Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеева М. В., Станпакова С. Д. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54726.htm.
Аннотация. В статье раскрываются методологические вопросы, касающиеся создания полифункциональной развивающей среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью. Описывается опыт проектирования и организации многоуровневого образовательного пространства в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвеева Марина Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. СанктПетербургzavkab@mail.ru

Станпакова Светлана Дмитриевна,кандидатбиологических наук,директор государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школыинтерната (VIIIвида) № 16 Пушкинского района СанктПетербурга, СанктПетербург

shkolainternat16@yandex.ru

Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения

Аннотация.В статье раскрываются методологические вопросы, касающиеся создания полифункциональной развивающей среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью. Описывается опыт проектирования и организации многоуровневого образовательного пространства в условиях специальной (коррекционной) школы VIIIвида.

Ключевые слова:полифункциональная развивающая образовательная среда, индивидуальный образовательный маршрут, допрофессиональная и профессиональная подготовка, обучение и воспитание детей и подростков с интеллектуальными нарушениями, взаимодействие образовательного учреждения и родителей.

Индивидуальные и типологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями требуют специальных условий обучения и воспитания, подходов к комплектованию классов, планированию, проведению мониторинга обучения и воспитания, отбору содержания по основным направлениям педагогической работы, использованию форм и методов обучения и воспитания, этапов допрофессиональной и профессиональной подготовки, сотрудничеству образовательного учреждения с родителями. Вышеизложенное позволяет говорить о необходимости создания полифункциональной развивающей образовательной среды на базе специального (коррекционного) учреждения.

Полифункциональная развивающая образовательная среда в специальной (коррекционной) школе VIIIвида –это социокультурное пространство, в рамках которого с различной степенью организованностиосуществляется процесс развития детей с интеллектуальной недостаточностью от трех лет и до 18 лет.Полифункциональнаяразвивающая среда образовательного учреждения может быть разделена на четыре подпространства:

пространство дошкольного отделения (от 3 до 67 лет);

пространство школьного отделения (от 67 лет до 18 лет);

пространство допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью(с 3 лет до 18 лет);

пространство взаимодействия образовательного учрежденияи родителей (с 3 лет до 18 лет). Каждое подпространство полифункциональной развивающей среды выполняет следующие задачи:

создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности ребенка с интеллектуальной недостаточностью;

предоставление каждому ребенку с умственной отсталостью возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

введение стиля взаимоотношений, обеспечивающего уважение к личности каждого ребенка с отклонениями в развитии;

поиск путей, способов и средств максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентирование на активные методы воздействия на личность.Организация процесса обучения и воспитания детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного учреждения строится по следующим направлениям:Комплектование дошкольных групп, школьных классов и классов допрофессиональной и профессиональной подготовки;Планирование, проведение и мониторинг педагогической работы с детьми и подростками с интеллектуальной недостаточностью;

Допрофессиональная и профессиональная подготовка детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью и их дальнейшая занятость. Организация взаимодействия образовательного учреждения и родителей, воспитывающих детей и подростков с проблемами в развитии[1].

1. Комплектование дошкольных групп, школьных классов и классов допрофессиональной и профессиональной подготовки.Образовательное учреждение принимает детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, имеющих диагноз F70F73. Прием осуществляется на основании заявления родителей и по рекомендации психологомедикопедагогической комиссии (городской, районной, областной). Противопоказаниями для приема в образовательное учреждение могут быть:хронические инфекционные заболевания, проявление которых могут быть опасными для окружающих;психические заболевания в тяжелых формах, представляющие опасность для окружающих;уровень физического, интеллектуального и социального развития, дающий ребенку возможность осваивать программу общеобразовательной школы. Зачисление детей производится после проведения психологопедагогического обследования, осуществляемого в несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с семьей и ребенком в домашней обстановке. На втором этапе происходит сбор сведений о развитии ребенка от разных специалистов, занимавшихся с ребенком ранее и анализ полученных данных. На третьем этапе ребенок с родителями (одним или обоими) приглашается в образовательное учреждение на один или несколько дней для проведения обследования. Данные психологопедагогического обследования заносятся в протокол, карту обследования ребенка, которая является основанием для решения Педагогического совета о зачислении (или не зачислении) ребенка в образовательное учреждение. С результатами обследования знакомят родителей (или законных представителей) ребенка. Дети, зачисленные в образовательное учреждение распределяются по группам и классам в соответствии с возрастом, психофизиологического развития детей и степень их потребности в дополнительной помощи. В каждом классе и группе работают два педагога и два воспитателя. 2. Планирование, проведение и мониторинг педагогической работы с детьми и подростками с интеллектуальной недостаточностью. Занятия проводятся в соответствии с расписаниями дошкольных групп, школьных классов, индивидуальных программ обучения, календарнотематическим планам, конспектов занятий по предметам.Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) составляются ежегодно специалистами при участии родителей. ИОМ состоит из трех частей:

общие сведения о ребенке;

характеристика развития ребенка на момент составления ИОМ с определением приоритетных направлений воспитания и обучения детейи подростков с интеллектуальной недостаточностью;

постановка конкретных задач педагогической и психологической помощи, определение содержания обучения и воспитания ребенка в условиях полифункциональной образовательной среды и семьи[2].Для реализации индивидуального образовательного маршрута необходимо проведение индивидуальных и коллективных занятий, основными направлениями которых могут быть:знакомство с окружающим миром;развитие коммуникативных навыков (развитие речи, межличностных отношений);творческие занятия (лепка, рисование, аппликация и др.);

ритмика;гигиена и здоровье;социальнобытовая ориентировка (в том числе и ведение домашнего хозяйства);формирование математических представлений;допрофессиональная и профессиональная подготовка (шитье, ткачество, деревообработка, растениеводство и др.).Для мониторинга педагогического процесса ведется журнал занятий, в котором отражается степень сформированности представлений, знаний, умений и навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью.Специалисты регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с детьми и подростками в домашних условиях, а также консультируют родителей по методическим вопросам.В конце года обязательно составление отчета о результатах процесса обучения и воспитания каждого ребенка и подростка и доведение этих сведений до родителей, а также дается оценка сотрудничества учреждения и семьи.3. Допрофессиональная и профессиональная подготовка детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью и их дальнейшая занятость.

Допрофессиональная и профессиональная подготовка детей и подростков с интеллектуальными нарушениями предусматривает три этапа.На первом этапе–пропедевтическом у детей формируется интерес к окружающим объектам и развивается предметноманипулятивная деятельность (например, погружение с педагогом в мультисенсорную среду, тактильное и кинестетическое восприятие предметов, развитие интереса к различным свойствам материалов и т.д.)Переход на второй этаппроисходит по мере адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью к условиям нахождения в группе с другими детьми, вовлечения их в процесс активной деятельности, накопления предметнопрактического опыта. На этом этапе возможно проведение творческих занятий, а также начало работы с детьми по допрофессиональной подготовке по направлениям: растениеводство, деревообработка, шитье, ткачество и др., которые способствуют формированию навыков выполнения отдельных трудовых действий и операций.

По мере накопления освоенных операций и действий по различным направлениям допрофессиональной и профессиональной подготовки дети переходят на третий этап, в основе которого лежит формирование качеств трудовой деятельности, осуществление определенной работы в соответствии с требованиями. В связи с поставленными задачами на этом этапе происходит не только обучение доступным операциям, но и выполнение различных требований, предъявляемых к трудовой деятельности. Мотивирующим фактором может являться оплата труда детей и подростков, наличие и размер которых зависит от выполнения всех требований. Длительность прохождения этапов и содержание допрофессиональнойи профессиональнойподготовки каждого учащегосязависит от индивидуальных особенностей развития.Важным критерием профессиональной подготовки детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью является учет перспективы их будущей занятости в специализированных мастерских или других организациях, где созданы специальные рабочие места для детейинвалидов. 4. Организация взаимодействия образовательного учреждения и родителей, воспитывающих детей и подростков с проблемами в развитии. Результативность обучения и воспитания детей и подростков с интеллектуальными нарушениями зависит от качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Зачастую при поступлении ребенка в образовательное учреждение родители считают, что вопросами обучения и воспитания должны заниматься педагоги. В связи с данной проблемой сотрудничество с родителями должно осуществляться по таким направлениям как:обучение и воспитание детей и подростков с интеллектуальными нарушениями;психологическая поддержка семьи;участие родителей в управлении и организационнохозяйственной деятельности образовательного учреждения. Принимая ребенка в специальное образовательное учреждение необходимо выяснить каких результатов ожидают родители от детей, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении детей и подростков в образовательное учреждение проводится анкетирование родителей, которые чаще всего считают приоритетным фактором–обучение и воспитание ребенка.

Взаимодействие в процессе обучения и воспитания ребенка предполагает участие родителей в разработке и корректировке индивидуальной программы обученияребенка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участиеродителей в обучении ребенка.Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребенка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. В процессе реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также посещения родителями занятий в специальном образовательном учреждении и участие в совместной с ребенком деятельности на занятии.Следующим важнейшим направлением в работе с семьями является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи могут быть различными: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга и т.д.Совместная работа ведется и в таком направлении как участие родителей в управлении и организационнохозяйственной деятельностиспециального образовательного учреждения. Сотрудничество предусматривает:участие родителей в обсуждении и принятии решений по важным вопросам деятельности специального образовательного учреждения;участие в подготовке и проведении различных мероприятий (праздники, концерты и т.д.);проведение консультаций по внеучебным вопросам (правовые, медицинские, социальные и т.д.);материальная поддержка специального образовательного учреждение (поиск спонсоров, работодателей для детей и подростков с интеллектуальными нарушениями и т.д.);помощь в проведении хозяйственных мероприятий (уборка территории) и др.Таким образом, рассмотренные направления организации на базе образовательного учреждения полифункциональной развивающей среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью являются неотъемлемойчастьюсистемы педагогическойпомощи,необходимой для социальной интеграции людейинвалидов, потому что овладение профессиональными умениями и навыками дает человеку реализовывать себя в процессе созидательной деятельности, помогает достичь признания в обществе.

Ссылки на источники1. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии: Программы/С.В. Андреева, С.Н. Бахарева, Е.А. Виноградова и др.; Под ред. А.М. Царёва. Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. 124 с.: ил.2. Матвеева М.В.Планирование дифференцированной коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: научный журнал. Серия педагогика. №1. Т. 3–СПб. 2011. С. 4558

MatveevаMarina Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Correctional Education and Correctional Psychology AEI HPE "Pushkin Leningrad State University", St. PetersburgStanpakova Svetlana DmitrievnaCandidate of Biological sciences, the director of the state budget’s special (correctional) educational institution for pupils, students with disabilities, special (correctional) boarding school (VIII kind) № 16 Pushkin district of St. Petersburg , St. PetersburgCreating multifunctional developing educational environment for children and adolescents with intellectual disabilities on the basis of the educational institution.Abstract.The article discloses the methodological issues related to the creation of multifunctional learning environment for children and adolescents with intellectual disabilities. Describes the experience of designing and tiered educational space in terms of special (correctional) schools of VIII kind.Keywords:multifunctional educational environment, individual educational route, preprofessional and professional preparation, training and education of children and adolescents with intellectual disabilities, the interaction of the educational institution and parents.