Особенности подготовки студентов к организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А., Тимошина Е. И. Особенности подготовки студентов к организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2241–2245. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54712.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания системы подготовки студентов к организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста. Автор предлагает эффективную технологию подготовки студентов, предусматривающую проектирование и создание такой образовательной среды, в которой система специальных знаний и умений, а также деятельность преподавателя становятся средствами и условиями развития профессиональных способностей каждого студента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецy0sh@mail.ru

Тимошина Елена Игоревна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецtimoshina1965@yandex.ru

Особенности подготовки студентов к организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста

Аннотация.Статья посвящена проблеме создания системыподготовки студентов к организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста.Автор предлагает эффективную технологию подготовки студентов, предусматривающую проектирование и создание такой образовательной среды, в которой система специальных знаний и умений, а так же деятельность преподавателя становятся средствами и условиями развития профессиональных способностей каждого студента.Ключевые слова: одаренные дети, образовательная работа с одаренными детьми дошкольного возраста, готовность к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста.

Характерной чертой всех преобразований в отечественной педагогике стало утверждение отношения к личности ребёнка как субъекту образования, которое предполагает переход от массоворепродуктивных форм и методов обучения к личностноориентированным, индивидуальнотворческим. И поскольку одним из центральных личностных образований человека являются его способности, в том числе и интеллектуальные, в практике организации образовательной работы школьных и дошкольных учреждений возникает проблема выделения детейс высоким уровнем интеллекта, нуждающихся в обучении по специально разработанным программам и методикам. В этой связи, необходимо отметить, что в последние годы в отечественной психологии и педагогике возрос интерес к области одарённости. С одной стороны, это объясняется логикой развития самой науки, накопившей достаточный потенциал для изучения столь сложного явления, с другой возникновением социального заказа на разработку проблем одарённости. В этих условиях особую актуальность приобретает подготовкастудентов вуза к образовательной работе с интеллектуально одарёнными детьми дошкольного возраста, которая является одним из направлений реализации таких основных тенденций высшей школы как дифференциация и специализация в контексте социального заказа.В современных психологопедагогических исследованиях по проблематике одарённости активно исследуются особенности развития одарённых детей дошкольного возраста (E.С.Белова, И.А.Бурлакова, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Н.Задорина, И.П.Ищенко и др.), большое внимание уделяется диагностике интеллектуальной одарённости (И.С.Аверина, Г.Ю.Айзенк, Л.А.Венгер, В.Н.Дружинин, Е.И.Щебланова и др.). Ряд работ посвящён проблемеораганизацииобразовательнойработысинтеллектуальноодарённымидошкольниками(О.Н.Бакаева, А.И.Булычёва, И.А.Бурлакова, Н.С.Варенцова, Н.С.Денисенкова, О.М.Дьяченко, А.И.Савенков идр.).ВисследованияхЮ.З.Гильбух, А.И.Доровского, Н.С.Лейтеса,А.М.Матюшкина,Л.В.Поповой,В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлевойс психологопедагогическихпозицийрассматриваютсякачестваличностипедагога,какцентральнойфигурыорганизациипроцессаразвитияодаренныхдетей.

В рамках концепции Л.А.Венгера и О.М.Дьяченко наиболее целостно рассматривается аспект интеллектуальной одаренности детей дошкольного возраста. Содержание умственной (интеллектуальной) одаренности в дошкольном детстве, согласно этой концепции, определяется, с одной стороны, повышенной и умственной активностью, любознательностью, желанием решать разнообразные умственные задачи, приобретать новые знания и, с другой стороны, сравнительно высоким (для данного возраста) уровнем развития умственных способностей. Предлагаемое определение, позволяет отобрать наиболее эффективные методики выявления интеллектуальной одаренности дошкольников и составить оптимальнуюстратегию их обучения иразвития. А структурные компоненты определяемого понятия являются основой для отбора содержания готовности будущего педагогак образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольниками.Анализ концепций, технологий, методик, программ обучения интеллектуально одаренных детей позволили нам обосновать возможность и необходимость образовательной работы с интеллектуально одаренными дошкольниками, конкретизировать понятие данного вида педагогической деятельности, раскрыть его сущность и использовать для определения понятия и содержания готовности студентов к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста. Под образовательной работой с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста понимается организация когнитивного, творческого и аффективного развития интеллектуально одаренных дошкольников посредством системы специальных занятий и игр, соответствующих особенностям, возможностям и потребностям детей, а также создание условий для дальнейшего развития способностей иреализации достигнутого в свободной деятельности.Осуществление комплекса условий по отбору образовательного материала, организации развивающих форм и методов обучения, обогащению предметнопространственной среды требует серьезной специальной подготовки воспитателя к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста.Наэтомфонепредставляетсязакономернымобращениекпроблемепрофессиональнойподготовкипедагоговдляработысинтеллектуально одареннымидетьми дошкольного возраста.

Разработка основных направлений подготовки студентов вуза к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста предполагает рассмотрение понятия «профессиональная готовность педагога», как базового понятия нашего исследования. Это связано с тем, что данная категория выступает в качестве цели и результата подготовки будущих педагогов, начального и основного условия эффективной реализации их возможностей. Проведенный теоретический анализ исследований по проблемам профессиональной подготовки педагогов (К.М.ДурайНовакова, М.И.Дьяченко, Н.Д.Левитов, А.В.Петровский, В.А.Сластенин, Н.В.Кузьмина, Л.Г.Семушина, Е.М.Таланчук и др.) позволил определить готовность студентов вуза к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста, как интегративное личностное образование, включающее в себя потребность и способность к созданию оптимальных условий для развития интеллектуально одаренных дошкольников в ходе осуществления образовательного процесса посредством системы специальных занятий и игр, соответствующих особенностям, возможностям и интересам детей. Структура данного вида готовности может быть представлена в виде модели, состоящей из трех взаимосвязанных компонентов: мотивационноличностного, содержательного и деятельностного. А учет специфики работы с интеллектуально одаренными дошкольниками, требований к личности и профессиональной деятельности педагога одаренных детей дают возможность раскрыть содержание всех компонентов готовности и отношений между ними.Moтивационноличностныйкомпонент готовности к работе с интеллектуально одаренными дошкольниками представляет из себя единство ценностномотивационного и личностноиндивидуального блоков.Ценностномотивационный блокданного компонента предполагает установку на целенаправленную работу с интеллектуально одаренными дошкольниками, заключающуюся в понимании необходимости этого вида профессиональной педагогической деятельности, стремление осуществлять его на основе признания ребенка субъектом образовательного процесса.Личностноиндивидуальный блок мотивационноличностного компонента готовности состоит из необходимых для успешного осуществления образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста качеств личности воспитателя: склонности к творческой деятельности; педагогической децентрации, рефлексии, эмпатии; интеллектуальной активности; способности взаимодействовать с детьми на принципах сотрудничества и сотворчества.Оба блока являются взаимопроникающими и взаимодополняющими частями единого целого мотивационноличностного компонента готовности.Содержательный компонентготовности к работе с интеллектуально одаренными дошкольниками составляет интеграция общекультурных, психологопедагогических, предметных и специальных знаний, важнейшими из которых являются знания основных понятий проблематики одаренности; современных подходов к проблеме изучения природы, определения структуры интеллектуальной одаренности; характеристик интеллектуально одаренных дошкольников и особенностей их развития; основ диагностики интеллектуальной одаренности; стратегий, концепций, моделей, программ обучения интеллектуально одаренных детей; различных вариантов организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста,обладающих высоким уровнем интеллектуального развития в условиях дошкольного учреждения и семьи.Деятельностный компонентготовности состоит из системы педагогических умений, необходимых для работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста,включающей семь групп: аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитикоорганизаторские, аналитикоконструктивные. Наиболее значимыми являются умения диагностировать уровень интеллектуального развития и интеллектуальную одаренность; анализировать образовательные программы и технологии для интеллектуально одаренных детей; обоснованно выбирать средства, методы и формы образовательной работы с интеллектуально одаренными дошкольниками; отбирать образовательное содержание с учетом уровня интеллектуального развития детей; обоснованно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей одаренных детей, выбирать эффективный вариант образовательной работы; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности; анализировать результаты образовательной работы.Все структурные компонентыготовностиимеют тесную двустороннюю связь. Материалы по всем компонентам готовности педагога к работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста могут служить основой квалификационной характеристики специалиста в данной области дошкольного образования, определяющей комплекс требований к личностным качествам педагога, необходимому объему знаний и умений.Разработанная нами технология подготовки студентов предусматривает проектирование и создание такой образовательной среды, в которой система специальных знаний и умений, а также деятельность преподавателя становятся средствами и условиями развития профессиональных способностей каждогостудента.Осуществляя систему обучения, мыставили перед собой следующие задачи:формирование установки на целенаправленное развитие интеллектуально одаренных дошкольников, основанной на субъектном отношении к одаренномуребенку;овладение комплексом знаний и умений, обеспечивающих целостное восприятие феномена интеллектуальной одаренности в дошкольном возрасте;инициирование педагогической децентрации, рефлексии, эмпатии.При определении содержания и конструировании технологии подготовки студентов к образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольниками, учитывался тот факт, что данный аспект профессионального образования ‬часть общей системыподготовки будущих педагогов. Широко использовалась координация, предполагающая взаимную согласованность учебных курсов в отношении трактовки понятий, времени изучения, места и роли их в процессе профессиональной подготовки, а также междисциплинарные связи привлечение элементов одной дисциплины при изучении другой (содержательноинформационная сторона).Это позволило разработатьсодержание дисциплины по выбору для студентов бакалавриата(направление подготовки 050100.62 ‬«Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование»), в рамках которой осуществлялась система подготовки.В содержание курса были включены следующие темы:Тема 1. «Феномен интеллектуальной одаренности в психологопедагогических исследованиях», в ходе изучения которой рассматривались следующие вопросы:Многоаспектность проблемы выявления и развития детской одаренности. Зарубежные концепции (модели) интеллектуальной одаренности.Отечественные концепции интеллектуальной одаренности.Тема 2. «Диагностика и учебновоспитательные проблемы детской одаренности», предполагающая следующее содержание:Методы диагностики интеллектуальной одаренности.Стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом.Модели и программы обучения интеллектуально одаренных детей.Тема 3.«Особенности организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста», предоставляющая студентам возможность изучить проблемы: Особенности структуры умственной одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной работы. Методики ее изучения.Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 57 лет.Подходы к организации образовательной работы с интеллектуально одаренными дошкольниками.Предметная среда,как фактор познавательного развития интеллектуально одаренного ребенка.Основныетребованиякпрофессиональнойдеятельностипедагога, работающего с одаренными детьми.Принципы разработки программ для одаренных детей.Развитие интеллектуально одаренных детей в семье.На основе этого систематизированного программного материала, исходя из специфики развития учебнопознавательной деятельности студентов (от репродуктивной до творческой), были организованы три уровня в системе подготовки к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста: теоретический, методический и практикоисследовательский, что обеспечило переход студентов к личностноконцептуальному характеру образовательного содержания.Теоретический уровеньставит своей целью развитие у будущих педагогов установки на овладение знаниями, необходимыми для организации образовательной работы с интеллектуально одаренными дошкольниками и формирование системы этих специальных знаний. Содержание этого уровня разрабатывалось в рамках дисциплины по выбору «Организация образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста». Основной формой организации учебнопознавательной деятельности студентов на теоретическом уровне подготовки стала лекция контекстного типа, в ходе которой нами моделировались предметное и социальное содержание изучаемого аспекта педагогического процесса. Особенно активно моделирование ситуаций использовалось при изучении возможностей и особенностей организации образовательной работы с группой интеллектуально одаренных дошкольников и с интеллектуально одаренным ребенком в среде сверстников с разным уровнем умственных способностей. Контекстный подход к обучению способствовал развитию познавательных интересов учащихся, педагогического мышления и рефлексии. Студенты делали самостоятельные предположения и выводы о специфике использования методов, приемов, форм и средств в образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольниками, исходя из реальной ситуации развития ребенка.Помимо лекционной формы, в организации теоретического уровня подготовки мы использовалигрупповоемыслительноевзаимодействие (творческие мастерские).Проведение творческих мастерскихдемаршей: «Как учить интеллектуально одаренных дошкольников?» и «Мой способ обучения интеллектуала», предваряющих некоторые лекционные темы, позволило не только активизировать познавательную деятельность студентов в ходе восприятия учебногоматериала на лекциях контекстного типа, но и способствовало развитию таких ценных профессиональноличностных качеств, как децентрация, эмпатия, рефлексия. Кроме того, творческие мастерские являются связующим звеном между всеми тремя уровнями организации учебнопознавательной деятельности студентов, т.к. смоделированная ситуация «открытия» побуждает всех участников мастерской к самостоятельной исследовательской деятельности, посредством которой приобретаютсязнания, формируютсяпедагогические умения и развиваются личностные качества, необходимые для построения образовательного процесса.На методическом уровнеподготовки предполагалась организация творческой деятельности студентов, в процессе которой создавалась установка на применение специальных знаний, усвоенных на теоретическом уровне, совершенствование профессиональных умений и способностей для организации образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста.Акцент делался на формирование у студентов следующих профессиональных умений:диагностировать уровень развития ребенка;проектировать развитие каждого ребенка и прогнозировать результаты его обучения;осуществлять самоконтроль своей деятельности;анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и задачами развития интеллектуально одаренного дошкольника;анализировать причины достижений и недостатков образовательной работы с интеллектуально одаренными дошкольниками;выдвигать и обосновывать задачи развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста с учетом их способностей, особенностей и потребностей.С этой целью в рамках дисциплины по выбору нами организовывались творческие мастерские и другие формы имитационных и неимитационныхконтекстных занятий.Занятия строились как совокупность личностнодеятельного, проблемного, диалогического и индивидуальнотворческого подходов с использованием:обсуждения проблемных вопросов (дискуссий): о различных методах диагностики интеллектуальной одаренности; о характере взаимодействия педагога с интеллектуально одаренными дошкольниками; о влиянии семьи на развитие интеллектуальной одаренности дошкольника;анализа методов диагностики интеллектуальной одаренности и их отбора в соответствии с характером организации образовательной работы;решения проблемных педагогических ситуаций и задач, как обязательного компонента всех практических занятий;моделирования развивающей среды для различных вариантов образовательнойработы с интеллектуально одаренными дошкольниками;анализа отчетов студентов о результатах их самостоятельных исследований:диагностических обследований детей, прогнозов достижений ребенка;составления рецензий на образовательные программы, методики, технологии;упражнений на развитие способности к децентрации, рефлексии,эмпатиитипа: «Представьте себяна месте воспитателя, испытывающего затруднения в организации обучения интеллектуально одаренного дошкольника», «Посмотрите на себя глазами одаренного ребенка».составления рекомендаций воспитателям и родителям по выявлению и развитию интеллектуально одаренных дошкольников;конструирования и защиты способов обучения, моделей организации взаимодействия, дидактических пособий для одаренных детей.Как эффективная форма организации группового мыслительного взаимодействия, на методическом уровне подготовки применялся семинарисследование, в ходе которого студенты изучали и обсуждали различные аспекты проблематики одаренности:Какова роль тестирования в выявлении и развитии интеллектуальной одаренности?В чем преимущества (недостатки) использования тестовых и неформализованных методов диагностики для выявления интеллектуальной одаренности?Каким должен быть характер взаимодействия педагога с интеллектуально одаренными дошкольниками?Как построить оптимальный для развития интеллектуальной одаренности вариант взаимодействия воспитателя и ребенка?Целью практикоисследовательского уровняподготовки студентов к образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольниками является стабилизация сформированных установок, профессионально значимых качеств личности, системы знаний, а также раскрытие возможностей для творческого поиска и самовыражения будущего специалиста в данном виде педагогической деятельности.В качестве путей реализации этого уровня в нашем исследовании выступалиразличные виды самостоятельных работ студентов: тренировочные задания к лекциям и практическим занятиям, творческие учебноисследовательские задания к практике в дошкольных учреждениях, рефераты, курсовые работы.Учебноисследовательские задания к педагогической практике предусматривали подбор или конструирование диагностических методик, обследование с их помощью детей, воспитателей и родителей,и разработку на этой основе методических рекомендаций.Тематика рефератов и курсовых работ предоставляла студентам возможность более углубленно исследовать интересующие их аспекты образовательной работы с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста: организацию педагогического взаимодействия воспитателя с интеллектуально одаренными детьми; особенностипланирования образовательной работы с этой категорией детей; прогнозирование развития интеллектуально одаренного ребенка и т.д.Превалирование в разработанной нами технологии творческих видов самостоятельных работ над репродуктивными обосновывается, с одной стороны, целями изучаемой дисциплины, а, с другой стороны, достаточным опытом самостоятельной работы у студентов выпускного курса.Нам предусмотрена организация текущего контроля за формированием готовности к образовательной работе с интеллектуально одаренными дошкольникамис целью активизацииучебнопознавательной деятельности студентов на всех трех уровнях. Так, в ходе лекционных и практических занятий или в виде домашнего задания проводился экспрессконтроль за освоением тематического материала спецкурса. В его содержание включались задания и вопросы, направленные на самопроверку, самоаттестацию, аттестацию преподавателем посредством бальной оценки на основе следующих критериев: соответствие заданной теме, содержательность, самостоятельность, глубина, творческий подход, обоснованность.Контроль за уровнем освоенности системы специальных знаний, сформированности профессиональных умений и развития педагогических способностей осуществлялсятак же в процессе проверки и оценки тренировочных и творческихучебноисследовательских заданий, рефератов, курсовых работ.Все уровни системы подготовки студентов к образовательной работе с интеллектуально одаренными детьми дошкольного возраста построены исходя из модели готовности к данному виду педагогической деятельности, личностнодеятельностного, проблемного, диалогического подходов, сориентированы на инициирование субъектной позиции, что обеспечивает личностноконцептуальный характер образовательного содержания и целостное восприятие феномена интеллектуальной одаренности.

Ссылки на источники1.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. ‬М.: Высш. шк., 1991. ‬207 с.2.Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др. ‬М.: Издательский центр «Академия», 2000. ‬336 с.3.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. ‬М.: Издательский центр «Академия», 2000. ‬232 с.4.Тенищева В.Ф. Интегративноконтекстная модель формирования профессиональной компетенции: Автореф. дис. … дра пед. наук. ‬М., 2008. ‬46 с.

Arsenova Marina,Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO "Cherepovets State University ", Cherepovetsy0sh@mail.ru

Timoshina Elena, Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO "Cherepovets State University ", Cherepovetstimoshina1965@yandex.ruFeatures prepare students for the organization of educational work with intellectually gifted children of preschool ageAbstract.Article is devoted to creating a system ofpreparing students for the organization of educational work with intellectually gifted children of preschool age. The author proposes an effective technology training students, providing design and creation of a learning environment in which the system ofspecial knowledge and skills, as well as the activity of the teacher become the means and conditions for the development of professional skills of each student.Keywords:gifted children, educational work with gifted children of preschool age, educationalreadiness to work with intellectually gifted children of preschool age.