Проблемы участия студентов и работодателей в оценке качества профессионального образования
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сердюкова
Е.
В. Проблемы участия студентов и работодателей в оценке качества профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
301–305. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54320.htm.
Аннотация. В статье приведены результаты внедрения системы оценивания качества образования студентами и работодателями. Раскрыты положительные стороны участия работодателей и студентов в оценке качества образования.
Ключевые слова:
студент, гарантии качества образования, независимый контроль, оценка качества, работодатель
Текст статьи
Сердюкова Елена Владимировна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовноправовых дисциплин,Ставропольский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ставропольserdukovalena@yandex.ru
Проблемы участия студентов и работодателей в оценке качества профессионального образования
Аннотация.Встатье приведены результаты внедрения системы оценивания качества образованиястудентами и работодателями. Раскрыты положительные стороны участия работодателей и студентов в оценке качества образования.Ключевые слова:гарантии качества образования, независимый контроль, оценка качества, студент, работодатель.
Одно из требований Болонской декларации –привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования стало признаваться по всей Европе как необходимое и желаемоеявление [1].В федеральных государственных образовательных стандартах вопросам оценки качества образования посвящены ряд пунктов, в одном из которых указывается: «обучающимся должна быть представлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» [2].Для участия студентов в оценке деятельности вузов страны или стран международной арены, необходимо научить студента оценивать качество образования, получаемого в высшем учебном заведении, в котором студент обучается. Центральное место в качестве образования должна занимать не только оценка образовательного учреждения со стороны государства и не оценка выпускников работодателями, а внутривузовская оценка качества образования самими студентами. В центре внимания должно быть качество содержания образования, которое обеспечивается качеством учебного процесса.Независимый контроль, осуществляемый студентами, позволяет постоянно повышать качество образовательного процесса в вузе, выявлять положительные и отрицательные тенденции деятельности профессорскопреподавательского состава на различных этапах реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В Ставропольском филиале ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее –Ставропольский филиал РАНХиГС) разработана Программа развития системы управления качеством образования. Для осуществления оценки качества образования студенты проходят конкурсный отбор [3]. При отборе студентов учитываются ряд факторов: психологический (желание участвовать в оценке качества) и компетентностный (владение знаниями о гарантиях качества образования). Среди студентов первого курса проводится тестирование по дисциплинам гуманитарного цикла, изученным в средних образовательных учреждениях (школа, лицей, гимназия, колледж) и социологический опрос по качеству обучения; проводится анализ документов (свидетельства ЕГЭ, аттестата, диплома).Среди студентов 25 курсов также проводится анкетирование, социологический опрос по качеству обучения; тестирование по ранее пройденным дисциплинам; учитывается сотрудничество с преподавателями по разработкам инновационных методов обучения. Студенты старших курсов разрабатывают программы развития качества образования.Вторым этапом отборочного конкурса является обучение студентов, которое включает в себя:
ознакомление с нормативноправовыми актами, регулирующими качество образования в высших учебных заведениях;
критерии оценки качества образования;
знакомство с процедурой, системой правил и терминологией гарантий качества;
проведение интервьюирования с работодателями и выпускниками;
разработка и анализ анкет;
использование интерактивных методов по содержанию и организации коллективной работы;К работе в оценке качества профессионального образования допускаются студенты, которые прошли обучение и представляют студенческие интересы в Ставропольском филиале РАНХиГС. Работа студентов в оценке качества обучения включает в себя работу в следующих подразделениях Ставропольского филиала РАНХиГС, обеспечивающих эффективную реализацию образовательного процесса: Ученом совете Ставропольского филиала РАНХиГС, учебнометодическом совете, библиотечном совете филиала, Студенческом парламенте, Центре трудоустройства, Союзе выпускников:В Студенческом парламенте, который включает в себя функцию работы со студентами 1 курсов, студентами проводится следующая работа: интервьюирование, анализ анкет по качеству преподавания дисциплин, анализ результатов оценки обучения студентов по критериям балльнорейтинговой системы, разработанным в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов Ставропольского филиала РАНХиГС [4].Основными целями проведения опросов и анкетирования среди студентов можно назвать следующие: повышение эффективности образовательного процесса; измерение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг для управления учебным процессом; совершенствование практики взаимодействия преподавателей и студентов; предоставление преподавателям возможности повышать качество своей педагогической деятельности [5]; разработка программ учебных семинаров по совершенствованию деятельности профессорскопреподавательского состава; формированиебазыдля экспертной оценки инновационных изменений в системе высшего образования в целом.В учебнометодическом совете Ставропольского филиала РАНХиГС студенты проводят анализ результатов анкетирования студентов филиала по оценкепрофессионализма преподавателей, а также результатов рейтинга работы преподавателей в учебном годув соответствии с Положением о рейтинговой оценке деятельности преподавателей Ставропольского филиала РАНХиГС [6];В библиотечном совете филиала проводят анализ использования учебной, учебнометодической и научной литературы при подготовке к практическим занятиям;В Центре по трудоустройству выпускников студенты проводят интервьюирование и социологические опросы среди работодателей по качеству образованности выпускников;В Союзе выпускников проводят мониторинг по трудоустройству выпускников.Студенты Ставропольского филиала РАНХиГС входят с состав Ученого совета филиала и учебнометодического, где имеют право голоса в принятии учебным заведением решений по контролю за реализацией учебного процесса, а также представляют интересы студентов при решении вопросов в области качества их обучения.В первый год работы студент осуществляет свои полномочия по проверке качества обучения студентов в сопровождении руководителясовета, союза или центра.Отчеты о проведенных исследованиях вывешиваются на информационных стендах учебного отдела и обсуждаются на заседаниях учебнометодического совета Ставропольского филиала РАНХиГС.Основными проблемами вовлечения и участия студентов в гарантиях качества образования:
отсутствие в нашей стране традиций привлечения студентов к оценке качества образования, неразвитость общественных организаций студенчества[7];
постоянная смена студенческого состава: абитуриенты поступают на первый курс Академии и, заканчивая ее, уходят из студенческих организаций;
неготовность представителей студенчества к объективной оценке деятельности вуза;
ни каждый студент желает участвовать в оценке качества высшего профессионального образования (что оказывает влияние на качество работы отобранных кандидатур по анализу преподавания определенных дисциплин);
пассивное отношение профессорскопреподавательского состава к работе студентов по гарантиям качества образования;
недооценка компетентности и знаний студентов структурными подразделениями филиала;
занятость студентовзаочников по основному месту работы (на производстве);
студентыпервокурсники боятся брать определенные обязательства по оценке преподавания дисциплин.В 2014 году в Ставропольском филиале РАНХиГС начнет функционировать студенческий совет по качеству образования. Основной целью работы совета является анализ состояния процессов образовательной деятельности в филиале, определение направлений совершенствования подготовки специалистов и развития направлений деятельности филиала в современных условиях развития высшего профессионального образования.Особое внимание следует уделить и внешней оценки качества профессионального образования на основе более широкого участия в ней общественных и профессиональных организаций, формируя критерии объективной внешней оценки на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования [8].Одной из актуальных проблем совершенствования качества высшего профессионального образования является поиск эффективных способов изучения мнения всех заинтересованных сторон о качестве подготовки специалистов, что позволяет создать систему согласования подготовки кадров и потребностей рынка труда, что обеспечивает успешное развитие высшего профессионального образования. Для решения этой задачи вузы внедряют мониторинг мнений заинтересованных сторон, среди работодатели, заинтересованные в привлечении компетентных молодых специалистов. Основная цель привлечения работодателей к оценке качества –получение более точную и объективную оценку соответствия программи результатов обучения требованиям производства и рынка труда при оценке знаний и умений выпускников. Работодателей при приеме выпускников на работу интересует профессиональная компетентность выпускников, их способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде (данные выводы сделаны при проведенных опросах работодателей).Несомненно, что взаимодействие с работодателями должно начинаться с совместной разработки нормативной базы: разработка и корректировка основных образовательных программ. Работодатель должен участвовать в учебном процессе (к тому же это заложено в ФГОС): организация и проведение производственных практик, проведение учебных занятий, участие в итоговой аттестации.Ставропольский филиал РАНХиГС, разрабатывая общие образовательные программы по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», ориентировался на потребности работодателей и студентов. Был создан механизм, позволяющий непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.Работодатели влияют на качество образования в Ставропольском филиале РАНХиГС, участвуя в:
реализации образовательных программ на стадии разработки учебных планов и в процессе формирования профессиональных компетенций (чтение лекций, проведение мастерклассов и практических занятий, производственных и преддипломных практик, руководство курсовыми и дипломными работами, непосредственно работодателей при приеме выпускников на работу);
в утверждении общих образовательных программ в качестве экспертов;
в формировании softskills(мягкие навыки) таких как умение работать в команде, быть лидером, вести переговоры, проводить презентации при изучении таких дисциплин как управление персоналом,коммуникативные основы лидерства и др.;
в разработке практической направленности научноисследовательских работ преподавателей, студентов и выпускников;
в проведении конференций, круглых столов, семинаров по вопросам деятельности органов государственной и исполнительной власти;проведение представителями работодателей (специалистамипрактиками) учебных занятий для студентов, в том числе лекционных курсов, семинаров, лабораторных работ, мастерклассов, деловых игр, практикумов и др.;
внутренняя оценка фактических результатов обучения студентов по дисциплинам профессионального цикла;
разработка и рецензирование учебнометодической документации;участие в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;экспертиза основных образовательных программ (основных профессиональных образовательных программ) определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;подготовка курсовых работ (проектов) и выпускных квалификационных работ по запросам работодателей;повышение квалификации представителей работодателей;участие представителей работодателей в научнопрактических конференциях, научных семинарах и т.д.; трудоустройство выпускников;участие представителей организаций работодателей в процедуре проведения самообследования качества реализуемых основных образовательных программ (основных профессиональных образовательных программ).Внедрение в образовательный процесс и оценку качества механизма участия работодателей позволило выявить ряд положительных моментов:
выполняются дипломные работы (проекты) на основереальных заданий предприятий и организаций; внедрение результатов дипломных работ;
учитываются потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых дисциплин общих образовательных программ;
актуализируется содержание программпроизводственных и преддипломных практик;
привлекаются работодатели к обновлению и развитию образовательных ресурсов;
проходят переподготовку и повышение квалификации специалисты для предприятий, учреждений и организаций работодателейпартнеров.Стоитотметить, что участие работодателей в разработке учебных курсов позволило увеличить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также достигнуть соответствия результатов обучения требованиям рынка труда.В дальнейшем (20152016 гг.) в механизм оценки качества планируется включить ряд пунктов: участие работодателей в государственной аккредитации программ и Ставропольского филиала РАНХиГС в качестве экспертов; участие в независимой внешней оценке программ в качестве экспертов, работе коллегиальных органов агентств по внешней оценке качества образования;профессиональной адаптации выпускниковбакалавров;мониторинг оценки качества высшего образования путем опроса мнений заинтересованных лиц: работодателей, специалистовпрактиков.
Ссылки на источники1.Н.Ф. Власенко Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. 2 (117). С. 62; Лежнина Л.В., Шишковский В.И. Концептуальные основы интеграции российской и европейской образовательных систем // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Вып. 6 (69). С. 115–119.2.п. 8.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464; п. 8.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года № 41 и др.3.пп. 1.2, 1.4, 2.1 Программы развития системы управления качеством образования Ставропольского филиала РАНХиГС //www.sfranhgs.ru/umo.html.4.Положение о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов в Ставропольском филиале РАНХиГС //www.sfranhgs.ru/umo.html.5.Брызгалина Е.В. Проблемы оценки качества образования: теория и практика // Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы. Сборник / Под общ. Ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко. –М., 2012 . С. 1356.Положение о рейтинговой оценке деятельности преподавателей Ставропольского филиала РАНХиГС //www.sfranhgs.ru/umo.html.7.Н.Ф. Власенко Участие студентов всистеме гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. 2 (117). С. 62.8.Болотов В.А., Круглов В.И., Шаулин В.Н., Трифонова О.Д., Соловьев Б.Б. «Развитие системы оценки качества образования». Сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования» [Электронный ресурс]: http://s_1.chu.edu54.ru/doc/[Дата обращения 12.11.2013]
Elena Serdyukova,
associate professor of Criminal Law Department of Stavropol branch of federal educational institution of higher professional education "Russian Academy of National Economy and state service under the President of the Russian Federation" serdukovalena@yandex.ru
Problems of participation of students and employers in assessing the quality of professional educationAbstract.The article presents the results of implementation of system of education quality evaluation by students and employers. Disclosed positive participation of employers and students in evaluation of the quality of education.Keywords:quality assurance, independent control, quality assessment, the student, the employer.
Проблемы участия студентов и работодателей в оценке качества профессионального образования
Аннотация.Встатье приведены результаты внедрения системы оценивания качества образованиястудентами и работодателями. Раскрыты положительные стороны участия работодателей и студентов в оценке качества образования.Ключевые слова:гарантии качества образования, независимый контроль, оценка качества, студент, работодатель.
Одно из требований Болонской декларации –привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования стало признаваться по всей Европе как необходимое и желаемоеявление [1].В федеральных государственных образовательных стандартах вопросам оценки качества образования посвящены ряд пунктов, в одном из которых указывается: «обучающимся должна быть представлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей» [2].Для участия студентов в оценке деятельности вузов страны или стран международной арены, необходимо научить студента оценивать качество образования, получаемого в высшем учебном заведении, в котором студент обучается. Центральное место в качестве образования должна занимать не только оценка образовательного учреждения со стороны государства и не оценка выпускников работодателями, а внутривузовская оценка качества образования самими студентами. В центре внимания должно быть качество содержания образования, которое обеспечивается качеством учебного процесса.Независимый контроль, осуществляемый студентами, позволяет постоянно повышать качество образовательного процесса в вузе, выявлять положительные и отрицательные тенденции деятельности профессорскопреподавательского состава на различных этапах реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В Ставропольском филиале ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее –Ставропольский филиал РАНХиГС) разработана Программа развития системы управления качеством образования. Для осуществления оценки качества образования студенты проходят конкурсный отбор [3]. При отборе студентов учитываются ряд факторов: психологический (желание участвовать в оценке качества) и компетентностный (владение знаниями о гарантиях качества образования). Среди студентов первого курса проводится тестирование по дисциплинам гуманитарного цикла, изученным в средних образовательных учреждениях (школа, лицей, гимназия, колледж) и социологический опрос по качеству обучения; проводится анализ документов (свидетельства ЕГЭ, аттестата, диплома).Среди студентов 25 курсов также проводится анкетирование, социологический опрос по качеству обучения; тестирование по ранее пройденным дисциплинам; учитывается сотрудничество с преподавателями по разработкам инновационных методов обучения. Студенты старших курсов разрабатывают программы развития качества образования.Вторым этапом отборочного конкурса является обучение студентов, которое включает в себя:
ознакомление с нормативноправовыми актами, регулирующими качество образования в высших учебных заведениях;
критерии оценки качества образования;
знакомство с процедурой, системой правил и терминологией гарантий качества;
проведение интервьюирования с работодателями и выпускниками;
разработка и анализ анкет;
использование интерактивных методов по содержанию и организации коллективной работы;К работе в оценке качества профессионального образования допускаются студенты, которые прошли обучение и представляют студенческие интересы в Ставропольском филиале РАНХиГС. Работа студентов в оценке качества обучения включает в себя работу в следующих подразделениях Ставропольского филиала РАНХиГС, обеспечивающих эффективную реализацию образовательного процесса: Ученом совете Ставропольского филиала РАНХиГС, учебнометодическом совете, библиотечном совете филиала, Студенческом парламенте, Центре трудоустройства, Союзе выпускников:В Студенческом парламенте, который включает в себя функцию работы со студентами 1 курсов, студентами проводится следующая работа: интервьюирование, анализ анкет по качеству преподавания дисциплин, анализ результатов оценки обучения студентов по критериям балльнорейтинговой системы, разработанным в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов Ставропольского филиала РАНХиГС [4].Основными целями проведения опросов и анкетирования среди студентов можно назвать следующие: повышение эффективности образовательного процесса; измерение удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг для управления учебным процессом; совершенствование практики взаимодействия преподавателей и студентов; предоставление преподавателям возможности повышать качество своей педагогической деятельности [5]; разработка программ учебных семинаров по совершенствованию деятельности профессорскопреподавательского состава; формированиебазыдля экспертной оценки инновационных изменений в системе высшего образования в целом.В учебнометодическом совете Ставропольского филиала РАНХиГС студенты проводят анализ результатов анкетирования студентов филиала по оценкепрофессионализма преподавателей, а также результатов рейтинга работы преподавателей в учебном годув соответствии с Положением о рейтинговой оценке деятельности преподавателей Ставропольского филиала РАНХиГС [6];В библиотечном совете филиала проводят анализ использования учебной, учебнометодической и научной литературы при подготовке к практическим занятиям;В Центре по трудоустройству выпускников студенты проводят интервьюирование и социологические опросы среди работодателей по качеству образованности выпускников;В Союзе выпускников проводят мониторинг по трудоустройству выпускников.Студенты Ставропольского филиала РАНХиГС входят с состав Ученого совета филиала и учебнометодического, где имеют право голоса в принятии учебным заведением решений по контролю за реализацией учебного процесса, а также представляют интересы студентов при решении вопросов в области качества их обучения.В первый год работы студент осуществляет свои полномочия по проверке качества обучения студентов в сопровождении руководителясовета, союза или центра.Отчеты о проведенных исследованиях вывешиваются на информационных стендах учебного отдела и обсуждаются на заседаниях учебнометодического совета Ставропольского филиала РАНХиГС.Основными проблемами вовлечения и участия студентов в гарантиях качества образования:
отсутствие в нашей стране традиций привлечения студентов к оценке качества образования, неразвитость общественных организаций студенчества[7];
постоянная смена студенческого состава: абитуриенты поступают на первый курс Академии и, заканчивая ее, уходят из студенческих организаций;
неготовность представителей студенчества к объективной оценке деятельности вуза;
ни каждый студент желает участвовать в оценке качества высшего профессионального образования (что оказывает влияние на качество работы отобранных кандидатур по анализу преподавания определенных дисциплин);
пассивное отношение профессорскопреподавательского состава к работе студентов по гарантиям качества образования;
недооценка компетентности и знаний студентов структурными подразделениями филиала;
занятость студентовзаочников по основному месту работы (на производстве);
студентыпервокурсники боятся брать определенные обязательства по оценке преподавания дисциплин.В 2014 году в Ставропольском филиале РАНХиГС начнет функционировать студенческий совет по качеству образования. Основной целью работы совета является анализ состояния процессов образовательной деятельности в филиале, определение направлений совершенствования подготовки специалистов и развития направлений деятельности филиала в современных условиях развития высшего профессионального образования.Особое внимание следует уделить и внешней оценки качества профессионального образования на основе более широкого участия в ней общественных и профессиональных организаций, формируя критерии объективной внешней оценки на принципах взаимодействия рынка труда и сферы образования [8].Одной из актуальных проблем совершенствования качества высшего профессионального образования является поиск эффективных способов изучения мнения всех заинтересованных сторон о качестве подготовки специалистов, что позволяет создать систему согласования подготовки кадров и потребностей рынка труда, что обеспечивает успешное развитие высшего профессионального образования. Для решения этой задачи вузы внедряют мониторинг мнений заинтересованных сторон, среди работодатели, заинтересованные в привлечении компетентных молодых специалистов. Основная цель привлечения работодателей к оценке качества –получение более точную и объективную оценку соответствия программи результатов обучения требованиям производства и рынка труда при оценке знаний и умений выпускников. Работодателей при приеме выпускников на работу интересует профессиональная компетентность выпускников, их способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде (данные выводы сделаны при проведенных опросах работодателей).Несомненно, что взаимодействие с работодателями должно начинаться с совместной разработки нормативной базы: разработка и корректировка основных образовательных программ. Работодатель должен участвовать в учебном процессе (к тому же это заложено в ФГОС): организация и проведение производственных практик, проведение учебных занятий, участие в итоговой аттестации.Ставропольский филиал РАНХиГС, разрабатывая общие образовательные программы по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», ориентировался на потребности работодателей и студентов. Был создан механизм, позволяющий непрерывно отслеживать изменения конъюнктуры рынка труда и требований основных потребителей к качеству образования.Работодатели влияют на качество образования в Ставропольском филиале РАНХиГС, участвуя в:
реализации образовательных программ на стадии разработки учебных планов и в процессе формирования профессиональных компетенций (чтение лекций, проведение мастерклассов и практических занятий, производственных и преддипломных практик, руководство курсовыми и дипломными работами, непосредственно работодателей при приеме выпускников на работу);
в утверждении общих образовательных программ в качестве экспертов;
в формировании softskills(мягкие навыки) таких как умение работать в команде, быть лидером, вести переговоры, проводить презентации при изучении таких дисциплин как управление персоналом,коммуникативные основы лидерства и др.;
в разработке практической направленности научноисследовательских работ преподавателей, студентов и выпускников;
в проведении конференций, круглых столов, семинаров по вопросам деятельности органов государственной и исполнительной власти;проведение представителями работодателей (специалистамипрактиками) учебных занятий для студентов, в том числе лекционных курсов, семинаров, лабораторных работ, мастерклассов, деловых игр, практикумов и др.;
внутренняя оценка фактических результатов обучения студентов по дисциплинам профессионального цикла;
разработка и рецензирование учебнометодической документации;участие в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;экспертиза основных образовательных программ (основных профессиональных образовательных программ) определение соответствия заданных компетенций видам профессиональной деятельности, выполняемым студентами на рабочих местах во время практик;подготовка курсовых работ (проектов) и выпускных квалификационных работ по запросам работодателей;повышение квалификации представителей работодателей;участие представителей работодателей в научнопрактических конференциях, научных семинарах и т.д.; трудоустройство выпускников;участие представителей организаций работодателей в процедуре проведения самообследования качества реализуемых основных образовательных программ (основных профессиональных образовательных программ).Внедрение в образовательный процесс и оценку качества механизма участия работодателей позволило выявить ряд положительных моментов:
выполняются дипломные работы (проекты) на основереальных заданий предприятий и организаций; внедрение результатов дипломных работ;
учитываются потребности и нужды предприятий и организаций при введении новых дисциплин общих образовательных программ;
актуализируется содержание программпроизводственных и преддипломных практик;
привлекаются работодатели к обновлению и развитию образовательных ресурсов;
проходят переподготовку и повышение квалификации специалисты для предприятий, учреждений и организаций работодателейпартнеров.Стоитотметить, что участие работодателей в разработке учебных курсов позволило увеличить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также достигнуть соответствия результатов обучения требованиям рынка труда.В дальнейшем (20152016 гг.) в механизм оценки качества планируется включить ряд пунктов: участие работодателей в государственной аккредитации программ и Ставропольского филиала РАНХиГС в качестве экспертов; участие в независимой внешней оценке программ в качестве экспертов, работе коллегиальных органов агентств по внешней оценке качества образования;профессиональной адаптации выпускниковбакалавров;мониторинг оценки качества высшего образования путем опроса мнений заинтересованных лиц: работодателей, специалистовпрактиков.
Ссылки на источники1.Н.Ф. Власенко Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. 2 (117). С. 62; Лежнина Л.В., Шишковский В.И. Концептуальные основы интеграции российской и европейской образовательных систем // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Вып. 6 (69). С. 115–119.2.п. 8.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 года № 464; п. 8.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года № 41 и др.3.пп. 1.2, 1.4, 2.1 Программы развития системы управления качеством образования Ставропольского филиала РАНХиГС //www.sfranhgs.ru/umo.html.4.Положение о рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов в Ставропольском филиале РАНХиГС //www.sfranhgs.ru/umo.html.5.Брызгалина Е.В. Проблемы оценки качества образования: теория и практика // Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы. Сборник / Под общ. Ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко. –М., 2012 . С. 1356.Положение о рейтинговой оценке деятельности преподавателей Ставропольского филиала РАНХиГС //www.sfranhgs.ru/umo.html.7.Н.Ф. Власенко Участие студентов всистеме гарантии качества высшего образования // Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2012. 2 (117). С. 62.8.Болотов В.А., Круглов В.И., Шаулин В.Н., Трифонова О.Д., Соловьев Б.Б. «Развитие системы оценки качества образования». Сборник «Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования» [Электронный ресурс]: http://s_1.chu.edu54.ru/doc/[Дата обращения 12.11.2013]
Elena Serdyukova,
associate professor of Criminal Law Department of Stavropol branch of federal educational institution of higher professional education "Russian Academy of National Economy and state service under the President of the Russian Federation" serdukovalena@yandex.ru
Problems of participation of students and employers in assessing the quality of professional educationAbstract.The article presents the results of implementation of system of education quality evaluation by students and employers. Disclosed positive participation of employers and students in evaluation of the quality of education.Keywords:quality assurance, independent control, quality assessment, the student, the employer.