Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Головкина Е. М. Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3316–3320. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54927.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию степени влияния аудиовизуальных источников, в частности современных российских мультфильмов, на сознание детей и формированию у них стереотипов гендерного поведения. На основании контент-анализа исследуемых мультфильмов были выделены характерные особенности мужчины и женщины, выраженные в понятиях маскулинности и феминности. Было определено, что в исследуемых мультфильмах представлены как традиционные стереотипы поведения мужчины и женщины, так и относительно новые модели гендерного поведения, отражающие современные реалии жизни.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Головкина Елена Михайловна,преподаватель МКОУ ДОД«Детская школа искусств» ЗАТО Первомайский Кировской области (сокращенное МКОУ ДОД ДШИ ЗАТО Первомайский)elena.golovkina.89@mail.ru

Влияниесовременных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей

Аннотация. Статья посвящена исследованиюстепени влияния аудиовизуальных источников, в частности современных российских мультфильмов, на сознание детей и формировании у них стереотипов гендерного поведения. На основании контентанализа исследуемых мультфильмов были выделены характерные особенности мужчины и женщины, выраженные в понятиях маскулинности и феминности. Было определено, что в исследуемых мультфильмах представлены как традиционные стереотипы поведения мужчины и женщины, так и относительно новые модели гендерного поведения, отражающие современные реалии жизни.Ключевые слова:мультипликация, гендер, феминность, маскулинность,стереотип.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что телевидение представляет собой эффективный механизм управления человеком, а дети являются наиболее зависимыми от получаемых сообщений. И взрослый, с уже сложившейся психикой, и ребенок в равной степени подвергаются воздействию информации, транслируемой с экранов телевизоров. Но если взрослый человек (при этом далеко не каждый), опираясь на свое мировосприятие, ценностные установки и выработанные жизненные ориентиры, еще както может оградить себя от навязываемых стереотипов поведения, общения, стиля жизни, игнорируя поступающую информацию, критически относясь к ней или просто отказавшись от просмотра сомнительных программ и мультфильмов, то ребенок в данной ситуации оказывается беспомощным. Именно дети являются наиболее зависимыми от получаемых сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. Не имея в достаточной степени жизненного опыта, устоявшихся представлений о том, что «хорошо», а что «плохо», ребенок может получить неверные ориентиры, которые в дальнейшем и будут определять всю его жизнь. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам ‬пристрастия, с которым мало что может конкурировать. Мультипликация, представленная в значительном объемена современном российском видеорынке, объединяя вымысел и реальность, музыку и изображение, изначально призвана способствовать воспитанию и гармонизации подрастающего поколения, однако так происходит не всегда. Все чаще в мультфильмах для детей транслируются трансформированные образы мужчины и женщины, которые способны оказывать влияние на формирование гендерного самосознания ребенка.Интерес к детской анимации обусловлен в первую очередь тем, что именно в детстве закладываются основы мировосприятия, формируется «сценарий» будущей жизни. Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.При этом под сценарием следует понимать постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве, основываясь на детских иллюзиях, которые могут не исчезнуть в течение всей жизни.Психологи доказали, что ребенку свойственного отождествлять себя скакимлибо сказочным или фантастическим персонажем. Так они ищут поддержку для решения своих жизненных проблем.В обычных условиях ребенку помогают в этом волшебные сказки, которые сначала читает ему мать, а потом он читает их сам в часы досуга, когда можно отпустить на волю воображение. Сказки дают ребенку целый ряд новых действующих лиц, исполняющих роли в его фантазиях. Принимая чужое имя и копируя имидж, ребенок становится в своих фантазиях обладателем возможностей и навыков образца для подражания.Впоследствии, как утверждает американский психолог и психиатр Эрик Берн, поведение образца для подражания, каким обычно становится персонаж сказки, фильма или мультфильма ложится в основу сценария всей будущейжизни1. В своей работе «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы» он рассматривает различные виды сценариев жизни (Примерами могут служить такие сценарии как, например, «Красная Шапочка» или «Спящая красавица»), подробно описывая и анализируя каждый из них, показывая степень влияния определенной сказки, моделей поведения основных ее героев на поступки и действия, совершаемые человеком в ходе всей жизни.Здесь необходимо отметить такое свойство анимации, благодаря которому она не оставляет человека равнодушным к ее творениям всю свою жизнь. А. М. Орлов говорит о том, что подавляющее большинство анимационных (и не только) фильмов представляют собой мощные излучатели, создающие у зрителя переизбыток энергии определенного качества. Фильм работает как энергетический излучатель. И такое положение, возможно, связано с установкой большей части современных экранных продуктов на внедрение в сознание зрителя определенных образов, эмоций, идей. Согласно А. М. Орлову, это «…направленное психотехническое манипулирование сознанием» 3]Ярким примером использования мультфильмов в качестве средства для достижения определенных целей может служить советская мультипликация, которая посредством мультипликационного героя должна была воспитывать в подрастающем поколении достойных членов социалистического общества и развивать в них чувство патриотизма, ответственности 4. Примерами могут служить такие мультфильмы как «Мальчиш Кибальчиш» (1958) и «Баранкин, будь человеком» (1963), режиссер А. СнежкоБлоцкая и другие.Но взаимоотношения современной анимации с обществом достаточно сложны и противоречивы. В анимации все больше отражаются реалии современной жизни, которые позволяют все активнее использовать ее для внедрения в массовое сознание определенных идей или мнений. Мультфильмы смотрят, как правило, «на одном дыхании» ‬и достаточно сложно уследить, манипулируют человеком или нет.При просмотре мультфильмов у детей срабатывают механизмы формирования поведения посредством заражения, внушения и подражания 5]Заражение ‬один из наиболее часто встречающихся феноменов. Готовность к подражанию или склонность к внушению ‬условие эффективного заражения. В отношении детей герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Эмоциональная окраска мультфильмов способствует усилению эффекта заражения.Внушение, воздействуя на ребенка, вербальными или невербальными средствами, вызывает определенные состояния, создает некоторые ощущения, формирует представления, возбуждает эмоциональные состояния и даже волевые побуждения. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям ребенка.Наиболее общим психологическим явлением, реально стоящим как за успешным заражением, так и за эффективным внушением, является феномен подражания. Именно готовность к подражанию обеспечивает результативность всех иных способов воздействия информации, в исследуемом случае мультипликации, на ребенка.Основа подражания ‬следование какомулибо примеру, образцу. Среди разновидностей или форм подражания в качестве базовой основы у детей выделяют простую имитацию. Для того чтобы справиться с сильными эмоциональноэффективными процессами, дети готовы подражать тем, кто, с их точки зрения, уже справился или справляется со сходными проблемами. Вконечном счете, именно выраженная готовность к подражанию оказывается основным, собственно психологическим, внутренним для ребенка, механизмом формирования различных стереотипов поведения.У детей чрезвычайно развито подражание, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дети подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное. Только совокупное действие подражания, заражения и внушения, при котором каждый из данных феноменов исполняет свою роль, обеспечивает все многообразие вариантов этих отношений и складывается в единый общий механизм формирования ребенка 6]События, происходящие в мультфильме, помимо того, что повышают осведомленность ребенка, развивают его воображение, еще и формируют мировоззрение, особенно влияют на его мышление. Исследователи (такие как Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконини др.) выделяют несколько видов мышления и сходятся на том, что основная особенность умственного развития ребенка в возрасте 35 лет преобладание образных форм познания. Именно в этот сензитивный период, дети наиболее восприимчивы к визуальным образам и это именно тот момент, когда у них активно развиваются все сферы деятельности: творческая, эстетическая, речемыслительная, а в процессе социализации ребёнок приобщается к культуре своего народа, у него закладываются духовные ценности и мотивы.В связи с этим решение проблемы отражаемых в мультфильмах трансформированных образов мужчины и женщины становится все более актуальной в условиях современной неоднозначной психосексуальной культуры. В системе дифференциации половых ролей произошли изменения, которые привели к ломке традиционных гендерных стереотипов и частичному оформлению новых культурных идеалов мужественности и женственности. Наборы мужских и женских качеств более не противоречат друг другу, между ними почти нет границ, они взаимопереходят и обогащают друг друга.Происходит смещение ролей и гендерных установок. традиционно закрепленных за мужчиной и женщиной. Все больше набирает силу тенденция соревнования женщины с мужчиной, отстаивание ей своей независимостии самостоятельности. По существу, это равноправие сводится к тому, что женщина за образец для подражания берет мужскую модель поведения. А в некоторых семьях мужчины, наряду с работой по обслуживанию домашней техники, берут на себячаще всего воспитание детей ‬традиционное занятие женщины.Всечаще можно наблюдать наличие традиционных мужских качеств, таких как самостоятельность, независимость, склонность к риску, выполнение «тяжелых» видов работ и в поведении женщин, а также типично женских качеств (инфантильность, эмоциональность, чувствительность и т.п.) в мужском образе. Данную тенденцию можно наблюдать как в реальном поведении людей, так и в образах современной культуры, отраженных в СМИ, на телевидении в рекламе, фильмах и мультфильмах, в литературе и т.д.Формирование гендерного самосознания, половой роли происходит еще в дошкольном возрасте ребенка, завершаясь к периоду полового созревания, в связи с чем актуальным становится исследование материалов, нацеленных по своей основной функции на детскую аудиторию.Специалисты, основываясь на проведенных ими исследованиях, авторитетных мнениях, говорят о скрытых смыслах зарубежных мультфильмах, об их влиянии на сознание и будущее мировосприятие детей (ярким примером могут служить статьи журналиста, исследователя Г.Героева«Дети и современные мультфильмы», «Материнство и мультфильмы» и др.)2.Вместе с тем, исследование отечественной мультипликации проводится в значительно меньшей степени, чем зарубежной. Кроме того, анализ литературы показал, что на сегодняшний лень отсутствуют серьезные монографические исследования, касающиеся вопросов влияния мультипликации на формирование гендерных стереотипов поведения у детей, что подтверждает актуальность и необходимость проведения исследований в данном направлении.

Для исследования были выбраны следующие российские полнометражные мультфильмы: «Алеша Попович и ТугаринЗмей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Приключения Аленушки и Еремы». Этот выбор был осуществлен на основании социокультурного исследования для выявления наиболее популярных мультфильмов, проведенного на базе МДОУ д/с «Улыбка» п.Первомайский Кировской области, участие в котором (в форме анкетирования) приняли участие 44 родителя, в возрасте от 23 до 55 лет, преимущественно со среднеспециальным образованием.

0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%"Алёша Попович и Тугарин Змей""Илья Муромец и Соловей Разбойник""Добрыня Никитич и Змей Горыныч""Приключения Алёнушки и Ерёмы"92%72%88%40%1Современные российские полнометражные мультфильмы,

которые смотрят дети в возрасте от 3 до 7 летПри анализе мультфильмов внимание было сосредоточено на соотношении пола и атрибутовфункций персонажей в контексте их сказочных отношений. Было выяснено, какие функции в сказке выполняют мужчина и женщина, как различаются испытания, через которые проходят герои разного пола, в какие властные отношения они вовлечены, как строятся гендерные отношения, в каких сферах деятельности участвуют мужчины и женщины. На основании контентанализа было выяснено, что идеалы мужественности и женственности в современных мультфильмах достаточно противоречивы, так как традиционные черты переплетаются с современными.

Женский образ в современной мультипликации не так однозначен. Наряду с традиционным стереотипным поведением женщины, которое наиболее ярко представлено в образах Настасьи, жены Добрыни Никитича, и Любавы, невесты Алеши Поповича, встречается и тип «современной девушки» на примере образа Аленушки из мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник». Этот образ отличает самостоятельность, решительность, склонность к риску и активным действиям,профессиональная деятельность в сфере коммуникаций и т.п. Данная сюжетная линия мультфильма позволяет говорить о том, что в современной российской мультипликации все больше проявляется тенденция к изображению современной действительности. Даже в мультфильмах, основанных на исторических сюжетах, проявляются реалии современности. В исследуемом случае, на примере образа Аленушки, можно наблюдать набирающий силу процесс феминизации женщин. Компетентность в профессиональной деятельности, деловая хватка постепенно выходят на первый план по сравнению с традиционными обязанности и заботами женщины.Интерес для анализа представил и образ царевны Всеславны (м/ф «Приключения Аленушки и Еремы»). Царевна Всеславнасимволизирует собой новый тип женщины современного мира,хотя и в несколько гипертрофированной форме. Царевна независима, самостоятельна, склонна к риску и авантюрам. В ее внешнем облике, поведении, манере общения нет ни единого намека на женственность и романтичность. Она скорее мужеподобна, чем элегантна, резка и бескомпромиссна, не склонна улаживать конфликты. Ее основные увлечения и смысл жизни ‬техника, проектирование новых машин, аппаратов, проведение 2. Степень выраженности традиционно мужских и женских стереотипов гендерного поведения в мужских и женских образах мультипликационных героевМужские стереотипыМужской образЖенский образЖенские стереотипыМужскойобразЖенский образСвязь с техникой / оружием8 %17%Работа по хозяйству15%7%Смелость15%13%Экспрессивность, чувствительность, эмпатичность30%26%Мужественность14 %5%Женственность5%26%Четкая последовательность в выполнении действий, рациональность10%17%Альтруизм

7%Ориентация на цель, инструментальность13%9%Служение, идея заботы43%43%Твердость характера, властность17%5%Статичность, слабость2%6%Независимость, индивидуальность10%13 %Коллективность, близость2%3%Импульсивность, склонность к риску14%18%Консервативность4%6%разнообразных экспериментов, порой опасных для жизни и общества. Она абсолютно не верит в любовь, презирает это чувство и все сопутствующие ему переживания, страдания и радости. Всеславна совершенно не видит смысла в присутствии в своей жизни мужчины вообще: «В женихах не вижу толка, Все они одно твердят. Царь, свет батюшка, позвольте, в жены за полцарствавзять. Одному важны лишь деньги, музыкантишка другой. Третий шут, четвертый хлюпик, пятый вовсе не такой…»Данный образ представляет собой тип феминизированной женщины современности, которая способна обеспечить себя сама, чувствует себя по уровню развития, интеллекту выше, чем мужчина, не стремится к созданию семьи и личное счастье видит в «проектировании машин».Таким образом, в данном типе гендерной конфигурации ярко отражается патриархальный стереотип взаимоотношений мужчины и женщины. Однако вместе с этим, происходит некоторое размывание устойчивого патриархального стереотипа вследствие проникновения современных тенденций взаимоотношения полов в мультиндустрию, в результате чего появляется новый тип героини ‬независимой, самостоятельной девушки, в первую очередь ориентированной на карьеру, а не на семью.Неоднозначен и образ мужчины, представленный в исследуемыхмультфильмах. В традиционной интерпретациимужчине предписывалось быть смелым, сильным, агрессивным, выносливым, энергичным, но не особо чувствительным. Например, сказочный канон «героябогатыря» отчетливо представлен в трех исследуемых мультфильмах, а именно: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Следует отметить, что основой каждого сюжета мультфильма является былинная история про русского богатыря. В связи с этим, интерес для исследования представляет не только гендерный анализ героев, но и соответствие образов мультипликационных героев образам былинных богатырей.. В образе Ильи Муромца наиболее ярко воплощена основная идея былин ‬идея защиты родной земли. Илья Муромец ‬идеальный образ богатыря, это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Данное традиционное представление об образе Ильи находит свое отражение в мультфильме. Илья Муромец предстает перед зрителями в виде сильного, уверенного в своих силах, уравновешенного богатыря с чувством собственного достоинства, который вполне отвечает сформированному былинному образу. Но вместе с этим, утверждать, что былинный образИльи Муромца и образ мультипликационный и абсолютно идентичны. В трактовку образа Ильи внесены и современные элементы, такие как выражение богатырем своих впечатлений и эмоций в разных ситуациях (общение с Аленушкой, эпизоды общения с бабушкой, взаимоотношения героя с «невиданными» живыми существами (слоном)), что не рассматривается при описании былинного образа. Второй по популярности, после Илья Муромца, богатырь ‬Добрыня Никитич, который часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Вбылинах говориться о его долгой придворной службе, в течение которой князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и другое. Часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Подобная былинная история практически в полной мере отражается в мультфильме, за исключением дружбы со Змеем Горынычем. В былинах их взаимоотношения представлены исключительно в форме противостояние, а в мультфильме их взаимоотношения рассмотрены совершенно под другим ракурсом. М мультфильме котором герой умен, образован, решителен, находчив, и полностью соответствует истинному образу русского богатыря. И, наконец, Алёша Попович ‬сын ростовского попа. С самого детства герой обладает недюжинной физической силой, что также отмечается в былинах. Однако в мультфильме процесс взросления и становления Алеши показан что с некоторой долей юмора и неправдоподобия. Алёшу Поповича отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Типичным видом испытания для героев в сказках является борьба с врагами. Так, Алеша Попович вступает в бой с Тугарином, Илья Муромец ‬с Соловьем Разбойником, а Добрыня Никитич со Змеем Горынычем. При этом мотивами, побудившими героев вступить в схватку с врагами, являются, прежде всего, стремление служить верой и правдой своему государю, защищать и оберегать свой народ. Чтобы одержать победу над злыми силами, спасти возлюбленную или защитить отечество от врага, герой должен обладать физической силой и такими качествами, как настойчивость, решительность, твердость, смелость, бескомпромиссность. Так, например, Алеша Попович принимает решение: «Покуда золото, да имя свое доброе не верну, мне в городе делать нечего» (м/ф «Алеша Попович и Тугарин Змей»). Преодолевая всевозможные препятствия, возникающие на пути к достижению цели, главные герои ‬Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович ‬в решающей схватке с врагом выходят победителями.. По сюжету молодецкая удаль награждается мирной жизнью и девушкойкрасавицей, под которой подразумевается будущая жена. Такому финалу соответствуют мультфильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей» и «Илья Муромец и Соловей разбойник». В мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» главный герой уже давно женат, и финал сюжетной линии развития героя продолжается, в первую очередь, в военной службе. Представленная гендерная конфигурация полностью отражает патриархальный стереотип восприятия мужского образа, в рамках которого демонстрируется образ положительного героя, обладающего качествами «традиционного» мужчины. Но в данном типе конфигурации можно отметить и некоторые элементы стереотипа, которые не укладываются в традиционную схему.Однако сегодня на мужчине начинают проявляться такие качества как терпимость, способность понять другого, эмоциональную отзывчивость, которые раньше казались признаками слабости. Данные черты наиболее ярко проявляются в образах чувствительного влюбленного Ерёмы (м/ф «Приключения Алёнушки и Еремы») и слабовольного и трусливого Елисея (м/ф «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»).Мужской герой в данном типе классификации обладает чертами, которые в рамках патриархального стереотипа считаются типично женскими. Он близок к природе, которая вдохновляет его, он без стеснения выражает свои чувства и эмоции, не обладает ярко выраженной физической силой. Типичным испытанием данного типа конфигурации является отправление героя на поиск, успех которого зависит либо от наличия богатырясопровождающего, который решает все возникающие проблемы, либо при помощи волшебных сил.В своем исследовании русского мифа о женственности американская исследовательница славянской культуры Дж. Хаббс приходит к выводу, что «во многих сказках отмечается пассивность молодца, или он действует только при помощи волшебныхдействующих сил» В проанализированных медиатекстах для героев нормой является лень, а также неспособность защитить себя самостоятельно без посторонней помощи. Так Ерема почти все свое свободное время проводит на печи, с гитарой в руках, сочиняет музыку, при этом абсолютно ничего не делая с точки зрения практической пользы.Елисей желает прославиться богатырскими подвигами, великими победами, однако он не способен на подобные поступки вследствие слабовольности, трусости, физической слабости и отсутствия силы воли. Вместе с тем, героям предстоит пройти ряд испытаний для того, чтобы достичь главной цели ‬получить красавицуневесту. Например, Елисей отправляется спасать Забаву, преодолевает препятствия (вступает в схватку с волшебным образом ожившими деревьями), попадает в непредвиденные, опасные для него ситуации (плен Крымского хана) однако он всегда находится под опекой и защитой Добрыни Никитича. Если бы не богатырь, этот герой не смог бы преодолеть ни одно испытание и выйти победителем из разных перипетий судьбы. Ерема из мультфильма «Приключения Аленушки и Еремы» отправляется в путь за невестой, но него уже нет таких сильных и властных покровителей, как у Елисея. Но несмотря на это, Ерема старательно преодолевает встающие на его пути преграды самостоятельно.В конце пути герои обретают счастье со своими возлюбленными. Однако из всех 4 исследуемых мультфильмов только в одном из них показана традиционная для сказок концовка развития сюжета о молодых влюбленных ‬свадьба и «пир на весь мир» (Свадьба Елисея и Забавы в мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»).Исходя из этого, можно предположить, что такой вариант развития финала может быть обусловлен явлениями современной действительности. Речь идет о такой все более набирающей силу тенденции в развитии семейнобрачных отношений, как гражданский брак. Отсутствие упоминания о предстоящей свадьбе может способствовать закреплению в детском сознании, скорее на подсознательном уровне, все более популярного в современном мире стереотипа брачных отношений без официальной регистрации. Что в последующем может способствовать преобразованию полученных в детстве еще не сознаваемых моделей поведения на взаимоотношения в реальном мире. Среди мужских образов, наиболее отличающимся, не вписывающимся в рамки патриархального стереотипа, является образ царя Дормидонта («Приключения Аленушки и Еремы»). На то, что это царь указывает лишь один из атрибутов царской власти ‬золотая корона. В остальном ‬внешнем облике, манере поведения, стиле общения ‬Дормидонт даже отдаленно не напоминает правителя, наделенного высшей властью. За все время развития сюжетных линий в мультфильме царь ни разу не был показан в соответствующей занимаемой им должности обстановке. Мы видим царя лишь погруженного в заботы и хлопоты о домашнем хозяйстве. Основное место пребывания царя, главы государства ‬кухня. Основное занятие ‬изготовление различного рода выпечки (блины, пирожки), а после этого ‬неутомимое желание найти и накормить во что бы то ни стало свою дочь, царевну Всеславну. Царь Дормидонт ‬наиболее яркий пример, иллюстрирующий результаты проведенного контентанализа: в современных российских мультфильмах работа по хозяйству все чаще становится атрибутом мужского образа. Таким образом, в мультфильмах с данной гендерной конфигурацией «патриархальный стереотип» размывается, становится менее жестким и определенным. Героимужчины обладают «женскими» атрибутами, героини же осваивают атрибуты и функции, которые в патриархальном стереотипе предписаны мужчинам.Очевиден процесс включения в традиционный патриархальный стереотип новых элементов действительности, отражающих современные тенденции развития семейнобрачных отношений, к которым относятся процессы эмансипации и маскулинизации женщин, феминизация мужчин, а также развитие брачных отношений в форме гражданского брака. Безусловно, дети дошкольного возраста не способны увидеть в современных мультфильмах зарождающиеся или уже прочно устоявшиеся модели поведения отношений между мужчиной и женщиной в современном мире. Однако воспринимая модели поведения понравившихся героев мультфильмов сначала на подсознательном уровне, ребенок может в будущем сроить свои взаимоотношения с противоположным полом, основываясь на детских впечатлениях.Таким образом, на основании проведенного социокультурного исследования, направленного на выявления представленных в современных российских мультфильмах гендерных стереотипов поведения можно заключить, что в исследуемых мультфильмах отражаются тенденции развития современного общества, которые выражаются через образы главных героев мультфильма.Наборы социальноположительных черт мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими и открывается возможность самых разнообразных индивидуальных их сочетаний. В исследуемых мультфильмах представлены как традиционныестереотипы поведения мужчины и женщины, так и относительно новые модели гендерного поведения, отражающие современные реалии жизни.В целом, в отечественной мультипликации пока сохраняется традиционное распределение гендерных ролей. Однако если тенденция ксмещению гендерных ролей в одном из главных источников информации у детей будет продолжаться, то вполне возможно смещение гендерных ролей у детей и в реальной жизни. Примером, образцом для подражания ребенка могут стать не только родители, но и сказочные персонажи, которые будут представлять собой определенные типизированные образы мужчины и женщины.Поэтому на раннем этапе развития ребенка родителям необходимо с полной ответственностью относиться к тому, что окружает его, что он смотрит, читает, с кем общается и т.п. Мультфильмы должнывыступать не как способ занятьребенка, пока родителям по какимлибо причинам некогда с ними общаться, а как источник знания об окружающем мире, получения информации об основных нравственных ценностях, традициях, способах и манерах общения, поведения и взаимоотношениях людей. При этом родители должны быть рядом с ребенком во время просмотра мультфильма для того, чтобы впоследствии обсудить увиденное на экране, поделиться впечатлениями, раскрыть суть явлений, непонятных ребенку. Мультфильмы способны формировать у ребенка нравственные ориентиры в жизни, принципы деятельности и манеры поведения, поэтому большое значение в процессе становления ребенка как личности имеет грамотный подбор мультфильмов.

Ссылки на источники1.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы Текст/ Э. Берн. ‬М.: Эксмо, 2007. ‬576с2.Героев, Г. Дети и современные мультфильмы Электронный ресурс / Г.Героев URL:http://www.ruskolan.xpomo.com/ruskolan/tolpa/deti_05.htmДата обращения 23.03.20143.Ледовских, Н. К. К вопросу о формированиипсихического пола ребенка / Н. К. Ледовских // Детский сад от А до Я. ‬2006. № 1 (19). ‬С. 27304.Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и о своем искусстве / Сост. С. В. Асенин М.: Искусство, 1983. ‬207 с.5.Мелкозёрова, Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников‬URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html Дата обращения 01.03.2014]6.Никиткина, Е. Н. Проблема героя современной советской мультипликации: автореф. дис. канд. искусствовед. наук / Никиткина Е. Н. ‬М., 1987. ‬87 с.

Golovkina Elena MikhaylovnaInfluence of modern Russian cartoons on developing gender stereotypes of childrenAnnotation:The article researches the level of influence of audiovisual resources, modern Russian cartoons in particular, on children's consciousness and their developing of gender behavior stereotypes. Based on contentanalysis of researched cartoons main features of men and women related to femininity and masculinity were identified. It has been proved that the researched cartoons reproduce both traditional stereotypes of masculine and feminine behavior and relatively new models of gender behavior reflecting modernlifeKey words:animated cartoon, gender, femininity, masculinity, stereotype