Национально-региональный компонент в подготовке учителя для общеобразовательных школ Тюменской области по специальности «Изобразительное искусство»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лар Л. А. Национально-региональный компонент в подготовке учителя для общеобразовательных школ Тюменской области по специальности «Изобразительное искусство» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1231–1235. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54510.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию в Тюменской области национально-регионального компонента в подготовке учителя изобразительного искусства для общеобразовательных школ региона. Отражена проблема гуманистических ценностей в сфере художественной культуры Тюменской области. Раскрываются цели и задачи курсов национально-регионального компонента по специальности «Изобразительное искусство».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лар Леонид Алексеевич,кандидат исторических наук,доцент, Тобольская государственная социальнопедагогическая академия им.Д.И. Менделеева, г. Тобольскdxgf@tgspa.ru

Национальнорегиональный компонент в подготовке учителя для общеобразовательных школ Тюменской области по специальности «Изобразительное искусство»

Аннотация.Статья посвящена развитию в Тюменской области национальнорегионального компонента в подготовке учителя изобразительного искусства для общеобразовательных школ региона. Проблемагуманистических ценностей содержащих в сфере художественной культуры Тюменской области. Раскрываются цели и задачи курсов национальнорегионального –компонента по специальности «Изобразительное искусство».Ключевые слова:национальнорегиональный компонент, освоение ценностей культуры, искусство региона, искусство коренных малочисленных народов Севера, диалог культур, многонациональная культура региона.

Современные преобразования и экономические изменения в Российской Федерации поставили перед высшей школой новые задачи, требующие обновления содержания высшего профессионального образования, критической переоценки сложившейся системы подготовки специалистов по изобразительному искусству, поиска эффективных средств воспитания новогопоколения, которому предстоит работатьв условияхдемократического общества. Всеэто требует высокого уровня развития культуры личности, ее ответственности, способности осуществлять свой выбор в мире современных социальных ценностей. Особенно это важно для развития личности будущего учителя изобразительного искусства.В связи с возросшими требованиями к уровню профессиональной направленности выпускников художественнографического факультетаназрела необходимость в подготовке специалиста в области преподавания изобразительного искусства, осознающего личностную и социальную значимость будущей профессиональной деятельности; владеющего системой знаний о своем регионе, культурном наследии, обычаях и традициях народов, проживающих в нем. Одним из приоритетных направлений перестройки высшей педагогической школы становится развитие национальнорегионального компонента в подготовке учителяизобразительного искусства в Тюменской области.В процессе преподавания декоративноприкладного искусства на ХГФ ТГСПА им. Д.И. Менделеева проблеме национальнорегионального компонентауделено недостаточно внимания и времени. Также следует особо отметить, что художественная обработка материалов до сих пор не рассматривалась специально как средство развития художественного восприятия учащихся.Это привелок целому ряду наблюдаемых в учебных работах недостатков, главными из которых являются отсутствие образной целостности, гармонии соединения назначения объекта и художественного решения, шаблонность композиций. Недостаточное понимание учащихсяспецифики художественного языка конкретного вида декоративноприкладного искусства ведет к профессиональной некомпетентности будущего преподавателя, а значит, непременно скажется и на развитии художественноэстетической культуры учащихся школ, их творческих возможностях и духовноценностных ориентирах. Национальнорегиональный компонент содержания высшего художественного образования является той составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности регионаТюменской области. С одной стороны, на территории современного Крайнего Севера исторически проживают представители различных народов (ненцы, ханты, коми, манси), относящиеся к кочевым и полуоседлым народам. С другой стороны, в результате заселения представителями славянских и тюркских этносов (русские, украинцы, белорусы, татарыи др.) сюда привнесена и закрепилась в качестве универсальной основы культура русскоязычного населения. Освоение ценностей культуры и искусства коренных малочисленных народов Севера Тюменской области –это та область деятельности, которая развивает уникальные творческие способности учащихся, служит средством многостороннеговоспитания личности обучаемого.Искусство северногорегиона Тюменской области обладает уникальной способностью аккумулировать социальнодуховный опыт поколений и переводить его в личный опыт каждого человека, развивая его духовность. Эти возможности искусства и культуры коренных малочисленных народов Севераособенно важны сегодня, когда складывается новое мышление человечества, взгляд на весь мир,как мирвзаимозависимый, взаимосвязанный, хотяи противоречивый, но целостный,когда формируется новая система межнациональных отношений. Вэтих условиях возникает, и настоятельная потребность точнее и глубже знать и понимать как общую панораму многовекового художественного движения человечества. Так и уникальное своеобразие, и богатство художественных культур каждого народа (этноса) Тюменской области в его историческом развитии и современном состоянии.Все народы, проживающие на такой большой территории Тюменской области, вместе на разных этапах истории строили художественную культуру региона. И чтобы понять ее в единстве и многообразии, необходимо научиться осваивать и по достоинству оценивать тот неповторимый творческий вклад, который был внесен каждой этносом и народом в общий фонд художественной культуры. И этот фонд становиться актуальным достоянием современного и широко гуманистически мыслящего человека, каким должен быть современный учитель изобразительного искусства.Число профессиональных мастеров косторезного искусства в ЯмалоНенецком округе Тюменской области невелико изза отсутствия на курсах ХГФ национальнорегионального компонента.С момента создания художественнографическогофакультета в Тобольском педагогическом институте имени Д.И. Менделеева подготовка будущих учителей изобразительного искусства приобрела характер не только передачи определенного объема научных знаний и практических навыков, но и обучения творческой деятельности.Внедрение в учебный план ХГФцикла дисциплин, включающих в себя темы, спецкурсы по народному декоративноприкладному искусству Крайнего Севера Тюменской области, позволилаповысить качество подготовки современного специалиста в области изобразительного искусства.Включение национальнорегионального компонента в практику обучения ДПИ на ХГФ на основе народного искусства Крайнего Севера создаст реальнуюдидактическуюоснову совершенствования системы профессиональнохудожественной подготовки студентов ХГФ и способствует развитию их творческих и методологических качеств.Художественнографическийфакультет активно содействовалсохранению культуры коренных малочисленных народом Крайнего Севера Тюменской области. Помогалучащимсяприобщиться к традициям, прикладному искусству северныхнародов.Преподаватели, учащиеся и выпускники принималиактивное участие в художественных выставках различного уровня городских, региональных, областных, международных.Лучшие выпускныеработы постоянно экспонировалисьв выставочных залах институтаи городах Тюменской области.









Рис. 1.Скульптура малых форм. Резьба по кости

Особое место в традиционном народном творчестве занимает косторезное искусство. Весьма существенно, что процесс развития и освоения художественного фонда региона осуществляетсядиалог культур разных этносов, взаимодействие идей и ценностей, выработанных в разных регионах Севера. Узловым моментом диалога является постижение одним народом сущности другого, их взаимораскрытия, ведущего к взаимоуважению и взаимообогащению, к обретению духовного единения национальных округов и Тюменской области.Диалог прошлого и современностипоможетпреодолеть стереотипы национальноэгоистического мышления, стремления подходить к другим этносам со своими мерками.











Рис.2.Скульптура малых форм. Резьба по кости

Народное искусство —это не только отдельный мастер и не только общность людей, объединённых творчеством, но и природная среда их проживания. Становлению профессионального искусства художественной резьбы по кости в ЯмалоНенецкомокруге во многом способствовало Салехардское межокружное училище культуры и искусств им. Л.В. Лапцуя. С 1975 года осуществляласьподготовка художников по специальности «Декоративноприкладное искусство и народные художественные промыслы».Ремесло получилоактивное развитие особенно в местах традиционного бытования: Ямальском, Тазовском, Надымском, Красноселькупском, Приуральском, Шурышкарском и других районах ЯмалоНенецкого автономного округа.Своеобразие резьбы определяется пластикой фигуры. Мастера создают удивительные и изящные изделия из оленьего рога и бивня мамонта, в которых отражается жизнь и культура народностей проживающих на Ямале. Их работы отличаются своеобразием, они показывают самобытность и верность национальным традициям.









Рис.3.Скульптура малых форм. Резьба по кости











Рис. 4.Мужской пояс (ханты). Кость, кожа дерево, сукно

Любое творчество благотворно влияет на человека, да и сохранение традиционных ремесел и техник очень важно для культуры. Обретение гуманистических ценностей содержащих в сфере художественной культуры Тюменской области не позволяет уничтожить в сознании людей историческую память о самих себе, о братстве народов. Будет укреплять освоение общей культуры региона, способность утверждению достоинства современника как наследника третьего тысячелетия, помогает ему лучше понять свое время и самого себя. Вот почему столь необходимо введение курсовс национальнорегиональным компонентом в педагогическом вузеЦель курса:

ввести личность обучающегося в художественную культуру народов Тюменской области

сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей региона.

способность всестороннему и гармоничному развитию личности как будущего учителя изобразительного искусства.Главная задача курсов:

раскрыть сущность многонациональной художественной культуры региона, изакономерности ее исторического движения

глубоко осмыслить обширный социальный опыт отношений между большими и коренными малочисленными народами, их взаимопонимание, мировоззрение, отраженное в зеркале искусства.Приоритетными направлениями развития традиционных художественных промыслов будет поддержка художественного творчества школьников и учащихся высших учебных заведений. Работа с ценнейшим материалом: бивнем мамонта, оленьим рогом будет связывать учащихся коренной национальности с тундрой, домом, настраивает на расширение знаний, необходимых для получения профессии. Сегодня особенно важно готовить специалистов, способных осмысленно восстанавливать национальное искусство резьбы по кости, владеющих современными техническими средствами.











Рис.5. Детская люлька (ханты). Резьба по дереву

Lar Leonid AlekseevichThe candidate of historical sciences, the senior lecturer, Tobolsk state socially pedagogical academy it. D.I.Mendeleyev, Tobolskdxgf@tgspa.ruNationalregional component in preparation of the teacher for comprehensive schools of the Tyumen area on a specialty "Fine arts"Clause is devoted to development in the Tyumen area of nationalregional component in preparation of the teacher of the fine arts for comprehensive schools of region. A problem of humanistic values containing in sphere of art culture of the Tyumen area. The purposes and problems of rates nationalregional a component on a specialty "Fine arts" reveal.

Keywords:a nationalregional component, development of values of culture, art of region, art of radical small people of the North, dialogue of cultures, multinational culture of region.