган. –М., 1974.386с. 6.Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев. –М., 1985. 175с. 7.Медушевский, В.В. Духовнонравственное воспитание средствами музыки [Текст] / В.В. Медушевский // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкантпедагог»). –2001. –№ 6. 8.Назайкинский, Е.В. Стиль в музыке. Жанр в музыке [Текст]/ Е.В. Назайкинский // Методологическая культура педагогамузыканта; под. ред. Э.Б. Абдуллина. –М., 2002.8
9.Овчинникова, А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников [Текст]: монография / А.Ж. Овчинникова. –М., 1997. –105с. 10.Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании [Текст] / К.Д.Ушинский // Избранные педагогические произведения. –М., 1968. –272с. 11.Флоренский, П.А., Священник у водоразделов мысли [Текст]: приложение к журналу «Вопросы философии» / П. А. Флоренский: в 2х−Т.2. –М., 1990. –446с. 12.Чернышевский, Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности [Текст] / Н.Г.Чернышевский.–М., 1955.
Vladimir Klimov,
Doctor of Pedagogy, a senior lectureat the TheoryandMethods of Musical Education and Performance Department of Yelets Bunin State University,Yeletsautentichnyi25@yandex.ru
Abstract.The articleraises the important questions of using Russian musical folklore in the college students’ aesthetic education and tells about the peculiarities of this process.Keywords:aesthetics, aesthetic education, Russian musical folklore.