Использование метода аналогии жизненным ситуациям для обучения математике учеников общеобразовательной школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернова
Н.
В. Использование метода аналогии жизненным ситуациям для обучения математике учеников общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1961–1965. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54656.htm.
Аннотация. Для обучения математике учеников средней школ могут применяться различные технологии и методики. Наиболее важны при выборе техники обучения, на наш взгляд, работоспособность выбранного метода, его эффективность и степень воспринимаемости его учениками. В результате использования различных методик каждый учитель отдает предпочтение той или иной из них. У автора за годы работы сформировался способ обучения, основанный на аналогии с имеющимся жизненным опытом подопечных, проведении параллелей с имеющимися у них знаниями, полученными в жизни. Опыт нескольких лет показывает, что данная методика дает хороший результат. Думается, данную технику возможно переложить и на преподавание других наук. Статья будет полезна как учителям, так и родителям. Кроме этого, возможно, она заинтересует методические службы школ и институтов развития образования.
Ключевые слова:
математика, эффективный методики, прием аналогии с жизненными ситуациями, приемы изучения математики, конкретные способы усвоения материала
Текст статьи
Чернова Наталья Владимировна,учитель математики, педагогпсихолог МБОУ СОШ № 7 г.Богородск Нижегородской обл.psiholog7sh@yandex.ru
Использование метода аналогии жизненным ситуациям для обучения математикеучеников общеобразовательной школы
Аннотация.Для обучения математике учеников средней школ могут применяться различные технологии и методики. Наиболее важно при выборе техники обучения, на мой взгляд, является работоспособность выбранного метода, его эффективности и степень воспринимаемости его учениками. В результате использования различных методик каждый учитель отдает предпочтение той или иной из них. У меня за годы работы сформировался способ обучения, основанный на аналогии с имеющимся жизненным опытом моих подопечным, проведение параллелей с имеющимися у них знаниями, полученными в жизни. Опыт нескольких лет показывает, что данная методика дает хороший результат. Думаю, что данную технику возможно переложить и на преподавание других наук. Статья будет полезна как учителям, так и родителям. Кроме этого, возможно она заинтересует методические службы школ и институтов развития образования.Ключевые слова:эффективный методики, прием аналогии с жизненными ситуациями, математика, приемы изучения математики, конкретные способы усвоения материала.
Почти 20 лет я работаю учителем в общеобразовательной школе. Приходилось за это время сталкиваться с различными проблемами, в том числе при работе в классах среднего уровня обученности, отмечаю, что некоторые дети затрудняются при понимании материала, а так же при его запоминании. Вместе с этим, предлагаемый в 6 классе подход к изучению рациональных чисел через введение понятий «долг и имущество», как это было в исторических задачах. Таким образом, мне пришла мысль продолжить использование житейских ситуаций, как для объяснения материала, так и для его закрепления. Это могут быть и большие куски изучаемой теории и более мелкие. Некоторые примеры такого применений представлены в таблице.Таблица 1. Применение метода аналогии с жизненными ситуациями на примере изучения некоторых тем математикиТема изучаемого материалаАспект темыПрименение способа аналогии с жизненными ситуациямиКлючевые фразы
Делимость чиселДеление на натуральное числоКоличество необходимо разделить между несколькими людьмиДосталось не тебе одному, а тебе и брату, тебе и другу; занимал не один а с братом.Координаты точкиЗапись координатТочкаэто дочка, у нее есть мама и папа.У воспитанных людей дамы проходят первыми, соответственно, мама идет вперед (абсцисса точки), за ней папа (ордината)Сложение рациональных чиселСложение чисел разного знакаУ тебя были деньги, их не хватило, пришлось занять или был долг, Если есть долг и появились деньги, то приличный человек сначала вернет долг, а затем появилась суммазатем пересчитает, что у него останетсяПоложительные и отрицательные числаРасположение положительных и отрицательных чисел на координатной прямой Числа живут в большой комнате, в числе 0 стоит зеркало и числа в него смотрятся.Чем ближе число подходит к зеркалу, тем ближе его отражение, чем дальше оно от зеркала, тем его отражение дальше.МногочленыПриведение подобных членовВсе слагаемые, у которых одинаковая буквенная часть заменим одинаковым словом ивыполним действия с этими предметамиУ нас 2 ложки да еще 4 ложки, 3 вилки и еще 4 вилки, получается 6 ложек и 7 вилок (6х+7у)График линейной функцииПостроения графиков линейной функцииВ молодежном сленге «параллельно»значит, не имеет значенияПрямаяу=5 параллельна оси ох, потому что она не имеет для нее никакого значенияУмножение и деление рациональных чиселОпределение знака произведения и частногоЕсли у людей есть общность интересов, то они смогут найти общий языкЕсли два ученика хотят пойти вбиблиотеку (положительные), то их поход в библиотеку осуществится (результат положителен), если два ученика задумали прогулять урок (отрицательные), то им удастся прогулять урок (результат положителен), если один ученик хочет пойти в библиотеку (положительный), а другой прогулять урок (отрицательный), то они не найдут общего языка (результат отрицательный)Арифметическая и геометрическая прогрессииНахождение суммы ппервых членов прогрессииНачинаем решение с конца. Для арифметической прогрессии сначала находим разность, затем пый член и только потом сумму ппервых членов арифметической прогрессии.В жизни для того, чтобы распутать клубок проблем необходимо найти его «конец», затем постепенно «разматывать», то есть для решения многошаговых задач нужно сначала определиться где заканчивается «нить», а затем пошагово работать с «клубком» задач.
Безусловно, невозможно, перечислить все приемы, которые мною используются. Хотя бы потому , что это бесконечный динамический процесс. Одни приходят с новыми веяниями времени, повышением моей информированности в той или иной области, другие отмирают, показав свою нежизнеспособность. Некоторые вновь возвращаются, потому что не применимы в какомто конкретном поколении, а через поколение учеников снова могут бытьприменены. Наиболее актуальным для меня, в свете описанной работы,является проблема эффективности применении указанной технологии. Для проверки своей гипотезы о повышении эффективности усвоения материала. Я решила рассмотреть степень эффективности на примере запоминания определения знака произведения и частного у рациональных чисел. Для чистоты эксперимента впараллели шестых классов, где работаю учителем,я отобрала 20 детей, имеющих оценку «хорошо». Выборка, на которой проводилось исследованиеоднородная, все ребята имеют хорошее здоровье, проживают в благоприятных условиях. Факторов стимулирующих или мешающих усвоение данной темы ни у кого не отмечалось. Посторонней помощи со стороны никому оказано не было. Причем 10 из них, учащихся 7 «б» класса, я обучала традиционным способом при помощи заучивания правил, а 10 учащихся 7 «в» класса при помощи построения параллели с жизнью. Результат меня впечатлил. Качество усвоения материала и степень успешности его запоминания представлены в таблице.
Таблица 2. Степень успешности усвоения учебного материала, при объяснении которого применяются различные способы
Сразу после объясненияВ конце учебного годаЧерез год (7 класс)Через 3 года (9 класс)7 «б»стандарт90%70%60 %50 %7 «в» параллель с жизнью100 %100 %90 %90 %
Наглядно видно, что первичное усвоение не значительно отличается при применении обоих приемов, чуть выше во втором случае. Простроив кривую забывания материала,при наложении результатов эксперимента получим следующие закономерности.Рисунок 1. Кривая забывания материала, при объяснении которого использовались различные способы.
Некоторое снижение отмечается в обоих случаях, однако, налицо, что снижениепри втором способе объяснения гораздо меньше, чем при объяснении первым способом. Кроме того, материал, который объясняли вторым способом, практически 020406080100120сразу после объясненияконец учебного годачерез годчерез 3 годастандартпараллель с жизньюне был забыт детьми на окончание 9 класса, чего нельзя сказать про материал, который объясняли первым способом. Следующим показателем, который имел значение,является заинтересованность подростков в получении знаний тем или иным способом. Та же репрезентативная выборка дала следующие результаты.
Рисунок 2. Степень заинтересованности изучением материала по математике
При анализе полученных данных мы видим, что второй способ больше заинтересовал подростков. Тех, кому было неинтересно, не оказалось совсем, половина ребят дали максимальную оценку степени заинтересованности изучения материала этим способом. Напротив, двое опрошенных не заинтересовались изучением правил, и только двоих заинтересовал этот способ. Стоит указать, что данная выборка не представляла ребят мотивированных на изучение математики, это дети, имеющие расположенность к занятиям по разным предметам. Очевидно, что ребятам больше нравится изучать материал способом аналогии с жизненными ситуациями.
Мое исследование не претендует на абсолютную научную достоверность. Однако, опыт работы учителем в школе, в течение почти двухдесятилетий показывает жизнеспособность предложенного мною метода. А как дополнительный бонус к изучению материала, мы получаем повышение интереса к предмету математика, его приближенность к жизни и активизацию работы учеников на уроке.
Chernova Natalya VladimirovnaMathematics teacher, educational psychologist of MBOU SOSh No. 7 Bogorodsk Nizhny Novgorod Region.Use of a method of analogy to life situations for training in mathematics of pupils of comprehensive school.Various technologies and techniquescan be applied to training in mathematics of pupils of average of schools. Most important at a choice of equipment of training, in my opinion, operability of the chosen method, its efficiency and perceptibility degree his pupils is. As a result of use of various techniques each teacher gives preference of this or that of them. At me for years of work the way of training based on analogy to available life experience of mine by the ward, carrying out parallels with the knowledge available for them gained in life was created. Experience of several years shows that this technique yields good result. I think that it is possible to shift this equipment and to teaching of other sciences. Article will be useful both to teachers, and parents. Besides, probably it will interest methodical services of schools and institutes of a development of education.0123456совсем не интересноскорее интересно, чем не интересноскорее интересно, чем не интересноинтересностандартаналогия с жизньюKeywords:effective techniques, reception of analogy to life situations, mathematics, methods of studying of mathematics, concrete ways of assimilation of a material.
Использование метода аналогии жизненным ситуациям для обучения математикеучеников общеобразовательной школы
Аннотация.Для обучения математике учеников средней школ могут применяться различные технологии и методики. Наиболее важно при выборе техники обучения, на мой взгляд, является работоспособность выбранного метода, его эффективности и степень воспринимаемости его учениками. В результате использования различных методик каждый учитель отдает предпочтение той или иной из них. У меня за годы работы сформировался способ обучения, основанный на аналогии с имеющимся жизненным опытом моих подопечным, проведение параллелей с имеющимися у них знаниями, полученными в жизни. Опыт нескольких лет показывает, что данная методика дает хороший результат. Думаю, что данную технику возможно переложить и на преподавание других наук. Статья будет полезна как учителям, так и родителям. Кроме этого, возможно она заинтересует методические службы школ и институтов развития образования.Ключевые слова:эффективный методики, прием аналогии с жизненными ситуациями, математика, приемы изучения математики, конкретные способы усвоения материала.
Почти 20 лет я работаю учителем в общеобразовательной школе. Приходилось за это время сталкиваться с различными проблемами, в том числе при работе в классах среднего уровня обученности, отмечаю, что некоторые дети затрудняются при понимании материала, а так же при его запоминании. Вместе с этим, предлагаемый в 6 классе подход к изучению рациональных чисел через введение понятий «долг и имущество», как это было в исторических задачах. Таким образом, мне пришла мысль продолжить использование житейских ситуаций, как для объяснения материала, так и для его закрепления. Это могут быть и большие куски изучаемой теории и более мелкие. Некоторые примеры такого применений представлены в таблице.Таблица 1. Применение метода аналогии с жизненными ситуациями на примере изучения некоторых тем математикиТема изучаемого материалаАспект темыПрименение способа аналогии с жизненными ситуациямиКлючевые фразы
Делимость чиселДеление на натуральное числоКоличество необходимо разделить между несколькими людьмиДосталось не тебе одному, а тебе и брату, тебе и другу; занимал не один а с братом.Координаты точкиЗапись координатТочкаэто дочка, у нее есть мама и папа.У воспитанных людей дамы проходят первыми, соответственно, мама идет вперед (абсцисса точки), за ней папа (ордината)Сложение рациональных чиселСложение чисел разного знакаУ тебя были деньги, их не хватило, пришлось занять или был долг, Если есть долг и появились деньги, то приличный человек сначала вернет долг, а затем появилась суммазатем пересчитает, что у него останетсяПоложительные и отрицательные числаРасположение положительных и отрицательных чисел на координатной прямой Числа живут в большой комнате, в числе 0 стоит зеркало и числа в него смотрятся.Чем ближе число подходит к зеркалу, тем ближе его отражение, чем дальше оно от зеркала, тем его отражение дальше.МногочленыПриведение подобных членовВсе слагаемые, у которых одинаковая буквенная часть заменим одинаковым словом ивыполним действия с этими предметамиУ нас 2 ложки да еще 4 ложки, 3 вилки и еще 4 вилки, получается 6 ложек и 7 вилок (6х+7у)График линейной функцииПостроения графиков линейной функцииВ молодежном сленге «параллельно»значит, не имеет значенияПрямаяу=5 параллельна оси ох, потому что она не имеет для нее никакого значенияУмножение и деление рациональных чиселОпределение знака произведения и частногоЕсли у людей есть общность интересов, то они смогут найти общий языкЕсли два ученика хотят пойти вбиблиотеку (положительные), то их поход в библиотеку осуществится (результат положителен), если два ученика задумали прогулять урок (отрицательные), то им удастся прогулять урок (результат положителен), если один ученик хочет пойти в библиотеку (положительный), а другой прогулять урок (отрицательный), то они не найдут общего языка (результат отрицательный)Арифметическая и геометрическая прогрессииНахождение суммы ппервых членов прогрессииНачинаем решение с конца. Для арифметической прогрессии сначала находим разность, затем пый член и только потом сумму ппервых членов арифметической прогрессии.В жизни для того, чтобы распутать клубок проблем необходимо найти его «конец», затем постепенно «разматывать», то есть для решения многошаговых задач нужно сначала определиться где заканчивается «нить», а затем пошагово работать с «клубком» задач.
Безусловно, невозможно, перечислить все приемы, которые мною используются. Хотя бы потому , что это бесконечный динамический процесс. Одни приходят с новыми веяниями времени, повышением моей информированности в той или иной области, другие отмирают, показав свою нежизнеспособность. Некоторые вновь возвращаются, потому что не применимы в какомто конкретном поколении, а через поколение учеников снова могут бытьприменены. Наиболее актуальным для меня, в свете описанной работы,является проблема эффективности применении указанной технологии. Для проверки своей гипотезы о повышении эффективности усвоения материала. Я решила рассмотреть степень эффективности на примере запоминания определения знака произведения и частного у рациональных чисел. Для чистоты эксперимента впараллели шестых классов, где работаю учителем,я отобрала 20 детей, имеющих оценку «хорошо». Выборка, на которой проводилось исследованиеоднородная, все ребята имеют хорошее здоровье, проживают в благоприятных условиях. Факторов стимулирующих или мешающих усвоение данной темы ни у кого не отмечалось. Посторонней помощи со стороны никому оказано не было. Причем 10 из них, учащихся 7 «б» класса, я обучала традиционным способом при помощи заучивания правил, а 10 учащихся 7 «в» класса при помощи построения параллели с жизнью. Результат меня впечатлил. Качество усвоения материала и степень успешности его запоминания представлены в таблице.
Таблица 2. Степень успешности усвоения учебного материала, при объяснении которого применяются различные способы
Сразу после объясненияВ конце учебного годаЧерез год (7 класс)Через 3 года (9 класс)7 «б»стандарт90%70%60 %50 %7 «в» параллель с жизнью100 %100 %90 %90 %
Наглядно видно, что первичное усвоение не значительно отличается при применении обоих приемов, чуть выше во втором случае. Простроив кривую забывания материала,при наложении результатов эксперимента получим следующие закономерности.Рисунок 1. Кривая забывания материала, при объяснении которого использовались различные способы.
Некоторое снижение отмечается в обоих случаях, однако, налицо, что снижениепри втором способе объяснения гораздо меньше, чем при объяснении первым способом. Кроме того, материал, который объясняли вторым способом, практически 020406080100120сразу после объясненияконец учебного годачерез годчерез 3 годастандартпараллель с жизньюне был забыт детьми на окончание 9 класса, чего нельзя сказать про материал, который объясняли первым способом. Следующим показателем, который имел значение,является заинтересованность подростков в получении знаний тем или иным способом. Та же репрезентативная выборка дала следующие результаты.
Рисунок 2. Степень заинтересованности изучением материала по математике
При анализе полученных данных мы видим, что второй способ больше заинтересовал подростков. Тех, кому было неинтересно, не оказалось совсем, половина ребят дали максимальную оценку степени заинтересованности изучения материала этим способом. Напротив, двое опрошенных не заинтересовались изучением правил, и только двоих заинтересовал этот способ. Стоит указать, что данная выборка не представляла ребят мотивированных на изучение математики, это дети, имеющие расположенность к занятиям по разным предметам. Очевидно, что ребятам больше нравится изучать материал способом аналогии с жизненными ситуациями.
Мое исследование не претендует на абсолютную научную достоверность. Однако, опыт работы учителем в школе, в течение почти двухдесятилетий показывает жизнеспособность предложенного мною метода. А как дополнительный бонус к изучению материала, мы получаем повышение интереса к предмету математика, его приближенность к жизни и активизацию работы учеников на уроке.
Chernova Natalya VladimirovnaMathematics teacher, educational psychologist of MBOU SOSh No. 7 Bogorodsk Nizhny Novgorod Region.Use of a method of analogy to life situations for training in mathematics of pupils of comprehensive school.Various technologies and techniquescan be applied to training in mathematics of pupils of average of schools. Most important at a choice of equipment of training, in my opinion, operability of the chosen method, its efficiency and perceptibility degree his pupils is. As a result of use of various techniques each teacher gives preference of this or that of them. At me for years of work the way of training based on analogy to available life experience of mine by the ward, carrying out parallels with the knowledge available for them gained in life was created. Experience of several years shows that this technique yields good result. I think that it is possible to shift this equipment and to teaching of other sciences. Article will be useful both to teachers, and parents. Besides, probably it will interest methodical services of schools and institutes of a development of education.0123456совсем не интересноскорее интересно, чем не интересноскорее интересно, чем не интересноинтересностандартаналогия с жизньюKeywords:effective techniques, reception of analogy to life situations, mathematics, methods of studying of mathematics, concrete ways of assimilation of a material.