Знания и представления о здоровом образе жизни, система ценностей подростков – как основа педагогической стратегии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Червова И. В. Знания и представления о здоровом образе жизни, система ценностей подростков – как основа педагогической стратегии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3411–3415. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54946.htm.
Аннотация. Изучен уровень информированности детей (подростков) о составляющих здорового образа жизни (ЗОЖ), а также получены сведения о ценностных ориентациях учащихся школы. При формировании правильного отношения к ЗОЖ важно понимать, какая информационная и ценностная основа создана у детей (подростков), поскольку, не имея должной информированности, педагоги рискуют получить плохой воспитательный и образовательный результат.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Червова Ирина Васильевна,кандидат биологических наук, учитель биологии МБОУ «СОШ №106», г.Барнаулirchervova@yandex.ru

Знания и представления о здоровом образе жизни, система ценностей подростков –как основа педагогической стратегии

Аннотация.Изучен уровень информированности детей (подростков) о составляющих здорового образа жизни (ЗОЖ), а также получены сведения о ценностных ориентациях учащихся школы. При формировании правильного отношения к ЗОЖ важно понимать –какая информационная и ценностная основа создана у детей (подростков), поскольку, не имея должной информированности, педагоги рискуют получить плохой воспитательный и образовательный результат.

Ключевые слова.здоровый образ жизни, здоровье, дети, подростки, ценности, система, педагогика, гигиена

Здоровый образ жизни –это та система мер, направленная на достижение конкретно поставленных целей, а именно развитие гармонично развитого, соматически и психически здорового человека. Однако это самое «развитие» должно отталкиваться хотя бы от единого, комплексного представления о здоровом образе жизни. Однако, согласно результатамисследований отечественныхучёных, понятие «здорового образа жизни» (ЗОЖ) и «здоровье» имеют, в частности,для детей и подростков разное смысловое значение. Здоровье –это некий желательный, конечный результат, а здоровый образ жизни –это абстрактная характеристика некого процесса. Безусловно, невозможно отрицать, что здоровый образ жизни –это весьма важная составляющая жизни любого человека, в особенности, если речь идет о молодежи. Именно поэтому мы должны разобраться –а что же имеют в видуучащиеся, когда им задается вопрос о понятии «здоровый образ жизни», о его составляющих и имеются ли какието внутренние предпосылки в виде ценностных ориентаций, которые способствовали бы результативному усвоению необходимый знаний, умений и навыков.Как показывает изучение современных публикаций в области гигиены, педагогики, психологии, формирование системы представлений о ЗОЖявляетсяпредметом пристального внимания и разнопланового изучения, тем более, это является актуальным в процессе приобретениянеобходимых для взрослой жизни навыков и умений, становления личности как самостоятельной, творческой единицы общества.Кроме того, исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития смысловых, ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.С другой стороны, если рассуждать о понятийном, семантической значении ЗОЖ, можно сказать, что это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарногигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, формирование навыков, знаний о ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики многих заболеваний, наносящих значительный урон обществу в целом. Формирование здорового образа жизни, в частности, у детей и молодежи —это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Исходя из этого, ЗОЖвключает следующие компоненты –создание условий для формирования адекватных, достоверных знаний о ЗОЖ, приобщение к культуре физического развития, негативного отношения калкоголю, курению, наркотикам, перееданию, соблюдении правил личной гигиены, толерантное отношение к больным, инвалидам, бережное отношение к своему здоровью и природе.

Представители философскосоциологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.Согласно мненияАндрейчиковаА.В и Коробицина Т.В.[1],ЗОЖ —это гигиеническое поведение, основывающееся на санитарных нормах, направленное на сохранение, укрепление здоровья,активизацию иммунитета, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение высокого уровня активности и долголетия.В психологопедагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медикобиологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы—укрепление здоровья индивидуума.Вместе с тем, понятие здорового образа жизни (ЗОЖ) чаще воспринимается как простое выполнение неких предписаний –заниматься спортом или физкультурой, заниматься своей внешностью и не злоупотреблять спиртным. Однако это понятие скрывает достаточно серьезный комплекс составляющих, а именного глубокое понимание важности соблюдения правил сохранения здоровья, стойкое придерживание этой системе, и, самое главное, соответствующая личностная позиция. Впрочем, если говорить о популярных составляющих здорового образа жизни, занятия физкультурой—одна из самых главных в этом плане вещей. Понятно, что формирование представлений о ЗОЖ, важных для поддержания здоровья навыков, знаний, умений должно иметь комплексный характер. Основными звеньями в данном случае является семья и образовательное учреждение, вернее, те нормы, которые должны прививать в данных социальных институтах. Вместе с тем, рассмотрение этого вопроса о формировании этих знаний, умений и навыков ставит во главу угла одно очень важно условие –для результативного процесса образовательновоспитательного процесса необходима готовностьличностиправильно воспринимать полезную информацию. Дело, как мы видели из обсуждения понятия здорового образа жизни еще осложняется тем, что у разных людей могут быть абсолютно различные представления о ведущих понятиях, используемых в системе подготовки к соблюдению принципов здорового образа жизни. К примеру, в одной семье считается нормальным укладывать спать младших школьников, а в другой могут даже не ставить в приоритет важность распорядка дня и продолжительность сна.Целый спектр понятий существует и в академической науке, хотя, как было сказано выше, компоненты ЗОЖ определены. По мнениюМилюхинаГ.М.[2]понятие «здоровый образ жизни» пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную «униформу».

Кроме того, для того, чтобы представления были определены в четкий, повседневный алгоритм действий, нужно сформировать не только представления о ЗОЖ, но и побудить ребенка (подростка) выделять временные и иные ресурсы для выполнения данной последовательности.«Побудить» означает опираться на имеющуюся мотивационную основу, которая, как известно, зиждется на ценностной платформе индивидуума. В связи с этим, мною была поставлена задача –выяснить характер представлений о ЗОЖ среди учащихся общеобразовательной школы разных возрастных групп, а также изучить характер их ценностных ориентаций.Для того чтобы решить задачу, поставленную в начале нашего исследования, мноюбыли использованы следующие методы –методика Ш.Шварца, направленная на изучение ценностных ориентаций,специально разработанная анкета по изучению характера представлений о ЗОЖ. Опрошено по 30 человек в каждой возрастной группе в шестых, восьмых и десятом классе. После обработки данных, а также после обобщения полученных результатов, собранных в ходе опроса школьников 6, 8, 10 классов выявлено:А) доминирующей ценностью у 6, 8 классов является «безопасность», в то же время, в отличие от подростков указанных категорий,у учеников 10 классов доминирует «самоопределение».И первое, и второе вполне согласуется с официальными данными, поскольку фактор безопасности является ведущим в возрасте интенсивного формирования личности, кроме того, необходимо учитывать то, что на сознание детей оказывает интенсивное воздействие массмедиа, активно эксплуатирующие негативные эмоции –страх, агрессию, немотивированную тревожность. При определенном отсутствии защиты в виде «цензуры» сознания, осознанности в восприятии информации, ребенок систематически получает дозу «негатива» и живет в ощущении постоянной опасности. Дети и подростки постарше (старше 15 лет) уже перейдя возраст пубертатного созревания, приобретают эту самую систему рефлексивного, сознательного восприятия информации и могут отделить «зерна от плевел». Кроме того, юношеский возраст характеризуется поиском своего призвания, своего места в жизни, что, собственно и видно в результате наших исследований. А вот ценность под названием «безопасность»смещается у старших школьников на второе место, являясь, хоть и значимой, но уже вторичной ценностью.

Б) вторым по значимости у 6, 8 классов является «наслаждение», что объясняется подростковым стремлением получить удовольствие, несмотря на некие рамки и правила. Это также является возрастной особенностью, ведь подростковый возраст –это возраст получение первого опыта, в том числе полового, однако с точки зрения рассмотрения нашей темы, это довольно любопытный факт. Очень часто вопросы «приятно» и «полезно» различаются в корне этих понятий, ведь не секрет, что в подростковом возрасте впервые пробуется алкоголь, никотин, и, увы, некие психотропные средства, приносящие и опыт, и удовольствие. Однако, всем понятно, что все указанное входит вразрез в понятие «ЗОЖ», затрудняя формирование облика здорового и гармонично развитого человека. В) последнее место в списке ценностей у 8, 10 классов занимает «социальная культура» и «социальная власть», что можно объяснить сниженным интересом к этой сфере,как в системе коммуникационных отношений, так и некой возрастной личностной установкой. Подросткам не важно получение некой власти над другими людьми, а ценность культуры общения вообще может не входить в сферу современных интересов.Результаты опроса, сделанного мною с помощью специально разработанной анкеты показали, что у детей (подростков) в большинстве своем (54%) сформированы не правильные представления о ЗОЖ. Это касается,прежде всего, того, что основные гигиенические знания имеются, но, скажем нормы обращения с компьютером практически отсутствуют, как и полных знаниео природе и особенностях вредных привычек. К примеру, опрошенные подростки полагали, что в употреблении спиртных напитков с частотой одни раз в неделю нет ничего вредного, а сама эта система не является чемто не правильным, опасным для их здоровья.

Вышеуказанные результаты позволяютсделать вывод, что в системе ценностей школьников ведущими являются факторы, не относящиеся к тем, которые могут способствовать легкому, быстрому и классическому (в понимании педагогики) усвоению знаний о здоровом образе жизни. А это означает, что основы знаний о гигиене, о ЗОЖ будут освоены не в полной мере, как это следует, учитывая актуальность проблемы и сложность вопроса. Важно понимать, что результативнее использовать эти три группы факторов, а не строить систему ценностныхориентаций, не имеющую отношения к реально существующей.Важно понимать, что педагогический процесс и логика воспитания должна основываться на целесообразности (с точки зрения подростка), комплексности и важности (учитывая то, что в этом должны участвовать множество субъектов –от родителей и учителей до близкого, окружения школьников).

Ссылки на источники1.Андрейчиков А.В, Коробицина Т.В. Основы социальной медицины. Конспект лекций. –Красноярск: СФУ, 2008. –184 с.2. Мелюхин Георгий Михайлович. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Мелюхин Георгий Михайлович; [Место защиты: Чуваш. гос. унт им. И.Н. Ульянова]. Чебоксары, 2008. 156 с.

Chervova Irina,Ph.D., a biology teacher MBOU " School № 106 " Barnaulirchervova@yandex.ruKnowledge and understanding of healthy lifestyles , values teenagers as a basis for teaching strategiesAbstract.Studied awareness of children ( teenagers) on the components of a healthy lifestyle ( HLS ), and obtained information on the value orientations of students in the school . When forming a correct attitude toward healthy lifestyle is important to understand what is the basis of information and value established in children ( teenagers) , since, without proper awareness , teachers at risk of poor educational and educational outcome.Keywords.healthy lifestyle , health, children, teenagers, values system , education , hygiene