Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена анализу зарубежных фильмов-биографий 70-80-х годов ХХ века, с использованием структурного метода, предложенного В. Я. Проппом и А.-Ж. Греймасом. Ведущую роль в продвижении фабулы этих кинокартин играет персонаж с тяжелым физическим ограничением, вызванным болезнью – «особый человек». Преодолевая негативные стереотипы навязанные обществом, главный герой, стремясь к своей цели, устанавливает новый социальный статус «особого человека» как состоятельного и полноправного члена общества. Ключ к победе необычного героя содержится в противоречивом отношении общества к инвалиду, который принимает его вызов стать успешным.
Ключевые слова: кинематограф,байопик, «особый человек», «андердог», структурализм, актант, субъект, объект, волшебное средство, общество.

Начиная со второй половины ХХ века, в художественном кинематографе появляются картины, где центральным персонажем становится человек с инвалидностью, личность и судьба которого раскрываются в истории преодоления физического недуга. Обращение к индивидуальному опыту «особого человека», продиктованное распространением новых философий революционных 60-70-х годов минувшего века, достижениями общественного движения за Независимую Жизнь, значительно отличалось от прежних образных трактовок [1]. Появление биографических лент о людях с отклонениями от нормы было разительным контрастом к предыдущей эпохе, использовавшей образ «особого человека» в качестве метафоры, устойчивых негативных клише аутсайдера и монстра. Повествование, основанное на истории реального человека, открывало новую страницу в экранном воплощении образа «особого человека», уходя от репрезентации проблемы «потерянного поколения» и принципа обобщения, представленного послевоенными лентами о судьбах ветеранов.  Герои байопиков на конкретном примере личной драмы заявляют о своей ведущей роли в преодолении, как своего ограничения, так и устаревшего негативного социального стереотипа.

«Особый человек», добивающийся успеха и личного счастья, в структуре экранного произведения играет роль активного субъекта, заявляющего о своей цели и приходящего к ней. Акцент в таком фильме делается на самореализацию, направлен на утверждение ценности личности, а человек, изначально поставленный в условия физического ограничения, сильно отличается от общей массы. Американцы образно назвали его «андердогом» в связи тяжелейшим давлением обстоятельств, делающим его заочно побежденным в схватке с жизнью. С точки зрения обычного человека, жизнь «андердога» — непрерывная цепь конфликтов. И драматургия преодоления тем острее, чем тяжелее обстоятельства героя. Для фильма с сюжетом успеха «андердог» — лучший персонаж - пишет Александр Митта [2, с. 80-81].

По представлениям структуралистов В. Я. Проппа и А.-Ж. Греймаса, актант является абстрактным выражением функциональной сущности персонажа.Actant - активный, ведущий участник ситуации, термин предложенный французским лингвистом Л. Теньером в 1959 году, обозначал активного участника ситуации, действующее лицо. Сюжетные актанты имеют определенные семантические характеристики, которые включают субъект, объект, инструмент, цель, исходный и конечный пункты движения, маршрут движения и т.д.[3].

Актант определяется через действующее лицо, включенное в фабулу как в конструкцию телеологического типа, то есть конструкцию, определяемую наличием цели. Его активное отношение к цели (желание, стремление) и позволяет ему выполнять в фабуле некую функцию – говорит Михаил Ямпольский, ссылаясь на Мике Баль [4, с. 260].

Актант не просто ориентирован по отношению к телосу, цели, но становится активным участником фабулы, ее своеобразным творцом. Этот персонаж проявляет себя продвижением событийного ряда. Владимир Яковлевич Пропп представлял конструкцию сказки как устойчивый ансамбль функций-ролей героев. Каждому персонажу волшебной сказки, с точки зрения Проппа, соответствует определённый набор поступков-действий, важных для развития сюжета [5].

«Особый человек» в то же время проявляет себя как протагонист, олицетворяет добрые силы, является их носителем. Качества и идеи воплощенные им, характеризуются социокультурным контекстом, так как в основе конфликта лежит объективная реальность. Протагонисту - «особому человеку» противостоит антагонист, выраженный в противостоящих персонажах и явлениях, активно мешающих достижению цели. Одним из специфических проявлений антагониста в данном случае становится болезнь.

Заболевание и обстоятельства изначально становятся видимыми атрибутами, так называемой недостачи-нехватки, которые В. Я. Проппом непосредственно связываются с сюжетом. «Какая-либо беда - основная форма завязка. Из беды и противодействия создается сюжет» [5, c.46]. А.-Ж. Греймас, редуцируя набор функций персонажей Проппа, объединил их в пары, и обозначил начальную серию как «лишение», а финальную как «восстановление»[6, c. 291]. В фильмах с центральным образом «особого человека», можно выделить актантную модель: Субъект – «особый человек», борющаяся личность; объект - то, к чему стремится герой - любовь и признание; недостача – проявляется в инвалидности, проблеме коммуникации, отторжение общества.

Экспозиция в картинах «Я умею прыгать через лужи» (реж. Карел Кахиня, Чехословакия, 1972), «Джони, история жизни» (реж. Джеймс Коллиер, США, 1979), «Габи правдивая история» (реж. Луис Мандоки, Мексика, США, 1987), «Моя левая нога» (реж. Джим Шеридан, Ирландия, 1989) представляет зрителю героя с порушенным социальным статусом, подростка-инвалида, которому предопределена, казалось бы, судьба изгоя немощного и зависимого. Герою необходимо совершить выход из мира семьи, внутри которой он относительно комфортно существует, произведя при этом определенную работу по преодолению рамок собственного ограничения во взаимодействии с семьей, обусловленных болезнью (последствия ДЦП, парализованность). Герой-актант должен доказать ближнему кругу свою состоятельность по картезианскому принципу (cogito ergo sum) в виде умения мыслить-действовать, проявляя характеристики разумного существа.

Выход из своего мира в иной – одна из важнейших характеристик, отличающих деятельного героя-актанта. «В отношении к границе сюжетного поля действователь выступает как преодолевающий ее, а граница в отношении к нему – как препятствие» - пишет Ю. М. Лотман [7, с. 291]. Герой постоянно расширяет и раздвигает рамки своей жизни.В заявленных картинах это воплощается изначально в преодолении скорлупы своего больного тела, потом пределов семьи и дома, взаимодействии с персонажами, представляющими общественные институты (школы, больницы) и героями, пришедшими из большого мира людей.

В результате преодоления рамок, испытаний, «особый» герой обретает помощников и некое волшебное средство, которое должно помочь герою избыть беду и приведет его к победному исходу. Дарителем этого средства должен быть тот, кто имеет связь с миром, куда отправляется герой (большой мир людей, социум), и исход предопределен именно этим. В ленте «Я умею прыгать через лужи» это отец, подаривший мальчику любовь к лошадям, в «Джони, история жизни» - арттерапевт, вдохновившая ее к рисованию, и вера в Бога, в «Габи правдивая история» - верная служанка, в «Моя левая нога» - мать и логопед, доктор Колл, которая зажгла в герое стремление к творчеству писателя и художника. Волшебное качество дает герою источник веры в себя, импульс к динамичному развитию, самовыражению и взаимодействию с миром. Вспомогательные средства и помощники, по мнению В. Я. Проппа, должны воспринимается вместе, поскольку действуют совершенно одинаково [5, с. 166].  Поэтому эта часть актантной модели выглядит так: Приобретение волшебного средства в ходе испытаний.

В основе прохождения испытаний лежит древнейший обряд инициации, который В. Я. Пропп считает ядром произведения [5, c.53-54]. В случае «волшебной сказки», обряд происходит в лесу, который в реалистической истории символически интерпретируется как «множество людей» - социумом. Обряд посвящения связан с прохождением испытаний, опасностью, сопряженной со смертью. Царство мертвых в реальности фильма представлено угрозой психологической гибели, страхом, попыткой самоубийства или депрессией героя. На этом этапе герой приобретает новые знания, способности, задается вопросом о цели существования, определении желания, приобщения к целительной идее. Получение волшебного средства в ходе испытаний направлено на преодоление вредоносных результатов отчуждения.Испытания в случае «особого человека», исполняющего функцию актанта-протагониста в игровом фильме, воплощаются в тех требованиях общества, которые оно предъявляет на каждом конкретном этапе. Основные требования общества к его полноправному члену в современном понимании: востребованность профессиональная и общественная, успешность в бизнесе, самостоятельность, наличие друзей, семьи и признание.

Вступление во взаимодействие с общественными институтами и его представителями сопряжены с трудностями, и первое испытание, характеризуется, как квалификация героя для решающих испытаний, в этой ситуации податель выступает в роли противника. В данном случае проявляется один из аспектов противодействующих сил. У Проппа им оказывается сказочный отец или король, который отправляет героя в путь [5, с. 47]. Отправитель – тот, кто поручает герою выполнение некой миссии, может быть также интерпретирован как модель успеха, выработанная в обществе. Герой желает быть счастливым в соответствии с представлением о счастье, царящим в обществе. Таким образом, ясно, что тут совмещение личного устремления и господствующей в социуме установки. Послание, таким образом, составлено обществом, и получает импульс от него и от героя, субъекта-адресанта. [6, с. 257] Из чего вытекает, что отправителем является общество, оно же и экзаменует героя, становясь его противником на время. Одним из аспектов противодействующих сил для продвижения героя становится общественное негативное отношение к инвалиду как к аутсайдеру, беспомощному иждивенцу.

В итоге тяжелых экзаменов на прочность Джонни («Джони, история жизни») становится известной художницей и активным христианским деятелем. Кристи Браун («Моя левая нога») получает признание как писатель и художник, Габи («Габи, правдивая история») с отличием оканчивает школу, затем университет, удочеряет ребенка, Адам («Я умею прыгать через лужи»), несмотря на инвалидность, становится отличным коневодом-наездником и окружен ватагой друзей. А.-Ж. Греймас, соединил французский структурализм с достижениями русского формализма, и построил на его базе более компактную актантную схему. Момент достижения цели актанта он охарактеризовал через понятие договора, нового соглашения [6, с. 283]. Этот договор реализуется в утверждении нового статуса «особого человека» в обществе и разрушением стереотипа неудачника и иждивенца.

Каждый этап исторического развития общества рождает свой актуальный для современности конфликт, который в данном случае реализован в постановке проблемы преодоления жестокого недуга и неукротимого стремления самореализации личности. В указанных фильмах можно проследить зависимость образа, функции актанта «особого человека» от той картины общества, в которой персонаж проходит свой трудный путь к цели. Человек с инвалидностью в третьей четверти ХХ века, стал не просто поводом для новаторских поисков в изобразительном языке киноэкрана, но насущной необходимостью времени, которое заявило об инвалиде как о личности и о полноправном члене обществе, строителе своей судьбы. Поэтому в этот период появляются упомянутые выше ленты-биографии.

Укрепляя завоеванные позиции, жанр биографии «особого человека» нашел свое отражение в кинокартинах XXI века, реализуя актантную модель протагониста-«андердога».

Фильм «Дверь в дверь» (реж. Патрик Бейли, США, Канада, 2002), о коммивояжёре с последствиями ДЦП основан на реальной истории Билла Портера. Природный талант чувствовать собеседника, воплощает волшебное качество, которое дает герою-актанту помощников, приводит к личной реализации. Главный персонаж «Музыка внутри» (реж. Стивен Савалич, США, 2006) после прохождения тяжелых испытаний вьетнамской войны, сделавшей его практически глухим, становится общественным деятелем. Его помощниками и волшебным средством оказывается школьный учитель, друг-децепешник и его собственный талант оратора. История фильма «Музыка внутри» заканчивается принятием закона об инвалидах, столь важного для современной теории инвалидности (disabilitystudies, theoryofdisability) и последующих актов ООН в формировании нового понимания этого явления [8]. Аутичная девушка Темпл («Темпл Грандин», реж. Мик Джексон, США, 2010) получает волшебное качество понимания животных, инженерного мышления и помощника в лице чуткого педагога. Она становится ученым-биологом, профессором университета, активным лидером в борьбе за свободу аутистов.

Современный этап экранного воплощения образа «особого человека» характерен расширением и многообразием трактовок [9]. Тенденция массового кино на создание положительного имиджа «особого человека» ярко воплощается в фильме-биографии, обладающем большой убедительностью жизни реального человека, что имеет особый вес в глазах зрителей. Этот жанр характерен коммуникативным аспектом персонажа-«андердога», апелляции к сопереживанию преодоления актуальных преград. Актантная модель функционирования «особого человека» в структуре такого произведения являет собой четкую схему, основанную на устойчивом архетипическом принципе прохождения инициации. Байопики «особых» людей фундаментально изменили мир кино, мир иллюзий, прорвав пелену отстраненности конкретным индивидуальным опытом реальных героев.

Ссылки на источники

  1. Independent Living Institute. Promoting the self-determination of people with disabilities [Электронный ресурс]. - URL: http://www.independentliving.org/ (дата обращения: 04.11.2015)
  2. Митта А. Кино между адом и раем. раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... М.: ACT: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2010. 508 с.
  3. Научно популярная энциклопедия Кругосвет. Актант [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/AKTANT.html?page=0,0 (дата обращения: 04.11.2015)
  4. Bal M. Narratology. Introduction to the Theory of Narrative. Toronto: University Press, Scholarly Publishing Division, 1985. P. 26 // цит. по М. Ямпольский. Язык - тело – случай (Кинематограф и поиски смысла). М.: Новое литературное обозрение, 2004. 374 с.
  5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. 365 с.
  6. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / пер. с фр. Л. Зиминой. - М.: Академический Проект, 2004. 368 с.
  7. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  8. Siebers Tobin. Theory of disability. University of Michigan Press, 2008. p. 231
  9. Воронецкая-Соколова Ю. Г. Эволюция образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 54463. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54463.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. (дата обращения: 04.11.2015).