Педагогические условия развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством изонити
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Забирова
О.
А. Педагогические условия развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством изонити // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3311–3315. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54926.htm.
Аннотация. Статья посвящена эффективности использования техники изонити для развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет при соблюдении педагогических условий, а также представлена серия занятий.
Текст статьи
Забирова Оксана Александровна,воспитатель МКДОУ№ 5 «Чебурашка»г. Вятские Поляны Кировской областиokszab838812@mail.ru
Педагогические условия развития мелкой моторики рук детей 67 лет посредством изонити
Аннотация. Статья посвящена эффективности использования техники изонить для развития мелкой моторики рук детей 67 лет при соблюдении педагогических условий. Автор предлагает использовать нетрадиционную технику для развития мелкой моторики рук детей –изонить, по которой разработана серия занятий.Ключевые слова: дошкольный возраст, мелкая моторика, изонить, письмо.
«Истоки способностей и дарованийдетей на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский[1]
Научнотехнический прогресс ведет к тому, что более актуальным является хорошо развитая мелкая моторика рук. Это актуально и для офисного работника, и для работника на производстве. Двигательная сфера развивается с первых дней жизни человека, и успешность ее развития зависит от тех условий, в том числе и педагогических, в которых находится ребенок. Актуальность развития мелкой моторики рук возрастает в период старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте необходимо осуществлять систематическое обучение по развитию мелкой моторики рук детей, так как мелкая моторика способствует развитию речи, интеллекта, мышления, воображения и т.д. Также, возраст 67 лет –рубежный период у детей, когда возникают новообразования, которые помогут в период школьного детства, а именно –овладение навыком письма. Хорошо развитая мелкая моторика рук детей является обязательным условием для успешного овладения письмом в школе. Важность решения проблемы развития мелкой моторики рук детей обусловлена также тем, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.Проблема развития мелкой моторики рук детей не является новой для педагогической науки. О значении развития мелкой моторики рук детей в общем развитии ребенка указывали А.Валлон, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, А.Д.Леонтьев, Ж.Пиаже, Э.Г.Пилюгина и многие другие. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, Л.В.Фомина, В.В.Цвынтарный С.В.Щербинина, в своихисследованиях сходятся во мнении, что уровень развития мелкой моторики рук один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучениюи основа для развития речи детей.Исследования ученых показали, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторикирук,умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание исвязная речь. Большое внимание проблеме развития мелкой моторики рук детей уделяют педагоги, работающие с детьми младшего школьного возраста. Разрабатывая методику обучения детей письму Т.В.Астахова, А.А.Корнеев, О.А.Шелопухо, И.А.Шурыгина отмечали, что дети часто испытывают серьезные трудности с овладениемнавыков письма. Письмо –это сложный навык, включающий выполнениетонких координированных движений руки.[2] Техника письма требуетслаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитогозрительного восприятия и произвольного внимания, то есть в полной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук детей.Важность решения проблемы развития мелкой моторики рук детей обусловлена также тем, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,зрительного восприятия, внимания может привести к возникновениюнегативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Все вышесказанное дает возможность сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые в дальнейшем ребенку дляовладения письмом, создать условия для накопления имдвигательногои практического опыта. Вызывает сомнение опыт отдельных педагоговпрактиков, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, по формированию навыкаписьма у старших дошкольников. Не знание методики обучения детей письму и требований, предъявляемых к технике письма, зачастую приводит к тому, что у детей формируются не правильныйнавык письма, которыйвынуждает учителя начальных классов проводить дополнительную трудоемкую как для педагога, так и для обучающегося, коррекционную работу.Дляразвитиянавыков ручной умелости в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а необучение ему.Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго доначала обучения в школе. Родители и педагоги, которые уделяют должноевнимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкоймоторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:вопервых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитиеребенка; вовторых, готовят к овладению навыком письма,что в будущемпоможет избежать многих проблем школьного обучения.Учитывая важность работы по развитию мелкой моторикирукдетей 67 лет, обратимся к определениюданных понятий. Итак, каждый двигательный акт совершается благодаря моторике –функции человеческого организма, обеспечивающей выполнение движения и поддержание необходимой позы. Моторика человека –это сложная физиологическая система, включающая в себя такие взаимосвязанные компоненты как: спинной и головной мозг (ствол мозга, подкорковые узлы, мозжечок, кора больших полушарий и т.д.), различные скелетные мышцы, нисходящие пути и т.п. В зависимости от участия различных отделов ЦНС и групп мышц выделяют крупную (грубую) и мелкую (точную) моторику.[3]Под термином «мелкая моторика» в нейрофизиологии понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.[4] Это социализированные движения пальцев руки, которые развиваются на основе крупной моторики. Непосредственно с понятием мелкая моторика связано понятие «координация», которая определяется в науке как свойство живого организма обеспечить управляемость костномышечных двигательных аппаратов благодаря контролированию движений посредством органов чувств и высшей нервной деятельности.
Положения установленные в физиологии и нашедшие отражение в работахИ.М.Сеченова и И.П.Павлова доказали несостоятельность теории наследственной предопределенности развития движений ребенка. То есть это дает основание утверждать, что развитие мелкой моторики рук происходит в процессе жизнедеятельности индивида. Причем, чем активнее индивид и чем сложнее движения, тем выше уровень развития его двигательной сферы.Именно в выполнении движений высокой степени сложности включаетсяпринцип внесения непрерывных поправок в движение на основании донесений органов чувств, который в физиологииназывают принципом сенсорных коррекций. Его суть заключается в том, что выполнение произвольного движения –это результат согласованной работы двигательных систем (мышц –как непосредственных двигателей; двигательных нервов, передающих в мышцы импульсы к движению от спинного и головного мозга; двигательных центров мозга, откуда исходят эти приказыимпульсы к мышцам) и чувствительных систем нашего организма.
Анализ исследований проведенных физиологами позволил выделить следующие критерии развития мелкой моторики рук детей: точность движений, скорость движений, ловкость пальцев, сила кисти, экономичность движений, выносливость, глазомер, зрительный контроль движений, которые могут использоваться в определении уровня развития мелкой моторики рук детей 67 лет.Физиологами и психологами доказано, что процесс развития мелкой моторики и координации рук берет свое начало в младенческом возрасте и тесно связан с процессом двигательного развития ребенка. Благодаря активному освоению ребенком предметной, игровой и изобразительной видов деятельности к концу дошкольного возрастадетские движения приобретают произвольный характер. Подвижные игры, физические упражнения способствуют развитию координации дошкольников, их ловкости, гибкости, быстроты, создавая тем самым не только психологическую, но и физиологическую основу развития более сложных и мелких движений,в том числе рук.Таким образом, положения высказанные физиологами и психологами доказывает, что одним из обязательныхусловийразвития мелкой моторики рук детейявляется систематическое обучение, которое необходимо осуществлять еще в дошкольном возрасте. К проблеме поиска педагогических условий способствующих формированию мелкой моторики рук детей обращались многие педагоги (С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Макарьев, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина и др.). Так, например, ими были установлены следующие педагогические требования к упражнениям: регулярность и систематичность, доступность ипосильность, привлекательность.[5] Названные исследователи указывали на необходимость использования разных видов деятельности в процессе развития мелкой моторики рук детей: графические упражнения, суть которых составляет срисовывание изображения, штриховка и т.п.;«пальчиковые игры»;изобразительнаяи пластическаядеятельность;аппликации (обрывание, вырезание ножницами);плетение;игрыс конструкторомимозаикой ит.д. Наряду с вышеперечисленными средствами развития мелкой моторики рук детей педагогиисследователи и педагогипрактики выделяют и такой вид деятельности как рукоделие, который представлен вышивкой, шитьем и вязанием. Относительно детей дошкольного возраста данные виды деятельности малоприменимы в виду их сложности. Однако среди техник рукоделия следует отметить технику изонити. Изонить –(то есть изображение нитью), нитяная графика, способ создания нитью на твердой поверхности (картон, бархатная и наждачная бумага) изображения, состоящего из двух базовых элементов «угол» и «круг».[6]Даннаятехника,несмотря на сложностьсоздаваемого изображения, вполне доступна детям дошкольного возраста, так как имеет жестко фиксированную поверхность (в отличие от ткани)и проста в исполнении. В то же время она требует от ребенка наличия умений (вдеватьниткув иголку, завязыватьузелок,прокладывать стежки), пока еще неосвоенных детьми, а, следовательно, обеспечивает работу принципа сенсорных коррекций. Кроме того, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка способствуют развитию глазомера, точности движений руки, ловкости пальцев, выносливости; прокалывание картона –развитию силы кистируки и т.д. Таким образом, все выше сказанное дает основание предположить, что процесс развитиямелкой моторики рук детей 67 лет посредствомизонити будет эффективнымприсоблюдении следующихпедагогических условий:
1 соблюденияэтапности в проведении занятий:
1этап –знакомство и освоение базовогоэлемента «угол»,
2этап –создание изображений,на основе многократногоповторениябазовогоэлемента«угол»,
3 этап –знакомство и освоение базового элемента «круг»,
4этап –создание изображений, смногократнымповторениембазового элемента «круг»,
5 этап –создание изображений, предполагающее комбинирование базовых элементов «угол» и «круг»);
2 постепенное усложнениязанятий за счет увеличения количества изображаемых элементов, изменения размеров изображения, предложения детям в качестве основы материалов с разной степенью плотности (картон, наждачная и бархатная бумага);
3 учетапедагогом темпа выполнения работ детьми, то есть отсутствие ограничений времени на создание изображения;
4 разнообразияи связипредлагаемых детямобразовв технике изонити с их личным эмоциональным опытом;
5 знаниядетьми правил работы с инструментами (ножницы, игла), знание цифр и умение считать до ста.Немаловажным условием для проведения занятий по изонити является содержание предметной среды, а именно наличие следующих материалов:картон, бархатная и наждачная бумаги; нитки: ирис, мулине, швейные; игольницы с иголками; линейка; простой карандаш; ножницы.Для того чтобы получался соответствующий рисунок на картоне, бархатной и наждачной бумаге и было удобно детям вдевать нитку в иголку иглы необходимо использовать размером № 3, нитки №45.Для обеспечения безопасности детей во время работы, были сформулированы правила работы с инструментами:1 хранить иглу только в игольнице и с ниткой;2 нельзя ронять иглу на пол;3 передавать друг другу только тупым концом вперед;4 нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту;5 нитку нельзя откусывать зубами;6 нельзя держать ножницы острыми концами вверх;7 передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.Также детям были предложены правила вышивания в технике изонить:1Начинать работу надо сизнаночной стороны, вводя иглу в отверстие под номером«1».1На лицевой стороне нить протягиваем в вершину угла в отверстие номером«2».2Из изнаночной стороны вводим нить в отверстие номером«3».3На лицевой стороне нити пересекаются, направляясь на другую сторону угла.4На изнаночной стороне стежки идут на одной стороне вниз, а на другой –вверх.Чтобы научить детей технике изонити, педагоги сами должны хорошо освоить технологию, суметь заинтересовать детей, мотивировать их к данному виду деятельности, а также проявлять фантазию и творческие способности.Исходя из вышесказанного, я считаю, что необходимо проводить систему занятий по изонити с детьми в подготовительной к школе группе в целях развития мелкой моторики рук детей, подготовки руки к письму, к обучению в школе, наряду с развитием речи, мышления, воображения. (Таблица 1)
Таблица 1Серия занятий по изонити ЭтапЦель№ занятияНазвание занятия1Знакомство и освоение первого элемента изонити –«Угол»1«Угол»2,3«Елочка»4,5«Снежинка»6,7«Звездочка»2Знакомство и первичное освоение второго элемента изонити –«Круг»8«Круг»9«Воздушные шарики»3Закрепление «Угла», продолжение освоения и закрепление «Круга»;освоение сочетания двух элементов изонити в одном образе10,11«Салфетка»12,13«Одуванчик»14,15«Рыбка»16,17,18«Снеговик»19,20«Подарок маме»Результаты, полученные в ходе эксперимента, доказали эффективность разработанной серии занятий по изонити, и тем самым подтвердили, чтопроцесс развития мелкой моторики рук детей 67 лет посредством изонити будет эффективным при соблюдении вышеуказанных педагогических условий.
Ссылки на источники1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. –Москва: Педагогика, 1981.2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму//Дошкольное воспитание. –1987. № 8 (август).3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. –Москва: Медицина, 1966. 4. Безруких М.М. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений // Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) –Москва: Издательский центр «Академия», 2002.5. Гаврина С.Е. Развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво –Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. –Ярославль: Академия развития,1997
OksanaZabirova,avospitatelMKDOU№ 5 «Cheburashka»VyatskiePolyani, KirovPedagogical conditions of development of the hand motorics of children 67 years old by izonitiAbstract.Article is dedicated to the effective use oftechnology development for string art hand motorics of children 67 years with pedagogical conditions. The author suggests using nontraditional techniques for the development of the hand motorics of children–izonit, where a series of lessons.Keywords:preschool age, fine motor skills, izonit, writing.
Педагогические условия развития мелкой моторики рук детей 67 лет посредством изонити
Аннотация. Статья посвящена эффективности использования техники изонить для развития мелкой моторики рук детей 67 лет при соблюдении педагогических условий. Автор предлагает использовать нетрадиционную технику для развития мелкой моторики рук детей –изонить, по которой разработана серия занятий.Ключевые слова: дошкольный возраст, мелкая моторика, изонить, письмо.
«Истоки способностей и дарованийдетей на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский[1]
Научнотехнический прогресс ведет к тому, что более актуальным является хорошо развитая мелкая моторика рук. Это актуально и для офисного работника, и для работника на производстве. Двигательная сфера развивается с первых дней жизни человека, и успешность ее развития зависит от тех условий, в том числе и педагогических, в которых находится ребенок. Актуальность развития мелкой моторики рук возрастает в период старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте необходимо осуществлять систематическое обучение по развитию мелкой моторики рук детей, так как мелкая моторика способствует развитию речи, интеллекта, мышления, воображения и т.д. Также, возраст 67 лет –рубежный период у детей, когда возникают новообразования, которые помогут в период школьного детства, а именно –овладение навыком письма. Хорошо развитая мелкая моторика рук детей является обязательным условием для успешного овладения письмом в школе. Важность решения проблемы развития мелкой моторики рук детей обусловлена также тем, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.Проблема развития мелкой моторики рук детей не является новой для педагогической науки. О значении развития мелкой моторики рук детей в общем развитии ребенка указывали А.Валлон, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, М.М.Кольцова, А.Д.Леонтьев, Ж.Пиаже, Э.Г.Пилюгина и многие другие. С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, Л.В.Фомина, В.В.Цвынтарный С.В.Щербинина, в своихисследованиях сходятся во мнении, что уровень развития мелкой моторики рук один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучениюи основа для развития речи детей.Исследования ученых показали, что ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторикирук,умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание исвязная речь. Большое внимание проблеме развития мелкой моторики рук детей уделяют педагоги, работающие с детьми младшего школьного возраста. Разрабатывая методику обучения детей письму Т.В.Астахова, А.А.Корнеев, О.А.Шелопухо, И.А.Шурыгина отмечали, что дети часто испытывают серьезные трудности с овладениемнавыков письма. Письмо –это сложный навык, включающий выполнениетонких координированных движений руки.[2] Техника письма требуетслаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитогозрительного восприятия и произвольного внимания, то есть в полной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук детей.Важность решения проблемы развития мелкой моторики рук детей обусловлена также тем, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,зрительного восприятия, внимания может привести к возникновениюнегативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Все вышесказанное дает возможность сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые в дальнейшем ребенку дляовладения письмом, создать условия для накопления имдвигательногои практического опыта. Вызывает сомнение опыт отдельных педагоговпрактиков, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, по формированию навыкаписьма у старших дошкольников. Не знание методики обучения детей письму и требований, предъявляемых к технике письма, зачастую приводит к тому, что у детей формируются не правильныйнавык письма, которыйвынуждает учителя начальных классов проводить дополнительную трудоемкую как для педагога, так и для обучающегося, коррекционную работу.Дляразвитиянавыков ручной умелости в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а необучение ему.Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго доначала обучения в школе. Родители и педагоги, которые уделяют должноевнимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкоймоторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:вопервых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитиеребенка; вовторых, готовят к овладению навыком письма,что в будущемпоможет избежать многих проблем школьного обучения.Учитывая важность работы по развитию мелкой моторикирукдетей 67 лет, обратимся к определениюданных понятий. Итак, каждый двигательный акт совершается благодаря моторике –функции человеческого организма, обеспечивающей выполнение движения и поддержание необходимой позы. Моторика человека –это сложная физиологическая система, включающая в себя такие взаимосвязанные компоненты как: спинной и головной мозг (ствол мозга, подкорковые узлы, мозжечок, кора больших полушарий и т.д.), различные скелетные мышцы, нисходящие пути и т.п. В зависимости от участия различных отделов ЦНС и групп мышц выделяют крупную (грубую) и мелкую (точную) моторику.[3]Под термином «мелкая моторика» в нейрофизиологии понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.[4] Это социализированные движения пальцев руки, которые развиваются на основе крупной моторики. Непосредственно с понятием мелкая моторика связано понятие «координация», которая определяется в науке как свойство живого организма обеспечить управляемость костномышечных двигательных аппаратов благодаря контролированию движений посредством органов чувств и высшей нервной деятельности.
Положения установленные в физиологии и нашедшие отражение в работахИ.М.Сеченова и И.П.Павлова доказали несостоятельность теории наследственной предопределенности развития движений ребенка. То есть это дает основание утверждать, что развитие мелкой моторики рук происходит в процессе жизнедеятельности индивида. Причем, чем активнее индивид и чем сложнее движения, тем выше уровень развития его двигательной сферы.Именно в выполнении движений высокой степени сложности включаетсяпринцип внесения непрерывных поправок в движение на основании донесений органов чувств, который в физиологииназывают принципом сенсорных коррекций. Его суть заключается в том, что выполнение произвольного движения –это результат согласованной работы двигательных систем (мышц –как непосредственных двигателей; двигательных нервов, передающих в мышцы импульсы к движению от спинного и головного мозга; двигательных центров мозга, откуда исходят эти приказыимпульсы к мышцам) и чувствительных систем нашего организма.
Анализ исследований проведенных физиологами позволил выделить следующие критерии развития мелкой моторики рук детей: точность движений, скорость движений, ловкость пальцев, сила кисти, экономичность движений, выносливость, глазомер, зрительный контроль движений, которые могут использоваться в определении уровня развития мелкой моторики рук детей 67 лет.Физиологами и психологами доказано, что процесс развития мелкой моторики и координации рук берет свое начало в младенческом возрасте и тесно связан с процессом двигательного развития ребенка. Благодаря активному освоению ребенком предметной, игровой и изобразительной видов деятельности к концу дошкольного возрастадетские движения приобретают произвольный характер. Подвижные игры, физические упражнения способствуют развитию координации дошкольников, их ловкости, гибкости, быстроты, создавая тем самым не только психологическую, но и физиологическую основу развития более сложных и мелких движений,в том числе рук.Таким образом, положения высказанные физиологами и психологами доказывает, что одним из обязательныхусловийразвития мелкой моторики рук детейявляется систематическое обучение, которое необходимо осуществлять еще в дошкольном возрасте. К проблеме поиска педагогических условий способствующих формированию мелкой моторики рук детей обращались многие педагоги (С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Макарьев, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина и др.). Так, например, ими были установлены следующие педагогические требования к упражнениям: регулярность и систематичность, доступность ипосильность, привлекательность.[5] Названные исследователи указывали на необходимость использования разных видов деятельности в процессе развития мелкой моторики рук детей: графические упражнения, суть которых составляет срисовывание изображения, штриховка и т.п.;«пальчиковые игры»;изобразительнаяи пластическаядеятельность;аппликации (обрывание, вырезание ножницами);плетение;игрыс конструкторомимозаикой ит.д. Наряду с вышеперечисленными средствами развития мелкой моторики рук детей педагогиисследователи и педагогипрактики выделяют и такой вид деятельности как рукоделие, который представлен вышивкой, шитьем и вязанием. Относительно детей дошкольного возраста данные виды деятельности малоприменимы в виду их сложности. Однако среди техник рукоделия следует отметить технику изонити. Изонить –(то есть изображение нитью), нитяная графика, способ создания нитью на твердой поверхности (картон, бархатная и наждачная бумага) изображения, состоящего из двух базовых элементов «угол» и «круг».[6]Даннаятехника,несмотря на сложностьсоздаваемого изображения, вполне доступна детям дошкольного возраста, так как имеет жестко фиксированную поверхность (в отличие от ткани)и проста в исполнении. В то же время она требует от ребенка наличия умений (вдеватьниткув иголку, завязыватьузелок,прокладывать стежки), пока еще неосвоенных детьми, а, следовательно, обеспечивает работу принципа сенсорных коррекций. Кроме того, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка способствуют развитию глазомера, точности движений руки, ловкости пальцев, выносливости; прокалывание картона –развитию силы кистируки и т.д. Таким образом, все выше сказанное дает основание предположить, что процесс развитиямелкой моторики рук детей 67 лет посредствомизонити будет эффективнымприсоблюдении следующихпедагогических условий:
1 соблюденияэтапности в проведении занятий:
1этап –знакомство и освоение базовогоэлемента «угол»,
2этап –создание изображений,на основе многократногоповторениябазовогоэлемента«угол»,
3 этап –знакомство и освоение базового элемента «круг»,
4этап –создание изображений, смногократнымповторениембазового элемента «круг»,
5 этап –создание изображений, предполагающее комбинирование базовых элементов «угол» и «круг»);
2 постепенное усложнениязанятий за счет увеличения количества изображаемых элементов, изменения размеров изображения, предложения детям в качестве основы материалов с разной степенью плотности (картон, наждачная и бархатная бумага);
3 учетапедагогом темпа выполнения работ детьми, то есть отсутствие ограничений времени на создание изображения;
4 разнообразияи связипредлагаемых детямобразовв технике изонити с их личным эмоциональным опытом;
5 знаниядетьми правил работы с инструментами (ножницы, игла), знание цифр и умение считать до ста.Немаловажным условием для проведения занятий по изонити является содержание предметной среды, а именно наличие следующих материалов:картон, бархатная и наждачная бумаги; нитки: ирис, мулине, швейные; игольницы с иголками; линейка; простой карандаш; ножницы.Для того чтобы получался соответствующий рисунок на картоне, бархатной и наждачной бумаге и было удобно детям вдевать нитку в иголку иглы необходимо использовать размером № 3, нитки №45.Для обеспечения безопасности детей во время работы, были сформулированы правила работы с инструментами:1 хранить иглу только в игольнице и с ниткой;2 нельзя ронять иглу на пол;3 передавать друг другу только тупым концом вперед;4 нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту;5 нитку нельзя откусывать зубами;6 нельзя держать ножницы острыми концами вверх;7 передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед.Также детям были предложены правила вышивания в технике изонить:1Начинать работу надо сизнаночной стороны, вводя иглу в отверстие под номером«1».1На лицевой стороне нить протягиваем в вершину угла в отверстие номером«2».2Из изнаночной стороны вводим нить в отверстие номером«3».3На лицевой стороне нити пересекаются, направляясь на другую сторону угла.4На изнаночной стороне стежки идут на одной стороне вниз, а на другой –вверх.Чтобы научить детей технике изонити, педагоги сами должны хорошо освоить технологию, суметь заинтересовать детей, мотивировать их к данному виду деятельности, а также проявлять фантазию и творческие способности.Исходя из вышесказанного, я считаю, что необходимо проводить систему занятий по изонити с детьми в подготовительной к школе группе в целях развития мелкой моторики рук детей, подготовки руки к письму, к обучению в школе, наряду с развитием речи, мышления, воображения. (Таблица 1)
Таблица 1Серия занятий по изонити ЭтапЦель№ занятияНазвание занятия1Знакомство и освоение первого элемента изонити –«Угол»1«Угол»2,3«Елочка»4,5«Снежинка»6,7«Звездочка»2Знакомство и первичное освоение второго элемента изонити –«Круг»8«Круг»9«Воздушные шарики»3Закрепление «Угла», продолжение освоения и закрепление «Круга»;освоение сочетания двух элементов изонити в одном образе10,11«Салфетка»12,13«Одуванчик»14,15«Рыбка»16,17,18«Снеговик»19,20«Подарок маме»Результаты, полученные в ходе эксперимента, доказали эффективность разработанной серии занятий по изонити, и тем самым подтвердили, чтопроцесс развития мелкой моторики рук детей 67 лет посредством изонити будет эффективным при соблюдении вышеуказанных педагогических условий.
Ссылки на источники1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. –Москва: Педагогика, 1981.2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму//Дошкольное воспитание. –1987. № 8 (август).3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. –Москва: Медицина, 1966. 4. Безруких М.М. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений // Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) –Москва: Издательский центр «Академия», 2002.5. Гаврина С.Е. Развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво –Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. –Ярославль: Академия развития,1997
OksanaZabirova,avospitatelMKDOU№ 5 «Cheburashka»VyatskiePolyani, KirovPedagogical conditions of development of the hand motorics of children 67 years old by izonitiAbstract.Article is dedicated to the effective use oftechnology development for string art hand motorics of children 67 years with pedagogical conditions. The author suggests using nontraditional techniques for the development of the hand motorics of children–izonit, where a series of lessons.Keywords:preschool age, fine motor skills, izonit, writing.