Извечный вопрос человечества, или ещё раз о счастье
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Граф
А.
Р. Извечный вопрос человечества, или ещё раз о счастье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3496–3500. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54963.htm.
Аннотация. Статья посвящена важному философскому вопросу – пониманию счастья в традиционном и непривычном представлении. Автор обращает внимание на важную роль учителя в формировании правильных представлений о счастье у современной молодёжи.
Текст статьи
Граф Анна Родионовна,учитель русского языка и литературы ФКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области(ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Иркутской области), г. Ангарскannagraff@.mail.ru
Извечный вопрос человечества, или ещё раз о счастье
Аннотация.Статья посвящена важному философскому вопросу –пониманию счастья в традиционном и непривычном представлении. Автор обращает внимание на важную роль учителя в формировании правильных представлений о счастье у современной молодёжи.Ключевые слова: счастье, представления,добродетель, ответ, удовлетворение, способ достиженияВ белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик. Андре Моруа Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.Джордж Бернард Шоу
Существуют так называемые «вечные» вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа: истина и справедливость, любовь, счастье… Удивительно, что наш уже далеко не юный мир, столкнувшись с необходимостью ответить на вопрос, что такое счастье,каждый раз пытается найти разные ответы. В этом можно убедиться, читая мысли мудрецов древности и наших современников: сколько мнений, споров, опровержений! Хотя какоето согласие и можно обнаружить в разных источниках, у разных авторов. Надо отметить, поиски разногласий и, напротив,схожих мыслей –очень трудное, но увлекательное занятие, заставляющее ищущего задуматься и согласиться с Андре Моруа в том,что каждый из нас даст своё понимание счастья.Поиски истины в вопросе о счастье, возможно, не будут бесплодными, а читающий эти и последующие страницы также задумается об очень нужном для нас ответе на вопрос, в чём он видит своё счастье. Ответ, согласитесь, очень важный в наше время, когда мы отошли от прежних, пусть и наивных, идеалов и стали обществом потребления, которое не может дать человеку осознания полноты его жизни. Это должен понимать каждый из нас, педагог же –в первую очередь: скольких людейон может сделать счастливыми и, наоборот, неудачниками… Но это уже другой вопрос, наша же задача –поиск ответа на вопрос, что такое счастье.О предмете поисков очень точно сказано современным иранским философом Абузаром Эбрахимом Торкаманом. В своём труде, посвящённом древнегреческому мыслителюАристотелю и мудрецу Востока Мухаммаду Нараки, он приводит строки, которые поражают своей точностью и глубиной: «Человеческое счастье одно из важных понятий, которому многие мыслители стремились дать ясное определение и соответственно пытались представить счастливого человека. По своему содержанию понятие счастья кажется и ясным, и в то же время туманным и неопределенным. Ясность в том, что каждый человек может согласно своим убеждениям дать какоето определение счастья. И вместе с тем очень трудно дать единое определение, которое могло бы служить однозначным обозначением счастья». [1].Невероятно трудно дать это определение, но попытки не могут остаться тщетными. Логично начатьс античных времён, с авторитетного в мире древнегреческой науки имени Аристотеля. Категорию счастья он представляет какособое состояние удовлетворенности, которое получает человек от совершенной им добродетельной деятельности. Мораль и счастье должны быть связаны между собой.Учёный утверждал, что высшего удовлетворения жизнью человек может достичь, только совершая моральные поступки. Главными условиями на пути к счастью он считал нравственное и интеллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и наличие внешних благ, активную гражданскую позицию. Аристотель известен как основатель этики, вне которой нельзя понять вопрос о счастье.Для негоэтика в отличие от точных наук есть практическая наука. Счастье для Аристотеля это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения,не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.Добро он связывает с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Добродетелям можно и нужно научиться. Учёный развил темы о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др.Мыслитель считал, что человеческое счастьепроявляется в полноте развития и использования способностей человека(«Никомахова книга»)[2].Аристотель считал, что человеческое благо скрыто в совершенстве трех сил, которые реализуются посредством развития соответствующих добродетелей:теоретического разума ; практического разума;нравственных добродетелей. Превыше всего Аристотельставил разумную мудрость. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость. Люди, приобретавшие все человеческие добродетели и строившие жизнь в соответствии с ними, направляются к процветанию и счастливой жизни, если в связи с болезнями или лишениями внешних благ они не сталкиваются с серьезными проблемами. Вывод: «Счастье для Аристотеля это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией»[2].
Не проходит интерес и к трудам великого римлянина Сенеки, оставшегося верным своим убеждениям:«… блаженная жизнь это жизнь, сообразная своей природе».Счастлив человек, для которого добро и зло существуют лишь как добрая и злая душа, кто упражняется в честности, кто довольствуется добродетелью, кого случайность не превознесет и не обессилит, кто не знает другого счастья, кроме того, какое он сам себе может создать, для кого истинным наслаждением будет презрение к чувственному наслаждению». Сенека считал, что надо жить согласно с природой: старательно сохранять то, что свойственно нашей природе, но как нечто преходящее; важным для философа было умение человека не раболепствовать перед чужим благом и не позволять ему господствовать над ними. В области моральной философии Сенека непревзойдённый философ. Его обращения к нам не нуждаются в доработке, они актуальны во все времена. Кто не согласится с ним в том, что «счастье человека состоит в нашем отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным»[6].Это так важно тогда, когда человек, не ропща, принимает все как должное.
Совершенно подругому видел счастье бывший богослов, французский философ Жюльен Ламетри, чей труд «АнтиСенека» был безжалостно раскритиковани Д. Дидро. В этой книге Ламетри призывает людей подчинятьсяощущениям и стремиться сделать их приятными, больше думать о теле, чем о душе, и доставлять ему больше удовольствий. Для счастья не требуются ум, знания. Образ человека, нарисованного Ламетри, которому он сам стремился следовать, создал ему скандальную известность.По Ламетри, нашу жизнь, тело, дар природы, наслаждения, к которым она призывает, надо ценить. Они прекрасны, ибо они естественны. Обладая способностью наслаждаться, каждый человек имеет все, что нужно, чтобы быть счастливым.Если он несчастен, это происходит по его собственной вине или изза того, что он «злоупотребляет дарами природы» [4].
Чтобы быть счастливым, надо «поступать всегда так, как нравится, удовлетворять все свои желания, то есть все капризы воображения, если это не счастье, пусть мнетогда скажут, в чем же счастье...» [4].Мало кто из наших современников, тем более педагогов,надеюсь, поддержитфранцузского философа в его призыве удовлетворять все воображаемые и реальные капризы человека: кто знает, какие воображаемые капризы у наших учеников в голове, да и неустойчивых взрослых…Но, восторгаясь чувственными удовольствиями, Ламетри дает высокую оценкусчастья, которое испытывают во время поиска истины. Именно умственная деятельность, научные исследования, художественное творчество отличают человека от животных. Философ подчеркивает, «насколько завоевания ума стоят выше всяких других». Ламетри вовсе не зовет предаваться любым наслаждениям тела и любой ценойизбегать телесных страданий. Нет ничего прекраснее твердости духа, дающей силы человеку переносить физические страдания ради блага других людей. Тому, кто способен на это, даже больше чести, чем тому, кто можетвозвыситьсянад смертью силой своего презрения к ней.Продолжая разговор о счастье, нельзя обойти вниманием великого немецкого философа Людвига Фейербаха.Он напоминает нам о «главной движущей силе общественного развития» [8] стремлении человека к счастью, которое лежит в основедействий и поступков всех живых существ. Счастьем Фейербах называл здоровое, нормальное состояние какогонибудь существа, состояние хорошего здоровья, или благополучия; такое состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет его индивидуальным, характерным потребностям и стремлениям, относящимся к его сущности и к его жизни.Польский философ Владислав Татаркевич считает, что трактатов о счастье много, но они касаются не сущности счастья, а способов его достижения, не определяют счастье как цель жизни человека. Сам Татаркевич понимает счастье как наивысшееблаго. Счастье возможно без радости, удачи и совершенства. Но с ними его качество повышается. «Счастье следует определять как полное и длительное удовлетворение жизнью в целом» [7]., считает польский философ. Субъективная сторона счастья складывается из чувства и оценки.Татаркевич рассматриваетэволюцию понятия в истории: она колебалась «между пониманием счастья как совершенного состояния и пониманием его как удовольствия». С точки зрения психологии: чувства удовольствия и неудовольствия имеют психические основы (ощущения).Относится счастье и ко времени, включает не только оценку настоящего, но еще прошлого и перспектив на будущее. Настоящее —реально. Но его недостаток —краткость. Прошлое является предметом удовлетворения или неудовлетворения, причиной наличного состояния. Но прошлое можно деформировать с помощью воображения. Можно быть счастливым и без удовлетворения прошлым. Переживание счастья в настоящем —лишь часть счастья. Факторами счастья Татаркевич называет всё то, что может иметь положительное значение для достижения счастья, они относительны в связи с индивидуальностью человека и в связи с уникальностью собственного набора в каждом конкретном случае. От факторов философотличает источники счастья. Он выделяет их 4 группы: внешние блага, добрые чувства, любимая работа, бескорыстные интересы. Источником счастьяявляется сам факт жизни, важно не только обладание благами, но и их количество, воображаемые блага могут быть более продуктивным источником счастья, чем реальные. Счастьево многом зависит от характера человека: к счастью более расположены открытые, общительные люди, а не отгороженные от мира стеклянной стеной. Для счастья необходимо быть довольным окружающим миром, его образом и структурой. Человек ожидает от мира счастье, но делает его сам,нужен настрой и деятельная позиция для преобразования мира. Для счастья человека необходимы другие люди, необходимо и счастье окружающих. Необходимо содействовать чужому счастью. Важной частью счастья является возможность одиночества.Татаркевич рассматривает и понятие «совершенство».Оно означает «законченный», доведенный до конца, употребляется в разных случаях,для характеристикиреальных вещей и абстрактных конструкций;природного и рукотворного;целого и отдельных элементов.Другие понятия совершенства:достигшее своей цели, простое, гармоничное. В обыденной речи понятие совершенства смешивается с понятиями «очень хороший», «самый лучший».Изза различных пониманий слова существуют некоторые парадоксы. Например, мир совершенен благодаря своему несовершенству; совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.В нравственном аспекте возникает вопрос: каким способом человек может достичь совершенства? Достижение совершенства и даже стремление к нему требует преодоления человеческой природы. Совершенствование, ставящее себе некие пределы, достигая их, ведет к смерти.Татаркевич связывает воедино счастье и совершенство: «Наши самые общие идеалы —мудреца и гения, полноты и гармонии жизни —концентрируются в идеале совершенства. Он представляет собой позитивный критерий жизнина основе объективных ценностей. Люди жемечтают о другом аналогичном идеале, также позитивном критерии жизни, но на субъективной основе: это идеал счастья. Совершенным будет тот, кто располагает всеми достоинствами, а счастливым тот, кто полностью доволен жизнью. Оба они —идеалы, которыми измеряется действительная жизнь. Однако всегда сохраняется различие между идеалом и жизнью» [7].
Французские писатели часто и философы, не исключение и наш современник Паскаль Брюкнер, лауреат премий Медичи и Ренодо. Продолжатель традиции европейского рационализма, философии Просвещения, в России он известен как романист. На русский язык переведены его книги «Божественное дитя», «Похитители красоты», «Горькая луна» (роман послужил основой знаменитого фильма Р. Полански). Эссе Брюкнера у нас мало переводились. Публицистический талант Брюкнера заслуживает не меньшего внимания. Обычно его эссе имеют парадоксальные названия: «Искушение невинностью», «Принудительное счастье», «Нищета богатства»… Пересмотр мифов о всеобщем счастье, равноправии, богатстве, свободной любви, пересмотр привычного –основные темы творчества Паскаля Брюкнера.Книга «Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье» издано в 2000 г. Автор прослеживает развитие и извращение идеала счастья, свойственного европейской культуре после эпохи Просвещения. В эссе излагается история вопроса, как христианский культ страдания сменился в XVIIIвеке изнурительной погоней за земным счастьем, как постепенно это счастье сделалось обязательным атрибутом полноценного человека. Показано, как стремление к благополучию, здоровью, красоте, сексуальной привлекательности становится навязчивой идеей, порождает депрессию, лишает людей беззаботности и в итоге делает их несчастными. Брюкнер показывает современный мир, в котором господствуют посредственность и пошлость.Писатель признаёт, что счастье не в деньгах, но советует не доверять тем, кто громко об этом кричит. Страдание писатель называет запретным: оно взрывает царство вечной эйфории изнутри. Рецептов французский философ не даёт, но выражает надежду на возможность разумного синтеза культа страдания и культа счастья в виде «искусства счастливо жить, признавая страдание и преодолевая его» [3].
«Счастье —божественная прихоть, оно нисходит на нас без всякой причины, разражает внезапно, как гром фанфар. Быть может, самое большое счастье как раз то, которого мы не ждем, на которое не рассчитываем, которое случается ни с того ни с сего, оно словно сваливается с неба, нарушая привычный распорядок, и озадачивает, восхищает, ошеломляет нас» [3]
в этой цитате из названного эссе и сам Паскаль Брюкнер…Обзор представлений философов древности и нашего времени позволяет сделать вывод о том, что счастье есть состояние человека, когда бытие соответствует полной внутренней удовлетворенности; это «деятельность души в полноте добродетели». Счастье характеризуется свободой души, благими намерениями, высшими благами, ценностями в деятельности человека. Наивысшей ценностью удовлетворения и познания счастья является счастье как добродетель. Добродетель –это деятельность души. Правильные действия и поступки ведут к познанию прекрасного и благого в жизни.Познание прекрасного и благого в жизни есть счастье, которое ведет к добродетели, благим поступкам, намерениям и действиям. Желание быть счастливым –естественное состояние. Счастье соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Понятие счастья не просто характеризует определенное конкретное положение или субъективное состояние человека, но ивыражает представление о том, какой должна быть вся жизнь, что именно является для него блаженством. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.Это пониманиеочень важно в наши дни, когда становится всё больше людей, не удовлетворённых жизнью, несмотря на кажущееся благополучие.Здесь нельзя не вспомнить о таком человеке, как Виктор Франкл, который, пройдя ужасы фашистских концлагерей, пришёл к очень важному выводу о том, что без высокой, благороднойцели человек не может полноценно жить. Без этой цели он просто существует, что непозволительно русскому человеку, всегда отличавшемуся своим благородным отношением к миру. Без высокой цели нельзя и современному учителю, в чьих руках настоящее и будущее страны.«Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как».[9]
Согласимся же с великими философами прошлого и настоящего от Аристотеля до Ницше и Франкла в том, что счастье есть высшее,прекрасное благо, наивысшая ценность, доставляющее величайшее удовольствие и удовлетворение ведущей к деятельности души.
Ссылки на источники1.Абузар Эбрахими Торкаман, "Иран Россия Ислам: Время понимать друг друга. Сборник статей": Москва Нижний Новгород, издательский дом "Медина", 20092.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 19833.Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссео принудительном счастье. СПб., 20074.Ламетри. АнтиСенека, или Рассуждение о счастье // Ламетри Ж. О. Сочинения. М., 1976 (1983)5.Остин Д. Агатон и эвдеймония в “Этике” Аристотеля // Остин Д. Три способа пролить чернила. Философские работы. М., 20066.Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики. М., 1995 /Сенека. О блаженной жизни // Сенека. Философские трактаты. СПб., 2001/ 7.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 19818.Фейербах Л. Эвдемонизм // Фейербах Л. Избр. философ. произведения. Т.1. М, 19559.Франкл В.Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А.Леонтьева, М.П.Папуша, Е.В.Эйдмана.—М.: Прогресс, 1990.—368 с.: ил.ISBN 5010016060.
Graf Anna Rodionovna,the teacher of russian and literature FKOU "Evening (replaceable) comprehensive school of Main department of Federal Penitentiary Service across the Irkutsk region(FKOU B (Russian Federal Penitentiary Service S)OSh across the Irkutsk region), Angarskannagraff@.mail.ru
Immemorial question of mankind, or once again about happinessAbstract..Article is devoted to an important philosophical question understanding of happiness in traditional and unusual representation.The author pays attention to an important role of a teacher in formation of the correct ideasof happiness at modern youth.Keywords:happiness, representations, virtue, answer, satisfaction, way of achievement
Извечный вопрос человечества, или ещё раз о счастье
Аннотация.Статья посвящена важному философскому вопросу –пониманию счастья в традиционном и непривычном представлении. Автор обращает внимание на важную роль учителя в формировании правильных представлений о счастье у современной молодёжи.Ключевые слова: счастье, представления,добродетель, ответ, удовлетворение, способ достиженияВ белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик. Андре Моруа Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.Джордж Бернард Шоу
Существуют так называемые «вечные» вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа: истина и справедливость, любовь, счастье… Удивительно, что наш уже далеко не юный мир, столкнувшись с необходимостью ответить на вопрос, что такое счастье,каждый раз пытается найти разные ответы. В этом можно убедиться, читая мысли мудрецов древности и наших современников: сколько мнений, споров, опровержений! Хотя какоето согласие и можно обнаружить в разных источниках, у разных авторов. Надо отметить, поиски разногласий и, напротив,схожих мыслей –очень трудное, но увлекательное занятие, заставляющее ищущего задуматься и согласиться с Андре Моруа в том,что каждый из нас даст своё понимание счастья.Поиски истины в вопросе о счастье, возможно, не будут бесплодными, а читающий эти и последующие страницы также задумается об очень нужном для нас ответе на вопрос, в чём он видит своё счастье. Ответ, согласитесь, очень важный в наше время, когда мы отошли от прежних, пусть и наивных, идеалов и стали обществом потребления, которое не может дать человеку осознания полноты его жизни. Это должен понимать каждый из нас, педагог же –в первую очередь: скольких людейон может сделать счастливыми и, наоборот, неудачниками… Но это уже другой вопрос, наша же задача –поиск ответа на вопрос, что такое счастье.О предмете поисков очень точно сказано современным иранским философом Абузаром Эбрахимом Торкаманом. В своём труде, посвящённом древнегреческому мыслителюАристотелю и мудрецу Востока Мухаммаду Нараки, он приводит строки, которые поражают своей точностью и глубиной: «Человеческое счастье одно из важных понятий, которому многие мыслители стремились дать ясное определение и соответственно пытались представить счастливого человека. По своему содержанию понятие счастья кажется и ясным, и в то же время туманным и неопределенным. Ясность в том, что каждый человек может согласно своим убеждениям дать какоето определение счастья. И вместе с тем очень трудно дать единое определение, которое могло бы служить однозначным обозначением счастья». [1].Невероятно трудно дать это определение, но попытки не могут остаться тщетными. Логично начатьс античных времён, с авторитетного в мире древнегреческой науки имени Аристотеля. Категорию счастья он представляет какособое состояние удовлетворенности, которое получает человек от совершенной им добродетельной деятельности. Мораль и счастье должны быть связаны между собой.Учёный утверждал, что высшего удовлетворения жизнью человек может достичь, только совершая моральные поступки. Главными условиями на пути к счастью он считал нравственное и интеллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и наличие внешних благ, активную гражданскую позицию. Аристотель известен как основатель этики, вне которой нельзя понять вопрос о счастье.Для негоэтика в отличие от точных наук есть практическая наука. Счастье для Аристотеля это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения,не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.Добро он связывает с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Добродетелям можно и нужно научиться. Учёный развил темы о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др.Мыслитель считал, что человеческое счастьепроявляется в полноте развития и использования способностей человека(«Никомахова книга»)[2].Аристотель считал, что человеческое благо скрыто в совершенстве трех сил, которые реализуются посредством развития соответствующих добродетелей:теоретического разума ; практического разума;нравственных добродетелей. Превыше всего Аристотельставил разумную мудрость. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость. Люди, приобретавшие все человеческие добродетели и строившие жизнь в соответствии с ними, направляются к процветанию и счастливой жизни, если в связи с болезнями или лишениями внешних благ они не сталкиваются с серьезными проблемами. Вывод: «Счастье для Аристотеля это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией»[2].
Не проходит интерес и к трудам великого римлянина Сенеки, оставшегося верным своим убеждениям:«… блаженная жизнь это жизнь, сообразная своей природе».Счастлив человек, для которого добро и зло существуют лишь как добрая и злая душа, кто упражняется в честности, кто довольствуется добродетелью, кого случайность не превознесет и не обессилит, кто не знает другого счастья, кроме того, какое он сам себе может создать, для кого истинным наслаждением будет презрение к чувственному наслаждению». Сенека считал, что надо жить согласно с природой: старательно сохранять то, что свойственно нашей природе, но как нечто преходящее; важным для философа было умение человека не раболепствовать перед чужим благом и не позволять ему господствовать над ними. В области моральной философии Сенека непревзойдённый философ. Его обращения к нам не нуждаются в доработке, они актуальны во все времена. Кто не согласится с ним в том, что «счастье человека состоит в нашем отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным»[6].Это так важно тогда, когда человек, не ропща, принимает все как должное.
Совершенно подругому видел счастье бывший богослов, французский философ Жюльен Ламетри, чей труд «АнтиСенека» был безжалостно раскритиковани Д. Дидро. В этой книге Ламетри призывает людей подчинятьсяощущениям и стремиться сделать их приятными, больше думать о теле, чем о душе, и доставлять ему больше удовольствий. Для счастья не требуются ум, знания. Образ человека, нарисованного Ламетри, которому он сам стремился следовать, создал ему скандальную известность.По Ламетри, нашу жизнь, тело, дар природы, наслаждения, к которым она призывает, надо ценить. Они прекрасны, ибо они естественны. Обладая способностью наслаждаться, каждый человек имеет все, что нужно, чтобы быть счастливым.Если он несчастен, это происходит по его собственной вине или изза того, что он «злоупотребляет дарами природы» [4].
Чтобы быть счастливым, надо «поступать всегда так, как нравится, удовлетворять все свои желания, то есть все капризы воображения, если это не счастье, пусть мнетогда скажут, в чем же счастье...» [4].Мало кто из наших современников, тем более педагогов,надеюсь, поддержитфранцузского философа в его призыве удовлетворять все воображаемые и реальные капризы человека: кто знает, какие воображаемые капризы у наших учеников в голове, да и неустойчивых взрослых…Но, восторгаясь чувственными удовольствиями, Ламетри дает высокую оценкусчастья, которое испытывают во время поиска истины. Именно умственная деятельность, научные исследования, художественное творчество отличают человека от животных. Философ подчеркивает, «насколько завоевания ума стоят выше всяких других». Ламетри вовсе не зовет предаваться любым наслаждениям тела и любой ценойизбегать телесных страданий. Нет ничего прекраснее твердости духа, дающей силы человеку переносить физические страдания ради блага других людей. Тому, кто способен на это, даже больше чести, чем тому, кто можетвозвыситьсянад смертью силой своего презрения к ней.Продолжая разговор о счастье, нельзя обойти вниманием великого немецкого философа Людвига Фейербаха.Он напоминает нам о «главной движущей силе общественного развития» [8] стремлении человека к счастью, которое лежит в основедействий и поступков всех живых существ. Счастьем Фейербах называл здоровое, нормальное состояние какогонибудь существа, состояние хорошего здоровья, или благополучия; такое состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет его индивидуальным, характерным потребностям и стремлениям, относящимся к его сущности и к его жизни.Польский философ Владислав Татаркевич считает, что трактатов о счастье много, но они касаются не сущности счастья, а способов его достижения, не определяют счастье как цель жизни человека. Сам Татаркевич понимает счастье как наивысшееблаго. Счастье возможно без радости, удачи и совершенства. Но с ними его качество повышается. «Счастье следует определять как полное и длительное удовлетворение жизнью в целом» [7]., считает польский философ. Субъективная сторона счастья складывается из чувства и оценки.Татаркевич рассматриваетэволюцию понятия в истории: она колебалась «между пониманием счастья как совершенного состояния и пониманием его как удовольствия». С точки зрения психологии: чувства удовольствия и неудовольствия имеют психические основы (ощущения).Относится счастье и ко времени, включает не только оценку настоящего, но еще прошлого и перспектив на будущее. Настоящее —реально. Но его недостаток —краткость. Прошлое является предметом удовлетворения или неудовлетворения, причиной наличного состояния. Но прошлое можно деформировать с помощью воображения. Можно быть счастливым и без удовлетворения прошлым. Переживание счастья в настоящем —лишь часть счастья. Факторами счастья Татаркевич называет всё то, что может иметь положительное значение для достижения счастья, они относительны в связи с индивидуальностью человека и в связи с уникальностью собственного набора в каждом конкретном случае. От факторов философотличает источники счастья. Он выделяет их 4 группы: внешние блага, добрые чувства, любимая работа, бескорыстные интересы. Источником счастьяявляется сам факт жизни, важно не только обладание благами, но и их количество, воображаемые блага могут быть более продуктивным источником счастья, чем реальные. Счастьево многом зависит от характера человека: к счастью более расположены открытые, общительные люди, а не отгороженные от мира стеклянной стеной. Для счастья необходимо быть довольным окружающим миром, его образом и структурой. Человек ожидает от мира счастье, но делает его сам,нужен настрой и деятельная позиция для преобразования мира. Для счастья человека необходимы другие люди, необходимо и счастье окружающих. Необходимо содействовать чужому счастью. Важной частью счастья является возможность одиночества.Татаркевич рассматривает и понятие «совершенство».Оно означает «законченный», доведенный до конца, употребляется в разных случаях,для характеристикиреальных вещей и абстрактных конструкций;природного и рукотворного;целого и отдельных элементов.Другие понятия совершенства:достигшее своей цели, простое, гармоничное. В обыденной речи понятие совершенства смешивается с понятиями «очень хороший», «самый лучший».Изза различных пониманий слова существуют некоторые парадоксы. Например, мир совершенен благодаря своему несовершенству; совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.В нравственном аспекте возникает вопрос: каким способом человек может достичь совершенства? Достижение совершенства и даже стремление к нему требует преодоления человеческой природы. Совершенствование, ставящее себе некие пределы, достигая их, ведет к смерти.Татаркевич связывает воедино счастье и совершенство: «Наши самые общие идеалы —мудреца и гения, полноты и гармонии жизни —концентрируются в идеале совершенства. Он представляет собой позитивный критерий жизнина основе объективных ценностей. Люди жемечтают о другом аналогичном идеале, также позитивном критерии жизни, но на субъективной основе: это идеал счастья. Совершенным будет тот, кто располагает всеми достоинствами, а счастливым тот, кто полностью доволен жизнью. Оба они —идеалы, которыми измеряется действительная жизнь. Однако всегда сохраняется различие между идеалом и жизнью» [7].
Французские писатели часто и философы, не исключение и наш современник Паскаль Брюкнер, лауреат премий Медичи и Ренодо. Продолжатель традиции европейского рационализма, философии Просвещения, в России он известен как романист. На русский язык переведены его книги «Божественное дитя», «Похитители красоты», «Горькая луна» (роман послужил основой знаменитого фильма Р. Полански). Эссе Брюкнера у нас мало переводились. Публицистический талант Брюкнера заслуживает не меньшего внимания. Обычно его эссе имеют парадоксальные названия: «Искушение невинностью», «Принудительное счастье», «Нищета богатства»… Пересмотр мифов о всеобщем счастье, равноправии, богатстве, свободной любви, пересмотр привычного –основные темы творчества Паскаля Брюкнера.Книга «Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье» издано в 2000 г. Автор прослеживает развитие и извращение идеала счастья, свойственного европейской культуре после эпохи Просвещения. В эссе излагается история вопроса, как христианский культ страдания сменился в XVIIIвеке изнурительной погоней за земным счастьем, как постепенно это счастье сделалось обязательным атрибутом полноценного человека. Показано, как стремление к благополучию, здоровью, красоте, сексуальной привлекательности становится навязчивой идеей, порождает депрессию, лишает людей беззаботности и в итоге делает их несчастными. Брюкнер показывает современный мир, в котором господствуют посредственность и пошлость.Писатель признаёт, что счастье не в деньгах, но советует не доверять тем, кто громко об этом кричит. Страдание писатель называет запретным: оно взрывает царство вечной эйфории изнутри. Рецептов французский философ не даёт, но выражает надежду на возможность разумного синтеза культа страдания и культа счастья в виде «искусства счастливо жить, признавая страдание и преодолевая его» [3].
«Счастье —божественная прихоть, оно нисходит на нас без всякой причины, разражает внезапно, как гром фанфар. Быть может, самое большое счастье как раз то, которого мы не ждем, на которое не рассчитываем, которое случается ни с того ни с сего, оно словно сваливается с неба, нарушая привычный распорядок, и озадачивает, восхищает, ошеломляет нас» [3]
в этой цитате из названного эссе и сам Паскаль Брюкнер…Обзор представлений философов древности и нашего времени позволяет сделать вывод о том, что счастье есть состояние человека, когда бытие соответствует полной внутренней удовлетворенности; это «деятельность души в полноте добродетели». Счастье характеризуется свободой души, благими намерениями, высшими благами, ценностями в деятельности человека. Наивысшей ценностью удовлетворения и познания счастья является счастье как добродетель. Добродетель –это деятельность души. Правильные действия и поступки ведут к познанию прекрасного и благого в жизни.Познание прекрасного и благого в жизни есть счастье, которое ведет к добродетели, благим поступкам, намерениям и действиям. Желание быть счастливым –естественное состояние. Счастье соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Понятие счастья не просто характеризует определенное конкретное положение или субъективное состояние человека, но ивыражает представление о том, какой должна быть вся жизнь, что именно является для него блаженством. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.Это пониманиеочень важно в наши дни, когда становится всё больше людей, не удовлетворённых жизнью, несмотря на кажущееся благополучие.Здесь нельзя не вспомнить о таком человеке, как Виктор Франкл, который, пройдя ужасы фашистских концлагерей, пришёл к очень важному выводу о том, что без высокой, благороднойцели человек не может полноценно жить. Без этой цели он просто существует, что непозволительно русскому человеку, всегда отличавшемуся своим благородным отношением к миру. Без высокой цели нельзя и современному учителю, в чьих руках настоящее и будущее страны.«Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как».[9]
Согласимся же с великими философами прошлого и настоящего от Аристотеля до Ницше и Франкла в том, что счастье есть высшее,прекрасное благо, наивысшая ценность, доставляющее величайшее удовольствие и удовлетворение ведущей к деятельности души.
Ссылки на источники1.Абузар Эбрахими Торкаман, "Иран Россия Ислам: Время понимать друг друга. Сборник статей": Москва Нижний Новгород, издательский дом "Медина", 20092.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 19833.Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссео принудительном счастье. СПб., 20074.Ламетри. АнтиСенека, или Рассуждение о счастье // Ламетри Ж. О. Сочинения. М., 1976 (1983)5.Остин Д. Агатон и эвдеймония в “Этике” Аристотеля // Остин Д. Три способа пролить чернила. Философские работы. М., 20066.Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики. М., 1995 /Сенека. О блаженной жизни // Сенека. Философские трактаты. СПб., 2001/ 7.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 19818.Фейербах Л. Эвдемонизм // Фейербах Л. Избр. философ. произведения. Т.1. М, 19559.Франкл В.Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д.А.Леонтьева, М.П.Папуша, Е.В.Эйдмана.—М.: Прогресс, 1990.—368 с.: ил.ISBN 5010016060.
Graf Anna Rodionovna,the teacher of russian and literature FKOU "Evening (replaceable) comprehensive school of Main department of Federal Penitentiary Service across the Irkutsk region(FKOU B (Russian Federal Penitentiary Service S)OSh across the Irkutsk region), Angarskannagraff@.mail.ru
Immemorial question of mankind, or once again about happinessAbstract..Article is devoted to an important philosophical question understanding of happiness in traditional and unusual representation.The author pays attention to an important role of a teacher in formation of the correct ideasof happiness at modern youth.Keywords:happiness, representations, virtue, answer, satisfaction, way of achievement