Применение электронных учебных пособий на уроках информатики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коробкова М. В. Применение электронных учебных пособий на уроках информатики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 801–805. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54424.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты организации обучения учащихся с помощью электронного учебного пособия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коробкова Маргарита Владимировна, студентка специальности математика с дополнительной специальностью информатика, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университетим.академика И.Г.Петровского», г.НовозыбковMargo220892@yandex.ru

Применение электронных учебных пособий на уроках информатики

Аннотация.В данной статье рассматриваются основные аспекты организации обучения учащихся с помощью электронного учебного пособия.Ключевые слова:электронное учебное пособие, элективный курс, личностноориентированное обучение.

Наше общество не стоит на месте и на современном этапе развития образовательного пространства одним изболееэффективных способов активизации учебной деятельности учащихся и студентов является использование информационнокоммуникационных технологий(ИКТ).Средства ИКТ, которые используются в учебном процессе в качестве средства усиления наглядности и автоматизации рутинных процессов, развиваются, совершенствуются, обретают все новые и новые возможностии активно применяются учителями в разных видах учебной деятельности на современном этапе. Этисредства способны трансформировать традиционную систему образованияи для этого необходимо шире использовать ИКТ для достижения целей развития личности ребенка,его творческих способностей[1].Применение педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации позволит реализовать принципиально новый подход к обучению и воспитанию личности ребенка —подход, основанный на формировании мировоззренияиндивидуума современного информационного общества[1]. Урок, на котором происходит применениеинформационных технологий,таких, например, как использованиеэлектронных учебных пособий, презентаций,в процессе усвоения новой темы,

показываетреальные возможности проведения урока с помощью применениямультимедиа технологий, а также преимущества данных технологийв образовании..В силу своих возрастных ипсихологических особенностейучащиеся легче воспринимаюти запоминаютпреподаваемый материал. Восприятие информации в таком виде даётся учащемуся болеепонятно[3].Визуализация интегрирует в себе на сегодня самые разнообразные объекты: видеоролики (кино фрагменты, видеозаписи реальных процессов и явлений, видео уроки, видео опыты, видеозапись просмотра экспонатов музея, природных объектов), анимационные объекты и мультимедиа (реконструкции, коллекции объектов –виртуальная реальность, компьютерные модели), и видео взаимодействие в реальном времени, выход через вебкамеры на реальные объекты, фоторяды (с автопрокруткой), иллюстративные подборки (рисунки, стоп кадры) с возможностью их «оживления», то есть вызова анимаций или видео на экран по гиперссылкеиллюстрации на нем, конечно же,слайды и слайд шоу, интерактивные графики, диаграммы, карты, чертежи, схемы, ссылки в виде скриншотов с переходом на нужную страницу сайта. Все эти возможности помогают обогащатьучебный материал по мере развития экранного воспроизведения информации в новом поколении компьютерной (назовемболее обще экранной) техники[2].Это значит, что мультимедиа, интегрируя в себя массу разных по типу визуальных интерактивных экранных объектов, стало феноменом 21 века и,несомненно,оказывает значительное влияние на наше понимание учебной информации, выведя ее из вербального и символического восприятия в визуальносимволическое. Внастоящее время в рамках формирования нового типа учебных материалов –электронных учебников, –произошел качественный переход от учебных текстов в их традиционном понимании и их опосредованном дополнении мультимедиа ресурсами к новым интерактивным учебным материалам с опорой на текст учебника, интегрирующим в себе все виды представления информации с возможностью управления ими на экране устройства, переходов по гиперссылкам на любые визуальные объекты и тексты, втом числе присутствующие в Интернете[2].Электронный текст,обогащенный гиперссылками,становится основой для управления любым учебным материалом, позволяя вызывать в любом местена странице (экране) любые видео объекты, сайты, а также вложенные тексты,причем с аудио подстрочником на любых языках.Информатизация образования приводит к расширению спектра применения в учебном процессе возможностей ИКТ; к изменениям организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративнообъяснительных методов к активным, самостоятельным методам обучения.Рассмотрим,что же такое электронное учебное пособие и как оно применяетсяна уроках информатики в школе.Если мы откроем любой учебник информатики, то увидим там следующее определение электронного учебника и электронного учебного пособия:электронное учебное пособие –компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для группового, индивидуальногоили индивидуализированного обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения учащихся.

Электронные учебные пособия имеют многопреимуществпо сравнению с печатнымиучебниками:Электронные учебные пособия очень сильно облегчает пониманиеучащимисяизучаемого материала за счет особенных способов подачи материала, а именно, индуктивногоподхода, воздействияна слуховую и эмоциональную память и т.п.Электронные учебные пособия допускаютадаптацию в соответствии с потребностями учащегося,его уровнемподготовки,амбициямии интеллектуальными возможностями Электронные учебные пособияпредоставляют широчайшие возможности для самопроверкиучащимся своих знаний на всех этапахегоработыЭлектронные учебные пособиядают возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечаткиЭлектронные учебные пособиявыполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказокЭлектронные учебныепособиядают возможность выполнения интерактивных упражнений и тестовЭлектронные учебные пособиядают наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;Электронные учебные пособия имеют хорошуюструктурированность (гипертекстовая организация информации).Кроме данных факторов,подтверждающих актуальность создания электронных пособий,необходимо указать на возможность использования для их создания различного рода языков программирования, таких какPHP, Java, Perl и т. д. Использование скриптов,написанных на данных языках совместно с языком разметки вебдокументов, составляющих электронный учебник, дает неограниченные возможности для создания поистине интерактивного учебного пособия в реальном времени взаимодействующего с учащимся.В рамках исследования данной проблемы был создан учебныйпроект, состоящийиз следующих компонентов:электронное учебное пособие «Accessпомощник» интерактивные обучающие тесты по изучаемым темамиллюстрированные лабораторные работы с пошаговыми инструкциями для выполнения;Все компоненты были реализованы с использованием языков HTMLи JavaScriptи связаны между собой с помощью гиперссылок.Основной целью проекта является обобщение и распространение опыта создания электронных учебных пособий с использованием гипертекстовых технологий. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:разработаны методические материалы по использованию электронного учебного пособий на уроках информатики, элективных и факультативных курсах;созданы отдельные компоненты с использование языков HTMLи JavaScriptи произведён подбор иллюстративного материала по всем компонентамэлектронных учебных пособий;разработаны учебные тестыпо темамданного курса информатики;Реализация проекта дает возможность использоватьопыт примененияэлектронных учебных пособий на уроках, реализовать принципы личностноориентированного обучения, повысить интерес учащихся к изучению предмета, и, как следствие, поднять уровень знаний учащихся.Приведемподробно структуру и организацию электронного учебного пособия «Accessпомощник». Данное электронное учебное пособие состоит из трех основных разделов: теория, лабораторные работы, тестирование (рис.1).

Рисунок 1. Электронное учебное пособие «Accessпомощник»В разделе«Теория» учащимся предоставляетсяподробно изложенный материал работы с базами данных в MSAccess, а именно:Начало работы−Как устроена база данных MS Access−Проектирование структуры данных−Этапы работы с базой данных−Приступим к работе−Пользовательский интерфейс Access 2007−Настройка элементов интерфейса−Справочная система Access 2007−РезюмеРабота с таблицами−Порядок работы с таблицами−Создание, переименование и удаление таблицы−Редактирование данных в режиме таблицы−Настройка полей таблицы в режиме конструктора−Настройка связей между таблицами−Просмотр таблицы−РезюмеРабота с формами−Создание новой формы−Изменение существующей формы−Печать формы−Работа с формой−РезюмеИмпорт и экспорт данных−Импорт данных и их связывание−Экспорт данных из базы Access 2007−Автоматизация импорта и экспорта−РезюмеЗапросы на выборку−Создание простого запроса−Изменение запроса−Сложные запросы−Использование запроса−РезюмеИзменение данных с помощью запросов−Запросы на изменение−Создание таблиц с помощью запроса−Создание запросов на добавление данных−Создание запросов на обновление таблиц−Создание запросов на удаление записей−Анализ данных с помощью запросов−Удаление повторяющихся записей с помощью запросов−РезюмеСоздание и печать запросов−Автоматическое создание отчета на основе данных таблицы или запроса−Создание отчета с использованием мастера−Экспорт отчетов Access−Создание снимков отчета и работа с ними−Режимы работы с отчетами−Форматирование элементов отчета−Панель элементов−Изменение свойств отчета и его элементов−Оформление внешнего вида отчета−Применениеавтоформата для отчета−Предварительный просмотр и печать отчета−РезюмеВ разделе «Лабораторныеработы»представлено семнадцать лабораторных работ, которые снабжены подробной инструкцией по выполнению, поэтому у учащихся во время выполнения не должно возникать никаких вопросов. Что же касается раздела «Тестирование», топосле изучения теориипо той или иной теме, учащийся может проверить свои знания при помощи обучающего теста, в который дает возможность увидеть количество правильных ответов и вопросы, в которых он допустил ошибки. При необходимости можно сделать работу над ошибками(рис.2).Рисунок 2. Тестирование. Анализ результатов.

Данное электронноеучебное пособие было апробировано в10«А»классево время прохождениягосударственной аттестационнойпедагогической практикив МБОУ «СОШ №9» г.Новозыбкова, Брянской области. Элективный курс по информатикепо темеMSAccessв однойподгруппе проводилсяс использованиемэлектронного учебного пособия«Accessпомощник», а второй подгруппе обучение проходило без его использования в виде обычных классических уроков, с демонстрацией материала в виде презентаций. Задания лабораторных работ второй подгруппе были предоставленыв виде документов в формате doc.. После изучения материаладля учащиеся обеих группбыло проведено компьютерное тестирование, результаты которого представлены на диаграмме(рис.3).

Рисунок 3. Результаты тестирований первой и второй подгрупп

По результатампроведенного нами исследования, можно сделать вывод, что учащиеся первой подгруппы, которые изучали темыпо электронномуучебномупособию быстрее иболеекачественновыполниливсе задания лабораторных работ, не нуждались вконсультациипреподавателя, чегонельзя сказать овторой подгруппе учащихся. Таким образом, обучение с помощью электронного учебного пособия становится личностоориентированным, дающим возможность учащемуся структурировано, в индивидуальном темпе,переходитьк изучению каждого раздела, не ориентируясь при этом на своих одноклассников.

Ссылки на источники1.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Межвузовский сборник научных трудов: Вып. 4. РГПУ / Е.З. Власова. СПб: Издво Библиотеки РАН, 2006. 109 с. 2.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. ––М.: ООО «Дом педагогики», 2006. –231 с.3.УваровЮ.А. Электронныйучебник: Теорияипрактика. М., 19994.Биккулова Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособийв образовании // Инновации в образовании. 2009. № 7. С. 87975.Information and CommunicationTechnologies in Education: Interuniversity collection of scientific studys: Publication 4. RSPU / E.Z. Vlasova. St.Pb. Publishinglibrary RAS, 2006. 109 p.6.Krasilnikova V.A. Information and CommunicationTechnologies in Education: school –book. –M.:LLC “Housepedagogy”, 2006/ 231 p/7.Uvarov Y.A. Electronic textbook: Theory and Practice/ M., 19998.Bikkulova G.R. Methodical bases ofthe use of electronictextbooksin education // Innovation in Education. –2009. №7. –p.8797

Korobkova Margarita Vladimirovna5th year student, degree in Mathematicswith additionalspecialtyinformatics,Bryansk State University themAcademicianI.G. Petrovskii, Novozibkov Abstract.This article discusses the main aspects of the organization education in the school using an electronictextbook.Keywords:electronic textbook, an elective course, studentcenteredlearning.