Оценка качества подготовки выпускников образовательных учреждений
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исмагилов
Р.
М.,
Рыкунова
Л.
С. Оценка качества подготовки выпускников образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1721–1725. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54608.htm.
Аннотация. В статье речь идет об оценке качества подготовки выпускников образовательных учреждений с привлечением специалистов организаций-работодателей в условиях реализации образовательного стандарта третьего поколения.
Ключевые слова:
компетенции, контрольно-оценочные средства
Текст статьи
Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доценткафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскraismich@mail.ru
Рыкунова Любовь Сергеевна,студент ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскrlrl23@mail.ru
Оценка качества подготовки выпускников образовательных учреждений
Аннотация.В статье речь идет об оценке качества подготовки выпускников образовательных учрежденийс привлечением специалистов организаций работодателей в условиях реализации образовательного стандарта третьего поколения.
Ключевые слова:контрольнооценочные средства,компетенции
Введение нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в практику образования требует применениясредств для оценки качества подготовки обучающихся, которые, с одной стороны, будут служить действенным средством оценки качества обученияблагодарясоздаваемымобразовательным учреждением фондамоценочных средств[1], с другой, позволяющие потенциальным работодателям практически оценивать освоенные компетенции. Согласно требованиям ФГОС, изложенным, в частности,в Методических рекомендациях по внедрению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [2],учебным заведениемдолжны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации студентовпо дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности; для этогов качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели, читающие смежные дисциплиныи представители работодателей.Роль последнихобусловлена тем, что современная сфера материального производства определяет свой перечень востребованных специальностей и профессий. По мнению А. Шафигуллина, министратруда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, «более чем двадцать лет наше образование выпускало экономистов и юристов, менеджеров и финансистов. И в конце концов оказалось, что рабочих, мастеров, инженеров, конструкторов, технологов и техников, уходящих сегодня на пенсию, некем заменить»[3].Такаяпроблема, в той или иной степени, коснулась большинстворегионов; несоответствие профиляи уровня профессионального образования требованиям работодателей,сложившеесяпосле развала СССР,стало главной особенностью, и даже парадоксом:безработица приогромномдефицитев технических специалистах: конструкторах, технологах, а также рабочих высокой квалификации: операторов обрабатывающих центров идругих.Не случайно на очередном аппаратном совещании в феврале текущего года премьерминистр Правительства Д. Медведев отметил, что,вопервых, сам рынок (труда, прим. авторов) не является сбалансированным, вовторых, у нас существует недостаток квалифицированного персонала и сохранение неэффективной занятости.Его высказывание прокомментировала вицепремьер О. Голодец, сообщив, что в России продолжает расти спрос на рабочую силу. Сейчас в России официально зарегистрировано 917 тысяч безработных, авакансий в службе занятости —1 миллион 700 тысяч, что говорит о серьезной структурной разбалансированности рынка труда. «Сегодня не хватает квалифицированных рабочих кадров для растущих производств»
пояснила она.
За прошедшие два десятилетия мы утратили самое главное профессиональное многоуровневое образование, при котором многие специалисты и руководители поэтапно повышали свою квалификацию; зачастую, без отрыва от производства, что позволяло более эффективно овладевать навыками и умениями, требующимися в их конкретной деятельности: оценку компетентности давала жизнь, несоответствие требованиямнередкоозначало несоответствие занимаемой должности.Теперь перед нами стоит сложнейшая задача—в рамках новой образовательной парадигмы, фактическом упразднении начального профессионального образования, существенном сокращении промышленного производства формировать компетенции, востребованные сферой материального производства: производства материальных благ и материальных услуг. Эта задача не может быть решена только образовательными учреждениями, вынужденными, в своем стремлении к выживанию, сохранять коммерческие подразделения, созданные в 90е годы, вкоторых продолжают обучать на «платежеспособные»специальности: юристов, экономистови прочие категории специалистов, не востребованных на рынке труда; следует иметь ввиду, что любая безработица обратной стороной имеет ухудшение криминогенной ситуации в стране. Реальнымнаправлениемрешения может служить создание образовательнопроизводственных кластеров,объединяющих образовательные учреждения всех уровней и промышленные предприятия региона; при этомоднойиз ключевыхзадачучрежденийвысшегообразования образовательнопроизводственного кластера будет обеспечение получения выпускниками его подразделений профессионального образования посредством разработки для кластера сквозных образовательных программ по родственным специальностям на всех уровняхпрофессионального образования, востребованным в данном регионе для его организаций и предприятий.
В этих программах регламентируетсяучастие представителей работодателей: специалистов различного профиля, наставников производства и других, осуществляющих как помощь в овладении компетенциями и оценку достигнутого уровня компетентности обучаемого, так и формирование компетенций педагогов, связанных с учебнопроизводственной деятельностью студентовв структуреобразовательнопроизводственных кластеров.Предполагаетсясоздание организационныхструктур подготовки квалифицированных экспертов по оценке качества профессиональной квалификации выпускников образовательных учреждений в интересах работодателей[4]из числа специалистов, сочетающих опыт педагогической работыи практической деятельности и руководства в сфере материального производстваи формирующих наборкритериев и методику оценки качества, согласуя с общественностью.Несомненно, что такие структуры обязаны будут учитывать специфику региона: горнодобывающий, нефтехимический, лесотехнический, сельскохозяйственный, машиностроительныйи так далее–и образовательных учреждений, находящихся на его территории. То есть, по большому счету, во многом восстанавливать то, что ранее было присуще системе образованиянашей страны.Активное неформальное участие представителей работодателя в оценке качества подготовки выпускников образовательных учрежденийпозволит организациям и промышленным предприятиям отказаться от вынужденной непрофильной подготовки и аттестации персонала, переместив ее в образовательные учреждения, предоставив последним возможность эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала, адаптации систем профессионального образования региона к потребностям предприятий. В этом очевидная экономическая выгода: работодателям не придется формировать и затрачивать ресурсы на переобучение или доучивание специалистов.Известно, чтоизмеримостькомпетенций как предмета контроля результатов обучениясоставляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане.Выбираяразличные типы оценочных заданийпо направленностии по характеру[5], соответствующие экспертысмогут осуществлять необходимыевиды проверок, ориентированные либо на проверку отдельныхкомпетенций или группы компетенций, либо освоениевида деятельности в целом, задавая, например,проект, исследование или ситуацию —в зависимости от категории оцениваемого (станочник, модельщик, инженертехнолог), цели и глубины проверки.Всовременной образовательной практикеуже прослеживаются новые тенденции развития оценочной деятельности преподавателя:увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;ориентация на личностные достижения студентов;их обучение оценке результатов учебной деятельности;отказот формализованной оценки работ творческого характера; комплексный подход к
оценке результатов образования с акцентом на деятельностный подход.При переходе на деятельностную парадигму самостоятельная работа становится ведущей формой организации обучения, появляется необходимость её дальнейшей активизации и поиска средств оценивания для достиженияобразовательных целейпо формированиюобщекультурных и профессиональных компетенций. Радикально изменяются требования к самой системе оценивания: она выстраивается таким образом, чтобы студенты в процессе обучения приобретали навыки и умениясамооценкии взаимооценки. Оценивание становится сугубо критериальным; основными критериями оценивания служат только планируемые результаты деятельности, соответствующие требованиям ФГОС; оценке должно подлежатьтолько то, чему обучают.Для большей эффективности необходимо реализовывать аутентичное оценивание(Рис.1), предполагающее создание ситуации, максимально приближенной к реальной профессиональной деятельности, для наиболее полной оценки степени формированности компетенций обучающихся. При этом система оценки задает условия и границы применения, цели оценочной деятельности, а также критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. Объективность оценки обеспечивается соответствием измерителей планируемым целям, в данном случае, требованиям к результатам образования; она невозможна, если не будет обеспечено подтверждение соответствия оценки, во многом зависящее от выбора формы и способа оценки.Например, портфолио, как целостная совокупность учебных материалов, разрабатываемых студентом самостоятельно посредством рефлексивного выделения и оформления процессуальных и результативных характеристик его учебнопрофессиональной деятельности, является одним из средств оценивания, а также самооценивания результатов его образовательной деятельности, и позволяет ему в иной, альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессиональноличностного саморазвития.Создание портфолио творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, коммуникативной и других, за весь период обучения; оно позволяет продемонстрировать перечень освоенных компетенций, позволяет решать следующие задачи: способствовать развитию мотивации к образовательным достижениям; способствовать реализации самообразования для развития профессиональных компетенций;способствовать формированию опыта в деловой конкуренции; способствовать развитию умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций; способствовать повышению конкурентоспособности будущего специалиста. Существенно меняются функциисистемы оценки достижения результатов: она из регулятора процессаобразования превращается в средство повышенияэффективности преподаваниявключением в нее прикладной компоненты образовательного процесса, становясь самостоятельными самоценнымэлементомобразования. Такое изменение философии оценивания связано с переходом к системностии непрерывности, гибкости и адаптивности образования в движении к созданию интегрированных образовательных процессов [6], обусловленных требованиями рыночной конкуренции.
Рис.1.Примераутентичного оценивания
Оценка достижения метапредметных результатовобразовательного процесса обеспечивается за счёт оценивания его основных компонентов —учебных дисциплин, представленных в базовойчасти общекультурногоцикла, в которых объектом оценки результатовслужит степень формированности ряда коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий.Отдельно следует рассмотреть баланс личностного и коллективного в сложившейся образовательной практикепоследних лет. С одной сторонывсесторонне развивается система индивидуального обучения и поощряется оценка индивидуального прогресса учащихся(например, портфолио), т.е. осуществляется переход от оценки работы к оцениванию личностных достижений;с другой, забывать о методах групповогообучения, когда целенаправленное воздействие педагога значительно усиливается внутригрупповыми стимулами и мотивами (не случайно, в Японии зародившиеся в 60х годов «кружки качества» до сих пор играют заметную роль в инновационных процессах) —это попросту, неразумно. Как справедливо написал один из современных гуру в области качества: «Следующее открытие эпохи всеобщего качества: наилучший путь к эффективной самомотивации –коллективный труд, работа в команде….люди по природе своей социальны, они хотят быть полезны своим командам, хотят признания и уважения своих коллег, потребителей и других групп, они мечтают о творческом труде, а не свободном» [7].Групповая форма организации учебного процесса эффективна, если задания неформальные, ориентированына решение практических задач с использованием прикладного материала по соответствующей тематике, а итоговая оценка дифференцированная. В таком случае основная роль педагога заключается в грамотном подборе лидеров подгрупп, творческом характере заданийи объективной оценке; при наличии Интернета, необходимой «инфраструктуры»на занятиях (приборное, контрольноизмерительное оборудование и тому подобное) и атмосферы здоровой конкуренции любые реальные задаваемые проблемы находят свое решение; немаловажно, что подобная форма конкуренции не разобщаетна отдельные личности, а приучает сотрудничать во временно создаваемых творческих группах.Этим примером хочется подчеркнуть, что педагог, владеющий технологией формирования коллектива и созидательной атмосферы в нем, в настоящее время является тем самым проводником на пути реализации компетентностного подхода в образовании.Творческая атмосфера в здоровой (то есть,доброжелательной и нравственной) конкурентной среде, всемерно способствует формированию навыков деловой конкуренции, отсутствием которых у выпускников наших образовательных учреждений озабочены руководители крупных предприятий и даже руководство страны.Очевидно, и оценочные средства должны в наибольшей степени позволять дифференцированно оценивать соответствующие компетенции как отдельной личностив виде сформированныхуниверсальных действий, так и групповые: коллективное творчество, умение работать в команде, осуществлять взаимооценкуи прочие групповые компоненты компетентности.В ближайшие пять лет планируется охватить инструментами независимой системы оценки качества образованияпрактически все образовательные учреждения(Рис. 2).
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рис.2. Доля образовательных учреждений, планируемых к охватуинструментами независимой системы оценки качества образования (%)
Таким образом, создание современной системы средств и технологий испособы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) как студентов, так и выпускников образовательных учреждений должно осуществляться в компетентностной парадигмепри непосредственном участии специалистов от работодателей.Только в этом случае наступит переориентация образовательных процессов с преимущественной трансляции знаний преподавателем студентамк созданию условий для самостоятельного формирования набора компетенций, в том числе навыков,у выпускника, означающих потенциал, способствующий всестороннему развитию личности и обеспечению его устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационнои коммуникативнонасыщенного экономического и социального пространства.
Ссылки на источники1.Пастухова И.П. Разработка оценочных средств для контроля результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулейРежим доступа: http://cis.yatgt.ru/2.О методических рекомендациях по внедрению НСОКО:Письмо Минобрнауки РФот 14 октября 2013 г. N АП1994/02. // СПС «КонсультантПлюс»–М:, 2013 г., 8 с.3.ШафигуллинА. Р. Профстандарты от регионовлидеров /А.Р. Шафигуллин// Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан, Материалы всероссийской конференции 2930 апреля 2010 г., Казань: Издво ***, с. 410.4.Салахов А.А. Профессиональное образование, рамка квалификаций, профессиональный стандарт, сертификация квалификаций/ А.А. Салахов// Управленец. 2011. № 78. с. 234239.5.Исмагилов Р.М. О компетентностноориентированных оценочных средствах при аттестации студентов вуза. Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2013.6.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: / Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. с. 6266.7.Лапидус В.А. Всеобщее качество в российских компаниях М.: ОАО «Типография «Новости», 432 с.
Ismagilov Rais MirgalimovichPh. D. in Technical,Associate Professor, Economics ofTransport, Logistic and Quality Management Department, OSTU, OmskRykunova Luybov SergeevnaStudent,OSTU, OmskAssessment of quality of training of graduates of educational institutionsAbstract.In article it is a question of an assessment of quality of training of graduates of educational institutions with involvement of specialists of the organizations employers in the conditions of implementation of the educational standard of the third generation.Keywords: control and estimated means, competences.
Рыкунова Любовь Сергеевна,студент ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскrlrl23@mail.ru
Оценка качества подготовки выпускников образовательных учреждений
Аннотация.В статье речь идет об оценке качества подготовки выпускников образовательных учрежденийс привлечением специалистов организаций работодателей в условиях реализации образовательного стандарта третьего поколения.
Ключевые слова:контрольнооценочные средства,компетенции
Введение нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в практику образования требует применениясредств для оценки качества подготовки обучающихся, которые, с одной стороны, будут служить действенным средством оценки качества обученияблагодарясоздаваемымобразовательным учреждением фондамоценочных средств[1], с другой, позволяющие потенциальным работодателям практически оценивать освоенные компетенции. Согласно требованиям ФГОС, изложенным, в частности,в Методических рекомендациях по внедрению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [2],учебным заведениемдолжны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации студентовпо дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности; для этогов качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели, читающие смежные дисциплиныи представители работодателей.Роль последнихобусловлена тем, что современная сфера материального производства определяет свой перечень востребованных специальностей и профессий. По мнению А. Шафигуллина, министратруда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, «более чем двадцать лет наше образование выпускало экономистов и юристов, менеджеров и финансистов. И в конце концов оказалось, что рабочих, мастеров, инженеров, конструкторов, технологов и техников, уходящих сегодня на пенсию, некем заменить»[3].Такаяпроблема, в той или иной степени, коснулась большинстворегионов; несоответствие профиляи уровня профессионального образования требованиям работодателей,сложившеесяпосле развала СССР,стало главной особенностью, и даже парадоксом:безработица приогромномдефицитев технических специалистах: конструкторах, технологах, а также рабочих высокой квалификации: операторов обрабатывающих центров идругих.Не случайно на очередном аппаратном совещании в феврале текущего года премьерминистр Правительства Д. Медведев отметил, что,вопервых, сам рынок (труда, прим. авторов) не является сбалансированным, вовторых, у нас существует недостаток квалифицированного персонала и сохранение неэффективной занятости.Его высказывание прокомментировала вицепремьер О. Голодец, сообщив, что в России продолжает расти спрос на рабочую силу. Сейчас в России официально зарегистрировано 917 тысяч безработных, авакансий в службе занятости —1 миллион 700 тысяч, что говорит о серьезной структурной разбалансированности рынка труда. «Сегодня не хватает квалифицированных рабочих кадров для растущих производств»
пояснила она.
За прошедшие два десятилетия мы утратили самое главное профессиональное многоуровневое образование, при котором многие специалисты и руководители поэтапно повышали свою квалификацию; зачастую, без отрыва от производства, что позволяло более эффективно овладевать навыками и умениями, требующимися в их конкретной деятельности: оценку компетентности давала жизнь, несоответствие требованиямнередкоозначало несоответствие занимаемой должности.Теперь перед нами стоит сложнейшая задача—в рамках новой образовательной парадигмы, фактическом упразднении начального профессионального образования, существенном сокращении промышленного производства формировать компетенции, востребованные сферой материального производства: производства материальных благ и материальных услуг. Эта задача не может быть решена только образовательными учреждениями, вынужденными, в своем стремлении к выживанию, сохранять коммерческие подразделения, созданные в 90е годы, вкоторых продолжают обучать на «платежеспособные»специальности: юристов, экономистови прочие категории специалистов, не востребованных на рынке труда; следует иметь ввиду, что любая безработица обратной стороной имеет ухудшение криминогенной ситуации в стране. Реальнымнаправлениемрешения может служить создание образовательнопроизводственных кластеров,объединяющих образовательные учреждения всех уровней и промышленные предприятия региона; при этомоднойиз ключевыхзадачучрежденийвысшегообразования образовательнопроизводственного кластера будет обеспечение получения выпускниками его подразделений профессионального образования посредством разработки для кластера сквозных образовательных программ по родственным специальностям на всех уровняхпрофессионального образования, востребованным в данном регионе для его организаций и предприятий.
В этих программах регламентируетсяучастие представителей работодателей: специалистов различного профиля, наставников производства и других, осуществляющих как помощь в овладении компетенциями и оценку достигнутого уровня компетентности обучаемого, так и формирование компетенций педагогов, связанных с учебнопроизводственной деятельностью студентовв структуреобразовательнопроизводственных кластеров.Предполагаетсясоздание организационныхструктур подготовки квалифицированных экспертов по оценке качества профессиональной квалификации выпускников образовательных учреждений в интересах работодателей[4]из числа специалистов, сочетающих опыт педагогической работыи практической деятельности и руководства в сфере материального производстваи формирующих наборкритериев и методику оценки качества, согласуя с общественностью.Несомненно, что такие структуры обязаны будут учитывать специфику региона: горнодобывающий, нефтехимический, лесотехнический, сельскохозяйственный, машиностроительныйи так далее–и образовательных учреждений, находящихся на его территории. То есть, по большому счету, во многом восстанавливать то, что ранее было присуще системе образованиянашей страны.Активное неформальное участие представителей работодателя в оценке качества подготовки выпускников образовательных учрежденийпозволит организациям и промышленным предприятиям отказаться от вынужденной непрофильной подготовки и аттестации персонала, переместив ее в образовательные учреждения, предоставив последним возможность эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала, адаптации систем профессионального образования региона к потребностям предприятий. В этом очевидная экономическая выгода: работодателям не придется формировать и затрачивать ресурсы на переобучение или доучивание специалистов.Известно, чтоизмеримостькомпетенций как предмета контроля результатов обучениясоставляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане.Выбираяразличные типы оценочных заданийпо направленностии по характеру[5], соответствующие экспертысмогут осуществлять необходимыевиды проверок, ориентированные либо на проверку отдельныхкомпетенций или группы компетенций, либо освоениевида деятельности в целом, задавая, например,проект, исследование или ситуацию —в зависимости от категории оцениваемого (станочник, модельщик, инженертехнолог), цели и глубины проверки.Всовременной образовательной практикеуже прослеживаются новые тенденции развития оценочной деятельности преподавателя:увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;ориентация на личностные достижения студентов;их обучение оценке результатов учебной деятельности;отказот формализованной оценки работ творческого характера; комплексный подход к
оценке результатов образования с акцентом на деятельностный подход.При переходе на деятельностную парадигму самостоятельная работа становится ведущей формой организации обучения, появляется необходимость её дальнейшей активизации и поиска средств оценивания для достиженияобразовательных целейпо формированиюобщекультурных и профессиональных компетенций. Радикально изменяются требования к самой системе оценивания: она выстраивается таким образом, чтобы студенты в процессе обучения приобретали навыки и умениясамооценкии взаимооценки. Оценивание становится сугубо критериальным; основными критериями оценивания служат только планируемые результаты деятельности, соответствующие требованиям ФГОС; оценке должно подлежатьтолько то, чему обучают.Для большей эффективности необходимо реализовывать аутентичное оценивание(Рис.1), предполагающее создание ситуации, максимально приближенной к реальной профессиональной деятельности, для наиболее полной оценки степени формированности компетенций обучающихся. При этом система оценки задает условия и границы применения, цели оценочной деятельности, а также критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов. Объективность оценки обеспечивается соответствием измерителей планируемым целям, в данном случае, требованиям к результатам образования; она невозможна, если не будет обеспечено подтверждение соответствия оценки, во многом зависящее от выбора формы и способа оценки.Например, портфолио, как целостная совокупность учебных материалов, разрабатываемых студентом самостоятельно посредством рефлексивного выделения и оформления процессуальных и результативных характеристик его учебнопрофессиональной деятельности, является одним из средств оценивания, а также самооценивания результатов его образовательной деятельности, и позволяет ему в иной, альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессиональноличностного саморазвития.Создание портфолио творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, коммуникативной и других, за весь период обучения; оно позволяет продемонстрировать перечень освоенных компетенций, позволяет решать следующие задачи: способствовать развитию мотивации к образовательным достижениям; способствовать реализации самообразования для развития профессиональных компетенций;способствовать формированию опыта в деловой конкуренции; способствовать развитию умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций; способствовать повышению конкурентоспособности будущего специалиста. Существенно меняются функциисистемы оценки достижения результатов: она из регулятора процессаобразования превращается в средство повышенияэффективности преподаваниявключением в нее прикладной компоненты образовательного процесса, становясь самостоятельными самоценнымэлементомобразования. Такое изменение философии оценивания связано с переходом к системностии непрерывности, гибкости и адаптивности образования в движении к созданию интегрированных образовательных процессов [6], обусловленных требованиями рыночной конкуренции.
Рис.1.Примераутентичного оценивания
Оценка достижения метапредметных результатовобразовательного процесса обеспечивается за счёт оценивания его основных компонентов —учебных дисциплин, представленных в базовойчасти общекультурногоцикла, в которых объектом оценки результатовслужит степень формированности ряда коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий.Отдельно следует рассмотреть баланс личностного и коллективного в сложившейся образовательной практикепоследних лет. С одной сторонывсесторонне развивается система индивидуального обучения и поощряется оценка индивидуального прогресса учащихся(например, портфолио), т.е. осуществляется переход от оценки работы к оцениванию личностных достижений;с другой, забывать о методах групповогообучения, когда целенаправленное воздействие педагога значительно усиливается внутригрупповыми стимулами и мотивами (не случайно, в Японии зародившиеся в 60х годов «кружки качества» до сих пор играют заметную роль в инновационных процессах) —это попросту, неразумно. Как справедливо написал один из современных гуру в области качества: «Следующее открытие эпохи всеобщего качества: наилучший путь к эффективной самомотивации –коллективный труд, работа в команде….люди по природе своей социальны, они хотят быть полезны своим командам, хотят признания и уважения своих коллег, потребителей и других групп, они мечтают о творческом труде, а не свободном» [7].Групповая форма организации учебного процесса эффективна, если задания неформальные, ориентированына решение практических задач с использованием прикладного материала по соответствующей тематике, а итоговая оценка дифференцированная. В таком случае основная роль педагога заключается в грамотном подборе лидеров подгрупп, творческом характере заданийи объективной оценке; при наличии Интернета, необходимой «инфраструктуры»на занятиях (приборное, контрольноизмерительное оборудование и тому подобное) и атмосферы здоровой конкуренции любые реальные задаваемые проблемы находят свое решение; немаловажно, что подобная форма конкуренции не разобщаетна отдельные личности, а приучает сотрудничать во временно создаваемых творческих группах.Этим примером хочется подчеркнуть, что педагог, владеющий технологией формирования коллектива и созидательной атмосферы в нем, в настоящее время является тем самым проводником на пути реализации компетентностного подхода в образовании.Творческая атмосфера в здоровой (то есть,доброжелательной и нравственной) конкурентной среде, всемерно способствует формированию навыков деловой конкуренции, отсутствием которых у выпускников наших образовательных учреждений озабочены руководители крупных предприятий и даже руководство страны.Очевидно, и оценочные средства должны в наибольшей степени позволять дифференцированно оценивать соответствующие компетенции как отдельной личностив виде сформированныхуниверсальных действий, так и групповые: коллективное творчество, умение работать в команде, осуществлять взаимооценкуи прочие групповые компоненты компетентности.В ближайшие пять лет планируется охватить инструментами независимой системы оценки качества образованияпрактически все образовательные учреждения(Рис. 2).
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рис.2. Доля образовательных учреждений, планируемых к охватуинструментами независимой системы оценки качества образования (%)
Таким образом, создание современной системы средств и технологий испособы оценки качества подготовки (результаты образования и компетенции) как студентов, так и выпускников образовательных учреждений должно осуществляться в компетентностной парадигмепри непосредственном участии специалистов от работодателей.Только в этом случае наступит переориентация образовательных процессов с преимущественной трансляции знаний преподавателем студентамк созданию условий для самостоятельного формирования набора компетенций, в том числе навыков,у выпускника, означающих потенциал, способствующий всестороннему развитию личности и обеспечению его устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационнои коммуникативнонасыщенного экономического и социального пространства.
Ссылки на источники1.Пастухова И.П. Разработка оценочных средств для контроля результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулейРежим доступа: http://cis.yatgt.ru/2.О методических рекомендациях по внедрению НСОКО:Письмо Минобрнауки РФот 14 октября 2013 г. N АП1994/02. // СПС «КонсультантПлюс»–М:, 2013 г., 8 с.3.ШафигуллинА. Р. Профстандарты от регионовлидеров /А.Р. Шафигуллин// Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан, Материалы всероссийской конференции 2930 апреля 2010 г., Казань: Издво ***, с. 410.4.Салахов А.А. Профессиональное образование, рамка квалификаций, профессиональный стандарт, сертификация квалификаций/ А.А. Салахов// Управленец. 2011. № 78. с. 234239.5.Исмагилов Р.М. О компетентностноориентированных оценочных средствах при аттестации студентов вуза. Научнометодический электронный журнал «Концепт», 2013.6.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: / Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. с. 6266.7.Лапидус В.А. Всеобщее качество в российских компаниях М.: ОАО «Типография «Новости», 432 с.
Ismagilov Rais MirgalimovichPh. D. in Technical,Associate Professor, Economics ofTransport, Logistic and Quality Management Department, OSTU, OmskRykunova Luybov SergeevnaStudent,OSTU, OmskAssessment of quality of training of graduates of educational institutionsAbstract.In article it is a question of an assessment of quality of training of graduates of educational institutions with involvement of specialists of the organizations employers in the conditions of implementation of the educational standard of the third generation.Keywords: control and estimated means, competences.