Применение информационных технологий в учебном процессе как применение компетентностного подхода к обучению
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абдулаева
З.
Л. Применение информационных технологий в учебном процессе как применение компетентностного подхода к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
561–565. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54376.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в учебном процессе, приводятся различные примеры применения ИТ. Также в статье изложены рекомендации по применению ИТ в учебном процессе.
Ключевые слова:
информационные технологии, дистанционное обучение, интернет, информационные ресурсы.
Похожие статьи
Текст статьи
Абдулаева Зада Лахилавна,Кандидат экономических наук, доценткафедры информационных систем в экономике, филиалФГБОУ ВПО «СанктПетербургский государственный экономический университет», г. Кизлярzada_h@mail.ru
Применение информационных технологий в учебном процессе как применение компетентностного подхода к обучению
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в учебном процессе, приводятся различные примеры применения ИТ.Также в статье изложены рекомендации по применению ИТ в учебном процессе.Ключевые слова:информационные технологии, дистанционное обучение, Интернет, информационные ресурсы.
В последнее время мы живем в неспокойной и непостоянной обстановке. Сложившаяся ситуация поставила ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют проблемами 21 века, такие как: экологические, демографические, энергетические, социальные, технологические. Социальные проблемы обостряются в связи с неравенством в распределении ресурсов как между слоями населения в масштабах России, так и между "золотым миллиардом" и остальным человечеством в глобальном масштабе.Для решения этих проблем возникает необходимость постепенного перехода к обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий, а также повышение культурного и профессионального уровня большинства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования.Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах. По данным Юнеско число студентов в мире до сих пор имело тенденцию к росту[2]. Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования —трудности сопровождения учебных материалов, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий.Чтобы система образования была готова решить проблемы 21 века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационнообразовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.Итак, информационные технологии и образование —эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область —«Информационные технологии в образовании» [1]. К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научнотехнических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.Очевидно, что круг вопросов, составляющих предмет информационных технологий в образовании, чрезвычайно широк и попытка изложить все аспекты проблемы в одной статье невозможно. Поэтому в данной статье автором предлагаются несколько рекомендаций использования ИТсредств в учебном процессе с целью повышения уровня и качества преподавания в высших учебных заведениях. Первая рекомендация –использование информационных технологий, таких как Интернетв процессе обучения. Доступность и возможность выходав Интернет студентамна практических занятиях, с целью использования информационных ресурсов, таких как: электронные учебники, свободной энциклопедии (wikipedia), виртуальныйуниверситет INTUIT.В высшем учебном заведении рекомендуется применять на практических занятиях образовательные порталы. Образовательные порталы –порталы, где есть ориентированная на пользователя информационная Webсистема с единой для каждого конкретного пользователя точкой доступа к разнообразной информации, относящейся к определенному приложению. В работе Тихонова А.Н. и Иванникова А.Д. «Разработка методологии создания системы образовательных порталов»портал определяется как «сетевой узел или комплекс узлов, подключенных к Интернету по высокоскоростным каналам, обладающий развитымпользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию»[3]. Обращение пользователей к порталу происходит с помощью браузеров, размещенных на клиентских узлах. Если Webсайты в большинстве случаев представляют собой наборы статических Webстраниц, то порталы являются совокупностями программных средств и заранее неструктурированной информации, которую эти средства превращают в структурированные данные по запросу конкретных пользователей. Образовательные порталы непосредственно служат целям предоставления образовательных услуг. Они содержат электронные учебные материалы, методические указания, расписания занятий и консультаций и другие данные, относящиеся непосредственно к учебному процессу, и имеют средства доступа к ним. Образовательные порталы подразделяют на горизонтальные и вертикальные. Если горизонтальный портал охватывает материалы по большому числу предметных областей, то вертикальные порталы относятся к определенному направлению подготовки обучаемых или даже к конкретным дисциплинам. Университетские порталы относятся к корпоративным порталам, они содержат наиболее общую информацию о вузе, обеспечивают доступ к информации о кафедрах, специальностях, учебных планах, условиях приема абитуриентов и т.п. В состав университетских порталов могут входить также образовательные сайты и порталы. Таким образом, информационные ресурсы порталов в образовательной сфере представлены не только учебными и учебнометодическими материалами. В информационные ресурсы входят также сведения о структуре и функциях образовательных учреждений, условия предоставления образовательных услуг, базы данных профессорскопреподавательского состава и научных работников, электронные публикации книг, научных статей, авторефератов диссертаций, сведения о научных и методических конференциях и семинарах и др. Например, пользователь созданного портала по экономическим наукам может иметь доступ к информации из следующих разделов:учебные и учебнометодические материалы;описания литературных источников по дисциплинам портала;ссылки на информационные ресурсы в Internet;базы данных персоналий по профилю портала;новости науки и образования, информация о научных конференциях;информация об организациях и учреждениях по профилю портала.Информационные ресурсы портала могут накапливаться и быть сосредоточенными на одном сервере вычислительной сети, если емкость информационных ресурсов портала невелика и если информационное наполнение и сопровождение портала полностью регулируется из единого центра. Однако поскольку портал является входом в Webсеть, т.е. в распределенную сеть, то портал должен обеспечивать доступ к информационным ресурсам многих серверов. При этом информационные ресурсы принято подразделять на первичные, т.е. физически размещенные на сервере данного портала, и вторичные, находящиеся на других серверах сети. На сервере портала при этом хранятся лишь некоторые необходимые сведения (метаданные) о ресурсах других серверов. Метаданные помогают выделить нужную информацию в информационном пространстве Internet и получить к ней доступ. Конечно, формирование множества рекомендуемых вторичных учебных материалов попрежнему управляется компетентным органом портала (редакцией или экспертной группой, включающей высококвалифицированных специалистов)Пользовательский портал должен предоставлять средства коммуникации такие, как электронная почта, файловый обмен, различные виды конференцсвязи, участие в телеконференциях и т.п. Эти средства успешно используются при реализации связей «студентпреподаватель», «студентдеканат», «студентстудент». Особенно они необходимы при дополнительном образовании.В порталах должны быть средства индикации изменений, происходящих в источнике используемой информации. В частности, необходимы программы контроля доступности ресурсов, расположенных на разных серверах в распределенной информационнообразовательной среде (ИОС). В образовательном портале необходимо также иметь средства ведения каталога учебных ресурсов, специфического интерфейса авторов и редакторов учебных материалов, фиксируемых в каталоге. Вторая рекомендация –проведение онлайн лекций преподавателями других высших учебных заведений городов России. К примеру, проведение лекции по дисциплинам специальности «Прикладная информатика в экономике» преподавателем с кафедры «Информационных систем в экономике» Санктпетербургского государственного технического университета. Это обеспечивает возможность общения с учеными ведущих университетов России. Это обеспечивается с использованием информационных технологий –глобальной сети.При активном использовании ресурсов необходимы каналы передачи данных с высокой пропускной способностью, иначе задержки в получении информации могут стать недопустимо большими, особенно при применении интерактивных режимов работы.
Ссылки на источники1.Информационные технологии в образовании. http://physics.herzen.spb.ru2.Статистические данные. http://www.unesco.org3.Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Информационные технологии. http://ep.informika.ru
Abdulaeva Zada Lahilavna,canditate; of the Kizlyar's branch of the St.Petersburg State Economical University
Use of information technologies in the educational process as use of competence approach to learningAbstract.The paper discusses the application of information technologies in educational process, provides various examples of the use of IT. The article also provides guidance on the use of IT in the learning process.Keywords:information technology, distance learning, Internet, and information resources.
Применение информационных технологий в учебном процессе как применение компетентностного подхода к обучению
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологий в учебном процессе, приводятся различные примеры применения ИТ.Также в статье изложены рекомендации по применению ИТ в учебном процессе.Ключевые слова:информационные технологии, дистанционное обучение, Интернет, информационные ресурсы.
В последнее время мы живем в неспокойной и непостоянной обстановке. Сложившаяся ситуация поставила ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют проблемами 21 века, такие как: экологические, демографические, энергетические, социальные, технологические. Социальные проблемы обостряются в связи с неравенством в распределении ресурсов как между слоями населения в масштабах России, так и между "золотым миллиардом" и остальным человечеством в глобальном масштабе.Для решения этих проблем возникает необходимость постепенного перехода к обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий, а также повышение культурного и профессионального уровня большинства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования.Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах. По данным Юнеско число студентов в мире до сих пор имело тенденцию к росту[2]. Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования —трудности сопровождения учебных материалов, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий.Чтобы система образования была готова решить проблемы 21 века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационнообразовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов, наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.Итак, информационные технологии и образование —эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область —«Информационные технологии в образовании» [1]. К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научнотехнических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.Очевидно, что круг вопросов, составляющих предмет информационных технологий в образовании, чрезвычайно широк и попытка изложить все аспекты проблемы в одной статье невозможно. Поэтому в данной статье автором предлагаются несколько рекомендаций использования ИТсредств в учебном процессе с целью повышения уровня и качества преподавания в высших учебных заведениях. Первая рекомендация –использование информационных технологий, таких как Интернетв процессе обучения. Доступность и возможность выходав Интернет студентамна практических занятиях, с целью использования информационных ресурсов, таких как: электронные учебники, свободной энциклопедии (wikipedia), виртуальныйуниверситет INTUIT.В высшем учебном заведении рекомендуется применять на практических занятиях образовательные порталы. Образовательные порталы –порталы, где есть ориентированная на пользователя информационная Webсистема с единой для каждого конкретного пользователя точкой доступа к разнообразной информации, относящейся к определенному приложению. В работе Тихонова А.Н. и Иванникова А.Д. «Разработка методологии создания системы образовательных порталов»портал определяется как «сетевой узел или комплекс узлов, подключенных к Интернету по высокоскоростным каналам, обладающий развитымпользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию»[3]. Обращение пользователей к порталу происходит с помощью браузеров, размещенных на клиентских узлах. Если Webсайты в большинстве случаев представляют собой наборы статических Webстраниц, то порталы являются совокупностями программных средств и заранее неструктурированной информации, которую эти средства превращают в структурированные данные по запросу конкретных пользователей. Образовательные порталы непосредственно служат целям предоставления образовательных услуг. Они содержат электронные учебные материалы, методические указания, расписания занятий и консультаций и другие данные, относящиеся непосредственно к учебному процессу, и имеют средства доступа к ним. Образовательные порталы подразделяют на горизонтальные и вертикальные. Если горизонтальный портал охватывает материалы по большому числу предметных областей, то вертикальные порталы относятся к определенному направлению подготовки обучаемых или даже к конкретным дисциплинам. Университетские порталы относятся к корпоративным порталам, они содержат наиболее общую информацию о вузе, обеспечивают доступ к информации о кафедрах, специальностях, учебных планах, условиях приема абитуриентов и т.п. В состав университетских порталов могут входить также образовательные сайты и порталы. Таким образом, информационные ресурсы порталов в образовательной сфере представлены не только учебными и учебнометодическими материалами. В информационные ресурсы входят также сведения о структуре и функциях образовательных учреждений, условия предоставления образовательных услуг, базы данных профессорскопреподавательского состава и научных работников, электронные публикации книг, научных статей, авторефератов диссертаций, сведения о научных и методических конференциях и семинарах и др. Например, пользователь созданного портала по экономическим наукам может иметь доступ к информации из следующих разделов:учебные и учебнометодические материалы;описания литературных источников по дисциплинам портала;ссылки на информационные ресурсы в Internet;базы данных персоналий по профилю портала;новости науки и образования, информация о научных конференциях;информация об организациях и учреждениях по профилю портала.Информационные ресурсы портала могут накапливаться и быть сосредоточенными на одном сервере вычислительной сети, если емкость информационных ресурсов портала невелика и если информационное наполнение и сопровождение портала полностью регулируется из единого центра. Однако поскольку портал является входом в Webсеть, т.е. в распределенную сеть, то портал должен обеспечивать доступ к информационным ресурсам многих серверов. При этом информационные ресурсы принято подразделять на первичные, т.е. физически размещенные на сервере данного портала, и вторичные, находящиеся на других серверах сети. На сервере портала при этом хранятся лишь некоторые необходимые сведения (метаданные) о ресурсах других серверов. Метаданные помогают выделить нужную информацию в информационном пространстве Internet и получить к ней доступ. Конечно, формирование множества рекомендуемых вторичных учебных материалов попрежнему управляется компетентным органом портала (редакцией или экспертной группой, включающей высококвалифицированных специалистов)Пользовательский портал должен предоставлять средства коммуникации такие, как электронная почта, файловый обмен, различные виды конференцсвязи, участие в телеконференциях и т.п. Эти средства успешно используются при реализации связей «студентпреподаватель», «студентдеканат», «студентстудент». Особенно они необходимы при дополнительном образовании.В порталах должны быть средства индикации изменений, происходящих в источнике используемой информации. В частности, необходимы программы контроля доступности ресурсов, расположенных на разных серверах в распределенной информационнообразовательной среде (ИОС). В образовательном портале необходимо также иметь средства ведения каталога учебных ресурсов, специфического интерфейса авторов и редакторов учебных материалов, фиксируемых в каталоге. Вторая рекомендация –проведение онлайн лекций преподавателями других высших учебных заведений городов России. К примеру, проведение лекции по дисциплинам специальности «Прикладная информатика в экономике» преподавателем с кафедры «Информационных систем в экономике» Санктпетербургского государственного технического университета. Это обеспечивает возможность общения с учеными ведущих университетов России. Это обеспечивается с использованием информационных технологий –глобальной сети.При активном использовании ресурсов необходимы каналы передачи данных с высокой пропускной способностью, иначе задержки в получении информации могут стать недопустимо большими, особенно при применении интерактивных режимов работы.
Ссылки на источники1.Информационные технологии в образовании. http://physics.herzen.spb.ru2.Статистические данные. http://www.unesco.org3.Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Информационные технологии. http://ep.informika.ru
Abdulaeva Zada Lahilavna,canditate; of the Kizlyar's branch of the St.Petersburg State Economical University
Use of information technologies in the educational process as use of competence approach to learningAbstract.The paper discusses the application of information technologies in educational process, provides various examples of the use of IT. The article also provides guidance on the use of IT in the learning process.Keywords:information technology, distance learning, Internet, and information resources.