Исследование факторов взаимодействия развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в России
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ангелова
О.
Ю.,
Дмитриева
Е.
М. Исследование факторов взаимодействия развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3416–3420. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54947.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты развития предпринимательства, многозначность восприятия этого термина, зависимость развития малого предпринимательства в России от состояния рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов.
Ключевые слова:
предпринимательство, рынок образовательных услуг, малое предпринимательство, предпринимательский дух, предпринимательские компетенции, инновационное развитие региона
Похожие статьи
Текст статьи
Ангелова Ольга Юрьевна,кандидат экономических наук,доцент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгородoangelova@mail.ru
Дмитриева Елена Михайловна,ассистент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгородcatochka@rambler.ru
Исследование факторов взаимодействия развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в России
Аннотация.В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты развития предпринимательства, многозначность восприятия этого термина. Зависимость развития малого предпринимательства в России от состояния рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов.Ключевые слова:предпринимательство, малое предпринимательство, рынок образовательных услуг, предпринимательский дух, предпринимательские компетенции, инновационное развитие региона
На разных этапах своего становления и развития предпринимательство рассматривалось как экономическая категория, основной элемент становления рыночной экономики,самостоятельный и рисковый метод хозяйствования, особыйтип экономического мышления.Такое многообразие составляющих дает право на существование огромного количества определений этого понятия. Не углубляясь в международную теорию предпринимательской деятельности, хотелось бы сделать акцент на отражение этого понятия в российском законодательстве. Одно из первых определений предпринимательства было дано в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. ©О предприятиях и предпринимательской деятельностиª, по которому ©предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибылиª. На наш взгляд выглядит достаточно скупо и неоднозначно.Не прослеживается экономический характер деятельности: ни методы получения прибыли, ни источники, ни формы деятельности.Вроде как украл и тоже предприниматель!
В ГК РФ понятие предпринимательской деятельности было конкретизировано таким образом: ©Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядкеª. Таким образом, получается, что в данном определении, можно выделить ряд характерных признаков: самостоятельность, инициативность, системность, личная заинтересованность, рискованность, законность, широкий спектр деятельности.Каждый из рассмотренных признаков в отдельности или в совокупности присущ субъекту предпринимательства, физическому лицу или организованной группе лиц (юридическому лицу). Процесс эволюции предпринимательских функций можно проанализировать на примере мнений и теорий экономистов,начиная с 17 века по настоящий момент, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Развитие теоретических подходов к определениюфункций предпринимателяЭкономистыЭволюция функций предпринимателей (бизнесменов) Ричард Кантильон
(ок.16801734г.г.)Предприниматель это человек, который оценивает риск, связанный с неопределенностью (впервые ввел понятие ©предпринимательствоª)Жан Батист Сэй
(17671831 г.г.)
Предприниматель экономический агент, перемещающий экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности в область более высокой рентабельности и производительности [1].Альфред Маршалл (18421924г.г.)Предприниматель это организатор и координатор, посредник, новатор, человек, который осознает связь риска с неопределенностью Йозеф Алоиз Шумпетер(18831950 г.г.)Предприниматель это новатор, индустриальный руководитель, организатор и координатор экономических ресурсов (впервые рассмотрел предпринимателя как новатора)Марк Кассон
Предприниматель это управленец, первостепенная задача которого состоит в ©интуитивном принятии обдуманных решений относительно распределения ограниченных ресурсов предприятияª.Израэл Кирцнер (1930г.р.)
Предприниматель это посредник, распределитель ресурсов среди альтернативных целей.В России о эволюции функций предпринимательства можно говорить с начала 90х годов, когда были осуществлены первые шаги в области приватизации. Поэтому накопленные знания и опыт в этой сфере значительно уступают международным аналогам. Но у истории российского предпринимательства есть свои уникальные особенности: резкий переход от административнокомандной экономики к рыночной в условиях длительного и системного кризиса всего общества, отсутствие практических знаний и инфраструктуры.Ставя целью работыисследования факторов взаимодействия развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в России,представляется целесообразным использовать данные исследований. Начиная с 2006годана экономическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в группах очного отделения по специальности ©Прикладная информатика в экономикеª проводилось маркетинговое исследование в рамках курса ©Основы бизнесаª. В качестве респондентов выступали студенты 2 курса. Основной целью исследования было описание ситуации, сложившейся среди молодежи 1820тилет, получающих высшее образование в качестве экономиста программиста: возможность использование полученного образования для ведения предпринимательской деятельности в профильной сфере. Предлагалось дать аргументированный ответ на вопрос: ©Если бы я был предпринимателем, то…ª. Обосновать выбор сферы деятельности, например: профильное образование, продолжить бизнес родителей, это перспективное направление, свободная ниша на рынке, высокий уровень доходов и т.д. Сбор информации проводился на протяжении 6 лет. Обработанные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Выбранные студентами сферы предпринимательской деятельности (по результатам опроса)
Наиболее значимой по удельному весу сферой деятельности является оптовая и розничная торговля, что в принципе соответствует сложившейся ситуации в стране в целом. Но при этом самой динамичной отраслью, по мнению студентов, являются ITтехнологии, которые соответствуют их профильному образованию. И если в 2008г. количество желающих работать по специальности составляло фактически 12% от количества опрашиваемых, то к 2013г. это значение выросло в 3,5раза.Эта тенденция свидетельствует об осознанном выборе специальности, основанном на анализе профессиональных перспектив на рынке трудав качестве предпринимателя.В современных условиях рынок образовательных услуг (в том числе и высшего профессионального образования) вынужден ориентироваться на актуальные региональные и отраслевые запросы рынка труда. Причем особого внимания заслуживают не только текущие потребности, но и перспективные. Иактивными игроками рынка трудовых ресурсов становятся не только, и не столько работодатели и соискатели, а учебные заведения, студенты и абитуриенты. Кроме того, в этой сфере проводится активная государственная политика. Так, в ноябре 2010 года Владимир Путин утвердил специальности и профессии, необходимые для модернизации и развития экономики России: их 93, большинство технические. Изменяющиеся экономические условия, а также высокие темпы научнотехнического прогресса не могут не сказаться на выборе будущей специальности выпускниками школ. Данные по числу бюджетных мест в Российской Федерации по направлениям обучения представлено в таблице 2. Для целей анализа рассчитаем темп роста числа бюджетных мест в 2013 году по отношению к 2011 и проранжируем направления по полученному показателю.
051015202530СтроительствоОптовая и розничная торговляСервисные услугиТранспортные перевозкиГостиницы и рестораныЗдравоохранениеITтехнологииФинансовая деятельностьСвязьДобыча и переработка полезных …Комунальные услуги201320122011201020092008Таблица 2. Число востребованных бюджетных мест по направлениям обучения [2]Направление201120122013Темп ростаХимия и биотехнологии5900735670961,202712Архитектура и строительство2923309234061,165241Реклама и PR7997518791,100125Нефтегазовое дело1836187119851,081155Лингвистика и иностранные языки2878298731071,079569Информатика и вычислительная техника1698917521179341,055624Международные отношения1034103810831,047389Педагогика2436427269255041,04679Строительство1318913968137181,040109Здравоохранение2134321811221881,039591Энергетика и энергетическое машиностроение1191612214123701,0381Юриспруденция5574595455971,004126Информационная безопасность4415425443950,99547Бизнесинформатика1612147216040,995037Биология3931400938600,981938Химия3115304229780,956019Филология2642266924970,945117Психология2793244026000,930899Физика5577523751040,915187Математика109401057898700,902194Менеджмент111531124198290,881288Экономика1361913757113200,831192
Приведенные данные показывают значительное падение популярности таких, еще недавно востребованных и модных специальностей, как ©Менеджментª и ©Экономикаª. Меньше абитуриентов выбирают теоретические направления ©Математикаª, ©Физикаª, ©Химияª. Мы не рассматриваем снижение числа студентов по направлению в пределах 5% как реальное снижение, так как именно сейчас негативное влияние на число поступающих оказывают демографические факторы. На этом фоне значительный рост демонстрируют специальности, связанные с современными технологиями (©Химия и биотехнологияª, ©Информатика и вычислительная техникаª), с традиционными для России добывающими отраслями (©Нефтегазовое делоª), с эффективным функционированием рыночной экономики (©Реклама и PRª). На фоне всеобщей глобализации растет популярность направления, связанного с изучением иностранных языков. Современное состояние рынка труда можно проанализировать, используя данные службы занятости. На рынке труда крупных городов [3] лидером, среди профессий требующих высшего образования,является ITспециалист. В это понятие традиционно объединяются все специалисты в области информационных технологий (и программисты, и системные администраторы, и вебдизайнеры). За ним следуют юрист, менеджер по продажам, инженерпроектировщик, менеджер по закупкам, финансовый менеджер, бухгалтер. По прогнозам службы занятости в нашей стране будут востребованы через 5 лет такие специальности как нанотехнолог, популярные уже сейчас специалисты в сфере информационных технологий, инженер, психолог, врач, учитель. В мировых рейтингах, по данным журнала ©Форбсªв перспективе, через 10 лет будут востребованы специалисты по труднодобываемым запасам нефти, по развитию территорий (урбанисты), эксперты в области альтернативной энергетики, селекционерыгенетики. Ранее проводимые авторами исследования сегмента ©студентыª выявили, что впсихографическом аспекте эта категорияотносится к новаторам, которые с интересом и легкостью воспринимают различные новые предложения на рынке[4].Но для коммерциализации любой инновационной идеи необходимы базовые знания в сфере предпринимательства, и, как следствие, современная экономика требует от любого выпускника вузазнаний в этих областях. Поэтому все больше учебных заведений нашей страны, в том числе и ННГУ им. Н.И.Лобачевского,вводят дополнительные курсы, направленные на формирование компетенций, связанных с инновационной активностью, основами предпринимательской деятельности. Все эти меры должны обеспечить возможность для любого специалиста при наличии оригинальной инновационной идеи организовать собственный бизнес.В рамках исследования проблемы развития малого предпринимательства была выявленанекая дилеммаподмены понятий предпринимательство и бизнес в границах устоявшихся стереотипов.Вопервых, понятие предпринимательство отождествляется с малым предприятием, что вовсе не одно и тоже. Вовторых, предпринимательство и бизнес не являются полноценными синонимами, это скорее родные братья, но не близнецы. Под бизнесом понимаются крупные компании, корпорации,холдинги, в то время как спредпринимательствомв большей степени ассоциируется деятельность индивидуальных предпринимателей. Втретьих, в качестве предпринимателя подразумевается физическое лицо, которое создает свой бизнес и выполняет все функции от генерации идей, до организации и управления компанией. В то время как европейская теория и практика свидетельствуют о том, что предпринимателем может быть и наемный работник, который берет на себя ответственность, инициативу и право выполнять работу с элементами новаторства, приводящую к повышению основных экономических показателей.Сегодня перед реальным сектором экономики России ставится задача увеличения доли малого и среднего бизнеса, как в общем числе предприятий, так и в ВВП.Для выпускника вуза, собственный бизнес это, в большинстве случаев, предприятие cминимальными финансовыми вложениями. Несомненными достоинствами малогои микропредприятияявляются гибкость, способность быстро принимать управленческие решения и реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды. Кроме того, его достаточно легко зарегистрировать. По федеральному закону № 209ФЗ ©О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерацииª (с учетом изменений от 28.12.2013) [5] к малым предприятиям относят предприятия, у которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС
не превышает 400 млн руб. Отдельной категорией в нормативных документах рассматриваются микропредприятия с численностью не более 15 человек. Кроме того, существует ограничение для юридических лиц по участию в уставном капитале. Рассмотрим распределениемалыхпредприятийпо отраслям на примере Нижегородской области. Таблица 3. Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по отраслям на 1.10.2013[6]Виды экономической деятельностиЕдиниц
В % китогуВсего по видам экономической деятельности6853100,0 в том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство2904,2Добыча полезных ископаемых170,2Обрабатывающие производства124218,1Производство и распределение газа, электроэнергии и воды1081,6Строительство84512,3Оптовая, розничная
торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 204129,8Гостиницы и рестораны2924,3Транспорт и связь2724,0Финансовая деятельность430,6Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг140920,6Образование30,0Здравоохранение и предоставление социальных услуг1502,2Предоставление прочих
коммунальных, социальных, персональных услуг1402,1Как мы видим, наибольшая доля малых предприятий Нижегородской области функционирует в сфереторговли, что свидетельствует о высокой прибыльности этой отрасли, о скорости оборачиваемости средств и, как следствие, высокой рентабельности. Суммарный оборот всех малых предприятий этого направления составил в регионе за январьсентябрь 2013 года 260433.6 млн. руб.Этифакторымогут объяснитьи значительные инвестиции в основной капитал предприятий этого направления (1740,3 млн. рублей за три квартала 2013 года, что составляет 12,7% от общей суммы вложений в основной капитал всех малых предприятий региона). Но самые значительные инвестиции приходятся на строительство (9973,6 млн. руб. или 72,5%). Это объясняется высокой фондоемкостью этой отрасли, значительным размером выручки (поданным комитета статистики в среднем на одном малое предприятие этой отрасли приходилось 26,8 млн.руб. за 9 месяцев 2013 года), а также ее динамичным развитием в регионе.
Еще одним важным фактором развития малого предпринимательства является инновационная активность. И здесь лидерами становятся обрабатывающие производства химическая промышленность, производство электрооборудования, обработка древесины.Таблица 4. Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий), по видам экономической деятельности (процентов) [6]
Отрасли народного хозяйства200720092011Всего4,34,15,1Добыча полезных ископаемых 3,53,13,4 в том числе:
Добыча топливноэнергетических полезных ископаемых4,76,34,2Добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических3,11,83,0Обрабатывающие производства4,54,35,4 в том числе:
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака4,54,54,8Текстильное и швейное производство2,82,73,3Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви3,43,02,6Обработка древесины и производство изделий из дерева3,02,03,4Целлюлознобумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность3,14,05,4Производство кокса и нефтепродуктов4,53,26,6Химическое производство9,911,313,0Производство резиновых и пластмассовых изделий6,05,06,4Производство прочих неметаллических минеральных продуктов4,22,53,6Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий3,52,94,3Производство машин и оборудования3,94,04,4Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования9,610,913,5Производство транспортных средств и оборудования3,65,16,7Прочие производства, не включенные в другие группировки обрабатывающих производств3,82,53,6Производство и распределение электроэнергии, газа и воды1,61,83,1Динамика данных показывает, что инновационная активность малых предприятий неуклонно повышается, особенно в высокотехнологичных отраслях. Но нельзя забывать и об инновационном климате региона в целом. Нижегородская область традиционно является инновационным регионом, что подтверждается статистическими данными [7]. Правительство РФ ставит стратегические задачи по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 6070% к 2020 году. Это очень весомый ориентир, хотя у лидера в этом направлении Италии рассматриваемый показатель уже сейчас составляет 80%. Для достижения поставленных целей одним из базовых факторов должно стать развитие предпринимательского духа и образования в нашей стране.
Ссылки наисточники1.БаррР. Политическая экономия. Т.1. М.: Междунар. отношения, 1994. 635 с., с. 17252.Качество приема в российские государственные вузы 2013 (РИА Новости) http://ria.ru/sn_edu/20131105/974285204.html3.Востребованные и популярные профессииhttp://workingpapers.ru/vostrebovannyeipopuljarnyeprofessii4.Ангелова О.Ю., Дмитриева Е.М., Антонова Е.Ю. Анализ рынка сотовой связи на сегменте ©Студенты нижегородских ВУЗовª: позиции основных игроков и характеристика потребительских предпочтений при выборе оператора// Журнал ©Экономический анализ: теория и практикаª. № 2. 2012. С. 46525.Федеральный закон № 209ФЗ ©О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерацииª (с учетом изменений от 28.12.2013) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156924;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.17288342746902863;from=14976506.Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ru/statistics/7.АнгеловаО. Ю., Дмитриева Е. М. Исследование экономического развития субъектов РФ с использованием многофакторной модели // Концепт. 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53250. URL: http://ekoncept.ru/2013/53250.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X
Angelova OlgaDmitrieva ElenaLobachevsky State University of Nizhni Novgorod National Research UniversityResearch of interactionfactors in the developmentsmall business andthe education marketinRussiaAnnotation:The article considers theoretical and methodologicalaspects of entrepreneurship development, multiple meanings perceptualof this term.Dependence of the developmentof small business intheRussianon the functioning the education marketand human resources market.Keywords:entrepreneurship, small business,education market, entrepreneurial spirit, business competencies,innovative development of the region
Дмитриева Елена Михайловна,ассистент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г.Нижний Новгородcatochka@rambler.ru
Исследование факторов взаимодействия развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в России
Аннотация.В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты развития предпринимательства, многозначность восприятия этого термина. Зависимость развития малого предпринимательства в России от состояния рынка образовательных услуг и трудовых ресурсов.Ключевые слова:предпринимательство, малое предпринимательство, рынок образовательных услуг, предпринимательский дух, предпринимательские компетенции, инновационное развитие региона
На разных этапах своего становления и развития предпринимательство рассматривалось как экономическая категория, основной элемент становления рыночной экономики,самостоятельный и рисковый метод хозяйствования, особыйтип экономического мышления.Такое многообразие составляющих дает право на существование огромного количества определений этого понятия. Не углубляясь в международную теорию предпринимательской деятельности, хотелось бы сделать акцент на отражение этого понятия в российском законодательстве. Одно из первых определений предпринимательства было дано в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. ©О предприятиях и предпринимательской деятельностиª, по которому ©предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибылиª. На наш взгляд выглядит достаточно скупо и неоднозначно.Не прослеживается экономический характер деятельности: ни методы получения прибыли, ни источники, ни формы деятельности.Вроде как украл и тоже предприниматель!
В ГК РФ понятие предпринимательской деятельности было конкретизировано таким образом: ©Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядкеª. Таким образом, получается, что в данном определении, можно выделить ряд характерных признаков: самостоятельность, инициативность, системность, личная заинтересованность, рискованность, законность, широкий спектр деятельности.Каждый из рассмотренных признаков в отдельности или в совокупности присущ субъекту предпринимательства, физическому лицу или организованной группе лиц (юридическому лицу). Процесс эволюции предпринимательских функций можно проанализировать на примере мнений и теорий экономистов,начиная с 17 века по настоящий момент, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Развитие теоретических подходов к определениюфункций предпринимателяЭкономистыЭволюция функций предпринимателей (бизнесменов) Ричард Кантильон
(ок.16801734г.г.)Предприниматель это человек, который оценивает риск, связанный с неопределенностью (впервые ввел понятие ©предпринимательствоª)Жан Батист Сэй
(17671831 г.г.)
Предприниматель экономический агент, перемещающий экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности в область более высокой рентабельности и производительности [1].Альфред Маршалл (18421924г.г.)Предприниматель это организатор и координатор, посредник, новатор, человек, который осознает связь риска с неопределенностью Йозеф Алоиз Шумпетер(18831950 г.г.)Предприниматель это новатор, индустриальный руководитель, организатор и координатор экономических ресурсов (впервые рассмотрел предпринимателя как новатора)Марк Кассон
Предприниматель это управленец, первостепенная задача которого состоит в ©интуитивном принятии обдуманных решений относительно распределения ограниченных ресурсов предприятияª.Израэл Кирцнер (1930г.р.)
Предприниматель это посредник, распределитель ресурсов среди альтернативных целей.В России о эволюции функций предпринимательства можно говорить с начала 90х годов, когда были осуществлены первые шаги в области приватизации. Поэтому накопленные знания и опыт в этой сфере значительно уступают международным аналогам. Но у истории российского предпринимательства есть свои уникальные особенности: резкий переход от административнокомандной экономики к рыночной в условиях длительного и системного кризиса всего общества, отсутствие практических знаний и инфраструктуры.Ставя целью работыисследования факторов взаимодействия развития малого предпринимательства и рынка образовательных услуг в России,представляется целесообразным использовать данные исследований. Начиная с 2006годана экономическом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в группах очного отделения по специальности ©Прикладная информатика в экономикеª проводилось маркетинговое исследование в рамках курса ©Основы бизнесаª. В качестве респондентов выступали студенты 2 курса. Основной целью исследования было описание ситуации, сложившейся среди молодежи 1820тилет, получающих высшее образование в качестве экономиста программиста: возможность использование полученного образования для ведения предпринимательской деятельности в профильной сфере. Предлагалось дать аргументированный ответ на вопрос: ©Если бы я был предпринимателем, то…ª. Обосновать выбор сферы деятельности, например: профильное образование, продолжить бизнес родителей, это перспективное направление, свободная ниша на рынке, высокий уровень доходов и т.д. Сбор информации проводился на протяжении 6 лет. Обработанные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Выбранные студентами сферы предпринимательской деятельности (по результатам опроса)
Наиболее значимой по удельному весу сферой деятельности является оптовая и розничная торговля, что в принципе соответствует сложившейся ситуации в стране в целом. Но при этом самой динамичной отраслью, по мнению студентов, являются ITтехнологии, которые соответствуют их профильному образованию. И если в 2008г. количество желающих работать по специальности составляло фактически 12% от количества опрашиваемых, то к 2013г. это значение выросло в 3,5раза.Эта тенденция свидетельствует об осознанном выборе специальности, основанном на анализе профессиональных перспектив на рынке трудав качестве предпринимателя.В современных условиях рынок образовательных услуг (в том числе и высшего профессионального образования) вынужден ориентироваться на актуальные региональные и отраслевые запросы рынка труда. Причем особого внимания заслуживают не только текущие потребности, но и перспективные. Иактивными игроками рынка трудовых ресурсов становятся не только, и не столько работодатели и соискатели, а учебные заведения, студенты и абитуриенты. Кроме того, в этой сфере проводится активная государственная политика. Так, в ноябре 2010 года Владимир Путин утвердил специальности и профессии, необходимые для модернизации и развития экономики России: их 93, большинство технические. Изменяющиеся экономические условия, а также высокие темпы научнотехнического прогресса не могут не сказаться на выборе будущей специальности выпускниками школ. Данные по числу бюджетных мест в Российской Федерации по направлениям обучения представлено в таблице 2. Для целей анализа рассчитаем темп роста числа бюджетных мест в 2013 году по отношению к 2011 и проранжируем направления по полученному показателю.
051015202530СтроительствоОптовая и розничная торговляСервисные услугиТранспортные перевозкиГостиницы и рестораныЗдравоохранениеITтехнологииФинансовая деятельностьСвязьДобыча и переработка полезных …Комунальные услуги201320122011201020092008Таблица 2. Число востребованных бюджетных мест по направлениям обучения [2]Направление201120122013Темп ростаХимия и биотехнологии5900735670961,202712Архитектура и строительство2923309234061,165241Реклама и PR7997518791,100125Нефтегазовое дело1836187119851,081155Лингвистика и иностранные языки2878298731071,079569Информатика и вычислительная техника1698917521179341,055624Международные отношения1034103810831,047389Педагогика2436427269255041,04679Строительство1318913968137181,040109Здравоохранение2134321811221881,039591Энергетика и энергетическое машиностроение1191612214123701,0381Юриспруденция5574595455971,004126Информационная безопасность4415425443950,99547Бизнесинформатика1612147216040,995037Биология3931400938600,981938Химия3115304229780,956019Филология2642266924970,945117Психология2793244026000,930899Физика5577523751040,915187Математика109401057898700,902194Менеджмент111531124198290,881288Экономика1361913757113200,831192
Приведенные данные показывают значительное падение популярности таких, еще недавно востребованных и модных специальностей, как ©Менеджментª и ©Экономикаª. Меньше абитуриентов выбирают теоретические направления ©Математикаª, ©Физикаª, ©Химияª. Мы не рассматриваем снижение числа студентов по направлению в пределах 5% как реальное снижение, так как именно сейчас негативное влияние на число поступающих оказывают демографические факторы. На этом фоне значительный рост демонстрируют специальности, связанные с современными технологиями (©Химия и биотехнологияª, ©Информатика и вычислительная техникаª), с традиционными для России добывающими отраслями (©Нефтегазовое делоª), с эффективным функционированием рыночной экономики (©Реклама и PRª). На фоне всеобщей глобализации растет популярность направления, связанного с изучением иностранных языков. Современное состояние рынка труда можно проанализировать, используя данные службы занятости. На рынке труда крупных городов [3] лидером, среди профессий требующих высшего образования,является ITспециалист. В это понятие традиционно объединяются все специалисты в области информационных технологий (и программисты, и системные администраторы, и вебдизайнеры). За ним следуют юрист, менеджер по продажам, инженерпроектировщик, менеджер по закупкам, финансовый менеджер, бухгалтер. По прогнозам службы занятости в нашей стране будут востребованы через 5 лет такие специальности как нанотехнолог, популярные уже сейчас специалисты в сфере информационных технологий, инженер, психолог, врач, учитель. В мировых рейтингах, по данным журнала ©Форбсªв перспективе, через 10 лет будут востребованы специалисты по труднодобываемым запасам нефти, по развитию территорий (урбанисты), эксперты в области альтернативной энергетики, селекционерыгенетики. Ранее проводимые авторами исследования сегмента ©студентыª выявили, что впсихографическом аспекте эта категорияотносится к новаторам, которые с интересом и легкостью воспринимают различные новые предложения на рынке[4].Но для коммерциализации любой инновационной идеи необходимы базовые знания в сфере предпринимательства, и, как следствие, современная экономика требует от любого выпускника вузазнаний в этих областях. Поэтому все больше учебных заведений нашей страны, в том числе и ННГУ им. Н.И.Лобачевского,вводят дополнительные курсы, направленные на формирование компетенций, связанных с инновационной активностью, основами предпринимательской деятельности. Все эти меры должны обеспечить возможность для любого специалиста при наличии оригинальной инновационной идеи организовать собственный бизнес.В рамках исследования проблемы развития малого предпринимательства была выявленанекая дилеммаподмены понятий предпринимательство и бизнес в границах устоявшихся стереотипов.Вопервых, понятие предпринимательство отождествляется с малым предприятием, что вовсе не одно и тоже. Вовторых, предпринимательство и бизнес не являются полноценными синонимами, это скорее родные братья, но не близнецы. Под бизнесом понимаются крупные компании, корпорации,холдинги, в то время как спредпринимательствомв большей степени ассоциируется деятельность индивидуальных предпринимателей. Втретьих, в качестве предпринимателя подразумевается физическое лицо, которое создает свой бизнес и выполняет все функции от генерации идей, до организации и управления компанией. В то время как европейская теория и практика свидетельствуют о том, что предпринимателем может быть и наемный работник, который берет на себя ответственность, инициативу и право выполнять работу с элементами новаторства, приводящую к повышению основных экономических показателей.Сегодня перед реальным сектором экономики России ставится задача увеличения доли малого и среднего бизнеса, как в общем числе предприятий, так и в ВВП.Для выпускника вуза, собственный бизнес это, в большинстве случаев, предприятие cминимальными финансовыми вложениями. Несомненными достоинствами малогои микропредприятияявляются гибкость, способность быстро принимать управленческие решения и реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды. Кроме того, его достаточно легко зарегистрировать. По федеральному закону № 209ФЗ ©О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерацииª (с учетом изменений от 28.12.2013) [5] к малым предприятиям относят предприятия, у которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек, а выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС
не превышает 400 млн руб. Отдельной категорией в нормативных документах рассматриваются микропредприятия с численностью не более 15 человек. Кроме того, существует ограничение для юридических лиц по участию в уставном капитале. Рассмотрим распределениемалыхпредприятийпо отраслям на примере Нижегородской области. Таблица 3. Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по отраслям на 1.10.2013[6]Виды экономической деятельностиЕдиниц
В % китогуВсего по видам экономической деятельности6853100,0 в том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство2904,2Добыча полезных ископаемых170,2Обрабатывающие производства124218,1Производство и распределение газа, электроэнергии и воды1081,6Строительство84512,3Оптовая, розничная
торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 204129,8Гостиницы и рестораны2924,3Транспорт и связь2724,0Финансовая деятельность430,6Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг140920,6Образование30,0Здравоохранение и предоставление социальных услуг1502,2Предоставление прочих
коммунальных, социальных, персональных услуг1402,1Как мы видим, наибольшая доля малых предприятий Нижегородской области функционирует в сфереторговли, что свидетельствует о высокой прибыльности этой отрасли, о скорости оборачиваемости средств и, как следствие, высокой рентабельности. Суммарный оборот всех малых предприятий этого направления составил в регионе за январьсентябрь 2013 года 260433.6 млн. руб.Этифакторымогут объяснитьи значительные инвестиции в основной капитал предприятий этого направления (1740,3 млн. рублей за три квартала 2013 года, что составляет 12,7% от общей суммы вложений в основной капитал всех малых предприятий региона). Но самые значительные инвестиции приходятся на строительство (9973,6 млн. руб. или 72,5%). Это объясняется высокой фондоемкостью этой отрасли, значительным размером выручки (поданным комитета статистики в среднем на одном малое предприятие этой отрасли приходилось 26,8 млн.руб. за 9 месяцев 2013 года), а также ее динамичным развитием в регионе.
Еще одним важным фактором развития малого предпринимательства является инновационная активность. И здесь лидерами становятся обрабатывающие производства химическая промышленность, производство электрооборудования, обработка древесины.Таблица 4. Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий), по видам экономической деятельности (процентов) [6]
Отрасли народного хозяйства200720092011Всего4,34,15,1Добыча полезных ископаемых 3,53,13,4 в том числе:
Добыча топливноэнергетических полезных ископаемых4,76,34,2Добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических3,11,83,0Обрабатывающие производства4,54,35,4 в том числе:
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака4,54,54,8Текстильное и швейное производство2,82,73,3Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви3,43,02,6Обработка древесины и производство изделий из дерева3,02,03,4Целлюлознобумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность3,14,05,4Производство кокса и нефтепродуктов4,53,26,6Химическое производство9,911,313,0Производство резиновых и пластмассовых изделий6,05,06,4Производство прочих неметаллических минеральных продуктов4,22,53,6Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий3,52,94,3Производство машин и оборудования3,94,04,4Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования9,610,913,5Производство транспортных средств и оборудования3,65,16,7Прочие производства, не включенные в другие группировки обрабатывающих производств3,82,53,6Производство и распределение электроэнергии, газа и воды1,61,83,1Динамика данных показывает, что инновационная активность малых предприятий неуклонно повышается, особенно в высокотехнологичных отраслях. Но нельзя забывать и об инновационном климате региона в целом. Нижегородская область традиционно является инновационным регионом, что подтверждается статистическими данными [7]. Правительство РФ ставит стратегические задачи по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 6070% к 2020 году. Это очень весомый ориентир, хотя у лидера в этом направлении Италии рассматриваемый показатель уже сейчас составляет 80%. Для достижения поставленных целей одним из базовых факторов должно стать развитие предпринимательского духа и образования в нашей стране.
Ссылки наисточники1.БаррР. Политическая экономия. Т.1. М.: Междунар. отношения, 1994. 635 с., с. 17252.Качество приема в российские государственные вузы 2013 (РИА Новости) http://ria.ru/sn_edu/20131105/974285204.html3.Востребованные и популярные профессииhttp://workingpapers.ru/vostrebovannyeipopuljarnyeprofessii4.Ангелова О.Ю., Дмитриева Е.М., Антонова Е.Ю. Анализ рынка сотовой связи на сегменте ©Студенты нижегородских ВУЗовª: позиции основных игроков и характеристика потребительских предпочтений при выборе оператора// Журнал ©Экономический анализ: теория и практикаª. № 2. 2012. С. 46525.Федеральный закон № 209ФЗ ©О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерацииª (с учетом изменений от 28.12.2013) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156924;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.17288342746902863;from=14976506.Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/ru/statistics/7.АнгеловаО. Ю., Дмитриева Е. М. Исследование экономического развития субъектов РФ с использованием многофакторной модели // Концепт. 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53250. URL: http://ekoncept.ru/2013/53250.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X
Angelova OlgaDmitrieva ElenaLobachevsky State University of Nizhni Novgorod National Research UniversityResearch of interactionfactors in the developmentsmall business andthe education marketinRussiaAnnotation:The article considers theoretical and methodologicalaspects of entrepreneurship development, multiple meanings perceptualof this term.Dependence of the developmentof small business intheRussianon the functioning the education marketand human resources market.Keywords:entrepreneurship, small business,education market, entrepreneurial spirit, business competencies,innovative development of the region