Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фишер И. В. Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2746–2750. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54813.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению психоэмоционального состояния сотрудников органов внутренних дел при обучении стрельбе из табельного оружия. Стрельба, с одной стороны, приводит к снижению непродуктивной нервно-психической напряженности и повышению эффективности при выполнении поставленных задач, с другой – может изменять психоэмоциональный фон при выполнении более сложных задачам. В связи с этим автор предлагает уделять внимание отработке навыков и приемов применения оружия, и в первую очередь это скоростная стрельба с места с заданной зоной поражения, с переносом огня, из различных положений, после передвижения, после физической нагрузки и т. д.; обучать снятию психоэмоционального напряжения как до, так и после стрельбы; использовать стрельбу как способ снижения непродуктивной нервно-психической напряженности (психологической разрядки).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фишер Игорь Владимирович,Преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.ТюменьFitan72@mail.ru

Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Статья посвящена изучению психоэмоционального состояния сотрудников органов внутренних дел при обучении стрельбе из табельного оружия. Стрельба,с одной стороны, приводит к снижению непродуктивной нервнопсихической напряженности и повышению эффективности при выполнении поставленных задач, с другой –может изменять психоэмоциональный фон при выполнении более сложныхзадачам. В связи с этим автор предлагает уделять внимание отработке навыков и приемов применения оружия, и в первую очередь, это скоростная стрельбас места, с заданной зоной поражения, с переносом огня, из различных положений, после передвижения, после физической нагрузки и т.д.; обучать снятию психоэмоционального напряжения как до, так и после стрельбы; использовать стрельбу, как способ снижения непродуктивной нервнопсихической напряженности (психологической разрядки).Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, слушатель профессиональной (первоначальной) подготовки табельное оружие, психоэмоциональное состояние, навыки стрельбы, психологические характеристики.

Умелое, профессиональное владение табельным оружием –обязанность сотрудников органов внутренних дел. Применение и использование оружия являются важной составной частью выполнения многих служебнобоевых задач. При этом сотрудник, применяющий оружие, должен защитить жизнь не только окружающих, но и свою, а это возможно только при уверенном и правильном обращении с оружием в условиях сложных, иногда неожиданных и непредсказуемых. Для этого необходимо не только изучить меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, материальную часть оружия, усвоить приемы и правила стрельбы, но и повышать уровень психологической подготовки, под которой чаще всего принято понимать систему педагогических мероприятий, направленных на воспитание волевых качеств[1]. Волевые качества воспитываются в процессе занятий, где нарабатываются навыки наиболее рациональных и правильных действий, вне зависимости от собственного внутреннего состояния и экстремальности ситуации. Следовательно, экстремальность ситуации предполагает значительно ускоренную мобилизацию всего опыта, как профессионального, так и личностного[2].Успешность обучения сотрудников органов внутренних дел на занятиях по огневой подготовке напрямую зависит от их уровня эмоциональноволевой устойчивости. На службу в полицию имеют право поступить граждане Российской Федерации, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудника полиции обязанности. Огневая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел, формирует у них не только навыки владения табельным оружием, но и развивает психологическую устойчивость, совершенствует их умение владеть своим телом. Уже само наличие в руках боевого оружия заставляет человека действовать более внимательно, собранно. Выполнение команд руководителя во время стрельб способствует развитию у сотрудников исполнительности и дисциплины. Регулярные занятия по огневой подготовке вселяют уверенность в своих действиях, воспитывают внимательность и решительность.Практика применения оружия и статистика нападений на сотрудников органов внутренних делпозволяет выделить основные причины их гибели: 1) психологическая неготовность к действиям в ситуациях нападения; 2) отсутствие опыта ведения огня при повышенных психологических нагрузках; 3) техническая неготовность ведения скоростной стрельбы[3]. Анализируя особенности гибели сотрудников правоохранительных органов, можно говорить о недостаточности подготовки, которая не учитывает психических особенностей людей. Как правило, жертвами (в физическом и психологическом отношении) становятся не мало натренированныесотрудники, а оказавшиеся в опасной ситуации в неблагоприятном состоянии, порой сотрудники, имеющие весьмавысокие показатели по огневой подготовке. Это заставляет нас подойти к процессу подготовки не только с тактикотехнической стороны, но и психологической, которую, как правило, не учитывают или учитывают в недостаточной мере. В процессе подготовки требуется обучить сотрудников ловкости, профессиональной наблюдательности, регуляции психических состояний.

Говоря о психофизиологических особенностях деятельности сотрудников ОВД, особенно в экстремальных условиях одним из основных факторов выделяют нервнопсихическое напряжение, особое психическое состояние, требующие перестройки адаптационной системы организма[3]. Благодаря процессам адаптации поддерживается сбалансированное состояние в системе «организм среда» и при возникновении значительных и незначительных изменений, происходитобеспечение формирования нового гомеостатического состояния на уровне «оперативного покоя». Важнейшим условием повышения эффективного применения оружия является изучение отдельных элементов психологической структуры готовности. В отечественной психологической науке в связи с изучением состояния личности как детерминанты определенной профессиональной деятельности активно используется понятие «психологическая готовность к деятельности».Большинство авторов определяют готовность как особое психическое состояние и выделяют следующие уровни готовности:1). Сбалансированность внутренней и внешней мобилизации (самомобилизованность и ситуативная мобилизованность);2). Сбалансированность основных структурных компонентов мобилизованности (мотивация на высокую отдачу в службе и рациональной организации деятельности);3). Сбалансированность общей и ситуативной мобилизованности (поддержка и регулирование динамики мобилизованности)[4].

Изучение деятельности сотрудников органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что психологическая готовность к применению оружия может быть представлена различными уровнями профессиональнопсихологической подготовленности, развития профессиональных качеств и состояний личности сотрудника. Представленные выше уровни актуализированы в определенные моменты времени в соответствии с требованиями задач и условий выполнения профессиональной деятельности, связанной с применением оружия.

В структуре готовности к применению оружия необходимо различать две функционально взаимосвязанные подсистемы, в зависимости от их целевого назначения:

1. Общую, длительную готовность;

2. Конкретную, динамическую, мобилизационную готовность.Первая определяется обеспеченностью, тренированностью, опытом, возможностью выполнения данной задачи с наилучшими показателями. Однако ее выполнение зависит также от способности реализовать свою профессиональную подготовленность в конкретных условиях, от испытываемого сотрудником психического состояния в определенный момент.Вторая отражает особенности и требования предстоящей экстремальной деятельности, связанной с применением оружия. Она предполагает состояние психологической мобилизации, включающей временную активизацию способностей, главным образом, волевых качеств, требующих успешного применения оружия в опасной ситуации. В отличие от нее, длительная готовность —это устойчивая система профессиональных качеств личности (чувство ответственности за выполнение порученного дела, интерес сотрудника к профессии,умение управлять собой), опыт, знания, умения, навыки, необходимые для успешной деятельности по применению оружия в различных экстремальных ситуациях.В связи с этим, на занятиях по огневой подготовке необходимо отрабатывать навыки самоконтроля (волевые качества) с учетом психофизиологического состояния и стрессоустойчивости, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением и собственными биологическими реакциями. Целью данного исследования явилось определение особенностей психосоматических реакций до и после стрельбы из пистолета Макарова. Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. Первую группу составили слушатели профессиональной(первоначальной)подготовки, которые отрабатывали навыки стрельбы по неподвижной цели в неограниченное время. Вторая группа –отрабатывала навыки скоростной стрельбы с заданной зоной поражения. Изучение психоэмоционального состояния проводилось с помощью экспрессметодов СамочувствиеАктивностьНастроение и Люшера в дваэтапа: первый этап проведен за 30 минут до стрельбы; второй –через 30 минут после стрельбы. При этом оценивалось: 1) самочувствие –комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности;2) активность,как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, что включает в себя: химическую, физическую, нервную и психическую активность; 3) настроение,как проявление особенностей эмоционального отклика на воздействие любого характера; 4) вегетативный коэффициент, как установка на деятельность, которая физиологически соответствует симпатическому или парасимпатическому преобладанию отдела вегетативной нервной системы; 5) суммарное отклонение, показывает общее, неспецифическое психическое состояние и позволяет прогнозировать эффективность и успешность деятельности; 6) уровень тревожности, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Все значения представлены в баллах (таблица).

ТаблицаПсихологические характеристики до и после стрельбы

1 группа2 группа

До стрельбыПосле стрельбыДо стрельбыПосле стрельбыСамочувствие6,1±0,56,1±0,46,1±0,46,1±0,4Активность5,4±0,45,7±0,35,9±0,35,8±0,3Настроение6,1±0,46,0±0,46,2±0,46,2±0,4Вегетативный коэффициент1,1±0,091,0±0,090,9±0,070,9±0,07Суммарное отклонение9,0±0,75,5±0,3**8,2±0,64,7±0,2**Уровень тревоги1,1±0,081,1±0,081,9±0,1°2,2±0,1°

Установлено, что функциональное психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность и настроение) у слушателей профессиональной(первоначальной)подготовки (первой и второй группах) как до, так и после стрельбы –не изменяется, а вегетативный коэффициент определяется в диапазоне от 0,9 до 1,1 баллов. Это свидетельствует об оптимальной мобилизации физических и психических ресурсов с установкой на активную, успешную деятельность в стрессовых ситуациях. А вот уровень непродуктивной нервнопсихической напряженности перед стрельбой, как в первой (9 баллов), так и во второй (8,2 балла) группах незначительно повышен, что соответствует преобладанию установки на активную деятельность, только для болееменее регуляторных вспышек сверхактивности и напряженности. А значит, происходит мобилизация ресурсов, возможно как психических, так и физиологических для решения поставленных целей. После стрельбы независимо от сложности выполненных упражнений в обеих группах наблюдается отсутствие непродуктивной нервнопсихической напряженности. Возможно, что произошла разрядка психоэмоционального напряжения. В этот момент действия становятся разнообразны, а коэффициент полезного действия высокий. Эмоциональный настрой –оптимистический, при этом развит волевой самоконтроль, но воля не является орудием подавления какойто части личности. В экстремальных условиях происходит эффективная мобилизация и полная сосредоточенность на выполнении задачи. По представленным в таблице данным наблюдается высокий уровень тревожности во второй группе по сравнению с первой примерно в двараза. Перед второй группой ставилась более сложная задача: скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения. То есть ограничение во времени, сложность манипуляций с боевым оружием приводит к нестабильности эмоционального (реактивной тревожности) состояния. И это происходит на фоне того, что другие показатели не изменяются –самочувствие, активность, настроение, вегетативный коэффициент, а непродуктивная нервнопсихическая деятельность улучшается. Причем, мы видим тенденцию к возрастанию тревожности после стрельбы. Таким образом, это исследование еще раз подтвердило то, что при обучении слушателей профессиональной(первоначальной)подготовки умелому и эффективному применению огнестрельного оружия при выполнении оперативнослужебных и служебнобоевых задач необходимо: первое –уделять отработке навыков и приемов повышенной сложности применения оружия, и в первую очередь, это скоростная стрельба с коротких расстояний; второе–обучать снятию психоэмоционального напряжения как до, так и после стрельбы, например: методом отвлечения, самоприказа (волевая установка), методом регуляции дыхания и другими способами расслабления; третье –стрельбу можно использовать, как способ снижения непродуктивной нервнопсихической напряженности (психологической разрядки).

Ссылки на источники1. Использование стрелковых компьютерных тренажеров для обучения стрельбе курсантов образовательных учреждений МВД России: учебнометодическое пособие. Под общ. Ред. к.п.н. А.И. Щипина –М.: ЦОКР МВД России, 2010. 224с.2. Блеер А.Н., Ушаков, А.И. и др., Методические основы совершенствования устойчивости двигательных навыков стрельбы из табельного оружия: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 56с.3. Иванов Б.В. Игровые методы обучения стрельбе: Учебнометодическое пособие. –М.: ЦОКР МВД России, 2010. 112с. 4. ТрубочкинВ.Л. Психологические условия мобилизациисотрудников ОВД на выполнение служебного долга. М., 1981.

Fischer IgorTeacher of chair of fire, physical, tactical and special preparation and operational planning FGKOU DPO "The Tyumen institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia", TyumenFiring influence from the service weapon on the psychoemotional condition of staff of lawenforcement bodiesAbstract. Article is devoted to studying of a psychoemotional condition of staff of lawenforcement bodies when training in firing from a service weapon. Firing, on the one hand, leads to decrease in unproductive psychological intensity and efficiency increase when performing objectives, with another –can change a psychoemotional background when performing more difficult to tasks. In this regard the author suggests to pay attention to working off of skillsand receptions of a use of weapons, and first of all, it is highspeed firing from a place, with the set zone of defeat, with fire transfer, from various provisions, after movement, after physical activity, etc.; to train in removal of a psychoemotional pressure both to, and after firing; to use firing, as a way of decrease in unproductive psychological intensity (a psychological discharge).Keywords:employee of lawenforcement bodies, listener of vocational (initial) training service weapon, psychoemotional state, skills of firing, psychological characteristics.