Организационно – педагогические условия реализации профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сеина Н. С., Кириллова В. И. Организационно – педагогические условия реализации профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3076–3080. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54879.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства. Авторы представляют модель успешной профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства с учетом организационно-педагогических условий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириллова Валентина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикии образовательных технологийФГАОУВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольkirillova26rus@mail.ru

Сеина Надежда Сергеевна,студентка 2 курса магистратуры по направлению «Психологопедагогическое образование» факультета образования ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставрополь.seina0591@yandex.ru

Организационно –педагогические условия реализации профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства

Аннотация.Статья посвящена вопросам профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства.Авторы представляют модельуспешной профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства с учетоморганизационно –педагогическихусловий.Ключевые слова:магистратура, профессиональная адаптация, партнер, социальное партнерство.

Понятие социальноепартнерство все более прочно входит в содержание научных исследований и в практику педагогической деятельности. Причем, ранее всего, с точки зрения партнерства в образовании, начали анализироваться правовые и экономические вопросы (разработка и осуществление законодательства в образовании на основе партнерства, международное сотрудничество в образовании как способ привлечения средств для его модернизации).Нацеленность современного образования на формирование социально и профессионально мобильной личности специалиста с высоким уровнем готовности к предстоящей деятельности предъявляет новые требования к процессу профессиональной адаптации студента магистратуры. Вследствие чего, становится необходимым исследование социального партнерства с педагогической точки зрения, а именно с позиций взаимодействия «педагогстудент», учитывая также вступление РФ в Болонский процессв сентябре2003 года,когда высшее профессиональное образованиев России стало трехуровневым. Магистерская подготовка более индивидуализирована. На уровне специализированной магистерской подготовки происходит синтез уже имеющихся знаний, их углубление. Магистратура в системе высшего образования призвана выполнять следующие основные функции:

образовательную, поскольку в ней продолжается овладение студентами знаниями, необходимыми для осуществления определенных видов профессиональной деятельности;

научноисследовательскую, поскольку именно в этом звене осуществляется целенаправленное обучение исследовательской деятельности в сфере научного знания;

профессиональную, поскольку магистратура предназначена для подготовки выпускников к выполнению определенных профессиональных видов деятельности и профессиональных функций —преподавателя[1]. Предоставляется возможность реализации индивидуальной образовательной программы, построение индивидуальной образовательной траектории, позволяющей раскрыть творческие способности исследователя. Этому способствует расширение образовательного пространства России до общеевропейского уровня, повышение международной мобильности студентов и преподавателей, разработка нового поколения стандартов высшего образования, нарастание инновационных процессов, вывод отношений между преподавателямии студентами на совершенно новый уровень.

В современных научных исследованиях накопленызнания по вопросам профессиональной адаптации и условиям социального партнерства. Так теория и практика управления социальнопрофессиональной адаптацией исследована Г.В. Акоповым, С.Н. Батраковой, В.И. Земцовой, О.В. Сальдаевой. Развитие познавательной самостоятельности обучаемых как условие успешной адаптации нашло свое отражение в трудах Ю.Н. Кулюткина, А.Ф. Эсаулова, вопросы теории и практики социального партнерствабыли исследованы в трудах И.П. Cмирнова, А.Т. Глазунова, Н.В. Лопатина, И.П. Борисова, Р.И. Исаева, К.А. Чугаева, О.Е. Подвербныха, О.В. Еремеева, Н.В. Олухова, Г.В.Борисова, П.Бурдье, А.В.Корсунова, Л.А.Луговского, И.М.Реморенко и др[2].Анализ научных источников показал, что проблема профессиональной адаптациистудентов магистратурына основе социального партнерства до настоящего времени не получила должного решения и обусловлена рядом противоречий между:

потребностью общества в социально и профессионально мобильном специалисте и недостаточной разработанностью проблемы профессиональной адаптации магистрантовна основе социального партнерства;

развивающейся практикой профессиональной адаптации в вузе и отсутствием общих научнометодических подходов к ее организации на основе социального партнерства.В условиях современного образования необходимо выявлении эффективных способов профессиональной адаптации магистрантов, основанной на социальном партнерстве. На основании вышеизложенного была определена проблема исследования: при наличии каких организационнопедагогических условий социальное партнерство оказывает положительное влияние на качественную подготовку магистров в системе профессионального образования?Пути решения данной проблемы, по нашему мнению, заключаются ввыявлениикомплексаорганизационнопедагогических и социальнопедагогических условий, обеспечивающих успешность социального партнерства в образовательной среде вуза;в разработке модели реализации социального партнерства, представляющей собой систему взаимосвязанных компонентов, функционирование которых порождает интеграционный эффект, обеспечивающий благоприятную адаптациюбудущих магистров.Профессиональная адаптация понимается нами как овладение профессиональными знаниями, формирование важных профессиональноличностных качеств, развитие положительного отношения к избранной профессии, проявление субъектной активности личности в образовательном процессе.С более широких позиций подходят к рассмотрению профессиональной адаптации С.Л.Арефьев, Г.П.Баранова, В.В.Синявский, Г.М.Федосимов, Т.М.Чурекова и др. Авторы включают в понятие «профессиональная адаптация» и социальный компонент, отражающий процесс вхождения молодого специалиста в новую социальную среду, в систему межличностных отношений определенного коллектива, во время которого происходит выработка эталонов мышления и поведения в соответствии с системой ценностей и групповых норм данного коллектива. «Эти три компонента в профессиональной адаптации тесно взаимосвязаны и в практической деятельности взаимообусловливают друг друга, образуя единое целое» (Чурекова Т.М., 1989). Подобной точки зрения придерживаются Н.З.Касаткина (Касаткина Н.Э., 1970), Г.И.Насырова, (Насырова Г.И., 1985), которые при определении профессиональной адаптации указывают на достижение соответствия профессиональной подготовленности не только требованиям конкретного вида профессиональной деятельности, но и требованиям, нормам, установкам определенного трудового коллектива.В отечественной педагогике активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия проблемаучебного сотрудничества(коллективных, кооперативных, групповых форм работы) (В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.П. Панюшкин, A.B. Петровский, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман). Существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, отмечает И.А. Зимняя, т.к. значение такой формы организации обучения весьма велико.В своих работах Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова, Р.Х. Шакуров рассматривают сотрудничество как основную форму субъектсубъектного взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга для достижения определенных целей, соблюдая примерный паритет [3]. Следовательно, сотрудничество предполагает наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, особую организацию субъектсубъектных отношений в совместной деятельности.В словаре русского языка значение слова «партнер» определяется следующим образом: «соучастник; тот, кто принимает участие вместе с кемлибо; компаньон,товарищ в какомлибо деле, занятии» [4].Социальный менеджмент рассматривает социальное партнерство как особый тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации важнейших социальноэкономических интересов основных групп общества. Оно формируется как закономерный результат развития общества рыночной экономики, как следствие коренных изменений, произошедших в обществе в целом и в социальноэкономическом и политическом положении основных его социальных групп (В.А. Борисов, В.В. Комаровский, И.М. Модель, Б.С. Модель). Формирование социального партнерства подразумевает паритет в достижении договоренности без ущемления интересов какойлибо из сторон наоснове взаимных уступок самоограничения, компромисса, консенсуса [5].Реализация социального партнерства в образовательном процессе вуза обеспечивает опережающий характер профессиональной адаптации студента магистратуры и обогащение содержания подготовки к предстоящей деятельности.В ходе исследования была разработана модель профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства, характеризующаяся оптимальным сочетанием педагогического обеспечения и самоактивизации, взаимообусловленными поэтапными переходами, структурнофункциональной целостностью и уровневостью. Модель представлена этапами, стадиями, методами и формами организации социального партнерства, организационнопедагогическими условиями его реализации, результатами профессиональной адаптации.Разработанную модель отличают: 1) единство и разнообразие составных компонентов; 2) специфика реализации функций педагогической деятельности; 3) гибкость и динамичность к изменяющемуся социуму; 4) соответствие организации учебновоспитательного процесса в вузе интересам, потребностям магистрантовс учетом их индивидуальных особенностей и характер взаимоотношений. Модель профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерствапредставленав виде Таблицы1.При моделированииучитывались: а) характер и особенности профессиональной адаптации магистрантав период обучения в вузе; б) возможности социального партнерства как фактора профессиональной адаптации; в) структура и принципы взаимодействия субъектов системы образовательного процесса вуза; г) затруднения, возникающие в процессе профессиональной адаптации; д) организационнопедагогические условия, обеспечивающие профессиональную адаптацию магистрантовна основе социального партнерства.

Следовательно, преподаватель, учитывая различные факторы и условия протекания совместной деятельности может выполнить моделирование предстоящего взаимодействия с магистрантами, способствовать реализации процесса обучения в магистратуре на основе партнерских отношений,педагогическом сотрудничестве.

Показателями результативности социального партнерства магистранта и преподавателя являются обогащение содержания профессиональной подготовки специалиста, способов и форм взаимодействия, усложнение внутренних и внешних связей системы. Партнерство становится развивающим, если оно стимулирует активность взаимодействующих субъектов, т.е. ориентируется не только на общественные, но и личностные потребности субъектов учебновоспитательного процесса, поддерживая и укрепляя осознанность выбора магистранта индивидуальной образовательной траектории.Таблица 1Модель профессиональной адаптации магистровна основе социальногопартнерства

_____________________

_____________

________

ЭтапыСтадииЦельОрганизационнопедагогические условияМетодыФормыРезультаты профессиональной адаптацииОрганизационнодиагностическийСтадия самоориентированияАктуализация профессионального самоопределения будущего магистраВходная диагностика, оценка общего состояния системы взаимодействия «педагогстудент»Контентанализ, тестирование, интервьюирование, наблююдение (изучение форм поведения)Учебный диалог и полилог; беседы, ознакомительные экскурсии, диспуты, «круглые столы»Актуализировано профессиональное самоопределение будущего магистраМотивационноформирующийСтадия самовключенияФормирование готовности и способности к самостоятельной профессиональной деятельностиПрофессионализация обучающей среды; стимулирование интереса к научноисследовательской деятельности, проявления интеллектуальной инициативы; оценка опыта взаимодействия сторон, их личностных отношений как субъектов взаимодействия: педагогическаяподдержкаЧастичнопоисковый, проблемный, проектный, беседы, анкетирование (изучение мотивации, стремления к освоению деятельности), шкалирование, ранжирование признаков, позволяющих получить количественные оценки параметров адаптацииСочетание традиционных и инновационных стратегий в организации лекций, семинаров, в ситуациях профессионального взаимодействия: интерактивные образовательные технологии: самостоятельная познавательная деятельность; коллективногрупповые формы обученияФормируется готовность и способность магистрантак самостоятельной профессиональной деятельностиДеятельностностимулирующийСтадия самообогащенияСтимулирование устойчивых профессиональных проявлений, формирование субъектной активности магистрантаАктивное проявление профессиональных способностей; отбор и «выстраивание» наиболее актуальных вариантов педагогического взаимодействия; развитие субъектсубъектных отношений,диалогичность контроля, элементы самоуправления и расширение субъектного опытаИсследовательский; формальной психодиагностики: проективные методы (изучение мотивации, эмоциональной сферы), опрос (изучение самочувствия, активности, настроения), тесты (изучение уровня освоения деятельности); свобода выбора образовательной траекторииУчастие магистрантовв педагогической, учебной, научноисследовательскойпрактиках; самостоятельная разработка и реализация учебновоспитательных проектов; коллективногрупповые формы профессионального обученияУстойчивые профессиональные проявления; самообразовательные умения, расширение субъектного опыта студента, сформированность субъектной активности магистрантаКонтрольнооценочныйСтадия саморефлексииРазвитие навыков сотрудничества и партнерства в профессиональном самоопределенииОсмысление выбора профессии, стремление к профессиональному совершенству, ростуАнализ, синтез, самооценка, метод компетентных судей (оценка человека как профессионала)Педагогические чтения, студенческие конференцииНавыки сотрудничества и партнерства в профессиональном самоопределенииСсылки на источники1.Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессиональнопедагогической деятельности в высшей школе Вестник совета молодых ученых : сборник научных трудов / отв. ред. Н. Е. Ерофеева. –Орск : Издательство Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) ОГУ, 2013. –Вып. 4. –// Образовательные технологии и наука.Казань.2006.№ 9(2). С.259269.2.Тюкалова Н.В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования: дис. … канд. пед. наук:13.00.08: утв. 30.07.2010 Ижевск,2010. –202 с.3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособиедля студентов вузов. 3е изд., перераб. и доп. / Э. Ф. Зеер. М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. 336 с.4. Телина И. А. Социальное партнерство в вузе: проблемы и перспективы//Вестник совета молодых ученых : сборник научных трудов / отв. ред.Н. Е. Ерофеева. –Орск : Издательство Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) ОГУ, 2013. –Вып. 4. –С.2522575.ГлебоваЛ.Н. Политика социального партнерства в сфере образования в конце XX начале XXI веков [Текст] / Л.Н. Глебова // Миробразования и образование в мире. 2009. №5 С.1219 0,7 п.л.

Valentina Kirillova,

candidate of pedagogical Sciences, assistant Professor of pedagogy and educational technologies Autonomous Federal state educational institute of higher professional education «NorthCaucasian Federal University», StavropolSeina Nadezhda,2nd year student of magistracy in the direction of «Psychological and pedagogical education, faculty of education Autonomous Federal state education institute of high professional education «NorthCaucasian Federal University», Stavropol.Organizational pedagogical conditions of realization of professional adaptation masters on the basis of social partnershipAnnotation. The article is devoted to the issues of professional adaptation masters on the basis of social partnership. The authors present a model of successful professional adaptation of masters on the basis of social partnership based on the organizational pedagogical conditions.Keywords:graduate, professional adaptation, partnership, social partnership.