Применение романа А. Хейли «Отель» в преподавании дисциплин по направлениям «Туризм» и «Сервис»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темякова
Т.
В. Применение романа А. Хейли «Отель» в преподавании дисциплин по направлениям «Туризм» и «Сервис» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1201–1205. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54504.htm.
Аннотация. В данной статье речь идет о применении литературного подхода к изучению дисциплин по направлениям 100100 Туризм и 100400 Сервис. Предлагается использовать роман Артура Хейли «Отель» как исходный материал для закрепления знаний и получения навыков построения SWOT-анализа деятельности сервисной организации, а также выявить особенности процедуры поглощения компаний за рубежом в гостиничном бизнесе. Данные вопросы изучаются студентами в рамках дисциплин «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса» и «Экономика и предпринимательство в туризме». Выпускник должен уметь творчески мыслить. Использование специальной лексики при анализе процессов, описанных в художественных произведениях, – это навык применения своих профессиональных знаний в нестандартной ситуации, творческого решения нестандартных задач в профессиональной деятельности.
Ключевые слова:
методы преподавания, литературный подход, преподавание сервисных дисциплин, туристское образование
Текст статьи
Темякова Татьяна Витальевна,кандидатэкономических наук, доценткафедра туризма и культурного наследия,Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, г. Саратовtemykova@yandex.ru
Применение романа А. Хейли «Отель» в преподавании дисциплин
по направлениям «Туризм» и «Сервис»
Аннотация. В данной статье речь идет о применении литературного подхода к изучению дисциплин по направлениям 100100 «Туризм» и 100400 «Сервис». Предлагается использовать роман Артура Хейли «Отель» как исходный материал для закрепления знаний и получения навыков построения SWOTанализа деятельности сервисной организации, а также выявить особенности процедуры поглощения компаний за рубежом в гостиничном бизнесе. Данные вопросы изучаются студентами в рамках дисциплин «Организация и планирование деятельностипредприятий сервиса» и «Экономика и предпринимательство в туризме». Выпускник должен уметь творчески мыслить. Использование специальной лексики при анализепроцессов, описанных в художественных произведениях,–это навык применения своих профессиональных знаний в нестандартной ситуации, творческого решения нестандартных задач в профессиональной деятельности.Ключевые слова: литературный подход, преподавание сервисных дисциплин, методы преподавания, туристское образование.
Сегодня осуществляется активный поиск разнообразных нестандартныхметодов преподавания гуманитарных дисциплин. При этом часто используются междисциплинарные подходы.Сервисные дисциплины, в том числе туристские, с завидным постоянством используют достижения экономических, математических наук. Так,студенты по направлениям «Сервис» и «Туризм» изучают «Экономику и предпринимательство в туризме», «Организацию и планирование деятельности предприятий сервиса», «Маркетинг в сервисе», «Маркетинг в туризме»и др. Обнаруживается взаимосвязь между сервисными науками и науками юридическими: «Основы Российского законодательства» для направления «Сервис», «Правовое регулирование в туризме». Однако сказанное представляет собой традиционный междисциплинарный подход. В учебных планах направлений «Туризм» и «Сервис» нельзя обнаружить предметов, указывающих, например, на связь туризма или сервиса с художественной литературой. Видимо, нет необходимости придумывать самостоятельную науку, отражающую сочетание названных наук, однако активно использовать литературный подход в преподавании сервисных, в том числе туристских дисциплин, представляется возможным и необходимым.Так, в рамках «Географии сервиса», «Географии туризма» можно предложить студентам прочтение таких классических произведений, как например, Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» или роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». В первом случае студенты могут проследить по карте маршрут следования трех давних знакомых и собаки, а во втором случае, используя знания о течениях проследить по карте путь следования бутылки с запиской Гранта. Оба задания могут стать очень увлекательными. Прочтения краткого содержания книг будет не достаточно, чтобы выполнить данные задания, а значит, студенты всетаки прочитают классические художественные произведения. Автор данной статьивыражает полную уверенность, что подобная форма проведения семинарских занятий и получения практических навыков просто не оставит студентам шанс забыть пройденный и закрепленный материал. Однако все же «География сервиса» и «География туризма» это дисциплины, которые остаются за рамками настоящего исследования. В данной работе предлагается рассмотреть иные сервисные дисциплины, сами названия которых говорят о поиске сервисной, в том числе туристской, специфики в имеющихся фундаментальных экономических науках, да плюс к этому обнаружить возможность использования литературного подхода к изучению этих предметов.В рамках дисциплин «Менеджмент в сервисе», «Менеджмент в туризме», а также дисциплины «Гостиничный сервис» может быть прочитан и проанализирован производственный роман А. Хейли под названием «Отель», написание которого предварялось изучением самим автором двадцати семи специализированных книг по обозначенной тематике.Курсы «Менеджмент в сервисе», «Менеджмент в туризме» предполагают тему «Стратегическое управление», в рамках которой на практических занятиях студенты должны получить навыки построения SWOTанализа сервисной организации. Кроме того, этот вопрос затрагивается при рассмотрении основных этапов разработки плана предприятия в курсе, преподаваемом для направления 100100 «Сервис», «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса». Есть несколько возможностей для поиска исходных данных о сервисной организации с целью построения SWOTанализа. Можно составить SWOTанализ вымышленной организации, можно найти реальные данные фактически действующего туристского или иного сервисного предприятия, что является зачастую затруднительным, поскольку современные организации неохотно раскрывают данные бухгалтерской отчетности,сообщают об имеющихся управленческих, кадровых и иных проблемах. В связи с этим оптимальным считается вариант создания SWOTанализа по отелю «СентГрегори», описанному в романе А. Хейли «Отель». Прочтение производственного романа «Отель» позволит студентам повысить уровень собственной образованности, получить навыки построения SWOTанализа. Пример SWOTанализа отеля приведен в табл. 1. Табл. 1SWOTанализ отеля «СентГрегори»
Возможности со стороны внешней средыУгрозы со стороны внешней средыВозможность приобретения отеля Альбертом Уэллсом, владельцем «пары газет, нескольких морских судов, страховой компании… и еще всякой всячины»[1]Усиление конкурентной борьбы со стороны гостиничных цепей: «ШератонЧарльз»,«Хилтон», «Корпорации отелей Америки», корпорации отелей О'Кифа,Сильные стороны отеляНаличие компетентного и ответственногозаместителя главного управляющего.«Едва ли Уэллс станет лично управлять отелем, а человек, которому он это доверит, может иметь вполне определенную точку зрения на то, какой ему нужен штат» [1]. Действительно, Макдермотт после приобретения Альбертом Уэллсом отеля «СентГрегори» был назначен вицепрезидентом с расширенным кругом полномочий. Макдермоттне обладал полномочиями проводить кадровые перестановки, внедрять нововведения в работу отеля, в работу ресторанной службы. По существу, он выполнял роль всего лишь наблюдателя. «В отеле существуют…правила, которые не позволяют мне предоставить номер доктору Николасу. Я был бы рад изменить существующий порядок, но на это у меня нет полномочий»[1]. В связи с этим нависшаянад отелем угрозамогла быть устранена посредством расширенияполномочийуправляющего. Слабые стороны отеля «СентГрегори»Ухудшение показателей финансовохозяйственной деятельности ввиду слабой системы менеджмента, не отвечающей потребностям самой организации и требованиям внешней среды«Служащие, которых вы считаете преданными и верными вам, погрязли в коррупции. В отеле почти нет такого участка, где бы вас не обманывали и не обворовывали»[1]Грамотный и энергичный вицепрезидент отеля «СентГрегори» Макдермотт может посоветовать руководству уволитьбезответственных и коррумпированных сотрудников. В целом, «чистка», которая предполагалась в случае приобретения отеля О'Кифом, после смены собственника должна быть осуществлена обязательно.Предотвратить угрозу покупки отеля О'Кифом можно, предложив Международному содружеству поденных рабочих сделку.«Вы уже несколько лет пытаетесь проникнуть в гостиничное дело… Два миллиона долларов —под первую закладную на отель. За это вы получите возможность открыть отделение вашего профсоюза и подписать контракт на тех условиях, какие вы поставите» [1].Однако результатом сделки могло стать появление новой слабой стороны отеля: рост зарплаты не перекрывал бы взносов в содружество. К тому же эта сделка вряд ли быликвидировала остальные слабые стороны, поэтому лишь смена системы менеджмента, привлечение первоклассных сотрудников, как, например, Макдермотт к реальному управлению организацией, а также продажа отеля лицу, не заинтересованному в дальнейшем или банкротстве или коренном изменении стиля отеля (Альберту Уэллсу) будет способствовать избавлению от слабостей и предотвращению угроз со стороны внешней средыПроведение политики сегрегации. Макдермотт в диалоге с Уорреном Трентом говорит: «Мы продолжаем дискриминацию негров. Мы не считаемся с законом о гражданскихправах, и профсоюзы возмущены этим» [1].Еще в книге Макдермотт предложил отказаться от политики сегрегации, поскольку по этому вопросу он имел весьма четкую позицию: «Делегату проходившего у нас конгресса было отказано в заранее зарезервированном для него номере. Это был стоматолог, …но, к несчастью, негр… в номере отказал ему я. С тех пор я принял для себя твердое решение: ничего подобного больше не повторится» [1].Удивительно, но с помощью анализируемой угрозы –возможной продажиотеля О'Кифу
может быть ликвидирована слабая сторона –проведение политики дискриминации негров, политики отказа предоставлять им услуги размещения в отеле, поскольку сам О'Киф к неграм относился терпимо и когда в вестибюле отеля возникла напряженная ситуация с бронью доктора Николаса, «О'Киф молча наблюдал. У него было такое чувство, будто в переполненном вестибюле подложили бомбу с тикающим часовым механизмом, которая вотвот взорвется» [1].Однако ввиду желания О'Кифа полностью реконструировать и обезличить отель,лишить его собственной индивидуальности, вряд ли соответствует целям руководства отеля
SWOTанализ дополняют и иллюстрируют цитаты, подтверждающие верность выделения сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. В данный SWOTанализ можно было бы включитьиные характеристики внешней и внутренней среды отеля «СентГрегори».Так, например, сильной сторонойотеля является наличие фирменного стиля и приобретение отеля Кэртисом О'Кифом привело бы к уничтожению уникальности и индивидуальности отеля, того, чемон как раз и славился («несколько отелей, отличавшихся приятным своеобразием, были у него [Шона Холла, бухгалтера О'Кифа] на глазах поглощены корпорацией и, так сказать, «подстрижены под гребенку»[1]). Правда здесь всплывает новая слабость: качество обслуживания не соответствовало уровню отеля, официантами и другими ресторанными служащими администрация обслуживалась намного быстрее и лучше, нежели чем клиенты, несмотря на то, что именно клиенты приносят доход ресторану, а значит обслуживание клиентов важнее, чем обслуживание администрации.Этот роман уникален тем, что прочитав его, студенты могут обнаружить огромное количество угроз и возможностей, сильных сторон и слабостей организации. SWOTанализы студентов могут получиться ввиду большого поля для деятельности не похожими друг на друга, поэтому подобное задание,считаем,имеет перспективы использования в качестве самостоятельной работы студентов направлений 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм».Кроме того, в рамках курса «Экономика и предпринимательствов туризме» рассматривается тема «Туристский бизнес», в которой особое внимание уделяется формам укрупнения туристского бизнеса. Роман «Отель» подходит и к этой теме, поскольку позволяет выявить особенности поглощения компаний в гостиничном бизнесе за рубежом, в романе описывается по существу несостоявшаяся сделка по поглощению отеля СентГрегори О'Кифом. По сути дела, была осуществлена попытка совершить горизонтальную интеграцию посредством сделки по поглощению. Однако обо всем по порядку. Сначала необходимо внести ясность в используемый категорийный аппарат. Слияния и поглощения –это вид сделок, связанных с передачей корпоративного контроля. Если говорить о российском законодательстве, то в нем фигурируют понятия «слияния» и «присоединения», т.е. российское законодательство не оперирует термином «поглощения»[2].При этом под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой «права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом», а при присоединении «юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом»[2]. Поскольку речь в данной статьебудет идти о сделке, совершаемой в Новом Орлеане (США), то вполне уместным будет обратиться к законодательству и публикациям по соответствующей тематике американских авторов.В зарубежном законодательствепонятия «слияния» и «поглощения» часто подменяют друг друга, а следовательно, не имеют определенного разграничения. Наиболее удачной книгой, посвященной особенностям слияний и поглощений в бизнесе, является книга Стивена Брэгга «Слияния и поглощения: практическое руководство»[3]. Далее необходимо сказать о видах слияний и поглощений. По характеру интеграции они подразделяются на горизонтальные, вертикальные, родовые, конгломеративные. Следовательно, попытка приобрести Кэртисом О'Кифом, владельцем корпорации отелей, отель «СентГрегори» было ни чем иным как открывшаяся возможность укрупнить свой бизнес с помощью сделки по поглощению в форме горизонтальной интеграции. Под горизонтальной интеграцией понимается объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, применяющих сходные технологии, действующих на одних и тех же стадиях производства. Подобную сделку следует называть поглощением, поскольку в результате совершения такой сделки произошла бы реорганизация бизнеса, иотель «СентГрегори» перестал бы существовать и вошел быкак очередной отель в корпорацию Кэртиса О'Кифа. По книге можно наглядно проследить этапы процесса поглощения: 1.Установление контакта покупателя с компаниейцелью. Как правило, уже на первом этапе вступают в силу определенные подчас негласные нормы поведения. При установлении контакта приветствуется телефонный разговор, инициированный владельцем компаниипокупателя, в дружеской беседе он излагает намерение осуществить сделку по поглощению. И на данном этапе уже выясняется готовность приобретаемой компании если еще не быть поглощенной, то, по крайней мере, готовность к диалогу по обозначенной тематике; категорический же отказ делает бесполезным дальнейшие усилия покупателя. В романе А. Хейли в точности следует этой установленной процедуре,и Кэртис О'Киф звонит по телефону Уоррену Тренту: «Я хочу лишь дружески побеседовать с вами, Уоррен…Но Уоррена Трента этот светский тон не мог обмануть: концерн О'Кифа уже не раз обращался к нему с предложением продать отель»[1].2.Оценка стоимости компании, являющейся целью поглощения. После того, как поглощающая компания окончательно решила поглощать другую фирму, она должна провести оценку стоимости компаниицели. Компанияпокупатель должна в итоге занять принципиальную позицию по поводу ценового коридора, в пределах которого она будет вести переговоры с продавцом. Это первоначальная стоимость, с которой начинается обсуждение сложного ценового вопроса, но она еще не раз будет корректироваться и в итоге окончательно установится лишь в результате проведения процедуры дью дилидженс. Если же в отношении первоначальной оценки стоимости и предложенной цены между поглощающей и поглощаемой компаниями нет противоречий, то готовится соглашение об основных условиях.О'Кифоценил отель в четыре миллиона долларов.«Из них два миллиона будут получены от продления срока действия закладной»[1], один миллион в счет уплаты дивидендов акционерам, оставшиеся деньги владелец сети отелей предлагал получить Тренту в акциях корпорации О'Кифа, которые будут специально эмитированы по такому случаю. Кроме того, приняв предложение О'Кифа и продав отель, Уоррен Трент получал возможность пожизненного проживания в апартаментах отеля. Этому предложению предшествовала процедура поиска информации, на основе которой было принято решение Кэртисом О'Кифом о стоимости компании. Поиском информации занималась «группа секретного обследования», действия которой можно охарактеризовать как промышленный шпионаж, поскольку под видом туристов члены «группы…» селились в отель,являющийся целью поглощения,исобирали необходимую информацию, используя различные методы, начиная от наблюденийизаканчивая подкупом. Врезультате отчет, предоставляемыйКэртису О'Кифу о состоянии делотеля,практически всегда совпадал с данными, полученными в ходе процедуры дью дилидженс.3.Подготовка соглашения об основных условиях. Соглашение об основных условиях сделки является первым документальным подтверждением намерений заключить сделку по поглощению компании. В немотражаются принципиальные условия, в результате соблюдения которых сделка имеет место быть. Здесь может быть размещена информация, обязывающая покупателя быть добросовестным и в случае несовершения сделки не распространять информацию, являющуюся коммерческой тайной поглощаемой компании, не продавать ее конкурентам несостоявшегося продавца. Если согласия по пунктам соглашения не достигнуто, то процесс поглощения компании останавливается, смысла совершать процедуру дью дилидженс нет. В романе А. Хейли этот этап процедуры поглощения отсутствует.4.Процедура дью дилидженс. В ходе процедуры дью дилидженс выявляются и оцениваются преимущества, а также обязательства поглощаемой компании. Анализируются следующие аспекты деятельности организации: финансовохозяйственная деятельность предприятия; состояние рынка, на котором функционирует компанияцель, производственные мощности, кадровая политика, клиентура и т.д. Данная процедура позволяет корректировать окончательную цену сделки, т.к. в ходе подобной проверки могут быть обнаружены факты, которые заставят покупателя требовать от продавца идти на уступки в цене. Желательно проводить данную процедуру силами тех сотрудников, которые впоследствии после подписания договора куплипродажи будут входить в состав интеграционной группы, что должно повысить их ответственность при проведении дью дилидженс.Кстати, следует отметить, что про процедуру дью дилидженс применительно к сделке с Кэртисом О'Кифом ничего не написано, ибо в ней отпала необходимость: противоречий по поводу цены, предложенной О'Кифом, не возникло. Однако процедура дью дилидженс описана А.Хейли применительно к другой неудачной попытке поглощения, попытке осуществить сделку с Международнымсодружеством поденных рабочих. В «СентГрегори» приехали два финансиста из содружества, задача которых заключалась в составлении отчета о финансовом состоянии отеля и принятии решения о возможности и необходимости его поглощения. В ходе процедуры дью дилидженс были выявлены факты расовой дискриминации со стороны отеля, что стало основанием отказаот сделки.5.Составление и подписание договора куплипродажи.Данный договор является главнымдокументом сделки. В этом документе каждая из сторон высказывает согласие со способом платежа, дают друг другу различные гарантии, сопровождаемые множеством условий. Договор готовится и подписывается. От предпринимателя Альберта Уэллса Уоррену Тренту поступило более выгодное предложение, и тот отказался от сделки с О'Кифом. Следовательно, на этом и завершается процедура поглощения «СентГрегори»корпорацией отелей. Тем не менее, элементы составления договора куплипродажи отеля «СентГрегори» Альбертом Уэллсом можно обнаружить на последних страницах романа. Вот некоторые условия договора: Уоррен Трент становится председателем совета директоров,мистер Демпстер –президентом, а Питер Макдермотт –вицепрезидентом отеля, которому будут даны реальные полномочия по управлению вверенным ему отелем, кроме того, состоялось обсуждение вопроса о сегрегации, Макдермотт высказался на этот счет жестко и однозначно: от сегрегации следует отказаться.«Мистер Демпстер…объявил: —Мистер Макдермотт, ваши условия приняты»[1]. В результате сделкасостоялась, в ходе которой Альберт Уэллс присоединил к совокупности имеющихся у него предприятий отель «СентГрегори», такая сделка может быть охарактеризована как чисто конгломеративное поглощение, т.е. объединение компаний, не предполагающих никакой общности.6.Интеграция компании. Заключительным этапом в процедуре поглощения компаний является интеграция поглощенной компании в бизнес покупателя. Это наиболее сложный процесс, от квалифицированного и качественного проведения которого зависит возможность получения синергетического эффекта от поглощения. В романе рассказывается об опыте интеграции отелей в корпорацию Кэртиса О'Кифа. «Затем в дело вступает «бригада расчистки», которая «прежде всего [объявляет], что не [собирается]делать перемещений в штате. И тут же [начинает]увольнять»[1].Использование подобного литературного подхода в изучении туристских и иных сервисных дисциплин имеет как достоинства, так и недостатки. Одним из наиболее очевидных недостатков является высокая трудоёмкость применения. Действительно, прежде чем студент сможет самостоятельно выполнить подобную описанной в настоящей статье работу, ему необходимо будет освоить художественный и научный текст объемом более чем 600 страниц, поэтому предложенные задания требуют комментариев. Написание данной статьи предваряло проведение семинарских занятий по дисциплинам «Экономика и предпринимательство в туризме» и«Организация туристской деятельности», на которых прошла апробация предложенного литературного подхода. Врамках дисциплины «Организация туристской деятельности» студенты прочли другой роман А. Хейли «Аэропорт» [4]и составили структуру процесса оказания услуги транспортировки туристов воздушным транспортом по произведению Хейли. Если описать эмоции и впечатления студентов от данного задания и проведенных занятий, то можно отметить следующее: трудно назвать радостью состояние студентов, когда они узнали задание, а точнее количество страниц, которое необходимо освоить, прежде чем выполнить задание.На выполнение задания давалось два месяца, спустя месяц студенты стали выражать свой интерес к роману, появилось желание «дочитать». Кконцу второго месяца роман был прочитан, задание было выполнено более половиной студентов. Структура процесса оказания услуги состоит из технологических, вспомогательных процессов и процессов обслуживания клиентов. Большинство студентов до знакомства с романом «Аэропорт» не имели представления об огромном множестве вспомогательных процессов, которые составляют организацию транспортировки туристов. Теперь студенты легко оперируют такими понятиями, как «ППП на ВПП» (повреждения посторонними предметамина взлетнопосадочной полосе), «КДП»(команднодиспетчерский пункт, работу которого А. Хейли сравнил с игрой в шахматы) и др. По итогам выполненного задания автор с уверенностью может сказать, что знания, полученные с использованием именно литературного подхода,добытые пустьи трудоёмкой работой, способны остаться в долговременной памяти студента, научить его творчески и нестандартно мыслить, научить находить ответы в смежных и никак не связанных между собой областях знаний.В заключении хочется выразить надежду, что предложенный подход в изучении дисциплин сервисной, в том числе туристской, направленности и дальше будет находить откликв студенческой среде.
Ссылки на источники1.Хейли А. Отель: [Роман] –URL: http://www.aldebaran.ru/tri/hey/hey4/hey4.zip
[Дата обращения 23.01.2014]2.П. 12 Ст. 58 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)»от 30.11.1994 N 51ФЗ (ред. от 02.11.2013) / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301 –URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153956 –[Дата обращения 23.01.2014]3.Стивен Брэгг Слияния и поглощения: практическое руководство. М.: Маросе, 2011, 224 с.4.Хейли А. Аэропорт: [Роман] –URL: http://www.aldebaran.ru/tri/hey/hey3/hey3.zip[Дата обращения 23.01.2014]
Temyakova Tatiana VitalievnaPhD, Associate Professor, Saratov State University . NG Chernyshevsky , Institute of History and International Relations , Department of Tourism and Heritage , Saratovtemykova@yandex.ruUsing the novel "Hotel" by Arthur Hailey in the teaching "Tourism" and "Services" disciplinesAbstract.This article deals with the application the literary approach to the study of the disciplines at 100100 "Tourism" and 100400 "Service" areas. Theusing of the novel "Hotel" by Arthur Hailey as the source material to reinforce knowledge and to obtain SWOTanalysis skills of the service organization was been proposed. Also the using the novel aimed to identify the particular procedure of the foreign acquisitions at the hotel industry. These issues are studied by students of the "Organization and planning of service enterprises“ and “Economics and entrepreneurship in tourism" disciplines. Graduated students should be able to think creatively. Using the special vocabulary to analyze the processes described in the literature represents an important skill in the expertise of a precarious situation, in the creative solutions of the nonstandard problems in the professional activities.Keywords:literary approach, teaching the “service” disciplines, teaching methods, tourism education. .
Применение романа А. Хейли «Отель» в преподавании дисциплин
по направлениям «Туризм» и «Сервис»
Аннотация. В данной статье речь идет о применении литературного подхода к изучению дисциплин по направлениям 100100 «Туризм» и 100400 «Сервис». Предлагается использовать роман Артура Хейли «Отель» как исходный материал для закрепления знаний и получения навыков построения SWOTанализа деятельности сервисной организации, а также выявить особенности процедуры поглощения компаний за рубежом в гостиничном бизнесе. Данные вопросы изучаются студентами в рамках дисциплин «Организация и планирование деятельностипредприятий сервиса» и «Экономика и предпринимательство в туризме». Выпускник должен уметь творчески мыслить. Использование специальной лексики при анализепроцессов, описанных в художественных произведениях,–это навык применения своих профессиональных знаний в нестандартной ситуации, творческого решения нестандартных задач в профессиональной деятельности.Ключевые слова: литературный подход, преподавание сервисных дисциплин, методы преподавания, туристское образование.
Сегодня осуществляется активный поиск разнообразных нестандартныхметодов преподавания гуманитарных дисциплин. При этом часто используются междисциплинарные подходы.Сервисные дисциплины, в том числе туристские, с завидным постоянством используют достижения экономических, математических наук. Так,студенты по направлениям «Сервис» и «Туризм» изучают «Экономику и предпринимательство в туризме», «Организацию и планирование деятельности предприятий сервиса», «Маркетинг в сервисе», «Маркетинг в туризме»и др. Обнаруживается взаимосвязь между сервисными науками и науками юридическими: «Основы Российского законодательства» для направления «Сервис», «Правовое регулирование в туризме». Однако сказанное представляет собой традиционный междисциплинарный подход. В учебных планах направлений «Туризм» и «Сервис» нельзя обнаружить предметов, указывающих, например, на связь туризма или сервиса с художественной литературой. Видимо, нет необходимости придумывать самостоятельную науку, отражающую сочетание названных наук, однако активно использовать литературный подход в преподавании сервисных, в том числе туристских дисциплин, представляется возможным и необходимым.Так, в рамках «Географии сервиса», «Географии туризма» можно предложить студентам прочтение таких классических произведений, как например, Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки» или роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». В первом случае студенты могут проследить по карте маршрут следования трех давних знакомых и собаки, а во втором случае, используя знания о течениях проследить по карте путь следования бутылки с запиской Гранта. Оба задания могут стать очень увлекательными. Прочтения краткого содержания книг будет не достаточно, чтобы выполнить данные задания, а значит, студенты всетаки прочитают классические художественные произведения. Автор данной статьивыражает полную уверенность, что подобная форма проведения семинарских занятий и получения практических навыков просто не оставит студентам шанс забыть пройденный и закрепленный материал. Однако все же «География сервиса» и «География туризма» это дисциплины, которые остаются за рамками настоящего исследования. В данной работе предлагается рассмотреть иные сервисные дисциплины, сами названия которых говорят о поиске сервисной, в том числе туристской, специфики в имеющихся фундаментальных экономических науках, да плюс к этому обнаружить возможность использования литературного подхода к изучению этих предметов.В рамках дисциплин «Менеджмент в сервисе», «Менеджмент в туризме», а также дисциплины «Гостиничный сервис» может быть прочитан и проанализирован производственный роман А. Хейли под названием «Отель», написание которого предварялось изучением самим автором двадцати семи специализированных книг по обозначенной тематике.Курсы «Менеджмент в сервисе», «Менеджмент в туризме» предполагают тему «Стратегическое управление», в рамках которой на практических занятиях студенты должны получить навыки построения SWOTанализа сервисной организации. Кроме того, этот вопрос затрагивается при рассмотрении основных этапов разработки плана предприятия в курсе, преподаваемом для направления 100100 «Сервис», «Организация и планирование деятельности предприятий сервиса». Есть несколько возможностей для поиска исходных данных о сервисной организации с целью построения SWOTанализа. Можно составить SWOTанализ вымышленной организации, можно найти реальные данные фактически действующего туристского или иного сервисного предприятия, что является зачастую затруднительным, поскольку современные организации неохотно раскрывают данные бухгалтерской отчетности,сообщают об имеющихся управленческих, кадровых и иных проблемах. В связи с этим оптимальным считается вариант создания SWOTанализа по отелю «СентГрегори», описанному в романе А. Хейли «Отель». Прочтение производственного романа «Отель» позволит студентам повысить уровень собственной образованности, получить навыки построения SWOTанализа. Пример SWOTанализа отеля приведен в табл. 1. Табл. 1SWOTанализ отеля «СентГрегори»
Возможности со стороны внешней средыУгрозы со стороны внешней средыВозможность приобретения отеля Альбертом Уэллсом, владельцем «пары газет, нескольких морских судов, страховой компании… и еще всякой всячины»[1]Усиление конкурентной борьбы со стороны гостиничных цепей: «ШератонЧарльз»,«Хилтон», «Корпорации отелей Америки», корпорации отелей О'Кифа,Сильные стороны отеляНаличие компетентного и ответственногозаместителя главного управляющего.«Едва ли Уэллс станет лично управлять отелем, а человек, которому он это доверит, может иметь вполне определенную точку зрения на то, какой ему нужен штат» [1]. Действительно, Макдермотт после приобретения Альбертом Уэллсом отеля «СентГрегори» был назначен вицепрезидентом с расширенным кругом полномочий. Макдермоттне обладал полномочиями проводить кадровые перестановки, внедрять нововведения в работу отеля, в работу ресторанной службы. По существу, он выполнял роль всего лишь наблюдателя. «В отеле существуют…правила, которые не позволяют мне предоставить номер доктору Николасу. Я был бы рад изменить существующий порядок, но на это у меня нет полномочий»[1]. В связи с этим нависшаянад отелем угрозамогла быть устранена посредством расширенияполномочийуправляющего. Слабые стороны отеля «СентГрегори»Ухудшение показателей финансовохозяйственной деятельности ввиду слабой системы менеджмента, не отвечающей потребностям самой организации и требованиям внешней среды«Служащие, которых вы считаете преданными и верными вам, погрязли в коррупции. В отеле почти нет такого участка, где бы вас не обманывали и не обворовывали»[1]Грамотный и энергичный вицепрезидент отеля «СентГрегори» Макдермотт может посоветовать руководству уволитьбезответственных и коррумпированных сотрудников. В целом, «чистка», которая предполагалась в случае приобретения отеля О'Кифом, после смены собственника должна быть осуществлена обязательно.Предотвратить угрозу покупки отеля О'Кифом можно, предложив Международному содружеству поденных рабочих сделку.«Вы уже несколько лет пытаетесь проникнуть в гостиничное дело… Два миллиона долларов —под первую закладную на отель. За это вы получите возможность открыть отделение вашего профсоюза и подписать контракт на тех условиях, какие вы поставите» [1].Однако результатом сделки могло стать появление новой слабой стороны отеля: рост зарплаты не перекрывал бы взносов в содружество. К тому же эта сделка вряд ли быликвидировала остальные слабые стороны, поэтому лишь смена системы менеджмента, привлечение первоклассных сотрудников, как, например, Макдермотт к реальному управлению организацией, а также продажа отеля лицу, не заинтересованному в дальнейшем или банкротстве или коренном изменении стиля отеля (Альберту Уэллсу) будет способствовать избавлению от слабостей и предотвращению угроз со стороны внешней средыПроведение политики сегрегации. Макдермотт в диалоге с Уорреном Трентом говорит: «Мы продолжаем дискриминацию негров. Мы не считаемся с законом о гражданскихправах, и профсоюзы возмущены этим» [1].Еще в книге Макдермотт предложил отказаться от политики сегрегации, поскольку по этому вопросу он имел весьма четкую позицию: «Делегату проходившего у нас конгресса было отказано в заранее зарезервированном для него номере. Это был стоматолог, …но, к несчастью, негр… в номере отказал ему я. С тех пор я принял для себя твердое решение: ничего подобного больше не повторится» [1].Удивительно, но с помощью анализируемой угрозы –возможной продажиотеля О'Кифу
может быть ликвидирована слабая сторона –проведение политики дискриминации негров, политики отказа предоставлять им услуги размещения в отеле, поскольку сам О'Киф к неграм относился терпимо и когда в вестибюле отеля возникла напряженная ситуация с бронью доктора Николаса, «О'Киф молча наблюдал. У него было такое чувство, будто в переполненном вестибюле подложили бомбу с тикающим часовым механизмом, которая вотвот взорвется» [1].Однако ввиду желания О'Кифа полностью реконструировать и обезличить отель,лишить его собственной индивидуальности, вряд ли соответствует целям руководства отеля
SWOTанализ дополняют и иллюстрируют цитаты, подтверждающие верность выделения сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. В данный SWOTанализ можно было бы включитьиные характеристики внешней и внутренней среды отеля «СентГрегори».Так, например, сильной сторонойотеля является наличие фирменного стиля и приобретение отеля Кэртисом О'Кифом привело бы к уничтожению уникальности и индивидуальности отеля, того, чемон как раз и славился («несколько отелей, отличавшихся приятным своеобразием, были у него [Шона Холла, бухгалтера О'Кифа] на глазах поглощены корпорацией и, так сказать, «подстрижены под гребенку»[1]). Правда здесь всплывает новая слабость: качество обслуживания не соответствовало уровню отеля, официантами и другими ресторанными служащими администрация обслуживалась намного быстрее и лучше, нежели чем клиенты, несмотря на то, что именно клиенты приносят доход ресторану, а значит обслуживание клиентов важнее, чем обслуживание администрации.Этот роман уникален тем, что прочитав его, студенты могут обнаружить огромное количество угроз и возможностей, сильных сторон и слабостей организации. SWOTанализы студентов могут получиться ввиду большого поля для деятельности не похожими друг на друга, поэтому подобное задание,считаем,имеет перспективы использования в качестве самостоятельной работы студентов направлений 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм».Кроме того, в рамках курса «Экономика и предпринимательствов туризме» рассматривается тема «Туристский бизнес», в которой особое внимание уделяется формам укрупнения туристского бизнеса. Роман «Отель» подходит и к этой теме, поскольку позволяет выявить особенности поглощения компаний в гостиничном бизнесе за рубежом, в романе описывается по существу несостоявшаяся сделка по поглощению отеля СентГрегори О'Кифом. По сути дела, была осуществлена попытка совершить горизонтальную интеграцию посредством сделки по поглощению. Однако обо всем по порядку. Сначала необходимо внести ясность в используемый категорийный аппарат. Слияния и поглощения –это вид сделок, связанных с передачей корпоративного контроля. Если говорить о российском законодательстве, то в нем фигурируют понятия «слияния» и «присоединения», т.е. российское законодательство не оперирует термином «поглощения»[2].При этом под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой «права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом», а при присоединении «юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом»[2]. Поскольку речь в данной статьебудет идти о сделке, совершаемой в Новом Орлеане (США), то вполне уместным будет обратиться к законодательству и публикациям по соответствующей тематике американских авторов.В зарубежном законодательствепонятия «слияния» и «поглощения» часто подменяют друг друга, а следовательно, не имеют определенного разграничения. Наиболее удачной книгой, посвященной особенностям слияний и поглощений в бизнесе, является книга Стивена Брэгга «Слияния и поглощения: практическое руководство»[3]. Далее необходимо сказать о видах слияний и поглощений. По характеру интеграции они подразделяются на горизонтальные, вертикальные, родовые, конгломеративные. Следовательно, попытка приобрести Кэртисом О'Кифом, владельцем корпорации отелей, отель «СентГрегори» было ни чем иным как открывшаяся возможность укрупнить свой бизнес с помощью сделки по поглощению в форме горизонтальной интеграции. Под горизонтальной интеграцией понимается объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, применяющих сходные технологии, действующих на одних и тех же стадиях производства. Подобную сделку следует называть поглощением, поскольку в результате совершения такой сделки произошла бы реорганизация бизнеса, иотель «СентГрегори» перестал бы существовать и вошел быкак очередной отель в корпорацию Кэртиса О'Кифа. По книге можно наглядно проследить этапы процесса поглощения: 1.Установление контакта покупателя с компаниейцелью. Как правило, уже на первом этапе вступают в силу определенные подчас негласные нормы поведения. При установлении контакта приветствуется телефонный разговор, инициированный владельцем компаниипокупателя, в дружеской беседе он излагает намерение осуществить сделку по поглощению. И на данном этапе уже выясняется готовность приобретаемой компании если еще не быть поглощенной, то, по крайней мере, готовность к диалогу по обозначенной тематике; категорический же отказ делает бесполезным дальнейшие усилия покупателя. В романе А. Хейли в точности следует этой установленной процедуре,и Кэртис О'Киф звонит по телефону Уоррену Тренту: «Я хочу лишь дружески побеседовать с вами, Уоррен…Но Уоррена Трента этот светский тон не мог обмануть: концерн О'Кифа уже не раз обращался к нему с предложением продать отель»[1].2.Оценка стоимости компании, являющейся целью поглощения. После того, как поглощающая компания окончательно решила поглощать другую фирму, она должна провести оценку стоимости компаниицели. Компанияпокупатель должна в итоге занять принципиальную позицию по поводу ценового коридора, в пределах которого она будет вести переговоры с продавцом. Это первоначальная стоимость, с которой начинается обсуждение сложного ценового вопроса, но она еще не раз будет корректироваться и в итоге окончательно установится лишь в результате проведения процедуры дью дилидженс. Если же в отношении первоначальной оценки стоимости и предложенной цены между поглощающей и поглощаемой компаниями нет противоречий, то готовится соглашение об основных условиях.О'Кифоценил отель в четыре миллиона долларов.«Из них два миллиона будут получены от продления срока действия закладной»[1], один миллион в счет уплаты дивидендов акционерам, оставшиеся деньги владелец сети отелей предлагал получить Тренту в акциях корпорации О'Кифа, которые будут специально эмитированы по такому случаю. Кроме того, приняв предложение О'Кифа и продав отель, Уоррен Трент получал возможность пожизненного проживания в апартаментах отеля. Этому предложению предшествовала процедура поиска информации, на основе которой было принято решение Кэртисом О'Кифом о стоимости компании. Поиском информации занималась «группа секретного обследования», действия которой можно охарактеризовать как промышленный шпионаж, поскольку под видом туристов члены «группы…» селились в отель,являющийся целью поглощения,исобирали необходимую информацию, используя различные методы, начиная от наблюденийизаканчивая подкупом. Врезультате отчет, предоставляемыйКэртису О'Кифу о состоянии делотеля,практически всегда совпадал с данными, полученными в ходе процедуры дью дилидженс.3.Подготовка соглашения об основных условиях. Соглашение об основных условиях сделки является первым документальным подтверждением намерений заключить сделку по поглощению компании. В немотражаются принципиальные условия, в результате соблюдения которых сделка имеет место быть. Здесь может быть размещена информация, обязывающая покупателя быть добросовестным и в случае несовершения сделки не распространять информацию, являющуюся коммерческой тайной поглощаемой компании, не продавать ее конкурентам несостоявшегося продавца. Если согласия по пунктам соглашения не достигнуто, то процесс поглощения компании останавливается, смысла совершать процедуру дью дилидженс нет. В романе А. Хейли этот этап процедуры поглощения отсутствует.4.Процедура дью дилидженс. В ходе процедуры дью дилидженс выявляются и оцениваются преимущества, а также обязательства поглощаемой компании. Анализируются следующие аспекты деятельности организации: финансовохозяйственная деятельность предприятия; состояние рынка, на котором функционирует компанияцель, производственные мощности, кадровая политика, клиентура и т.д. Данная процедура позволяет корректировать окончательную цену сделки, т.к. в ходе подобной проверки могут быть обнаружены факты, которые заставят покупателя требовать от продавца идти на уступки в цене. Желательно проводить данную процедуру силами тех сотрудников, которые впоследствии после подписания договора куплипродажи будут входить в состав интеграционной группы, что должно повысить их ответственность при проведении дью дилидженс.Кстати, следует отметить, что про процедуру дью дилидженс применительно к сделке с Кэртисом О'Кифом ничего не написано, ибо в ней отпала необходимость: противоречий по поводу цены, предложенной О'Кифом, не возникло. Однако процедура дью дилидженс описана А.Хейли применительно к другой неудачной попытке поглощения, попытке осуществить сделку с Международнымсодружеством поденных рабочих. В «СентГрегори» приехали два финансиста из содружества, задача которых заключалась в составлении отчета о финансовом состоянии отеля и принятии решения о возможности и необходимости его поглощения. В ходе процедуры дью дилидженс были выявлены факты расовой дискриминации со стороны отеля, что стало основанием отказаот сделки.5.Составление и подписание договора куплипродажи.Данный договор является главнымдокументом сделки. В этом документе каждая из сторон высказывает согласие со способом платежа, дают друг другу различные гарантии, сопровождаемые множеством условий. Договор готовится и подписывается. От предпринимателя Альберта Уэллса Уоррену Тренту поступило более выгодное предложение, и тот отказался от сделки с О'Кифом. Следовательно, на этом и завершается процедура поглощения «СентГрегори»корпорацией отелей. Тем не менее, элементы составления договора куплипродажи отеля «СентГрегори» Альбертом Уэллсом можно обнаружить на последних страницах романа. Вот некоторые условия договора: Уоррен Трент становится председателем совета директоров,мистер Демпстер –президентом, а Питер Макдермотт –вицепрезидентом отеля, которому будут даны реальные полномочия по управлению вверенным ему отелем, кроме того, состоялось обсуждение вопроса о сегрегации, Макдермотт высказался на этот счет жестко и однозначно: от сегрегации следует отказаться.«Мистер Демпстер…объявил: —Мистер Макдермотт, ваши условия приняты»[1]. В результате сделкасостоялась, в ходе которой Альберт Уэллс присоединил к совокупности имеющихся у него предприятий отель «СентГрегори», такая сделка может быть охарактеризована как чисто конгломеративное поглощение, т.е. объединение компаний, не предполагающих никакой общности.6.Интеграция компании. Заключительным этапом в процедуре поглощения компаний является интеграция поглощенной компании в бизнес покупателя. Это наиболее сложный процесс, от квалифицированного и качественного проведения которого зависит возможность получения синергетического эффекта от поглощения. В романе рассказывается об опыте интеграции отелей в корпорацию Кэртиса О'Кифа. «Затем в дело вступает «бригада расчистки», которая «прежде всего [объявляет], что не [собирается]делать перемещений в штате. И тут же [начинает]увольнять»[1].Использование подобного литературного подхода в изучении туристских и иных сервисных дисциплин имеет как достоинства, так и недостатки. Одним из наиболее очевидных недостатков является высокая трудоёмкость применения. Действительно, прежде чем студент сможет самостоятельно выполнить подобную описанной в настоящей статье работу, ему необходимо будет освоить художественный и научный текст объемом более чем 600 страниц, поэтому предложенные задания требуют комментариев. Написание данной статьи предваряло проведение семинарских занятий по дисциплинам «Экономика и предпринимательство в туризме» и«Организация туристской деятельности», на которых прошла апробация предложенного литературного подхода. Врамках дисциплины «Организация туристской деятельности» студенты прочли другой роман А. Хейли «Аэропорт» [4]и составили структуру процесса оказания услуги транспортировки туристов воздушным транспортом по произведению Хейли. Если описать эмоции и впечатления студентов от данного задания и проведенных занятий, то можно отметить следующее: трудно назвать радостью состояние студентов, когда они узнали задание, а точнее количество страниц, которое необходимо освоить, прежде чем выполнить задание.На выполнение задания давалось два месяца, спустя месяц студенты стали выражать свой интерес к роману, появилось желание «дочитать». Кконцу второго месяца роман был прочитан, задание было выполнено более половиной студентов. Структура процесса оказания услуги состоит из технологических, вспомогательных процессов и процессов обслуживания клиентов. Большинство студентов до знакомства с романом «Аэропорт» не имели представления об огромном множестве вспомогательных процессов, которые составляют организацию транспортировки туристов. Теперь студенты легко оперируют такими понятиями, как «ППП на ВПП» (повреждения посторонними предметамина взлетнопосадочной полосе), «КДП»(команднодиспетчерский пункт, работу которого А. Хейли сравнил с игрой в шахматы) и др. По итогам выполненного задания автор с уверенностью может сказать, что знания, полученные с использованием именно литературного подхода,добытые пустьи трудоёмкой работой, способны остаться в долговременной памяти студента, научить его творчески и нестандартно мыслить, научить находить ответы в смежных и никак не связанных между собой областях знаний.В заключении хочется выразить надежду, что предложенный подход в изучении дисциплин сервисной, в том числе туристской, направленности и дальше будет находить откликв студенческой среде.
Ссылки на источники1.Хейли А. Отель: [Роман] –URL: http://www.aldebaran.ru/tri/hey/hey4/hey4.zip
[Дата обращения 23.01.2014]2.П. 12 Ст. 58 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)»от 30.11.1994 N 51ФЗ (ред. от 02.11.2013) / «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301 –URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153956 –[Дата обращения 23.01.2014]3.Стивен Брэгг Слияния и поглощения: практическое руководство. М.: Маросе, 2011, 224 с.4.Хейли А. Аэропорт: [Роман] –URL: http://www.aldebaran.ru/tri/hey/hey3/hey3.zip[Дата обращения 23.01.2014]
Temyakova Tatiana VitalievnaPhD, Associate Professor, Saratov State University . NG Chernyshevsky , Institute of History and International Relations , Department of Tourism and Heritage , Saratovtemykova@yandex.ruUsing the novel "Hotel" by Arthur Hailey in the teaching "Tourism" and "Services" disciplinesAbstract.This article deals with the application the literary approach to the study of the disciplines at 100100 "Tourism" and 100400 "Service" areas. Theusing of the novel "Hotel" by Arthur Hailey as the source material to reinforce knowledge and to obtain SWOTanalysis skills of the service organization was been proposed. Also the using the novel aimed to identify the particular procedure of the foreign acquisitions at the hotel industry. These issues are studied by students of the "Organization and planning of service enterprises“ and “Economics and entrepreneurship in tourism" disciplines. Graduated students should be able to think creatively. Using the special vocabulary to analyze the processes described in the literature represents an important skill in the expertise of a precarious situation, in the creative solutions of the nonstandard problems in the professional activities.Keywords:literary approach, teaching the “service” disciplines, teaching methods, tourism education. .