Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белецкая Е. А., Иванова Т. И. Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2996–3000. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54863.htm.
Аннотация. В данной статье анализируются основные теоретико-методологические подходы к проблеме исследования музыкотерапии как в ретроспективе, так и в современном состоянии. Современная психология и педагогика в России в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами. Рассматривается музыкотерапия как один из видов арттерапии; как синтез нескольких областей научного знания: музыки, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белецкая Елена Александровна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальнокультурной деятельности ГБОУ ВПО «Белгородскийгосударственный институтискусств и культуры», г. Белгород280177@inbox.ru

Иванова Татьяна Ивановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии,

Национальный исследовательский университет (Белгородский государственный университет), г. Белгород281059tania@inbox.ru

Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В данной статье анализируются основные теоретикометодологические подходы к проблеме исследования музыкотерапиикак в ретроспективе, так и современное состояние.Современная психология и педагогика в России в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами.Рассматривается музыкотерапия как один из видов арттерапии; как синтез нескольких областей научного знания: музыки, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.Ключевые слова:музыка, музыкальная терапия, развитие личности

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыкаэто дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой инеобычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.Терапия –в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом,землей и металлом). На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей кровь.Музыкальная терапия –это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.По мнению В. И. Петрушина, область музыкальной терапии в отечественной литературе сегодня исследована явно недостаточно и, по существу, по этой теме мы можем найти всего лишь несколько трудов.В российских исследованиях по музыкотерапии (В. Г. Бехтерев, Б. В. Асафьев, Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, B. C. Шушарджан и др.) выделяются следующие проявления лечебного и коррекционного воздействия музыки на человека:

регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, повышениесоциальной активности;

облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;

коррекция коммуникативной функции;

активизация творческих проявлений.Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия. Выделяют индивидуальную музыкальную терапию (ориентирована на переживания клиента) и групповую музыкальную терапию (сосредоточена на изучении коммуникативного поведения и переживаний клиента, групповая динамика является движущей силой группового процесса).«Музыкальная терапия существует, образно говоря, только во множественном числе, на свете есть почти столько же музыкальных терапий, сколько музыкальных терапевтов. Есть среди них древние, просто старые и совсем новые, серьёзные и буквально во всём противоречащие друг другу методы». Однаковажно, чтобы этот метод был «привязан» к определённой системе понимания личности и понимания взаимосвязи человека и окружающих.Существует множество различных зарубежных подходов, направленных на реабилитацию детей с РДА посредством музыки. Так, в Великобритании уже в 50–60х годах XX века J. Alvin, P. Nordoff и С. Robbins впервые стали применять музыкотерапию для людей с аутизмом. Изучая воздействие музыки на клиентов, посещавших музыкотерапевтические занятия, они отмечали существенные положительные изменения в качестве их общения и социальном поведении. Исследования C. L. Edgerton и D. Aldridge подтвердили, что импровизационная терапия музыкой может улучшить коммуникативное поведение детей с аутизмом. М. Boso исследовал воздействие диалоговой музыкотерапии на поведение подростков с выраженным аутизмом и пришёл к заключению, что сессии активной музыкотерапии помогли уменьшить проявления у них аутистических черт [6, с.205]W. Prevezer применяла музыкальную терапию для стимуляции речевой деятельности детей с аутизмом, a S. M. K. Brown отмечал, что участие в сеансах музыкотерапии позволяет человеку с аутизмом испытывать и понимать более широкий диапазон эмоций [6, с.14]А. Woodward замечал, что музыкотерапия все чаще используется как часть интервенционных программ для детей с аутизмом и их родителей, поскольку стимулирует раннее эмоциональное взаимодействие между матерью и ребёнком, что в дальнейшем ведёт к нормальному развитию социальных навыков у детей с РДА [7, с.7]Первая книга «Музыкальная терапия для детейс аутизмом» была опубликована Juliette Alvin в 1978 году. Она была посвящена влиянию музыки на развитие ребёнка с аутизмом и до сих пор является одним из основополагающих руководств в этой области.Автор этой книги писала, что «музыка есть пространство человеческого опыта, который влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить поведение слушателя и исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там сокрыто. Она также может способствовать осознанию окружающего независимо от того, «нормален» ли человек или же у него есть какиелибо нарушения».Современная психология и педагогика в России также в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе музыки как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арттерапии (по классификации Е.А. Медведевой); как синтез нескольких областей научного знания: музыки, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства. Нам близок подход К. Кенига к музыкальной терапии в лечебной педагогике, который считает, что для достижения глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у ребёнка с проблемами положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Мы разделяем мнение А. Маслоу, что влияние музыки может быть плодотворным при организации ситуаций спонтанного, свободного выражения ребёнком своих эмоций. Только в этом случае музыка может превратиться в «разновидность терапии и роста, поскольку она даёт возможность проявиться более глубоким слоям психики, что позволяет их поощрять, укреплять, тренировать и воспитывать» [2, с.16].Рассмотрим наиболее эффективных технологий музыкотерапевтической коррекции детей.В числе этих технологий мы выделили:

оздоровительное сольфеджирование;

музыкальнофольклорная адаптация;

музыкальноимпровизационная деятельность;

погружение в специальную музыкальноакустическую среду.Оздоровительное сольфеджирование является частью традиционной музыковедческой науки, в задачи которой испокон веков входило развитие музыкального слуха, ритма, памяти, чистоты интонирования.В числе средств сольфеджио следует назвать чтение нот с листа, написание музыкальных диктантов, вокальные упражнения, пение наизусть, подбор по слуху. В контексте реабилитационной практики оздоровительное сольфеджирование приобретает характер творческой работы педагога с детьми, страдающими различными отклонениями в психическом развитии. При этом используются специально отобранные средства музыкотерапии, доступные ребенку. Например, работа с упражнениями, ритмика которых поддается достаточно быстрому усвоению, проста и упруга (две четверти, три четверти), с не меняющейся на протяжении всего музыкального фрагмента четкой и размеренной пульсации.Ритмические упражнения можно сочетать с сольфеджированием. Здесь мы опирались на всемирно известную систему музыкального воспитания венгерского композитораи педагога ХХ века Золтана Кодая [4, с.76].Кодай предложил использовать при сольфеджировании специально разработанные им ручные знаки, которые являются зрительными образами ступеней лада –как мажора, так и минора [6, с.91].Это помогает детям ощутить пульсацию ритма одновременно с интонированием ступеней лада.Другим действенным средством оздоровительного сольфеджирования является исполнение песен с характерным четким ритмом и легко интонируемой мелодией. Например, русская народная песня «Как под горкой,под горой» на две четверти вызывает своим веселым строем положительную эмоциональную реакцию ребенка и вместе с тем заставляет его сосредоточиться на правильном интонировании и ритме.Коррекция психики ребенка с проблемами психического развития требует отпедагогамузыканта внимательного отношения к избираемым для оздоровительного сольфеджирования музыкальных произведений или их фрагментов. Как известно, Л.С. Выготский предлагал отличать ядерные или основные признаки умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, надстраивающихся над этим ядром. Ядерные (первичные) сопровождаются слабостью функций коры головного мозга. Вторичные –это высшие психические функции –внимание, память, мышление и др.Эти функции у больного ребенка являются недоразвитыми именно вследствие первичного, ядерного дефекта. Подчеркнем, что именно вторичные признаки задержек психического развития поддаются лечению средствами музыкотерапии наиболее эффективно, в том числе с помощью оздоровительного сольфеджирования.Музыкальнофольклорная адаптация обучающихся –новая технология из применяемых средств педагогической музыкотерапии.Сегодня в исследовательский обиход введены многие понятия и достижения таких областей науки, как этнофункциональная психология, этнопсихологические методики. Представители этого научного направления считают, что глобалистические тенденции развития современного мира, отрывающие подрастающее поколение от его национальных корней, пагубным образом сказывается на психике ребенка, и в конечном итоге могут привести к разного рода функциональным ее нарушениям. Поскольку этнокультурная составляющая является неотъемлемой частью личности человека во всей ее полноте и многогранности.Один из основоположников этнофункционального подхода в психологии А.В. Сухарев определил несколько стадий в развитии ребенка, которые необходимо учитывать в процессе его воспитания, а именно: природная стадия от 1 года до 5 лет, сказочномифологическая стадия от 2 до 5 лет, религиозноэтическая стадия от 6 до 8 лет, стадия посвящения от 7 до 9 лет [5, с.56].Как видим из этой теории, с самого раннего детства у ребенка закладывается некий фундамент, на основе которого необходимо выстраивать все здание психики. Иначе говоря, восприятие ребенка подсознательно настроено на получение определенной информации. Следовательно, нарушение этнофункционального развития личности может привести к серьезным нарушениям и задержкам психического развития. Все это имеет непосредственное отношение к технологиям педагогической музыкотерапии.В качестве примера возьмем сказочномифологическую стадию. В возрасте от 2 до 5 лет для правильного развития и коррекции психики ребенка в процесс воспитания необходимо вводить не только сказки того или иного народа, но и народные песни, музицирование на простейших народных инструментах, элементы обрядовых действ. Например, игра в колядование с пением колядок перед праздником Рождества Христова для детей, принадлежащих к славянской православной культуре.Другими, не менее результативными приемами педагогической музыкотерапии, применяемыми в работе с дошкольниками, являются технологии музыкальноимпровизационной деятельности. Музыкальноимпровизационную деятельность можно подразделить на сольную (индивидуальную) и групповую (оркестровую).Импровизация в профессиональном музицировании –древняя и достаточно сложная форма композиторского творчества. В музыкальном воспитании детей импровизация является частью специальной развивающей программы, опирающейся на опыт выдающихся педагоговмузыкантов ХХ века –З. Кодая, Б. Бартока, К. Орфа.Кратко опишем эту технологию. Ребенку первоначально предлагается поиграть «без всяких правил» на какомлибо музыкальном инструменте, лучше всего –на простейшем ударном либо шумовом. Начиная с двухлетнего возраста можно заниматься на тамбурине, бубне, барабане, трещетке, кастаньетах, треугольнике, цимбалах, ложках и др. Желательно, чтобы ребенок сам выбрал понравившийся инструмент.Затем несколько занятий следует посвятить ознакомлению с возможностями этого инструмента, его устройством. Ребенку следует понять, что музыкальный звук рождается на основе осязательных, двигательных и слуховых ощущениях. Затем, педагогу необходимо выстроить цепочку упражнений, направленных на постепенный переход к осмысленномумузицированию: начиная от подражания различным звукам природы и кончая выражением разных чувств –печали, радости, гнева и др. Для каждого ребенка музыкотерапевт должен продумывать специальную программу, постепенно усложняя задания. Музыкотерапевты часто используют индивидуальную импровизационную деятельность в целях диагностики общего состояния психики ребенка. В своих импровизациях, не скованных никакими правилами, ребенок может свободно выражать эмоции, чувства, переживания, страхи или радости. Все это помогает определить причины психических отклонений и в дальнейшем попытаться с помощью музыкальных импровизаций скорректировать внутренний настрой ребенка в позитивную сторону.Групповые (оркестровые или ансамблевые) формы музыкальной импровизации также основаны на принципах элементарного музицирования. В группе других детей ребенок чувствует свою причастность к общему делу, что способствует развитию коммуникативности и интеллекта. Групповое музицирование способствует обогащению эмоционального опыта и преодолению состояний агрессивности, тревожности, или, наоборот, замкнутости у детей с отклонениями в психическом развитии. Следует подчеркнуть: включая ребенка в коллективную музыкальноимпровизационную деятельность необходимо сразу ему объяснить ряд правил и норм, соблюдение которых требует групповое действо. Это, к примеру, общее начало и общий конец игры, поддержание ритмического рисунка, соблюдение громкости, динамики исполнения. Наиболее сложно создать при исполнении определенный художественный образ. Для этого следует начать с элементарных подсказок и загадок, ответов на главный вопрос: «О чем говорит музыка?». Например, показать ребенку, что погремушка может смеяться, бубен всхлипывать, барабан изображать стучащего по стволу дятла и др. Важно так подобрать музыкальные упражнения, чтобы ребенок не бессмысленно барабанил или гремел погремушкой. А попытался выразить хотя бы в самых элементарных формах свои мысли и чувства.Погружение в специальную музыкальноакустическую среду предопределяется наиболее глубинными целями и задачами педагогической музыкотерапии. Как известно, еще великий русский педагог К.Д. Ушинский призывал, чтобы медицина стала педагогической, воспитывающей, а педагогика –врачующей. «Врачевание души ребенка» –так можно назвать занятия музыкотерапией, связанные с погружением в мир звуков, несущих в себе идеалы добра и красоты.Технология погружения в музыкальноакустическую среду основана на нескольких принципах, а именно:

принцип учета эмоционального и физического состояния детей на моментзанятия;

принцип «эмоциональной драматургии» (Э.Б. Абдуллин);

принцип сочетания узнаваемого и нового;

принцип контрастного сочетания музыкального материала.Рассмотрим их последовательно. Принцип учета эмоционального и физического состояния детей на момент занятия является основой всего оздоровительного процесса с помощью звуков.Целительное воздействие музыки на ребенка возможно лишь тогда, когда музыкотерапевт внимательно относится к ситуативным жизненным обстоятельствам, настроению группы и даже к погоде того дня, когда проходит урок. Психологический комфорт, успокоение и гармонизация отношений ребенка с окружающими достигается с помощью погружения в целительное музыкальное пространство с элементами релаксации.Известный в музыкальной педагогике принцип «эмоциональной драматургии» реализуется через отношение к занятию музыки как к произведению искусства. Иначе говоря, если восприятие музыкального сочинения предполагает несколько этапов, последним из которых является художественное последствие, то ина занятии следует придерживаться драматургии, устремленной к катарсису –художественному переживанию, эмоциональному всплеску, потрясению от соприкосновения с прекрасным.Принцип сочетания узнаваемого и нового в музыкальной педагогике также известен давно.Бытует даже выражение, что истинный ценитель наслаждается только той музыкой, которую знает. Поэтому важно, погружая детей в музыкальное восприятие, чередовать новый и хорошо знакомый музыкальный материал.

Ссылки на источники1.Белецкая Е.А., Иванова Т.И. Развитие творческих способностей дошкольников в учреждениях дополнительного образования (на примере Белгородской области) // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. –Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2012. –№1.–Т. 21 –С. 1751812.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. –М. : Смысл, 1999. –425 с.3.Налбандьян М.А., Мигунова М.Г. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике // Kant. –2012. № 2. С. 113116.4.Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. –СПб.: ТЦ «Сфера», 2004.5.Сухарев А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию: Учебное пособие. –М.: ГАСК, 2002. –240 с.6.Brown S.M.K. Autism and music therapy: is change possible, and why music? // Journal of British music therapy. –1994. –№8(1). –P. 15–25.7.Edgerton C.L. The effect of music therapy on the communicative behaviours of autistic children // Journal of Music Therapy. –1994. –№ 31(1). P. 31628.Woodward A. Music therapy for autistic children and their families: a creative spectrum // British Journal of Music Therapy. –2004. –№ 18(1). P. 8149.http://lib.znate.ru/docs/index138076.html10.http://psy.khspu.ru11.http://mixxreferat.ru12.http://www.rusnauka.com

Beletskaya E.А,Ph.D., assistant professor of social and cultural activities Medical University «Belgorod State Institute of Art and Culture», Belgorod280177@inbox.ruIvanova T.I.,Ph.D., assistantprofessor of preschool pedagogy and psychology, National Research University ( Belgorod State University ), Belgorod281059tania@inbox.ruMusic therapy as a means of correcting the psychological health of preschool childrenAbstract.This article analyzesthe main theoretical and methodological approaches to the study of music therapy in retrospect, and the current state .

Modern psychology and pedagogy in Russia is largely focused on the use of correctional work in music as an important means of educating a child with a harmonious personality problems.Music therapy is considered as a kind of art therapy , as a synthesis of several areas of scientific knowledge: music, medicine and psychology, as a set of techniques, built on the use of different kinds of art .Keywords:music, music therapy, personal development