Управленческие аспекты руководства инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения качества образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвиец С. А., Перевощикова Л. И. Управленческие аспекты руководства инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2031–2035. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54670.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации управленческой деятельности по внедрению в образовательную практику дошкольного учреждения инновационной деятельности по организации и проведению мониторинга и коррекции недостатков в физическом развитии дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвиец Светлана Анатольевна,Заведующий, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №7 «Буровичок», город Сургутfotina_2011@mail.ru

Перевощикова Любовь Ивановна,Заместитель заведующего по учебновоспитательной работе,муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №7 «Буровичок», город Сургутperevoshchikova@yandex.ru

Управленческие аспекты руководства инновационной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении как средствоповышения качества образования

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации управленческой деятельности по внедрению вобразовательную практику дошкольного учреждения инновационной деятельностью по организации и проведении мониторинга и коррекции недостатков в физическом развитии дошкольников.Ключевые слова:инновационная деятельность, управление, качество, мониторинг

Сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшим показателем качества образования. Здоровье –результат общественного воздействия на ребенка, зависящий не только от его физических особенностей, но и от компетентности всех субъектов, участвующих в обеспечении условий для его развития, воспитания и обучения, включая и образовательные учреждения, несущие всю полноту ответственности за здоровье и благополучие детей. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия сохранения здоровья, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения[5].Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы указывает на необходимость создания в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, формирования здорового образа жизни, мотивации к занятиям физкультурой и спортом[3].В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обеспечивается поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала, оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического здоровья, обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.На необходимость обеспечения непрерывности и преемственности физического воспитания и образования, проведения мониторинга физической подготовки детей и учащихся указывается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ 07 08 2009 года № 1101р.Согласно Постановления Правительств РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений поукреплению здоровья населения[4].В настоящее время к дошкольному учреждению предъявляются такие требования, при которых модернизация управленческой деятельности становится объективной необходимостью. Руководитель должен гибко и быстро реагировать на запросы общества, изменения в системе дошкольного образования, находить пути и способы эффективного функционирования и развития учреждения.На современном этапе в связи с введением в действие Федерального закона № 273ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования[2].Исследователи выделяют пять путей обновления образовательного учреждения: развитие своего собственного опыта, заимствование кемто созданного, освоение научных разработок, путь проб и ошибок, инновация.Наш коллектив использует все пути, но в качестве основного для перехода ДОУ из режима функционирования в режим развития, нами былвыбран путь инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольного образовательного учреждения. Теоретической и методологической основой представленной работы явились фундаментальные разработки общественных и зарубежных учёных, посвящённые теории управления (К. Я. Вазина, В. П. Беспалько, М. Мескон, Ф. Хелоури); управление современным дошкольным образовательным учреждением (Т. П. Колодяжной, А. А. Майер, А. Д. Шатова, С. А. Езоповой). Построение управленческого опыта основано на принципах: научности, аналитической деятельности, демократизации, гуманизма, системного подхода, перспективности, реалистичности поставленных целей, динамичности и принципе главного звена[1].

Опыт работы осуществления инновационной деятельности показывает, что мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста позволяет, не только качественно проводить оценку результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие», но и осуществлять на его основе развитие кондиционных физических качеств.

Процесс мониторинга и коррекции недостатков в физическом развитии дошкольников невозможно осуществлять без модернизации управленческой деятельности в инновационном режиме развития. Управлять качеством образования –значит осуществлять все функции управления, для достижения заданных показателей, иметь гарантированный результат. Эффективное управление качеством образования невозможно осуществлять на административной основе. Поэтому к управлению качеством образования в ДОУ привлекаются все субъекты образовательного процесса.Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении требует создание особых условий: мотивационных, материальных, финансовых, организационноуправленческих, организационнопедагогических.В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении созданы инновационные структурные подразделения. В Органиграмму (структура управления ДОУ) наряду с привычными субъектами и государственнообщественными органами управления (педагогический совет, родительский комитет, общее собрание работников, управляющий совет, школа стажера) вошли новые коллективные субъекты управления такие как: служба мониторинга дошкольного образовательного учреждения, временные творческие группы. Для организации и координации деятельности структурных подразделений разработана нормативноправовая база: изданы приказы об организации работы в статусе инновационной площадки, разработаны положения, алгоритм аналитических отчетов, планы работы в статусе инновационной площадки согласованные с научным руководителем.Результатом деятельности структурных подразделений является система мероприятий по коррекции недостатков физического развития: 1. Внедрена компьютерная программа для проведения мониторинга2. Создана база данных о физической подготовленности детей3. Апробирован паспорт физической подготовленности4. Апробирована и внедрена в процесс физического воспитания технология проведения мониторинга и коррекции физической подготовленности детей в дошкольном образовательном учреждении5. Разработаны комплексы утренней гимнастики, упражнений на развитие кондиционных физических качеств, картотеки подвижных игр для всех возрастных групп; каталогов оборудования для оснащения физкультурных уголков в группе на коррекцию недостатков физического развития детей. Оформлены информационные стенды«Быстрее, Выше, Сильнее».6. Проведена оценка итоговых и промежуточных результатов освоения основной программы в области «Физическая культура»Служба мониторинга представляет собой управляющую команду, объединенную единством понимания перспективы развитиясистемы проведения мониторинга и направленную на достижение коллективнопрограммируемых результатов. Одной из задач службы было обучение педагогического коллектива технологии организации и проведения мониторинга в дошкольном образовательном учреждении.Сцелью повышения профессиональной компетентности воспитателей, была осуществлена курсовая подготовка педагогического коллектива. Повышению квалификации педагогов в инновационной деятельности осуществлялась с использованием модели внутрифирменного обучения. Сущность внутрифирменного обучения дошкольного образовательного учреждения в рамках инновационной деятельности заключается в обеспечении и обогащении знаний, умений педагогов в вопросах связанных с проведением мониторинга и коррекции недостатков в физическом развитии детей, с учетом индивидуальных показателей, формирование профессиональной компетентности необходимой, для повышения качества физического воспитания детей.Важным условием привлечения сотрудников к инновационной деятельности является мотивация коллектива через саму работу, как первопричину, а также стимулирование широким арсеналов мер: Материальное стимулирование:положение о фонде постоянных (регулярных) стимулирующих выплат работникамМоральное стимулирование:положение о награждении педагогических работников (Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ, грамота Министерства образования и науки РФ)выдвижение педагогов для участия в конкурсе «Воспитатель года»выдвижение педагогов для участия в работеструктурных подразделенийаттестация педагога на высшую и первую квалификационную категориюорганизация творческих отчетов и мастерклассов педагоговноваторов, семинаров для педагогов ДОУ и городского педагогического сообщества.Педагоги активно транслирует опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях. Опыт работы педагогического коллектива публикуется в научнометодических журналах. Педагогами дошкольного учреждения создаются персональные вебсайты в социальной сети работников образования, где участники имеют возможность представить опыт инновационной деятельности, организованно сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями. Инновационный опыт работы педагогов дошкольного учреждения даёт возможность стать современной базовой площадкой для проведения преддипломной практики студентов государственного педагогического университета.Осуществление инновационной деятельности невозможно без создания условий по физическому воспитанию и использования материальнотехническихресурсов, в которых за последнее годы произошли позитивные изменения: выполнен косметический ремонт физкультурного зала общей площадью 298 м2; произведена замена спортивного оборудования на 98%; оборудовано автоматизированное рабочее место для инструктора по физической культуре; на спортивной площадке и вокруг детского сада нанесена разметка для забора тестовых методик. На спортивной площадке имеются: баскетбольные щиты, яма для прыжков с песком, беговая разметка.Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием для осуществления мониторинга и коррекции недостатков физического развития детей.Материалы и оборудование создают оптимальную, насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду по коррекции кондиционных физических качеств.Развитие и коррекция кондиционных физических качеств осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, но и в самостоятельной и совместной деятельности педагога с детьми в группе. В группах оформлены физкультурные уголки, в которых имеется физкультурное оборудование соответствующее возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Для качественного выполнения упражнений направленных на развитие и коррекцию физических качеств, групповое помещение разделено на «зоны», которые обозначены графическими схемами.Особое место уделяется работе с родителями. Для активизации родителей по физическому воспитанию семьи проводятся социологические опросы «Отношение родителей к физическому воспитанию детей дошкольного образовательного учреждения» Социологические исследования родителей показывают, что у родителей изменилось отношение к постановке физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Большинству детей, посещающих дошкольное учреждение, нравятся занятия физической культурой, организуемые в детском саду. Особенно их привлекает хороший контакт и взаимопонимание с инструктором, а также предоставляемые на занятиях возможности участвовать в играх и эстафетах.

В настоящее время около половины родителей имеют четкое представления о том, что же такое «физическое развитие» ребенка. Как следствие, большинство родителей в состоянии объективно оценить уровень физического развития своих детей. Так, 54% родителей считают, что их дети имеют хорошие (средние, выше среднего и высокие) показатели. Что соответствует реальным результатам, полученным при тестировании детей[4].Родители посещают открытую непосредственно образовательную деятельность с включением в структуру упражнений на развитие кондиционных физических качеств, участвуют в спортивных досугах, родительских собраниях, знакомятся с рекомендациями по развитию кондиционных физических качеств в дошкольном учреждении и дома через информационный стенд «Быстрее, Выше, Сильнее». Участвуют в подготовке мультимедийной презентации «Развитие кондиционных физических качеств в домашних условиях», «Я люблю, я могу, я хочу научиться».Результатом сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является их участие в мастерклассе «Семейный стадион», флешмобе « Спортивный день », с освещением в телевизионных средствах массовой информации, на официальном сайте ДОУ в разделе «Родителям».Нельзя не сказать еще об одном важном аспекте управленческой деятельности это контроль и анализ результатов инновационной деятельности по коррекции недостатков физического развития. Данный контроль планируется в рамках внутрисадовского контроля, результаты рассматриваются на административных совещаниях при заведующем и медикопедагогических совещанияхПри осуществлении контроля и анализа результатов перед нами стояли задачи: констатация, экспертная оценка достигнутых результатов и выводы для коррекции недостатков физического развития детей. При анализе определялись причины недостаточно высокого уровня физической подготовленности воспитанников, сравнивались показатели развития физических качеств у детей в начале (осенью) и в конце учебного года (весной). По результат мониторинга воспитателями совместно с инструктором по физической культуре составляются планы по коррекции недостатков физического развития. Показателем эффективности инновационной деятельности являются результаты мониторинга физической подготовленности детей.Сравнение показателей развития физических качеств в начале учебных годов (осенью) и в конце каждого учебного года (весной) показывает положительную динамику прироста развития каждого физического качества.Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

Ссылка на источники1.Захарова Т. И. Организационное поведение: Учебнометодический комплекс. —М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. —330 с.2.Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г №11553.

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 2020 годы»4.Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. –М.: Советский спорт, 2007 –168с.5.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273 –ФЗ

Matviets Svetlana AnatolyevnaHead of the municipal budget preschool educational institution, kindergarten care and rehabilitation №7 «Borovichok», the city of Surgutfotina_2011@mail.ruPerevoschikov Lyubov IvanovnaDeputy Director on teaching and educational work, municipal preschool educational establishment kindergarten care and rehabilitation №7 «Borovichok», the city of Surgutperevoshchikova@yandex.ruManagerial aspects of the management of innovative activity in preschool educational institution as a means of improving the quality of educationAbstract.The article is devoted to the organization of management activities on introduction in educational practice preschool innovative activity on organization and conducting of monitoring and correction of deficiencies in the physical development of children.Key words:innovative activity, management, quality, monitoring