Социальная самоорганизация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сысоева
О.
Н. Социальная самоорганизация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2226–2230. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54709.htm.
Аннотация. В статье анализируется социальная организация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни.
Ключевые слова:
субъект, общество, организация, система, процесс, социальная самоорганизация, объект
Похожие статьи
Текст статьи
Сысоева Ольга Николаевна,кандидат социологических наук,доцент, ФГБОУ ВПО «Институт сферы обслуживания и предпринимательства»филиал ДГТУ, г. Шахтыsysoeva71@mail.ru
Социальная самоорганизация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни
Аннотация.В статье Сысоевой О.Н. анализируется социальная организация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни.Ключевые слова:общество, организация, социальная самоорганизация, субъект, объект, процесс, система
В социологической литературе существуют различные подходы в трактовке понятия«социальная организация»: под ней понимается и система, и структура, и функции управления, и коллектив людей. Критический анализ вышеперечисленных трактовок, проведенный В.А. Костиным и Н.Б. Костиной, позволил им дать уточненное определение социальной организации, под которой имеется в виду «упорядоченность совместной деятельности и отношении множества индивидов» [79, С. 68]. Такой подход, по мнению данных исследователей, приводит к следующим выводам: а) социальная организация является свойством процесса, а не вещью или объектом, т.е. состоянием деятельности людей; б) люди как субъекты деятельности выступают условием существования и развития организации, а не ее элементами.А.И. Пригожин рассматривает социальные организации в трех аспектах [121, С. 9]: –вопервых, как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, вследствие чего на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, стимулы; –вовторых, как человеческую общность, специфическую социальную среду, что ведет к взгляду на нее как на совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений сплоченностиконфликтности;–втретьих, как безличную структуру связей и норм, построенных иерархически, а также во взаимодействии с внешней средой.Так как основными элементами социальных организаций являются индивиды и малые группы, к их исследованию можно применить общий принцип изучения сложных систем с его методологией и тезаурусом. Г. Хакен отмечает, что «многие объекты, изучаемые в науках о человеке, могут, так или иначе, рассматриваться как системы. Такие объекты состоят из многих частей, взаимодействующих друг с другом более или менее сложным образом. Примером может служить общество, которое составляют люди... Через кооперацию отдельных частей у системы появляются новые качества, поэтому многие из этих качеств выявляют эффект самоорганизации» [158, С. 1126]. Субъектами социальной самоорганизации могут выступать индивиды и группы, обладающие специфическими социальными качествами, среди которых мы выделим, прежде всего, четкое осознание своих социальных интересов и готовность к активным действиям по их обеспечению, в том числе в составе общественных организаций. Однако эффективность и результативность такой деятельности зависит не только от наличия указанных внутренних факторов, но и от поддержки внешними факторами (правовая база, адекватная для этого социальная инфраструктура, развитость коммуникации между властью и населением, готовность самой власти к социальному диалогу и т.п.).Упорядочение деятельности социальных систем и их развитие осуществляется в результате сложного взаимодействия двух процессов –организации и самоорганизации. Различение этих процессов возможно при определении объекта исубъекта организационных воздействий –при совпадении их границ мы имеем дело с самоорганизацией, при несовпадении –с организацией. То есть в последнем случае упорядоченность социальных процессов диктуется внешними (по отношению к объекту организационного воздействия) причинами, в первом –внутренними, так упорядочивающее воздействие действует изнутри, а не извне.Так как нас в первую очередь интересуют процессы социальной самоорганизации, то следует рассмотреть вопрос ее эффективности. Можно отметить, что эффективность социальной самоорганизации возрастает с понижением степени общности социальных систем. Она достигает максимума на микроуровне (прежде всего на уровне местных сообществ) и становится менее эффективной на мезои малоэффективной –на макроуровне. Поэтому исследователи справедливо указывают, с одной стороны, на креативную функцию социальной самоорганизации (стимулирование инициативы людей, поиска ими новых идей и методов, средств и способов деятельности), с другой –на негативные последствия ееэкспансии в те сферы, где более эффективными оказываются внешние, организационные воздействия [123, С. 68]. Г.И. Рузавин указывает, что «непременным условием стабильного развития любого общества служит гармоничное взаимодействие в нем процессов самоорганизации и организации» [123, С. 68]. С точки зрения возможностей управленческого регулирования в обществе различают социальные процессы двоякого рода: одни имеют целенаправленный характер, другие –стихийный. В первом случае мы говорим об организации, включающей координацию деятельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью институциональных механизмов, в другом случае речь идет о самоорганизации. «Специфическая особенность всех самоорганизующихся процессов заключается в том, что в сложноорганизованных системах происходит когерентное взаимодействие индивидуальных сил, стремлений, целей и мотивов, результат, которого никакой индивидуум или группа не может предсказать с какойлибо достоверностью» [123, С. 71]. Под социальной самоорганизацией мы понимаем систему целенаправленно формируемых воздействий, в которой субъектами организационной деятельности являются многообразные единичные и групповые проявления общественных сил на всех уровнях, как в отдельных подсистемах, так и в обществе в целом. Самоорганизация обладает выраженным процессуальным и динамичным характером, ее отличительной особенностью является способность структуры к самоконструированию. Самоорганизация отражает объективные процессы изменения общественных систем: рост объема, ширины охвата и значения научного знания; увеличение динамичности и значимости применения практических моделей, методов и технологий; растущую потребность в устойчивом и непрерывном общественном развитии, охвате все более широких слоев, сегментов и уровней общества такого рода деятельностью.Спецификой социальной самоорганизации является ее связь с самосознанием, самоидентификацией, самодеятельностью и самооценкой. Она представляет собой многоуровневое и многоаспектное явление, имеющее независимо самоорганизующуюся организационную подсистему. Это означает, что субъектами социальной самоорганизации могут выступать индивиды и группы, в том числе и этнические группы (казачество) обладающие специфическими социальными качествами, среди которых мы выделим, прежде всего, четкое осознание своих социальных интересов и готовность к активным действиям по их обеспечению, в том числе в составе общественных организаций. Можно сказать, что достижение социальных интересов и целей в основном возможно лишь в ходе совместных усилий стратегических или тактических союзников. Однако для эффективности такой деятельности недостаточно наличие указанных внутренних факторов –они должны быть поддержаны факторами внешними (правовая база, адекватная для этого социальная инфраструктура, развитость коммуникации между властью и населением, готовность самой власти к социальному диалогу и т.п.). Главная цель государственного управления –«стимулирование осознанной самоорганизации социума путем взаимосогласования индивидуальных и групповых интересов для создания условий воспроизводства свободного развития человека и формирования адекватной (достойной) инфраструктуры его жизни через достижение равновесия, стабильности и целостности всей общественной системы» [116, С. 564]. Процессы самоорганизации могут играть не только конструктивную, но и деструктивную роль. Негативные проявления самоорганизации выступают в форме охлократических явлений (погромы, бунты, массовые мятежные и экстремистские действия и др.), или групповой асоциальной деятельности (преступныегруппы, компании наркоманов, алкоголиков и др.). Направленность самоорганизации, соотношение и приоритет определенных форм обусловливаются социокультурной спецификой жизнедеятельности субъектов. Социальная самоорганизация нуждается в постоянном государственном внимании и коррекции: необходимы стимулирование и поддержка (в том числе ресурсная) одних спонтанных процессов и сдерживание, и предупреждение других. Если же внешнее воздействие не отвечает внутренней природе саморазвития общества, то самоорганизация может выступать как бездействие или активное оппозиционное действие, направленное на препятствование непродуманным и несвоевременным решениям и другим социальным воздействиям, либо на выдвижение альтернативных форм и способов решения проблем.Сложность современных социальных систем определяет то, что самоорганизация все больше рассматривается в качестве важного элемента их стабилизации и поступательного развития.Среди факторов, определяющих направление и динамику самоорганизации, можно выделить три основные группы:–экономические –колебания занятости, доходов и расходов, потребительского спроса;–социальнопсихологические –традиции, обычаи, общественное мнение; –демографические –процессы миграции, воспроизводства населения, бракоразводных процессов и т.д.Кроме того, в современных российских условиях причиной пересмотра подхода к централизации управления стал системный кризис, объясняющийся обострением социальных противоречий и неадекватностью в этой связи социального управления. Рассматривая XXIвек как век становления и развития гражданского общества в России, нельзя не признать, что уровень местного самоуправления есть наиболее благодатная сфера для повышения активности граждан (в том числе и этническую активность), в которой необходимо и возможно стимулировать их потребность в самоорганизации и приобретать соответствующий опыт. Современной формой самоорганизации общества, нацеленной на изменение условий существования больших социальных групп при помощи изменения формальных процедур принятия государственных решений, являются так называемые социальные движения. При этом существенной характеристикой социальных движений выступает их цель, базирующаяся на определенной системе ценностей. Эта новая ценностная система может войти в законодательную практику государства, и в этом случае «социальные движения могут постепенно превращаться в формальные организации». Формализация деятельности социальных движений означает, как правило, что они достигли своей цели, то есть внедрили в процедуру принятия государственных решенийразработанную ими систему ценностей.Общепризнанными являются следующие формы самоорганизации общества: политические партии, общественные организации, ассоциации по интересам, благотворительные организации, фонды, свободные профсоюзы, правозащитные организации, независимые информационноаналитические центры и СМИ, церковь, религиозные организации, органы местного самоуправления и соуправления и т.д. Взаимодействуя с властью, а при необходимости оказывая на нее давление, эти объединения должны обеспечивать выполнение следующих функций: поддержание баланса частных и национальных интересов; интеграцию и самоорганизацию социума; введение социальных конфликтов в цивилизованные рамки; формирование альтернативных идей, норм, ценностей, направлений развития; культивирование среды для формирования общественно активных граждан; коррекцию государственной политики и др.Все организации, действующие в обществе, принято подразделять на три группы. Первая группа включает так называемые государственные организации, которые на разных уровнях осуществляют территориальные общегражданские властные функции. Условность названия данных организаций отчетливо видна на примере того, как к ним относятся организации местной власти и муниципального управления, которые в том числе реализуют государственные функции на местном уровне.Ко второй группе относят коммерческие организации, главной целью которых является получение прибыли от своей деятельности.Третья группа объединяет в себе множество различных типов негосударственных организаций. Цели неполитических общественных организаций вырабатываются«изнутри» и представляют собой обобщение целей индивидуальных участников. Членство в них дает удовлетворение социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников. По мнению А.И. Пригожина, «общественные организации являются важной формой общественной самодеятельности и массового самоуправления. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации» [121, С. 9]. Внутри сообщества общественных (некоммерческих, неправительственных и неполитических) организаций можно выделить ряд классов, руководствуясь различными признаками. А.И. Пригожин типологизирует их по типу членства: только индивидуальное, только коллективное (например, Общество дружбы с зарубежными странами), смешанное (например, научные сообщества), без членства.На основе того, на кого или на какие проблемы направлена деятельность организаций, можно предложить следующую классификацию.Первым будет класс некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей самих членов этих организаций. Среди нихможно выделить два подкласса:–«организации взаимопомощи», объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.), в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку;–«организации клубного типа», включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.Ко второму классу можно отнести организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов. Здесь выделяется два подкласса:–организации «социальной» направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, в частности на решение комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, на решение конкретных типов проблем –например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;–организации «экологической» направленности, особенно если понимать под «экологической деятельностью» защиту окружающей среды в широком смысле, то есть не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д.К третьему классу относятся правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие контроль за действием исполнительной власти, контроль за процедурой выборов и т.д.Четвертый класс общественных организаций представлен возникшими в последнее время «инфраструктурными» организациями, миссией которых является содействиедеятельности других общественных организаций, понимаемое в широком смысле. В этот класс входят организации, специализирующиеся на правовом обеспечении некоммерческого сектора, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности, информационные и просветительские центры, действующие в рамках определенного общественного движения (женского, экологического и т.п.), центры поддержки, работающие на основе целевых грантов зарубежных фондов и т.п.Предложенные четыре класса общественных организаций отличаются, в частности, по степени «профессионализации» их деятельности. Если организация первого и третьего класса действуют преимущественно на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для организаций благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа, причем зачастую это профессионалы высокого уровня.«Самоорганизация социальной системы предполагает осуществление организационных воздействий любым из ее элементов. Когда же элементы социальной системы специализируются на организационных воздействиях, то самоорганизация социальной системы перерастает в самоуправление» [121, С. 13].Иначе говоря, самоуправление выступает частным случаем социальной самоорганизации, возникая на достаточно высоком уровне ее развития, когда возникает специализация. Выделение специализированных элементов в процессе самоорганизации неизбежно ведет к снижению стихийности и соответственно –к некоторому повышению уровня упорядоченности самих внутриорганизационных воздействий. Это также означает необходимость отдельного исследования процессов самоуправления, которые не могут не отличаться от процессов социальной самоорганизации в широком смысле.Таким образом, самоорганизация играет ничем не заменимую роль не только в адаптации социальных систем, но и в их нормальном функционировании, а также в их развитии. Можно утверждать, что искусственное сдерживание процессов социальной самоорганизации благоприятствует возникновению застойных и кризисных явлений, с одной стороны, и купирует попытки системы к саморазвитию и преодолению кризисов –с другой.
Ссылки на источники1.Костин, В.А. К вопросу об определении понятия «социальная организация» [Текст] / В.А. Костин, Н.Б. Костина // Социологические исследования. – 2001. – № 10. – С. 68.2.Пригожин, А.И. Современная социология организаций [Текст] / А.И. Пригожин. –М, 1995. –С. 9.3.Хакен, Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? [Текст] / Г. Хакен // Синергетика и психология. Выпуск 2. Социальные процессы. – М., 1999. – С. 1126.4.Рузавин, Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества [Текст] / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. –1995.–№ 8.–С. 68.5.Перов, Г.О. Социальное управление и планирование в современном российском городе [Текст] / Г.О. Перов, В.А. Чуланов // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. –Ростов н/Д : РГУ, 2002. – С. 564573.
Sysoeva Olga candidate of sociological sciences, professor, VPO "Institute of the service sector and entrepreneurship" branch Dgtu, Shahty, Rostov region sysoeva71@mail.ru Social selforganization as a multilevel and multidimensional social phenomenon Abstract.Article Sysoeva ON analyzes the social organization as a multilevel and multidimensional social phenomenon. Keywords:society,organization, social selforganization, subject, object, process
Социальная самоорганизация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни
Аннотация.В статье Сысоевой О.Н. анализируется социальная организация как многоуровневое и многоаспектное явление общественной жизни.Ключевые слова:общество, организация, социальная самоорганизация, субъект, объект, процесс, система
В социологической литературе существуют различные подходы в трактовке понятия«социальная организация»: под ней понимается и система, и структура, и функции управления, и коллектив людей. Критический анализ вышеперечисленных трактовок, проведенный В.А. Костиным и Н.Б. Костиной, позволил им дать уточненное определение социальной организации, под которой имеется в виду «упорядоченность совместной деятельности и отношении множества индивидов» [79, С. 68]. Такой подход, по мнению данных исследователей, приводит к следующим выводам: а) социальная организация является свойством процесса, а не вещью или объектом, т.е. состоянием деятельности людей; б) люди как субъекты деятельности выступают условием существования и развития организации, а не ее элементами.А.И. Пригожин рассматривает социальные организации в трех аспектах [121, С. 9]: –вопервых, как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, вследствие чего на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, стимулы; –вовторых, как человеческую общность, специфическую социальную среду, что ведет к взгляду на нее как на совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений сплоченностиконфликтности;–втретьих, как безличную структуру связей и норм, построенных иерархически, а также во взаимодействии с внешней средой.Так как основными элементами социальных организаций являются индивиды и малые группы, к их исследованию можно применить общий принцип изучения сложных систем с его методологией и тезаурусом. Г. Хакен отмечает, что «многие объекты, изучаемые в науках о человеке, могут, так или иначе, рассматриваться как системы. Такие объекты состоят из многих частей, взаимодействующих друг с другом более или менее сложным образом. Примером может служить общество, которое составляют люди... Через кооперацию отдельных частей у системы появляются новые качества, поэтому многие из этих качеств выявляют эффект самоорганизации» [158, С. 1126]. Субъектами социальной самоорганизации могут выступать индивиды и группы, обладающие специфическими социальными качествами, среди которых мы выделим, прежде всего, четкое осознание своих социальных интересов и готовность к активным действиям по их обеспечению, в том числе в составе общественных организаций. Однако эффективность и результативность такой деятельности зависит не только от наличия указанных внутренних факторов, но и от поддержки внешними факторами (правовая база, адекватная для этого социальная инфраструктура, развитость коммуникации между властью и населением, готовность самой власти к социальному диалогу и т.п.).Упорядочение деятельности социальных систем и их развитие осуществляется в результате сложного взаимодействия двух процессов –организации и самоорганизации. Различение этих процессов возможно при определении объекта исубъекта организационных воздействий –при совпадении их границ мы имеем дело с самоорганизацией, при несовпадении –с организацией. То есть в последнем случае упорядоченность социальных процессов диктуется внешними (по отношению к объекту организационного воздействия) причинами, в первом –внутренними, так упорядочивающее воздействие действует изнутри, а не извне.Так как нас в первую очередь интересуют процессы социальной самоорганизации, то следует рассмотреть вопрос ее эффективности. Можно отметить, что эффективность социальной самоорганизации возрастает с понижением степени общности социальных систем. Она достигает максимума на микроуровне (прежде всего на уровне местных сообществ) и становится менее эффективной на мезои малоэффективной –на макроуровне. Поэтому исследователи справедливо указывают, с одной стороны, на креативную функцию социальной самоорганизации (стимулирование инициативы людей, поиска ими новых идей и методов, средств и способов деятельности), с другой –на негативные последствия ееэкспансии в те сферы, где более эффективными оказываются внешние, организационные воздействия [123, С. 68]. Г.И. Рузавин указывает, что «непременным условием стабильного развития любого общества служит гармоничное взаимодействие в нем процессов самоорганизации и организации» [123, С. 68]. С точки зрения возможностей управленческого регулирования в обществе различают социальные процессы двоякого рода: одни имеют целенаправленный характер, другие –стихийный. В первом случае мы говорим об организации, включающей координацию деятельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью институциональных механизмов, в другом случае речь идет о самоорганизации. «Специфическая особенность всех самоорганизующихся процессов заключается в том, что в сложноорганизованных системах происходит когерентное взаимодействие индивидуальных сил, стремлений, целей и мотивов, результат, которого никакой индивидуум или группа не может предсказать с какойлибо достоверностью» [123, С. 71]. Под социальной самоорганизацией мы понимаем систему целенаправленно формируемых воздействий, в которой субъектами организационной деятельности являются многообразные единичные и групповые проявления общественных сил на всех уровнях, как в отдельных подсистемах, так и в обществе в целом. Самоорганизация обладает выраженным процессуальным и динамичным характером, ее отличительной особенностью является способность структуры к самоконструированию. Самоорганизация отражает объективные процессы изменения общественных систем: рост объема, ширины охвата и значения научного знания; увеличение динамичности и значимости применения практических моделей, методов и технологий; растущую потребность в устойчивом и непрерывном общественном развитии, охвате все более широких слоев, сегментов и уровней общества такого рода деятельностью.Спецификой социальной самоорганизации является ее связь с самосознанием, самоидентификацией, самодеятельностью и самооценкой. Она представляет собой многоуровневое и многоаспектное явление, имеющее независимо самоорганизующуюся организационную подсистему. Это означает, что субъектами социальной самоорганизации могут выступать индивиды и группы, в том числе и этнические группы (казачество) обладающие специфическими социальными качествами, среди которых мы выделим, прежде всего, четкое осознание своих социальных интересов и готовность к активным действиям по их обеспечению, в том числе в составе общественных организаций. Можно сказать, что достижение социальных интересов и целей в основном возможно лишь в ходе совместных усилий стратегических или тактических союзников. Однако для эффективности такой деятельности недостаточно наличие указанных внутренних факторов –они должны быть поддержаны факторами внешними (правовая база, адекватная для этого социальная инфраструктура, развитость коммуникации между властью и населением, готовность самой власти к социальному диалогу и т.п.). Главная цель государственного управления –«стимулирование осознанной самоорганизации социума путем взаимосогласования индивидуальных и групповых интересов для создания условий воспроизводства свободного развития человека и формирования адекватной (достойной) инфраструктуры его жизни через достижение равновесия, стабильности и целостности всей общественной системы» [116, С. 564]. Процессы самоорганизации могут играть не только конструктивную, но и деструктивную роль. Негативные проявления самоорганизации выступают в форме охлократических явлений (погромы, бунты, массовые мятежные и экстремистские действия и др.), или групповой асоциальной деятельности (преступныегруппы, компании наркоманов, алкоголиков и др.). Направленность самоорганизации, соотношение и приоритет определенных форм обусловливаются социокультурной спецификой жизнедеятельности субъектов. Социальная самоорганизация нуждается в постоянном государственном внимании и коррекции: необходимы стимулирование и поддержка (в том числе ресурсная) одних спонтанных процессов и сдерживание, и предупреждение других. Если же внешнее воздействие не отвечает внутренней природе саморазвития общества, то самоорганизация может выступать как бездействие или активное оппозиционное действие, направленное на препятствование непродуманным и несвоевременным решениям и другим социальным воздействиям, либо на выдвижение альтернативных форм и способов решения проблем.Сложность современных социальных систем определяет то, что самоорганизация все больше рассматривается в качестве важного элемента их стабилизации и поступательного развития.Среди факторов, определяющих направление и динамику самоорганизации, можно выделить три основные группы:–экономические –колебания занятости, доходов и расходов, потребительского спроса;–социальнопсихологические –традиции, обычаи, общественное мнение; –демографические –процессы миграции, воспроизводства населения, бракоразводных процессов и т.д.Кроме того, в современных российских условиях причиной пересмотра подхода к централизации управления стал системный кризис, объясняющийся обострением социальных противоречий и неадекватностью в этой связи социального управления. Рассматривая XXIвек как век становления и развития гражданского общества в России, нельзя не признать, что уровень местного самоуправления есть наиболее благодатная сфера для повышения активности граждан (в том числе и этническую активность), в которой необходимо и возможно стимулировать их потребность в самоорганизации и приобретать соответствующий опыт. Современной формой самоорганизации общества, нацеленной на изменение условий существования больших социальных групп при помощи изменения формальных процедур принятия государственных решений, являются так называемые социальные движения. При этом существенной характеристикой социальных движений выступает их цель, базирующаяся на определенной системе ценностей. Эта новая ценностная система может войти в законодательную практику государства, и в этом случае «социальные движения могут постепенно превращаться в формальные организации». Формализация деятельности социальных движений означает, как правило, что они достигли своей цели, то есть внедрили в процедуру принятия государственных решенийразработанную ими систему ценностей.Общепризнанными являются следующие формы самоорганизации общества: политические партии, общественные организации, ассоциации по интересам, благотворительные организации, фонды, свободные профсоюзы, правозащитные организации, независимые информационноаналитические центры и СМИ, церковь, религиозные организации, органы местного самоуправления и соуправления и т.д. Взаимодействуя с властью, а при необходимости оказывая на нее давление, эти объединения должны обеспечивать выполнение следующих функций: поддержание баланса частных и национальных интересов; интеграцию и самоорганизацию социума; введение социальных конфликтов в цивилизованные рамки; формирование альтернативных идей, норм, ценностей, направлений развития; культивирование среды для формирования общественно активных граждан; коррекцию государственной политики и др.Все организации, действующие в обществе, принято подразделять на три группы. Первая группа включает так называемые государственные организации, которые на разных уровнях осуществляют территориальные общегражданские властные функции. Условность названия данных организаций отчетливо видна на примере того, как к ним относятся организации местной власти и муниципального управления, которые в том числе реализуют государственные функции на местном уровне.Ко второй группе относят коммерческие организации, главной целью которых является получение прибыли от своей деятельности.Третья группа объединяет в себе множество различных типов негосударственных организаций. Цели неполитических общественных организаций вырабатываются«изнутри» и представляют собой обобщение целей индивидуальных участников. Членство в них дает удовлетворение социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников. По мнению А.И. Пригожина, «общественные организации являются важной формой общественной самодеятельности и массового самоуправления. Участие в них мотивируется убеждениями, потребностью в общении, получением дополнительных правовых или материальных возможностей, стремлением к самоактуализации» [121, С. 9]. Внутри сообщества общественных (некоммерческих, неправительственных и неполитических) организаций можно выделить ряд классов, руководствуясь различными признаками. А.И. Пригожин типологизирует их по типу членства: только индивидуальное, только коллективное (например, Общество дружбы с зарубежными странами), смешанное (например, научные сообщества), без членства.На основе того, на кого или на какие проблемы направлена деятельность организаций, можно предложить следующую классификацию.Первым будет класс некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей самих членов этих организаций. Среди нихможно выделить два подкласса:–«организации взаимопомощи», объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.), в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку;–«организации клубного типа», включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.Ко второму классу можно отнести организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов. Здесь выделяется два подкласса:–организации «социальной» направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, в частности на решение комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, на решение конкретных типов проблем –например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;–организации «экологической» направленности, особенно если понимать под «экологической деятельностью» защиту окружающей среды в широком смысле, то есть не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д.К третьему классу относятся правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие контроль за действием исполнительной власти, контроль за процедурой выборов и т.д.Четвертый класс общественных организаций представлен возникшими в последнее время «инфраструктурными» организациями, миссией которых является содействиедеятельности других общественных организаций, понимаемое в широком смысле. В этот класс входят организации, специализирующиеся на правовом обеспечении некоммерческого сектора, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности, информационные и просветительские центры, действующие в рамках определенного общественного движения (женского, экологического и т.п.), центры поддержки, работающие на основе целевых грантов зарубежных фондов и т.п.Предложенные четыре класса общественных организаций отличаются, в частности, по степени «профессионализации» их деятельности. Если организация первого и третьего класса действуют преимущественно на волонтерских началах, то для инфраструктурных организаций, а также во многом и для организаций благотворительного профиля более свойственна уже профессиональная работа, причем зачастую это профессионалы высокого уровня.«Самоорганизация социальной системы предполагает осуществление организационных воздействий любым из ее элементов. Когда же элементы социальной системы специализируются на организационных воздействиях, то самоорганизация социальной системы перерастает в самоуправление» [121, С. 13].Иначе говоря, самоуправление выступает частным случаем социальной самоорганизации, возникая на достаточно высоком уровне ее развития, когда возникает специализация. Выделение специализированных элементов в процессе самоорганизации неизбежно ведет к снижению стихийности и соответственно –к некоторому повышению уровня упорядоченности самих внутриорганизационных воздействий. Это также означает необходимость отдельного исследования процессов самоуправления, которые не могут не отличаться от процессов социальной самоорганизации в широком смысле.Таким образом, самоорганизация играет ничем не заменимую роль не только в адаптации социальных систем, но и в их нормальном функционировании, а также в их развитии. Можно утверждать, что искусственное сдерживание процессов социальной самоорганизации благоприятствует возникновению застойных и кризисных явлений, с одной стороны, и купирует попытки системы к саморазвитию и преодолению кризисов –с другой.
Ссылки на источники1.Костин, В.А. К вопросу об определении понятия «социальная организация» [Текст] / В.А. Костин, Н.Б. Костина // Социологические исследования. – 2001. – № 10. – С. 68.2.Пригожин, А.И. Современная социология организаций [Текст] / А.И. Пригожин. –М, 1995. –С. 9.3.Хакен, Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? [Текст] / Г. Хакен // Синергетика и психология. Выпуск 2. Социальные процессы. – М., 1999. – С. 1126.4.Рузавин, Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества [Текст] / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. –1995.–№ 8.–С. 68.5.Перов, Г.О. Социальное управление и планирование в современном российском городе [Текст] / Г.О. Перов, В.А. Чуланов // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. –Ростов н/Д : РГУ, 2002. – С. 564573.
Sysoeva Olga candidate of sociological sciences, professor, VPO "Institute of the service sector and entrepreneurship" branch Dgtu, Shahty, Rostov region sysoeva71@mail.ru Social selforganization as a multilevel and multidimensional social phenomenon Abstract.Article Sysoeva ON analyzes the social organization as a multilevel and multidimensional social phenomenon. Keywords:society,organization, social selforganization, subject, object, process