Оптимизация детско-родительских отношений как условие обеспечения эмоционального благополучия детей с ОВЗ

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лосева Н. А., Захарова Н. В. Оптимизация детско-родительских отношений как условие обеспечения эмоционального благополучия детей с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2306–2310. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54725.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения условий оптимизации детско-родительских отношений с целью обеспечения эмоционального благополучия детей с ОВЗ. Авторы предлагают формы и методы работы с детьми, подчеркивают, что удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Для психолого-педагогической коррекции этой проблемы ими предлагается такая форма работы, как семейная гостиная, где в рамках театральной деятельности используются методы игротерапии, драмотерапии, сказкотерапии, куклотерапии. Авторы выделяют задачи, принципы и критерии эффективности коррекционной работы в детско-родительской группе, предлагают конспект занятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Захарова Наталия Владимировна,магистрант ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050400.68 «Психология образования»,г.Череповецnatalija.zaharova2011@yandex.ru

Лосева Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г.Череповецlosevana1972@yandex.ru

Оптимизация детскородительских отношений как условие обеспечения эмоционального благополучия детей с ОВЗ

Аннотация.Статья посвящена вопросам изучения условий оптимизации детскородительских отношений с целью обеспечения эмоционального благополучия детей с ОВЗ. Авторы предлагают формыи методы работы с детьмиподчеркивают, что удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.Для психологопедагогической коррекции этой проблемы, имипредлагается такая форма работы, как Семейная гостиная, где в рамках театральной деятельности используютсяметодыигротерапии, драмотерапии, сказкотерапии, куклотерапии. Авторы выделяют задачи, принципы и критерии эффективности коррекционной работы в детскородительской группе, предлагаютконспект занятия.Ключевые слова:семейная гостиная, дети с ОВЗ, эмоциональное благополучие,эмоциональное неблагополучие, детскородительские отношения.

В связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает уточнение условий формирования у детей эмоционального благополучия, которое определяет успешное развитие ребенка. Анализ обращений родителей за помощью к специалистам реализации проекта «Службы семейного сопровождения «Огонек» показывает, что наиболее часто их беспокоят такие проявления в поведении ребенка, как неуравновешенность, возбудимость, негативизм, конфликтность, упрямство, застревание на отрицательных эмоциях, устойчивое негативное отношение к общению, неуверенность в своих силах, проявление тревожности. На наш взгляд, это является следствием эмоционального неблагополучия детей дошкольного и младшего школьного возраста.По мнению А.Д. Кошелевой, эмоциональная сфера рассматривается как одна из важнейших внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.[1]Изучением проблемы эмоций занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Вилюнас В.К., Васильев И.А., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Додонов Б.И., Костандов Э.А., Лабунская В.А., Якобсон П.М. и др.,которыми было доказано, что эмоциональное состояние во многом определяет направления развития ребенка (физического, нравственного, умственного, эстетического) и развитие его психики.

УрунтаеваГ.А. в своих исследованиях выделяет понятия эмоциональногоблагополучия \неблагополучия.

Под эмоциональным благополучием понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [2].Основнымипоказателямиэмоционального благополучия выделяются:

уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым;

общий эмоциональный тонус;

способность ребенка определять эмоциональное состояние другого;

уровеньсопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном иневербальном плане [3].Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка,основными причинами которого является неудовлетворенность уровнем общения со взрослыми и со сверстниками, а также особенности внутреннего мира самого ребенка. Это приводит к формированию у него тревожнопессимистических личностных ожиданий и внутриличностному конфликту [2].

На эмоциональное благополучие \неблагополучиедетей оказывает влияниеряд причин.

неудовлетворенность ребенка общением с родителямии со сверстниками. (Т.И.Ерофеева, Т.С.Комарова, Г.П.Новикова, Т.А.Репина, А.А.Рояки др.);

общение с воспитателем (В.А.Горбачева, Т.Р.Каштанова, М.И.Лисина, В.Р.Лисина, Е.А Панько, В.А.Петровский и др.);

индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова). Пилотажные исследования в практике работы показывают, чтоодной из основных и наиболее распространенных является нарушение детскородительских отношений.

Изучениеродительского отношения, родительской позиции, стиля детскородительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные. (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.)

Божович Л.И. выделяет потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Лисина М.И.,Мещерякова С.Ю. отмечаютпотребность в получении положительных эмоций от взрослого, Г.В. Скобло акцентирует внимание на потребностиобрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым.

Таким образом, удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

Особенно это важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ)–это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это детиинвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьмиинвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.Воспитание такого ребенка в семье создает в ней совершенно особую обстановку и требует от родителей больше сил, внимания ипедагогических умений. Очень часто родители таких детей сами испытывают психологические проблемы, что в свою очередь сказывается на эмоциональномсамочувствиидетей.Становится понятно, что психологическую помощь необходимо оказывать нетолько ребенку с ОВЗ, а семье в целом.С января 2013 года в рамках Благотворительной программы «Дорога к дому» при финансовой поддержке ОАО «Северсталь» на базеМБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление»(г. Череповец)реализуется проект «Служба семейного сопровождения «Огонек». Специалисты проекта «Служба семейного сопровождения «Огонек» оказывают психологопедагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями от рождения до 15лет. Одной из форм работы проекта является семейная гостиная «Театральный калейдоскоп».Семейная гостиная —это камерная форма работы специалистов с членами семьи, проходящаяв неформальной, дружественной обстановке. В семейной театральной гостиной занимаются дети вместе с родителями под руководством педагогапсихолога и педагога дополнительного образования.

Целью курса занятий в семейной гостиной «Театральный калейдоскоп» является создание психологопедагогических условий для оптимизации детскородительских отношений.Задачи:

помочь родителям принять и понять своего ребенка;

формировать эффективныенавыки общения с детьми;

активизироватьконструктивные ресурсы семьи, способствующие формированию эмоционального благополучия детей.Режим и условия работы:

периодичность занятий1 раз в неделю по 11,5 часа в течение 35 месяцев;

количество человек не более 12. Встречи проходят в просторной комнате с ковровым покрытием и мягкими модулями.В нашей работе мы опираемся на следующие принципы:

принцип равенства,чтопедагогии родителиотказываются от роли экспертов, как по отношению к детям, так и по отношению друг к другу.Каждый обладает некими умениями или имеет свой опыт, чтопредставляет ценность для других;

принцип сотрудничества подчеркивает, что в данный момент все участники группы являются участниками единого (творческого, коррекционного, воспитательного) процесса, который происходит здесь и сейчас;

принцип полного принятия и безоценочности.Педагоги создаютатмосферу полного принятия человека с его психическими и физическими особенностями и помогают принять такую позицию участникам группы;

принцип отказа от принуждения.Ребенок вступает в деятельность только по собственному желанию. Задача взрослых создать условия длявозникновения мотива у ребенка;

принцип опоры на сильные стороны.При подборе заданий,создаются ситуации успеха для каждого участника группы, кроме того, при обратной связи упоминаются только удавшиеся моменты. Каждый участник учится определять для себя точки роста;

принцип опоры на зону ближайшего развития. То, что сегодня ребенок не может сделать, завтра он сделает вместе со взрослым, а послезавтра –сам.На основе изучении исследований (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.) мы выделили критерии эффективности работы по оптимизации детскородительскихотношений:

безусловное принятие родителем своего ребенка;

умение устанавливать вербальный и невербальный контакт со своим ребенком: овладение приемами активного слушания,высказывания по типу «Ясообщения», контакт глаз, мимика, тактильный контакт;

умение осознаватьи обсуждать потребностидруг друга;

умение договариваться;

формирование рефлексивных умений уродителей идетей.[4,5,6,7,8]На основе учета принципов и выявленных критериев, мы пришли к выводу, что театральная деятельность является наиболее эффективным средством для работы с семьей, так как театр является уникальным искусством, в котором соединяется и музыка, и танец, и владение голосом, речью, телом, жестами. В театральную деятельность мывключаем элементыигротерапии, драмотерпии, сказкотерапии, куклотерапиии др. Это дает возможность и детям и взрослым для самовыражения, проигрывания своих страхов, переживаний, проблем в безопасной, терапевтической форме. На занятиях дети и родители учатся общаться, вместе творить, импровизировать. Совместное творчество позволяет родителям и детям поновому посмотреть друг на друга, открыть свои таланты, стать увереннее, найти новые возможности для творческого роста. Все задания построены таким образом, что членам группы нужно работать в паре, в малой группе или целой командой. Такие условия помогают родителям увидеть своего ребенка со стороны, узнать лучше его умения, в том числе и коммуникативные. В процессе выполнения и обсуждения заданий, родители видят способы взаимодействия других родителей со своими детьми, анализируютсвой опыт. Пробуют новые способы взаимодействия со своим ребенком. Коррекционная работа состоит из цикла встреч, которые проходят 1 раз в неделю по полтора часа.Каждая встреча имеет свою театральную тему, которыев свою очередь, объединены в разделы: «Голос актера», «Чувства, эмоции, мимика», «Тело. Движения актера», «Характер. Создаем образ героя», «Работа с художественным текстом», «Работа над спектаклем».Встречи в гостиной строятся по следующей структуре:«Круг нового, хорошего» помогает сосредоточиться на положительном, настроиться на работу, объединяет членов группы.«Разминка». В эту часть включаются упражнения на развитие дыхания, артикуляции, снятие мышечного напряжения, негативного эмоционального состояния.«Познание» включает в себя тренинговыеупражнения,цель которых помочь родителям и детям лучшеузнать себя и друг друга. «Сценическое мастерство». В этой части участникам для разыгрывания предлагаются специально подобранные или придуманные этюды.Сюжет этюда отображает круг проблем детскородительских отношений.«Завершающий круг» необходим для окончания занятия. Каждый из участников определяет, что он узнал для себя нового,понял чтото важное, какие чувства испытал.Конспект встречи в Семейной гостиной «Театральный калейдоскоп».Тема: «Инструментыактера. Голос»Встречу ведут педагогпсихолог и педагог дополнительного образования.Задачи: 1.Активизировать представление детей о свойствах и характеристиках голоса.2.Развивать ориентировку участников на позитивные моменты в жизни.3.Побуждать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.4.Оптимизировать взаимодействие в паре ребенок –родитель.Ресурсный круг:Что нового, хорошего?Педагог: Все люди на земле не похожи друг на друга. И это хорошо. Как нет двух одинаковых снежинок, так нет и двух одинаковых людей. Каждый из нас особенный. У нас разныйхарактер, внешний вид и даже голос.Но мы не всегда задумываемся, а какой я? Что во мне особенного? В этом нам могут помочьнаши близкие.Работа в детскородительских парах: «Ты особенный».Дети и родители располагаются друг напротив друга. Берутся за руки. Задание: назвать положительные качества характера и внешности. Начинают взрослые, детивнимательно слушают. Важно слушать,не перебивая и не возражая, а говорить искренне, от всего сердца. Первыми начинают говорить взрослые. На выполнение упражнения отводится по 3 минуты в одну сторону. Задача педагогов понять, есть ли контакт между родителем и ребенком.Ресурсный круг:легко ли было выполнять это упражнение? Узнали ли о себе чтото новое, были лиоткрытия? Что проще для вас рассказывать о другом или слушать о себе?Педагог: Тема нашего занятия «Инструментыактера.Голос».Мы уже убедились в том, что каждыйиз насособенный. Даже голос у всех разный. Игра«Узнай по голосу». Родители отворачиваются, дети по очереди произносят «Мама, я тут!». Родитель должен узнать по голосу своего ребенка и пойти к нему навстречу.Педагог: Почему наши голоса не похожи,какими бывают и чемотличаются, узнаемиз видео презентации.Видео презентация«Нашголос».Педагог: Актер долженвладеть своим голосоми уметьподражать голосу своего героя.Для этого актеры каждый день выполняют специальные упражнения. Сейчас мы проведемнебольшую разминку, котораяочень необходима каждому актеру.Разминка . Каждое упражнение повторять по 3 5 раз.«Восковаяфигура». Сначала воск твердый (мышцы максимально напряжены), затем воск начинает плавиться (мышцы максимально расслаблены) .

«Надуваем шарик».Вдох –набрать воздуха, надувая живот, как шарик; задержать дыхание; выдох –медленно выдыхаем –«сдуваем шарик».Озвучиваемвыдох . Вдох и спокойный выдох со звуком «Ммм». Зеваем с голосом –расслабляем гортань.Губы растянуть в улыбке, затем вытянуть «хоботком».Сначала щеки надуваем, затем втягиваем.«Грибок» язык прижать к небу и удерживать его.Нижнюю челюсть опускаем и приподнимаем, растягивая уздечку.«Красим забор». Языком проводим по поверхности зубов, поглаживающими движениями.Упражнение наимитацию голоса.Видео презентация «В зоопарке».Задание: озвучить животных, подражая их голосам.Задача педагогов –создать атмосферураскрепощения участников группы. Подбадривая, поддерживая, изображая самостоятельно голоса животных.«Диалоги животных». Участники группы берут кукол. Родителю и ребенку нужно придуматьдиалог от лица своих кукол. Задачапедагоговнаблюдать запроцессом построения диалога в паре.Наблюдая, необходимо проанализировать, есть ли контакт между родителем и ребенком, обсуждаются ли предложенные варианты или один предлагает, а другой лишь соглашается,кто из них ведущий, а кто ведомый.В случае необходимости, педагогипомогаютпаре наладитьконтакт, подсказывают вариантыповедения, помогают задать вопросы для налаживания диалога между ними.После 57 минутной подготовки,пары по очереди представляют свои диалоги.

При выступлении «зрители» поддерживают «актеров», при необходимости помогают вопросами, аплодируют.Ресурсныйкруг:легко ли было придумать диалог? Если нет, то в чем была трудность? Что чувствовали при выступлении? Понравилось ли выступать? Нужна ли была поддержка зрителей, когда именно?

Завершение встречи. У каждого участника лист бумаги, на котором нарисованалесенка настроения. Нижняя ступенька обозначает «отвратительное настроение», верхняя –«замечательное, восхитительное настроение».Нужно нарисовать схематично фигурку человечка на той ступеньке, которая, как ему кажется, наиболее отражает его настроение на этом занятии.Таким образом, искаженное детскородительское взаимодействие рассматривается в психологопедагогическихисследованиях как источник нарушения эмоциональноличностной сферы детей и их психического здоровья,поэтому одной изфункций семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка.

Семья,воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья,как правило, сталкивается с большим количеством проблем и нуждается в психологической поддержке. Нами выделены основные задачи, принципы, условия, критерии эффективностикоррекционной работы по оптимизации детскородительских отношений, а также определена наиболее эффективная форма организации детскородительской группы –семейная гостиная, подобраны приемы и методы, разработаны конспекты занятий.

Ссылки на источники1.Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П. Эмоциональное развитие детей в игре. –Игра дошкольника. М.,19892.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений 5е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.3.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.296с.4.Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. М.: Педагогика, 1987. 258 с.5.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —М.: Просвещение, 1986. —128 с.6.ЛичкоА.Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. –Л., 1983.7.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. —М.: МГУ, 1988. —200 с8.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. М., 1994. 96 с.

Zakharova Natalia,undergraduate VPO " Cherepovets State University ", specialty 050400.68 " Educational Psychology " , Cherepovets .natalija.zaharova2011@yandex.ru

Loseva Natalia,Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO " Cherepovets State University " , Cherepovetslosevana1972@yandex.ru

Optimization of parentchild relationship as a condition for emotional wellbeing of children with HIA.Abstract.Article is devoted to studying the conditions of optimization of parentchild relationships in order to ensure the emotional wellbeing of children with HIA. The authors suggest the forms and methods of work with children emphasize that these needs is a condition of normal mental development of children. For psychopedagogical correction of this problem, they proposed this form of work, family room, where in the framework of theater techniques used play therapy, dramatherapy, tales therapy, cocoteraie. Authors identify the objectives, principles and criteria of effectiveness of remedial work in childparent group, offering abstract classes.Keywords:family room, children with HIA, emotional wellbeing, emotional deprivation, parentchild relationship.