Совершенствование качества языковой подготовки студентов активными методами обучения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Созонтова Н. И. Совершенствование качества языковой подготовки студентов активными методами обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 656–660. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54395.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в образовательный процесс высшего учебного заведения в целях совершенствования языковой подготовки студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Созонтова Надежда Игоревна,старший преподаватель кафедры иностранных языков,ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Кировnadya.sozontova@mail.ru

Совершенствованиекачества языковой подготовки студентов активными методамиобучения

Аннотация. В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в образовательный процесс высшего учебного заведения в целях совершенствования языковой подготовки студентов. Ключевые слова: языковая подготовка, активные методы обучения, профессиональное обучение, контекстное обучение.

Методы обучения –один из основных компонентов обучения. Без учета методов обучения невозможно наполнить процесс обучения познавательной и языковой деятельностью, достичь образовательных целей и реализовать содержание образовательного процесса. Задача активных методов обучения иностранному языку не только дать студентам теоретические знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого воображения, умений и навыков профессионального мышления. Обучение иностранному языку в высшем учебном заведении создает дополнительные возможности обогатить изучение иностранного языка профессиональноориентированной лексикой, и таким образом повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Использование активных методов обучения при этом является наилучшим способом формирования языковой подготовки. Обучение иностранному языку принципиально отличается от обучения любому другому предмету и поэтому владение иностранным языком не может считаться полноценным при отсутствии высокого уровня владения хотя бы одним из видов речевой деятельности –чтением, письмом, пониманием, говорением и переводом. Известно, что в высшем учебном заведении не в полной мере используются возможности учебного процесса для развития у студентов профессиональных качеств, навыков, умений, которые обеспечивают успех в работе. При этом формирование языковой компетентности с использованием традиционных методов обученияне дает ожидаемого улучшения качества обучения. Необходимо использовать такие педагогические технологии, которые развивают у студентов языковую компетентность, творческие способности, навыки самостоятельного поиска информации для решения проблем, которые могут возникнуть как в последующей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Общепризнано, что в условиях значительного сокращения количества аудиторных занятий, распределение часов в пользу самостоятельной работы студентов означает также, что они тратят меньше времени на традиционные способы получение знаний. Поэтому в условиях глобальной информатизации общества наиболее актуальной задачей высшего учебного заведения является использование активных методов обучения. Особенностью современного обучения в высшем учебном заведении является то, что уровень и качество самостоятельной работы напрямую зависит от уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины и личной ответственности, как студентов, так и преподавателей. Говоря об активном обучении в высшем учебном заведении, следует сказать о контекстном обучении. Теоретическая и экспериментальная разработка концепции контекстного обучения утверждает, что основным направлением интенсификации обучения в системе высшего образования является не увеличение объема информации, а создание таких условий, при которых студент будет вовлечен в процесс обучения на условиях интеллектуальной, личностной и социальной активности [1].При этом, что бы сформировать творческую, профессиональную и лингвистически активную личность специалиста необходимо рассматривать процессе обучения как личностно опосредованный процесс общения студента и преподавателя.Существенным элементом любой технологии является наличие средств, с помощью которых можно добиться определенных целей: организация практического занятия и самостоятельной работы, наличие материала и специальных приемов и методов работы. Итак, следует особое внимание обратить на роль студента. Он становится активным участником учебного процесса. Студент участвует в формулировке цели, анализе информации, выработке критериев и возможных путей решения проблемы. Роль преподавателя состоит в направлении процесса обучения и разрешение практических проблем, для того чтобы они были максимально приближены к реальным условиям. Преподаватель должен выйти из привычных рамок. Наряду с глубокими теоретическими и лингвистическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами, преподаватель должен стать грамотным консультантом, владеющим различными современными методами по разрешению различных проблем. Процесс совместной работы преподавателя и студента, организованный с помощью методов и приемов активного обучения создает условия для развития творческого и профессионального мышления. Наиболее активное влияние на результат подготовки студента оказывают содержание и методы обучения. Эти компоненты учебного процессанаходятся в тесной связи между собой и связаны с другими компонентами учебного процесса, такими как цели, задачи, организационные формы и средства обучения.Их комплекс образует определенный вид учебного процесса, на основе которого осуществляется активное обучение. Методы обучения входят в содержание, а содержание обучения в свою очередь влияет на качество усвоения языкового материала. В этом случае форма учебного процесса приобретает активный характер. То есть если на занятиях используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебного процесса и увеличить его эффективность. Теоретические знания и практическое использование активных методов обучения основано на принципах обучения. Принципы обучения показывают зависимость целей обучения от объективных принципов учебного процесса. Современные принципы обучения –это основополагающие идеи и нормативные принципы к организации учебного процесса. Определяя систему принципов в высшем учебном заведении, следует учитывать особенности учебного процесса при котором очевидным становится сближение научных и учебных принципов с идеями профессионализации и языкового компонента в преподавании почти всех дисциплин. Существуют различные способы классификации методов обучения. В основу классификацииО.С. Анисимова положены существенные характеристики групп методов, их функции в обеспечении условии развития(рис 1) [2].

Приведем классификацию методов активного обучения предложенную А.М. Смолкиным (рис. 2) [3]. В научнопедагогической литературе описаны различные виды активных методов обучения, которые необходимо использовать студентам, как в процессе обучения, так и в рамках самостоятельной работы. Неотъемлемой частью высшего образования является проектная и исследовательская деятельность студентов. Студентам не следует потреблять информацию в готовом виде, а необходимо участвовать в творческом и исследовательском процессе. Высшее образование позволяет широко использовать проектноисследовательскую деятельность для улучшения языковой подготовки студентов, так как уровень их языковой компетентности позволяет самостоятельно и творчески решать поставленные проблемы теоретического и прикладного характера. Цель активного метода обучения –разработка и реализация условий организации проведения проектного и исследовательского процесса, с учетом интеграции языковых, коммуникативных и профессиональных компетентностей студентов[4].Именно в высших учебных заведениях использование научноисследовательской деятельности при обучении иностранному языку возможно с участием специалистов необходимого профиля, ведущих ученых из различных стран.

Рис. 1Методы обучения

Именно активные методы обучения обладают многофункциональным значением. Суть данных методов, направленных на формирование умений и навыков, заключается в том, что полученные теоретические знания можно использовать для совершенствования профессиональных знаний и получения новых, а также развития языковых навыков и коммуникативных способностей.В настоящее время универсальным методом, активизирующим языковую, познавательную и творческую активность студентов являются деловые игры. С помощью деловых игр можно анализировать профессиональную ситуацию, формировать проблемы, развивать личностную инициативу, совершенствовать умения по установлению деловых контактов определять свое место в системе межличностных отношений [5]. При этом игровая деятельность развертывается в соответствии с языковыми нормами и культурными традициями стран изучаемого языка. Подчинение нормам каждым участником, выполнение игровых правил –является условием реализации полноценной деловой игры. Использование деловых игр способствует развитию у студентов речевой, языковой, коммуникативной, социокультурной и учебнопознавательной компетенций. Одним из наиболее эффективных методов обучения применяемых в высшем учебном заведении является лекция. Стараясь доступно изложить языковой материал, преподавателю не следует забывать о том, являясь одним из основных способов улучшения качества языковой подготовки студентов, лекцию необходимо сделать интересной и доступной для понимания. Для развития языковой МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯТРАДИЦИОННЫЕНОВЫЕ(ИМИТАЦИОННЫЕ)НОВЕЙШИЕ(РАЗВИВАЮЩИЕ)ЛЕКЦИИСЕМИНАРЫПРАКТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯИННОВАЦИОННЫЕИГРЫОРГАНИЗАЦИОННОМЫСЛИТЕЛЬНЫЕИГРЫОРГАНИЗАЦИОННОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕИГРЫкомпетентности помимо традиционных лекции следует включать в учебный процесс такие лекции как: лекциявизуализация, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, лекциябеседа, лекциядискуссия и др. Именно нетрадиционные формы лекции способствуют усвоению студентами теоретических знаний, развития языковых навыков и мотивации использовать языковые навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.Большое значение в высшем учебном заведении уделяется дискуссии. Наиболее известными являются диспуты, дискуссии и дебаты. В процессе дискуссии развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, языковая компетентность, умения ясно формулировать мысль и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения. Элементы дискуссии можно использовать на разных этапах образовательного процесса и вовлечь всех студентов в образовательный процесс.

Рис. 2Структура активных методов обучения

На протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, познавательная мотивация, навыки самоорганизации и взаимодействия. Это достигается путем использования индивидуальных, парных, групповых форм организации практических занятий, проблемных и игровых методов активного обучения. Такая организация практических занятий по иностранному языку в вузе способствует достижению следующих целей:1. освоение методов и форм активного обучения с помощью жизненного опыта;АКТИВНЫЕ МЕТОДЫОБУЧЕНИЯИМИТАЦИОННЫЕНЕИМИТАЦИОННЫЕИГРОВЫЕНЕИГРОВЫЕДЕЛОВЫЕ ИГРЫИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕИГРОВЫЕУЧЕБНЫЕ ИГРЫВИКТОРИНЫКОНКУРСЫ

АНАЛИЗ СИТУАЦИЙИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯТРЕННИНГНЕИГРОВЫЕТЕСТИРОВАНИЕМОЗГОВАЯ АТАКАДИСКУССИЯОЛИМПИАДЫ2. овладение средствами работы с информацией на иностранном языке, необходимыми для дальнейшего профессионального образования и самообразования;3. соединение теории и практики и повышение профессиональной компетентности студента путем получения знаний по отраслям, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности;4. развитие умственных и эмоциональных процессов студентов;5. обеспечение двусторонней связи и превращение студента в субъект обучения и др.Сегодня существуют различные способы включения студентов в образовательный процесс. Для активизации процесса обучения иностранному языку необходимо тщательно прорабатывать план практического занятия и использовать современные методики обучения. Очевидно, что в процессе обучения иностранному языку необходимо найти оптимальные способы реализации данной стратегии. Искусное применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый уровень методическую систему профессиональной подготовки будущих специалистов, обеспечивает эффективную организацию образовательного процесса для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Ссылки на источники1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. С.412. Жук А. И., Кошель Н. Н.Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Мн., Аверсэв, 2004.3. Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров, ЛИЭИ. Л., 1990. С. 804. Шарипов Б. Ж. Организация проектной деятельности учащихся в инновационных школах // Информатика и образование № 11, 2010. С. 1145. Активные методы обучения в системе непрерывной подготовки кадров, ЛИЭИ. –Л., 1990. С. 74

Nadezhda SozontovaSenior teacher at the Department of Foreign Languages Vyatka State University, Kirov.

Improving language skills of students with the active methods of learningAbstract. The article substantiates the necessity of active methods adoption in the educational process of the higher educational institution. It contributes to improvement of students language skills.Keywords: language skills, active methods of learning, vocational training, context teaching.