Техническая поддержка процесса обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юмагужина Л. Ф. Техническая поддержка процесса обучения детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1751–1755. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54614.htm.
Аннотация. Дистанционное обучение детей-инвалидов – не просто одна из тенденций современного информационного общества, это уникальная и порой единственная возможность для них социализироваться и в последующем получить востребованную профессию. В статье рассмотрены основные этапы внедрения и развития дистанционной формы обучения в обычной общеобразовательной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юмагужина ЛилияФаритовна,руководитель отдела технической поддержки, учитель информатики, ЦДО МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой,Umagyjinalf@mail.ru

Техническая поддержка процесса обучения детейинвалидов с применением дистанционных образовательных технологий.Из опыта работы ЦДО МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой

Аннотация.Дистанционное обучение детейинвалидов –не просто одна из тенденций современного информационного общества, это уникальная и порой единственная возможность для них социализироваться и в последующем получить востребованную профессию. В статье рассмотрены основные этапы внедрения и развития дистанционной формыобучениявобычной общеобразовательной школе.Ключевые слова.Дистанционное обучение, дети –инвалиды, образовательная платформа, Интернет.

Модернизация системы образования РФ и ее ориентация на новые образовательные результаты влечет засобой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача реализации государственных гарантий прав граждан с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на получение образования, формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся.

Широкое использование возможностейдистанционного обучения позволяет решить проблемыобеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования. Как показывают проведенные психологопедагогические и дидактические исследования (Е.С. Полат, Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании во многом новой среды обучения. Недавние достижения высоких технологий (высокоскоростные подключения к Интернету, вполне достаточная емкость запоминающего устройства, появление Web 2.0), сделали возможным использование голосового общения через Интернет (Skype, ichat), такие формы организации работы, как блоги, подкасты и др. Теперь, когда в Интернете наступила эра Web 2.0, пользователи могут также участвовать в социальных сетях, онлайнсообществах, Wikiпроектах, т.е. поразному осуществлять взаимодействиев сети. Внедрение и развитие дистанционной формыобученияв первую очередь предполагает создание материальнотехнической базыи технического сопровождение дистанционного обучения детейинвалидов.Для реализации поставленнойцелиотделомтехнической поддержки ЦДО МБОУ СОШ №12 решаетсяряд задач:1.Организация рабочего местасетевого учителяи обучающегося ребенкаинвалида.Все автоматизированные рабочие места учеников и учителейЦДО оборудованымультимедийными компьютерамиApple Mac Mini иApple Macbookи компьютерной периферией: вебкамерой, микрофоном, аудиоколонками и наушниками, принтерамиисканерами.Для предметов естественнонаучного цикла используются цифровыемикроскопы, комплектыцифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование «Архимед».Для занятий музыкой и изобразительным искусством детиактивноиспользуют средства ввода информации

музыкальныеклавиатуры и графическиепланшеты.2.Установка в состав программноаппаратных комплексов программного обеспечения,необходимого для осуществления учебного процесса,:

общего назначения(операционные системы, системысоздания текстовых документов, презентаций и работы с электронными таблицами, антивирусные средства, архиватор, графический, видеои звуковой редакторы);

учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды для начальной и средней школы и др.).В 2013 году на компьютерах сетевых учителей и обучающихся установлены операционные системы Mac OS X 10.6 и выше,приложения iLife’9 и выше, набор обновленного мультимедийного программного обеспечения.Программы из пакета iLife, позволяют пользователям создаватьсобственныепроекты, использовать изображения, видео и музыку для создания фильма, используя библиотеку фотографий, создавать демонстрацию слайдшоу,презентации,добавлять другие элементы оформления в проект. Виртуальный оркестрGarageBandпозволяет создать музыкальную дорожку, используя около тысячи доступных семплов. Так же можнозахватить сигнал с реальных электроинструментов (синтезатор/клавиатуры, электрогитары ит.д.), записать голос или любой реальный инструмент.

Обеспечению эффективности процесса обучения способствует применение программучебного назначения виртуальная математическая лаборатория «Живая математика»,виртуальная лаборатория «Живая физика», школьная геоинформационная система «Живая география», проектная среда «Перволого»,информационная творческая среда Логомиры.

Установленный программный комплексдает новые интерактивныевозможности, формирует мотивациюк процессу обучения и ведет к развитиютворческих способностей и навыков.3.Обеспечение доступа детейинвалидов к электронным образовательным ресурсам посредством локальной сети и сети Интернет. С 2009 года постояннымпровайдером ЦДО МБОУ СОШ №12 является ООО «Телемиг»г.Новый Уренгой. Доступ детейинвалидов, а также педагогических работников к сети Интернет предоставляется в соответствии с техническими требованиями: пропускная способность каналов связидля обучающихсяне ниже 1 Мбит/с , на 11 рабочих меств ЦДО поставляетсяскоростьне ниже 100 Мбит/с. Услуга подключения к сети Интернет предоставляется24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ.4.Для использования дистанционных образовательныхтехнологий необходимо предоставитькаждому участнику образовательного процесса свободныйдоступ к средствам информационных и коммуникационных технологий,авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам посредством компьютерной системы (платформы) дистанционного образования с правами ученика. Прежде всегоэто единая информационная среда

образовательная платформа,созданная в системе дистанционного обучения Moodle(http://cdo12.migsv.ru/).Образовательная платформа это единая точка доступа к образовательным ресурсам (программам,конспектам, презентациям, разработкам уроков, индивидуальнообразовательным программам и т.д.) составляющим инновационное образовательное пространство дистанционной школы. Для каждого ученика и учителясоздаетсядоступ к необходимым ему курсам, которые постепенно наполняются учебнымсодержанием по мере освоения им образовательной программы.С использованием системы Moodle создается электронный учебнометодический комплекс (ЭУМК), содержащий:учебную программу предмета;информационные и методические материалы по предметам;обучающие компьютерные программы;виртуальные лабораторные работы;аудио учебноинформационные материалы;видео учебноинформационные материалы;контрольноизмерительные материалы, тесты;методические материалы для учителей;учебные тренажеры, выполненные различных редакторах;

электронные библиотеки с удаленным доступом и т. п.Кроме ЭУМК эта система содержит все компоненты образовательной среды учреждениядистанционного образования:официальная и контактнаяинформация;нормативные документы поорганизации процесса обучения;новостной блок, форум для проведения семинаров и конференций;айчат, предназначенный для проведения дискуссии между учителем и учащимся в режиме реального времени;внутренняя электронная почта, с помощью которой могут проводиться консультации при изучении курса учебного предмета;форумы для учащихся, их родителей и учителей;расписание уроков.

Преимущества образовательной платформы:обучение в удобное время и в комфортной обстановке для ребенка с особенностями в развитии;индивидуализация обучения, предоставляющая каждому обучающемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории, индивидуального расписания занятий; это особенно важно для лиц с ограниченными возможностями передвижения;учетиндивидуальныхпсихофизическихособенностейкаждого обучающегося;электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи в любое удобное время;наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера, современных средств коммуникаций;работа с электронным УМК обеспечивает эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы.Созданиеобразовательной платформы предполагает повышение качества образования, которое невозможно без использования самых современных информационных технологий, приводящих к сокращению затрат на лицензионное программное обеспечение, к повышению эффективности процесса обучения, сделавего максимально интересным и полезным для учеников, к раскрытию новых интерактивных возможностей для развития творческих навыков. А также получение опыта работы с образовательной платформой, позволяющее выработать стратегию и тактику постепенного перехода на использование нового программного обеспечения.Впроцессе обученияв ЦДО осуществляется применение компьютерных сред учебной деятельности, тренажеров и электронных УМК для детей с особыми потребностями, рекомендованных Министерством образования и науки РФ; обеспечивается вариативный доступ 40 педагогов и 31обучающихся к ЭОРпо предметам учебного плана:

http://iclass.homeedu.ru/(ГБОУ Центр образования «Технологии обучения», г. Москва).

ЕК ЦОР Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/);

ФЦИОР Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) т.д.5.Следующим шагомв техническом сопровождении обучающихсяявляется обеспечение технического обслуживания рабочих мест детейинвалидов и педагогических работников, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса. Техническое обслуживание компьютеров это комплекс мер, направленных на поддержание работоспособного состояния устройства в процессе эксплуатации путем периодического проведения работ по его профилактике и контролю технического состояния, устранения характерных неисправностей. Инженеры центра предоставляют следующие услуги по обслуживанию компьютеров:установка, обновлениепрограммного обеспечения и настройкакомпьютерного оборудования;антивирусная диагностика;ремонт компьютеров (замена комплектующих, переустановка программ, восстановление информации);полная или частичная модернизациякомпьютерного оборудования;оптимизацияработы компьютеров;администрирование локальновычислительных сетей;устранение перебоев при организации доступа к сети Интернет и организация контентфильтрации.

Совместно с провайдером ЦДО ООО «Телемиг» осуществляется техническое сопровождение и контроль работы сетевогооборудования, каналовсвязи, скоростипередачи данных. Обучающимся, родителям, сетевым учителям предоставляется возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с техническим обеспечением образовательного процесса. Инженеры отдела технической поддержки ЦДО осуществляют техническое администрирование информационной среды образовательной организации, контролируют и поддерживают ее работоспособность, обучают и консультируют педагогических работникови детейпо вопросам использования учебного контентаинформационной среды.

Детяминвалидам, завершившим обучение по общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий, предоставляется право на использование комплекта программнотехнических средств для продолжения обученияс использованием дистанционных образовательных технологийпо программам профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях профессионального образования.

Высокие темпы развития современных информационнокоммуникационных технологийдиктуют необходимость непрерывногопрофессионального совершенствования, дополнительного образованияи освоения быстро обновляющихся специальных знаний. Курсы повышения квалификации учителей ЦДО построены таким образом, чточасть времени слушатели обучаются очно, традиционным способом, а часть с использованием дистанционных технологий. Организацияобученияосуществляется сиспользованиемобразовательнойплатформы ЦДО. Вней размещены все учебные материалы и организовано взаимодействие обучающихся и преподавателей.

Общие знания и умения сетевого учителя в области ИКТ и интернетобучения:знание принципов работы ПК и периферийных устройств;владение современным ПО;

умение проводить анализ софта с точки зрения его дидактических возможностей;умение организовать поиск информации в Интернете, анализировать и обрабатывать её;владение методикой организации и проведения занятий с использованием ИКТ;владение навыками информационной «навигации» в Сети;знание телекоммуникационного этикета;умение использовать различные средства телекоммуникаций для обмена информации с другими пользователями;умение использовать инструментальные средства для создания курсов ДО;умение работать с современными гипертекстовыми и гипермедийными системами;умение организовать и провести мониторинг учебной деятельности обучаемых;умение организовать эффективную систему контроля и тестирования обучаемых.

Ежегодно учителя Центра проходят курсы повышения квалификации, им оказывается методическая и консультационнаяподдержкапо вопросам организации обучения с применением электронных образовательных ресурсов.

Дистанционное обучение детейинвалидов –не просто одна из тенденций современного информационного общества, это уникальная и порой единственная возможность для таких детей адаптироваться и в последующем получить востребованную профессию. Система дистанционного обучения должна включать в себя: участников образовательного процесса; правила их взаимодействия; набор методов обучения, контроля, отчета и используемых учебных форм, техническое сопровождение обучения.Весь комплекс проведённых мероприятий и наличие эффективной системы управления образовательным процессомпозволяет успешно организовать процесс дистанционного обучения ЦДО МБОУСОШ №12 .

Ссылки на источники1.Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б., Практика электронного обучения с использованием Moodle. –Таганрог: Издво ТТИ ЮФУ, 20082.Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования.2005. № 3. 3.Давыдова И.П., Лебедева М.Б., Мылова И.Б.Педагогам о дистанционном образовании. Методическое пособие.

СанктПетербург: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий»,2009.4.НевуеваЛ.Ю., Сергеева Т.А. О перспективных тенденциях развития педагогических программных средств. Информатика и образование. 1990. № 3.5.Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе. М., 1996. 6.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.,Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Академия

Yumaguzhina Lily Faritovna,Head ofTechnical Support, Teacher, CDL school № '12 Novy UrengoyUmagyjinalf@mail.ruTechnical support of the learning process of children with disabilities with the use ofdistance learning technologies. From experience CDL school № '12 Novy UrengoyAbstract.Distance learning disabled children not just one of the trends of modern information society , it is a unique and sometimes the only opportunity for them to socialize and subsequently get demanded profession. The article describes the main stages of implementation and development of distance learning in ordinary schools .Keywords .Distance learning , children with disabilities , the educational platform , the Internet.