Модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ежовкина
Е.
В. Модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
496–500. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54363.htm.
Аннотация. В статье представлена модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня Мордовского педагогического института имени М. Е. Евсевьева.
Ключевые слова:
модель, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическое сопровождение адаптации
Текст статьи
Ежовкина Елена Васильевна,аспирант кафедры педагогики,ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранскezhovkina.elena@mail.ru
Модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня
Аннотация. В статье представлена модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня Мордовского педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Ключевые слова:модель, педагогическое сопровождение адаптации, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в мире насчитывается огромное количество детей, имеющие те или иные отклонения в развитии. Так, В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек, из них 1,7 млн. детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и нуждаются в помощи. Согласно анализу регионального компонента, вРеспублике Мордовия 83626 инвалидов, из них 2951 детейинвалидов. В городском округе Саранск с населением 323 тыс. человек, насчитывается 59 963 детей возрасте от 0 до 17 лет, из них: 1097 детей инвалидов с детства; 151 семья воспитывает детей с ОВЗ, в том числе имеющих тяжелые соматические заболевания, нуждающихся в особой заботе. Многочисленность категории лиц с ОВЗсвидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость реализации на региональном и муниципальном уровне комплекса мер по созданию системы интеграции таких детей.
Покажем возможности реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ на базе Центра продленного дня (ЦПД), созданного на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, который осуществляет полноценную подготовку детей предшкольного возраста к обучению в школе в Республике Мордовия. Основные направления деятельности представлены следующим образом: помощь семье в развитии и воспитании детей от 3 до 7 лет; диагностическая работа, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка; консультативная работа с родителями; проектирование и реализация индивидуальной траектории развития ребенка; психологопедагогическое сопровождение ребенка квалифицированными специалистами в образовательном процессе[1]. ЦПД является однимиз инновационных структурных подразделений института, также способствует проведению экспериментальныхисследований студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, семинаров, консультацийдля педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детейдошкольного и младшего школьного возраста; организациипедагогическойи преддипломнойпрактики студентов. ЦПДоказываетдополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка [2]. В ЦПД создана уникальная развивающая образовательная среда, которая включаетв себя все необходимые компоненты для развития ребенка: компьютерный класс, сенсорная комната, спортивный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет психолога [3]. В ЦПД обучаются дети дошкольного возраста, не посещающиеи посещающие ДОУ; а такжес ОВЗ (с нарушениями зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая РДА, с задержкой психического развития). В данном центре такими специалистами как учительдефектолог, педагогпсихолог, учительлогопед, социальный педагогосуществляется психологопедагогическаяпомощь в адаптации и социализацииуказанной вышекатегории детей. Таким образом, в ЦПДсозданы благоприятные условия для успешного включенияребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников.Одним из путей реализации проблемы успешного включения лиц с ОВЗ в жизнь общества, является их разноплановое сопровождение. Учитывая это, особую значимость приобретает разработка и обоснование модели педагогического сопровождения адаптации лиц с ОВЗ.Ранее нами было дано определение данного понятия. Под педагогическимсопровождениемадаптациидетей с ОВЗмыпонимаем комплексный процесс, включающий создание специальных условий для включения указанной категории детей в реальную жизнь общества; отслеживание особенностей развития личности ребенка на разных возрастных этапах; разработка индивидуальных образовательных траекторий и др.[4]. Понятие «модель» широко используетсяв различных сферах человеческой деятельности и имеетмножество трактовок. Так, под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме. В более узком смысле термин «модель» применяют тогда, когда хотят изобразить некоторую область явлений с помощью другой, более хорошо изученной, легче понимаемой. В словарях дается следующая трактовка термина «модель»: 1) отображение свойств и отношений реального объекта на специально созданном для этого материальном или идеальном объекте (философский словарь) [5]; 2) искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и др., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта (педагогический словарь) [6].В нашем исследовании интерес представляет рассмотрение указанной проблемы в рамках педагогической науки, а, следовательно, и аспекты толкования термина«модель» в рамках ее системы. Так, в педагогике под ним понимается созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, отношения, параметры и т. п.) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку. Состав модели зависит от цели исследования и должен дать возможность проследить какиелибо стороны характеристики объекта исследования [7].При моделировании мы брали за основу идеиА. Д. Вильшанской, М.И.Прилуцкой, М. М. Семаго, Н.Я.Семаго[8; 9].Нами создана модель педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях ЦПД, компонентный состав проектируемой модели представлен целеполагающим, содержательным, процессуальным и оценочнорезультативным блоками (см. рис.1). Целеполагающий блок. Цель –формированиеосновных составляющих успешной адаптации ребенка с ОВЗ, способствующих интегрироваться в общество нормально развивающихся сверстников.Содержательный блок раскрывает сущность педагогическогосопровожденияадаптации детейс ОВЗ, котороеосуществлялось по следующим направлениям: диагностическое (проектирование и организация диагностики успешности адаптации ребенка, обследование ребенка с целью изучения составляющих успешной адаптации, обработка данных с целью подготовки характеристики на ребенка с ОВЗ, составление характеристики), коррекционноразвивающее включает технологический арсенал оказания помощи лицам с ОВЗ и позволяет реализовать адаптацию детей в образовательной среде учреждения в условиях совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками, и нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуальноличностных особенностей детей. Он содержит методическое обеспечение и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы, позволяющие сформировать позитивное отношение и навыки конструктивного взаимодействия, скоррегировать эмоциональное состояние ребенка, навыки и формы социального взаимодействия,способствовать снятию психологических защит во взаимодействии с близкими, формировать способность к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детских и детсковзрослых отношениях. Организуется реализация специальных формирующих программ корригирующих особенности отношений, взаимодействий и позиций взрослых (родителей и педагогов) как субъектов образовательного процесса. Также представлено методическимобеспечениеми методамируководства детской деятельностью и отношениями детей, с постепенным усложнением задач взаимодействия и сотрудничества. Реализуются специальные развивающие программы, направленные на формирование духовнонравственного осмысления, социальной толерантности всех участников образовательного процесса. Создаются условия для обобщения и применения жизненных компетенций у детей с ОВЗ и социальных компетенций у их сверстников. Организация коррекционноразвивающий деятельности с детьмипутем применения различных видов работпо следующим разделам: «Здоровье», «Социальное развитие»,«Личностное развитие»,«Познавательное развитие»,«Формирование деятельности»), консультативное (выработка рекомендаций родителям, педагогам и администрациив вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ), просветительское и профилактическое (психологопедагогическое просвещение педагогических работников и родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ). Для проведения консультативнопросветительской и профилактической работы используются следующие формы: выступления на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, анкетирование родителей, индивидуальное консультирование педагогов и родителей, обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, коррекционноразвивающих заданий, игр и упражнений).Процессуальный блок модели раскрывает сущность этапов педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ, а именно: стимулирующий (установление эмоционального контакта между субъектами взаимодействия), организационный (информирование о сущности и способах процесса взаимодействия, т.е. совместное проектирование предстоящей деятельности), деятельностный (непосредственное взаимодействие специалистов на основе сотрудничества), рефлексивный (осмысление результатов деятельности специалистов)[10]. Процесс педагогического сопровождения реализуется посредством следующих видов деятельности: вопервых, в ходе работы с педагогами, узкими специалистами(беседа, консультирование, координация взаимодействия, выступление на методическихобъединениях, родительских собраниях); вовторых, в процессе работы с детьми(индивидуальные занятия, групповые и фронтальные); втретьих, в совместной деятельности с родителями (индивидуальное консультирование, групповое консультирование, совместные с родителями мероприятия творческого, прикладного, спортивного характера).
Рис. 1 –Модель педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях Центра продленного дня
Оценочнорезультативный блок раскрывает структуру успешности адаптации детей с ОВЗв окружающем социуме. В качестве такого результата выступает свойство личности (ранее модель данного свойства представлена нами тремя компонентами –личностный, академический и жизненный). Составляющими личностного компонента являются личностные качества, необходимые для успешного включения лиц с ОВЗ в окружающий социум (адекватная самооценка, эмоциональное благополучие, мотивация); академического компонента –накопление потенциальных возможностей для активной реализации знаний в настоящем и будущем (элементарные представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, элементарные основы грамматики); жизненного компонента –овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни (общеучебные навыки, коммуникативные навыки, социальнобытовые навыки)[10]. Итак, модель педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях ЦПДвключает такие взаимосвязанные блоки, как целеполагающий, содержательный, процессуальный, оценочнорезультативный.Реализация представленной выше модели в системе образования способствует успешной адаптации ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Ссылки на источники1.РябоваН. В.,Ежовкина Е. В. Гуманитарноориентированноепространство как средство педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научнопрактической конференции / отв. ред. Алехина С. В. –М. : ООО Буки Веди, 2013. –С.167170.2.Винокурова Н.В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. –2011. –№ 2. –С. 1416.3.Винокурова Н.В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. –2012. –№ 2, С. 46–48.4.Ежовкина Е.В.,Рябова Н.В.К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал. –№ 5(30). –2012. –С. 8489.5.Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. –7е изд., перераб. и доп. –М.: Республика, 2001. –719 с. 6.КоджаспироваГ.М., КоджаспировА.Ю.Словарь по педагогике. –М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. –448 с.7.КузьминовВ.И. Проектирование процессной модели развития информационнокомпьютерной готовности иностранных студентов к обучению в российских вузах : дис ... канд. пед. наук. –В.И.Кузьминов.–Калининград, 2007. –120 с.8.ВильшанскаяА.Д.,Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психологомедикопедагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. –М. : Генезис, 2012.–256 с.9.СемагоМ.М.,Семаго Н.Я. Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования/ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.fnashideti.ru/inklusia/182mezhdisciplin.html.–[Дата обращения 10.02.2014].10.Ежовкина Е.В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарноориентированного центра образования // Российский научный журнал. –№ 3(34). –2013. –С.234240.
Ezhovkina Elena,postgraduate student, Department of the Mordovian State Pedagogical Institute after M.E.Evseviev (MordGPI), SaranskThe model of pedagogical support of children with disabilities in the conditions of the Centre for extended dayAbstract.The article presents the model of pedagogical support of children with disabilities in the conditions of the Centre for extended day of the Mordovian pedagogical Institute named after M. E. Еvsevyev.Key words:model, pedagogical support of adaptation of children with disabilities.
Модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня
Аннотация. В статье представлена модель педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра продленного дня Мордовского педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Ключевые слова:модель, педагогическое сопровождение адаптации, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в мире насчитывается огромное количество детей, имеющие те или иные отклонения в развитии. Так, В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек, из них 1,7 млн. детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и нуждаются в помощи. Согласно анализу регионального компонента, вРеспублике Мордовия 83626 инвалидов, из них 2951 детейинвалидов. В городском округе Саранск с населением 323 тыс. человек, насчитывается 59 963 детей возрасте от 0 до 17 лет, из них: 1097 детей инвалидов с детства; 151 семья воспитывает детей с ОВЗ, в том числе имеющих тяжелые соматические заболевания, нуждающихся в особой заботе. Многочисленность категории лиц с ОВЗсвидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость реализации на региональном и муниципальном уровне комплекса мер по созданию системы интеграции таких детей.
Покажем возможности реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ на базе Центра продленного дня (ЦПД), созданного на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, который осуществляет полноценную подготовку детей предшкольного возраста к обучению в школе в Республике Мордовия. Основные направления деятельности представлены следующим образом: помощь семье в развитии и воспитании детей от 3 до 7 лет; диагностическая работа, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка; консультативная работа с родителями; проектирование и реализация индивидуальной траектории развития ребенка; психологопедагогическое сопровождение ребенка квалифицированными специалистами в образовательном процессе[1]. ЦПД является однимиз инновационных структурных подразделений института, также способствует проведению экспериментальныхисследований студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, семинаров, консультацийдля педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детейдошкольного и младшего школьного возраста; организациипедагогическойи преддипломнойпрактики студентов. ЦПДоказываетдополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка [2]. В ЦПД создана уникальная развивающая образовательная среда, которая включаетв себя все необходимые компоненты для развития ребенка: компьютерный класс, сенсорная комната, спортивный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда, кабинет психолога [3]. В ЦПД обучаются дети дошкольного возраста, не посещающиеи посещающие ДОУ; а такжес ОВЗ (с нарушениями зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая РДА, с задержкой психического развития). В данном центре такими специалистами как учительдефектолог, педагогпсихолог, учительлогопед, социальный педагогосуществляется психологопедагогическаяпомощь в адаптации и социализацииуказанной вышекатегории детей. Таким образом, в ЦПДсозданы благоприятные условия для успешного включенияребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников.Одним из путей реализации проблемы успешного включения лиц с ОВЗ в жизнь общества, является их разноплановое сопровождение. Учитывая это, особую значимость приобретает разработка и обоснование модели педагогического сопровождения адаптации лиц с ОВЗ.Ранее нами было дано определение данного понятия. Под педагогическимсопровождениемадаптациидетей с ОВЗмыпонимаем комплексный процесс, включающий создание специальных условий для включения указанной категории детей в реальную жизнь общества; отслеживание особенностей развития личности ребенка на разных возрастных этапах; разработка индивидуальных образовательных траекторий и др.[4]. Понятие «модель» широко используетсяв различных сферах человеческой деятельности и имеетмножество трактовок. Так, под моделью в широком смысле понимают мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме. В более узком смысле термин «модель» применяют тогда, когда хотят изобразить некоторую область явлений с помощью другой, более хорошо изученной, легче понимаемой. В словарях дается следующая трактовка термина «модель»: 1) отображение свойств и отношений реального объекта на специально созданном для этого материальном или идеальном объекте (философский словарь) [5]; 2) искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и др., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта (педагогический словарь) [6].В нашем исследовании интерес представляет рассмотрение указанной проблемы в рамках педагогической науки, а, следовательно, и аспекты толкования термина«модель» в рамках ее системы. Так, в педагогике под ним понимается созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая для цели познания характеристики (компоненты, элементы, свойства, отношения, параметры и т. п.) изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку. Состав модели зависит от цели исследования и должен дать возможность проследить какиелибо стороны характеристики объекта исследования [7].При моделировании мы брали за основу идеиА. Д. Вильшанской, М.И.Прилуцкой, М. М. Семаго, Н.Я.Семаго[8; 9].Нами создана модель педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях ЦПД, компонентный состав проектируемой модели представлен целеполагающим, содержательным, процессуальным и оценочнорезультативным блоками (см. рис.1). Целеполагающий блок. Цель –формированиеосновных составляющих успешной адаптации ребенка с ОВЗ, способствующих интегрироваться в общество нормально развивающихся сверстников.Содержательный блок раскрывает сущность педагогическогосопровожденияадаптации детейс ОВЗ, котороеосуществлялось по следующим направлениям: диагностическое (проектирование и организация диагностики успешности адаптации ребенка, обследование ребенка с целью изучения составляющих успешной адаптации, обработка данных с целью подготовки характеристики на ребенка с ОВЗ, составление характеристики), коррекционноразвивающее включает технологический арсенал оказания помощи лицам с ОВЗ и позволяет реализовать адаптацию детей в образовательной среде учреждения в условиях совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками, и нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуальноличностных особенностей детей. Он содержит методическое обеспечение и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы, позволяющие сформировать позитивное отношение и навыки конструктивного взаимодействия, скоррегировать эмоциональное состояние ребенка, навыки и формы социального взаимодействия,способствовать снятию психологических защит во взаимодействии с близкими, формировать способность к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детских и детсковзрослых отношениях. Организуется реализация специальных формирующих программ корригирующих особенности отношений, взаимодействий и позиций взрослых (родителей и педагогов) как субъектов образовательного процесса. Также представлено методическимобеспечениеми методамируководства детской деятельностью и отношениями детей, с постепенным усложнением задач взаимодействия и сотрудничества. Реализуются специальные развивающие программы, направленные на формирование духовнонравственного осмысления, социальной толерантности всех участников образовательного процесса. Создаются условия для обобщения и применения жизненных компетенций у детей с ОВЗ и социальных компетенций у их сверстников. Организация коррекционноразвивающий деятельности с детьмипутем применения различных видов работпо следующим разделам: «Здоровье», «Социальное развитие»,«Личностное развитие»,«Познавательное развитие»,«Формирование деятельности»), консультативное (выработка рекомендаций родителям, педагогам и администрациив вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ), просветительское и профилактическое (психологопедагогическое просвещение педагогических работников и родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ). Для проведения консультативнопросветительской и профилактической работы используются следующие формы: выступления на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, анкетирование родителей, индивидуальное консультирование педагогов и родителей, обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, коррекционноразвивающих заданий, игр и упражнений).Процессуальный блок модели раскрывает сущность этапов педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ, а именно: стимулирующий (установление эмоционального контакта между субъектами взаимодействия), организационный (информирование о сущности и способах процесса взаимодействия, т.е. совместное проектирование предстоящей деятельности), деятельностный (непосредственное взаимодействие специалистов на основе сотрудничества), рефлексивный (осмысление результатов деятельности специалистов)[10]. Процесс педагогического сопровождения реализуется посредством следующих видов деятельности: вопервых, в ходе работы с педагогами, узкими специалистами(беседа, консультирование, координация взаимодействия, выступление на методическихобъединениях, родительских собраниях); вовторых, в процессе работы с детьми(индивидуальные занятия, групповые и фронтальные); втретьих, в совместной деятельности с родителями (индивидуальное консультирование, групповое консультирование, совместные с родителями мероприятия творческого, прикладного, спортивного характера).
Рис. 1 –Модель педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях Центра продленного дня
Оценочнорезультативный блок раскрывает структуру успешности адаптации детей с ОВЗв окружающем социуме. В качестве такого результата выступает свойство личности (ранее модель данного свойства представлена нами тремя компонентами –личностный, академический и жизненный). Составляющими личностного компонента являются личностные качества, необходимые для успешного включения лиц с ОВЗ в окружающий социум (адекватная самооценка, эмоциональное благополучие, мотивация); академического компонента –накопление потенциальных возможностей для активной реализации знаний в настоящем и будущем (элементарные представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, элементарные основы грамматики); жизненного компонента –овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни (общеучебные навыки, коммуникативные навыки, социальнобытовые навыки)[10]. Итак, модель педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ в условиях ЦПДвключает такие взаимосвязанные блоки, как целеполагающий, содержательный, процессуальный, оценочнорезультативный.Реализация представленной выше модели в системе образования способствует успешной адаптации ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Ссылки на источники1.РябоваН. В.,Ежовкина Е. В. Гуманитарноориентированноепространство как средство педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научнопрактической конференции / отв. ред. Алехина С. В. –М. : ООО Буки Веди, 2013. –С.167170.2.Винокурова Н.В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. –2011. –№ 2. –С. 1416.3.Винокурова Н.В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. –2012. –№ 2, С. 46–48.4.Ежовкина Е.В.,Рябова Н.В.К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал. –№ 5(30). –2012. –С. 8489.5.Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. –7е изд., перераб. и доп. –М.: Республика, 2001. –719 с. 6.КоджаспироваГ.М., КоджаспировА.Ю.Словарь по педагогике. –М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. –448 с.7.КузьминовВ.И. Проектирование процессной модели развития информационнокомпьютерной готовности иностранных студентов к обучению в российских вузах : дис ... канд. пед. наук. –В.И.Кузьминов.–Калининград, 2007. –120 с.8.ВильшанскаяА.Д.,Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психологомедикопедагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. –М. : Генезис, 2012.–256 с.9.СемагоМ.М.,Семаго Н.Я. Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования/ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.fnashideti.ru/inklusia/182mezhdisciplin.html.–[Дата обращения 10.02.2014].10.Ежовкина Е.В. Моделирование процесса взаимодействия специалистов педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного гуманитарноориентированного центра образования // Российский научный журнал. –№ 3(34). –2013. –С.234240.
Ezhovkina Elena,postgraduate student, Department of the Mordovian State Pedagogical Institute after M.E.Evseviev (MordGPI), SaranskThe model of pedagogical support of children with disabilities in the conditions of the Centre for extended dayAbstract.The article presents the model of pedagogical support of children with disabilities in the conditions of the Centre for extended day of the Mordovian pedagogical Institute named after M. E. Еvsevyev.Key words:model, pedagogical support of adaptation of children with disabilities.