Елецкий образовательный феномен

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перцев В. В. Елецкий образовательный феномен // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 826–830. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54429.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Орловской губернии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Перцев Владимир Владимирович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и элементарной математики,©Елецкийгосударственныйуниверситетим. И.А. Бунинаª,г. Елецmr.vladimir.pertsev@yandex.ru

Елецкий образовательный феномен

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в Орловской губернии.Ключевые слова:гимназия, дореволюционное образование в России.

Когда мы говорим о Елецком образовательномфеномене, то, прежде всего, вспоминаем вторую половину 19 века и открытие в провинциальном городе мужской и женской гимназий. Впрочем, как отмечал в конце 19 века секретарь Орловского губернского статистического комитета, А. Пупарев: ©Елец не мог пожаловаться, чтобы в нем некому было учить грамоте; мастеров этого дела здесь было всегда довольноª. Примечательно, что в ©Материалах для истории и статистики Орловской губернииª, собранных А. Пупаревым, Елец особо выделен из общего числа уездных городов губерниив отдельный параграф. Исследователь отмечает, что еще до Устава 1786 года, еще в 1780 г. ©были училища в Ельце и Севске, (то есть даже раньше, чем в губернском Орле –прим. авт.), но едва ли не одновременно с ними были открыты училища еще в шести городах:Орле, Брянске, Болхове, Мценске, Трубчевске и Карачеве. В училищах этих находилось по учителю с помощником из священноцерковно служителейª[1, с. 110]. В один день с главным народным училищем в Орле были открыты елецкое и мценское малые народные училища,а затем, в 1789г., открыты училища в Волхове, Брянске, Карачеве, Трубчевске и Севске[2, с. 118]. Однако было бы правильнее сказать, что в этих городах происходило не открытие новых училищ, а преобразование прежних на основании нового устава. По мере формирования государственной системы образования в губернии, в приказе общественного призрения, находившемся в Орле и исполнявшем функцию органа контроля за училищами, с удивлением обнаружили, что в Ельце существует без ведома приказа ©множество домашних училищ, в которых обучаются грамоте мещанские и других состояний детиª[3, с.120]. Находя, что это противозаконно, директор главного народного училища С.А. Неплюев предписывал объявить таким домашним учителям, разумея в числе их дьячков и других обучающих грамоте, что ©если впредь желают заниматься этим, то неотменно явились бы в орловское главное народное училище, и там прежде научились, как должно учить детей, а без того и дозволения приказа отнюдь бы учить детей не дерзалиª[4, с.120]. В силу требования Неплюева были отобраны подписки с 12 учащих. Упорядочить систему частных училищ в Ельце, по всей видимости, так и не удалось, и в конце концов губернские власти на это махнули рукой, о чем свидетельствует запись в конце отчета: ©Вероятно, и новые подписки остались без исполнения, а учителя попрежнему продолжали свое делоª[5, с.120]. Таким образом, можно сделать вывод, что помимо малого народного училища к началу 19 века в Ельце существовало еще и огромное количество частных училищ, которые нигде не регистрировались. По крайней мере, известно о 12 таких училищах. Уже в этом проявляется своего рода феноменальность, так как подобное явление не наблюдалось больше нигде в Орловской губернии.Таким образом, по количеству начальных учебных заведений к началу 19 века Елец стоял далеко впереди всех уездных городов губернии вместе взятых, и даже приближался к столице. Как отмечает Н.Ф. Никольцева, самой тяжелой в Петербурге была участь начальных школ. Правительство не обращало на них внимания. Они должны были существовать на средства города и на пожертвования. К 1835 г. в столице было лишь 9 отдельных приходских училищ и 6 приходских классов при уездных училищах[6, с.2223].Еще одной из особенностей догимназического Ельца 19 века было заинтересованное отношение ельчан ккниге. Мониторинг Орловского земства относительно заинтересованности населения к чтению проводился ежегодно. В результате составлявшихся отчетов ©Что читает крестьянское население Орловской губернии и как оно относится к книгеª к концу века сложилась определенная статистика, в которой, в частности, отмечалось: ©Итак, мы располагаем сведениями относительно 11773 книг, зарегистрированных в 1296 дворах, что составит в среднем по губернии 9 книг на один двор, имеющий книги. К этой погубернской величине близко подходит среднее количество книг, приходящихся на один двор в уездах: Брянском, Ливенском, Малоархангельском, Мценском и Трубчевском; выделяются по количеству книг, приходящихся на двор, уезды: Елецкий, Орловский и Кромской; остальные уезды стоят ниже среднегоª[7, с. 9899]. Все вышесказанное, безусловно, подготовило хорошую почву для возникновения гимназического образования. Прорыв в развитии образования в городе приходится на начало 70х годов XIXвека. Он ознаменовался одновременным открытием мужскойи женской гимназий, а, кроме того, первого в России железнодорожного училища. Результатом всех этих событий явилось сосредоточение в Ельце мощнейшего образовательного потенциала, способствовавшего созданию уникальной культурнообразовательная среды, давшей миру И.А. Бунина, М.М. Пришвина, С.Н. Булгакова и многих других замечательных людей, вылившегося в конечном итоге в создание классического университета[8].О том, что для уездного 30тысячного города это был колоссальный прорыв, говорят следующие цифры. По статистическим данным, приводимым в словаре ©Россияª Брокгауза и Эфрона, в 1880 году числилось всего 76 женских гимназий МНП. Если принять во внимание, что в России было к тому моменту 97 губернских и областных городов, то окажется, что женские гимназииМНП были открыты далеко не во всех губернских городах. К концу 19 века существовало всего 177 мужских и 163 женских гимназии, при чем одно среднее мужское заведение приходилось в России на 405 тыс. населения, а женское –на 640 тыс. обоего пола[9](Данные на 30 лет спустя открытия Елецких гимназий –прим. В.П.)Вспомним для примера о другом уездном городе Орловской губернии, о Брянске –ныне областном центре. В этом городе, имевшем довольно развитую промышленность (здесь работали канатные, прядильные, ткацкие производства, заводы, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье и др.), женская гимназия открылась только в 1895 году, а мужская еще позже –в 1910ом[10, с. 80].

Но вот такой же примерно, как Брянск, уездный город Елец в 1871 году одновременно вдруг получает мужскую и женскую гимназии и в придачу к ним еще первое в России железнодорожное училище. Это, конечно, выглядит необычно для того времени, когда народное образование развивалось с большим трудом. Когда мы задаем вопрос: с чего начался этот прорыв, то за отправную точку логичнее всего брать наиболее важные события из тех, что относятся к созданию в Ельце трех упомянутых учебных заведений. В этом ряду первым стоит железнодорожное училище имени Александра II(сейчас в его здании размещается техникум железнодорожного транспорта). Оно было учреждено, по сведениям, приводимым в словаре Брокгауза и Ефрона[11], в 1869 году, что совпадает с датой, указываемой и елецкими краеведами[12, с.73]. В конце отчета дирекции училищ Орловской губернии за 1870 год отмечены особо знаменательные события за этот год, в которых нет ни слова об учреждении в уездном Ельце первого в России железнодорожного училища, но зато отмечен факт посещения г. Орла и, в частности, ©Орловской губернской гимназии, Николаевской женской гимназии, гимназического пансиона Его Сиятельством, Господином министром народного просвещения в сопровождении его Превосходительства господина попечителя округа в течение 13, 14 и 15 чисел октября 1870 г.ª[13].Надо предполагать, что приезд министра не был случайностью, так как он предвосхитил собою события, коренным образом изменившие специфику культурнообразовательной среды г. Ельца. Как видно из отчетов о состоянии учебного дела в губернии за 1867/68; 1868/69; 1869/70 гг. Елец мало чем выделялся среди других уездных городов в образовательном плане. А вот в 1871 году здесь случилась вещь удивительная и заслуживающая внимания, так как развитие образования в городе после 1871 г. пошло в совершенно ином качестве. В Ельце одновременно заработали первое в России железнодорожное училище, мужская классическая гимназия и женская прогимназия. Железнодорожное училище, к слову сказать, на начальный момент действительно было частным, так как создавалось на средства предпринимателя С.С.Полякова. В работах краеведови исследователей прошлого обычно упоминания об этом человеке ограничивались такой ссылкой. Но впоследствии эта же фамилия оказалась теснейшим образом связана и с открытием Елецкой классической мужской гимназии. Итак, в 1869 году С.С. Поляков учреждает в Ельце училище им. Александра II. Для уездного города учреждение первого в стране железнодорожного училища было, несомненно, большим событием. Видимо, откликаясь на это событие, в октябре того же года Елецкая земская управа решилась ходатайствовать перед царским правительством об учреждении в Ельце мужской гимназии[14, с.67]. Очевидно, что ходатайство это осталось без удовлетворения, так как уже в следующем году с той же просьбой в министерство просвещения обратились повторно. Решающая роль в новом ходатайстве принадлежала учредителю железнодорожного училища –все тому же С.С. Полякову, который ©18 ноября 1870 года… обратился к министру народного просвещения Д.А. Толстому с официальным предложением пожертвовать 200 тысяч рублей серебром на учреждение в Ельце классической мужской гимназии. И… министр просвещения взялся хлопотать за это самым ревностным образомª[15]. Хлопоты министра, подкрепленные пожертвованиями С.С. Полякова, достигли цели: уже в 1871 году мужская гимназия в Ельце была открыта. Елецкая мужская гимназия открылась 20 сентября 1871 г. в помещении бывшего Елецкого уездного училища в составе 4х низших классов и приготовительных классов и в течение первого учебного года ©терпела крайнее стеснение в помещенииª[16].Деньги под строительство здания гимназии были, вероятно, положены в банк, поскольку известно, что финансирование гимназии велось ©на процентные деньги с капитала С.С. Поляковаª[17]. Часть денег на строительство гимназии выделило государственное казначейство –13400 рублей, еще часть составили пожертвования частных лиц, городского и уездного земства. К Полякову и после этого не раз обращались за помощью, о чем свидетельствуют архивные документы ГАЛО. Например, в отчете о состоянии мужской гимназии за 1875 год отмечается: ©Так как хозяйственный комитет гимназии, ни педагогический совет не могли собственными своими силами изыскать средства для такого крупного дела, как постройка нового здания для гимназии, то 1й директор П.И. Ладовский обратился к почетному попечителю гимназии С.С. Полякову с просьбой принять участие в этом деле. С.С. Поляков через министра народного просвещения испросил ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение обратить остатки штатных сумм содержания гимназии с 1 июля 1871 года по 1 января 1875 года на постройку нового здания для Елецкой гимназии и изъявляет готовность пожертвовать всю сумму, которой не доставало бы до 30000 рублей (30000 рублей составляли первоначальный взнос для начала строительства здания –прим. В.П.)ª[18]. В мае 1874 г. ©…в присутствии многих почетных жителей Ельца была проведена торжественная закладка нового здания Елецкой гимназии, первый камень которой был положен П.И. Ладовскимª. И уже в сентябре 1875г. педагогический совет гимназии провел первое свое заседание в новом здании гимназии [19]. Помимо помощи в учреждении гимназии, постройке здания, гн С.С. Поляков пожертвовал на нужды гимназии ©както на физический кабинет, библиотеку, мебель… устройство каменной ограды –7000 рублейª[20]. Судя по архивным материалам, дополнительные вклады С.С. Полякова в постройку здания на начало 1875г составляют свыше 24, 5 тысяч рублей. Сама же гимназия, как отмечалось выше, строилась до сентября 1875 года и, по всей видимости, по мере строительства осваивались и финансы, положенные для этого Поляковым в банк. Отметим попутно, что одновременно с мужской гимназией в том же 1871 году в Ельце начала работать и женская прогимназия, ставшая вскоре женской гимназией –с нее началось в городе педагогическое образование. В ГАЛО имеются документы, подтверждающие факт назначения 6 декабря 1871 г. священника Бутягина на должность законоучителя Елецкой женской прогимназии[21]. Здесь же отмечено утверждение преподавателей мужской гимназии Федюшина, Степановского, Клушина и др. преподавателями женской гимназии по совместительству[22]. Открытие этого учебного заведения во многом стало возможным благодаря учреждению мужской гимназии. Связь их выражалась, в частности, в том, что директор мужской гимназии одновременно являлся председателем педагогического совета женской гимназии и ее директором[23].А основу кадрового состава женской гимназии впоследствии составляли преподаватели мужской гимназии. При знакомстве с архивными материалами, касающимися народного образования Ельца 70х годов XIXвека, нельзя не отметить скудости данных о Елецкой женской гимназии. Но уже первый документ в фонде ГАЛО, посвященный ей, дает направление поиска дополнительных сведений: в ©Отчете о состоянии и деятельности Елецкой женской гимназии за 187172 годыª[24]оказались материалы о первом учебном годе мужской гимназии и женской прогимназии. И составлял этот отчет директор мужской гимназии П.И. Ладовский, который, как оказалось, был поставлен руководить всем народным образованием Ельца. После этой находки было естественно предположить, что недостающие сведения о Елецкой женской гимназии можно отыскать в архивном фонде с материалами о Елецкой мужской гимназии, директор которой, как было видно из отчета за 18711872 учебный год, курировал работу обеих гимназий. Согласно отчету о числе учебных заведений в Ельце за 1872 год,составленному П.И. Ладовским, в разделе ©гимназииª обозначена мужская гимназия и женская прогимназия. Из отчета видно, что первое время одновременно существовали женская гимназия и уездное женское училище[25].

Надо отметить, что первый этап работы мужской и женской гимназий в Ельце проходил в очень сложных условиях. Как известно, мужская гимназия была открыта в 1871 году, в здании, где до этого времени размещалось уездное мужское училище. Его помещений было явно недостаточно, изза чего строительство нового здания ставилось во главу угла. Судя по всему, положение женской гимназии, созданной в одном учебном году с мужской гимназией, в 1871 году, было еще более неустроенным. Своего здания прогимназия не имела. По обыкновению того времени помещения для занятий снимались в аренду у частных владельцев. Известная дата завершения строительных работ в мужской гимназии (сентябрь 1875 года) заставляет усомниться в точности общепринятого срока окончания строительства женской гимназии, датируемого обычно 1874 годом. Ведь мужская гимназия не испытывала нехватки средств –они в самом начале были получены от С.С. Полякова. И, тем не менее, ее строительство затянулось. С другой стороны, об источнике, обеспечившем возведение здания женской гимназии (сейчас в нем располагается первый корпус ЕГУ им. И.А. Бунина), сведения были достаточно неопределенными.В ©Отчете о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 годª[26], как и в отчете за 187172 учебный год, были данные как о мужской, так и женской гимназиях, и составил его директор мужской гимназии Ф.С. Воронов. Эти документы подтверждают, что женская гимназия находилась под началом директора мужской гимназии, который составлял отчет о работе обоих учебных заведений (отсюда наверняка идет путаница в размещении архивных материалов, когда данные о мужской гимназии оказывались в фондах женской гимназии и наоборот). Несомненный интерес вызывает раздел ©Помещение женской гимназииª в отчете за 1875 год. Он заслуживает того, чтобы привести его полностью: ©Помещение Женской Гимназии можно назвать отличным: удовлетворяя всем педагогическим и гигиеническим потребностям в отношении размещения классов, отопления и вентиляции, оно имеет особые помещения для обучения танцам, музыки, библиотеки, физического кабинета и квартиры начальницы. Здание это построено к ноябрю 1875 года на счет города, потратившего на него 100 тысяч рублей.Первоначальная мысль об устройстве этого здания возникла в Попечительном Совете Женской Гимназии, председатель которого потомственный почетный гражданин Мелитон Николаевич Волуйский особенно горячо взялся за проведение в исполнение этой мысли; когда представлено это было дело в Городскую Думу,то гн Волуйский нашел там такого же горячего поборника этой мысли в лице городского головы, потомственного почетного гражданина Петра Сергеевича Хренникова. Влияние этих двух лиц склонило общество к пожертвованию сначала 60 тысяч, а потом еще 40 тысяч напостройку здания женской гимназии, а неутомимая энергия их в продолжение двух лет привела в исполнение задуманное дело.Так что здание начато было в апреле 1874 года, а совершенно окончено к ноябрю 1875 года. В дополнение к такому роскошному зданию Попечительный Совет озаботился устройством новой классной мебели, приобретением учебных пособий и проч.ª[27].Приведенный документ снимает все вопросы относительно начала и окончания строительства здания Елецкой женской гимназии, источника его финансирования. Кроме того, благодаря этому отчету, мы воскрешаем имена елецких потомственных граждан Мелитона Николаевича Волуйского и Петра Сергеевича Хренникова, чья ©неутомимая энергияª позволила создать в Ельце женскую гимназию, в здании которой продолжает нести свет образования теперь уже Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.Женскую гимназию строили на совесть. В своих воспоминаниях о жизни в Ельце В.В. Розанов отмечал: ©Здание женской гимназии, большое, двухэтажное, с красивым подъездом и какимито архитектурными выступами, счастливо отличалось от обычных казенных построек; наезжавшие из Москвы ревизоры говорили, что это лучшее в округе, т.е. в 11 подмосковных губерниях учебное заведениеª[28, с.206]. Открытие женской гимназии в провинциальном городе стало возможным во многом благодаря активности городского общества, так как женским гимназиям, в отличие от мужских, государство не выделяло никаких средств. Факт, что уже на следующий год после появления женской гимназии в Орле открывается подобное заведениев Ельце, несомненно, подчеркивает феноменальность развития образования здесь. Тем более, что женские гимназия в то время были редкостью –даже в Петербурге на начало 70х годов 19 в. в ведении МНП числилась всего одна женская гимназия[29, с.159]. Это учебное заведение и впоследствии полностью содержалось за счет города. Мобилизовать свои возможности для решения этой задачи земская управа смогла лишь благодаря тому, что почти все бремя расходов по устройству мужской гимназии и железнодорожного училища взялна себя С.С. Поляков. Очевидно, что вести на собственные средства строительство сразу трех учебных заведений и содержать их было невыполнимым для городского бюджета. Добавим, что такую задачу никто бы и не ставил. Ведь железнодорожное училище помимо образовательной выполняло еще и производственную цель, выпуская специалистов для железной дороги.Что касается этого училища, открытого в 1871 году, то оно строилось целиком за счет средств С.С. Полякова и затем полностью им содержалось. Построенное здание училища было хорошо обустроено: имелись церковь, мастерские, общежитие, сад, гимнастический городок. Обошлось все это в сумму 150000 рублей, плюс стипендиальные капиталы –около 10000 рублей[30, с. 68]. Это училище стало прообразом и эталоном для создания подобных учебных заведений в России. Получается, что в общей сложности на строительство зданий мужской гимназии и училища, на стипендии учащимся и другие пожертвования на образование в Ельце С.С. Поляков потратил несколько сотен тысяч рублей –сумма астрономическая для того времени. Что побудило его идти на это и кто такой сам С.С. Поляков? Краеведы и ученые, которые изучали историю дореволюционного образования в Ельце или затрагивали в своих исследованиях жизнь И.А. Бунина, М.М. Пришвина, С.Н. Булгакова и других выдающихся людей, связанных с Елецкой гимназией, не проходили мимо того факта, что ©гимназия была построена на средства С.С. Поляковаª, но этим все и заканчивалось. В частности, липецкий писатель и краевед В.М. Петров в статье ©В краю страны обетованнойª, опубликованном на сайте Липецкой области в разделе ©Краеведениеª, посвятил ему три строчки: ©Мужская классическая гимназия, занимавшая одно из красивейших в городе зданий, была задумана и построена на средства уроженца Ельца, коммерции советника С.С.Поляковаª. На страницах краеведческой литературы С.С. Поляков представляется как ©елецкий купецª, ©елецкий коммерсантª, ©тайный советник С.С. Поляковª и т.п. При этом нигде не фигурирует ни имя, ни отчество Полякова, ни какие либо подробности его биографии. В отчете о состоянии Елецкой гимназии за 1875 год нами были найдены сведения, согласно которым Самуил Соломонович Поляков значился почетным попечителем гимназии. Там же указано, что место его рождения неизвестно. В графе ©образованиеª отмечено: получил домашнее образование. Вот, собственно, и все. Среди плеяды упомянутых в Большой советской энциклопедии Поляковых –ученых, архитекторов, издателей и др. для С.С.Полякова места не нашлось. Нет ничего о нем и в изданной в 2004 году книге, содержащей биографии 50 выдающихся российских предпринимателей XIXвека[31]. Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона он упоминается как известный строитель железных дорог. Благодаря этому факту многое удалось найти.Как оказалось, имя Самуила Соломоновича Полякова (18371888) во второй половине 19 века гремело не только на всю Россию, но было хорошо известно и за рубежом[32]. Жизнь его представляет собой летопись головокружительного успеха, пример необыкновенной удачливости человека, прошедшего путь с самого низа до состояния мультимиллионера. Выходец из Оршанского уезда Белоруссии, он начал свою карьеру простым строительным рабочим (в молодости работал штукатуром в Киеве)[33]. А к концу жизни стал обладателем состояния, которое ©оценивалось в более чем 30 миллионов рублей: в наличных, недвижимости, но главным образом в акциях и других ценных бумагах. Он являлся фактическим владельцем Общества ЮжноРусской каменноугольной промышленности, имел крупные паи в ПетербургоМосковском коммерческом и Московском земельном банках...ª[34]

Всего около 30 лет было С.С. Полякову, когда 1 марта 1867 года ему была утверждена концессия на железную дорогу от Ельца до Грязей в 150 верст. Елецкое земство поручило ему образование общества и сделало его оптовым строителем дороги. С этого выгодного предприятия и начинается история ©железнодорожного короляª, построившего впоследствии более половины российских железных дорог[35]. Уже на самом первом своем этапе предпринимательской деятельности С.С. Поляков стал строителем и владельцем железнодорожных линий КозловВоронежРостов, КурскХарьковАзов, ОрелЕлецГрязи. Таким образом, Елец стал центром железнодорожной империи С.С. Полякова. Этим объясняется решение организовать в нем первое в стране железнодорожное училище –ее выпускники были оченьнужны новой и бурно развивавшейся тогда отрасли. И, конечно, Самуил Соломонович не мог не ценить того, что Елецкое земство передало ему права на строительство дороги через Елец на очень выгодных для него условиях: доходы с нее обеспечили самые первые солидные капиталы С.С. Полякова.Поэтому Елец пользовался особым расположением магната. Впоследствии почетный попечитель Елецкой гимназии, почетный гражданин города Ельца С.С. Поляков переехал в Петербург, но, тем не менее, вел активную переписку с директорами построенных им учебных заведений, помогал материально, и часто бывал в Ельце, о чем свидетельствуют архивные документы. Между тем, Елец обязан С.С. Полякову не только прорывом в образовании. Став мощным железнодорожным узлом, город начал бурно развиваться экономически. Для обслуживания дороги были сооружены крупные мастерские. Быстро выросли значительные по тем временам мукомольное, кожевенное, махорочное производства. Ежегодный хлебный оборот в Ельце к концу 19 века достигал более 26 млн. пудов. А в 1888 в нем был построен первый в России элеватор на 400 тысяч пудов зерна. Не случайно в конце XIX века по благоустройству и внешнему виду Елец считался одним из красивейших городов России –это был результат экономического благополучия.Схожие причины определили и расцвет гимназического образования в Ельце. Город становился перспективным, успешно развивающимся. Став крупным железнодорожным узлом, он оказался на перекрестке дорог, обеспечивавших не только грузоперевозки, но и выводящих на новый уровень жизни. Он требовал энергичных действий, экономической разворотливости, включения в новые отношения. В том числе обмена идей и нововведений. И, значит, требовал новых знаний, профессий и специальностей. Прежний уровень образования уже был для города недостаточен. И закономерно то, что в необходимости его изменения так удачно сошлись интересы уездных городских властей и предпринимателя С.С. Полякова, которому Елец был необходим в качестве центра для создания собственной железнодорожной империи. Как видно, тогда не думали только о сиюминутной выгоде, а работали на перспективу. Можно сказать, что создатели гимназического образования в Ельце заложили фундамент современного народного образования в городе, который сегодня стал университетским. Есть данные, говорящие о том, что уже с первых лет своей работы Елецкая гимназия добилась больших успехов, к примеру, в преподавании математики. Это подтверждается оценкой, сделанной профессором Московского университета, деканом его физикоматематического факультета А.Ю. Давидовым. Как члену попечительного совета Московского учебного округа ему было поручено просматривать все письменные работы по математике при испытании зрелости учеников гимназий и реальных училищ и давать по ним свои заключения в форме подробного отчета, который направлялся в учебный округ и дальше –в Министерство народного просвещения. В отчете за 1876 год А.Ю. Давидов писал: ©Хотя письменные работы свидетельствуют вообще о хорошем математическом образовании испытуемых и о умении их прилагать приобретенные познания, но самое изложение решаемых задач весьма часто страдает неясностью, неточностью и непоследовательностью…ª. Похвальные исключения в этом отношении А.Ю.Давидов нашел в учениках Елецкой гимназии и частной гимназии Креймана в Москве, письменные работы которых оказались ©безукоризненными во всех отношенияхª[36, с.532].

Ссылкинаисточники1.Материалы для истории и статистики Орловской губернии / Собраны секретарем Орловского губернского статистического комитета А. Пупаревым. Орел. Типография Губернского правления, 1877 . –120 с. 2.Материалы для истории и статистики Орловской губернии. Указ. соч.3.Материалы для истории и статистики Орловской губернии. Указ. соч. 4.Материалы для истории и статистики Орловской губернии. Указ. соч..5.Материалы для истории истатистики Орловской губернии. Указ. соч..6.Сборник документов "Начальное и среднее образование в СанктПетербурге (XIX начало XX века)" / сост. Никольцева Н.Ф. –СПб: Архивное управление СанктПетербурга и Ленинградской области (ЦГИА СПб), 2000. 359 с. 7.Сборник статистических сведений по начальному народному образованию в Орловской губернии за 19001901 учебный год. –Орел, 1902. 270 с. 8.Перцев В.В., Саввина О.А. Зарождение гимназического образования в Ельце // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. –Вып. 7: Серия ©Педагогикаª. –Елец, 2005. –С. 256261.9.Мижуев П.Г. Статистика учебного дела в России // Энциклопедический словарь ©Россияª. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауза и Е.Ф. Эфрона 1898 г. –Л., 1991.–С. 398.10.Скрипченко, С. Н. Развитие государственного гимназического образования в России в к 19 –начале 20 веков (на примере Брянщины). Дис. … канд..пед .н. –Брянск, 2000. –200с. 11.Таненбаум А.С. Училища железнодорожные // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах [Электронный ресурс]; подгот. по печат. изд. Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и Е. Ф. Эфрона (С.Петербург) издан. 18901907 гг. в 86 томах. Электрон. данн. – (Р) 2002 IDDK © 2002 Мультимедиаиздательство ©Адептª / гл. редактор Е. Александрова. –1 электрон. опт. диск (DVDROM). (Электронная книга). Систем. требования: Pentium166 Mhz, 32 MbRAM, DVDROM, SVGA, InternetExplorer5.54522 и DirectX7.0 или выше. Windows98/Me/XP/2000. 12.Мезинов, В. Н. Гимназическое образование в Ельце // Педагогическое краеведение Липецкой области. Учебное пособие. Часть 1. Коллектив авторов. Под ред. В. П. Кузовлева и Е. П. Белозерцева. –Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2000. С. 73 89.13.ГАОО. Ф. 78. Оп. 1. ОЦ Д..2573 Отчет дирекции училищ Орловской губернии за 1870 год. Л. 10 об.14.Макарова, Г. Е. Народное образование в дореволюционном Ельце. Церковноприходские школы // Краеведческий сборник. Вып. 2. –Елец: краеведческий музей, 2002. –С. 6278.15.Гавлин М.Л. Из истории российского предпринимательства: династия Поляковых. М., 1996. С. 3233.16.ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 3. Отчет о состоянии женской гимназии за 1872 год. Л. 5 (об.).17.Шиков С. О Елецкой гимназии // Красное знамя. 1995. –1 апреля.18.ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д. 52. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназииза 1875 год. Л8.19.Шиков С. Как строилась гимназия // Красное знамя. 1996. –13 июля.20.ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д. 52. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 год. Л9.21.ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1. Отчеты о состоянии гимназии и прогимназии за 1871 г. Л.1.22.ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1. Отчеты о состоянии гимназии и прогимназии за 1871 г. Л.1 (об.).23.ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д. 52. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 год. Л. 33.24.ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д.3. Отчет о состоянии и деятельности Елецкойженской гимназии за 187172 гг.25.ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д.1. Отчет о числе учебных заведений Ельца за 1872 г. .Л.7. 26.ГАЛО. Ф. 119. Оп.1. Д..52. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 г. Л. 33.27.ГАЛО. Ф. 119. Оп. 1. Д..52. Отчет о состоянии Елецкой мужской гимназии за 1875 г. Л.13.28.Розанов, В. В. Город и школа [Текст] / В. В. Розанов // Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. –М. Педагогика, 1990. –С. 206 –219. 29.Сборник документов "Начальное и среднее образование в СанктПетербурге (XIX начало XX века)" / сост. Никольцева Н.Ф. СПб. Указ. соч.30.Макарова Г. Е. указ. соч. 31.50 знаменитых бизнесменов 19начала 20 вв. –Харьков: Фолио, 2004. –400с.32.Поляков Самуил Соломонович // Энциклопедия Ф.Ф. Брокгауза и И.А. Ефрона в 86 томах [электронный ресурс].33.Сехович В. Было у отца три сына…Белорусская деловая газета. –1998. №445. 26 февраля.34.Сехович В. Было у отца три сына…Белорусская деловая газета. –1998. №445. –26 февраля.35.Чумаков В. Его высокопревосходительство гн персидский барон // ©Огонекª. –2002. №41 (4769) Октябрь.36.Прудников, В. Е. Русские педагогиматематики XVIII–XIXвеков..–М.: Учпедгиз, 1956. –640 с.

Pertsev Vladimir VladimirovichCandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of mathematical analysis and elementary mathematics Yelets State University, Yelets city, Lipetsk region.Yelets educational phenomenonAbstract.Paper is devoted to the history of gymnasium education in prerevolutionary Russia in the Oryol province.Keywords:gymnasium, education in prerevolutionary Russia.