Подготовка педагогов дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осяк С. А., Газизова Т. В. Подготовка педагогов дошкольного образовательного учреждения к организации проектной деятельности дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 806–810. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54425.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы описывают организацию специальной подготовки педагогов дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Газизова Татьяна Владиславовна,старший преподаватель кафедры педагогики, Лесосибирскийпедагогический институт–филиала ФГБОУ ВПО«Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирскgaztan@mail.ru

Осяк Светлана Анатольевна,Кандидат педагогических наук, доцент,Лесосибирскийпедагогический институт–филиала ФГБОУ ВПО«Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирск

grezauirta@mail.ru

Подготовка педагогов дошкольного образовательного учреждения

к организации проектной деятельности дошкольников

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы описывают организациюспециальной подготовки педагогов дошкольного образовательного учрежденияпо осуществлениюпроектной деятельности дошкольниковКлючевые слова: проектная деятельность дошкольников, подготовка педагогов, дошкольное образовательное учреждение.

Сегодня во всем мире происходят процессы приведения в соответствие нормативной документации,определяющей требования к уровням и качеству образования на каждом из них. Стандартизация в образовании позволяет выполнять, к тому же, функцию контроля за качеством образования на каждой его ступени.В процессе стандартизации устанавливается единство требований к результатам подготовленности выпускников, предполагая, однако, самые разнообразные способы их достижения.В России основополагающим документом, определяющим содержание образования, является Федеральный закон «Об образовании», принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, который регламентируетдействие Федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартов.С целью обеспечения преемственности целей и задач образования на разных его уровнях, с 1 января 2014 года впервые вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО предъявляеттребования к образовательной программе в детском саду, которая должна быть направлена на создание условий личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей ребенка наоснове сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками.Мы полагаем, что одним из таких условий является организация проектной деятельности дошкольников, так как проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, трудовой, двигательной деятельности, а, следовательно, создает предпосылки для всестороннего развития дошкольника. Проектная деятельность детей дошкольного возраста основана на самостоятельном выполнении детьми комплекса действий по решению проблемы, которую взрослый на начальном этапе вводит искусственно, его задача помочь дошкольнику научиться видеть проблему, формулировать ее, а также самостоятельно научиться определить способы решения. Проектная деятельность дошкольников осуществляется при непосредственной поддержке педагога и завершаетсясозданием совместного проектного продукта. Значимость проектной деятельности для дошкольников очевидна: в ее процессепроисходит развитие мыслительных процессов: при осознании проблемной ситуации, ее формулировании, обсуждении возможных вариантов решения проблемы, реализация намеченного плана и представлениипроектного продукта. Проектная деятельность дошкольников –это совместная деятельность ребят, имеющая общую цель, согласованные способы ее достижения, направленная на выполнение общего результата в виде проектного продукта. Педагогические исследования проектной деятельности в последнее десятилетие в основномпосвящены процессу обучения в школе и внеклассной работе. Исследователи рассматривают чаще всего проектную деятельность как средство достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей. Гилева Е.А., Гребенникова О.А., Гузенко Н.В., Ермолаев С.А., Климова А.Д., Лесникова С.Г., Ляпина О.В., Резник Т.П. Ходырева А.В. рассматривают проектную деятельность как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению, средство развития познавательных интересов старшеклассников, развития социальной инициативности подростков в условиях общественной организации, как средство развития социальной ответственности подростков, средство самоактуализации старших подростков, средство самореализации старшеклассников, средство формирования единства индивидуальности и коллективизма, средство духовнонравственного воспитания учащихся. Работы Подстригич А.Г., Сафронова О.В. посвящены реализации проектной деятельности при изучении математики, литературы в школе. Немало работ рассматривает реализацию проектной деятельности в высшей школе: в работе Бредневой Н.А. осуществление проектной деятельностистудентов в условиях междисциплинарной интеграции; работах Дымовой Е.Е., Лободы Ю.О., Фрицко Ж.С. при обучении иностранному языку, физике. Работы Корякиной И.В., Митрофановой Е.А., Сауренко Н.Е. раскрываютвозможностиреализации проектной деятельности в процессе обучения студентов среднего профобразования в условиях образовательной среды. Что касается последних исследований в области организации проектной деятельностив ДОУ, то их безусловно недостаточно, и за последние десятилетие мы видим только диссертационныеисследованияАнтроповой В.В. и Бех Л.В. об организациипроектной деятельности дошкольнымиработниками. Мы проанализировали имеющиеся исследования в области организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, публикующиеся в материалах международных конференций, на всероссийских образовательных порталах: например, Л.И. Щипиткова понимает под проектной деятельностью систему занятий, объединённых одной проблемой (проектом), организованных педагогом и выполненных ребёнком [1].В.В.Антропова в своем исследовании говорит о проектной деятельности как факторе развития творчества детей посредством конструирования из природного материала [2].Е.В. Убанкина считает проектную деятельность эффективной формой обучения для развития музыкальных способностей дошкольников [3].Анализ исследований в области проектной деятельности дошкольников дает нам возможность сделать вывод об отсутствииобщей теоретической позиции в понимании сущности проектной деятельностидетей дошкольного возраста, отсюда и возникает проблема при ее организации непосредственно в образовательном процессе детского сада.Решение данной проблемы нам представляется возможным с помощью организации специальной подготовки педагогов ДОУк организации проектной деятельности дошкольников.Работа по подготовке педагогов по организации проектной деятельности дошкольников была начата нами в 2012 году, педагогам МКДОУ №29 города Лесосибирска было предложено разработать и реализовать проекты с дошкольниками разных возрастных групп.Однако, педагоги в результате испытали затруднения и, предполагая под этим организацию проектной деятельности, описали систему своей работы с детьми дошкольного возраста, которая не содержала актуальности, проблемы, практической направленности и значимости. Более того, в качестве субъекта проектной деятельности педагоги называли исключительно себя, исключая дошкольника, который, на наш взгляд, должен являться активным субъектом проектной деятельности, пытающимсясамостоятельно формулировать проблему, ставить цель и намечать пути ее достижения.Мы провели анкетирование педагогов, в котором приняли участие 6педагогов, предложив в анкете такие вопросы, как, например: «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «проектная деятельность»?, «Какое место проектной деятельности детей отводится в ФГОС ДО»? и др.Анализ анкетпозволил выявить следующие проблемы, возникающие у педагогов при попытке организовать проектную деятельность в детском саду: нет понимания сущности и структуры проектной деятельности, педагоги не вполне осознают значимость проектной деятельности для достижения образовательных задач в детском саду, а также не владеют необходимым для этого инструментарием проектной деятельности.Мы предположили, что педагогам необходима специальная подготовка к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста. В качестве содержания подготовки мы разработали и реализовали программу методического семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения №29города Лесосибирска «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста», направленную на обеспечение готовности педагогов осуществлять организацию проектной деятельности дошкольников. В ходе реализации программы методического семинара было осуществлено следующее:организованаработаметодического семинара;педагоги получали консультациипо организации проектной деятельности детей дошкольного возраста;проводились мастерклассы по организации проектной деятельности дошкольников; анализировалисьрезультатыреализации программы методического семинара.Мы обменивались опытом с педагогами из дошкольных образовательных учреждений из других городов, участвовали в дистанционных телеконференциях, работали по формированию навыков формулирования проблемы, постановки целей, выстраивания плана проекта и определения на начальном этапе предполагаемого проектного продукта.Сначала основной формой работы с педагогами были лекции, мы, в основном, использовали такие виды лекций, как лекцииконсультации, лекции –конференции и проблемные лекции[4].Лекцииконсультации проводились по типу «вопросы –ответы дискуссия», сначала излагалась новая учебная информация, затем преподавателем ставились вопросыи организовываласьдискуссия для поискаответов на поставленные вопросы.Лекции конференциипроводилиськак научнопрактические занятия, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 510 минут. Каждое выступление представлялособой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволяетвсесторонне осветить проблему. В конце лекции подводилисьитоги самостоятельной работы и выступленийпедагогов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулировалисьвыводы.На проблемных лекцияхновое знание вводилосьчерез проблемный вопрос. При этом процесс познания слушателейв сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Затем были организованы практические занятия, на которых мы организовали диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждались и решались теоретические и практические проблемы, возникающие у педагогов при организации проектной деятельности дошкольников. На обсуждение выносились наиболее актуальные для всех участников проблемные вопросы. Каждый из участников дискуссии учился точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивал свою точку зрения, учась аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.При участии в семинарских занятиях педагоги проявляли личный опыт, знания, приобретенные ими как во время работы семинара, так и в процессе профессиональной педагогической деятельности.Завершающим этапом работы методического семинара явилась организация самостоятельной работы педагогов по разработке проектов. Самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность компетенций в области проектной деятельности, но и как личностное качество, необходимое и значимое для профессионального педагога. Результаты своей деятельности в качестве разработчиков проектных идей педагоги представили на заключительном занятии методического семинара.Педагогами ДОУ №29 были разработаны и впоследствии реализованы такие проекты, как:«Природа нашего края», «Новоселье в теремочке», «История моего города», «В Гостях у сказки». По всем рассматриваемым направлением была выявлена положительная динамика: педагоги активно включились в работу методического семинара, также включились в организацию проектной деятельности дошкольников, формируя у воспитанников уменияосуществлять целеполагание, видение и формулирование проблемы, умения работать в команде, достигая совместно общий результат в виде проектного продукта.Проанализировав и обобщив полученные данные, мы установили что, получив знания о сущности, структуре и значимости проектной деятельности, педагоги стали активными организаторами эффективной проектной деятельности детей дошкольного возраста. Разработанные и реализованные проекты на всероссийском конкурсе проектов среди дошкольных образовательных учреждений получили высокую оценку и все проекты заняли призовые места.На наш взгляд, это говорит об эффективности подготовки педагогов ДОУ к организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.Пример: проект Музей «История моего города»Вид проекта:исследовательско творческий, групповой.Руководители: Захарова Е. В. , Шарпакова И.К.Продолжительность: долгосрочный (срок осуществления 1 год)Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, специалисты, родители дошкольников.

Место проведения: МКДОУ № 29 «Золотой ключик», г. Лесосибирск.Срок осуществления проекта: 2012 –2013 учебный год.Актуальность проекта:Воспитание гражданского самоосознания–одна из важнейших целейгосударственной политики в области образования. Возрождениепатриотического воспитания–проблема, рассматриваемая на государственном уровне. Существующее противоречие между наличием огромного краеведческого материала о родном городе, крае, странеи возможностями работать с этими материалами детей и взрослыхделает проект актуальным.

Цель проекта:формирование у детей дошкольного возраста патриотических представлений, чувства уважения к жителям своего города через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и изучение истории.Задачи проекта:

доступно, ярко и красочно представить этапы развития г. Лесосибирска;

сформировать представления детей о географическом положении города и климатических условиях;

расширить представления детей о достопримечательностях своего города, раскрыть историюназванийулиц, историю установления памятников;

сформировать представления детей о промышленном значении города, о социальном развитии, познакомить с биографией известных граждан России, родившихся в городе;

вовлечь родителей воспитанников в сборе материала для экспозиций мини музея, организации экскурсий в музей города. Таблица 1Подготовительный этап работынад проектом№ МероприятиеСодержаниеОтветственныеСроки проведения1Анализ научнометодической литературы по краеведениюСоставление библиографии, систематизация, создание электронной библиотеки, библиотеки на бумажных носителяхВоспитатели сентябрь2Тестирование«Как хорошо ты знаешь свой город?» Проведение, анализ, описание результатов

Воспитателисентябрь 3Написание методических рекомендацийМетодические разработкисоответственно психологопедагогическим особенностям детей

ВоспитателисентябрьТаблица 2Основнойэтап работы над проектом№ МероприятияСодержание ОтветственныеСроки проведения1

Занятие «История образованиягорода» Рассказ обисториивозникновения города спривлечениеммультимедийных средств, рассматривание тематических альбомовВоспитателиОктябрь2Родительское собрание на тему: «Мой ребенок знает историю родного города». Знакомство родителей с планом проекта, обсуждение, корректирование, распределение заданийВоспитателиНоябрь3Посещение выставки«Маклаковское подворье»в музее лесаЭкскурсия с рассказом об истории пос. Маклаково сотрудниками музея

Воспитатели, родителиДекабрь4Беседа «Небесные хранители»

Рассказ о культовых сооружениях родного города, экскурсия в музей православной культурыВоспитатели, родителиЯнварь5Экскурсия в библиотекуРассказ работников библиотеки о значении, структуре, правилахв библиотекеВоспитателиФевраль 6Организация фотовыставки: «Наш город родной» Сбор фотографий, беседы с родителями и детьми о любимых местах ВоспитателиМартТаблица 3Заключительныйэтап работы над проектом№ МероприятияСодержаниеОтветственныеСроки проведения1КВН «Мой город Лесосибирск»Проверка знаний детей в занимательной формеВоспитатели

Апрель2Открытиеминимузея: «История моего города»Представление собранныхматериалов Воспитатели, родителиМарт3Презентация проектаОтчет о проделанной работеВоспитателиАпрель

Результаты работы 1.Создан минимузейв подготовительной группе детского сада и организованапознавательноисследовательскаядеятельностьс детьми в пространстве минимузея. 2. Проведены познавательные, воспитательные мероприятия согласно этапам реализации проекта, в том числе и на городском уровне.

3. Разработаны диагностические и методические материалы, которые могут быть использованы работниками других ДОУ по реализации подобных проектов.4. Проведено анкетирование, ряд дидактических игр, показавших, что результатом реализации проекта стали знания об истории и географическом положении города, о промышленном значении города, о социальных, трудовых и спортивных достижениях граждан города.5. Реализация проекта прошла в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Ссылки на источники1.Щипиткова Л.И. Проектная деятельность детей дошкольного возрастакак фактор развития речевой культуры // III Всероссийская научнопрактическая Интернетконференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. URL:http://econf.rae.ru/article/5226(дата обращения: 03.03.2014).2.Антропова В.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / В.В. Антропова. Москва, 2013. 23 с.3.Убанкина Е. В. Проектная деятельность как средство развития музыкальнотворческих способностей детей дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2013. –№ 8. –ART 130330. –0,3 п. л. –URL:http://www.kids.covenok.ru/issue/130330.htm4.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин; 8е изд., стереотип. М.: Академия, 2008. 566 с.

Gazizova Tatiana VladislavovnaSenior Lecturer, Department of PedagogyLesosibirsky Pedagogical Institute a branch of federal state autonomous educational institution of higher professional education " Siberian Federal University " g.Lesosibirskgaztan@mail.ruOsyak SvetlanaAnatolievnaPh.D., Associate ProfessorLesosibirsky Pedagogical Institute a branch of federal state autonomous educational institution of higher professional education " Siberian Federal University " g.Lesosibirskgrezauirta@mail.ruPreparing teachers of preschool educational institution for the organization of project activities preschoolers

Abstract. Article is devoted to the organization of project activities in preschool educational institutions. The authors describe the organization of special training of teachers of preschool educational institution for the implementation of project activities preschoolersKeywords:project activities preschoolers, training of teachers, preschool educational institution.