Клубная работа с детьми в период становления советского государства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шалабанова А. А. Клубная работа с детьми в период становления советского государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2781–2785. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54820.htm.
Аннотация. В статье на основе анализа историко-педагогической литературы и архивных материалов охарактеризована деятельность детского клуба в период становления советского государства. Подробно охарактеризованы типы клубов (клубы по месту жительства, клубы-примитивы и др.) и направления массовой работы с детьми (идеологическая, просветительская, досуговая) во внеучебное время в 20-е гг. ХХ в.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шалабанова Анна Алексеевна,

Студентфакультета педагогики и психологии, Лесосибирский педагогический институт филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет"., г.ЛесосибирскSchalabanowa@mail.ru

Клубная работа с детьмив период становления советского государства

Аннотация.В статье на основе анализа историкопедагогической литературы и архивных материалов охарактеризована деятельность детского клубав период становления советского государства. Подробно охарактеризованытипы клубов (клубы по месту жительства, клубыпримитивы и др.) инаправления массовой работы с детьми(идеологическая, просветительская, досуговая)во внеучебное времяв 20е гг.ХХ в.Ключевые слова:клуб, внешкольная работа, 20е гг. ХХ в., просветительская работа, идеологическое воспитание.

Основной формой работы с детьми во внеучебноевремя в 20е гг. XX в. в РСФСР являлся клуб с организацией разнообразных кружков, уголков, клубных ячеек. Клубы для учащихся создавались при школах продленного дня (для учебных и внеучебных занятий после уроков) и для подростков 1517 лет, работающих на производстве. В этот же период появились Дома пионеров ©…как детские клубы, имеющие возможности охватить большое число детей…ª. Клубы создавались и по месту жительства на базе детских площадок ©клубыпримитивыª. В середине 20х гг. возникали районные детские клубы, объединявшие детей из различных клубов и располагавшие техническими станциями и библиотеками. Также, были популярными военноспортивные клубы для старшеклассников. Начало развитию туристской работы с детьми положило создание в 1923 г. Центральной детской экскурсионнотуристической станции в Москве. Само это направление являлось межпрофильным, так как оно включало кружки пешеходного туризма, туристовлыжников, юных велотуристов, туристовводников, горного туризма. Создавались также кружки литературного краеведения, в основе которых было изучение родного края по материалам устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы, кружки юных археологов[1].Вся клубная работа учитывалась ежедневно в течение всего года, как руководителями,так и самими детьми. Учет работы детей выливался в следующие формы:1.отчеты в формах описания своей работы и жизни клуба за определенный период времени;2.протоколы детских собраний, кружковых и общих;3.детские журналы, дневники, диаграммы;4.регистрация посещаемости;5.учет количества избраний того или иного члена клуба на роли общественного характера и др.Руководители вели дневники своей ежедневной работы и представляли в клуб полугодовые и годовые отчеты о своей работе, сопровождая их необходимыми статистическими сведениями, диаграммами, рисунками и таблицами [2].Благодаря архивным материаламмы можем проследить цели и задачи клубного устава(изданглавнымполитикопросветительнымкомитетомРСФСР):

сплочение масс в товарищескую семью на почве культурнопросветительской самодеятельности и всестороннего углубления классового самосознания: культурнотворческой самодеятельности а также, предоставления разумного отдыха и развлечений;

коммунистическое воспитание масс на живых примерах и окружающей действительности и путем искоренения всех предрассудков, мещанских и буржуазных навыков, понятий и традиций в области политики, хозяйства и быта, а также этики, искусства и религии, унаследованных от капиталистического строяпривлечение широких масс в сознательное политическое и хозяйственное строительство;

проявление инициатив по организации всевозможных политикопросветительных учреждений (курсы, школы, площадки, сады для детей и проч.) [3].Важным направлением работы детского клуба была организация праздников. Взависимости от содержания праздники подразделялись на вечера и утренники образовательного характера; организациидосуга; вечера учета и показа работы; праздники, вечера и утренники общественнополитического характера.Праздники, утренники и вечера образовательного характера ставили себе задачей расширить кругозор ребят©… дать толчок к самостоятельной или более глубокой работе в данной области…ª. Темы таких вечеров и утренников были очень разнообразны. На ©обществоведческигеографическихª рассматривались вопросы о разных странах и людях; популярными были вечера и утренники технической пропаганды(рассказы о подводных лодках, аэропланах и т.д.).Выбор тем определялся возрастом и интересами ребят. При проведении праздников использовались такие технические средства как волшебный фонарь, кинопроектор, физические приборы[4].В исследуемый период нельзя не отметить огромную роль кинематографа в организации клубной работы с детьми. Фильмы для детской аудитории подбирались очень тщательно. Рекомендовались к просмотру такие фильмы как ©Броненосец Потемкинª, ©Аняª, ©Каштанкаª. Обязательным было после просмотра обсуждение фильма с ребятами.Праздники, утренники и вечера по организации досуга давали детям ряд ярких и веселых переживаний, объединяли коллектив, указывали ребятам формы разумной организации досуга.К такому типу праздников относились©праздник смехаª с использованием театра, танцев, веселых рассказов, живого кино; ©Шевели мозгамиª(интеллектуальные состязания между ребятами); ©Вечер научных конкурсов и развлеченийª с проведением физических и химических опытов, различных фокусов; ©Вечер самодеятельностиª с элементами шуморкестра, хоровых или спортивных выступлений, инсценировки и импровизации, музыкальные номера.Праздники учета и показа проводились ребятамис целью подведения итогов работы ©клубистовªза определенныйпромежуток времени. ©Учетные вечераª демонстрировали достижения детских клубов перед взрослой аудиторией. План и программа праздника обсуждалась на общем собрании ребятили по кружкам. Каждая группа брала на себя определенное задание(демонстрация приборов, моделей, приемников, небольшая выставка, а также турниры, смотры и конкурсы являлись формами работы данного типа праздника).[5].Важными для идеологического воспитания подрастающего поколения в период становления Советского государства были общественнополитические вечера, утренники и праздники. К ним относились праздники Красного календаря (революционный праздник)или праздник с общественным заданием (прием в пионеры в связи с проводимой общественной кампанией). Перед этимосуществлялась длительная подготовка в форме бесед, рассказов, читок, экскурсий, совместной работы с читальней, стенной газетой, подбора иллюстраций и фотографий, рисунков ребят на данную тематику и т.д.

Таким образом, детские клубы были одним из основных типов внешкольных учебных учрежденийв 20е гг. XX, где была организована просветительская, досуговая и общественнополезная деятельность детей, на практике осуществлялось детское самоуправление.В итоге планомерной и систематической клубной работы с детьми шел процесс формирования активной и инициативной личности.

Ссылки на источники:1.Российская педагогическая энциклопедия: Том1 /М., ©Большая российская энциклопедияª, под ред. В.В.Давыдова, 1993 ‬608 стр. ‬446с.2.Педагогическая энциклопедия: В 3 т. Т.2. / Под.ред. А.Г.Калашникова. ‬М.: Работник просвещения, 1928. 635 с.3.МКУ ©Архив города Енисейскаª. Фонд № Р25. Опись 1. Дело №15. Енисейский уездный отдел народного образования. Положения о политикопросветительской работе в уезде и об оказании помощи голодающим. Лист. 104.Массовая внешкольная работа с детьми. Инструктивнометодическое письмо. Москва,1928‬с. 615.5.Там же.

Shalabanova Anna Alexeevna,Student of Lesosibirsk Pedagogical Institute ‬the branch of Siberian Federal University, LesosibirskSchalabanowa@mail.ru

Club work with children in the period of formation of Soviet Union.

Abstract:In this paper, based on analysis of historical and pedagogical literature and archival materials described the kids' club activities during the formation of the Soviet state. The types of clubs (clubs in the community , clubs and entities , etc.)and the direction of the mass of working with children ( ideological , educational, recreational ) outside of school hours in the 20ies of XX century are characterized in details.Keywords:club, extracurricular activities , the 20ies. The twentieth century. , Outreach , ideological education